Венская декларация и Программа действий, принятые на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 года - страница 5
.RU

Венская декларация и Программа действий, принятые на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 года - страница 5


1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

1. Осуществление контрольных механизмов за соблюдением прав человека, используемых Уполномоченным при проверке жалоб, допускает возможность получения квалифицированной помощи различных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и необходимым опытом практической деятельности в любых отраслях знаний и находящихся на службе, как в федеральных государственных органах, так и в государственных органах субъектов Российской Федерации.

Несмотря на отсутствие в настоящем законе норм, обязывающих компетентные государственные органы и должностных лиц оказывать содействие Уполномоченному в проведении проверки по жалобе, их отказ от сотрудничества должен квалифицироваться, как воспрепятствование его деятельности, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Проверка жалобы заключается в изучении и анализе фактических обстоятельств, повлекших обращение к Уполномоченному.

В поручении о ее проведении должны быть ясно сформулированы интересующие его вопросы, ответы на которые позволили бы получить после ее завершения необходимую и достоверную информацию по существу обжалованного решения или действия (бездействия), повлекшего нарушение прав заявителя.

При подготовке поручения необходимо учитывать, что международные стандарты в области прав человека еще недостаточно интегрированы в существующую административную инфраструктуру и не укоренились в сознании многих специалистов и государственных служащих. По этой причине в информации об обследовании, например, жилищных условий, проведенном ими без учета принципов защиты прав человека, бездомность может быть интерпретирована лишь как проблема обеспеченности жильем, тогда как подход к ней с точки зрения прав человека позволяет рассматривать вопрос о доступности населения к адекватному жилью или о наличии у отдельных социальных групп права на их особую защиту. Обследование психических заболеваний, проведенное с учетом прав человека, не может ограничиваться рамками обычного анализа правовой защиты лиц, страдающих ими, и должно учитывать более широкий круг их прав, в том числе право на образование, консультирование, медицинское обслуживание, социально–экономическую безопасность и защиту от дискриминации.98

Результаты проведенной проверки должны быть аргументировано изложены в письменной форме, подписаны соответствующим руководителем или должностным лицом с приложением, в случае необходимости, копий документов, подтверждающих или опровергающих доводы заявителя.

Получив материалы проверки, Уполномоченный обязан дать им правовую оценку и вправе использовать при подготовке своих документов реагирования, при этом он не связан ее выводами и может самостоятельно проверить обстоятельства нарушений прав заявителя либо поручить их повторную проверку иным государственным органам или должностным лицам.

Оценка выявленных нарушений прав заявителя формулируется Уполномоченным с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и его нравственной позиции человека и гражданина, руководствующегося справедливостью и голосом совести. Иные, в том числе и самые авторитетные, мнения не имеют для него обязательной юридической силы.

3. Проверка жалобы не может поручаться государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого повлекло нарушение прав заявителя и обжаловалось им в судебном или административном порядке.

Это не препятствует обращению Уполномоченного за содействием в ее повторной или дополнительной проверке к соответствующим органам и должностным лицам, проверявшим ее в административном порядке.

При проведении проверки вышестоящим в порядке подчиненности органом или органом прокуратуры он, при подтверждении нарушений прав заявителя, обязан в соответствии со своей компетенцией принять необходимые меры по их восстановлению, устранению причин нарушений и условий, им способствующих, привлечению виновных к ответственности, о чем информировать Уполномоченного.

В этом случае его обязанностью будет являться оценка достаточности принятых мер реагирования и осуществление при необходимости контроля за их фактической реализацией.


С т а т ь я 23.

^ 1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно–правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

^ 3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно–правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

1. В случаях принятия решения о самостоятельной проверке жалобы Уполномоченный наделяется комплексом полномочий, позволяющих на основании его мандата выявлять любые нарушения прав человека.

В соответствии, например, со статьей 8 Закона Кыргызской Республики № 136 от 31.07.02 «Об Омбудмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» он имеет право контролировать любую власть в связи с делами, по которым вынесено окончательное решение.99

Полномочия, предоставленные настоящим законом, реализуются Уполномоченным без предварительных согласований, но в условиях официальности и открытости. В его деятельности исключается производство каких–либо оперативно–розыскных мероприятий, осуществление которых соответствующими компетентными органами допускается лишь в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом № 144–ФЗ от 12.08.95 «Об оперативно–розыскной деятельности».

Механизм проверок жалоб должен быть адекватным изменяющейся ситуации в сфере соблюдения любых прав человека (гражданских, политических, экономических, социальных, культурных), в связи с чем, постоянно должны совершенствоваться формы и методы выявления их нарушений, формироваться альтернативные контрольные технологии, позволяющие не только вскрывать имеющиеся и потенциальные проблемы в их соблюдении, но также планировать и реализовывать профилактические меры по их устранению и предотвращению.

Целью проверки жалоб является не просто выявление нарушений прав заявителя и ответственных за них органов и должностных лиц, но и решение таких вопросов, как: установление их причин и условий, им способствующих; изучение существующих административных процедур и правоприменительной практики; разработка предложений по исправлению создавшейся ситуации и предупреждению возможных аналогичных нарушений в деятельности других органов и должностных лиц.

Важным вопросом, подлежащим решению при проверке, является доказанность нарушения прав человека. В отличие от органов дознания и предварительного следствия Уполномоченный преследует, прежде всего, цели защиты пострадавшего и содействия ему в восстановлении нарушенных прав, а не привлечения к ответственности виновного в этом должностного лица или государственного служащего.

В этой связи при анализе доказательств, подтверждающих нарушение прав человека, Уполномоченный исходит из принципа их достаточной убедительности и вероятности, а не толкования в пользу нарушителя неустранимых сомнений в его виновности.

Для объективности контрольной процедуры механизм проверки должен обеспечивать соблюдение прав всех ее участников, а не преследовать односторонней цели удовлетворения любых требований заявителя. В этих целях настоящим законом устанавливаются единые процедурные правила, регулирующие технологию проверки жалоб заявителей.

2. Право Уполномоченного на беспрепятственное посещение органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе присутствие на заседаниях их коллегиальных органов, посещение предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, воинских частей и общественных объединений, позволяет ему не только без ограничений в пропускном режиме осуществлять необходимые служебные визиты и лично встречаться с соответствующими руководителями и должностными лицами, но и следить за порядком принятия коллегиальных решений по проблемам соблюдения прав человека.

Органами государственной власти в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации являются самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума) Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации – образуемыми ими органами государственной власти (части 1 и 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации).

Полномочия федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации согласно части 4 статьи 78 Конституции Российской Федерации обеспечиваются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании статьи 2 Федерального закона № 184–ФЗ от 06.10.99 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с его конституцией (уставом). Кроме этого, их конституциями (уставами) может устанавливаться и должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Уполномоченный в соответствии с настоящим законом вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти (федеральные и субъектов Российской Федерации), присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, то есть на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, заседаниях Правительства Российской Федерации, в том числе заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти, то есть федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, система которых установлена Указом Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.04 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также на заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, Президиумов и Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти, их палат, комитетов и комиссий, высших исполнительных органов государственной власти и коллегий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов; посещать предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, общественные объединения, образуемые на основании главы 4 «Юридические лица» ГК Российской Федерации; воинские части, независимо от вида Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск, а также их подчиненности, в частности, Министерству обороны Российской Федерации или Министерству внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении своих обязанностей он вправе без специального на то разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания (аналогичным правом пользуются и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации).

На основании статьи 38 Закона Российской Федерации № 5473–I от 21.07.93 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в целях осуществления контроля он вправе посещать не только учреждения, исполняющие наказания, но и следственные изоляторы независимо от их ведомственной подчиненности.

Не допуская вмешательства в деятельность посещаемых органов, учреждений, организаций и воинских частей, Уполномоченный знакомится с внутренней организацией их работы, ведомственными нормативными правовыми актами, изучает проблемы соблюдения прав человека, выясняет по ним профессиональное мнение руководителей и должностных лиц, учитывает полученную информацию в планировании и реализации своих мероприятий.

3. В целях объективной и всесторонней проверки жалоб заявителей Уполномоченный вправе запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих необходимые сведения, документы и материалы.

При направлении соответствующих запросов должны точно указываться характер интересующей информации и перечень запрашиваемых документов. Материалы, не имеющие непосредственного отношения к исследуемым обстоятельствам, истребованию не подлежат.

Уполномоченный не обладает правом на выемку подлинных документов, поэтому запрошенные им материалы направляются в виде ксерокопий или копий, заверенных подписью соответствующего руководителя или должностного лица и печатью государственного органа или органа местного самоуправления.

4. По вопросам, подлежащим выяснению при проверке жалобы, Уполномоченный вправе получать устные или письменные объяснения любых должностных лиц и государственных служащих, за исключением судей.

5. В необходимых случаях Уполномоченный вправе обращаться к руководителям компетентных государственных органов с предложениями о совместной проверке деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, то есть по изучению действующих административных процедур, обеспечивающих внутреннюю организацию их работы, и соответствие установленных ими служебных норм и правил международным стандартам соблюдения прав человека.

Квалифицированные специалисты должны откомандировываться для этих целей с сохранением им денежного содержания по месту основной работы.

6. По вопросам, подлежащим выяснению, Уполномоченный вправе поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений.

Производство экспертных исследований и подготовка заключений по их результатам не идентичны судебным, то есть криминалистическим, медицинским, почерковедческим, психиатрическим и иным экспертизам, осуществляемым исключительно в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 73–ФЗ от 31.05.01 «О государственной судебно–экспертной деятельности в Российской Федерации».

Специалисты, их проводящие, не предупреждаются об ответственности за качество, достоверность и объективность исследований, научную обоснованность подготовленного ими заключения и несут лишь моральные обязательства по квалифицированному и профессиональному изучению поставленных перед ними вопросов.

Проведение экспертных исследований, в том числе и членами Экспертного совета при Уполномоченном, осуществляется в случаях необходимости использования при проверке жалоб специальных познаний в тех или иных областях науки, современных технологий или профессиональной деятельности, которыми не всегда могут обладать квалифицированные работники его рабочего аппарата.

По завершении научных исследований материалы их описания вместе с итоговым заключением, подписанным лицом, проводившим экспертизу, указанием его должности, ученого звания и научной степени, удостоверенным печатью государственного учреждения, направляются Уполномоченному.

При необходимости производства судебных экспертиз, например, при выявлении пыток, понятие которых сформулировано в примечании к статье 117 УК Российской Федерации, Уполномоченный обязан поставить вопрос о возбуждении уголовного дела и проведении предварительного следствия.

Для закрепления доказательств их применения он может прибегнуть к помощи квалифицированного врача, письменно засвидетельствующего в качестве специалиста характер имеющихся у потерпевшего телесных повреждений, с последующей передачей результатов его визуального осмотра органам предварительного следствия для решения вопроса о степени их тяжести и механизме образования путем назначения судебно–медицинской экспертизы.

Проверка жалоб на применение пыток помимо подтверждения их соответствующими доказательствами, включая заключение судебно–медицинской экспертизы, должна сопровождаться контролем за соблюдением международных обязательств Российской Федерации об их эффективном и своевременном расследовании, принятых по Конвенции (ООН) против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Комитет против пыток (ООН), рассмотрев 11.05.01 обращение адвоката о нарушениях властями Югославии статей 12 и 13 Конвенции, выразившихся в несвоевременном и беспристрастном расследовании пыток, примененных полицией к М. Ристичу, повлекших его смерть, не признал проведенное государством–участником расследование эффективным и тщательным, указав, в частности, что:

явные расхождения и несоответствия между заключением врача, прибывшего с бригадой скорой помощи на место смерти предполагаемой жертвы, и результатами вскрытия, а также заключением судмедэкспертов, сделанным по просьбе его родителей, не явились основанием для принятия решения об эксгумации тела и проведении повторной судебно–медицинской экспертизы. Вместе с тем, поскольку с момента инцидента прошло шесть лет, имелось достаточно времени для проведения надлежащего расследования.

На основании этих обстоятельств Комитет констатировал, что государство–участник нарушило свои обязательства по Конвенции в части проведения быстрого и эффективного расследования утверждений о применении пыток или жестоком обращении со стороны полиции.

Учитывая, что по данному факту им не было проведено надлежащего уголовного расследования, в связи с чем, невозможно установить, были ли нарушены права предполагаемой жертвы или членов его семьи на справедливую компенсацию, что такое заключение может быть сделано лишь после завершения надлежащего расследования, Комитет предложил государству–участнику незамедлительно провести его, предоставить автору сообщения соответствующее средство правовой защиты и сообщить Комитету о мерах, принятых по его соображениям.100

Для осуществления надлежащего контроля за соблюдением прав человека на неприкосновенность личности и международных обязательств о расследовании и пресечении этих нарушений могут использоваться, например:

– Принципы эффективного расследования и документирования пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, утвержденные в качестве приложения к Резолюции Комиссии по правам человека (ООН) № 2000/43 от 20.04.00 «Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания»,101

– подготовленное Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.102

7. При проверке жалоб о нарушениях прав человека Уполномоченный, не допуская вмешательства в процессуальную деятельность органов дознания, предварительного следствия и правосудия, вправе знакомиться с уголовными и гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными уголовными делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

С делами и материалами, содержащими сведения о государственной тайне, он знакомится согласно допуску, соответствующему степени секретности, содержащейся в них информации.

Наличие у него процессуальных полномочий на проверку жалоб о нарушениях прав человека, допущенных, в частности, органами судебной власти, обусловлено тем, что их самостоятельность в структуре органов государственной власти и независимость при отправлении правосудия не могут препятствовать ему в осуществлении государственной защиты прав человека после вступления в силу принятых ими решений.

Суды, рассматривая дела, возникающие из публичных правоотношений («единица – власть»), и осуществляя государственную власть при рассмотрении уголовных и гражданских дел и дел об административных правонарушениях, не являются, как свидетельствует практика межгосударственных органов по защите прав человека, в том числе по делам против Российской Федерации, самодостаточной системой, обеспечивающей безусловное соблюдение прав человека.

Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека в Резолюции от 21.01.01 «Об обеспечении и защите прав граждан в органах правосудия» отмечал, в частности, что современная судебная власть в Российской Федерации стремится в первую очередь к защите своих собственных корпоративных интересов и не сориентирована на защиту прав граждан, ей оказалась не по плечу задача обеспечения прав человека путем отправления правосудия, а в силу возрастающей зависимости от власти она сама зачастую становится источником их нарушений.103

В этой связи целесообразно было бы включение Уполномоченного в Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия, Положение о котором и его персональный состав утверждены Указом Президента Российской Федерации № 961 от 11.08.03.

Полномочия, предоставленные государственному защитнику прав человека на ознакомление с делами и материалами, не позволяют истребовать их из органов дознания, предварительного следствия и правосудия.

Вместе с тем механизм ознакомления с ними, связанный с необходимостью выезда Уполномоченного в любые, в том числе территориально отдаленные субъекты Российской Федерации, при отсутствии единой системы государственной защиты прав человека и урегулированных служебных взаимоотношений с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, не позволяет использовать его на практике.

8. По вопросам осуществления государственной защиты прав человека и выполнения демократическим правовым государством своих обязательств по их соблюдению Уполномоченному предоставляется право на безотлагательный прием его руководителями и должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, а также руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Наличие этого права позволяет Уполномоченному оперативно, без излишних формальностей встречаться с должностными лицами для обсуждения назревших проблем в области планирования и реализации мероприятий, направленных на ликвидацию нарушений прав человека и их профилактику.

В соответствии, например, со статьей 13 Закона Украины от 23.12.97 «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» он имеет право на безотлагательный прием его Президентом Украины, Председателем Верховной Рады Украины, Премьер–Министром Украины, председателями Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины, высших специализированных судов Украины и Генеральным прокурором Украины.104


С т а т ь я 24.

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

1. Государственной тайной в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации № 5485–I от 21.07.93 «О государственной тайне» являются защищаемые сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно–розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен статьей 5 названного Закона Российской Федерации. Передача этих сведений между органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, допускается на основании его статьи 16 только с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого они находятся.

Не подлежат в соответствии со статьей 7 названного Закона Российской Федерации отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения, в том числе:

– о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

– о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности;

– о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушениях законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 04.09.95; Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждены соответственно Постановлением Правительства Российской Федерации № 443 от 23.07.05.

2. В соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 28.10.95, граждане, которым по характеру занимаемой должности необходим допуск к государственной тайне, могут быть назначены на нее только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Уполномоченный для возможности получения сведений, составляющих государственную тайну, также должен иметь соответствующий допуск.

Вместе с тем его назначение на государственную должность Российской Федерации не обусловлено проведением предварительных проверочных мероприятий на выявление оснований для отказа ему в допуске к государственной тайне. Получение сведений, ее содержащих, является одной из правовых гарантий осуществления им независимого контроля за соблюдением прав человека.

В связи с этим целесообразно распространить на Уполномоченного порядок, установленный статьей 21–1 указанного Закона Российской Федерации для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей, согласно которому он должен предоставляться ему по занимаемой должности на период исполнения полномочий с установлением при этом ответственности за сохранение им государственной тайны.

3. Согласно статье 2 Федерального закона № 149–ФЗ от 27.07.06 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальностью информации является обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать ее третьим лицам без согласия ее обладателя.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации № 188 от 06.03.97. В соответствии с ним сведениями конфиденциального характера, в частности, являются:

– сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральным законом случаях;

– сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

– сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений);

– сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

Порядок обращения с документами и материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях установлен Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1233 от 03.11.94.

К служебной информации ограниченного распространения, то есть к несекретной информации, касающейся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью, не могут относиться:

– акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций и общественных объединений, права, свободы и обязанности граждан и порядок их реализации;

– порядок рассмотрения и разрешения заявлений и обращений граждан и юридических лиц;

– решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

– документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек, архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

В целях обеспечения, в частности, права на доступ к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Постановлением Правительства Российской Федерации № 98 от 12.02.03 утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.

Гарантии защиты сведений о населении (персональные данные), являющихся конфиденциальной информацией и содержащихся, в частности, в переписных листах, предусмотрены статьей 8 Федерального закона № 8–ФЗ от 25.01.02 «О Всероссийской переписи населения»; в условиях сохранения конфиденциальности формируются, хранятся и используются на основании статьи 17 Федерального закона № 20–ФЗ от 10.01.03 «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» федеральные информационные ресурсы ГАС «Выборы», содержащие персональные данные об избирателях.

Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 17.11.07.

На основании статьи 161 УПК Российской Федерации не подлежат разглашению и могут предаваться гласности лишь с разрешения прокурора, следователя или дознавателя и в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, при условии, что их разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, сведения, составляющие тайну следствия. Разглашение при этом данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства допускается при наличии их личного согласия.

Статьями 298 УПК Российской Федерации и 194 ГПК Российской Федерации гарантируется тайна судопроизводства, в целях обеспечения которой приговор по уголовному делу или решение по гражданскому делу постановляются судом в совещательной комнате, присутствие иных лиц во время их совещания, кроме судей, входящих в состав суда по данному делу, не допускается. Судьи не могут разглашать и суждения, высказывавшиеся при обсуждении во время совещания.

Исключения из принципа гласности правосудия на основании статьи 9 Федерального конституционного закона № 1–ФКЗ от 31.12.96 «О судебной системе Российской Федерации» допускаются и в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, а именно:

– согласно статьям 54 и 55 Федерального конституционного закона № 1–ФКЗ от 21.07.94 «О Конституционном Суде Российской Федерации» в целях неразглашения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан и защиты общественной нравственности;

– согласно статье 10 ГПК Российской Федерации в целях обеспечения интересов охраны государственной тайны и тайны усыновления (удочерения) ребенка; предотвращения разглашения сведений в других предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле, и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина;

– согласно статье 11 АПК Российской Федерации в целях недопустимости разглашения государственной тайны и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны;

– согласно статье 241 УПК Российской Федерации в целях обеспечения охраны государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях, если это может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников или близких лиц.

Изъятия из принципа гласности правосудия обусловлены целями сохранения сведений, составляющих государственную (дипломатическую, военную, экономическую) тайну, конфиденциальной информации о личной жизни участников процесса, охраны общественной нравственности и обеспечения благоприятной обстановки для несовершеннолетних. Судебные решения (приговоры) при этом во всех случаях провозглашаются публично.

К сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен, относятся, в частности:

– врачебная тайна, которой согласно статье 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Законом Российской Федерации № 5487–I от 22.07.93, является информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении;

– нотариальная тайна, на основании которой нотариусы при исполнении служебных обязанностей, а также лица, работающие в нотариальной конторе, в том числе и после сложения ими полномочий или увольнения, не вправе в соответствии со статьей 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых Законом Российской Федерации № 4462–I от 11.02.93, разглашать сведения и оглашать документы, ставшие им известными в связи с совершением нотариальных действий.

В указанных законах Российской Федерации отсутствуют вместе с тем нормы, позволяющие предоставлять информацию о врачебной и нотариальной тайне (в отличие от органов предварительного следствия и прокуратуры) и Уполномоченному, что не соответствует его полномочиям по осуществлению государственной защиты прав человека.

Согласно, например, статье 11 Федерального закона № 44–ФЗ от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» региональные операторы и федеральный оператор обязаны на основании его запроса предоставлять конфиденциальную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.

По его запросу в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 143–ФЗ от 15.11.97 «Об актах гражданского состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщать и сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, являющиеся персональными данными и относящиеся к конфиденциальной информации.

Служебной или коммерческой тайной на основании статьи 139 ГК Российской Федерации является информация, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней отсутствует свободный доступ на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

При этом коммерческой тайной в соответствии со статьями 857 и 946 ГК Российской Федерации является и банковская тайна, то есть тайна банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте, и тайна страхования, то есть сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья и об имущественном положении этих лиц.

Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников этих отношений, в том числе государства, на рынке товаров, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом № 98–ФЗ от 29.07.04 «О коммерческой тайне».

Перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну предприятия и предпринимателя, предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации № 35 от 05.12.91 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Его действие не распространяется на сведения, относимые к коммерческой тайне международными договорами, и деятельность предприятия, которая согласно действующему законодательству составляет государственную тайну.

4. В соответствии с настоящим законом решения, принятые Уполномоченным в период исполнения служебных обязанностей, не являются предметом рассмотрения органов предварительного следствия и правосудия.

Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний как по гражданскому, так и по уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с государственной защитой прав человека.

К нему не могут быть предъявлены и требования о представлении переписки или иных служебных документов, содержащих указанные сведения, они не могут изыматься в процессе обыска или выемки в его служебных помещениях.

Иммунитет, предоставленный Уполномоченному от требований по представлению информации, ставшей ему известной в связи с осуществлением своего мандата, распространяется как на его личность, так и на источники, ее содержащие, то есть документы, видео– и аудиозаписи, служебную переписку.

Профессиональная тайна Уполномоченного распространяется на любую информацию, которую он считает необходимым признать конфиденциальной в связи с исполнением служебных обязанностей.

Иные сведения, за исключением информации о частной жизни, личной и семейной тайне заявителей, могут не только предаваться гласности без их согласия, но и являться официальными свидетельствами нарушений прав человека.

Обеспечение неприкосновенности конфиденциальной информации, ставшей известной Уполномоченному в связи с осуществлением служебной деятельности, является правовой гарантией его доверительных отношений с заявителями, которые обращаются к нему с жалобами на незаконные решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Решение об участии в уголовном или гражданском процессе в качестве свидетеля или представлении соответствующих документов Уполномоченный принимает самостоятельно.

В соответствии, например, с пунктом 5) части 4 статьи 69 ГПК Российской Федерации он не обязан объяснять суду причины отказа от дачи свидетельских показаний либо от представления письменных источников информации о характере своей деятельности.

Гарантии неразглашения конфиденциальной информации позволяют Уполномоченному не являться и для дачи свидетельских показаний в случаях направления ему повесток.

Неявка его не может заменяться принудительным доставлением к дознавателю, следователю, прокурору или в суд либо иными мерами процессуального принуждения, установленными, в частности, частью 2 статьи 111 УПК Российской Федерации. По указанным делам действия Уполномоченного не могут квалифицироваться по статье 308 УК Российской Федерации как отказ свидетеля от дачи показаний.

В случае согласия на дачу свидетельских показаний Уполномоченный несет ответственность, установленную статьей 307 УК Российской Федерации, за дачу заведомо ложного показания.

Кроме этого, согласно части 2 статьи 11 УПК Российской Федерации дознаватель, следователь, прокурор и суд предупреждают его о том, что данные им показания могут использоваться в качестве доказательства в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.


С т а т ь я 25.


uchebnoe-posobie-dlya-specpraktikuma.html
uchebnoe-posobie-dlya-studentov-1-klassa-sergiev-posad.html
uchebnoe-posobie-dlya-studentov-2-go-kursa-fakulteta-prava.html
uchebnoe-posobie-dlya-studentov-3-kursa-instituta-prava-tambov-2010.html
uchebnoe-posobie-dlya-studentov-bibliotechnogo-fakulteta-kemerovo-1981-g.html
uchebnoe-posobie-dlya-studentov-dnevnogo-i-zaochnogo-otdelenij-vuzov.html
  • books.bystrickaya.ru/dokladi-plenarnogo-zasedaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/podkislenie-muravinoj-kislotoj-kak-prodlit-bistrotechnuyu-zhizn.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predosterezheniya-bolshie-dozi-glyukozo-insulin-kalievoj-smesi-ne-umenshayut-smertnost-bolnih-ostrim-infarktom-miokarda.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/9-prostejshie-professii-utverzhdeno-prikazom-gosudarstvennogo-komiteta-ukraini-po-standartizacii-metrologii-i.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/premii-altajskogo-kraya-v-oblasti-literaturi-iskusstva-arhitekturi-i-narodnogo-tvorchestva.html
  • assessments.bystrickaya.ru/boston-college-third-world-law-journal-volume-xxix-winter-2009-number-1.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-process-modernizacii-rossijskogo-obrazovaniya-dlya-etogo-mi-vistroili-opredelennuyu-sistemu-raboti-imeyushuyu-neskolko-ravnoznachnih-napravlenij-deti-pedagogi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-podgotovki-specialistov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-nou-vpo-irkutskij-institut-mezhdunarodnogo-turizma.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-trebovanij-k-urovnyu-podgotovki-okanchivayushih-nachalnuyu-shkolu-uchenik-dolzhen-umet-razlichat-elementi-knigi-oblozhka-oglavlenie-titulnij-list-illyustraciya-annotaciya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-temi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-stranica-20.html
  • tasks.bystrickaya.ru/112-koncepciya-nauchnoj-raboti-v-tf-orags-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-tulskogo-filiala-gosudarstvennogo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekonstrukciya-processov-formirovaniya-naseleniya-barabi-epohi-bronzi-metodami-analiza-variabelnosti-mtdnk-03-02-07-genetika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-obrazovatelnaya-programma-mou-verhnetulomskoj-sosh-kolskogo-rajona-murmanskoj-oblasti-na-2011-2015g-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nomer-dogovora-127-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-forma-obucheniya-ochno-zaochnaya-specialnost-030501-yurisprudenciya-napravlenie-030500-62-yurisprudenciya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vospitanie-devushek-chast-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/simvolicheskij-kapital-rabotnika-kak-sredstvo-realizacii-kareri.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perelk-standartv-rekomendacj-ta-nastanov-vov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mladshij-doshkolnij-vozrast-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-buzuluka.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uroven-vospitannosti-uchashihsya-o-sostoyanii-i-rezultatah-deyatelnosti-mou-sosh-1-imeni-m-ummaeva-s-verhnyaya-balkariya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zh-ertvam-finansovih-piramid-kurs-nachinayushego-volshebnika-kniga-znakomit-s-osnovami-igrovogo-ezotericheskogo-psihotreninga.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-prednaznachena-dlya-izucheniya-studentami-yuridicheskogo-fakulteta-uchebnoj-disciplini-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovnoe-pravo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vershinina-ea-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2009-goda.html
  • gramota.bystrickaya.ru/women-at-work-hr-vakansii.html
  • tests.bystrickaya.ru/leto-v-ofise-komsomolskaya-pravda-v-ofis-sobiralas-natalya-tubolceva-17072008-104-d-str-10.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-i3-informacionnaya-karta-aukciona-i-aukcion.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svodnij-otchet-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote-fakulteta-mirovoj-ekonomiki-i-mirovoj-politiki-za-2007g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/starshij-doshkolnij-vozrast-ot-5do-6let-1-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-9-go-klassa.html
  • desk.bystrickaya.ru/perspektivnoe-planirovanie-deyatelnosti-detej-na-progulke-v-podgotovitelnoj-gruppe-sentyabr.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080401-tovarovedenie-i-ekspertiza-tovarov-moskva-2009-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biologicheskie-osnovi-ovoshevodstva.html
  • urok.bystrickaya.ru/postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-21-marta-2012-g-n-218-g-moskva-o-federalnoj-sluzhbe-po-intellektualnoj-sobstvennosti-data-pervoj-ofici.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.