.RU

Вn 978-5-222-15123-5 - страница 11


Тема;

дифференциация звуков [т] и [д], [т'] и [д']. Цели:

О учить учащихся различать звуки [т] и [д], [т'] и [д'] в слогах и словах по признаку звонкости — глухости; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в интонационном выделении звуков.

^ Ход занятия

1. Сравните два слова: «дачка», «тачка».

— Одинаковые они или разные?

— Что обозначает слово «тачка»?

— Что обозначает слово «дачка»?

— Чем по звуковому составу они отличаются?

— Произнесите слово «тачка» так, чтобы четко был слышен звук [т].

— Произнесите слово «дачка» так, чтобы четко был слышен звук [д].

— В слове «дачка» на пером месте стоит звук [т], а в слове «дачка» на первом месте стоит звук [д].

— Произнесите несколько раз поочередно звуки [т] и [д].

— Приставьте тыльную сторону ладони к передней части шеи и еще раз поочередно произносите звуки [т] и [д].

— При произношении звука [д] ощущается более сильная вибрация, то есть дрожание, а при произношении звука [т] вибрация слабая. Звук [д] — звонкий, а звук [т] — глухой. Произношение звуков [т] и [д] отличается только лишь наличием голоса в звуке

[д] и отсутствием голоса в звуке [т]. Весь остальной артикуляционный уклад в этих звуках одинаковый.

— Сегодня мы будем работать с этими звуками.

2. Сейчас мы будем учиться различать эти звуки в слогах.

— Я буду произносить по очереди слоги со звуками [т] и [д] , а вы послушайте, как они отличаются по звучанию.

Та — да — та — да — та — да — та — да — та — да.

— А сейчас буду произносить слог, а вы определите и назовите, какой в этом слове звук — звонкий [д] или глухой [т].

— Та.

Аналогично со звуками:

да, ту, ду, то, до, ты, ды, та, да.

3. Читайте слоги, усиливая голос на звуке [д]. Буква «д» подчеркнута.

Та — да_— та — да — та — да — та — да — та — да.

Аналогичная работа с рядами слогов:

то — до — то — до — то — до — то — до;

ту — ду— ту — ду — ту — ду — ту — ду;

тэ — дэ — тэ — дэ_— тэ — да — та — да;

ты — ды — ты — ды — ты — ды — ты.

4. Игра с мячом.

— Я называю слог с глухим звуком [т] и кидаю вам мяч, а вы называете слог, заменив этот глухой звук на его звонкую пару. (Логопед называет слоги: та, то, ту, ты, тэ.)

5. Читаем слова со звуками [т] и [д]. Усиливаем голос на звуке [д]. Буква «д» подчеркнута.

Думай, толь, Тома, дуб, дунь, ты, так, тонкий, туча, турок, тыква, дача, дай, дочь, душ, дым, дунь, дар,

^ Таня, танцы, тайна, танк, тумбочка, туфли, дыня, дождь.

6. Вы уже знаете, что согласные буквы могут обозначать твердые и мягкие согласные звуки. Какая мягкая пара у звука [т]? ([тп*])

— ^ Какая мягкая пара у звука [д]? ([д9])

— Поучимся различать согласные звуки [т*] и [д'] в слогах.

— Я буду произносить по очереди слоги со звуками [т*] и [д*], а вы послушайте, как они отличаются по звучанию;

тя — дя — тя — дя — тя — дя — тя — дя — тя — дя.

— ^ А сейчас буду произносить слог, а вы определите и назовите, какой в этом слове звук — глухой [т'] или звонкий [д']«

— Тя.

Аналогично со слогами:

дя, тю, дю, тё, дё, ти, ди, те, де

^ 7. Читайте слоги, усиливая голос на звуке [д']. Буква «д», обозначающая звук [д'], подчеркнута:

тя — дя— тя — дя — тя — дя — тя — дя — тя — дя.

Аналогичная работа с рядами слогов:

тё — дё — тё — дё — тё — дё — тё — дё;

тю — дю — тю — дю — тю — дю — тю — дю;

те — де — те — де — те — де — те — де;

ти — ди — ти — ди — ти — ди — ти.

^ 8. Игра с мячом.

— Я называю слог с глухим звуком [т'] и кидаю вам мяч, а вы называете слог, заменив этот глухой звук на его звонкую пару. (Логопед называет слоги: тя, тё, тю, ти, те.)

^ 9. Читаем слова со звуками [т*] и [д*]. Голос усиливаем на звуке [д']. Буква «д», обозначающая звук [д*], подчеркнута.

Тень, день, тюль, дела, деньги, дёготь, темно, тёмный, тесто, тесто, тема, дело, дичь, тихо, тина, тигр, диктор, диван, диктант, телега, тесемка, тюлень, тянет, тяжесть, диск, девять.

^ 10. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки. В первую строчку — со звонким [д], а во вторую строчку — с глухим [т].

Да, та, ту, ду, ты, то, до, ада, ата, ату, аду, уда, ута, эда, эта, ита, ида, юда, юта, эта, эдэ, уды, уты, ёда, ёта.

ЗАНЯТИЕ 38.2

Тема:

дифференциация звуков [т] и [о], [т'] и [д']. Цели:

О учить учащихся различать звуки [т] и [д], [т'] и [д'] в

словах по признаку звонкости — глухости; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в интонационном выделении звуков.

^ Ход занятия

1. Найдите звуки [т] или [д] в слове.

— Тонкий.

— Произнесите слово «тонкий» так, чтобы четко был слышен звук [т].

— Запишите букву «т» в тетрадь, поставьте запятую. Аналогичная работа со словами:

Сады, соты, коты, иду, плоты, сутулый, заводы, пальто, работа, бидон, подул, ударил, города, гусята, клады, плоды, думай, туфли, стучал, сторож, стакан, сутулый, остановка.

2. Сравните слова «дочка», «точка».

— Одинаковые они или разные?

— Что обозначает слово «дочка»?

— Что обозначает слово «точка»?

— Чем по звуковому составу они отличаются?

— Произнесите слово «дочка» так, чтобы четко было слышен звук [д].

— Произнесите слово «точка» так, чтобы четко был слышен звук [т].

— В слове «дочка» на первом месте находится звук [д], а в слове «точка» на первом месте находится звук [т].

— Запишите эти слова друг под другом в тетрадь. Подчеркните букву «д».

Аналогично сравниваются слова: «душ» — «тушь».

3. Я буду называть слова, а вы запишите их в две колонки. В первую колонку запишите слова со звуком [т], а во вторую колонку запишите слова со звуком [д].

Доля, толь, дыни, метла, туман, радуга, бидон, стул, доски, подул, тапки, ступени, выдох, задача, удача, стол, туча, города, ворота, холода, тыква, тайна, танки, тополь, точность, толстый, тугой, тушь, тускло, долг, дырка, дымка, даль, дуб, дубль.

4. Измените слово так, чтобы после согласных [т] или [д] появился гласный звук, запишите получившееся слово. Подчеркните последний слог в этом слове.

Суд — суды обед — ... город — ... крот — ... сад — ... живот — ... кот — ... флот — ... след — ... самолёт — ... билет — ... завод — ...

5. Вы уже знаете, что глухой звук [т'] имеет звонкую пару — [д']. Сейчас мы будем упражняться в выделении звуков [т'] и [д'] в словах.

— Определите, есть ли звуки [т'], [д*] в слове «стекло». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Произнесите слово «стекло» так, чтобы четко слышался звук [т'].

— Какую гласную букву нужно написать после звука [т'] в слове «стекло»?

❖ 293

— ^ Запишите в тетради тот слог этого слова, в котором находится звук [т*]. (Стек.)

Аналогичная работа со словами:

Стена, степень, птичка, дерево, неделя, поделки, студент, костюм, утюг, одежда, теремок, тюбик, стирка, стекло, степень, картина, терем, степи, дерево, кадеты, дети.

^ 6. А. Запишите гласные буквы в слове «тень».

— Назовите гласные буквы, которые вы записали. ( «Е петелькой».)

— Сколько гласных? (Одна.)

— Значит, сколько слогов? (Один.)

— Сколько раз хлопнем? (Один.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Тень.)

— Назовите последовательно звуки в слоге «тень». ([т'], [э], [н'])

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— ^ Тень, «е петелькой».

— Запишите ритмический рисунок слова.

— X.

Б. Запишите гласные буквы в слове «день».

— Назовите гласные, которые вы записали. («Е петелькой».)

— Сколько гласных? (Одна.)

— Значит, сколько слогов? (Один.)

— Сколько раз хлопнем? (Один.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (День.)

— Назовите последовательно звуки в слоге «день». ([?], [э], [н>])

— Какую букву нужно написать после мягкого [н']? («ъ»)

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— День, «е петелькой».

— ^ Запишите ритмический рисунок слова.

— X.

В. Чем по звуковому составу отличаются слова «тень» и «день»?

ЗАНЯТИЕ 38.3

Тема:

дифференциация звуков [т] и [д], [т'] и [д']. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [т] и [д], [т"] и |д"] в словах по признаку звонкости — глухости; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения звуков

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем работать со звуками [т] и [Д], [т'] и [д'].

— Определите, есть ли звуки [т] и [д] в слове «картошка».

— Произнесите слово «картошка» так, чтобы четко был слышен звук [т].

— Запишите в тетрадь только слог этого слова со звуком [т]. (-тош-)

Аналогичная работа со словами:

Удочка, стакан, уступил, ударил, студия, угадал, передал, кадушка, подаёт, вытаскивать, продавец, простуда, переставил, подавал, подумал, ведущий, педагоги, проездом, дата.

2. Я называю слова, а вы записываете только слоги, в которых есть звуки [т] или [д].

Ударил, дотащил, бутылка, свисток, подруга, трава, отошёл, капуста, заводной, подумай, штурман, стакан, таран, торговля, пустыня, сдал, дуновение, подача, судачить, коридор, кадушка, подушка, ласточки, автомат, табурет, установка, подобрать, викторина, издавать.

3. Сравните слова «уточка >, «удочка».

— Одинаковые они или разные? Что обозначает слово «уточка»?

— Что обозначает слово «удочка»?

— Чем по звуковому составу они отличаются?

— Произнесите слово «уточка» так, чтобы четко был слышен звук [т].

— Произнесите слово «удочка» так, чтобы четко был слышен звук [д].

— В слове «удочка» после звука [у] стоит звук [д], а в слове «уточка» после звука [у] стоит звук [т]. Все остальные звуки в этих словах одинаковые.

— Запишите эти слова друг под другом в тетрадь. Аналогичная работа со словами: «плоды» — «плоты».

4. Вставьте пропущенную букву «т» или «д». Трак...ор, боро...а, сре...а, воро...а, гра...усник, ве...-

ка, ве...ро, пого...а, моло...ок, капус.а, ...орт, у...очка, ...ождик, с...ача, с...а...о, ...ру..., ...ру...но.

5. Вы уже знаете, что глухой звук [т'] имеет звонкую пару — [д']. Сейчас мы будем упражняться в выделении звуков [т'] и [д'] в словах.

— Определите, есть ли звуки [т'], [д'] в слове «девочка».

— Произнесите слово «девочка» так, чтобы четко слышался звук [д'].

— Какой буквой обозначается звук [д']? (д)

— Какую гласную букву нужно написать после звука [д'] в слове «девочка»? (е)

— Запишите в тетради тот слог этого слова, в котором находится звук [д'].

Аналогичная работа со словами:

Костюм, сведения, холодильник, будильник, иди, веди, тигр, тёрн, садик, котик, стиль, степь, повести, кости, вести, тень, тишина, диван, водяной, теплый, темный, потёмки, тесёмка, утюжить, застёжка, мастер, фломастер, ведёрко, выдернул, сделал, видел, заведение.

6. А. Запишите гласные буквы в слове «тело». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Назовите гласные, которые вы записали. («Е петелькой», «о-овал».)

— Сколько гласных? (Две.)

— Значит, сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Тело.)

— Какой первый слог? (те-)

— Какой второй слог? (-ло)

— Назовите последовательно звуки в слоге «те». ([т'],[э])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ло». ([л], [о])

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— ^ ГП, [э]-[л], [о].

— Какую букву нужно записать после буквы «т», обозначающей звук [т']? («Е петелькой».)

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— Те, «е петелькой», ло, «о-овал».

— Проговорите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово, выделяя ударный слог.

— Запишите ритмический рисунок слова.

— Хх.

Б. Запишите гласные буквы в слове «дело». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Назовите гласные, которые вы записали. («Е петелькой», «о-овал».)

— Сколько гласных? (Две.)

— Значит, сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Де-ло.)

— Какой первый слог? (де-)

— Какой второй слог? (-ло)

— Назовите последовательно звуки в слоге «де». (№], [э])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ло». ([л], [о])

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— [Д'1, [э]-[л], [о].

— Какую букву нужно написать после мягкого [д']?

( «е» )

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— Де, «е петелькой», ло, «о-овал».

— Проговорите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово, выделяя ударный слог.

— Запишите ритмический рисунок олова.

— Хх.

В. Чем по звуковому составу отличаются слова «тело» и «дело»?

— Что обозначает слово «тело»?

— Что обозначает слово «дело»?

ЗАНЯТИЕ 38.4

Тема:

• дифференциация звуков [т] и [д], [т'] и [д']. Цели:

О продолжать учитьучащихся различать звуки [т] и [д],

[т1] и [д'] в словах и в составе предложений; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в интонационном выделении звуков. Дидактический материал: Сюжетная картина.

^ Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем работать со звуками [т] и Ы. [т'] и [д'].

А. Определите, есть ли звуки [т] и [д] в слове «дотащил». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Произнесите слово «дотащил» так, чтобы как можно более четко был слышен звук [д].

— Произнесите слово «дотащил» так, чтобы как можно четче был слышен звук [т].

— А теперь произнесите слово так, чтобы четко были слышны и звук [д], и звук [т].

— Запишите это слово в тетрадь. Аналогичная работа со словами:

Туда, труды, дата, надутый, ведут, стадо, дышит, солдаты, предметы.

Дополнительный, более трудный материал: Трудный, колдовство.

Б. В предыдущем задании вы определяли звуки [т] и [д]. А сейчас вы будете определять не только звуки [т] и [д], но и звуки [т'] и [д'].

— Послушайте слово и определите, есть ли в нем звуки [т], [д], [т'], [д'].

— Студия, ([т], [д'])

— Произнесите слово «студия» так, чтобы как можно более четко слышны были оба звука.

— Какую букву вы напишете после мягкого [д']? (и)

— Запишите это слово в свою тетрадь. Аналогичная работа со словами:

Стадия, студень, студенты, стыдить, стыдно, сладости, мудрость, кадеты, достигать.

2. Закончите предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.

Летом мы жили на маленькой ... (тачке, дачке).

Толя возил кирпичи на ... (дачке, тачке).

В конце предложения надо поставить... (дочку, точку).

Мама вела за руку маленькую ... (точку, дочку).

Для чертежей нужна ... (душ, тушь).

Холодный ... (тушь, душ) полезен всем.

На озере плавала серенькая ... (удочка, уточка).

Рыболову нужна хорошая ... (уточка, удочка).

В саду созрели вкусные ... (плоты, плоды).

По реке плыли ... (плоды, плоты).

Под деревом ... (день, тень).

Сегодня хороший ... (тень, день).

У сестрицы Алёнушки на сердце ... (доска, тоска).

В заборе сгнила ... (тоска, доска).

Ветер ... (стул, сдул) последние листья.

Придвинь гостю ... (едул, стул).

Коля ... (сдал, стал) спортсменом.

Брат ... (стал, сдал) последний экзамен.

3. Запишите гласные буквы в слове «стадион».

— Назовите гласные буквы, которые вы записали. («А с крючком», «и», «о-овал».)

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит, сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Есть ли в слове две рядом стоящие согласные? («с, т»)

— Как поведут себя эти согласные при делении на слоги?

— При делении на слоги, эти согласные не разойдутся в разные слоги, так как стоят в начале слова.

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (ста-ди-он.)

— Какой первый слог? (ста-)

— Какой второй слог? (-ди-)

— Какой третий слог? (-он)

— Назовите последовательно звуки в слоге «ста». ([с], [т], [а])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ди». (№1, [и])

— Назовите последовательно звуки в слоге «он». ([о], [н])

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— [С], [т], [а]-[д'], [и]-[о], [н].

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— Ста, «а с крючком», ди, «и», он, «о-овал».

— Проговорите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово, выделяя ударный слог.

— Запишите ритмический рисунок слова.

— ххХ.

Дополнительный материал:

Стипендия, водитель, остудить, достаток, пододеяльник.

3. Найдите на сюжетной картине слова со звонким звуком [д]. За каждое правильно названное слово получаете фишку. Выиграет тот, кто наберет больше всех фишек.

— Найдите на картине слова с глухим звуком [т].

— Найдите на картине слова с глухим звуком [т'].

— Найдите на картине слова со звонким звуком [д*].

— Запишите все названные слова в тетрадь.

4. Помогите поэту исправить его ошибки.

Поэт закончил строчку, В конце поставил «дочку».

Подарила мама «точке» Разноцветные платочки. Очень рада «точка» Маленьким платочкам.

ЗАНЯТИЕ 39.1

1. Сегодня мы будем знакомиться со звуками, которые стоят в начале слов «гуси», «куры».

— Назовите эти звуки, ([г], [к])

— Как вы думаете, одинаковые это звуки или разные?

— Откройте хорошо рот и произнесите их поочередно несколько раз, глядя в зеркало.

— Вы видите, что при произношении звуков [к] и [г] язык двигается одинаково.

— Теперь поставьте тыльную сторону ладони на пе-рднюю сторону шеи и поочередно произносите звуки [к] и [г].

— При произношении какого звука ощущается вибрация?

— Какой вы можете из этого сделать вывод?

— В произношении звука [г] участвует голос, поэтому звук [г] — звонкий. В произношении звука [к] голос не участвует, поэтому звук [к] звучит глухо.

— Сегодня мы будем работать с этими звуками.

^ 2. Сейчас мы будем учиться различать эти звуки в слогах.

Тема:

дифференциация звуков [к] и [г], [к'] и [г']. Цели:

О учить учащихся различать звуки [к] и [г], [к'] и [г'] изолированно и в составе слогов;

О закреплять звукобуквенную связь;

О упражнять в приеме интонационного выделения звуков.

^ Ход занятия

— Я буду произносить по очереди слоги со звуками [к] и [г], а вы послушайте, как они отличаются по звучанию.

ка — га — ка — га — ка — га — ка — га — ка — га

— А сейчас буду произносить слог, а вы определите и назовите, какой в этом слове звук — звонкий [г] или глухой [к].

— ^ Ка.

Аналогично со звуками:

га, ку, гу, ко, го, кы, гы, кэ, гэ.

3. Читайте слоги, усиливая голос на звуке [д]. Буква «г» подчеркнута:

ка — га — ка — ла — ка — га — ка — га — ка — га.

Аналогичная работа с рядами слогов:

ко — го — ко — го — ко — го — ко — го;

ку — гу — ку — гу — ку — гу — ку — гу;

кэ — гэ — кэ — гэ — кэ — гэ — кэ — гэ;

кы — гы — кы — гы — кы — гы — кы.

4. Назовите слог, который повторяется два раза. Ко — го — ко, кы — го — гы — кы;

Гы — гы — кы, ко — ку — гу — ку; Ка — го — ка, гы — ку — кы — гы; Га — ка — га, гу — кы — гы — гу; Кы — гы — кы, ко — ку — го — ку.

5. Игра с мячом.

— Я называю слог с глухим звуком [к] и Кидаю вам мяч, а вы называете слог, заменив этот глухой звук на его звонкую пару. (Логопед называет слоги: ка, ко, ку, кы, кэ.)

6. Читаем слова со звуками [к] и [г]. Усиливаем голос на звуке [г]. Буква «г» подчеркнута.

Губы, кошка, гарь, год, кот, газ, голубь, голос, косы, когти, капля, кукла, галка, сайка, кучка, каша, город, гости, кости, курица, кувшин.

^ 7. Вы уже знаете, что согласные буквы могут обозначать твердые и мягкие согласные звуки. Какая мягкая пара у звука [к]? ([к9])

— Какая мягкая пара у звука [г]? ([г9])

— Поучимся различать согласные звуки [к'] и [г'] в слогах.

— Я буду произносить по очереди слоги со звуками [к*] и [г*], а вы послушайте, как они отличаются по звучанию.

кя — гя — кя — гя — кя — гя — кя — гя — кя.

— ^ А сейчас буду произносить слог, а вы определите и назовите, какой в этом слове звук — глухой [к'] или звонкий [г'].

— Кя.

Аналогично со слогами:

гя, кю, гю, кё, гё, ки, ги, ке, ге.

^ 8. Читайте слоги, усиливая голос на звуке [г*]. Буква «г», обозначающая звук [г'], подчеркнута:

кя — гя— кя — — кя — гд — кя — гя — кя — гя.

Аналогичная работа с рядами слогов:

кё — гё — кё — гё — кё — Её — кё — гё;

кю — гю — кю — ею — кю — гю — кю — гю;

ке — ге — ке — це — ке — це — ке — ге;

ки — ги — ки — ги — ки — ги — ги.

^ 9. Игра с мячом.

— Я называю слог с глухим звуком [к*] и кидаю вам мяч, а вы называете слог, заменив этот глухой звук на его звонкую пару. (Логопед называет слоги: кя, кё, кю, ки, ке.)

^ 10. Читаем слова со звуками [к*] и [г*]. Голос усиливаем на звуке [г*]. Буква «г», обозначающая звук [г*], подчеркнута.

Гитара, Гена, кит, киска, кино, герой, гиря, кедр, кивок, кислый, кидать.

ЗАНЯТИЕ 39.2

Тема:

дифференциация звуков [к] и [г], [к] и [г]. Цели:

^ О учить учащихся различать звуки [к] и [г], [к*] и [г] в

словах по признаку звонкости — глухости; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в интонационном выделении звуков.

Ход занятия

^ 1. Определите, есть ли звуки [к] или [г] в слове «погода». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Произнесите это слово так, чтобы четко был слышен звук [г].

— ^ Запишите это слово в тетрадь. Аналогичная работа со словами:

Луга, огонь, вагон, флакон, рога, нога, лопатка, палатка, рукава, маргарин, угон, макароны, сёмга, колокол, бригада, выгода, колосья, сокол, кулак, горох, газон, погоны, загон, покой, кулёк, морковка, магазин.

2. ^ Сравните слова «голос», «колос».

— Одинаковые они или разные?

— Что обозначает слово «голос»?

— Что обозначает слово «колос»?

— Чем по звуковому составу отличаются эти слова.

— Произнесите слово голос так, чтобы четко был слышен звук [г].

— ^ Произнесите слово «колос» так» чтобы четко был слышен звук [к].

— В слове «голос» на первом месте стоит звук [г], а в слове «колос» на первом месте стоит звук [к]. Все остальные звуки в этих словах одинаковые*

— Запишите эти два слова друг под другом в тетрадь.

Аналогичная работа со словами: «гости» — «кости», «горка» — «корка».

^ 3. Вы уже знаете, что глухой звук [к'] имеет звонкую пару — [г*]. Сейчас мы будем упражняться в выделении звуков [к'] и [г*] в словах.

— Определите, есть ли звуки [к*], [г*] в слове «кислый».

— ^ Произнесите слово «кислый» так, чтобы четко слышался звук [к'].

— Какой буквой обозначается звук [к']? («к»)

— Какую гласную букву нужно написать после звука [к'] в слове «кислый»? (и)

— Запишите в тетради тот слог этого слова, в котором находится звук [к']. (Кис.)

Аналогичная работа со словами:

Кит, киска, кино, гиря, кедр, кивок, кидать, сапоги, собаки, ручки, слоги, кинуть, кисть, фиалки, агент, макет, букет, ноги, гид, пакет, очки.

^ 4. Запишите гласные буквы в слове «ноготки». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Назовите гласные, которые вы записали. («О-овал», «о-овал»,«и».)

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит, сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Есть ли в слове две рядом стоящие согласные? (т, к)

— Как поведут себя эти согласные при делении на слоги?

— При делении на слоги, эти согласные разойдутся в разные слоги.

— ^ Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Но-гот-ки.)

— Какой первый слог? (но-)

— Какой второй слог? (гот-)

— Какой третий слог? (-ки)

— Назовите последовательно звуки в слоге «но». ([*]. [о])

— Назовите последовательно звуки в слоге «гот». ([г], [о], [т])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ки». ([к'], М)

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— [Н], [о]-[г], [о], [тНк'], [и].

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— ^ Но, «о-овал», гот, «о-овал», ки, «и».

— Проговорите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово, выделяя ударный слог.

— ^ Запишите ритмический рисунок слова. -ххХ.

Аналогичная работа со словами: Уголки, кенгуру, отгадка.

ЗАНЯТИЕ 39.3

Тема:

дифференциация звуков [к] и [г], [к'] и [г*]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [к] и [г], [к'] и [г'] в словах;

О закреплять звукобуквенную связь;

О упражнять в звукослоговом анализе слов;

О упражнять в приеме интонационного выделения звуков.

^ Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем работать со звуками [к] и [г], [к'] и [г'].

— Определите, есть ли звуки [к] и [г] в слове «попугай».

— Произнесите слово «попугай» так, чтобы четко был слышен звук [г].

— Запишите в тетрадь только слог этого слова со звуком [г]. (Гай.)

Аналогичная работа со словами:

Рукав, нитка, газета, кочерга, магазин, рогатый, макароны, богатый, берега, лопатка, баранка, собака, карета, ковыль, карты, гармонь, огурец, огонь, коготок, сокол, толчок, скворец, сковорода, гордый, гавань, погоняй, токуют, карандаш, выгода, тугой, прыгать, ведерко, молоко,

3. К слогам из левого столбика подберите слоги из правого столбика, чтобы получилось слово. Запишите это слово в тетрадь, подчеркни слоги с буквами «к», «г».

ку

вер

гу

литка

ко

раж

го

си

га

пил

ка

ворил

пого

вица

поко

да

пуго

лотить

вы

гулка

про

года

3. Запишите слова в три столбика. В первый столбик — слова со звуком [г] звонким. Во второй столбик — слова со звуком [к] глухим. В третий столбик — слова, в состав которых входят и звук [г] и звук [к].

Палатка, ягода, ягодка,.погода, яблоко, голос, колос, гости, кости, загадка, выгода, кочка, коготок, прогулка, дуга, недолго, мелькал, гордость, иголка, ковёр, бегут, галка, погоня, пуговица, гаснет, гармошка, календарь, кукуруза, голубка, утка, прыгать, игрушка, стружка, книга, поговорка.

4. Вставьте буквы «к» и «г» по смыслу, запишите в тетрадь.

Уголь, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, с..аз...а, я...од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил.

5. Запишите гласные буквы в слове «поговорки». ((Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Назовите гласные, которые вы записали. («О-овал», «о-овал», «о-овал», «и».)

— Сколько гласных? (Четыре.)

— Значит, сколько слогов? (Четыре.)

— Сколько раз хлопнем? (Четыре.)

_Есть ли в слове две рядом стоящие согласные?

(Р. к)

_Как поведут себя эти согласные при делении на

слоги?

_При делении на слоги эти согласные разойдутся

в разные слоги.

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (По-го-вор-ки.)

— Какой первый слог? (по-}

— Какой второй слог? (-го-)

— Какой третий слог? (-вор-)

— Какой четвертый слог? (-ки)

— Назовите последовательно звуки в слоге «по». ([п], [о])

— Назовите последовательно звуки в слоге «го». ([г], [о])

— Назовите последовательно звуки в слоге «вор». ([в], [о,], [р])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ки». ([к'], [и])

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— [П], [о]-[г], [о]-[в], [о], [р]-[к'], [и].

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные и их опоры.

— По, «о-овал», го, «о-овал», вор, «о-овал», ки, «и».

— Проговорите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово, выделяя ударный слог. Запишите ритмический рисунок слова.

— ххХх.

Дополнительный материал: коготки, гвоздика.

6. Отгадайте загадку, отгадку запишите в тетрадь.

— Кого один раз в год наряжают? (Ёлка.)

— Шёрстка мягонька, да коготок востёр. (Кошка.)

— Где носом качнёт, там вода потечёт. (Лейка.)

_у нас под крышей белый гвоздь висит, солнце

взойдет, гвоздь потечёт. (Сосулька.)

— Кто ткёт без станка и рук? (Паук.)

— Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

7. Поэт ошибся, а вы исправьте: Мышка спряталась под «корку», И грызет тихонько «горку».

ЗАНЯТИЕ 39.4

Тема:

дифференциация звуков [к] и [г], [к'] и [г']. Цели

О продолжать учить учащихся различать звуки [к] и [г] в словах в составе предложений.

^ Ход занятия

1. Я читаю предложения, а вы записываете только слова с глухим звуком [к].

Очень скоро город замело снегом. Куртка насквозь промокла. Морковка — любимое лакомство кролика. Несколько горошин закатились под кровать. Могучий дуб раскинул свои ветки. На клумбе росли кусты калины. Голубь гуляет по карнизу. Лёгок на помине. Догадлив не по годам. Капля по каплям и камень долбит.

2. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

Собака грызёт ... (гости, кости).

В четверг придут ... (кости, гости).

Гриша любит хлебную ... (горку, корку).

В понедельник весь класс ходил на ... (корку, горку).

Коля забил в ворота ... (кол, гол).

Строители вбили первый ... (гол, кол).

На море много ... (кальки, гальки).

У копировщицы много ... (гальки, кальки).

В саду цветёт ... (Галина, калина).

Катину подругу зовут ... (калина, Галина).

Во дворе шла интересная ... (икра, игра).

Очень полезна чёрная ... (игра, икра).

3. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу, запишите в тетрадь.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом. Грелась, на, гадюка, солнышко. Колхозники, в, складывать, сено, стог. Покрыто, кругом, всё, снегом. Под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев. Класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики, и. Скворцы, из, тёплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются. Дорога, усыпана, вся, галькой. Отправились, на, гурьбой, ребята, прогулка.

4. На сюжетной картине найдите слова со звонким звуком [г]. Это могут быть не только слова-предметы, но и слова-действия и слова-признаки.

— Найдите на этой же картине слова с глухим звуком [к].

— Найдите на картине слова со звонким звуком [г'].

— Найдите на картине слова с глухим звуком [к'].

— Запишите все названные слова в тетрадь. 5. Выучите, запишите в тетрадь: Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

ЛИТЕРАТУРА

Ефименкова ЛЛ. Мисаренко ГТ. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопун-кте: Пособие для логопеда. — М.: Просвещение, 1991.

^ Садовникова ИЛ. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М.: Просвещение, 1983.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.........................................................................3

Звуки речи.................................................................................6

Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда.......................8

Звук [а], строчная буква «а»............................................1I

Звук [о], строчная буква «о»....................................................14

Дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о».........16

Звук [у], строчная буква «у»...........^.....................................20

Дифференциация звуков [о] и [у]..............................................23

Звук[ы]...................................................................................27

Гласные строчные буквы второго ряда.....................................29

Звук [и], строчная буква «и»....................................................34

Дифференциация гласных звуков [ы] и [и]................................37

Дифференциация гласных звуков [у] и [и],

строчных букв «у» и «и»......................................................43

Звукосочетание [йэ], обозначаемое на письме

строчной буквой «е»...........................................................47

Дифференциация звука [и] и звукосочетания [йэ],

строчных букв «и» и «е»......................................................49

Дифференциация звукосочетаний (йо] и [йу],

обозначаемых на письме гласными буквами «Её» и «Юю».......53

Деление слов на слоги...........................................................57

Звукослоговый анализ и синтез слов........................................60

Ударение..................................................................................''

Твердые и мягкие согласные. (Вводное.).................................84


Дифференциация звуков [н] и [н'] ............................................88

Дифференциация звуков [т] и [т']...........................................101

Дифференциация звуков [д] и [д']...........................................113

Дифференциация звуков [с] и [с']..........................................121

Дифференциация звуков [з] и [з']...........................................134

Дифференциация звуков [л] и [л']..........................................144

Дифференциация звуков [р] и [р']..........................................162

Дифференциация звуков [л] и [р]............................................175

Дифференциация звуков [п] и [т], строчных букв «п» и «т».......191

Дифференциация звуков [б] и [д], строчных букв «б* и «д»........202

Дифференция звуков [ч] и [ц].................................................210

Дифференция звуков [ш] и [щ], букв «ш» и «щ»........ ..............221

Дифференция звуков [ч] и [щ]................................................228

Звонкие и глухие согласные (Вводное)..................................237

Дифференциация звуков [с] и [з], [с'] и [з'].............................242

Дифференциация звуков [ф] и [в], [ф'] и [в']...........................255

Дифференциация звуков [ф] и [в], [ф'] и [в']........... ................266

Дифференциация [п] и [б], [п'] и [б'].......................................275

Дифференциация звуков [т] и [д]. [т'] и [д'].............................288

Дифференциация звуков [к] и [г], [к'] и [г'].............................304

Литература............................................................................316


Серия «Сердце отдаю детям»

Зинаида Ивановна Бекшиева КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

Ответственный редактор А. Михайленко

Корректор Л. Горбунова

Макет обложки: М. Сафиулина

Компьютерная верстка: А. Алейникова

uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-sdm-02-programmirovanie-podgotovki-magistrov-po-napravleniyu-050200-fiziko-matematicheskoe-obrazovanie-magisterskaya-programma-informatika-v-obrazovanii.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-sociologiya-organizacij-dlya-studentov-sociologicheskogo-fakulteta-moskva-200.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-sovremennij-rinok-truda-i-zanyatost-naseleniya-dlya-specialnosti-040400-62-socialnaya-rabota-celi-i-zadachi-disciplini.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-statistika-nazvanie-disciplini-stranica-12.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-statistika-nazvanie-disciplini-stranica-5.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-stranica-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-chashechka-kofe-dlya-bodrosti-i-glavnoe-dzhina-ulibnis-hot-razok-sofya-leonidovnaprokofeva-ostrov-kapitanov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-tematicheskij-rubrikator-hranilisha-cor-stranica-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tipovaya-uchebnaya-programma-obrazovanie-visshee-professionalnoe-bakalavriat-ohrana-truda-i-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-po-specialnosti-050717-teploenergetika-2-kredita-90-chasov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-uchebnoj-literaturi-dlya-popolneniya-bibliotechnogo-fonda-filiala-gou-vpo-ugntu-v-g-oktyabrskom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/45respublika-uzbekistan-regionalnij-plan-dejstvij-po-ohrane-okruzhayushej-sredi-zagryaznenie-vozduha.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-avtonomnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-64-goroda-tyumeni-v-2010-2011-uchebnom-godu.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-tretya-kniga-pervaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriografiya-istorii-rossii-specialnost-050401-istoriya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/staropoltavskij-municipalnij-rajon-komitet-po-obrazovaniyu-i-nauke-prikaz.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-obrazovatelnie-oblasti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/na-okazanie-platnih-obrazovatelnih-uslug.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-itogah-deyatelnosti-uchrezhdenij-kulturi-novosibirskoj-oblasti-za-2010g-i-zadachi-v-sfere-kulturi-i-iskusstva-na-2011-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-muzika-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-muzika.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriterii-ocenivaniya-plan-raboti-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-informacionno-metodicheskij-centr.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-podderzhivayushee-napravlenie-kompleks-oblastnih-profilakticheskih-proektov-eto-tebya-kasaetsya-avtori-razrabotchiki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urlyadinskaya-oosh-analiticheskaya-spravka-po-itogam-ekzamenov-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • write.bystrickaya.ru/gimn-avstrii-kurs-lekcij-po-discipline-nemeckij-yazik-fakultet-socialnij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izuchenie-vliyaniya-skorosti-podema-kovsha-na-dolgovechnost-rukoyati-ekskavatorov-s-zubchato-reechnim-naporom-na-primere-ekg-5a.html
  • studies.bystrickaya.ru/kvantovie-kompyuteri-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-institucionalnaya-ekonomika-dlya-specialnosti-080504-65-podgotovki-specialista-avtori-programmi.html
  • education.bystrickaya.ru/13rol-i-mesto-gosudarstva-v-ekonomicheskih-sistemah-i-modelyah-rinochnoj-ekonomiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-po-himii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tomas-f-kram-upravlenie-energiej-konflikta-kak-prevratit-rabotu-v-tvorchestvo-act-refl-buk-2000-stranica-11.html
  • education.bystrickaya.ru/0-polnoe-firmennoe-naimenovanie-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-kaliningrad-transtelekom.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/82-obshij-mehanizm-raspredeleniya-dohodov-polozhenie-cheloveka-v-obshestvennom-proizvodstve-i-faktori-ego-izmeneniya.html
  • school.bystrickaya.ru/biznes-plan-kompyuternaya-kompaniya-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizovannaya-parlamentskaya-mashina-monitoring-smi-08-09.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-investicionnij-menedzhment-dlya-studentov-3-kursa-ochnoj-formi-obucheniya-fakulteta-vneshnetorgovogo-menedzhmenta.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommersant-04042012-konyunktura-pozvolyaet-minfinu-rasslabitsya-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-4-aprelya-2012-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekspertna-sistema-dlya-ocnyuvannya-znan-studentv-z-predmetu-komp-yutern-merezh.html
  • writing.bystrickaya.ru/81-organizaciya-nakopitelnoj-sistemi-ocenki-portfel-dostizhenij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3istoriya-ryazanskoj-duhovnoj-seminarii-v-period-s-1814-po-1918-gg.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formirovanie-sistemi-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-l-n-davidenko-belarus-i-mirovie-ekonomicheskie-processi.html
  • university.bystrickaya.ru/gofmanernst-teodor-amadej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-viii-ispolnenie-byudzhetov-byudzhetnij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.