.RU

Вариант - 6 - Практикум по русскому языку Учебно-методический комплекс дисциплины



Вариант - 6

Любовь к природе, радосное любование ею было заложено в матери от рождения, как в певчей птице, радующейся весне, солнцу. Она не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, поражалась, как другие не понимают этого. И потому прививала нам, детям, эту целительно животворную любовь.

Как-то ранней весной отец взял её и меня на пашню, где он соберался засеять уже вспаханную деситину пшеницей. На меже он распряг лошадь и пустил на попас. Из блёклой прошлогодней травы, из-под самых ног отца, взлетел жаворонок, и трипеща крылышками, точно по незримым ступеням поднялся в голубую высь. Отец, кажется, и не заметил жаворонка. Но мать!

— Смотри! Смотри, Алёша! Чуть покрупней воробья, а большекрылый. Потому и трепетун неустанный.

После её слов я тоже отметил, что действительно у жаворонка крылья, в сравнении с туловищем и длинны, и широки, и тогда же подивился её зоркости.

Много времени прошло с тех пор, но и сейчас я вижу поднятое её лицо, её глаза, всю её восторженно напряжённую фигуру, когда она слушала переливчато хрустальное урчание, нёсшееся из поднебесья, которому, казалось, не будет конца.

Сонце заливало голые, дымившиеся парком поля, а мать всё стояла и слушала. Возможно, она уже и не видела штопором ввинтившегося в безпредельную высь певца, а только слышала радосный его голосок, чувствовала ту же радость в своём серце. И впитывала, впитывала в себя всё сразу вместе с жаворонком, ликующим в поднебесье, с ожившей, под весенним солнцем землёй.

Вариант - 7

Щемящее чуство овладевает тобой, когда переступаешь порог родного дома и вспоминаешь прожитые здесь годы...

Лежишь, бывало, на тёплой печи, в трубе от лютого холода стонет въюга, стучится в избу. Мать, сидя за прялкой, выводит пониженным голосом; отец, орудуя шылом и дратвой, потшивает валенки и главенствует простуженным басом. Голоса их переплитаются, теснятся в избе. Слушаешь, слушаешь, закрыв глаза, и вот уже нет ни избы, ни въюги, уходишь мечтами в казачий боевой поход, гарцуешь на лихом коне, едешь “по-над горою, яром, долиною” и дальше, дальше. Откроешь глаза, чтобы оглинуться, с родной хатой, — и проснешься. И снова видишь отца с матерью за работой.

Не понимал я тогда их горьких жалоб на жызнь, не знал, что труд этот действительно изнуряющ, а песня лишь возвращала их в молодость, в ту пору, когда выходила “девчёнка рано-рано по воду...”. А вспомнив это, пусть и не своё, чьё-то чужое, обоим становилось лекче.

Вариант - 8

I

Родина – это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осинившая голову, это запах воздуха, деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы. Родина – это прелесть и тайна родного языка. Это последовательные впечитления бытия: детства, отрочества, юности, молодости и зрелости. Родина – как мать. Почему смиртельно раненный солдат, умирая, шепчет слово мама, то самое имя, которое он произнёс впервые в жызни. А почему так радосно и гордо делается на душе, когда наблюдаешь, понимаешь и чуствуешь, как твоя родина здоровеет, богатеет и становится мощной... Чуство родины – оно необяснимое. Оно – шестое чуство... и природа его так же необьяснима, как и природа первых пяти.

II

Не ставя себе непосильной задачи проанализировать симфонической сложности чуство Родины, я осмелился бы выделить два момента, которые мне лично кажутся главными.

Чуство родной природы, любовь к ней беспорно занимает одно из главных мест в сложном чустве Родины. Но всё же природа для нас не только то, что невольно видит и чем невольно любуется глаз. Воспринимая и любя её, мы невольно приводим в движение эмоциональные резервы, накопленные нами при чтении Пушкина, Тургенева, Тютчева, Фета... При слушании музыки Мусоргского или Чайковского. При разглядывании пейзажей Левитана, Шишкина, Саврасова, Поленова... и многих, многих художников слова или кисти.

Вариант - 9

I

Жызнь — это подаренный человеку празник. Каждый самостоятельно, выбирает свой собственный путь. Либо путь истины, либо лжи.

В природе так устроено: без возвышения духа человек многое теряет. Более счастлив тот, кто даёт, чем тот, кто берёт. Настоящее великодушие человека проявляется тогда, когда он испытывает сострадание к людям, искренне жалеет их...

II

С моря дул влажный, халодный ветер, разнося по степи задумчивую милодию плеска набигавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изретка его порывы приносили с собой сморщенные жолтые листья и брасали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – бесграничную степь, справа – безконечное море и прямо против меня – фигуру макара чудры, старого цыгана, – он старожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.

3. Грамматические задания

1. Выполните фонетический разбор слов.

2. Выполните морфемный разбор слов.

3. Выполните словообразовательный разбор слов.


Вариант - 1

1. встал, снег, песчаный, чудная.

2. вываривают, песчаными, узорчатые, переплавлялся.

3. красноватый, медленно, крылечко.

Вариант - 2

1. подъем, уходя, всплеск, значение.

2. гигантский, задымил, бессмертная, кострище.

3. туманно, прибрежье, безответная.

Вариант - 3

1. таится, тишина, многие, предметов.

2. обманчивой, обнаруживает, выброшенные, истлевают.

3. изредка, разбитый, использовано.

Вариант – 4

1. болезни, день, темнеть, машину.

2. выздоравливал, жужжание, прислушивался, неподвижно.

3. растревожить, родители, лошадиных.

Вариант - 5

1. основа, светящийся, ученые, клетки.

2. незапамятных, возникающие, перемещаются, некоторые.

3. свечение, фантастически, ультрафиолетовые.

Вариант - 6

1. певчей, окрылять, лошадь, блёклой.

2. дымившиеся, рождения, восторженно, большекрылый.

3. впитывать, поднебесье, подивиться.

Вариант - 7

1. едешь, порог, здесь, лежишь, счастье.

2. вспоминаешь, простуженным, теснятся, попрощаться.

3. главенствовать, выходить, чей-то.

Вариант - 8

1. любуется, второй, первая, впечатления.

2. приблизились, разглядывание, променять, постепенно.

3. впервые, необъяснимый, отвесный.

Вариант - 9

1. разнося, берег, человеку, жизнь.

2. прибрежных, пугливо, возвышения, сострадание.

3. открывать, бесконечный, великодушие.

Модуль 2

Контрольная работа № 2

Возможный вариант заданий

Вариант – 1

1. Спишите текст, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы.

Множество ц_рквей и к_л_колен подымали свои золоч_ные головы к небу. Подобные большим зел_ным и ж_лтым пятнам в_днелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Эти рощи, поля и мельницы среди самого города пр_давали тогдашней Москве много жив_писного. Особе_но весело было см_треть на монастыри, которые с белыми оградами и п_стрыми кучами цветных и золоче_ных голов, к_зались отдельными городами.

(Надо) всею этой путаницей ц_рквей, домов, рощ_ и монастырей гордо в_дымались (К, к)ремлевские церкви и недавно отдела_ный храм (П, п)окрова (Б, б)огоматери, который (И, и)оанн зал_жил (не) сколько лет тому назад в память взятия (к)азани и который мы знаем ныне под именем (В, в)асилия (Б, б)лаженного. Велика была радость москвитян, когда упали наконец леса, закрывавшие эту церковь, и предстала она во всем своем пр_чудливом блеске, сверкая золотом и красками и уд_вляя взор разн_образием украшений. Долго (не) переставал народ дивит_ся искусному зодчему, даровавшему прав_славным зрелище, (до) толе (не) вида_ное. Хороши были и прочие церкви (М, м)осковские. Не щ_дили москвитяне н_ рублей, н_ трудов на благолепие домов Божиих. Везде видны были дорогие цвета, позолота и большие наружные иконы во весь рост человеческий.

(А. К. Толстой)

^ 2. Сформулируйте правило, подберите из текста примеры: –н- и –нн- в отыменных и отглагольных прилагательных, причастиях.

3. Выпишите из текста все причастия, деепричастия; укажите глаголы, от которых они образованы, выделите суффиксы, определите залог причастий.

^ 4. Выпишите из первого абзаца все глаголы, выделите окончания, определите их спряжение, образуйте неопределенную форму.

5. Выполните морфологический разбор всех слов в предложении Множество ц_рквей и к_л_колен подымали свои золоч_ные головы к небу.

Вариант – 2

^ 1. Спишите текст, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы.

Ольга – существо простое, (не) посредстве_ое, которое н_когда и (н_) (о) чем не рассуждало, (н_) (о) чем не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычк_ и которое все завис_ло от привычк_. Она очень плакала о смерт_ Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из гр_циозной и милой девочки _делалась дюжи_ной барыней, повторив собою свою мам_ньку, с (не) большими изменениями, которых треб_вало время.

Но совсем не так ле_ко определить характер Татьяны. Натура Татьяны (не) многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезне_ных противоречий, которыми страдают сложные натуры: Татьяна создана (как) будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире иску_тва составляет высочайшее досто_нство его произведения.

(И) так, летние ночи посв_щались мечтательству, зимние – чтению романов, и это среди мира, имевшего благ_разумную привычку громко хр_петь (в) (то) время. Какое противоречие между Татьяною и окружающим ее миром. Татьяна - это ре_кий, прекрасный цветок, случайно выр_сший в расщелине дикой скалы.

Незна_мый в траве глухой

н_ мотыльками, н_ пчелой.

(В. Белuнскuй)

^ 2. Сформулируйте правило, подберите из текста примеры: окончания –и(ы), -е в падежных формах единственного числа.

3. Выпишите все причастия, деепричастия укажите глаголы, от которых они образованы, выделите суффиксы, определите залог причастий.

^ 4. Выпишите из первого абзаца все глаголы, выделите окончания, определите их спряжение, образуйте неопределенную форму.

5. Выполните морфологический разбор всех слов в предложении Татьяна - это ре_кий, прекрасный цветок, случайно выр_сший в расщелине дикой скалы.

Вариант – 3

^ 1. Спишите текст, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы.

Покуда это происходило, Павел Владимирыч находился в (не) описа_ной тревоге. Он лежал на антресолях совсем один и в то (же) время слышал, что в доме происходит какое (то) (не) обычное движение. Всякое хлопанье дверьми, всякий шаг в коридоре отзывались чем (то) таинстве_ым. (Не) которое время он звал и кр_чал во всю моч_, но, убедившись, что крики бе_полезны, собрал все силы, приподнялся на постел_ и начал пр_слушиват_ся. После общей бег_тни, после громкого говора голосов вдруг наступила мертвая тиш_на. Что (то) (не) известное, страшное обступило его со всех сторон. Дневной свет сквозь опуще_ыe гардины лился скупо, и так (как) в углу, перед образом, теплилась л_мпадка, то сумерки, наполнявшие комнату, к_зались еще темнее и гуще. В этот таинстве_ный угол он и уставился глазами, точно в первый раз его поразило (не) что в этой глуб_не. Образ в золоче_ном окладе, в который (не) посредстве_но ударяли лучи л_мпадки, с какою (то) изумительной яркостью, словно что (то) живое, выступал из тьмы; на потолке кол_бался светящийся круж_к, то вспыхивая, то бледнея, (по) мере того как усиливалось или слабело пламя л_мпадки. (В) низу господствовал (полу) свет, на общем фоне которого др_жали тени. На той (же) стене, около освеще_ного угла в_сел халат, на котором то (же) кол_бались пол_сы света и тени, (в) следстви_ чего к_залось, что он движ_тся.

(М. Е. Салтыков-Щедрuн)

^ 2. Сформулируйте правило, подберите из текста примеры: правописание неопределенных и отрицательных местоимений (выбор не и ни; слитное, раздельное написание).

^ 3. Выпишите все причастия, деепричастия укажите глаголы, от которых они образованы, выделите суффиксы, определите залог причастий.

4. Выпишите из первых четырех предложений все глаголы, выделите окончания, определите их спряжение, образуйте неопределенную форму.

^ 5. Выполните морфологический разбор всех слов в предложении Что (то) (не) известное, страшное обступило его со всех сторон.


Вариант – 4

^ 1. Спишите текст, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы.

Что (то) величестве_но могучее и волшебное, (не) передава_мое даже в ген_альных картинах, представля_т собой в действительности эта (не) забыва_мая картина пробуждения океана, эти снопы пламен_ золота и волшебных цветов, предшествующие восходу солнца.

Вот и оно, осл_пительное, медле_о обнажаясь от своих бл_стящих риз, величаво выплывает золотистым шаром (из) за пылaющ_го горизонта. И все вокруг мгнове_о осв_тилось, все радос_но ожило, словно (бы) пр_ображе_ое, - и синеющий океан, и небо, высокое, голубое, нежное. Луна и звезды и_чезли перед блеском этого чудного, дыш_щего свежестью, радос_ного и победоносного утра.

Оно зал_ло ярким светом и маленький «Коршун». Он вдруг пот_рял свою ночную таинстве_ость, словно (бы) сделался меньше и, казалось, пошел быстрее. Паруса, мачты, орудия, снасти, человеческие фигуры, словом, все, что ночью имело какой (то) фантастически (не) определенный вид и увеличивалось в размерах, теперь мгнове_о, словно бы освободившись от волшебных чар ночи, вырезывалось на прозрачном воздухе ясными и рельефными формами и оч_ртаниями.

(По К. Станюковичу)

^ 2. Сформулируйте правило, подберите из текста примеры: –н- и –нн- в наречиях.

3. Выпишите все причастия, деепричастия укажите глаголы, от которых они образованы, выделите суффиксы, определите залог причастий.

^ 4. Выпишите из третьего абзаца все глаголы, выделите окончания, определите их спряжение, образуйте неопределенную форму.

5. Выполните морфологический разбор всех слов в предложении Оно зал_ло ярким светом и маленький «Коршун».

Вариант – 5

^ 1. Спишите текст, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы.

Человек без шляпы, в серых п_русиновых брюках, кожа_ных с_ндалиях, надетых (по) м_нашески (на) (босу) ногу, и белой с_рочке без воротнич_ка, пригнув голову, вышел из низенькой к_литки дома номер шес_надцать. Оч_тившись на тр_туаре, выложе_ном г_лубоватыми каме_ными плитками, он остановился и (не) громко сказал: «Сегодня пятница. Значит, опять нужно идти на в_кзал».

Произнеся эти слова, человек в с_ндалиях быстро обернулся. Ему показалось, что за его спиной стоит гражданка с ц_нковой мордой соглядатая. Но (М, м)алая (К, к)асательная улица была соверше_но пуста.

Июн_ское утро ещ_ только начало формироват_ся. Акац_и подрагивали, роняя на плоские камни холодную олов_ную росу. Улич_ные птички отщ_лкивали какую (то) веселую дребедень. В конце улиц_, (в) низу, за крышами домов, пылало литое тяж_лое море. Молодые с_баки, печально оглядываясь и стуча когтями, взбирались на мусорные ящ_ки. Час дворников уже прош_л, час молочников ещ_ (не) нач_нался.

Был тот промежуток между пятью и шестью часами, когда дворники, (в) доволь намахавшись колючими м_тлами, уже разошлись по своим ш_трам; в городе светло, чисто и тихо, как в государстве_ном банке.

(Н. Ильф и Е. Петров)

^ 2. Сформулируйте правило, подберите из текста примеры: ь в глагольных формах.

3. Выпишите все причастия, деепричастия укажите глаголы, от которых они образованы, выделите суффиксы, определите залог причастий.

^ 4. Выпишите из третьего абзаца все глаголы, выделите окончания, определите их спряжение, образуйте неопределенную форму.

5. Выполните морфологический разбор всех слов в предложении Произнеся эти слова, человек в с_ндалиях быстро обернулся.

Вариант – 6

^ 1. Спишите текст, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы.

Анна Сергеевна была довольно стра_ное существо. (Н_) имея (н_) каких предра_судков, (н_) имея даже (н_) каких сильных верований, она (н_) (перед) чем (нe) отступала и (н_) куда (н_) шла. Она многое ясно вид_ла, многое ее зан_мало, и (н_) что (н_) удовлетворяло ее вполне; да она едва (ли) и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и р_внодушен в одно и то (же) время: ее сомнения не утихали (н_) когда до забывчивости и (н_) когда не дор_стали до тревоги. (Не) будь она богата и (не) зависима, она, быть может, бросилась (бы) в битву, узнала (бы) страсть... Но ей жилось ле_ко, хотя она и скучала (под) час, и она прод_лжала провожать день за днем, (н_) спеша и лиш_ изредк_ волнуясь. Радужные краски заг_рались иногда и у ней перед глазами, но она о_дыхала, когда они уг_сали, и (не) жалела о них. Воображение ее ун_силось даже за пр_делы того, что по законам обыкнове_ной морали счита_тся дозволе_ным; но и тогда кровь ее (по) прежнему тихо к_тилась в ее об_ятельно стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благ_во_ной ван_ы, вся теплая и разнеже_ная, она замечтается о ничтожност_ жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, зак_пит благородным стремлением; но сквозной ветер п_дует из (полу) закрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалу_тся: (что) бы не дул на нее этот гадкий ветер.

(И. Тургенев)

^ 2. Сформулируйте правило, подберите из текста примеры: не и ни в неопределенных и отрицательных местоимениях и наречиях.

3. Выпишите все причастия, деепричастия укажите глаголы, от которых они образованы, выделите суффиксы, определите залог причастий.

^ 4. Выпишите из первых четырех предложений все глаголы, выделите окончания, определите их спряжение, образуйте неопределенную форму.

5. Выполните морфологический разбор всех слов в предложении Душа ее наполнится внезапною смелостию, зак_пит благородным стремлением.

Вариант – 7

^ 1. Спишите текст, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы.

Зала, передела_ая из (трёх) этажного базара, в этот ясный день поражала приезжих из провинц_и, да и москвичей, кто в ней редко бывал, своим простором, светом (с) верху, движеньем, архитектурными подробностями. Чугу_ные выкраше_ные столбы и помост, выступающий (по) средине, с купидонами и завитушками, наполняли пустоту огромной махины, останавливали на себе глаз, щ_котали (по) своему смутное художестве_ое чу_ство даже у заскорузлых обывателей откуда (нибудь) из Чухломы или Варнавина. Идущий овалом ряд широких окон второго этажа, с бюстами русских писателей в простенках, показывал изнутри драпировки, обои под изразцы, фигурные двери, просветы площадок, окон, лес_ниц. Ба_сейн с фонтан_чиком прибавлял к смягч_ному топоту ног по ас_альту тонкое журчание струек воды. От них шла свежесть, которая говорила как (будто) о присутствии зелени или грота из мш_стых камней. По стенам пологие диваны (темно) малинового трипа успокаивали зрение и манили к себе столы, покрытые свежим, (глянцевито) выглаже_ым б_льём... Из стекля_ных дверей в_днелись обш_рные сени с лес_ницей (на) верх, завеш_ной триповой веревкой с кистями, а (в) глубине мелькала езда Никольской, бл_стели вывески и под_езды.

(П. Боборыкин)

^ 2. Сформулируйте правило, подберите из текста примеры: –н- и –нн- в отыменных и отглагольных прилагательных.

3. Выпишите все причастия, деепричастия укажите глаголы, от которых они образованы, выделите суффиксы, определите залог причастий.

^ 4. Выпишите из первых трех предложений все глаголы, выделите окончания, определите их спряжение, образуйте неопределенную форму.

5. Выполните морфологический разбор всех слов в предложении Из стекля_ных дверей в_днелись обш_рные сени с лес_ницей (на) верх.

Модуль 3

Контрольный диктант №2

Возможный вариант текста и грамматических заданий для диктанта

Всё притихло, как будто ожидало чего-то небывалого. Куда девались эти птицы, которые так резво порхали и пели при солнышке? Где насекомые, что так разнообразно жужжали в траве? Всё спряталось и безмолвствовало, и бездушные предметы, казалось, разделяли зловещее предчувствие. Деревья перестали покачиваться и задевать друг друга сучьями; они выпрямились; только изредка наклонялись верхушками между собою, как будто взаимно предупреждая себя шёпотом о близкой опасности. Туча уже обложила горизонт и образовала какой-то свинцовый непроницаемый свод. В деревне все старались убраться вовремя по домам. Наступила минута всеобщего, торжественного молчания. Вот от лесу как передовой вестник пронёсся свежий ветерок, повеял прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, захлопнул мимоходом ворота в избе и, вскрутя пыль на улице, затих в кустах. Следом за ним мчится бурный виxpь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, снёс соломенную кровлю, взвил юбку у несущей воду крестьянки и погнал вдоль улицы петухов и кур, раздувая им хвосты.

Пронёсся. Опять безмолвие. Всё суетится и прячется; только глупый баран не предчувствует ничего: он равнодушно жуёт свою жвачку, стоя посреди улицы, и глядит в одну сторону, не понимая общей тревоги; да пёрышко с соломинкой, кружась по дороге, силятся поспеть за вихрем.

Упали две, три крупные капли дождя – и вдруг блеснула молния. Старик встал с заваленки и поспешно повёл маленьких внучат в избу; старуха, крестясь, торопливо закрыла окно.

Грянул гром и, заглушая людской шум, торжественно, царственно прокатился в воздухе. Испуганный конь оторвался от коновязи и мчится с верёвкой в поле; тщетно преследует его крестьянин. А дождь так и сыплет, так и сечёт, всё чаще и чаще, и дробит в кровли и окна сильнее и сильнее.

(И. А. Гончаров. 273 слова.)

^ 1. Выполните фонетический разбор слов: ожидало, деревья, изредка.

2. Выполните морфемный разбор слов: торжественно, соломинка.

3. Выполните словообразовательный разбор слов: пёрышко, преследовать.

4. Выполните морфологический разбор всех слов в предложении: В деревне все старались убраться вовремя по домам.

5. Выполните синтаксический разбор простого предложения из задания 4.

^ 3.3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Принципы русской орфографии.

  2. Орфографическая норма и понятие орфографической вариантности.

  3. Репрезентация орфографических норм в словарях разных типов.

  4. Употребление прописных букв.

  5. Правописание гласных в корне слова (безударные гласные, проверяемые ударением в корне слова; непроверяемые безударные гласные в корне слова; чередование гласных в корне слова).

  6. Правописание гласных после шипящих и ц.

  7. Правописание согласных (правописание звонких и глухих согласных; непроизносимые согласные; двойные согласные).

  8. Правописание приставок (приставки, изменяющиеся и не изменяющиеся на письме; приставки пре-, при-; конечные согласные приставок; безударные гласные в приставках). Правописание на стыке приставки и корня.

  9. Употребление разделительных ъ и ь.

  10. Общие правила правописания сложных слов. Правописание сложносокращенных слов.

  11. Правописание существительных (правописание окончаний, суффиксов (образующих существительные с новым лексическим значением и вносящих добавочные оттенки значения)).

  12. Слитное, дефисное написание сложных существительных.

  13. Правописание прилагательных (правописание окончаний, суффиксов, в т.ч. –н- и –нн- в прилагательных, образованных от существительных и от глаголов).

  14. Слитное, дефисное написание сложных прилагательных.

  15. Правописание числительных (употребление ь; слитное, раздельное написание; числительное пол- в составе сложных слов).

  16. Правила употреблений местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений, сочетаний не кто иной, как; не что иное, как; никто иной не; ничто иное не.

  17. Правописание глаголов (правописание личных окончаний глаголов, ь в глагольных формах, суффиксы глаголов).

  18. Причастие, деепричастие как особые формы глагола (образование, правописание).

  19. Правописание наречий (гласные и ь в конце наречий; слитное, раздельное, дефисное написание).

  20. Употребление и правописание предлогов.

  21. Типы союзов, их правописание.

  22. Правописание частиц (же, бы, ли, будто, то, либо, нибудь, кое, ка, де, тка, таки, не, ни). Правописание не и ни с разными частями речи.

  23. Правописание междометий и звукоподражаний.

  24. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания в организации предложения и текста.

  25. Пунктуация в простом предложении. Знаки препинания в конце предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

  26. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах.

  27. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, с несогласованными определениями.

  28. Пунктуация при одиночных приложениях, распространенных приложениях.

  29. Пунктуация в предложения с обособленными обстоятельствами.

  30. Пунктуация при уточняющих членах и сравнительных оборотах.

  31. Пунктуация в предложения с обособленными дополнениями.

  32. Знаки препинания при словах, словосочетаниях, предложениях, грамматически не связанных с членами предложения (вводные и вставные конструкции; обращение; междометие; утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова).

  33. Пунктуация в сложносочиненных предложениях.

  34. Пунктуация в сложноподчиненных предложениях (с одним и несколькими придаточными).

  35. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.

  36. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи.

  37. Знаки препинания при прямой и косвенной речи, диалоге, цитатах.

^ 3.4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Допуск к зачету. К зачету допускается студент, выполнивший все предусмотренные модульной программой курса домашние и контрольные работы и набравший не менее 50 баллов за весь курс обучения.

Если студент набрал от 85 баллов и более, зачет выставляется автоматически.

На зачете студент должен ответить на 2 теоретических вопроса (1 по правилам орфографии, 1 по правилам пунктуации), а также выполнить практическое задание, включающее контрольное упражнение на все правила орфографии и пунктуации и грамматическое задание по разбору слов (фонетическому морфемному, словообразовательному, морфологическому), синтаксическому разбору словосочетаний, простых предложений.

^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Курс «Практикум по русскому языку» состоит из трех модулей: «Правила орфографии, касающиеся написания корней и приставок, одинаковые для всех частей речи», «Правила орфографии, связанные с написанием суффиксов и окончаний, индивидуальные для каждой части речи», «Синтаксис и пунктуация». Модульное освоение дисциплины предполагает выполнение домашних и аудиторных письменных работ, аудиторных контрольных работ, а также написание диктантов, предусмотренных учебной программой. По завершении каждого модуля студент должен набрать определенное количество баллов, позволяющее получить допуск к зачету (см. Технологическую карту дисциплины).

Подготовка к практическому занятию включает в себя повторение грамматического материала (подготовку сообщений) по теме занятия, выполнение домашних упражнений. Объем выполняемых домашних и аудиторных заданий уточняется преподавателем.

Контрольные работы выполняются аудиторно и сдаются на проверку преподавателю.

^ 4.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Преподавателю при организации курса «Практикум по русскому языку» следует учитывать специфику данной дисциплины. На первых занятиях нужно познакомить студентов с особенностями организации практических занятий, требованиями, предъявляемыми в процессе изучения дисциплины, формами контроля. Следует обратить внимание обучающихся на то, что программой предусмотрены не только аудиторные занятия, но и домашняя работа, а также выполнение контрольных работ, написание диктантов. Студентам необходимо рекомендовать завести 2 отдельные тетради: (1) для выполнения практических заданий, направленных на закрепление определенных тем, (2) для контрольных работ и диктантов.

При организации практических занятий особое внимание следует уделять формированию умения применения правил орфографии и пунктуации, а также умению работать со справочной литературой.

Программа курса представлена 3 модулями, после изучения каждого необходимо проводить контрольную работу (диктант), подводить итог. Сумма баллов, полученная в результате освоения учебной программы дисциплины, позволяет допустить студента к сдаче зачета или выставить зачет автоматически на основании выполненных успешно всех видов работ.

Приложение 1

^ КАРТЫ РЕСУРСОВ

Таблица 4


КАРТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ


Практикум по русскому языку

108

кол-во часов (общее)


Ф__│__Р__│__В_________________________________________________________________________________ _________

(наименование)


для студентов образовательной профессиональной программы


050300.62 Филологическое образование

____________________________________________________________________

по очной форме обучения





п/п

Наименование

Кол-во экз.

Место хранения

Обязательная литература

Модули № 1, 2, 3

1

^ Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003. – 286 с.

76

Библиотека,

кабинет русского языка

2

^ Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

15

Библиотека

3

^ Шубина, Н.Л. Пунктуация современного русского языка [Текст]: Учебник для вузов / Н.Л. Шубина. – М.: Академия, 2006. – 256 с.

5

Библиотека

Дополнительная литература

Модули № 1, 2, 3

1

^ Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков [Текст]: Пособие для учителя. / Н.Н. Алгазина. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.

20

Библиотека

2

^ Белогородцева, Е.В. Рабочая программа по курсу «Практическая грамматика современного русского языка» для студентов заочного отделения филологического факультета [Текст] / Е.В. Белогородцева. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2003. – 35 с.

5

Библиотека

3

^ Блинов, Г.И. Методика изучения пунктуации в школе [Текст] / Г.И. Блинов. – М.: Просвещение, 1990. – 208 с.

5

Библиотека

4

^ Валгина, Н.С. Русский язык. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник / Н.С. Валгина - М.: Высшая школа, 1993. – 336 с.

19

Библиотека

5

^ Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация: Правила и упражнения [Текст] / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – М.: Высшая школа, 1970. – 287 с.

4

Библиотека

6

^ Валгина, Н.С. Трудные вопросы пунктуации [Текст] / Н.С. Валгина. − М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

5

Библиотека

7

Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии [Текст] / Под ред. Д.Н. Богоявленского. – М.: АПН, 1959. – 376 с.

1

Библиотека

8

^ Громов, С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. [Текст] / С.А. Громов. – М.: Московский Лицей, 1998. – 291 с.

1

Библиотека

9

^ Егорова, А.А. Репетитор по русскому языку. Орфография и пунктуация. [Текст] / А.А. Егорова – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 544 с.

15

Библиотека

10

^ Зданкевич, В.Г. Пособие по русскому языку [Текст]: Дидактический и справочный материал для средне-специальных учебных заведений / В.Г. Зданкевич. – М.: Высшая школа, 1989. – 287 с.

17

Библиотека

11

^ Иванов, С.В. Готовимся к экзамену по русскому языку: 9 – 11 кл.: Все виды разбора слов, словосочетаний и предложений [Текст] / С.В. Иванов, А.А. Позднякова. – М.: АСТ, Астрель, 2003. – 75 с.

3

Библиотека

12

^ Иванова, В.Ф. Современная русская орфография [Текст]: Учебное пособие для вузов / В.Ф. Иванова – М.: Высшая школа, 1991. –192 с.

23

Библиотека

13

^ Иссерс, О.С. Несколько уроков русского языка накануне экзамена [Текст]: Пособие для абитуриентов в правилах, алгоритмах, тестах / О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 176 с.

1

Библиотека

14

^ Кайдалова, А.И. Современная русская орфография [Текст]: Учебное пособие для вузов / А.И. Кайдалова, И.К. Калинина – М., Высшая школа, 1983 – 240 с.

36

Библиотека

15

^ Наумович, А.Н. Современная русская пунктуация. Практикум [Текст] / А.Н. Наумович. – Минск: Высшая школа, 1988 – 254 с.

28

Библиотека

16

^ Осипов, Б.И. История русской орфографии и пунктуации [Текст] / Б.И. Осипов. – Новосибирск: гос. ун-т, 1992. – 353 с.

5

Библиотека

17

Правила русской орфографии и пунктуации [Текст] / Л.В. Щерба. – М.: Учпедгиз, 1956. – 173 с.

17

Библиотека

18

Практикум по русскому языку [Текст] / Под ред. Т.Г. Бабаевой, И.Д. Морозовой, А.М. Смирновой. – М.: Просвещение, 1985 – 163 с..

2

Библиотека

19

^ Розенталь, Д.Э. Русский язык 10 – 11 классы [Текст] / Д.Э.Розенталь. – М.: Дрофа, 1999. – 384 с.

3

Библиотека

20

^ Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э.Розенталь. / Под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 386 с.

1

Библиотека

21

^ Текучев, А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы [Текст] / А.В. Текучев. – М.: Просвещение, 1982. – 111 с.

5

Библиотека

22

^ Чешко, Л.А. Русский язык для подготовительных отделений вузов [Текст]: Учебное пособие / Л.А. Чешко. – М.: Высшая школа, 1990. – 333 с.

42

Библиотека

23

^ Шапиро, А.Б. Современный русский язык: Пунктуация [Текст]: Учебное пособие для пед. институтов / А.Б. Шапиро. – М.: Просвещение, 1974. – 287 с.

1

Библиотека

(включая источники на электронных носителях, базы информационных ресурсов)

Приложение 2

Таблица 5

^ КАРТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ


Практикум по русскому языку

108

кол-во часов (общее)

Ф__│__Р__│__В_________________________________________________________________________________ _________

(наименование)


для студентов образовательной профессиональной программы


050300.62 Филологическое образование


____________________________________________________________________

по очной форме обучения




п/п

Наименование

Вид

Форма доступа

Рекомендуемое

использование

1

Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: ок. 9000 синонимических рядов [Текст] / З.Е. Александрова / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Русский язык, 1986. – 600 с.

Печатный


Читальный зал библиотеки,

кабинет русского языка

На практических занятиях

2

^ Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка [Текст] / О.С. Ахманова. – М.: Русский язык, 1986. – 600 с.

Печатный

Библиотека,

кабинет русского языка

На практических занятиях

3

^ Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 576 с.

Печатный


Факультет иностранных языков

При подготовке к практическим занятиям

4

Большой толковый словарь иностранных слов: В 3-х т. [Текст] / Сост. М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 544 с.

Печатный

Кабинет русского языка

При подготовке к практическим занятиям,

на практических занятиях

5

^ Каленчук, М.Л. Словарь трудностей русского произношения: ок. 15 000 слов современного русского языка [Текст] / М.Л. Каленчук, Р.Ф. Касаткина. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 485 с.

Печатный

Читальный зал библиотеки

При подготовке к практическим занятиям

6

^ Кузнецова, А.И. Словарь морфем русского языка: ок. 52 000 слов [Текст] / А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 1986. – 1136 с.

Печатный

Читальный зал библиотеки,

кабинет русского языка

При подготовке к практическим занятиям,

на практических занятиях

7

^ Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2006. – 944 с.

Печатный

Читальный зал библиотеки,

кабинет русского языка

При подготовке к практическим занятиям,

на практических занятиях

8

Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов [Текст] / АН СССР. Институт русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова и др. – М.: Русский язык, 1989. – 397 с.


Печатный

Читальный зал библиотеки,

кабинет русского языка

При подготовке к практическим занятиям,

на практических занятиях

9

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы [Текст] / Под ред. Р.М. Аванесова. – М.: Русский язык, 2000. – 688 с.

Печатный

Читальный зал библиотеки,

кабинет русского языка

При подготовке к практическим занятиям,

на практических занятиях

10

^ Розенталь, Д.Э. Прописная или строчная? [Текст]: Опыт словаря-справочника: ок. 8600 слов и словосочетаний / Д.Э. Розенталь. − М.: Русский язык, 1987. – 351 с.

Печатный

Читальный зал библиотеки

При подготовке к практическим занятиям

11

Словарь русского языка: В 4-х т. [Текст] / Под ред. А.П. Евгеньева. – М.: Госиздат, 1985-1988.

Печатный

Читальный зал библиотеки

При подготовке к практическим занятиям

12

^ Солганик, Г.Я. Толковый словарь язык газеты, радио, телевидения [Текст] / Г.Я. Солганик. – М., Астрель, 2002.

Печатный

Читальный зал библиотеки,

кабинет русского языка

При подготовке к практическим занятиям,

на практических занятиях

13

^ Соловьев, Н.В. Орфографический словарь русского языка: 130 000 слов: ок. 400 комментариев, объясняющих написание слов и словосочетаний [Текст] / Н.В. Соловьев. – М.: АСТ, 2003. – 1005 с.

Печатный

Читальный зал библиотеки

При подготовке к практическим занятиям

14

^ Тихонов, А.Н. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов [Текст] / А.Н. Тихонов. − М.: Цитадель, 1997.

Печатный

Читальный зал библиотеки

При подготовке к практическим занятиям

15

^ Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: более 145000 слов: В 2 т. [Текст] / А.Н. Тихонов. − М.: АСТ, Астрель, 2003.

Печатный

Читальный зал библиотеки,

кабинет русского языка

При подготовке к практическим занятиям,

на практических занятиях

16

Толковый словарь русского языка начала XXI в. актуальная лексика: ок. 8500 слов и устойчивых сочетаний [Текст] / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: ЭКСМО, 2007. – 1136 с.

Печатный

Читальный зал библиотеки

При подготовке к практическим занятиям

17

Фразеологический словарь русского языка: свыше 10 000 фразеологизмов [Текст]. – М.: Высшая школа, 2003. – 336 с.

Печатный

Читальный зал библиотеки,

кабинет русского языка

При подготовке к практическим занятиям,

на практических занятиях



Приложение 3

^ Таблица 6

КАРТА обеспеченИЯ дисциплины оборудованием


Практикум по русскому языку

108

кол-во часов (общее)

Ф__│__Р__│__В_________________________________________________________________________________ _________

(наименование)


для студентов образовательной профессиональной программы


050300.62 Филологическое образование


____________________________________________________________________

по очной форме обучения




п/п

Наименование

Кол-во

Форма

Использования

Ответственный




Аудитория № 7










1

Видеопроектор

1

Демонстрация презентаций

Ганова С.В.




Аудитория № 2, 10










2

Сетевой сервер

1

Проведение компьютерной диагностики (тестовой формы проверки знаний)

Ганова С.В.



Приложение 4

Таблица 7

^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)


Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)

Количество зачетных единиц/кредитов

Практикум по русскому языку

бакалавриат







Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: русский язык




Последующие: современный русский литературный язык, корректорское дело







Входной МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)




Форма работы*

Количество баллов 3 %

min

max




Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

0

5%

Итого

0

3




^ МОДУЛЬ № 1




Форма работы

Весовой коэффициент модуля 32 %

min

max

Текущая работа

Домашнее задание

24%

45%

Посещение аудиторных занятий

5%

10%

Промежуточный рейтинг-контроль

Контрольная работа №1

21%

40%

Итого

16

33

^ МОДУЛЬ № 2




Форма работы*

Весовой коэффициент модуля 33 %

min

Max

Текущая работа

Домашнее задание

24%

45%




Посещение аудиторных занятий

5%

10%

Промежуточный рейтинг-контроль

Контрольная работа №2

12%

25%

Итого

18

33

^ МОДУЛЬ № 3




Форма работы*

Весовой коэффициент модуля 32 %

Текущая работа

Домашнее задание

18%

35%




Посещение аудиторных занятий

5%

10%

Промежуточный рейтинг-контроль

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

15%

30%

Итого

16

32

Общее количество баллов по дисциплине (по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного вида работы, за который начисляются поощрительные баллы)

50

100

voprosi-kontrolnoj-raboti-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti.html
voprosi-kotorie-sleduet-uchitivat-pri-kazhdom-shage-razrabotki-zayavki-rukovodstvo-aidspan-k-1.html
voprosi-kto-yavlyaetsya-otcom-istorii.html
voprosi-lekciya-kachestvo-po-kachestvo-eto-cel-inzhenernoj-deyatelnosti-postroenie-kachestvennogo-po-software.html
voprosi-materialnogo-prava-voznikayushie-pri-rassmotrenii-del-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html
voprosi-metoda-v-sovetskom-yazikoznanii-ocherki-po-obshemu-yazikoznaniyu.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-po-discipline-zdaniya-i-sooruzheniya-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnost-0805022-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii.html
  • student.bystrickaya.ru/24-chetvertoe-zanyatie-predstavlenie-lichnosti-o-sebe-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-psihologicheskih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/amozhno-s-nad-230-blgarski-kshi-i-70-turski-namira-se-v-podnozhieto-na-ali-botush-na-istok-v-podnozhieto-na-cherna-gora-i-severozapadno-ot-strgach-pomina-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/estestvoznanie-proshlo-tri-stadii-i-vstupilo-v-chetvertuyu-1-stadiya-drevnegrecheskoj-naturfilosofii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-pervaya-avgust.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglamenti-instrukcii-op.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-5-otchet-ne-predstavlyayut-yuridicheskie-lica-subekti-malogo-predprinimatelstva-krome-osushestvlyayushih-investicionnuyu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-disciplini-1-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-dlya-bogoslovskoj-konferencii-po-vashemu-zhelaniyu-temi-mogut-bit-izmeneni-konkretizirovani-rasshireni-mozhno-vibrat-lyubie-drugie-temi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-urala.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obem-uchebnih-programm-ot-72-do-100-akademicheskih-chasov-po-okonchanii-obucheniya-vidaetsya-udostoverenie-gosudarstvennogo-obrazca.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-modulya-naimenovanie-uchebnoj-disciplini-modulya-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-po-kursu-psihologiya-i-pedagogika.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rastirushilardan-zhaa-basilimdar-byulleten.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-na-okazanie-uslug-po-obespecheniyu-funkcionirovaniya-i-podderzhke.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zdorove.html
  • education.bystrickaya.ru/23-vipolnenie-uzlami-strukturnoj-shemi-funkcij-regulirovaniya-vozbuzhdeniya-i-ogranicheniya-rezhimnih-parametrov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekcionnij-kompleks-modul-bazi-dannih-i-subd-glossarij-bd-baza-dannih-poimenovannaya-sovokupnost-strukturirovannih-dannih-subd.html
  • learn.bystrickaya.ru/eti-vezdesushie-infekcii-grudnoe-vskarmlivanie-samie-vazhnie-voprosi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnaya-spravka-o-hode-realizacii-na-territorii-irkutskoj-oblasti-prioritetnih-nacionalnih-proektov-v-yanvare-2012-goda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/badarlamasi-malmn-psihologiyali-pedagogikali-diagnostikasi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tri-sposoba-uluchshit-yuzabiliti-vneshnih-poiskovih-serverov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/eto-ochen-vazhnaya-rabota-davat-i-usvaivat-znaniya-gazeta-nadezhda-petrova-01-09-2008-164-str-17-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vidi-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-nauchno-issledovatelskij-psihonevrologicheskij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vojna-luchej-stanislav-nikolaevich-slavin.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-kraevogo-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-9.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-materialam-vserossijskoj-mezhdisciplinarnoj-konferencii-tehnologii-individualizacii-obucheniya-v-vuze-moskva-27-dekabrya-2007-g.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-igri-estafeti-puteshestvie-v-stranu-zdorovya.html
  • education.bystrickaya.ru/-razrabotat-shemu-avtomaticheskogo-regulirovaniya-i-kontrolya-parametrov-upravleniya-metodicheskoj-pechi-.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-p-ivarovskij-9-fevralya-2011-g-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-n-matyuhina-docent-kafedri-inostrannih-yazikov-safbd.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vozlyublennij-bhagavan-v-konce-net-nikakogo-slova-vashi-voprosi-pokazivayut-vash-put-ot-nevezhestva-k-nevinnosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-v-shishkin-vozmozhnie-scenarii-evolyucii-sistemi-medicinskogo-strahovaniya-v-kontekste-izmenenij-socialno-ekonomicheskoj-situacii-v-rossii-stranica-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-3-stalkeri-i-amuri-poluraspad-aleksandr-zorich.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-otchet-za-2010-god-kafedra-grafika-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.