.RU

Вода - часть 2

2.5 Круговорот воды в природе.

Организм человека пронизан миллионами кровеносных сосудов. Крупные артерии и вены соединяют друг с другом основные органы тела, более мелкие оплетают их со всех сторон, тончайшие капилляры доходят практически до каждой отдельной клетки. Копаете ли вы яму, сидите ли на уроке или блаженно спите, по ним беспрерывно течёт кровь, связывая в единую систему человеческого организма мозг и желудок, почки и печень, глаза и мускулы. Для чего же нужна кровь?

Кровь доносит до каждой клетки вашего тела кислород из лёгких и питательные вещества из желудка. Кровь собирает отходы жизнедеятельности из всех, даже самых укромных уголков организма, освобождая его от углекислого газа и других ненужных, в том числе опасных веществ. Кровь разносит по всему телу особые вещества – гормоны, которые регулируют и согласовывают работу разных органов. Иными словами, кровь соединяет разные части тела в единую систему, в слаженный и работоспособный организм.

Так же кровеносная система есть и у нашей планеты. Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, речушки, ручьи и озёра. И это не просто сравнение, художественная метафора. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека, и как недавно заметили учёные, структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека. "Возница природы" – так назвал воду великий Леонардо да Винчи именно она, переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь обратно с воздушными потоками, соединяя друг с другом различные компоненты природы, превращая их в единую географическую систему. Вода не просто переходит из одного природного компонента в другой. Как и кровь, она переносит с собой огромное количество химических веществ, экспортируя их из почвы в растения, с суши в озёра и океаны, из атмосферы на землю. Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащиеся в почве, только с водой, где они находятся в растворённом состоянии. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах, погибли бы "от голода", уподобившись купцу, умершему от голода на сундуке с золотом. Вода снабжает питательными веществами и обитателей рек, озёр и морей. Ручьи, весело стекающие с полей и лугов во время весеннего таянья снега или после летних дождей, собирают по пути хранящиеся в почве химические вещества и доносят их до жителей водоёмов и моря, связывая тем самым наземные и водные участки нашей планеты. Самый богатый "стол" образуется в тех местах, где несущие питательные вещества реки впадают в озёра и моря. Поэтому такие участки побережий – эстуарии – отличаются буйством подводной жизни. А кто удаляет отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности различных географических систем? Опять же вода, причём в должности акселератора она работает намного лучше кровеносной системы человека, которая лишь частично выполняет эту функцию. Особенно важна очистительная роль воды сейчас, когда человек отравляет окружающею среду отходами городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В организме взрослого человека содержится примерно 5-6 кг. крови большая часть которой беспрерывно циркулирует между разными частями его тела. А сколько воды обслуживает жизнь нашего мира?

Все воды на земле не входящие в состав горных пород, объединяются понятием "гидросфера". Её вес столь велик, что обычно его измеряют не килограммах или в тоннах, а в кубических километрах. Один кубический километр – это куб с размером каждого ребра в 1 км., постоянно занятого водой. Вес 1 кг3 воды равен 1 млрд. т. На всей земле содержится 1,5 млрд. км3 воды, что по весу равно примерно 1500000000000000000 тонн! На каждого человека приходится по 1,4 км3 воды, или по 250 млн. т . Пей, не хочу!

Но к сожалению, всё не так просто. Дело в том, что 94% этого объёма составляют воды мирового океана, не пригодные для большинства хозяйственных целей. Лишь 6% -это воды суши, из которых пресной всего 1/3, т.е. лишь 2% от всего объёма гидросферы. Основная масса этих пресных вод сосредоточена в ледниках. Значительно меньше их содержится под земной поверхностью (в неглубоко расположенных подземных, водных горизонтах, в подземных озёрах, в почвах, а так же в парах атмосферы. На долю рек, из которых в основном и берёт воду человек, приходится совсем мало – 1,2 тыс. км3 . Совершенно ничтожен общий объём воды, единовременно содержащейся в живых организмах. Так что воды, которую может потреблять человек и другие живые организмы, на нашей планете не так уж и много. Но почему же она не кончается? Ведь люди и животные постоянно пьют воду, растения испаряют её в атмосферу, а реки уносят в океан.

2.6 Почему не кончается вода на Земле?

Кровеносная система человека представляет собой замкнутую цепь, по которой беспрерывно течёт кровь, перенося кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы жизнедеятельности. Этот поток никогда не кончается, потому что представляет собой круг или кольцо, а, как известно, "у кольца нет конца". По этому же принципу устроена и водяная сеть нашей планеты. Вода на Земле находится в постоянном круговороте, и убыль её в одном звене сразу же восполняется за счёт поступления из другого. Движущей силой круговорота воды является солнечная энергия и сила тяжести. За счёт круговорота воды все части гидросферы тесно объединены и связывают между собой другие компоненты природы. В самом общем виде круговорот воды на нашей планете выглядит следующим образом. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана и суши и поступает в атмосферу, причём испарение с поверхности суши осуществляется, как реками и водоёмами, так почвой, растениями. Часть воды сразу возвращается с дождями обратно в океан, а часть переносится ветрами на сушу, где выпадают в виде дождей и снега. Попадая в почву, вода частично впитывается в неё, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, частично стекает по поверхности в реки и водоёмы почвенная влага частично переходит в растения, которые испаряют её в атмосферу, и частично стекает в реки, только с меньшей скоростью. Реки, питающиеся водой из поверхностных ручьёв и подземных вод, несут воду в Мировой океан, восполняя её убыль. Вода испаряется с его поверхности, снова оказывается в атмосфере, и круговорот замыкается. Такое же движение воды между всеми компонентами природы и всеми участками земной поверхности происходит постоянно и беспрерывно в течение многих миллионов лет.

Надо сказать, что круговорот воды не полностью замкнут. Часть её, попадая в верхние слои атмосферы, разлагается под действием солнечных лучей и уходит в космос. Но эти незначительные потери постоянно восполняются за счёт поступления воды из глубинных слоёв земли при вулканических извержениях. За счёт этого объём гидросферы постепенно увеличивается. по некоторым расчётам 4 млрд. лет назад объём её составлял 20 млн. км3 , т.е. был в семь тысяч раз меньше современного. В будущем количество воды на Земле, по-видимому, так же будет возрастать, если учесть, что объём воды в мантии Земли оценивается в 20 млрд. км3 – это в 15 раз больше современного объёма гидросферы. Сравнивая объём воды в отдельных частях гидросферы с притоком воды в них и соседних звеньев круговорота, можно определить активность водообмена, т.е. время, за которое может полностью обновиться объём воды в Мировом океане, в атмосфере или почве. Медленнее всего обновляются воды в полярных ледниках (один раз за 8 тыс. лет). А быстрее всего обновляется речная вода, которая во всех реках на Земле полностью меняется за 11 дней.

2.7 Водный голод планеты.

"Земля – планета поразительной голубизны"! – восторженно докладывали возвращавшиеся из далёкого Космоса после высадки на Луну американские астронавты. Да и могла ли наша планета выглядеть по-другому, если более 2\3 её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Но тогда, что означает явление, название которого вынесено в заголовках? Какой же "голод" может быть, если на Земле такое изобилие водоёмов? Да, воды на Земле более чем достаточно. Но нельзя забывать и о том, что жизнь планете Земля, как считают учёные, впервые появилась в воде, а лишь потом вышли на сушу. Свою зависимость от воды организмы сохранили в ходе эволюции в течение многих миллионов лет. Вода – главный "строительный материал", из которого состоит их тело. В этом легко убедиться, проанализировав цифры следующие таблицы:


urok-9-novaya-fiziologiya-chast-4-arnold-eret.html
urok-9-s-2021-povtorenie-i-obobshenie-projdennogo-materiala-poyasnitelnaya-zapiska-programma-razrabotana-na.html
urok-9-vopros-poznajte-istinu-i-istina-sdelaet-vas-svobodnimi.html
urok-99-chtenie-slov-s-izuchennimi-bukvamipovtorenie-process-obucheniya-gramote-po-uchebniku-v-g-goreckogo-i-dr.html
urok-algebri-v-11b-klasse-po-teme-stepen-s-racionalnim-pokazatelem-i-eyo-svojstva.html
urok-anglijskij-yazik-fizika-tema-elektronnij-mikroskop.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-edinstvenno.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sera-tehnicheskaya-gazovaya-granulirovannaya-sort-9998.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/put-v-kosmos-gosudarstvennoe-uchrezhdenie-kulturi-g-moskvi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/373-2060-pri-pishevom-puti-inficirovaniya-i-massivnoj-invazii-klinicheskie-disciplini-specialnie-klinicheskie-disciplini.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-cennostej-stranica-13.html
  • school.bystrickaya.ru/22-maya-1300-kaf-ks-7-uchebnoe-zdanie-ul-bkrasnaya-55-programma-konferencii-kazan-2012.html
  • university.bystrickaya.ru/fevral.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stoimost-raboti-3500-tisyach-rublej-otchet-o-hode-vipolneniya-federalnoj-celevoj-programmi-snizhenie-riskov-i.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zashita-tamozhennimi-organami-prav-intellektualnoj-sobstvennosti-chast-11.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-selivanova-e-n.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-nauchnogo-seminara-aktualnie-problemi-ekonomiki-energetiki-dlya-specialnosti-080102-65.html
  • testyi.bystrickaya.ru/av-rossijskogo-gosudarstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-dohodov-i-operacij-s-korporativnimi-obligaciyami.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoriya-rodov-ugroza-vikidisha.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sud-razreshaet-provedenie-video-i-audio-videosemku-i-provedenie-audiozapisi-zdes-razresheniya-ne-trebuetsya-vprave-vesti-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-dokumentov-predostavlyaemih-postupayushim-v-aspiranturu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/igra-otgadaj-kakaya-zona-spryatana.html
  • abstract.bystrickaya.ru/18-analiz-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-11-h-klassov-po-materialam-i-tehnologii-ege-v-2009-2010-uchebnom-godu.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vikoristannya-mozhlivostej-sistemi-wolfram-mathematica-pri-vivchen-matematichnogo-analzu.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-dlya-nachalnoj-shkoli-na-2011-2015-godi-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • reading.bystrickaya.ru/medicinskaya-informatika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sozdanie-i-redaktirovanie-diagramm-okno-programmi-excel-5-osnovnie-ponyatiya-ms-excel-7-struktura-elektronnoj.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naimenovanie-statisticheskoj-informacii-periodichnost-priglashenie-k-delovomu-sotrudnichestvu.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-preduprezhdeniya-neustavnih-otnoshenij-osnovannaya-na-reshenii-konkretnih-zadach-po-voennoj-sluzhbe.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-tehnicheskaya-chast-naimenovanie-operatora-elektronnoj-ploshadki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kritika-dokazatelstv-bessmertiya-dushi-istoriya-filosofskoj-psihologii.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnogo-obrazovaniya-klyuchevskij-rajon-soderzhanie-programmi-pasport-programmi-i-analiz-socialno-ekonomicheskogo.html
  • urok.bystrickaya.ru/poteryannoe-pokolenie-etot-vid-lit-ri-slozhilsya-v-ssha-i-evrope-pisateli-etogo-napravleniya-bili-v-techenie-10-let-posle-1mv-aktivni-v-etoj-tematike.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnika-1-razvitie-osoznaniya-spravochnik-prakticheskogo-psihologa-i-g-malkina-pih-tehniki-geshtalta-i-kognitivnoj-terapii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-kursa-audit-kachestva-dlya-ochnoj-formi-obucheniya-8-semestr.html
  • testyi.bystrickaya.ru/62-lingvisticheskij-komparativizm-uchebnoe-posobie-dlya-ctudentov-starshih-kursov-i-aspirantov-tver-tverskoj.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-srednevekovya-predislovie-k-knige-ya-shprengera-i-g-kramera-molot-vedm-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-informacionnie-tehnologii.html
  • composition.bystrickaya.ru/pobeda-medvedej-soglashenie-edinorossov-i-eserov-svidetelstvo-rastushej-zrelosti-partij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.