.RU

Входе повествования рассматриваются некоторые вопросы теологии языческих учений и истории скандинавских и славянских народов


А
нтон Платов

Предисловие автора

Итак, перед вами Книга о Рунах. Загадочный, исполненный тайны и магии алфавит древних германцев - руны - неизбежно приковывает к себе внимание человека, интересующегося древней историей Европы или серьезно занимающегося древними искусствами. В свое время волшебство рун покорило и автора этой книги и больше не покидало его. Долгие годы были посвящены изучению истории и магии рун, результатом чего и стала эта книга.

За рунами - всего лишь за тремя десятками знаков - стоит целый мир, мир мифов, магии и истории. Малейшее углубление в этот мир приводит к интереснейшим наблюдениям и удивительным открытиям. Древние тексты раскрываются, подобно цветку лотоса, и являют свой сокровенный смысл, древние мифы предстают перед нами в подлинной своей красоте, и даже история народов, в том числе и славянских, выглядит после знакомства с рунами, хоть и немного, но иначе. И только Одину, богу письма и мудрости, известно, какие еще открытия и знания лежат пока за пределами нашего восприятия.

^ В ходе повествования рассматриваются некоторые вопросы теологии языческих учений и истории скандинавских и славянских народов.

В качестве иллюстративного материала используются тексты раннесредневековых рунических надписей, нанесенных на ритуальные и магические камни, оружие и ювелирные изделия.


Происхождение и история рун.

Истоки рунического Искусства - как и зарождение самих рунических символов - корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя - Футарка - датируется первыми веками н.э. Действительно, это время можно считать временем, когда руническое Искусство оформилось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе - хотя и не без изменений - до позднего Средневековья. Однако истоки Искусства - значительно древнее.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до Р.Х. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или “солнечные колеса”, вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира.

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до Р.Х. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе - и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов.

Еще позднее, в III-I тысячелетиях до Р.Х., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее - греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы - т.е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов.

С праобразом рун - североиталийским письмом - народы Центральной и, возможно, Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до Р.Х. В 1812 году, во время раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до Р.Х. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая книга - этап трансформации италийских символов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийского к руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как Harigast i Teiva; оба слова, соединенные предлогом (союзом?) i, являются именами собственными, причем последнее - Teiva - чаще всего трактуется как вариант имени общегерманского бога войны и неба Тива (Тюра).

Вероятно, к середине II века от Р.Х. был сформирован классический общегерманский рунический строй - Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III в. от Р.Х. относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV - V векам - на континенте.

Предостерегу от возможной ошибки: Футарк - не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы - атта (att); каждый атт состоит из восьми рун1. По фонетическим соответствиям рун первого атта - f, u, th, a, r, k,... - этот строй и получил свое название - Futhark.

* * *

До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них - это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях.

Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом. Встречаются и камни, содержащие целые “сочинения”. Такова, например, Эггьюмская надпись (см. рис.), перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрезвычайно интересен:

Камень не был (освещен) солнцем,
и нож не коснулся его;
(злые) волшебники не должны обнажить (камень),
ни обманутые,
ни ослепленные колдовством.

Тот сотворил навье море 2
и смазал им уключины
утомленной от просверливания ладьи.

Кто пришел сюда, в страну коней...
Рыба плывущая...
Птица поющая...
Он погиб коварной смертью.


Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, - единицы. В большинстве своем рунические надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например, старшеруническая надпись на "камне Водурида", ставшая классическим примером. Надпись гласит:

Вив резал этот камень для Водурида.
Три дочери поделили наследство,
как самая близкая его родня
среди оставшихся в живых.
А я, Вив, резал руны
для моего лорда - Водурида.

Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные 3, изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. от Р.Х.) изображены Один, въезжающий на прекрасном восьминогом коне - Слейпнире - в свои владения, Вальхаллу, чертог павших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая “дева боя”.

Кроме камней с письменами, земля и частные и университетские коллекции сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи, сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники копий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления которых определяется как начало I тысячелетия от Р.Х.. Классические алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трех- и четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т.д.. Любопытен и металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа. На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это - свидетельство боевой дружбы или дарственная надпись - или что-то иное?

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. По его краю идет замечательное по исполнению и не до конца еще понятое мифологическое изображение и руническая надпись, гласящая: “Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил”. В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привести прочтение рун, начертанных на одной из древних фибул (фибула - своего рода застежка, скрепляющая ворот плаща): “Босо резал руны - тебе, Даллина, он дал [фибулу - авт.]”.

* * *

Никогда руны не оставались неизменными.
В V веке от Р.Х руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова - вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англо-саксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англо-саксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака - поздние англо-саксонские, или нортумбрийские 4, руны.

Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка, последние (XI - XII вв.) - 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше - в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами.

Младшими Рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютном большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными сооружениями.

В качестве примера приведем здесь фотографию рунического камня из Шюсты. Руны высечены на туловище змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста. (Надо отметить, что это достаточно характерно для младшерунических надписей на стоячих камнях - сочетание христианского креста и языческого символа Змея. Впрочем, многие исследователи орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь - переосмысленный с приходом христианства языческий символ.)

Перевод надписи таков (Е.А.Мельникова):

Руна велела сделать [этот] монумент по Спьяльбуду и по Свейну, и по Андветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спьяльбуду, своему супругу. Он умер в Хольмгарде в церкви [св.] Олава.
Эпир резал руны.

Примечание : Хольмгард - Новгород Великий.

С введением христианства и распространением латинского алфавита руническое письмо быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго.

Несмотря на откровенно воинствующий антиязыческий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Как уже говорилось, число памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия (т.е. созданных уже после крещения Скандинавии) огромно; более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример - высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде.

На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: “Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время

Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании - rimstok (от rim - “календарь” и stok - “палка”). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России - значительно дольше.

Один из таких календарей изготовлен в начале XIX в. в Карелии и хранится в данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее. Знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1.5 м. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея - вечный.

Другой интересный пример - литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском Музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее (XVII в.); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6х8 см.

В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV - XV вв.. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд - еще и в XVII в.. Более того, существуют данные, что в отдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и Херьедален, для особенно важных записей руны изредка использовались и в середине текущего столетия.

Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объеме сохранялась, как минимум, до XI - XIII веков, в поврежденном и частично деформированном виде - до позднего Средневековья, а в качестве реликтов и “останцев” древней высокой магии - вплоть до текущего столетия...




Примечания

1. Само слово атт и означает "восьмерка".

2. Т.е. жертвенную кровь.

3. Мы знаем о существовании традиции окрашивать знаки и изображения, вырезанные на рунических камнях, т.к. на некоторых из них сохранились следы краски.

4. Нотумбрия - одно из древних англосаксонских королевств в Британии.


Руническая тайнопись

Помимо новых рунических алфавитов, жрецы и маги Северо-Запада разработали, со временем, и новые приемы рунического письма. Таких систем, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого рунической надписью, было создано довольно много. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, практически невозможно.

Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования “вязаных рун”, т.е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определенные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки da и ha. Неприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например, wR и rR записываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например, aR=Ra, wR=Rw, ne=en и т.д.).

Довольно часто маги, работающие в технике “вязаных рун”, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились сохранить “читаемость” надписи - для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне (илл.5.23), однозначная дешифровка которой вряд ли возможна.

Другой техникой рунической тайнописи является применение “зеркальных” рун (илл.5.24), то есть рун, симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси (стержня). “Зеркальные” руны, надо сказать, применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия рун. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дважды или трижды, действует эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная “зеркальными” рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды.

Отмечу, что обе описанные техники могут применяться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочитаемы для непосвященного. Вместе с тем, такой подход позволяет создавать емкие активные (в магическом смысле) комбинации рун - например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о которых пойдет в соответствующей главе.

Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах. Большинство из них использует замену руны двумя совмещенными символами (двумя совмещенными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте (илл.5.25). Так, классическая техника, называемая в трактатах Hagalruna, использует замену каждой руны на вертикальный стержень с отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые - номер руны в атте.

Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими Рунами, встречается - помимо всего прочего - употребление Старших Рун Футарка в качестве идеографических символов. Так, в надписи Стентофлен А (илл.5.30) есть строка, переводимая как: “Хатуволафор дал...” и замыкаемая руной Йер (Футарк, 12). Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук j, но как понятие - “урожай”, “урожайный год”. Аналогичным образом в Валаамской надписи, упомянутой выше, употреблена, согласно дешифровке Е.Лазарева 1, старшая руна Перт (Футарк, 14).




Примечания

1. Е. Лазарев. ^ Валаам - твердыня чудес./ / Мифы и магия индоевропейцев, вып.1, 1995г.


Славянские руны

На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечивает все-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений. Интересно, что славяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде. Так, русское слово хлеб и происходящее от него хлев принадлежат этому языку, но германцы уже в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив на современное bread. Сугубо скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатный военачальник) происходит от древнего орёл - боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось лишь у славян, германцы же (англичане, например) используют слово eagl.

Подобных примеров можно привести много, и один из них - этимологию термина руна - стоит разобрать несколько подробнее, поскольку он имеет самое прямое отношение к теме данного раздела.

Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rыna - “тайна” и др.-нем. глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении “шептать” 1. Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением “шепот”, “шептать”; совр. ирл. run “тайна”; шотл.-гэльск. run “жребий” 2. Однако практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX - начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.

Так, пытался в свое время связать слово руна с серб. gronic “говорить” польский славист А.Кухарский. Но против такого толкования равно выступали В.Цыбульский и И.Ягич, находя его “сумасбродным”. А вот против более позднего предположения Д.Жунковича 3 ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии...

Немного отвлечемся. Не позднее самого начала X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: “прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще...” Мы не будем комментировать здесь слова Храбра (достаточно и без нас комментаторов), но просто бужем иметь их в виду.

...В свое время мне довелось придти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна 4. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля - “борозда”. По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути - “резать” и существительное руна, означающее “прорез”, “борозда”, ...РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гатааху древние славяне?

Основа run/ran со значением “резать”, “ранить” была известна и древним германцам, - и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как “Пронзающий”, “Наносящий ранения”, “Ранящий”.

Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением “резать” (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение “тайна”, “говорить в тишине” - вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун.

* * *

Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне - законы, записанные на деревянных досках некими письменами.

На существование у славян рунического письма 5 указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей черняховской археологической культуре, однозначно связанной со славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности. 6

Примером “черняховского” славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с.Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.

Так, чрезвычайно интересен славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом - календарем. Однако, не существует, к сожалению, ни одного славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех - с другой, двух - с третьей, и оставшихся трех месяцев - с трех разных букв.

В целом неважно, является ли эта надпись надписью в полном смысле слова или же она представляет собой некий осмысленный набор знаков. Читатель, возможо, уже отметил определенное сходство графики этой надписи с графикой рунической. Это действительно так. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (три из шести) совпадают с рунами Футарка. Это руны Дагаз (Футарк, 24), Гебо (Футарк, 7) и второстепенный вариант руны Ингуз (Футарк, 22) - ромб, поставленный на вершину.

Другую - более позднюю - группу свидетельств применения славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним - поистине уникальным - памятником “балтийской” славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания славянского храма Радегаста в Ретре 7. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.

После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полу-тысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии 8. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.

В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы - подлинные. Кроме того, на мой взгляд, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник. От священника мы гораздо скорее могли бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов с языческими же письменами...

Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии; эта коллекция никогда не была опубликована в академических изданиях, но мы, благодаря помощи А.А.Бычкова, имеем возможность поместить здесь прорисовки некоторых из этих памятников.

Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико 9.

Как и руны скандинавских и континентальных германцев, славянские руны восходят, судя по всему, к североиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных вариантов альпийской письменности, которой владели, помимо северных этрусков, живущие по соседству славянские и кельтские племена. Вопрос о том, какими именно путями италийское письмо было принесено в поздние славянские регионы, остается на данный момент полностью открытым, равно как и вопрос о взаимовлиянии славянской и германской руники.

* * *

Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем элементарные навыки письменности - это целый культурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек с перечислением алфавитных знаков. Это - простейший вид рунической магии, распространенный и на Северо-Западе Европы.

Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судя по всему, и в эпоху “двоеверия” (одновременного существования на Руси христианства и язычества - X-XVI века).

Прекрасный тому пример - широчайшее использование славянами руны Фрейра - Ингуз, описанное нами в Главе третьей.

Другой пример - одно из замечательных вятических височных колец XII века. На его лопастях выгравированы знаки - это еще одна руна. Третьи от краев лопасти несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть - сдвоенное изображение той же руны.

Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все рунические алфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся (около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. Руна Альгиз - это руна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чужого колдовства и злой воли окружающих.

Использование руны Альгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. В древности часто соединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна. Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться у разных народов и независимо друг от друга (как то было описано в 6 разделе второй главы). Примером тому может послужить, например, бронзовая мордовская бляха конца I тысячелетия от Р.Х. из Армиевского могильника.

Одним из так называемых неалфавитных рунических знаков является свастика, как четырех-, так и трехветвевая. Изображения свастики в славянском мире встречаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно - свастика, символ огня и, в определенных случаях, плодородия, - знак слишком “мощный” и слишком значительный для широкого использования. Как и двенадцатиконечный крест, свастику можно встретить и у сарматов и скифов.

Чрезвычайный интерес представляет единственное в своем роде височное кольцо, опять же вятическое. На его лопастях выгравировано сразу несколько различных знаков - это целая коллекция символов древней славянской магии. Центральная лопасть несет несколько видоизмененную руну Ингуз, первые лепестки от центра - изображение, ясное еще не вполне. На вторые от центра лепестки нанесен двенадцатиконечный крест, являющийся, скорее всего, модификацией креста из четырех рун Альгиз. И, наконец, крайние лепестки несут изображение свастики. Что же, ювелир, работавший над этим кольцом, создал могучий талисман.

Описание этого уникального височного кольца завершает наш небольшой обзор памятников рунического искусства древних славян. Если смотреть шире и говорить о славянских материальных памятниках древних искусств вообще, включающих в себя, в частности, и прикладную магию, то надо отметить, что объем материала здесь огромен. Величайшая заслуга в изучении и систематизации этого материала принадлежит выдающемуся русскому историку и археологу, академику Б.А.Рыбакову. Его монографии “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987), несомненно, являются на данный момент наиболее подробными фундаментальными исследованиями этого вопроса.




Примечания

1. И.В. Ягич Вопрос о рунах у славян / / Энциклопедия славянской филологии. Издание Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып.3: Графика у славян. Спб., 1911.

2. N.Pennick. Rune Magic. L., 1992; The Secret Lore of Runes and Other Ancient Alphabets. L., 1991.

3. D.Zunkovic. Die slavische Vorzeit. Maribor, 1918.

4. В качестве примера приведу р.Руну, впадающую в Верхневолжские озера на границе Тверской и Новгородской областей.

5. Автор просит принимать во внимание определение рунического искусства и рунических знаков, данное им в первом разделе данной главы.

6. См., напр.: М.А.Тиханова. Следы рунической письменности в черняховской культуре. В кн.: Средневековая Русь. М., 1976.

7. А.В.Платов. Культовые изображения из храма в Ретре / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996.

8. A.G.Masch. Die Gottesdienstlichen Alferfhnmer der Obotriten, aus dem Tempel zu Rhetra. Berlin, 1771.

9. Подробнее см.: А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1997.


Руны в магии

Несомненно, наиболее древней и распространенной ветвью рунической магии было искусство применения отдельных рун, рун как таковых, без установления внутренних связей между знаками, - этим искусством владели не только жрецы и маги, но и простые люди. Руническая мантика, описанная выше, также относится к этому разделу рунического Искусства. Есть основания полагать, что и мантика, и магия отдельных рун были широко распространены в древнем мире, в том числе и у славян.

Итак, искусство применения отдельных рун. Суть его заключается в том, что каждая руна, будучи начертана, оказывает определенное воздействие на мир. Чертили руны на чем угодно. В случае опасности можно, например, начертить руну защиты - руну Альгиз - просто в воздухе перед собой. Каждый знак рунического строя представляет собой магический символ, который может быть употреблен в тех или иных целях при изготовлении магического предмета или для придания предмету необходимых волшебных качеств.

Использование отдельных рун, как уже было сказано, является простейшим видом рунической магии (в любой ее форме). Не стоит, однако, полагать, что самое простое суть наименее действенное; многие авторы (А.Платов, Э.Торссон и др.) указывают, напротив, что применение отдельных рун отнюдь не является “упрощением” магической технологии и совершенно не обязательно оказывается менее действенным, нежели использование сложных рунических заклятий. Известно немало примеров использования отдельных рун в относительно позднее время, когда уже были наработаны технологии составления сложных рунических формул. Таковы, например, традиции включения одиночных старших рун в младшерунические тексты или в тексты, записанные латиницей.

Цель такого смешения латинских и рунических букв очевидна - сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать, тем не менее, “гашения рун” друг другом или возникновения их комбинации с непредсказуемым действием (см. в нижеследующих Темах). Чем меньше в надписи активных рун, тем четче и направленнее их действие1, отсюда и идея - выполнить саму надпись латиницей, сохранив лишь необходимые для магии руны. Таковы англо-саксонская надпись из Честер-ле-Стрит, где в имени Эдмунд сохранены две руны (Манназ и Наутиз), или надпись на известном ланкаширском волшебном кольце, где рун сохранено несколько больше (разбор этого памятника рунического Искусства будет проведен ниже, при рассмотрении 22-й Темы).

Пример указаний на использовании магии отдельных рун мы можем видеть, например, в “Речах Сигрдривы” - одной из песен Старшей Эдды. В отрывке, который дается ниже, приводятся указания на возможное магическое использование двух рун: t, Тейваз, руны Тюра, и n, Науд, руны Пива или руны Нужды:

^ Руны победы,
коль ты к ней стремишься,
вырежи их на меча рукояти
и дважды пометь имен
именем Тюра!

Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,-
руну Науд - на ногте.

(Речи Сигрдривы, 6-7)

Известно немало примеров такого применения рун. Так, например, на наконечнике копья англо-саксонской работы, найденном в Холбоpо (Англия) и датиpуемом VI веком, выгpавиpована pуна Тюpа - Тейваз, в полном соответствии с “Речами Сигрдривы”. Еще более древние подобные памятники были обнаружены при раскопках в Нидамском болоте, где были погребены четыpе коpабля. На борту одного из них было найдено более сотни обоюдоостpых мечей с деpевянными pукоятями, покpытыми сеpебpом, бpонзой или костью. Там же было найден около полутысячи наконечников копий и стpел, дpевки многих из которых несли pуны Тейваз и Альгиз. Захоpонение датиpуется пpимеpно pубежом III и IV веков.

Разумеется, применение рунических знаков не ограничивается теми областями, где эти знаки использовались как литеры алфавитного письма. Пример тому - довольно многочисленные древние кельтские и славянские амулеты, на которых начертаны рунические или близкие к ним символы. Это не может вызвать удивления, если вспомнить о том, что сами по себе знаки, вошедшие в раннесредневековые рунические алфавиты, на несколько тысячелетий старше любой известной системы письма.




Примечания

1. Разумеется, это верно не всегда, но лишь в большинстве случаев.


Два типа рунической магии

Прежде всего следует сказать о том, что магическое применение рун может иметь две формы. Первая из них - нанесение рун на предметы, имеющие собственные функции (например, на оружие или орудия производства, на утварь и т.д.). Второй формой прикладной рунической магии является изготовление специального амулета, несущего те или иные рунические символы и предназначенного для достижения определенной цели магическим образом. Такой талисман назывался в Скандинавии таув (др.-исл. taufr) или хлут (др.-исл. hlutr). Различие между терминами таув и хлут заключается в том, что под первым из них, как правило, понимается именно рунический амулет, в то время как словом хлут нередко обозначается амулет или священный предмет вообще, вне зависимости от того, какого рода знаки на него нанесены и нанесены ли вообще. Термином таув назывались также и пластинки с нанесенными на них отдельными рунами Футарка, предназначенные для гадания, а также - и сама магия рунических талисманов.

Материалы археологических раскопок дают нам немало примеров применения обоих этих разделов рунической магии. Нам известны и амулеты, специально изготовленные как носители отдельных рун или их комбинаций, и предметы, на которые нанесены руны или рунические рисунки-гальдраставы (см. 20-ю Тему этого курса) для придания им волшебных качеств.


Группы рунической магии

Мы упоминали уже не раз, что любой рунический ряд - а Старший Футарк тем более - это не просто набор символов, но сложная система, обладающая внутренними связями; это именно рунический строй, в котором последовательность и взаимное расположение знаков имеют особое магическое значение.

Необходимо признать, что знание Футарка как системы символов - и, соответственно, концепций и магических принципов, - во многом утеряно. Однако, некоторые отрывки этого знания сохранились до наших дней, и не использовать их было бы значительным упущением.

Одно из важнейших наших представлений о магической структуре Футарка - это знание о традиционном разбиении его на три группы по восемь рун. На многих древних памятниках, содержащих полную запись Футарка (а такая запись сама по себе считалась сильнейшим магическим заклятьем), строй двадцати четырех рун разбит на три группы. Эти группы носят название атт (др.-сканд. aett, мн. ч. aettir). В Исландии в конце прошлого тысячелетия три атта Футарка назывались соответственно атт Фрейи, атт Хагал и атт Тюра. Младшие скандинавские руны также делились на три атта, в первом из которых было шесть рун, а во втором и третьем - по пять. Однако, сейчас нас интересует Старший Футарк, как рунический строй, сохранивший более прочих древнюю магическую структуру.

Разобраться в этой структуре нам могут помочь древние тексты, и прежде всего, конечно, Старшая Эдда. Две песни Старшей Эдды будут интересовать нас при рассмотрении данной темы. Первая из них - это не раз уже упомянутые “Речи Сигрдривы”.

“Речи Сигрдривы” резко выделяются среди прочих произведений Старшей Эдды - прежде всего, смешением двух стилей: эпического (песнь посвящена рассказу о судьбе Сигурда) и “стиля советов”. Последний стиль нередок для скандинавской традиции; произведение, выполненное в его рамках, представляет собой перечесление разного рода советов, указаний и т.п. В нашем случае перечень советов по применению рунической магии оказывается внедренным в повествование о Сигурде. Сами “советы” произносятся Сигрдривой, валькирией, посвящающей своего избранника Сигурда в тайны рунического искусства:

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
исполненный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

(Речи Сигрдривы, 5)

Небольшое примечание, необходимое для понимания этого отрывка: клен тинга кольчуг - это воин на сложном языке скандинавских поэтических иносказаний (тинг кольчуг - битва, клен битвы - воин)1.

Сигрдрива дает Сигурду восемь советов по магии рун. Случайно ли их число? Задумаемся - ведь речь идет о рунах, а для рунического искусства число восемь сакрально: это число рун в атте. И упоминает Сигрдрива не об отдельных рунах, но о неких рунических группах: “целящие руны”, “руны прибоя”...

Раз древние маги разбили Футарк на три атта по восемь рун, значит они видели в этом некий смысл. Но при линейной (в строчку) записи Футарка это разбиение теряет свое значение - все знаки выстраиваются в одну нить. Перепишем Футарк иначе - так, чтобы атты были отделены друг от друга: в такой записи мы явно видим три группы по восемь рун... или восемь групп по три руны!

Слишком поразительно для случайного совпадения - в первом “совете” в числе Рун Победы указана руна Тейваз, и она действительно оказывается в первой тройке; во втором совете одной из Рун Пива названа руна Науд, и она оказывается во второй тройке!

Перед нами явная система. Действительно, было бы странным предположить, что советы Сигрдривы, выглядящие столь практичными, не связаны с конкретными рунами Футарка. Эта связь перед нами.

Восемь групп, объединяющие три руны имеющие одинаковые номера каждая в своем атте, получили сейчас название “групп Сигрдривы”2. Вот эти группы:

1. Руны Победы
2. Руны Пива
3. Руны Волшбы
4. Повивальные Руны
5. Руны Прибоя
6. Целебные Руны
7. Руны Речи
8. Руны Мысли

При дотошном анализе древних источников и иной информации по магии рун обнаруживается, что с каждой из этих групп связаны не только указания валькирии, но и иные данные. Это позволяет говорить уже не просто о “группах Сигрдривы”, но о своего рода группах рунической магии, и рассматривать это представление как источник дополнительной информации...

Второй эддический текст, который будет задействован нами в данной теме, это песнь “Речи Высокого”, самая сложная в Эдде по составу и структуре. Песнь состоит из нескольких отдельных блоков, явно различных по происхождению. Некоторые из этих блоков представляют собой тексты, написанные от лица самого Одина; один из них и интересует нас сейчас.

Этот фрагмент часто выделяют в самостоятельное произведение и даже присваивают ему собственное имя - “Перечисление заклятий Одином”. Начинается он так:

^ Заклинанья я знаю -
не знает никто их,
даже конунгов жены...

(Речи Высокого, 146)

Далее следуют восемнадцать строф, в которых Один перечисляет восемнадцать заклятий, которыми он владеет. Такое количество заклятий, приближающееся к количеству рун в рядах, переходных от Старшего Футарка к Младшим скандинавским рунам, многих исследователей наводило на мысль о том, что “Перечисление заклятий Одином” - это описание некоего рунического строя. Так, например, эта идея стала основой разработанного Гвидо фон Листом Арманического ряда, описанного в 9-й Теме этого курса. Мы, однако, не склонны к такому мнению, поскольку заклятья в том порядке, в каком следуют они в “Перечне”, мало сопоставимы с известными руническими рядами.

На наш взгляд, Один перечисляет именно заклятья, а не отдельные руны, причем “тематика” многих заклятий оказывается аналогичной “тематике” групп Сигрдривы. Поэтому мы считаем необходимым использовать заклятья “Перечня” при рассмотрении данной темы.

Итак, восемь групп рунической магии.

S


ig-Runor
Руны Победы


Этим рунам посвящена следующая строфа “Речей Сигрдривы”:

Руны победы,
коль ты к ней стремишься,
вырежи их на меча рукояти
и дважды пометь имен
именем Тюра!

Г
оловная руна в этой группе –

Тейваз. Руны Победы традиционно наносятся на оружие и магические инструменты. С Рунами Победы связано одиннадцатое Заклинание Одина:

Одиннадцатым
друзей оберечь
в битве берусь я,
в щит я пою, -
побеждают они,
в боях невредимы,
из битв невредимы
прибудут с победой.

Ц


l-Runor
Руны Пива


“Речи Сигрдривы”:

^ Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,-
руну Науд - на ногте.

Основное назначение Рун Пива - магическая защита как от чужих вредоносных чар, так и от опасностей физического плана. Головная руна –


Науд. Владение Рунами Пива многие авторы считают частью Искусства Vardlokkur, т.е. Искусства варлоков3.

С Рунами Пива связано шестое заклинание Одина:

^ Знаю шестое, -
коль недруг корнями
вздумал вредить мне, -
немедля врага,
разбудившего гнев мой,
несчастье постигнет.

T


hurs-Runor
Руны Волшбы


В “Речах Сигрдривы” нет фрагмента, жестко привязанного к Рунам Волшбы, но из восьми строф только одна остается без привязки к той или иной “группе Сигрдривы”. Вероятно, именно его и следует соотнести с Рунами Волшбы:

^ Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу,
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Головная руна –

Т
урс/Врата. В ряде источников эта руническая группа именуется Тролль-рунами или Турс-рунами (что, по сути, одно и то же). Это очень сложная группа рун, связанная с чародейством, с общением с иными мирам и предсказаниями. Некоторые авторы указывают, что название группы происходит от того, что в древности верили, будто искусство предсказаний было получено от троллей, которые ведали будущее.

С Рунами Волшбы, возможно, связано пятнадцатое заклинание Одина:

^ Пятнадцатое
Тьодрерир пел
пред дверью Деллинга;
напел силу асам,
и почести - альвам,
а Одину - дух.

Упоминание об использовании Рун Волшбы есть в эддической песни “Поездка Скирнира”, где Скирнир, слуга бога Фрейра, сначала угрожает девушке всевозможными несчастьями, а потом реализует свои угрозы, вырезая на дубовой жерди Турс-руны:

Безумье и муки, Руны я режу -
бред и тревога, “турс” и еще три:
отчаянье, боль похоть, безумье
пусть возрастают! и беспокойство;
Сядь предо мной - но истреблю их,
нашлю на тебя так же как резал,
черную похоть когда захочу.
и горе сугубое!

(Поездка Скирнира, 29, 36)

Частью Рун Волшбы являются Сварт-руны (др.-сканд. Swart-Runor), т.е. Черные Руны, находящие применение в некромантии и близких к ней Искусствах для установления связи с духами ушедших. Со Сварт-рунами связано двенадцатое заклинание Одина:

^ Двенадцатым я,
увидев на дереве
в петле повисшего,
так руны вырежу,
так их окрашу,
что он оживет
и беседовать будет.

Владение Турс-рунами, как и Рунами Пива, является частью Искусства Vardlokkur.

B


iarg-Runor
Повивальные Руны

“Речи Сигрдривы”:

^ Повивальные руны
познай, если хочешь
быть помощью при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

Название группы связано с именем Берхты, богиню деторождения, а также - с именем руны

Б
еркана, посвященной Богине-Матери. Главное назначение этой рунической группы - родовспоможение и благословение новорожденного; кроме того, Повивальные Руны могут использоваться для поддержания новых начинаний.

С Повивальными рунами связано тринадцатое заклинание Одина:

^ Тринадцатым я
водою младенца
могу освятить, -
не коснутся мечи его,
и невредимым
в битвах он будет.

B


run-Runor
Руны Прибоя

“Речи Сигрдривы”:

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах,-
пусть грозен прибой
и черны валы,-
невредимым причалишь.

Головная руна –

Э
йваз. С рунами этой группы связано девятое заклинание Одина:

Знаю девятое, -
если ладья
борется с бурей,
вихрям улечься
и волнам утихнуть
пошлю повеленье.

L


im-Runor
Целящие Руны

“Речи Сигрдривы”:

Целебные руны
для врачеванья
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Головная руна –

К
ано, руна Огня. С огнем в скандинавской традиции вообще связано многое, имеющее отношение к целительству. Заклинание Одина:

Знаю второе, -
оно врачеванью
пользу приносит.

M


al-Runor
Руны Речи

“Речи Сигрдривы”:

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!
Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить правосудье.

Руны Речи - мало понятная ныне группа, объединяющая, тем не менее, весьма сильные руны. Иногда считается, что Мал-руны эффективны в тех областях жизни, где слово имеет большое значение. Могут быть начертаны на стенах или на различных предметах там, где решаются важные общественные вопросы.


upravlenie-imushestvennih-otnoshenij-soobshaet-chto-13-aprelya-2012-v-10-00-chasov-v-pomeshenii-aktovogo-zala-po-adresu-tomskaya-oblast-g-seversk-ul-lesnaya-11a-s.html
upravlenie-informacionnih-i-analiticheskih-tehnologij-stranica-3.html
upravlenie-innovacionnim-processom-novouralske-obrazovanie-i-nauka-materiali-ii-oj-regionalnoj-nauchno-prakticheskoj.html
upravlenie-innovacionnim-razvitiem-predpriyatij-mashinostroitelnogo-kompleksa-na-osnove-formirovaniya-tehnologicheskih-sistem-razlichnogo-urovnya-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-upravlenie-innovaciyami.html
upravlenie-innovacionnoj-deyatelnostyu-kompanij-stranica-2.html
upravlenie-innovacionnoj-deyatelnostyu-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-faktor-povisheniya-konkurentosposobnosti-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kazahskij-nauchno-issledovatelskij-institut-ekologii-i-klimata.html
  • college.bystrickaya.ru/1224-prikaz-mvd-ot-19-aprelya-1994-goda-125-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-finansovo-ekonomicheskih.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professionalnie-medicinskie-virazheniya-latinskij-yazik-utverzhdeno-ministerstvom-obrazovaniya-respubliki-belarus.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevodchik-leonid-istomin-lekciya-pervaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/postuplenie-nalogov-i-sborov-v-byudzhetnuyu-sistemu-po-vidam-na-1-dekabrya-2010-goda-po-operativnim-dannim-upravleniya-federalnoj-nalogovoj-sluzhbi-rossijskoj-federacii-po-tomskoj-oblasti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/testi-po-kursu-proektirovanie-informacionno-analiticheskih-sistem.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-sozdaniya-dvoryanskogo-gnezda-dvoryanskoe-gnezdo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/departament-ekonomiki-i-promishlennoj-politiki-tverskoj-oblasti-socialno-ekonomicheskoe-polozhenie-tverskoj-oblasti-za-9-mesyacev-2006-goda-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novoanninskij-municipalnij-rajon-komitet-po-obrazovaniyu-i-nauke-prikaz.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-k-protokolu-prezidiuma-170210-soyuz-transportnikov-rossii-materiali-otchyotno-vibornogo-sobraniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/enciklopediya-specij-izrailskoj-kuhni-stranica-13.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svidetelstva-21-voprosi-shekochushie-24-grammatika-zhizni-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/n-i-kurdyumov-masterstvo-plodorodiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnie-agentstva-monitoring-smi-08-16.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnoe-povedenie-chast-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antimonopolnoe-pravo-germanii.html
  • control.bystrickaya.ru/ch-dikkens-rozhdestvenskaya-pesn-v-proze-svyatochnij-rasskaz-s-privideniyami-perevod-t-ozerskoj-stranica-9.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-plan-raboti-instituta-konfuciya-na-2010-god-fevral.html
  • school.bystrickaya.ru/maks-fraj-stranica-18.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-municipalnogo-upravleniya-dokla-d-glavi-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologiya-i-psihoterapiya-poter-posobie-po-palliativnoj-medicine-dlya-vrachej-psihologov-i-vseh-interesuyushihsya-problemoj-spb-izdatelstvo-rech-2002.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-gmo-vs-ermakova-razbor-polyotov-aleksandr-pershin-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-posvyashennoj-50-letiyu-instituta-ekonomiki.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu-biblioteku-stranica-12.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-namerena-uvelichit-period-mezhdu-parlamentskoj-i-prezidentskoj-kampaniyami-grizlov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-11-aprelya-2007-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-organizacii-i-prohozhdeniya-praktiki-studentov-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-080504-65.html
  • books.bystrickaya.ru/chelovecheskij-faktor-v-antikrizisnom-upravlenii.html
  • crib.bystrickaya.ru/grammaticheskaya-storona-rechi-prikaz-minobrazovaniya-rf-ot-5-marta-2004g-n1089-ob-utverzhdenii-federalnogo-komponenta.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/terrakotovaya-plastika-srednej-azii-iv-v-do-n-e-iv-v-n-e-arheologicheskij-aspekt.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-sistema-ucheta-kachestva-zemel-v-sostave-zemelnogo-kadastra-rossijskoj-federacii-variant-sistemnogo-podhoda-opit-realizacii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-skanirovanie-yanko-slavabiblioteka-fortda.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-estestvennonauchnih-tehnicheskih-i-gumanitarnih-specialnostej.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vshkole-upravleniya-skolkovo-sostoyalas-press-konferenciya-d-medvedeva-pryamuyu-translyaciyu-iz-moskovskoj-shkoli-upravleniya-skolkovo-veli-pervij-kanal-telekanali-rossiya-1.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bas-redaktor-arzhaubaev-e.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.