.RU

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ - А. А. Гилева Технический редактор


^ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Овчинникова Л. Н.,
зав. кафедрой возрастной педагогики


Нет необходимости доказывать, насколько важны электронные средства обучения в сфере высшего образования в эпоху информатизации и компьютеризации. Наряду с другими техническими средствами они выступают в роли мощных стимуляторов познавательной деятельности студентов, создают повышенное эмоциональное отношение обучающихся к учебной работе, позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний. Электронные средства становятся ценным элементом процесса обучения в тех случаях, когда используются в тесной связи с другими компонентами этого процесса (содержанием, методами обучения).

В современной педагогической науке достаточно подробно рассматриваются дидактические, психологические, технологические основы электронных средств обучения. Вместе с тем практически не уделяется внимания валеологическим требованиям к их использованию. Последние являются предметом изучения и анализа сравнительно нового направления в науке – валеологии.

Валеология (от лат. valeo – быть здоровым, греч. logos – учение) – это интегрированная область знаний о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека [Колбанов 1998: 77]. В сфере образования она призвана служить основой формирования валеологического мышления, выработки индивидуальной поведенческой стратегии, основанной на устойчивой мотивации здорового образа жизни.

Валеологический аспект использования электронных средств в процессе обучения связан с влиянием компьютерной техники на соматическое и психическое здоровье обучающихся.

Анализ публикаций по педагогической валеологии позволяет констатировать, что многие авторы характеризуют работу с компьютером как потенциально опасный для здоровья вид деятельности. И это вполне обосновано:

Во-первых, работа с компьютером в концентрированной форме содержит все виды нагрузки: эмоционально-психологическую, зрительную и статическую, каждая из которых способна вызвать умственное утомление и переутомление;

Во-вторых, главной и наиболее ранней «мишенью» неблагоприятного воздействия работы на компьютере на организм является зрение. Данные, полученные гигиенистами, свидетельствуют о том, что у обучающихся после индивидуальных занятий с использованием электронных средств зрительное утомление регистрировалось в 38 % случаев, в то время как после традиционных занятий оно наблюдалось только в 8,6 % случаев. Подавляющее большинство учащихся (90 %), регулярно использующих компьютер в процессе обучения, предъявляют жалобы на появление симптомокомплекса, получившего название «астенопия». Для него характерны ухудшение зрения в виде «пелены» перед глазами, неясное очертание предметов, повышение температуры глаз, слезоточивость;

В-третьих, работа с электронными средствами оказывает здоровьеразрушающее влияние на состояние опорно-двигательного аппарата. Об этом свидетельствуют жалобы студентов на боли и нарушения функций системы сухожилий и мышц кисти, лучезапястного сустава, предплечья, которые появляются вследствие продолжительной работы на клавиатуре;

В-четвертых, психологами доказано неблагоприятное влияние регулярной работы на компьютере на состояние нервно-психического здоровья. На это указывает большая распространенность среди постоянных пользователей компьютерных средств обучения неврозоподобных реакций, депрессивных состояний, проявлений аутизма;

В-пятых, работающий компьютер оказывает негативное воздействие на микросреду такими факторами, как электромагнитное и электростатическое поля, инфракрасное, ультрафиолетовое и мягкое рентгеновское излучения, которые в комплексе ионизируют воздух в помещении, где работают компьютеры. К перечисленным отрицательным характеристикам следует добавить способность компьютера создавать шум, повышать температуру и снижать влажность воздуха, увеличивать испарение с поверхности полимерных материалов.

Перечисленные здоровьеразрушающие последствия учебной работы с компьютером не должны восприниматься как противопоказания к использованию электронных средств обучения. Они указывают на необходимость разработки валеологических требований к условиям работы с компьютерной техникой и неукоснительного следования этим требованиям.

Первым здоровьесберегающим условием организации процесса обучения с использованием электронных средств является правильный выбор компьютера. Экранное изображение отличается от изображения на бумаге тем, что оно самосветящееся, менее контрастное и состоит из множества мерцающих точек. Размер такой точки (пикселя) является главным параметром безопасности компьютера для зрения, так как от него зависит качество изображения на экране. В этой связи следует приобретать видеодисплейные терминалы, имеющие сертификат качества, обязательно включающий оценку его визуальных параметров.

В целях сохранения зрения не рекомендуется работа за одним дисплеем нескольких студентов, так как для сидящих с боку резко ухудшаются условия рассматривания изображения. Кроме того необходимо обращать внимание на соблюдение оптимальных для зрения соотношений между освещенностью экрана (не более 200 люкс) и поверхности стола с клавиатурой (не менее 300 люкс). Соблюдением этого требования достигается четкость, контрастность, отсутствие бликов и отражений от предметов, близко расположенных от экрана. При работе с текстом на цветном мониторе следует отдавать предпочтение привычным для глаз сочетаниям: темным знакам на светлом фоне.

С целью профилактики нарушений зрения студентов продолжительность их работы на компьютере должна быть строго регламентирована, либо сопровождаться включением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз от зрительной нагрузки. Эффективность такого отдыха существенно возрастает в случае проведения гимнастики, включающей комплекс простейший упражнений для глаз [Куинджи 2001: 81].

Опыт ряда исследователей показывает целесообразность оборудования компьютерных классов домашними аккомодотренерами (ДАК-1). Способность такого прибора снимать возникающие при работе с компьютером нарушения зрения, наряду с возможностью тренировать при этом зрительные функции, существенно повышает эффективность профилактики близорукости.

Для удобного и устойчивого положения тела при работе за дисплеем экран необходимо располагать под углом 10˚ от горизонтальной линии, для того чтобы студент мог смотреть на экран несколько сверху вниз. При этом расстояние между экраном и глазами студента должно составлять 60–70 см, а рабочий стул должен обеспечивать опору для спины и ступней ног.

Во всех учебных помещениях, где активно используются электронные средства обучения, запрещается применять для внутренней отделки древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические ковровые покрытия, выделяющие в воздух вредные химические вещества, многие из которых являются канцерогенами.

Для соблюдения оптимальных параметров микроклимата учебные помещения, где используются компьютеры, следует проветривать перед началом и после каждого часа занятия, а для увлажнения воздуха использовать открытые емкости с водой.

При оборудовании учебных аудиторий, где устанавливается несколько компьютеров, следует знать, что каждый видеомонитор создает электромагнитное поле, радиус которого может достигать 1,5 м и более. Источником излучения при этом является не только экран, но и стенки монитора. Поэтому в целях защиты студентов от вредных излучений мониторы следует располагать таким образом, чтобы расстояние между их боковыми поверхностями составляло не менее 1,2 м. Площадь на одно рабочее место должна быть не менее 6 м², а объем – не менее 24 м³.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что соблюдение перечисленных требований к осуществлению учебной деятельности с использованием электронных средств будет способствовать валеологически целесообразной ее организации и сведению до минимума здоровьеразрушающего действия на студента компьютерной техники.


Литература

  1. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб., 1998.

  2. Куинджи Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. – М., 2001.




vneklassnoe-meropriyatie-po-matematike.html
vneklassnoe-meropriyatie-po-obzh-virtualnoe-puteshestvie-v-skazku.html
vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yaziku-i-literature-podgotovila-i-provela-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi-klimanova-e-a-15-marta2010goda-cel-formirovanie-obsheuchebnih-kompetencij-po-predmetu-za-kurs-8-9-klassov.html
vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yaziku-v-4-klasse-po-teme-narodnoe-tvorchestvo-v-russkom-folklore.html
vneklassnoe-meropriyatie-po-teme-kosmicheskoe-puteshestvie.html
vneklassnoe-meropriyatie-po-teme-v-gostyah-u-mojdodira-2-klass-7-erudit-shou-tropinka-k-zdorovyu-4-klass-10.html
  • testyi.bystrickaya.ru/afrikanskaya-kuhnya-avstraliya-i-novaya-zelandiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-primenenie-proizvodnoj-k-resheniyu-ekstremalnih-zadach.html
  • klass.bystrickaya.ru/almatinskaya-oblast-informaciya-o-vakantnih-mest-ah-v-uchrezhdeniyah-organizaciyah-i-selskohozyajstvennih-formirovaniyah.html
  • desk.bystrickaya.ru/ooo-upravlyayushaya-kompaniya-obrazovana-v-iyune-2005g-rabotu-po-organizacii-i-provedeniyu-obshih-sobranij-sobstvennikov-pomeshenij-mnogokvartirnih-domov-dalee-mkd.html
  • assessments.bystrickaya.ru/danilovoj-g-i-programmi-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ria-novosti-29052009-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-7.html
  • university.bystrickaya.ru/gomeostaz-bernard-verber-enciklopediya-otnositelnogo-i-absolyutnogo-znaniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-obrazovatelnie-zakreplenie-leksiki-po-temam-food-animals-zakreplenie-strukturi-the-present-simple-tense-na-primere-glagola-like.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-generalnogo-sekretarya-za-2004-g-tridcat-shestoj-god.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/privet-svami-snova-programma-vpolgolosa-iya-dzhej-yarasskazivayu-vam-o-muzikantah-kotorih-znayut-daleko-ne-vse-a-zhal.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-organizacii-specialnost-080507-65-menedzhment-organizacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-obespechenie-sohrannosti-i-gosudarstvennij-uchet-dokumentov-arhivnogo-fonda-altajskogo-kraya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kriminalisticheskie-problemi-raskritiya-i-rassledovaniya-prestuplenij-svyazannih-s-nezakonnim-oborotom-narkoticheskih-sredstv-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-predpriyatie-osnovnoe-zveno-ekonomiki-i-v-korneeva-gl-11-p-1-2-5-gl-12-gl-22-kand-ekon-nauk-doc.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-podgotovit-viborku-materialov-v-mestnoj-periodicheskoj-pechati-gazetah-oblastnogo-i-gorodskogo-znacheniya-sovetskaya-sibir-ivechernij-novosibirsk-za-period-s-aprelya-1961-goda-po-01.html
  • bystrickaya.ru/zakon-kitajskoj-narodnoj-respubliki-o-predpriyatiyah-s-inostrannimi-investiciyami.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upotreblenie-tvoritelnogo-padezha-s-predlogami-raamatus-on-piltlikul-kujul-eelkige-tabelites-grammatiline-materjal.html
  • writing.bystrickaya.ru/6-poryadok-raboti-kluba-oblastnoj-smotr-konkurs-bibliotekar-ekolog-materiali-uchastnikov-smotra-konkursa-vipusk-1.html
  • klass.bystrickaya.ru/44-integrirovanie-radionavigacionnih-sistem-radionavigacionnij-plan-gosudarstv-uchastnikov-sodruzhestva.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tip-zhaa-blmd-megertu-sabati-tr-dstrl-topti.html
  • klass.bystrickaya.ru/716-oprosnik-d-kejrsi-metodicheskie-materiali-k-programmnomu-kompleksu-longityud-edk.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prokuror-v-hozyajstvennom-processe-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-mdou-128-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-programma-hudozhestvennaya-kultura-drevnego-mira-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-obyazatelnoe-formi-instrukciya-po-provedeniyu-ekonomicheskih-iziskanij-dlya-proektirovaniya-avtomobilnih-dorog.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-vospitatelnoj-raboti-mou-sosh-56-za-2009-2010-uchebnij-god-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-brachnogo-sostoyaniya-v-respublike-kazahstan-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-2-grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-ochno-zaochnogo-otdeleniya-po-uchebnoj-discipline.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnie-izdaniya-6.html
  • education.bystrickaya.ru/2-variant-rabochaya-programma-po-discipline-konstitucionnoe-pravo-respubliki-kazahstan-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-chislennie-metodi-dlya-napravleniya-010500-62-prikladnaya-matematika-i-informatika.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/fcp-pomozhet-razvitiyu-turizma-v-kaluzhskoj-oblasti-v-tverskoj-oblasti-stroitsya-sportkompleks-s-bassejnom-11-v-kaliningradskoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-p-chupriyan-30-noyabrya-2010-g-2-4-60-1314.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bektemn-blm-zhne-ilim-vice-ministr-m-orinhanov-2013-zhili.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodi-marketingovih-issledovanij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.