.RU

VI. Индикаторы результативности конкурентной политики и администрирование программы



^ VI. Индикаторы результативности конкурентной политики и администрирование программы

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует комплексная система мониторинга состояния конкурентной среды, включающая показатели и критерии ее оценки, существует дефицит глубоких научных исследований состояния конкурентной среды.

В отсутствие подобной системы мониторинга крайне сложно оценить эффективность и целесообразность мер по введению и пересмотру государственного регулирования, в том числе, предлагаемых Программой развития конкуренции, что повышает риск негативного воздействия на конкурентную среду.

В связи с этим необходимо разработать систему показателей (в том числе количественных и качественных) регулярного мониторинга конкурентной среды, а также систему постоянного анализа и оценки воздействия на конкурентную среду решений, принимаемых органами власти.

Основной разрабатываемой системы показателей мониторинга конкурентной среды будут являться, в частности, следующие показатели:

Во-первых, показатели уровня развития конкуренции:

Во-вторых, показатели административных барьеров, включая показатели входа на рынки, в том числе:

В-третьих, показатели концентрации на ряде наиболее важнейших товарных рынков, в том числе, показатели численности и долей участников рынка.

В целях оценки действенности конкурентной политики необходим регулярный расчет и анализ динамики указанных показателей, а также ряда иных показателей в среднесрочной перспективе.

В целях выработки системного подхода к решению проблем развития конкуренции, необходимо создать коллегиальный орган при Правительстве Российской Федерации - Комиссию по развитию конкуренции на товарных рынках. Комиссия должна вырабатывать консолидированную позицию заинтересованных ведомств относительно проблем развития конкуренции в отдельных отраслях и оптимальных путей их решения.


Приложение 1


^ Меры развития конкуренции в отдельных отраслях

Уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией и ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.

Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики в целом (доля вклада в ВВП, включенность товаров в большое количество цепочек стоимости, инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем связанных с конкурентной средой.

Перечень отраслей не является исчерпывающим и будет корректироваться по мере реализации Программы развития конкуренции, в том числе на основе практики применения антимонопольного законодательства и регулярного анализа рынков, проводимого Министерством экономического развития, Федеральной антимонопольной службой, а также на основе предложений иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также будут уточняться и совершенствоваться предложенные меры по развитию конкуренции в соответствующих отраслях. В рамках реализации Программы будет организованы обсуждение и доработка каждого из отраслевых разделов Приложения.


^ 1. Развитие конкуренции на рынках нефтепродуктов

В результате приватизации региональные рынки нефтепродуктов разделены между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) по территориальному признаку. Потенциально конкурентный сегмент оптового рынка нефтепродуктов искусственно сужен: ВИНК, владеющие более чем 80% ресурса нефтепродуктов, не торгуют друг с другом нефтепродуктами, не конкурируют в регионах и устанавливают дискриминационные условия для независимых участников рынка. ВИНК осуществляют поставку нефтепродуктов в «свои» регионы по неэффективной логистике: нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) – сбытовая компания, несмотря на расположенные рядом со «своим» регионом НПЗ другого ВИНК. Дополнительные издержки перекладываются на конечного потребителя. Кроме того, отсутствие конкурентных отношений приводит к неэффективному использованию транспортной инфраструктуры: перекрестные и встречные потоки поставок при снабжении ВИНК «своих» регионов дополнительно загружают дефицитные мощности железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Оптовая реализация и распределение объемов нефтепродуктов между покупателями осуществляется ВИНК по непрозрачным процедурам. Отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов и ограничение свободного доступа иных участников рынка к объемам ресурса ВИНК препятствует развитию конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов, не позволяет сформировать общепризнанные ценовые индикаторы как рынка нефти, так и рынка нефтепродуктов.

Доступ участников рынка к оперативной информации о показателях состояния рынка (производство, потребление, запасы ресурсов), необходимых для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений, ограничен, ценовые индикаторы отсутствуют.

Развитие малых независимых добывающих компаний, которые в основном осуществляют добычу на малопривлекательных низкодебитных месторождениях, затруднено: отсутствует либо ограничен доступ к инфраструктуре и мощностям по подготовке, транспортировке (в том числе на экспорт) и переработке нефти. Существуют избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти. Объемы нефти, добываемые независимыми компаниями, являются основным ресурсом для производства объемов нефтепродуктов, реализация которых на свободном рынке формирует рыночную цену.

В целях развития конкуренции необходимо существенно увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка, в том числе иных ВИНК к купле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка (НПЗ-опт-розница), а также к оперативной информации о показателях состояния рынка, для чего необходимо принять федеральный закон, включающий в себя в том числе следующие положения.

Во-первых, стимулирование нефтяных компаний к реализации части нефтепродуктов на открытых торгах, в том числе с использованием биржевых технологий в целях вовлечения в оборот дополнительных объемов нефтепродуктов и обеспечения доступа к ним всех участников рынка на основе прозрачных рыночных процедур.

Во-вторых, разделение видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений между поставщиками и покупателями (в том числе между ВИНК) дополнительных объемов нефтепродуктов на сегментах опт-розница.

В-третьих, разработать и утвердить методологию расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти, а также рекомендовать их для использования в долгосрочных договорах.

В-четвертых, сформировать перечень показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, в том числе планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов, остаток топливных ресурсов и другую необходимую для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений участниками рынка информацию, и определить порядок ее опубликования уполномоченными организациями.

В-пятых, необходимо создать условия для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки, определения порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья. Это позволит сформировать конкурентный объем нефтепродуктов на рынке, который создаст условия для развития конкуренции между ВИНК и независимыми участниками рынка в оптовом и розничном сегментах реализации нефтепродуктов.

В-шестых, необходимо провести анализ и исключить избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранении и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участков под строительство автозаправочных станций


^ 2. Развитие конкуренции в сфере авиатопливообеспечения

Топливозаправочные комплексы (ТЗК) в аэропортах Российской Федерации, как правило, самостоятельно закупают и реализуют топливо, доступ авиаперевозчиков и альтернативных топливных операторов к услугам ТЗК по хранению и заправке авиатоплива ограничен. Отсутствие конкуренции и ценовой состязательности при реализации авиатоплива приводит к формированию «монопольной» составляющей в цене на авиакеросин и, как следствие, росту цен на перевозки. Создание альтернативных ТЗК затруднено, в том числе из-за наличия административных барьеров на стадии выделения земли, проектирования и строительства ТЗК. Взаимодействие служб аэропорта с новыми ТЗК нормативно не регламентировано, в связи с чем службы аэропорта создают препятствия по допуску альтернативных ТЗК к оказанию услуг.

Для создания условий развития конкуренции на рынке авиатопливообеспечения необходимо реализовать следующие меры.

Во-первых, ввести законодательный запрет на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению: оказание услуг по хранению, контроль качества, заправка воздушных судов.

Во-вторых, разработать и рекомендовать ТЗК порядок предоставления недискриминационого доступа участников рынка к услугам по хранению и заправке авиакеросина в аэропортах Российской Федерации.

В-третьих, принять меры по стимулированию создания альтернативных ТЗК в крупных аэропортах, включая меры по снижению административных барьеров и повышению инвестиционной привлекательности строительства альтернативных ТЗК.


^ 3. Развитие конкуренции на рынках газа

Особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации обусловлены историей его развития и наличием специфичного отраслевого законодательства. Основной участник рынка природного газа – ОАО «Газпром» владеет как Единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми, газораспределительными организациями. Несмотря на то, что действует достаточное количество нормативных документов определяющих взаимоотношения между участниками рынка, приняты они были более 10 лет назад и не отражают текущую ситуацию (разработаны исходя из существования единственного поставщика газа), не содержат необходимых для формирования полноценного рынка институтов (принципы балансировки газа в системе, ответственность газотранспортной организации, определения понятия коммунально-бытовые и социальные нужды граждан).

Газовая отрасль оказывает решающее влияние на формирование значительного количества важнейших отраслей – ЖКХ, электроэнергии, химической, строительной, что требует построения отношении между ними на недискриминационных принципах. При этом существенной проблемой для рынка является заниженная регулируемая стоимость газа, которая приводит к дефициту газа и, соответственно, возникновению вопросов при его распределении. Мерами ликвидации указанного дефицита должно стать поэтапное развитие рынка путем постепенного расширения свободного и сокращения регулируемого его секторов.

К существенному неоправданному завышению стоимости подключения к газотранспортным и газораспределительным сетям, и, следовательно, ограничениям для входа на рынок приводит отсутствие нормативной базы для ее регулирования.

Рынок сжиженных углеводородных газов характеризуется наличием достаточно устойчивых рыночных отношений между субъектами. При этом на рынке сжиженных углеводородных газов в 1999 году в связи с необходимостью обеспечения гарантированных поставок сжиженного газа населению была введена система балансовых заданий, представляющая собой административное регулирование поставок сжиженного газа для бытовых нужд. Существование параллельно двух рынков сжиженного газа (по регулируемым и свободным коммерческим ценам) создает предпосылки для злоупотреблений и является основой «серого» рынка. Механизм распределения «балансового» сжиженного газа способствует «перетеканию» сжиженного газа из регулируемого сектора в нерегулируемый, что искажает конкурентную среду на рынке.

С целью формирования справедливой конкурентной среды на рынке сжиженных углеводородных газов необходимо принятие акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего отмену «балансовых» заданий.

Для формирования эффективной конкуренции на рынке природного газа необходимо реализовать следующие меры.

Во-первых, создание условий для формирования недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов, предусматривающих, в том числе, порядок подключения к таким сетям и порядок раскрытия информации их владельцами. Также в этих целях необходимо уточнение понятия «свободной мощности» в законодательстве о газоснабжении.

Во-вторых, внесение изменений в правила поставки газа в целях обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей газа, а также гарантий защиты прав потребителей газа.

В-третьих, отмена нерыночных механизмов регулирования, в том числе согласование газа в качестве топлива, «балансовых заданий поставки сжиженных углеводородных газов населению, а также приведение действующего законодательства о газоснабжении в соответствие с текущей ситуацией, уточнение ключевых понятий.

В-четвертых, развитие инфраструктуры внутреннего рынка газа для перехода на реализацию газа на основе развитых рыночных механизмов (биржевые технологии, перепродажа газа).

В-пятых, постепенное повышение цен на газ на внутреннем рынке до уровня рыночных (равнодоходности с экспортными ценами), формирование условий для межтопливной конкуренции (газ – мазут – уголь - возобновляемые источники энергии).


^ 4. Развитие конкуренции в сфере электроэнергетики

В результате реформирования электроэнергетики, бывшей ранее монопольной отраслью, выделены конкурентные виды деятельности – производство и купля-продажа электрической энергии, и естественно монопольные – передача электрической энергии и диспетчеризация энергосистем.

С целью обеспечения постепенного перехода от тарифного регулирования цен к свободному ценообразованию, во избежание резких колебаний цен, а также недопущения монополизации крайне важным является создание условий развития конкурентной среды на рынках, образующихся в результате реформирования субъектов естественных монополий.

Развитие конкуренции в области электроэнергетики, с учетом необходимости привлечения инвестиций в создание новой электроэнергетической инфраструктуры, в целях преодоления наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей и формирования новой системы институтов либерализованного рынка электроэнергии будет обеспечено за счет реализации следующих основных направлений.

Во-первых, скорейший запуск конкурентного рынка перспективной генерирующей мощности, предусматривающий заключение долгосрочных договоров на генерирующую мощность по свободным (нерегулируемым) ценам.

Во-вторых, создание условий для развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электрической энергии на розничном рынке.

В-третьих, создание стимулов для гарантирующих поставщиков на розничном рынке электроэнергии в оптимизации затрат на покупку электроэнергии с оптового рынка в целях снижения стоимость транслируемой нерегулируемой цены на электрическую энергию розничным потребителям.

В-четвертых, обеспечение информационной открытости для потребителей деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.


^ 5. Развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Несмотря на предпринятые попытки создания конкурентной среды в жилищном комплексе, развитие конкуренции в этой сфере происходит крайне медленно. Товарищества собственников жилья образованы в малой доле жилого фонда (3,4% по состоянию на середину 2008 г.), управляющие компании обслуживают менее 15% жилого фонда.

Большим толчком к развитию конкуренции в этом секторе может стать изменение законодательства в области энергосбережения. Материальная заинтересованность граждан в снижении расходов на оплату электроэнергии, тепла, воды будет стимулировать развитие энергосервисных компаний, специализирующихся на внедрении ресурсосберегающих технологий, что повысит внимание к выбору управляющих компаний.

В коммунальной сфере развитие конкуренции должно происходить путем привлечения эффективных частных операторов к управлению муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой. Для этого необходимо совершенствовать систему тарифного регулирования и внедрять долгосрочные методы регулирования, в частности, метод доходности инвестированного капитала.

В секторе должны активно использоваться концессионные соглашения, обеспечивающие приток частных инвестиций. Передача муниципального и регионального имущества в аренду частным операторам должна происходить на основе конкурсных процедур с равным доступом для участников рынка.

Государственная поддержка инвестиционных проектов в коммунальном хозяйстве необходима в случаях большого срока окупаемости проектов и должна происходить в рамках государственно-частного партнерства с привлечением частных инвестиций.

В связи с этим приоритетным направлением конкурентной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства будет являться реализация следующих основных шагов.

Во-первых, стимулирование энергоэффективности, развитие рынка услуг управляющих компаний и энергосервисных компаний.

Во-вторых, формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала и стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса.

В-третьих, создание условий для привлечения к управлению региональной и муниципальной собственностью частных организаций, в том числе с использованием механизмов применение концессионных соглашений и государственно-частного партнерства (внесение изменений в законодательство о концессиях в части ЖКХ).

В-четвертых, обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса.


^ 6. Развитие конкуренции на рынках минеральных удобрений и сырья для их производства

На рынках минеральных удобрений существует три сегмента, имеющих различные характеристики конкурентной среды:

- рынок азотных удобрений;

- рынок калийных удобрений;

- рынок фосфорсодержащих удобрений

При этом взаимное влияние указанных сегментов минимально, так как указанные виды минеральных удобрений не являются взаимозаменяемыми.

Кроме того, внутри каждого из сегментов взаимозаменяемость марок удобрений ограничена.

В укрупненном плане можно охарактеризовать рынки фосфорсодержащих и калийных удобрений как высококонцентрированные, а рынок азотных удобрений умеренно концентрированным.

Проблемой для развития конкуренции на данных рынках является непрогнозируемый платежеспособный спрос сельскохозяйственных товаропроизводителей, что объясняется несовершенством проводимых мероприятий по их государственной поддержке. Такие мероприятия уже привели к негативным для конкуренции и развитию рынка последствиям: диспаритету цен на внутреннем и внешнем рынках, формированию дефицита сырья для производства минеральных удобрений, что ухудшает условия для вхождения на рынок новых участников.

Существенным фактором, отрицательно влияющим на конкурентную среду данных рынков, является отсутствие инфраструктуры, предназначенной для хранения, подготовки и распределения товара в непосредственной близости от места потребления.

В отличие от указанных рынков минеральных удобрений на рынках сырья для их производства (апатитовый концентрат, газ, сера), в том числена рынке хлористого калия, который может быть самостоятельно использован как удобрение, существует значительная концентрация и существенные барьеры для входа - строительство сырьевых производств сопряжено со значительными финансовыми и временными затратами. Барьером для конкуренции является существующая импортная пошлина на минеральные удобрения и сырье для их производства. Разница в размерах экспортной пошлины на удобрения и сырье для их производства не стимулирует к производству удобрений на территории Российской Федерации.

Для развития конкурентной среды на рынках минеральных удобрений необходимо следующее.

Во-первых, необходимо создать предсказуемую, эффективную, недискриминационную систему адресного субсидирования внутренних потребителей (сельхозпроизводителей) на приобретение минеральных удобрений, исключив при этом применение нерыночных механизмов регулирования цен.

Во-вторых, рассмотреть целесообразность изменения вывозных и ввозных таможенных пошлин на минеральные удобрения и сырье для их производства с целью развития конкуренции на внутреннем рынке.

В-третьих, стимулировать развитие инфраструктуры рынка минеральных удобрений, в том числе складских помещений и производств по их смешению.

В-четвертых, новые лицензии на разработку месторождений сырья для минеральных удобрений Роснедра должны выдавать с учетом создания условий для развития конкуренции


^ 7. Развитие конкуренции на агропродовольственных рынках

На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли. Различия в природно-климатических условиях по территориям влияют на продуктивность земли, а, следовательно, предложение продукции, особенно растениеводческой. Устойчивость сельскохозяйственного производства значительно ниже других отраслей в связи с изменяющимися метеоусловиями, что обуславливает значительные колебания объёмов предложения продукции и цен. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен. Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года. Значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует её скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок.

Существует также ряд факторов, ограничивающих развитие конкуренции в сельском хозяйстве: недостаток материальных и финансовых ресурсов, наличие вертикальной интеграции в производстве продукции, низкий уровень развития кооперации. В настоящее время в России имеются и значительные барьеры для вхождения на рынок сельскохозяйственной продукции: исключительные права, льготы, ограничения. Существенной проблемой развития конкуренции на продовольственном рынке России являются барьеры между локальными рынками. В последние годы имели место многочисленные случаи ограничения или запрета вывоза продукции администрациями ряда регионов.

На состояние конкуренции в сельском хозяйстве отрицательное влияние оказывает и недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной продукции, средств связи, плохое состояние дорог, неразвитость биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией.

Кроме того, к числу негативных факторов можно отнести сохраняющийся диспаритет цен на изделия сельхозмашиностроения, ремонт машин и оборудования, строительные материалы, услуги по строительству в сельской местности и услуги естественных монополий, с одной стороны, и на продукцию сельскохозяйственного производства - с другой. Наиболее остро это проявляется при приобретении сельскохозяйственной техники. Не теряют своей актуальности и проблемы неадресного использования государственной помощи, а также совершенствования применяемого инструментария бюджетного финансирования и кредитования сельхозтоваропроизводителей.

Учитывая изложенное, в качестве мер, направленных на стимулирование развития конкуренции в отрасли, необходима реализация следующих приоритетных направлений.

Во-первых, создание стимулов для развития товаропроводящих сетей, в том числе структурных логистических звеньев по обеспечению перерабатывающих заводов сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции. Также необходимо расширять практику прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки «выходного дня» в городах.

Во-вторых, поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры.

В-третьих, расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции.

В-четвертых, стимулирование объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями.

В-пятых, совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования, в частности с целью своевременного и эффективного реагирования на ценовые колебания на мировом продовольственном рынке.


uprazhnenie-3-uchebnoe-posobie-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej.html
uprazhnenie-317-a-k-hizribekova-sbornik-uprazhnenij-po-prakticheskomu-kursu-russkogo-yazika.html
uprazhnenie-4-mechanical-engineering-faculty.html
uprazhnenie-4-uchebnik-anglijskogo.html
uprazhnenie-5-potvorstvo-privyazannosti-perevod-s-anglijskogo-aleksandra-kiseleva-pod-redakciej-k-filos-n-vladimira-majkova.html
uprazhnenie-52-fazi-osvoeniya-uprazhneniya-s-odnovremennim-vistukivaniem-ritma-kulturno.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chislennost-arbitrazhnih-upravlyayushih-chlenov-sro-189-spisok-arbitrazhnih-upravlyayushih-yavlyayushihsya-chlenami-samoreguliruemih.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-po-normativno-pravovim-i-organizacionno-metodicheskim-osnovam-preemstvennosti-obrazovaniya-detej-v-doshkolnih-uchrezhdeniyah-i-nachalnoj-shkole.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-antipsihoticheskie-preparati-jerrold-rosenbaum-handbook-of-psychiatric-drug-therapy.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-trebovaniya-pozharnoj-bezopasnosti-pri-gradostroitelnoj-deyatelnosti-ob-obshih-trebovaniyah-pozharnoj-bezopasnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrashaem-vashe-vnimanie-na-sleduyushie-momenti-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/opit-raboti-servera-rostest-v-sisteme-federalnogo-testirovaniya-shkolnikov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-sovetov-utverzhdennih-prikazami-rosobrnadzora-v-2009-2010-gg-stranica-11.html
  • literature.bystrickaya.ru/dolzhnostnie-prestupleniya-chast-6.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-subektnoj-pozicii-pedagoga-na-etape-samoaktualizacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/lyudinopodbn-mavpi.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshie-pokazateli-nauchno-innovacionnoj-deyatelnosti-stranica-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnost-061000-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-strategicheskij-swot-analiz-razvitiya-promishlennosti-lipeckoj-oblasti-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/duhovnie-spori-konca-xv-nachala-xvi-vv.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-o-zheleznih-dorogah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/primer-analiza-teksta-publicisticheskogo-stilya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-basha-aashtari-sabati-masati.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koseev-igoruchenik-11a-klassa.html
  • school.bystrickaya.ru/hudozhestvennij-mir-v-romane-kurta-vonneguta-sireni-titana-chast-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-novosibirska.html
  • writing.bystrickaya.ru/konstituciya-kanadi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-klassnogo-chasa-7-b-klassa-a-dalshe-ne-mchatsya-sostavi.html
  • college.bystrickaya.ru/1-vvedenie-v-disciplinu.html
  • college.bystrickaya.ru/1-prodazha-i-zapasi-tovarov-produkcii-po-vidam-prika-z.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vesennyaya-sessiya-gosudarstvennogo-sobraniya-kurultaya-respubliki-bashkortostan-chetvertogo-soziva.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-deklaraciya-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-prinyata-postanovleniem-vs-rsfsr-ot-22-noyabrya-1991-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologiya-izo-cherchenie-o-hode-realizacii-programmi-razvitiya-obrazovaniya-i-merah-po-vipolneniyu-kompleksnogo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n297-beverli-bekhem-spisok-podarkov-uzh-luchshe-chernij-spisok-n257-rozhdestvenskij-spisok-opredelenno-chernij-spisok.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-mozgovoj-shturm-kak-metod-prinyatiya-kollektivnih-reshenij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatie-1-uchebnie-materiali.html
  • control.bystrickaya.ru/e-v-lapteva-finansovie-genii-mira.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-yu-burov-n-a-kruchinina-maloe-predprinimatelstvo-v-zabajkalskom-krae-sovremennoe-sostoyanie-problemi-perspektivi-razvitiya-2011-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/kruizi-iz-kostromi-na-teplohodah-ivan-kulibin-afanasij-nikitin-oktyabrskaya-revolyuciya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ohlazhdaemih-elementov-a-otvod-nagretoj-vodi-ot-verhnej-ih-pravila-ministerstvo-truda-i-socialnogo-razvitiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ronald-chetvind-hejs-oboroten-oborotni-antologiya-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.