.RU

Выявление сути - Модели нлп в работе психолога


^ Выявление сути
Мы уже упоминали о том, что первый высказанный запрос (жалоба) — обычно не только не суть проблемы, но даже и не первое ее приближение. Жалоба и есть — жалоба.

Если человек может сам разобраться в сути своих неприятностей, обычно он не приходит к психологу. Разве что у него хватило ума разобраться что к чему, но не достало мудрости понять, что с этим делать.

Так с чем же мы будем работать?

Для начала надо выяснить, с чем мы работать точно не будем.

Во-первых, это любая медицинская проблематика. Если есть предположения о психической патологии, единственное добросовестное действие психолога — отправить человека к врачу. (Психиатру или психотерапевту. Или хотя бы просто к врачу.) Потому что предлагая больному человеку психологическую помощь, то есть помощь, рассчитанную на людей здоровых, мы можем изрядно ухудшить положение вещей.

Коллеги! Давайте делать свою работу. И не делать чужую. Врачи же (в основном) не занимаются работой нашей.

Во-вторых, мы не будем выполнять работу правоохранительных органов. Мы не будем никого ловить, держать силой, заставлять против воли, осуждать и наказывать. Это не наше дело.

В-третьих, и это уже не так ясно осознается многими психологами, мы не будем работать с проблемами окружающих клиента людей. Мы будем работать с тем человеком, который к нам пришел. Конкретно, если муж приходит с требованием: «Пусть моя жена изменится», нормальная реакция профессионального психолога заключается в том, чтобы уточнить, насколько для этого готов меняться сам муж. Если «дело не во мне, а в ней», то пусть она и приходит. А если «ей это не надо», то «за глаза и против ее воли я, извините, ничего не могу сделать».

Не надо браться за работу, которую, не будучи экстрасенсами, колдунами или святыми угодниками, мы не сможем выполнить. Разве что мы планируем пообещать, втянуть человека в работу, а там под шумок поменять все-таки его самого. То есть пошаманить: сделать что-то для клиента, но без его ведома.

При прочих равных на это идти вряд ли стоит. Как только клиент поймет, что мы не жену изменяем, а его, он выдаст и сопротивление, и агрессию, и прочие претензии.

Ну и, что еще более важно, мотивации на работу с собой у клиента нет. А если такая работа не нужна клиенту, то зачем все это нужно нам? «Психолог не обязан обслужить всех: его профессия для этого недостаточно древняя».

Итак, первое, что мы решаем прежде, чем будем работать дальше — наш ли это клиент. И если это клиент не наш, а медиков, милиции или своей жены, то работу можно смело закруглять. Потому что результата мы здесь не достигнем.

Хорошо, а с чем мы все-таки работать будем?

Первое, на чем можно останавливать внимание, это запрос, сформулированный так, что активным действующим лицом в нем становится сам клиент.

«Я хочу, чтобы Вы меня изменили», — это не годится.

«Я хочу измениться», — это уже интересно.

Но к этому еще надо подойти. Потому что обычно клиент с самого начала излагает все-таки претензию к миру, а не план своих действий.

Потому что прежде чем заняться деловым планированием, надо разобраться в сути этих самых претензий. Выяснить, что именно надо менять. Потому что можно сколько угодно менять фигуру или работу, или друзей, или что-то еще, но если это не относится к причинам (низкая квалификация, например), то ситуация не изменится.

Иначе говоря, нужно добраться до сути проблемы. И именно к ней прилагать усилия. Усилия клиента, разумеется.

Разберемся, что такое проблема. Коллеги, внимание, это многое объясняет. ^ Проблема — это то, что клиент ПЕРЕЖИВАЕТ как проблему. Именно эмоциональная вовлеченность, душевный отклик человека, его внутренний дискомфорт указывает на то, что проблема действительно есть: раздражение, агрессия, гнев, печаль, горе, стресс, уныние, беспокойство, тревога, подавленность, злость и прочая фрустрация.

Что это значит в реальной практике? Если девушка (истероидного типа) сообщает, что ее изнасиловали и с интересом ожидает нашей реакции, предполагая, что мы немедленно оценим по достоинству весь масштаб ТАКОЙ проблемы и уделим ей максимум внимания, наверное, мы так делать не будем. По крайней мере, не сразу. Потому что в таком варианте изнасилование для нее психологической проблемой — не является.

Возможно, это будет проблемой медицинской: в наше время много всевозможной заразы. И мы смело можем порекомендовать отправиться к врачу. А особой психологии здесь пока не нужно.

Если молодой человек (примерно из тех же соображений) воодушевленно рассказывает, что у него «даже были мысли о самоубийстве» — это еще не повод нам беспокоиться. Мы не видим переживания. Но мы видим рисовку.

Нас не интересует традиционная эмоциональная нагрузка заявленной темы. Нас не волнует, как «это» полагается переживать. Мы смотрим, как действительно переживает клиент то, о чем он рассказывает. И если это «всего лишь» неудачная подростковая любовь или потерянная брошка (подарок на память), но мы видим, что человеку — плохо, вот тогда нам есть с чем работать.

Вот тогда мы действительно нужны. Не надо помогать клиенту придумывать проблемы. Надо помогать в настоящих.

Здесь есть и еще одна ловушка для психолога. В рассказе клиента мы можем пропустить переживание его, но зато отозваться на что-то свое. И начать помогать именно в этом. Своем. Это — ошибка в работе.

Человек эмоционально рассказывает о проблемах на работе, рассказывает в деталях, с подробностями. И в этих подробностях всплывают (вскользь, как фон) имена женщин-сотрудниц. Ухватившись за это,

психолог может пуститься в близкие ему темы сексуальных проблем. (Близкие либо в силу собственной озабоченности, либо излюбленной теоретической традиции. Либо потому, что ничего другого просто не умеет). Клиент может даже поверить, что в этом суть. И долго решать уже эти, психологом сформулированные проблемы. И даже решить, отвлекшись от проблем на работе. Но называется ли это качественной работой?

Итак, помощь в том, что интересно и близко нам (а не клиенту) или сведение проблемы к той, с которой нам будет удобно работать — это ошибки в работе. Одна молодая коллега как-то делилась восторженно: «Так интересно, как у меня какие проблемы, так у всех моих клиентов — точно такие же!» Вот-вот, это о том самом.

Словом, то, что клиент сказал нам в самом начале, может обычно быть лишь точкой отсчета, кончиком нити. А то и вовсе обычной психологической защитой. Но даже и защищающийся клиент ожидает от нас — специалистов — точного попадания. А шансов промахнуться, как выяснилось, много.

Для чего мы все это рассказываем? Чтобы подчеркнуть важность нижеследующего текста — о технологии. Если опыта и квалификации мало и в своих эмоциях и проекциях легко запутаться, то на помощь приходит, как обычно, профессиональный инструмент, рабочая техника. Она опирается на две составляющих: правильные вопросы и точность наблюдений. И одно неразрывно связано с другим.

voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-ekonomika-socialno-kulturnoj-sferi.html
voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-geografiya-turcentrov-mira.html
voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-istoriya-otechestvennoj-literaturi-vtoroj-treti-xix-veka-stranica-12.html
voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-kompyuternie-sistemi-i-seti-naznachenie-kompyuternih-setej-i-ih-osnovnie-komponenti-ponyatiya-klient-i-server.html
voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-matematicheskaya-statistika.html
voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-mikroprocessornie-sistemi-dlya-grupp-v7-12-k7-12v-k7-12s-2004-2005-uchebnij-god.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sudno--gami-rabadanov-kurban-omarovich.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-matematike-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-2011-2015.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vse-v-sverdlovskoj-oblasti-novij-gubernator-chego-nam-zhdat-ot-kujvasheva-obyavil-o-novom-institute-mecenatstva-sdelal-reverans-v-storonu-grazhdanskogo-obshestva-i-nameknul-na-svoj-vtoroj-srok.html
  • write.bystrickaya.ru/gologramma-fraungofera-uchebno-metodicheskoe-posobie-sankt-peterburg-2003-udk-778-38-optoinformatika-informacionnie.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-v-dva-etapa-1-etap-zaochnij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/605-let-so-dnya-rozhdeniya-mazachcho-1401-ok-1428-italyanskogo-zhivopisca.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-3-tema-myasnaya-produktivnost-krupnogo-rogatogo-skota.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-referatov.html
  • school.bystrickaya.ru/logisticheskoe-upravlenie-tovarnimi-zapasami-v-apteke-chast-7.html
  • thescience.bystrickaya.ru/igra-v-familii-vozrast25-4-goda.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-kursu-modelirovanie-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika-moskva-izdatelstvo-mei-2006-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antikrizisnij-plan-zavershen-i-sdan-novosti-13.html
  • student.bystrickaya.ru/-dvizhushij-faktor-evolyucii-cheloveka-imenno-ona-vivodit-ego-na-put-podlinnogo-poznaniya-.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-vospitatelnoj-raboti-publichnij-doklad.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologiya-estestvoznanie-ekologiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/arifmosemiotika-i-sankhya-kniga-peremen-i-ee-kategorii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/politicheskij-pr-na-primere-partii-edinaya-rossiya-chast-6.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhegodno-vozobnovlyaemij-i-rasshiryaemij-kompleks-pryamih-socialnih-mer-podderzhki-talantlivoj-molodyozhi-v-vozraste-ot-16-let-polozhenie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-obmena-veshestv-rasskaz-iz-indii.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-73.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompleks-po-discipline-upravlencheskie-resheniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-vkursa-po-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/monografiya-taganrog-stranica-30.html
  • grade.bystrickaya.ru/monitoring-na-temu-vibori-mart-2011goda-stranica-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazhi-narkotikam-net.html
  • composition.bystrickaya.ru/ooo-inzhenernij-tehnicheskij-centr-skon.html
  • lecture.bystrickaya.ru/59-offshornie-zoni-vidi-osobennosti-ih-ispolzovaniya-v-eksporta-121-mlrd-fob-v-importa-124-mlrd-cif.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tv-6-ren-tv-24-informacionnaya-programma-31-07-2008-kurennoj-mihail-23-30-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-uchebnie-aktivizirovat-upotreblenie-izuchennoj-leksiki-v-rechi-uchashihsya-praktikovat-v-audirovanii-s-celyu-izvlecheniya-osnovnoj-informacii-chtenii-sovershenstvovat-naviki-ustnoj-rechi-razvivayushaya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-zhizn-slova-v-poezii-rozhdestvenskogo-vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-studentki-v-kursa-fakulteta-russkogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchitel-bateryakova-nailya-shamilevna-ponyatie-ob-odnosostavnih-predlozheniyah-gruppi-odnosostavnih-predlozhenij-po-sposobu-virazheniya-glavnogo-chlena-rol-odnosostavnih-predlozhenij-v-rechi-celi.html
  • control.bystrickaya.ru/burchak-f-g-souchastie-socialnie-kriminologicheskie-i-pravovie-problemi-kiev-visha-shkola-1986-208-s-stranica-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-s-prokofev-i-n-ya-myaskovskij-stranica-36.html
  • student.bystrickaya.ru/3501multfilm-videoigra-domovenok-uchitsya-schitat-sistemnie-trebovaniya-dvd-proigrivatel-televizor-pult-distancionnogo-upravleniya-ili-kompyuter.html
  • tests.bystrickaya.ru/lukashik-v-i-ivanova-e-v-17-e-izd.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazov-soderzhanie-absolyutnaya-pustota-predislovie-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.