.RU

Вопросы и практические задания


Вопросы и практические задания

к государственному экзамену

по специальности 071201.65

«Библиотечно-информационная деятельность»


Квалификация

«Технолог автоматизированных информационных ресурсов»

ОФО, ЗФО


1. Методология и методика библиотековедения, организация библиотековедческого исследования.

2. Система управления библиотечно-информационной деятельностью на современном этапе. АСУ.

3. Аналитико-синтетическая обработка документов как технологическая основа информационного обеспечения и обслуживания. Виды и методы АСПИ.

4. Правовое обеспечение деятельности библиотек.

5. Индексирование документов: сущность, виды. Теоретические основы предметизации и систематизации.

6. Основные этапы и направления развития универсальных классификационных систем мира. Теоретические и практические проблемы ББК, УДК, ДКД на современном этапе.

7. Библиотечные каталоги как часть справочно-библиографического аппарата библиотеки: историография, функции, видовая классификация. Электронные каталоги.

8. Стратегия корпоративной каталогизации, ее роль в расширении мирового информационного пространства. Организационно-методические принципы корпоративной каталогизации (российский и зарубежный опыт).

9. Формирование документного фонда как технологический цикл.

10. Автоматизация управления кадрами библиотеки.

11. Современные средства связи в управлении библиотекой.

12. Проблемы и перспективы автоматизации процессов формирования документных фондов.

13. Характеристика системы библиотечного обслуживания читателей. Новые информационные технологии в библиотечном обслуживании.

14. Виртуальное библиографическое обслуживание: доминирование навигаторской функции.

15. Информационнное обеспечение управления библиотекой.

16. Библиотечная статистика: проблемы и перспективы автоматизации в библиотечно-информационных учреждениях РФ.

17. Классификация документов как теоретико-практическая проблема документоведения.

18. Мультимедийная информация в Интернет.

19. Мультимедийные технологии в практике библиотечно-информаци­онных учреждений.

20. Правовые и организационные методы защиты информации в компьютерных системах.

21. Профилактика заражения вирусами библиотечных компьютерных сетей.

22. Структура Интернет. Аппаратно-программное обеспечение для работы в сети.

23. Компьютерная техника. Этапы развития. Преимущества IBC PC. Основные блоки.

24. Понятие и процессы жизненного цикла программного обеспечения. Виды программ.

25. Общие требования, предъявляемые к компьютерным сетям (качество обслуживания, производительность, надёжность, расширяемость, совместимость и т.д.).

26. Роль компьютерных сетей в мире телекоммуникаций.

27. Конвергенция локальных и глобальных сетей.

28. Структура, принципы построения и использования гипертекстовых информационно-поисковых систем.

29. Формирование связей документов в гипертекстовых информационно-поисковых сетях. Базовые технологии WWW.

30. Характеристика экспертных систем. Базовые функции.

31. Электронные библиотеки: цели создания и перспективы развития.

32. Характеристика технических средств носителей информации.

33. Ресурсы электронных библиотек и средства доступа к ним.

34. Электронная доставка документов. Звенья технологической цепи.

35. Принципы организации автоматизации в библиотеке.

36. Межбиблиотечное информационное сотрудничество на базе компьютерных и Интернет-технологий.

37. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов. Организация автоматизированного рабочего места библиотекаря.

38. Библиотеки как центры доступа к Интернет.

39. Организация работы с персональным компьютером. Профессиональные и психологические аспекты.

40. Автоматизация библиотек в России и за рубежом. Сравнительная характеристика.

41. Локальные вычислительные сети как основа АБИС. Концепции построения.

42. Информационно-поисковый язык как основной компонент лингвистического обеспечения информационной технологии.

43. Структура и функции информационно-поисковых языков.

44. Лингвистическое обеспечение ГСНТИ.

45. Лингвистическое обеспечение АБИС.

46. Модели баз данных.

47. Проектирование баз данных.

48. Электронные информационные ресурсы социально-гуманитарного комплекса.

49. Электронные информационные ресурсы естественнонаучного профиля, предоставляемые пользователям центрами ГСНТИ.

50. ГОСТ 7.82-2001 и ГОСТ 7.1 -2003 и их применение для библиографического описания локальных (пакетных) и сетевых электронных информационных ресурсов.

51. Электронная библиография как информационный ресурс: специфика, возможности. Проблемы и перспективы создания электронной библиографической продукции как составляющей информационно-ресурсной базы России.

52. История и классификация языков программирования.

53. Области практического применения систем гиперзаписи.

54. Общая характеристика сети Интернет. Базовые службы и сервисы.

55. Информационная технология: дефиниции понятия, структура, функции.

56. Роль информационных технологий в современном обществе.

57. Этапы и тенденции развития информационных технологий.

58. Свойства информационных систем.

59. Модель жизненного цикла информационных систем.

60. Классификаторы и кодировки в информационных системах.

61. Классификация информационных систем.

62. Общие принципы проектирования информационных систем.

63. Базовые понятия в области программно-технических средств АБИС.

64. Функциональная схема АБИС ГПНТБ. Краткая характеристика подсистем.

65. Программное обеспечение для обработки текста, графики, звука и видео. Программное обеспечение из Интернет.

66. Общая характеристика целей, задач и работ, решаемых с использованием внешних устройств персонального компьютера. Ввод информации, вывод информации и её хранение.

67. Реляционные базы данных.

68. Этапы проектирования баз данных.

69. Запросы к базе данных.

70. Нормативные требования к содержанию стадий и этапов проектирования автоматизированных систем ГОСТ 34.601 -90 [9].

71. Синтаксическая структура текста.

72. Коммуникативная структура текста.

73. Аспектная структура текста.

74. Функционально-смысловая структура текста (типы речи).


Практические задания для выпускников

квалификации

«Технолог автоматизированных информационных ресурсов»


1. Презентация личной HTML-страницы с элементами оформления (фон, графика, ссылка на Интернет-страницы).

2. Практическое задание к курсу «Автоматизация управления библиотекой».

3. Создание презентации с помощью MS Power Point (технологический цикл).

4. Создание презентации с помощью MS Power Point (презентация библиотеки, книжной выставки, своей специальности, института: содержательный аспект).

5. Практическое задание по курсу «Глобальные сети в аналитической работе».

6. Анализ электронного ресурса удаленного доступа (библиотечный сайт) по схеме.

7. Составление анкеты сайта.

8. Практическое задание по курсу «Компьютерные сети».

9. Создание схемы размещения компьютеров в компьютерном классе университета по заданным параметрам с учетом эргономических, климатических режимов и правил пожарной безопасности.

10. Создание библиографического описания сетевого электронного информационного ресурса.

11. Создание библиографического описания локального электронного информационного ресурса.

12. Практическое задание по курсу «АСПИ».

13. Практическое задание по «Общему курсу библиотековедения».

14. Технология размещения сайта на сервере в сети Интернет.

15. Практическое задание по курсу «Документоведение» (анализ документа по фасетно-блочной схеме классификации документов).

16. Работа с виртуальными справочными службами (rsl.ru, nlr.ru, library.ru).

17. Сравнительная характеристика русскоязычных поисковых систем Интернета.

18. Практическое задание по курсу: «Программно-техническое обеспечение» (анализ расширения файлов).

19. Практическое задание по курсу: «Программно-техническое обеспечение» (составление таблицы)

20. Практическое задание по курсу: «Программно-техническое обеспечение» (работа с образцами текста).

21. Практическое задание по курсу: «Программно-техническое обеспечение» (построение круговой диаграммы).

22. Практическое задание по курсу: «Программно-техническое обеспечение»

(расширение формул в документах Microsoft Word).


^ Практическое задание по курсу

«Глобальные сети в аналитической работе»


Запишите и объясните примеры: числового адреса (IP – адреса компьютера); доменной адресации; адресации в электронной почте (с созданием собственного почтового ящика); адресации в WWW.


^ Практическое задание по курсу «Компьютерные сети»


Сделать схематический рисунок основных топологий («звезда», «кольцо», «шина»).


Практическое задание по курсу

«Автоматизация управления библиотекой»


Дать сравнительную характеристику автоматизированных рабочих мест (АРМ) для кадров управления библиотекой.


^ Практическое задание по курсу

«Общему курсу библиотековедения»


Библиотечное дело как социально-культурная система (Составить схему библиотечного дела как системы. Охарактеризовать подсистемы).


Квалификация

«Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

ОФО, ЗФО


1. Основные этапы развития библиотековедения.

2. Основные направления и задачи совершенствования библиографической деятельности.

3. Сущность, функции и структура современного библиотековедения.

4. Основные каналы производства и распространения литературно-библиографической информации.

5. Методология и методика библиотековедения, организация библиотековедческого исследования.

6. Текущие, реферативные, ретроспективные, научно-вспомогательные библиографические указатели по общественным наукам.

7. Статус библиотековедения и его связи в системе наук.

8. Особенности массива и потока художественной литературы, литературоведения и критики, искусства.

9. Система управления библиотечным делом на современном этапе.

10. Электронные ресурсы по художественной литературе, литературоведению и искусству.

11. Аналитико-синтетическая обработка документов как технологическая основа информационного обеспечения и обслуживания. Виды и методы АСОД.

12. Преподавание библиотечно-библиографических дисциплин: методы, формы и технология организации.

13. Правовое обеспечение деятельности библиотек.

14. Библиографическое описание как вид и результат АСОД: определение, назначение, функции, особенности составления для различных информационно-поисковых массивов.

15. Индексирование документов: сущность, виды. Теоретические основы предметизации и систематизации.

16. Система краеведческих библиографических пособий. Особенности методики библиографирования краеведческих документов.

17. Основные этапы и направления развития универсальных классификационных систем мира. Теоретические и практические проблемы ББК, УДК, ДКД на современном этапе.

18. Документационное обеспечение деятельности библиотек..

19. Библиотечные каталоги как часть справочно-библиографического аппарата библиотеки: историография, функции, видовая классификация.

20. Виды и методологические особенности рекомендательной библиографической характеристики литературно-художественных произведений.

21. Стратегия корпоративной каталогизации, ее роль в расширении мирового информационного пространства. Организационно-методические принципы корпоративной каталогизации (российский и зарубежный опыт).

22. Электронные ресурсы естественнонаучного профиля, предоставляемые пользователям центрами ГСНТИ.

23. Библиотечный фонд как система. Признаки и свойства библиотечного фонда.

24. Рекомендательная литературная библиография как область художественной культуры.

25. Библиотечный фонд в системе документных фондов страны.

26. Управление производством библиографической продукции: проблемы и перспективы направления.

27. Базовые положения теории отбора документов в отечественном и зарубежном фондоведении.

28. Корпоративные региональные библиотечно-информационные системы России: проблемы и перспективы развития.

29. Формирование библиотечного фонда как технологический цикл.

30. Библиографоведение как научная дисциплина. Структура и содержание.

31. Цели, принципы и проблемы функционирования распределенного библиотечного фонда.

32. Справочно-правовые системы как источники оперативной информации социально-экономического профиля: содержание, генераторы, организация доступа.

33. Управление библиотечным фондом: структура, функции, информационное обеспечение. Субъект управления библиотечным фондом.

34. Библиографическая деятельность центров информации по общественным наукам.

35. Проблемы и перспективы автоматизации процессов формирования библиотечного фонда.

36. Общие представления о библиографии в ее историческом развитии.

37. Характеристика системы библиотечного обслуживания читателей.

38. Педагогическое мастерство: содержание, пути становления и реализации.

39. Библиотечное обслуживание как технологический процесс.

40. Государственная политика формирования библиотечного фонда РФ на современном этапе.

41. Библиотека и социономия.

42. Система документных коммуникаций – среда функционирования библиографической информации.

43. Изучение читателей и чтения. Типология читателей.

44. Формы существования библиографической информации.

45. Массовая работа в библиотечно-информационном обслуживании.

46. Основные общественные функции библиографической информации.

47. Стратегическое управление в деятельности библиотек.

48. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.

49. Маркетинг как современная концепция управления библиотекой.

50. ИПЯ как разновидность искусственных языков: причины создания, алфавит и лексика.

51. Психологические основы управления библиотекой.

52. Организация библиографической работы в библиотеках разных типов. Общие вопросы.

53. Основные направления и функции научно-методической работы.

54. Справочно-библиографический фонд библиотеки. Состав и задачи.

55. Структурно-функциональный анализ библиотеки.

56. Общие вопросы организации справочно-библиографического аппарата библиотеки.

57. Рекламные технологии в библиотечной деятельности.

58. Основные этапы построения лексико-семантической основы ИПЯ. Видовая классификация и область применения ИПЯ.

59. Взаимодействие библиотекаря и читателя в процессе библиотечного обслуживания.

60. Компонентная структура библиографии как области деятельности.

61. Эффективность библиотечного обслуживания.

62. Видовая классификация библиографии как области деятельности.

63. Информационное обеспечение управления библиотекой.

64. Организация и общая методика библиографирования литературы.

65. Библиотечная статистика: проблемы и перспективы направления в библиотечно-информационных учреждениях РФ.

66. Организация и общая методика библиографического информирования в библиотеке.

67. Книжная культура Мордовии.

68. Организация и общая методика справочно-библиографического обслуживания в библиотеке. Виртуальное СБО.

69. Профессиональная этика библиотекаря.

70. Национальная библиография: современные проблемы и задачи.

71. Классификация документов как теоретико-практическая проблема документоведения.

72. Организация библиографической деятельности в РФ.

73. Типология библиотек.

74. АБИС на базе локальной вычислительной сети.


Практические задания для выпускников

квалификации

«Библиотекарь-библиограф, преподаватель»


1. Анализ краеведческого ретроспективного научно-вспомогательного библиографического указателя по плану.

2. Презентация авторского рекомендательного библиографического указателя актуальной проблематики.

3. Презентация авторского рекламного проекта по курсу «Реклама библиотечного дела» (создание фирменного стиля библиотеки).

4. Презентация авторского рекламного проекта по курсу «Реклама библиотечного дела» (создание печатной рекламы).

5. Практическое задание по курсу « Реклама библиотечного дела» (создание пакета деловой документации для библиотеки).

6. Практическое задание по курсу «Основы делопроизводства в библиотеках» (оформление протокола любого содержания).

7. Практическое задание по курсу «Основы делопроизводства в библиотеках» (оформление документов по личному составу).

8. Практическое задание по курсу «Библиотечный менеджмент».

9. Практическое задание по «Общему курсу библиотековедения».

10. Практическое задание по курсу «АСПИ» (видовая классификация библиографического описания).

11. Практическое задание по курсу «АСПИ» (структура и видовая классификация библиографической записи).

12. Практическое задание по курсу «АСПИ» (библиографическое описание электронных ресурсов).

13. Практическое задание по курсу «АСПИ» (систематизация документов).

14. Практическое задание по курсу «АСПИ» (аннотирование).

15. Анализ ретроспективного рекомендательного библиографического указателя по плану.

16. Работа с виртуальными справочными службами.

17. Практическое задание по курсу «Библиографическая деятельность библиотеки».

18. Создание библиографического описания сетевого электронного информационного ресурса.

19. Создание библиографического описания локального электронного информационного ресурса.

20. Практическое задание по курсу «Документоведение» (анализ документа по фасетно-блочной схеме классификации документов).

21. Создание презентации с помощью мастера автосодержания MS Power Point (технологический цикл).

22. Создание презентации с помощью мастера автосодержания MS Power Point (презентация библиотеки, книжной выставки, своей специальности, института: содержательный аспект).


^ Практическое задание по курсу

«Основы делопроизводства в библиотеках»


Оформление протокола любого содержания по выбору студента (совещания, заседания, конференции).


^ Практическое задание по курсу

«Основы делопроизводства в библиотеках»


Оформление документов по личному составу:

а) напишите заявление о приеме Вас на работу в библиотеку в качестве библиотекаря РДБ;

б) составьте приказ директора о приеме Вас на работу на основе Вашего заявления.


^ Практическое задание по курсу «Библиотечный менеджмент»


Результативность сообщения о библиотеке (комментарий в методической разработке «Библиотечный менеджмент», с. 7).


Практическое задание по курсу «Общий курс библиотековедения»


Библиотечное дело как социально-культурная система (Составить схему библиотечного дела как системы. Охарактеризовать подсистемы.


Практическое задание по курсу

«Библиографическая деятельность библиотеки»


Создание профессиограммы библиографа. Защита авторского проекта.


Зав. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов

доцент Г.М. Агеева

variant-13-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080401-tovarovedenie-i-ekspertiza-tovarov-080502.html
variant-15-materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-slushatelej-3-go-kursa-zaochnogo-obucheniya.html
variant-16-rabochaya-programma-po-discipline-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
variant-18-zadanie-1-napishite-razvernutij-otvet-po-teme-po-zakonu-russkomu.html
variant-2-cena-kontrakta-25-mln-rublej-federalnaya-celevaya-programma-razvitie-farmacevticheskoj-i-medicinskoj.html
variant-2-laboratornaya-rabota-1-zaklyuchaetsya-v-sozdanii-i-zapolnenii-otnoshenij-bd-po-odnomu-iz-variantov-obratite.html
  • spur.bystrickaya.ru/krasnij-terror-v-rossii-1918-1923-stranica-13.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-glava-i-harakteristika-sportivnih-igr-kak-sredstvo-fizicheskogo-vospitaniya-srednego-shkolnogo-vozrasta-harakteristika-sportivnih-igr.html
  • thescience.bystrickaya.ru/katalog-izdanij-dunajskoj-komissii-po-sostoyaniyu-na-1-aprelya-2008-g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-realnost-tonkogo-mira-nauka-filosofiya-religiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/korporativnie-meropriyatiya-kak-sredstvo-ukrepleniya-vnutrnnego-imidzha-kompanii-na-primere-trest-skm-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-kursu-filosofiya-nauki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-69-sochineniya-pobasenki-uroki-65-74.html
  • spur.bystrickaya.ru/map-scale-and-proximity-distances-oziexplorerce-rabotaet-na-pocketpc-i-windows-ce-ustrojstvah-no-vam-ponadobitsya.html
  • student.bystrickaya.ru/4-chetvertij-etap-psihologo-socialnij-institut-s-s-novikova-istoriya-razvitiya-sociologii-v-rossii-uchebnoe-posobie.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinoe-graficheskoe-prostranstvo-shkoli.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-obshie-polozheniya-razdel-1-predstavlenie-finansovoj-otchetnosti-msbu-1-resheniem-soveta-direktorov.html
  • college.bystrickaya.ru/2-demokraciyata-belezhi-uspehi-sdrzhanie.html
  • reading.bystrickaya.ru/lyubogo-svoego-pacienta-klinicheskaya-psihoterapiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-prakticheskih-zanyatij-na-vi-kurse-pediatricheskogo-fakulteta-2010-2011g-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respubliki-hakasiya-gosudarstvennaya-byudzhetnaya-obrazovatelnaya-organizaciya-respubliki-hakasiya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-uchitel-goda-v-obrazovatelnom-prostranstve-goroda-g-zlatoust-2008-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-attestacii-vipusknikov-po-specialnosti-080501-51-menedzhment-po-otraslyam-samar-a-2010.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rol-detskogo-kollektiva-v-vospitanii-lichnosti-uchebnik-dlya-vuzov-pedagogicheskaya-psihologiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-umeniya-i-naviki-literaturnogo-obrazovaniya-uchashihsya-v-7-klasse.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-otkaz-ot-lakomstva-programma-sorevnovanij-po-mondioringu-emblema.html
  • institut.bystrickaya.ru/terminologicheskij-slovar-k-laboratornim-zanyatiyam-rabochaya-programma-disciplini-sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-klinicheskoj-immunologii-dlya-studentov-3-kursa-lechebnogo-fakulteta-volggmu-20132014-uch-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-rezultativnost-raboti-ou-indikativnie-pokazateli-diagnostika-i-analiz-obrazovatelnogo-processa-sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-meri-po-sohraneniyu-i-ukrepleniyu-zdorovya-stranica-5.html
  • diploma.bystrickaya.ru/veterinarnij-i-transportnij-kontrol-otodvigayutsya-vglub-strani-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-12.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-studencheskogo-samoupravleniya-v-gorode-saratove.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mistika-i-mrakobesie-renessans-naoboro-t-otbrasivaet-vsyu-etu-noch-srednevekovya-obrashaetsya-k-svetloj-antichnosti-k-ee-svobodnoj-filosofii-stranica-32.html
  • thescience.bystrickaya.ru/infokommunikacionnie-tehnologii-v-nauke-proizvodstve-i-obrazovanii-infokom-5-orgkomitet-konferencii-sinelnikov-bm.html
  • books.bystrickaya.ru/deyatelnost-liceya-v-sisteme-socialnogo-partnyorstva-publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shodstvo-fazovogo-povedeniya-smesej-pav-s-polimerami-i-smeshannimi-rastvorami-polimerov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-osobennosti-obrazovatelnogo-processa.html
  • education.bystrickaya.ru/22tehniko-ekonomicheskie-pokazateli-e-v-krilov-rukovoditel-diplomnoj-raboti.html
  • student.bystrickaya.ru/-bez-nochnih-pereezdov-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-poselka-elektroperedacha-do-velikoj-otechestvennoj-vojni-6-pankova-i-pitevaya-voda-odin-iz-vazhnejshih-zhiznennih-resursov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdeliinauchno-metodicheskie-razrabotki-po-sozdaniyu-shkoli-ravnih-vozmozhnostejiz-opita-raboti-ssh-6-g-tihvin.html
  • tests.bystrickaya.ru/koshachi-ushi-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.