.RU

Витамины в жизни школьника - Среди огромного числа задач и проблем, которые стоят перед педиатрами в их практической...


Витамины в жизни школьника


Витамины играют в жизнедеятельности организма чрезвычайно важную роль. Они необходимы для правильного течения процессов обмена вещества, нормального роста и изучения физики. Витамины повышают также устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.


Витамины не воспроизводятся в организме человека, а поступают с пищей растительного (овощи, фрукты, хлеб, крупы) и животного происхождения (печень, мясо, молоко, яйца). Среди витаминов выделяют водорастворимые (С, РР, группы В) и жирорастворимые (A, D, Е, К).


В связи с улучшением материального благосостояния и уровня жизни населения в нашей стране у детей практически отсутствуют нарушения, вызванные существенным витаминным дефицитом, — авитаминозы. В то же время врачи-педиатры нередко наблюдают состояние витаминной недостаточности — гиповитаминоз. Наиболее часто встречается гиповитаминоз С, особенно в зимне-весенний период, когда запасы его в организме истощаются. В ряде случаев отмечается недостаток витаминов В1, В2, РР и др.


Каковы причины этого? Прежде всего сезонные особенности питания — недостаток свежих овощей и фруктов в зимне-весенний период. Имеет значение и структура домашнего питания, зачастую преобладание в рационе углеводистых продуктов. Недостаток витаминов в пище связан с неправильной кулинарной обработкой продуктов. Наконец, надо иметь в виду, что содержание витаминов в овощах и фруктах неизбежно уменьшается при их длительном хранении, транспортировке и консервировании.


У девочек-подростков состояние гиповитаминоза может быть следствием применения «модных» диет, голодания во имя «фигуры». Между тем гиповитаминоз чреват опасными последствиями: прежде всего падает иммунитет - сопротивляемость простудным заболеваниям и инфекциям, чаще возникают осложнения после перенесенной болезни, отягощается течение имеющихся хронических заболеваний, снижается умственная и физическая работоспособность.


Учитывая особую роль витамина С в повышении защитных сил организма, в нашей стране предусмотрена витаминизация аскорбиновой кислотой готовых третьих блюд во всех детских и подростковых учреждениях из расчета суточной нормы ее потребления.


Если учесть, что в школьных столовых обедает лишь небольшая часть учащихся, а большинство детей обедают дома, особенно остро встает вопрос о восполнении дефицита витаминов в семейном рационе. Это необходимо даже в том случае, когда пища ребенка богата свежими овощами и фруктами. Многие считают, что с овощами и фруктами школьник получает полный набор витаминов, но это далеко не так. С овощами и фруктами в организм поступают лишь витамин С, каротин (провитамин А), фолиевая кислота в количествах, которые зачастую не покрывают суточной потребности. Даже богатые витамином С лимоны, в 100 г которых содержится 40 мг витамина С, не покрывают суточной потребности, кроме того не во всех климатических регионах они имеются в продаже.


Также невозможно полностью удовлетворить суточную потребность в витамине С, используя заготовленные летом натуральные ягоды черной смородины, провернутые с сахаром. Действительно, черная смородина, как и облепиха, богатейший источник витамина С, но условия приготовления консервированных ягод, срок хранения резко снижают содержание аскорбиновой кислоты. Кроме того, ребенок получает не столько ягоды, сколько сахар, избыток которого не нужен.


Поскольку за счет натуральных продуктов в зимне-весенний период невозможно обеспечить суточную потребность в витаминах, детям необходимо давать поливитаминные препараты профилактического назначения. Врач-педиатр посоветует, какие поливитамины принимать вашему сыну или дочери. Особенно необходима витаминизация в период подъема респираторных инфекции, во время и после болезни ребенка.


Витаминные препараты, выпускаемые нашей промышленностью, полностью идентичны природным, и их соотношения соответствуют потребностям организма. Однако нельзя разрешать детям самостоятельно покупать витамины в аптеке и лакомиться ими вместо конфет. Поливитамины принимаются во время еды, это обеспечивает их хорошее взаимодействие со всеми остальными компонентами пищи.


Роль витаминов в процессе роста и развития человека


Витамины — низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, абсолютно необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов . Являются незаменимыми веществами, так как за исключением никотиновой кислоты они не синтезируются организмом человека и поступают главным образом в составе продуктов питания . Некоторые витамины могут продуцироваться нормальной микрофлорой кишечника . В отличии от всех других жизненно важных пищевых веществ (незаменимых аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот и т.д. ) витамины не обладают пластическими свойствами и не используются организмом в качестве источника энергии . Участвуя в разнообразных химических превращениях, они оказывают регулирующее влияние на обмен веществ и тем самым обеспечивают нормальное течение практически всех биохимических и физиологических процессов в организме.


Известно 13 незаменимых пищевых веществ, которые безусловно являются витаминами . Их принято делить на водорастворимые и жирорастворимые . Водорастворимые включают витамин С и витамины группы В : тиамин, рибофлавин, пантотеновую кислоту, В6, В12, ниацин, фолат и биотин . Жирорастворимыми являются витамины А, Е, D и К . Большинство известных витаминов представлено не одним, а несколькими соединениями ( витамерами ), обладающими сходной биологической активностью . Для наименования групп подобных родственных соединений применяют буквенные обозначения ; витамеры принято обозначать терминами, отражающими их химическую природу . Примером может служить витамин В6, группа которого включает три витамера : пиродоксин, пиридоксаль и пиридоксамин . Принятая терминология не является общепризнанной, поэтому допускаются разнообразные обозначения витамина, за исключением устаревших.


Наряду с витаминами известна группа виатминоподобных соединений . К ним относят холин, инозит, оротовую, липоевую и парааминобензойную кислоты, карнитин, биофлавоноиды (рутин, кверцетин и чайные катехины ) и ряд других соединений, обладающие теми или иными свойствами витаминов . Витаминоподобные соединения не имеют, однако всех основных признаков, присущих истинным витаминам, и, следовательно, таковыми не являются . В частности, холин и инозит, входя в состав соответствующих фосфолипидов, выполняют в организме пластическую функцию . Оротовая и липоевая кислоты, а также карнитин синтезируются в организме. Парааминобензойная кислота является витамином только для микроорганизмов, для человека и животных она биологически неактивна . Метилметионинсульфония хлорид (витамин U) обладает терапевтическим эффектом при ряде заболеваний, но не выполняет каких-либо жищненно важных функций в организме . То же в значительной мере относится и к биофлавоноидам ( витамин Р ) — растительным фенолам , обладающим капилляроукрепляющим действием .


Остальные жирорастворимые витамины могут синтезироваться в организме из своих предшественников — так называемых провитаминов . Известны провитамины А ( каротины ) и группы D ( некоторые стерины ) . Каротины, поступающие в организм в составе продуктов растительного происхождения, ращепляются под воздействием специфического фермента с образованием ретинола ( наибольшей биологической активностью обладает b - каротин ) . Эргостерин и 7–дегидрохолестерин превращаются в витамины группы D (эргокальциферол и холекальциферол соответственно ) под действием ультрафиолетового излучения определенной длины волны . Эргостерин содержится в продуктах растительного происхождения ; его высоким содержанием отличаются дрожжи, используемые для получения синтетического эргокальциферола . 7-Дигидрохолестерин входит в состав липидов кожи человека и животных ; синтез холекальциферола осуществляется под действием ультрафиолетового излучения Солнца ( или искусственных источников ) .


Химическое строение всех известных витаминов полностью установлено . Выяснены и исследованы их свойства и специфические функции в организме . Вместе с тем имеющиеся данные о механизме действия ряда витаминов не являются исчерпывающими . Специфические функции многих витаминов определяются их связью с различными ферментами . Большинство водорастворимых витаминов ( группа В ) участвует в образовании коферментов и простетических групп ферментов, которые взаимодействуют с белковым компонентом (апоферментом ), приобретают каталитическую активность и непосредственно включаются в разнообразные химические реакции .Таким образом, витамины принимают опосредованное участие во многих обменных процессах : энергетическом ( тиамин, рибофлавин, ниацин ), биосинтезе и превращениях аминокислот и белков ( витамины В6 и В12 ), различных превращениях жирных кислот и стероидных гормонов ( пантотеновая кислота ), нуклеиновых кислот ( фолат ) и других физиологически активных соединений . Некоторые жирорастворимые витамины также выполняют коферментные функции . Витамин А в форме ретиналя является простетической группой зрительного белка родопсина, участвующего в процессе фоторецепсии ; в форме ретинилфосфата он играет роль кофермента — переносчика остатков сахаров в биосинтезе гликопротеидов клеточных мембран . Витамин К осуществляет коферменгные функции при биосинтезе ряда белков, связывающих кальций ( в частности, протромбина ), участвующих в процессе свертывания крови . Функции витаминов, не являющимися предшественниками образования коферментов и простетических групп ферментов, весьма разнообразны и связаны с осуществлением и регуляцией различных биохимических и физиологических процессов . Так, витамин D играет важную роль в обеспечении организма кальцием и поддержании его гомеостаза, влияет на процессы дифференцировки клеток эпителиальной и костной ткани, кроветворной и иммунной систем .


Необходимым условием реализации специфических функций витаминов в обмене веществ является нормальное осуществление их собственного обмена : всасывания в кишечнике, транспорта к тканям, превращения в биологически активные формы . Эти процессы протекают при участии специфических белков . Так, всасывание и перенос витаминов кровью происходят, как правило, с помощью специальных транспортных белков. Превращение витаминов в коферменты и простетические группы или в активные метаболиты ( витамины группы D), а также последующее взаимодействие их с апоферментами осуществляется с помощью специфических ферментов : пиридоксалькиназа, в частности, катализирует превращение пиридоксаля ( витаминВ6 ) в пиридоксальфосфат, синтез тиаминдифосфата из тиамина протекает при участии тиаминпирофосфокиназы . таким образом, возможный дефект биосинтеза какого – либо специфического белка, участвующего в процессах ассимиляции витаминов, неизбежно приводит к различным расстройствам обмена тех или иных витаминов и соответственно их функций в организме .


Снижение или полная потеря биологического эффекта витаминов может быть вызвана так называемыми антивитаминами —веществами, имеющими структурное сходство с витаминами или вызывающими модификацию их химической природы . Действие структуроподобных антивитаминов основано на конкурентных взаимоотношениях с витаминами ( в частности, в биосинтезе коферментов, их взаимодействия с апоферментами): заняв место витаминов в структуре фермента, антивитамины не выполняют их специфических функций, в связи с чем развиваются различные расстройства процессов метаболизма . Вторую группу составляют антивитамины биологического происхождения, разрушающие или связывающие молекулы витаминов : например, ферменты тиаминазы вызывают распад молекулы тиамина, яичный белок связывает биотин в биологически неактивный комплекс .


Некоторые антивитамины обладают антимикробной активностью и применяются в качестве химиотерапевтических средств . Так, сульфаниламидные препараты являются антивитаминами парааминобензойной кислоты, используемой бактериями для синтеза необходимого для их жизнедеятельности фолата ; сульфаниламид, вытесняющий парааминобензойную кислоту из комплекса с ферментом, способствует таким образом снижению проста бактерий и их гибели . Аминоптерин и аметоптерин ( антивитамины фолата) тормозят синтез белка и нуклеиновых кислот в клетках и применяются для лечения больных с некоторыми злокачественными новообразованиями .


Витамины обладают высокой биологической активностью и требуются организму в очень небольшом количестве, соответствующем физиологической потребности, которая варьирует в пределах от нескольких микрограммов до нескольких десятков миллиграммом . Потребность в каждом конкретном витамине также подвержена колебаниям, обусловленным действием различных факторов, которые учитываются в рекомендуемых нормах потребления витаминов, подвергающихся периодическому уточнению и пересмотру. Существенное влияние на потребность в витаминах оказывают возраст и пол человека, характер и интенсивность его труда . Потребность в витаминах значительно возрастает при особых физиологических состояниях организма : у женщин — во время беременности, в период лактации, у детей — в период интенсивного роста, следует иметь в виду, что любые причины , изменяющие интенсивность обмена веществ, существенно влияют и на обмен витаминов в организме, повышая их расход в процессе жизнедеятельности . В частности, потребность в витаминах значительно возрастает под влиянием некоторых климатических и погодных условий, способствующих длительному переохлаждению или перегреванию организма, сопровождающихся резкими перепадами температуры атмосферного воздуха . Повышенная потребность в витаминах развивается при интенсивной физической нагрузке, нервно – психическом напряжении, в условиях воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, при ряде патологических состояний ( например, при гипоксии ) . повышенный расход витаминов возникает при болезнях желудочно – кишечного тракта, печени и почек, повышенная потребность в витаминах отмечается при некоторых эндокринных заболеваниях, например, гипотиреозе, функциональной недостаточности коры надпочечников . В пожилом и старческом возрасте повышенная потребность в витаминах обусловлена ухудшением всасывания и утилизации витаминов, а также различными диетическими ограничениями .


Недостаточное потребление витаминов ведет к нарушениям, зависящих от них биохимических ( главным образом ферментативных ) процессов и физиологических функций организма, обуславливает серьезные расстройства обмена веществ, поэтому исследование витаминной обеспеченности человека имеет важное диагностическое значение . С этой целью обычно определяют содержание витаминов и продуктов их обмена в крови и моче, исследуют активность ферментов, в состав которых в виде кофермента или простетической группы входит конкретный витамин, а также другие биохимические и физиологические показатели, характеризующие осуществление тем или иным витамином его специфических функций . Другой подход заключается в изучении фактического питания обследуемых людей и оценке поступления витаминов с пищей с помощью справочных таблиц, отражающих химический состав потребляемых продуктов, ил непосредственного определения содержания витаминов в потребляемых продуктах и биологических объектах, используют различные колориметрические, спектрофотометрические и флюорометрические методы, а также методы микробиологического анализа . Все большее распространение получают методы высокоэффективной жидкостной хроматографии, позволяющие наиболее полно и точно определить дефицит витаминов в организме, что особенно важно при стертой картине витаминной недостаточности .


Организм человека не способен запасать витамины на более или менее длительное время, они должны поступать регулярно, в полном наборе и соответствии физиологической потребности . Вместе с тем приспособительное возможности организма достаточно велики, и в течении определенного времени дефицит витаминов практически не проявляется : расходуются витамины, депонированные в органах и тканях, включаются и другие компенсаторные механизмы обменного характера . Только после израсходования депонированных витаминов возникают различные расстройства обмена веществ . Однако постоянное недостаточное потребление витаминов, даже не характеризующееся какими-либо клиническими проявлениями гиповитаминоза, отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека : ухудшается самочувствие, снижаются работоспособность и сопротивляемость к респираторным и другим инфекционным заболеваниям, усиливается воздействие на организм неблагоприятных факторов среды обитания . Недостаточное потребление с пищей некоторых витаминов ( особенно С и А ) является фактором риска ишемической болезни сердца и ряда злокачественных новообразований . В частности, многолетние исследования больших контингентов людей, проведенные английскими и американскими специалистами, показали, что частота заболеваний раком полости рта, желудочно-кишечного тракта и легких при низком уровне витамина А в крови в 2-4 раза выше, чем при оптимальной обеспеченности этим витамином . Недостаточная обеспеченность витаминами беременных и кормящих женщин причиняет ущерб здоровью матери и ребенка, является одной из причин недоношенности, врожденных пороков, нарушений физического и умственного развития детей . В детском и юношеском возрасте недостаточное потребление витаминов отрицательно сказывается на показателях общего физического развития, препятствует формированию здорового жизненного статуса, обуславливает постепенное развитие обменных нарушений и хронических заболеваний .


Недостаточная витаминная обеспеченность отягощает течение основного заболевания, снижает эффективность терапевтических мероприятий, осложняет исход хирургических вмешательств и течение послеоперационного периода . В этой связи следует подчеркнуть отрицательную роль многих фармакологических препаратов в процессах обмена и утилизации витаминов в организме . В частности, антибиотики и сульфаниламидные препараты, подавляя микрофлору кишечника, нарушают эндогенный синтез витамина К, биотина и пантотеновой кислоты . Неомицин ( даже при однократном применении ) серьезно нарушает всасывание витамина А . Широко используемые транквилизаторы триоксазинового ряда подавляют утилизацию рибофлавина, нарушая синтез его коферментной формы . Ацетилсалициловая кислота подавляет утилизацию фолата. Используемая в хирургии закись азота инактивирует витамины В12, что при продолжительной экспозиции ( более 6 часов ) может привести к нарушениям кроветворения и невропатиям.


Одна из причин недостаточной обеспеченности организма витаминами — отклонение фактического питания от рекомендуемых рациональных норм : недостаточное потребление свежих овощей и фруктов, продуктов животного происхождения, избыточное потребление углеводов, плохая осведомленность в вопросах правильного построения рациона, небрежность в питании «модным» диетам и т.п. Наряду с этим все большее значение приобретает группа объективных причин, обусловленных изменениями условий труда и быта современного человека, а также особенностями современных методов технологической переработки и кулинарной обработки пищевых продуктов и их длительным хранением, следствием чего является разрушением значительной части содержащихся в них витаминов . Существенную роль играет также значительное увеличение потребления рафинированных высококалорийных продуктов ( белый хлеб, некоторые жиры и др. ) , практически лишенные витаминов и других незаменимых пищевых веществ . В результате этих тенденций рацион современного человека, достаточный и( и даже избыточный ) для покрытия энергозатрат, оказывается не в состоянии обеспечить рекомендуемые нормы потребления витаминов .


Важную роль в обеспечении организма витаминами традиционно отводят обогащению рациона свежими овощами и фруктами . однако их потребление неизбежно имеет сезонные ограничения . Кроме того, овощи и фрукты являются источниками лишь витамина С, фолата и каротинов . В то же время основными источниками витаминов группы В являются черный хлеб и мясо – молочные продукты, главным источником витамина А служит сливочное масло, витамина Е — растительные жиры . Таким образом, коррекция витаминной ценности рациона за счет натуральных продуктов неизбежно ведет к избыточному увеличению его калорийности, являющемуся фактором риска ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, сахарного диабета и ряда других заболеваний, профилактика которых требует, напротив, уменьшения калорийности рациона в соответствии с пониженными энергозатратами современного человека .


Одним из эффективных путей, позволяющих обеспечить оптимальное потребление витаминов не увеличивая калорийность рациона, является включение в него витаминизированных пищевых продуктов : хлеба из витаминизированной муки, обогащенной витаминами В1 , В2 и РР, молока, кефира, соков и напитков, обогащенных витамином С, и ряда других . Содержание витаминов в этих продуктах регламентировано на таком уровне, чтобы обеспечить физиологическую потребность человека ; оно указано на упаковке и контролируется органами государственного санитарного надзора . Витаминизация может осуществляться и путем введения витаминов в пищу непосредственно перед ее потреблением ( в детских учреждениях, больницах, санаториях ) .


Наиболее эффективным методом коррекции витаминной обеспеченности человека является регулярный прием поливитаминных препаратов профилактического назначения ( «Ревит», «Гексавит»»,«Ундевит» и др.). Препараты этого типа содержат более или менее полный набор основных витаминов в дозах, близких к физиологической потребности или немного превышающих ее . Регулярный прием этих препаратов не создавая избытка, гарантирует оптимальное обеспечение организма витаминами . Для оптимизации витаминной обеспеченности детей дошкольного возраста можно рекомендовать «Ревит» или «Гексавит», для школьников младших классов — «Гексавит», для старшеклассников, студентов, взрослого населения — «Гексавит» или «Ундевит» .Во время беременности и кормления грудью целесообразно принимать «Гендевит», «Ундевит» или «Глутамевит» . Последний препарат, содержащий кроме витаминов медь и железо, препятствует развитию анемии и может быть рекомендовано в этих целях женщинам детородного возраста, а также донорам крови . В пожилом возрасте обычно назначают «Ундевит» или «Декамевит» , содержащий широкий спектр витаминов в дозах, превышающих физиологическую потребность практически здорового человек в 2-10 раз .


При необходимости проведения курсов интенсивной витаминотерапии следует учитывать, что большинство водорастворимых витаминов не депонируются в организме на сколько-нибудь длительный срок, а введение витаминов в высоких дозах может активировать системы их катаболизма и выведения . в связи с этим по завершении курса следует назначать регулярный прием поливитаминных препаратов в поддерживающих физиологических дозах . В противном случае может развиваться состояние более глубокого дефицита витаминов, чем до лечения .


Прием витаминов в дозах, существенно превышающих физиологическую потребность, может привести к нежелательным побочным эффектам, а иногда и к тяжелой интоксикации . Следует подчеркнуть, что гипервитаминозы могут развиваться лишь при введении крайне высоких доз витаминов, редко используемых даже в лечебной практике .


Витаминная недостаточность — группа патологических состояний, обусловленных дефицитом в организме одного или нескольких витаминов . выделяют авитаминоз, гиповитаминоз и субнормальную обеспеченность витаминами . Под авитаминозом понимают практически полное отсутствие какого-либо витамина в организме, проявляющегося возникновением специфичного симптомокомплекса, например, цинги, пеллагры . Гиповитаминозом считают сниженное по сравнению с потребностями содержание витаминов в организме, которое клинически проявляется только отдельными и не резко выраженными симптомами из числа специфичных для определенного авитаминоза , а также мало специфических признаков болезненного состояния, общих для различных видов гиповитаминозов ( например, снижение аппетита и работоспособности, быстрая утомляемость ) . Недостаточность одновременно нескольких витаминов обозначают как полигиповитаминоз . Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой доклиническую стадию дефицита витаминов, который обнаруживается по нарушениям метаболических и физиологических реакций, протекающих с участием определенного витамина, и не имеет клинического выражения или проявляется только отдельными неспецифическими микросимптомами .


Классические авитаминозы встречаются весьма редко, в основном в условиях длительного голода , когда витаминная недостаточность сопутствует алиментарной дистрофии, при вынужденном резком обеднении рациона питания ( например, при невозможности доставки продуктов участникам отдаленных экспедиций, войскам в окружении и т.д.),поступлении в организм в больших количествах антивитаминов, а также при некоторых наследственных ферментопатиях и тяжелых заболеваниях пищеварительной системы, сопровождающихся синдромом мальабсорбции . Более распространены гиповитаминозы, причинами которых, кроме перечисленных, могут быть длительное парентеральное питание, нерациональная химиотерапия, хронические интоксикации, в том числе инфекционных болезнях, злокачественных новообразованиях . Субнормальная обеспеченность витаминами наиболее распространена, так как возникают не только при особых обстоятельствах, нарушающих питание, и болезнях, являющихся основными причинами гиповитаминозов, но и в обычных условиях жизни у практически здоровых людей, уделяющих недостаточное внимание разнообразию пищевого рациона . Развитию этой формы витаминной недостаточности способствуют широкое использование в питании рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе их производства ( хлеба тонкого помола, сахара и др.); потеря витаминов при длительном хранении и неправильной кулинарной обработке продуктов ; тенденция к учащению в домашнем питании замены свежих продуктов консервами . Не имея явных клинических проявлений, субнормальная обеспеченность витаминами уменьшает в то же время адаптационные возможности организма, что выражается в снижении устойчивости к действию инфекционных и токсических факторов, физической и умственной работоспособности, замедление выздоровления при острых заболеваниях, повышение вероятности обострения хронических болезней .


Происхождение и развитие витаминной недостаточности у детей и у пожилых лиц имеет некоторые особенности . У новорожденных и детей раннего возраста витаминная недостаточность встречается чаще . Она может быть следствием недостаточного поступления витаминов к плоду в период внутриутробного развития ; недостаточного содержания некоторых витаминов в молоке матери при ее нерациональном питании и особенно в неадаптированных для детского питания смесях из коровьего молока при использовании их для искусственного вскармливания ; нерационального питания детей раннего возраста ; наследственных и приобретенных болезней, при которых нарушаются поступление в организм ребенка витаминов, их депонирование или метаболизм . Нередкой причиной витаминной недостаточности у детей бывает дисбактериоз с уменьшением бактериальной флоры в кишечнике, являющейся источником некоторых витаминов ( особенно часто это наблюдается при интенсивной антибактериальной терапии ). Среди других причин витаминной недостаточности наибольшее значение имеют нарушение всасывания ряда витаминов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, недостаточном поступлении желчи в кишечник ( при механических желтухах , холестатическом гепатите ); недостаточное образование активных метаболитов витамина D при тяжелом поражении печени и почек или ускоренный их метаболизм при длительной терапии фенобарбиталом ; повышенная потребность в витаминах при наиболее распространенных патологических состояниях новорожденных ( гипоксия, инфекция ),детей раннего возраста ( инфекции, диатезы, аллергические заболевания, железодефицитные заболевания) . Особенно велика склонность к развитию гиповитаминозов в первые месяцы жизни у недоношенных детей вследствие меньшего депо и соответственно низкого содержания в организме витаминов А, D, Е, В6, В12, с одной стороны, и большей потребности в них — с другой, что определяется более высокой заболеваемостью недоношенных детей и более интенсивным их лечением . Установлена связь между осложнениями течения беременности, гиповитаминозами у матери в этот период и частотой, длительностью и тяжестью ряда гиповитаминозов у новорожденных .


В пожилом и старческом возрасте развитию витаминной недостаточности способствует снижение всасывания и утилизация веществ, в том числе витаминов . обусловленное присущими этому возрасту изменениями функциональной активности системы пищеварения ( снижение секреции и кислотности желудочного сока, ферментообразования, функций поджелудочной железы, печени ) . Изменения белкового обмена, выявляемые у лиц пожилого и старческого возраста, ухудшают транспорт и фиксирование в организме витаминов С, В1, В2 , В6, а ограничение потребления жиров неблагоприятно сказывается на поступлении жирорастворимых витаминов, в частности ретинола . Для развития витаминной недостаточности у пожилых лиц имеет значение и повышенное расходование ряда витаминов, связанное с преобладанием в пищевом рационе этих людей углеводного компонента ( способствует повышенному расходованию витаминов В1, В2, РР ), обострениями хронических болезней, нередкими гипоксическими состояниями различного генеза .


Клинические проявления и диагностика отдельных видов витаминной недостаточности . В стадиях гипо- и авитаминоза совокупность клинических симптомов дефицита определенного вида витамина достаточно специфична, но отдельные симптомы могут совпадать с проявлениями основного заболевания, поэтому их правильная оценка нередко требует от врача исходного предположения о возможности развития у больного данного гиповитаминоза . Последнее зависит от знания врачом форм патологии и особенностей питания , которые могут быть причинами определенных видов витаминной недостаточности . В диагностически трудных случаях и при необходимости установить субнормальную обеспеченность витаминами используют дополнительные методы диагностики витаминной недостаточности, из которых наиболее достоверны лабораторные исследования содержания и функции витаминов в организме .


Недостаточность витамина В1 ( тиамина ) проявляется главным образом поражением нервной системы ( периферические полиневриты ) и сердечно – сосудистыми расстройствами, клинические проявления которых при авитаминозе В1 описано как болезнь бери-бери . При гиповитаминозе В1 отмечаются головная боль, боли в области сердца и в животе, раздражительность, тахикардия, понижение аппетита, тошнота, запоры . При постановке диагноза учитывают, что гиповитаминоз В1 развивается при хронических заболеваниях кишечника ( хронических энтеритах, синдроме мальабсорбции и др.), у хронических алкоголиков, при потреблении пищи, содержащей значительное количество тиаминазы ( фермента, разрушающего тиамин ) и других антивитаминных факторов, которыми богата сырая рыба, в особенности карп, сельдь .Причинами субнормальной обеспеченности тиамина и гиповитаминоза В1 могут быть также одностороннее питание продуктами переработки зерна тонкого помола и избыток в рационе углеводов, метаболизм которых тесно связан с участием коферментных производных тиамина .


Недостаточность витамина В2 (арибофлавиноз) характеризуется поражением слизистой оболочки губ ( хейлитом ), ангулярным стоматитом, глосситом, себорейным шелушением кожи вокруг рта, на крыльях носа, ушах, в носоогубных складках . Основными причинами гипо- и авитаминоза В2 является неупотребление молочных продуктов — важнейших пищевых источников рибофлавина ;хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, сопровождающиеся нарушениями процессов кишечной абсорбции ; прием лекарственных препаратов, относящихся к антивитаминам рибофлавина (акрихин и его производные ) .


Недостаточность витамина РР (ниацина ) в тяжелой форме протекает в виде пеллагры, характеризующейся поражением кожи, желудочно-кишечного тракта и нервной системы . Более легкие формы недостаточности ниацина проявляются раздражительностью, изменениями кожной чувствительности, нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта ( глоссит, склонность к снижению секреции желудочного сока и поносами ) .



vojna-samo-slovo-govorit-o-bede-i-gore-o-neschaste-i-slezah-skolko-lyudej-pogiblo-vo-vremya-etoj-strashnoj-velikoj-otechestvennoj-vojni-no-pogibaya-oni-znali.html
vojna-v-afganistane-19791989-voennaya-istoriya-uchebnik.html
vojna-v-istorii-moej-semi-perechnev-v-gr-11-eoa-n-i-aleshenkova-aleshenkov-a-gr-11-odsp.html
vojnaya-lidiya-petrovna-familiya-imya-otchestvo.html
vojni-brendov.html
vojni-na-severo-zapade-plan-kursa-22-kolonizaciya-kak-osnovnoj-fakt-22-periodi-russkoj-istorii-kak-glavnie-momenti-kolonizacii-23.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualnie-voprosi-polikulturnogo-obrazovaniya-i-vospitaniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vozrast-na-moment-podpisaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/179-updike-john-the-women-who-got-away-london-penguin-books-2009-106-p-postupleniya-v-otdel-literaturi-na-inostrannih-yazikah.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obstoyatelstva-na-kotorih-osnovivayu-svoi-trebovaniya-i-dokazatelstva-podtverzhdayushie-eti-obstoyatelstva.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shestogo-dnya-chas-devyatij-umberto-eko-imya-rozi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodi-analiza-i-ocenki-investicionnih-proektov-na-primere-agrofirm.html
  • student.bystrickaya.ru/1oformlenie-i-pravovoe-regulirovanie-peremesheniya-grazhdan-rossii-z-metodicheskie-rekomendacii-organam-mestnogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-spisok-literaturi-metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xviii-o-lobzanii-mira-o-preskripcii-protiv-eretikov-de-praescriptione-haereticorum.html
  • bukva.bystrickaya.ru/negativnie-yavleniya-v-molodezhnoj-srede-i-profilaktika-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervij-otdel-dusha-tolpi-kniga-i-psihologiya-narodov-vvedenie.html
  • studies.bystrickaya.ru/dopechatnaya-podgotovka-fotografij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-ispolzovaniya-elektronnih-uchebnih-modulej-dlya-izucheniya-temi-galaktiki-gomulina-n-n.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-biologii-dlya-uchashihsya-10-i-11-klassa-profilnoj-gruppi-uchitel-biologii-stranica-13.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-geografii-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-obshego-obrazovaniya-utverzhdyonnogo-prikazom-mo-i-n-rf-ot-05.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-ya-uzilevskij-stranica-15.html
  • school.bystrickaya.ru/gyustav-flober-gospozha-bovari-stranica-7.html
  • books.bystrickaya.ru/dn-m-f-3-informacionnie-i-kommunikacionnie-tehnologii-v-nauke-i-obrazovanii-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-najdite-slovo-v-kotorom-ne-sovpadaet-kolichestvo-bukv-i-zvukov-1-boyus-2-siyat-3-vernyoshsya-4-polyot.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-administracii-rostovskoj-oblasti-obshie-polozheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-buhgalterskij-finansovij-uchet-visshee-professionalnoe.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-uchreditelnogo-sobraniya-associacii-yuristov-i-ekonomistov-po-razvitiyu-konkurencii-na-territorii-sng-uchastniki-sobraniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/p-p-yuridicheskoe-lico-individualnij-predprinimatel-stranica-9.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monitoring-gumanizacii-i-garmonizacii-zakonodatelstva-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-zanyatiya-metodicheskie-rekomendacii-petropavlovsk-kamchatskij-2009-bbk-74-204-4-o-64.html
  • klass.bystrickaya.ru/administrativnie-sankcii-konspekt-lekcij-po-discipline-sistema-nalogooblozheniya-tema-sushnost-i-istoricheskoe.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-osnovi-samodiagnostiki-i-celitelstva-lekciya-vvedenie-v-energii-vsya-nasha-vselennaya-sostoit-iz-vsevozmozhnih-energij-po-suti-vsyo-chto-nas-okruzhaet-eto-energii-vidimie-materialnie-obekti-eto.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-doshkolnogo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rinok-evroobligacij-chast-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/the-jovian-planets-essay-research-paper-the.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-osobennosti-i-osnovnie-napravleniya-mezhregionalnogo-sotrudnichestva.html
  • writing.bystrickaya.ru/amerika-protiv-rossii-kniga-chast-23.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pyatij-kuponnij-period-10-oktyabrya-2006-g.html
  • control.bystrickaya.ru/dva-avtomobilya-sgoreli-i-shest-povrezhdeni-ognem-pri-pozhare-v-yugre-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-21092011.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovie-testovie-zadaniya-dlya-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-visshih-medicinskih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.