.RU

VI.Подготовлено : 31.03.1998 - Отчет о начальной стадии проекта наименование проекта


^ VI.Подготовлено : 31.03.1998
Консультанты от EC : GVG

Задачи проекта по выполнению компонента В (страхование по старости): Обеспечение баланса между различными видами пенсий – государственными, профессиональными и частными, а также между различными принципами финансирования пенсий; рекомендации по повышению эффективности управления









^ Временные рамки

Вклад







1998 (месяцы)

Сотрудники

Оборудование

материалы

Прочее

No

Мероприятия

1(апрель)

2(май)

3(июнь)

4(июль)

5(август)

6(сентябрь)

Консультант от ЕС

Местные эксперты







4.



Компонент Б: Страхование по старости


Системный уровень


Исследовательская командировка по изучению соотношения обязательных и дополнительных пенсионных систем и соотношения распределительных и накопительных принципов финансирования пенсий


Первая серия исследований по проектированию системы

  • изучение трехуровневой системы

  • изучение базы для начисления взносов

  • изучение системы персонифицированного учета взносов


Политический уровень


Предварительное обобщение результатов обсуждения проблемы «принятие решений и законодательство»


Институциональный уровень


Предварительное обобщение результатов обсуждения проблемы «административные структуры и управление»


Прочее


Регулярные заседания рабочих подгрупп


Подготовка актуарных исследований


Составление списка оборудования



Х


Х


Х


Х



Х

Х


Х


х



Х

Х


Х


Х


х



Х


Х



Х


Х


Х


х



Х


Х


Х


Х


Х





20


35

35

35


10


10


33


10


10



30


33

33

33


12


12


30


17


10



Офисное оборудование





Международная поездка/возможно по стране



Всего




198

210








^ Таблица 1.6. План действий в последующем периоде (рабочая программа)


^ Наименование проекта: Управление системой социальной защитой: социальное страхование, медицинское страхование и пенсии



Номер проекта: EDRUS 9605

^ Страна: Российская Федерация

Страница:4

Продолжительность проекта: 1 декабря 1997 – 31 мая 2000



Подготовлено : 31.03.1998

^ Консультанты от EC : GVG

Задачи проекта по выполнению Компонента В (медицинское страхование): Выработка стратегии оптимального соотношения государственных и частных форм медицинского страхования; выработка стратегии для преодоления дефицита финансирования в этом секторе; совершенствование механизмов управления в соответствующих организационных структурах







^ Временные рамки

Вклад







1998 (месяцы)

Сотрудники

Оборудование

Материалы

Прочее

No

Мероприятия

1(апрель)

2(май)

3(июнь)

4(июль)

5(август)

6(сентябрь)

Консультант от ЕС

Местные эксперты







5.



Компонент В. Медицинское страхование


Системный уровень


Исследовательская командировка по изучению соотношения обязательных и частных форм медицинского обслуживания (Чешская республика, Великобритания, Германия)


Первая серия исследований по проектированию системы

  • изучение оптимального соотношения государственных и частных форм

  • изучение потребностей и последствий определения приоритетов в медицинском обслуживании


Политический уровень


Предварительное обобщение результатов обсуждения проблемы «принятие решений и законодательство»


Институциональный уровень


Предварительное обобщение результатов обсуждения проблемы «административные структуры и управление»


Прочее


Регулярные заседания рабочих подгрупп


Подготовка актуарных расчетов


Составление списка оборудования



Х


Х


Х


х



Х


Х


х



Х


Х


Х


х



Х


х



Х


Х


Х


Х



Х


Х


Х


Х


х



20


35


35


10


10


33


10


10



30


33


33


12


12


30


17


10



Офисное оборудование





Международная поездка/возможно по стране



Всего




163

177








^ Таблица 1.6. План действий в последующем периоде (рабочая программа)


^ Наименование проекта: Управление системой социальной защитой: социальное страхование, медицинское страхование и пенсии



Номер проекта: EDRUS 9605

^ Страна: Российская Федерация

Страница:5

Продолжительность проекта: 1 декабря 1997 – 31 мая 2000



Подготовлено : 31.03.1998

^ Консультанты от EC : GVG

Задачи проекта по выполнению Компонента Г (Социальное страхование): Выработка рекомендаций в отношении будущих целей и организационной структуры Фонда социального страхования с учетом изменяющихся задач и организационной структуры других социальных внебюджетных фондов









^ Временные рамки

Вклад







1998 (месяцы)

Сотрудники

Оборудование

Материалы

Прочее

No

Мероприятия

1(апрель)

2(май)

3(июнь)

4(июль)

5(август)

6(сентябрь)

Консультант от ЕС

Местные эксперты







6.



Компонент Г: Фонд Социального Страхования


Системный уровень


Исследовательская командировка по изучению возможных сценариев реформирования системы пособий по болезни, в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями, пособий по материнству и др.


Первая серия исследований по проектированию системы


  • Изучение оптимального порядка финансирования пособий по социальному страхованию и других пособий по социальной защите

  • Изучение порядка предоставления и управления системой пособий в рамках Фонда Социального Страхования (с учетом опыта стран ЕС)


Политический уровень


Предварительное обобщение результатов обсуждения проблемы «принятие решений и законодательство»


Институциональный уровень


Предварительное обобщение результатов обсуждения проблемы «административные структуры и управление»


Прочее


Регулярные заседания рабочих подгрупп


Подготовка списка оборудования



Х


Х


Х


х



Х


Х


х



Х


Х


Х


х



х



Х


Х


х



Х


Х


Х


Х


х



20


35


35


10


10


33


10



30


33


33


12


12


30


10



Офисное оборудование





Международная поездка/возможно по стране



Всего




153

160









^ ПРИЛОЖЕНИЕ II


Предпосылки планирования в отношении Компонента А «Общее социальное обеспечение»


Дирк ван дер Верф


Особое значение и важность, придаваемые принципу страхования в данном проекте и связанному с этим выбору смешанного государственно-частного подхода к социальным мероприятиям, объясняются существованием тесных связей между социальным обеспечением, экономическим устройством и политической и социальной конструкцией современного рыночного общества. Современное рыночное общество социальной направленности характеризуется тем, что ответственность за свои собственные условия жизни в сочетании с определённой защитой от стандартных жизненных рисков несут в основном сами индивиды. Данная социальная защита базируется на принципе солидарности между гражданами. На практике в современных государствах реализация этого принципа происходит с помощью системы социальной защиты, которая в огромной степени регулируется законом и чьё проведение в жизнь обеспечивается совместным участием как государственных, полугосударственных компаний и организаций, так и независимых органов.

Россия уже располагает системой коллективного обеспечения, которая, хотя и нуждается в реформировании и совершенствовании, закладывает основу для последующего строительства. Принципы данной системы, однако, в действительности отличаются от принципов социально направленной рыночной экономики. Вместе с тем различия не следовало бы преувеличивать. Что необходимо, так это, прежде всего, посмотреть, где лежат расхождения и в какой степени необходимы и полезны изменения фундаментального характера. Это уровень философии и проектирования, представленный в первом предметном примере Компонента А.

Принцип государственно-частного сочетания и принцип страхования взаимосвязаны. Принцип страхования представляет собой в действительности уступку в пользу индивидуализма в свободном обществе. Согласно европейской традиции он никогда не применялся в своём чистом виде, однако всегда сочетался с элементами солидарности между гражданами и работниками.

Точкой отсчёта в данном контексте служит объём предмета страхования стандартных жизненных рисков, которым подвергается каждый гражданин. Отдельные риски могут быть застрахованы, другие эффективно – нет. К тому же те риски, которые могут быть застрахованы в принципе, не всегда страхуются на условиях полной равнозначности страховой премии и риску. Нестрахуемые риски или же те из них, которые страхуются лишь частично, содержат элемент солидарности.

Для того, чтобы стать объектом страхования, риск должен отвечать ряду условий. Не стремясь охватить полную картину, назовём здесь три из них:

Если мы планируем начать с вышеперечисленных принципов социального страхования, то вслед за этим планируем незамедлительно приступить к обсуждению предполагаемых полномочий различных фондов в увязке с вопросом о представительстве заинтересованных сторон в управлении различными отделениями и филиалами. Не существует, конечно, одного единственного пути распределения задач между фондами; выбор в данном отношении не должен оказывать влияние на задачи, которые должны быть полностью выполнены, и на заинтересованность сторон быть представленными в управленческих структурах.

Что касается распределения и объединения правомочий, то мы, не претендуя на полный охват, разграничили шесть основных критериев:

  1. Виды обеспечения:




  1. Группы лиц, заявляющих требования:




  1. Группы лиц, делающих долевые взносы:




  1. Виды рисков:




  1. Предмет страхования:




  1. Ориентация политики фонда:




пример: пенсионный фонд для пенсий по старости и нетрудоспособности


пример: медицинский фонд для оплаты лечения и выплаты пособий по болезни


пример: социальный фонд для всех групп лиц, имеющих общие интересы; долевые взносы делают работники и наниматели


пример: социальный фонд, связанный с работой; для всех групп лиц, имеющих общие интересы


пример: только страхуемые риски в трёх фондах


пример: пособия на детей в социальном фонде


В целях представительства и принятия решений мы также разграничили набор из шести критериев. Во многих, но не во всех, случаях важное значение имеет связь с работой. Например, данная связь не является решающей для страхования на случай болезни, тогда как в отношении страхования выплаты пособия по болезни она таковой является. К тому же связь с работой для тех, кто работает по найму, отличается от связи с работой для лиц, занимающихся самостоятельной предпринимательской деятельностью. Такие нюансы должны быть отражены в нормативных правилах представительства:



Приложение III:


Предпосылки к планированию для Компонента Б: Страхование по старости


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВЕСТКИ ПРОДОЛЖАЮЩЕЙСЯ ДИСКУССИИ О РЕФОРМЕ

Международный подход


Автор: Маркус Сайлер


I. Введение


В силу различных причин социального, экономического и демографического характера вновь возникает необходимость реформирования систем социальной защиты. Реформы, направленные на стабилизацию этих систем и поддержание их эффективности, необходимы для последовательного укрепления связи между различными слоями общества и для уменьшения споров вокруг распределения доходов, которые подрывают национальную экономику.

Реформы в области социальной защиты также включают, в частности, распределение ответственности между государством, работодателями и частными институтами. В то время как роль государства постепенно снижается, все большее значение приобретает частный сектор. В более отдаленной перспективе это приведет к новому соотношению между государственными и частными представителями.

Одновременно с этими изменениями в институциональном распределении ответственности сами форма и масштаб социальной защиты трансформируются: уровни защиты должны быть вновь определены посредством разделения основных и дополняющих систем, должны быть модифицированы методы финансирования, а от людей требуется взять на себя большую ответственность за свою собственную социальную защиту. Формулирование и реализация этих изменений предъявляет серьезные требования к социальной политике. С одной стороны, только экономически устойчивые системы получат политическое признание, поскольку финансирование социальной защиты должно осуществляться в течение продолжительного периода времени и не должно наносить ущерб занятости и росту. С другой стороны, только те системы социальной защиты, которые могут гарантировать удовлетворительный уровень пособий, способны содействовать сохранению ткани общества в отдельных странах. Следовательно, социальная защита должна быть организована таким образом, чтобы быть как эффективным, так и доступным, и в то же время должным образом учитывать конкретные особенности отдельных стран.

Для того, чтобы преодолеть будущие вызовы, в области социальной политики были разработаны различные подходы, отвечающие национальным традициям. В целом это не создавало крупных проблем, пока международная взаимозависимость национальных экономик оставалась ограниченной. Однако по мере глобализации рынков институты социальной защиты также все больше становятся элементом конкуренции таким образом, что национальные стратегии перестройки системы социальной защиты также все активнее обсуждаются с точки зрения экономических издержек в международной конкуренции, при этом опускаются отдельные преимущества, предлагаемые эффективной системой социальной защиты.

Системы социальной защиты были созданы и укреплены в большинстве стран после окончания второй мировой войны. Это происходило в период исключительно быстрого экономического роста, высокого уровня занятости и низкого уровня безработицы.

С тех пор произошли глубинные изменения, требующие переоценки систем социальной защиты. Это следует, прежде всего, из следующих тенденций:

Эти изменения основных условий в отношении предоставления социальной защиты привели как к падению доходов, так и к росту расходов, и таким образом поставили под вопрос рентабельность всей системы. Соответственно, в отношении реформ в отдельных странах аспекты рентабельности программ социальной защиты приобрели большее значение по отношению к соответствующей социальной защите гражданина:


Больший учет экономических факторов для финансирования социальной защиты представляет серьезный вызов для социальной политики, поскольку конфликт целей между желаемыми уровнями услуг и пенсий с одной стороны и финансами, имеющимися у них в наличии, - с другой, также будет часто приводить к уменьшению размера пенсий5. Следует также принять во внимание то, что необходимо поддерживать уверенность населения в надежности его системы социальных гарантий, поскольку только подлинно надежная система может способствовать социальной стабильности и, следовательно, экономическому росту.


^ II. Социально-политические методы решения проблем


В различных странах были приняты различные подходы к использованию социально-политических методов для решения вышеупомянутых проблем. Если говорить в целом, существует признанная тенденция к уменьшению размера пенсий, получаемых в рамках государственной системы пенсионного обеспечения, при одновременном усилении социальной защиты по линии частных программ.

Если в качестве примера взять пенсионную реформу, то можно понять, что в отдельных странах такие реформы включали полную перестройку системы. Так, например, постепенная отмена государственной системы пенсионного обеспечения по старости и разработка программы частного обязательного страхования в Аргентине были произведены по примеру чилийской модели6.

С другой стороны, были осуществлены изменения в странах Северной Америки и Европы в рамках их соответствующих систем, хотя конкретные национальные особенности способствовали усилению значительных различий в организации реформ.

При проведении реформ в целом были предприняты усилия по достижению политическими партиями и социальными партнерами широкого консенсуса в отношении этих изменений с тем, чтобы способствовать уверенности общественности в долгосрочной надежности системы социальной защиты. Полученный к настоящему времени опыт недостаточен для того, чтобы сделать окончательный вывод относительно того, что, с социально-политической точки зрения, скорее будет способствовать формированию доверия у населения - радикальная перестройка или реформирование. С другой стороны, введение совершенно новой системы вызывает страх, поскольку не хватает опыта в отношении ее эффективности. С другой стороны, часто полагают, что постепенные реформы в рамках системы не идут достаточно далеко для того, чтобы обеспечить прочное улучшение долгосрочной способности выполнять свои обязательства.

К настоящему моменту нет достаточных свидетельств международного характера, которые позволили бы прийти к общим выводам относительно того, какой путь лучше всего выбрать. Следовательно, только основываясь на исторических, культурных и общеполитических реалиях конкретной страны в рамках национальной социальной политики должно быть, определено, какие меры реформирования, скорее всего, заслужат доверие населения к системе пенсионного обеспечения по старости.


^ III. Принципиальные моменты проекта


Проект программы ТАСИС по управлению социальной защитой в России рассматривает реформу социальной защиты с точки зрения четырех элементов и трех уровней анализа и рекомендаций. Эти элементы включают:

Уровни подразделяются на:

Подход с использованием трех уровней применяется ко всем четырем элементам. Таким образом, это позволяет эффективно заниматься сложными проблемами в сфере социальной защиты.

Для того, чтобы яснее понять подход проекта, полезно объяснить и вспомнить значение наиболее употребляемых терминов: “социальная защита”, “социальное обеспечение”, “социальное страхование”.

Социальная защита располагается внутри более широкого понятия социальной политики, как внутренняя матрешка в наборе русских матрешек, в которой, в свою очередь, находятся социальное обеспечение, а затем - социальное страхование.

Социальное страхование представляет собой такое социальное перераспределение доходов, иные социальные услуги и медицинское обслуживание, за которые претенденты выплачивают зарезервированные дополнительные взносы за риск.

Социальное обеспечение обычно покрывает системы перераспределения доходов всех типов (частью которых является перераспределение социального страхования), личные социальные услуги и медицинское обслуживание.

^ Социальная защита также включает законодательную защиту нематериального характера - такую, как договор найма, профилактику здоровья и безопасности труда.

“Социальное обеспечение” является традиционным термином, однако, сейчас при обсуждении цели социальной политики все чаще употребляется выражение “социальная защита”.

Обсуждаемые в этом контексте “риски” означают риски, с которыми сталкивается каждый гражданин в своей жизни. Социальная защита задумана для того, чтобы защищать от этих рисков. Существует ряд методов классификации этих рисков, одним из которых является следующий:

В большинстве стран законодательство по вопросам социальной защиты не охватывает все эти моменты. Обучение и подготовка с целью получения работы, а также жилищный вопрос все чаще не рассматриваются как относящиеся к сфере социальной защиты.

Настоящий проект не охватывает все аспекты социальной защиты. Например, он не включает пособия по безработице и социальную помощь, хотя они определенно входят в состав системы социальной защиты. Поскольку отсутствует какое-либо логическое обоснование такого изъятия, можно только строить предположения относительно этого.

Общим для рисков в проекте является то, что они преимущественно являются страхуемыми рисками, в то время как безработица и социальная помощь - в принципе - не являются таковыми. Риск является страхуемым при соблюдении следующих условий:

Очевидно, и хорошо известно, что страхование может быть организовано как в государственном, так и в частном секторе. Этот вопрос определенно относится к системному уровню. Необходимо также принять важное решение, как на политическом, так и на институциональном уровне. К ним относятся вопросы управления, государственного вмешательства, а также регионального и местного представительства.

Невозможно подробно рассмотреть все эти вопросы. Это должно быть оставлено для дальнейшего изучения.


^ IV. Выводы




Библиография


Аренас де Меса, Альберто и Бертрано Фабио (1997). “Уроки реформ социального обеспечения: два различных случая. Чили и Аргентина”, Уорлд Девелопмент, 25, 329-348.

Европейская комиссия (1994), Зеленая книга по европейской социальной политике. Издание Европейского союза (КМО(93)551), Брюссель.

GVG (1997): “Gesellschaft fur Versicherungswissenschaft und geataltung e.V., Rentenversicherung; Finansierung durch Umlage oder Kapitaldeckung”, Кельн

ОЭСР (1997). “После 2000 года: повестка для новой социальной политики”, ОЭСР, Париж, готовится к публикации.

Кессер, Моника (1995). “Чили и : второе поколение пенсионных реформ в Латинской Америке” ^ Интернационале Ревю фюр Социале Сишерхайт, 48, 27-45.

Риш, Херберт (1997). “Wandel der Arbeit - Probleme und Folgerung fur die gesetzliche Rentenversicherung”. Лекция для конференции “Wandel der Arbeit und soziale Sicherung”, Deutscher Sozialrechtsverband, Эрфурт, 25 сентября 1997 г.


^ Развитие системы пенсионного обеспечения

в Российской Федерации в переходный период


vidi-bezrabotici-ih-formi-i-specifika-problemi-zanyatosti-v-rossii.html
vidi-cementov-chast-3.html
vidi-cennih-bumag-i-ih-harakteristika.html
vidi-detektivnih-proizvedenij-dzhejms-n-frej-james-n-frey.html
vidi-disciplinarnoj-otvetstvennosti-poryadok-nalozheniya-disciplinarnih-vziskanij.html
vidi-domenov-sistema-ru-net-marketing.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-orezultatah-samoobsledovaniya-priladozhskogo-filiala-gou-vpo-petrgu-po-sostoyaniyu-na-01-06-2008-goda-stranica-8.html
  • thescience.bystrickaya.ru/industrializaciya-zhizni-rossiyu-normalnoj-stranojj-versiya-3-iyunya-2002-g.html
  • control.bystrickaya.ru/diplom-menedzhment-v-oblasti-gostepriimstva-i-gostinichnogo-biznesa.html
  • crib.bystrickaya.ru/klassifikaciya-periferijnih-ustrojstv.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bashni-do-nebes-chast-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistemnoe-issledovanie-kompleksa-pravovih-norm-reglamentiruyushih-deyatelnost-fsb-rossijskoj-fed.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-primernoj-programmi-po-anglijskomu-yaziku-23-2-analiz-umk-25.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-e-yu-genieva-g-g-diligenskij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassicheskij-vek-drevnegrecheskoj-filosofii-i-i-tarkan-filosofiya-kurs-lekcij-vchetireh-chastyah-chasti-i-ii-4-e-izdanie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uildiri-shashu-kezende-bali-aulaua-tijim-salinan-sondaj-a-bali-aulaua-tijim-salinan-su-ajdindarinda-zhne-nemese-uchaskelernde-su-klg-ozalisini-rezhimn-kelsu-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-korovkin-oficialnie-opponenti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblastnoj-konkurs-yunie-darovaniya-20102011-yunij-znatok-istorii-7-klass.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-01-09-20-g-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-mou-georgievskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-6-otchet-o-dvizhenii-denezhnih-sredstv-7-stranica-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-sverdlovskoj-oblasti-gotovitsya-k-realizacii-proekt-chistaya-voda-nakanuneru-2006.html
  • crib.bystrickaya.ru/inflyaciya-mirovoj-opit-i-rossijskaya-praktika-monografiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-informacionnaya-bezopasnost-po-specialnosti-230101-65-vichislitelnie-mashini-kompleksi-sistemi-i-seti-cel.html
  • college.bystrickaya.ru/2-tehnologii-optimizacii-emocionalnoj-ustojchivosti-k-a-abulhanova-doktor-psihologicheskih-nauk-professor.html
  • student.bystrickaya.ru/1-istoricheskie-i-ekonomicheskie-predposilki-sozdaniya-sobornogo-ulozheniya-1649-goda.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-05-gigiena-celi-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanislav-lem.html
  • nauka.bystrickaya.ru/verbalnoe-obshenie-6.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-25-o-polze-vedeniya-sovmestnogo-hozyajstva-i-denezhnih-tratah-prakticheskoe-posobie-po-ohote-na-muzhchin-predislovie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-22-organizaciya-i-deyatelnost-organov-vnutrennih-del-v-poslevoennij-period-1944-1946-gg.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-biologiya-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • tests.bystrickaya.ru/mazdakizm.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-izmeneniya-v-obshestvennom-stroe-bashkortostana-v-organah-upravleniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-dlya-studentov-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-27-04-2012-357-g-rostov-na-donu-ob-utverzhdenii-grafikov-provedeniya-ekspertizi-professionalnoj-deyatelnosti-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anketa-uchastiya-v-svadebnoj-shkole-mi-zhenimsya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-kursu-dlya-studentov-2-kursa-specialnosti-sociologiya-sociologicheskogo-fakulteta.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-predprofessionalnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-v-oblasti-horeograficheskogo-iskusstva.html
  • college.bystrickaya.ru/3-cel-programmi-gorodskaya-celevaya-programma-razvitiya-potrebitelskogo-rinka-i-uslug-goroda-moskvi-na-2010-2012-gg-soderzhanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primenenie-norm-ugolovnogo-zakonodatelstva.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zanyatie-3-chuvstva-virazhenie-chuvstv-programma-po-formirovaniyu-zdorovogo-zhiznennogo-stilya-dlya-shkolnikov-5-9-klassov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.