.RU

В. Нюхтилин Шпаргалки по философии - часть 19

Следовательно, чтобы жизнь человека была мирной, процветающей и счастливой, необходимо уйти от её естественного состояния, совершить осмысленные гражданские усилия для перехода к государственной организации , основанной на естественном праве и с государственно-правовым регулированием на его основе.

ДЖОН ЛОКК .

Локк считается отцом западного либерализма, а также основателем идеи разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений).

Главным естественным правом человека он считал право на собственность, для обеспечения которого путем общественного договора должно создаваться политическое общество (государство), формирующее правительство, ответственное перед народом .

Локк разработал теорию познания, в которой отвергал существование врожденных идей и утверждал, что идеи проистекают из опыта:

1. Одну часть идей человек получает внешним опытом из чувственных ощущений внешних себе вещей.

Другую часть идей человек получает внутренним опытом от внутреннего самонаблюдения за процессами своей души.

Ни одна из этих частей опыта не есть еще познание, ибо они есть только материал для познавательной деятельности человека и должны обрабатываться рассудком.

2. После обработки рассудком этот материал, полученный опытом, становится познанием. Но в чём критерий истинности этого познания?

Этот критерий состоит в том, чтобы содержание познания правильно соответствовало действительности.

Возможна различная степень истинности познания, но познание всегда будет тем правильнее, чем правильнее идеи будут соответствовать действительности, потому что даже самые простые и самые очевидные идеи есть не что иное, как соответствие простейшему и очевиднейшему в действительности.

Таким образом, идеи всегда проистекают именно из действительности, а не из самого ума, и поэтому содержат в себе внешнюю уму действительность, а не сам ум.

Следовательно, идеи только наполняют ум, а не живут в нём исходно или врожденно.

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.

Спиноза был продолжателем идей и методов Декарта, и, соответственно этому, сторонником рационализма в познании. Само познание Спиноза делит на три рода :

1. Первый род познания – это мнение, то есть познание с помощью однозначных представлений и слов. Это чувственное познание, неадекватное действительности, приводящее к заблуждению, но содержащее в себе элемент истины .

2. Второй род познания – разум , то есть познание через многозначные понятия или идеи. Это единственный источник достоверных истин , потому что принцип мышления полностью соответствует принципам природного бытия. Это заявляется из того, что порядок и связь умственных идей должен быть тот же самый, что порядок и связь природных явлений.

3. Третий род познания – интуиция, то естьпознание через очевидное рассмотрение истины безо всяких умственных операций . Интуиция – это фундамент истинного знания , так как интуиция это, с одной стороны, это есть непосредственное общение с Богом, а, с другой стороны, она является поставщиком очевидных и ясных знаний.

Рассматривая процесс познания, Спиноза расширяет его элементы за счет так называемых аффектов, то есть состояний человека, связанных с активным эмоциональным возбуждением:

1. Познание является не только мыслительным процессом, потому что неразрывно связано со страстями человека, аффектами. Ведь познание осуществляется человеком, а человек является единством страсти и мысли.

2. Аффекты могут или способствовать жизнедеятельности человека, или противодействовать ей. Соответственно этому, аффекты могут, как способствовать, так и противодействовать и самим мыслительным процессам, поскольку мыслительные процессы есть также проявление жизнедеятельности человека.

3. Таким образом, стремясь познанию истины, нельзя прибегать только к чистым рассудочным операциям, а следует помнить о необходимости обуздания аффективных состоянии . Необходимо стремиться к освобождению от страстей, потому что благоприятные, свободные от аффектов состояния души увеличивают её способность к мышлению.

4. Но при этом следует точно определить – на что способен разум в обуздании аффектов, а на что нет, поскольку разум не должен требовать ничего противного природе. Таким образом, некоторые аффективные реакции придется признать неизбежными, и подчиниться им так же, как приходится подчиняться законам природы.

ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ . Основу философии Лейбница составляет учение о неделимых первоэлементах материального бытия, о психических субстанциях мира – монадах .

Это сложное учение оспаривает концепции пространства и Декарта, и Ньютона. Оно смыкается с теорией субстанций и разворачивается в следующих положениях:

1. Материальное пространство мира, в котором осуществляется бытие вещей и явлений, не может быть пустым и бескачественным вместилищем вещей и физических процессов. Потому что суть мира – это гармоничная организация и разумный порядокотношений, и, если уж мировое пространство входит в состав мира, то оно не может быть неорганизованной пустотой, ибо ничто, входящее в мир, не может иметь свойств, отличающих его от общих свойств мира, или вообще не иметь никаких свойств, принадлежащих миру.

Таким образом, материальноемировое пространство – это не пустота, лишенная материи.

2. Однако, мировое материальное пространство – это также и не сплошная, безпустотная, однородная материальная субстанция, образующая из себя все тела мира. Потому что, будь материальное пространство некоей однородной и сплошной субстанцией, образующей материальные тела, то мы:

– не смогли бы объяснить непроницаемость тел, так как однородное должно всегда легко смешиваться;

– не смогли бы объяснить сцепление частей тел, так как сплошное не может иметь частей;

– не смогли бы объяснить движение и инерцию тел, потому что одна и та же субстанция природного пространства не может непротиворечиво обладать совершенно противоположными фундаментальными свойствами – иметь в себе движение и одновременно сопротивляться ему;

– не смогли бы объяснить разнообразие тел, ибо – откуда оно возникает в исходно однородной субстанции пространства?

– не смогли бы объяснить и саму жизнь в природе, так как одна и та же субстанция не может быть одновременно и мертвой материей, и живой составляющей мира.

Таким образом, материальное пространство мира есть не безпустотная, однородная, сплошная материальная субстанция.

3. Итак, материальное пространство мира есть и не бескачественная неорганизованная пустота, и не однородная, сплошная материальная субстанция.

Однако, что бы оно там ни было, это мировое пространство, нам следует признать один совершенно очевидный факт, который мы в нём наблюдаем – несомненным, главным и общим свойством всех природных объектов является их протяженность.

Следовательно,протяженность есть некое свойство пространства, наиболее его характеризующее.

То есть протяженность – это есть суть пространства, и, следовательно, суть мирового материального пространства выражена сутью протяженности, как таковой.

4.Таким образом,чтобы познать сущность пространства, нам следует познать сущность протяженности.

Но что такое протяженность?Что это значит – быть протяженным? Быть протяженным, то есть занимать собою часть пространства, это значит целеустремленно вытеснять за свои границы всё, что тебя окружает, и активно сопротивляться проникновению в свои границы всего, что тебя окружает.

Таким образом, суть протяженности природных объектов – это целеустремленная активная сила.

И вот почему:

– целеустремленная – потому что только целеустремленное вытеснение за свои границы всего, что тебя окружает, образует сами эти границы.

Ведь только целевое по результатам вытеснение окружающего пространства создает оформление границ природного объекта, которые создают зону его индивидуального пребывания в бытии. Без целеустремленности подобного вытеснения, у этого вытеснения не было бы конца, потому что только цель предполагает собою финал процесса, и, следовательно, без целеустремленности был бы только сам процесс, но не было бы законченного природного объекта;

– активная – потому что именно активность объекта создает его протяженность, так как ничто пассивное не способно стремиться к цели;

– сила – потому что только сила способна удерживать природный объект в его границах, и только сила способна вытеснять окружающее пространство за эти границы.

Таким образом, сутью материального пространства является протяженность, но сама протяженность – это не есть самостоятельный факт материального бытия, потому что протяженность есть результат действия некоей целеустремленной, активной и деятельной силы .

5. Но тогда получается, что протяженность есть явление не первичное, от которого всё исходит, а оно есть явлениевторичное, поскольку само исходит из некоей силы.

Следовательно, именно сила, производящая протяженность, есть нечто первичное, поскольку из этой силы происходит протяженность материи, которая формирует далее пространство.

Таким образом, если основное свойство материи – это протяженность, а сама протяженность вторична некоей целеустремленной, активной и деятельной силе, то материя есть бытие вторичное, а целеустремленная, активная и деятельная сила – бытие первичное .

6. Поскольку нечто вторичное и нечто первичное должны быть абсолютно разными по своим сущностям, то:

– если суть материи – это протяженность, то целеустремленная, активная и деятельная сила не может иметь свойств протяженности, и, следовательно, эта сила нематериальна;

– если материя мертва, то целеустремленная, активная и деятельная нематериальная сила не может быть мертвой, как материя, а должна быть живой, то есть она должна представлять собою психическую сущность .


urok-po-rodnoj-rechi-tema-v-m-garshin-skazka-o-zhabe-i-roze.html
urok-po-russkoj-literature-s-ispolzovaniem-elementov-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-posredstvom-chteniya-i-pisma-k-30-letiyu-neobyavlennoj-vojni-v-afganistane.html
urok-po-russkomu-yaziku-4-klass-tema-pravopisanie-padezhnih-okonchanij-imen-prilagatelnih-zhenskogo-roda.html
urok-po-russkomu-yaziku-sochinenie-po-kartine-i-i-shishkina-utro-v-sosnovom-lesu.html
urok-po-russkomu-yaziku-v-5-aklasse-po-teme-sposobi-virazheniya-skazuemogo-na-osnove-viskazivaniya-tenistij-sad.html
urok-po-russkomu-yaziku-vo-2-klasse-tema-uchimsya-slovami-risovat-sravnivat-oblaka.html
  • turn.bystrickaya.ru/peterburgskoe-metro-chast-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-op-11-stilistika-i-kultura-rechi.html
  • klass.bystrickaya.ru/41-klassifikaciya-setej-petri-literatura-vvedenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-trebovaniya-k-oborudovaniyu-pomeshenij-prikaz-ot-25-05-2011-g-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-v-sfere-kulturi-rf-aktualnie-problemi-razvitiya-i-istorii-tehnicheskih-estestvennih.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iii-obshie-vivodi-i-predlozheniya-migracionnoe-pravo-v-mezhdunarodno-pravovoj-doktrine-i-praktike-stanovlenie-i.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-190100-nazemnie-transportno-tehnologicheskie-kompleksi.html
  • books.bystrickaya.ru/compact-freezer-helps-berry-processor-regain-its-share-of-market-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-mehanikov-kemerovo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabota-komandira-po-organizacii-i-planirovaniyu-marsha-chastyu-reb.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-12-avgusta-2010-g-n-853-ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-francuzskij-yazik-i-stranovedenie-na-temu-russkie-glazami-francuzov-i-francuzi-glazami-russkih-stereotipi-vospriyatiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-uchebnik-uchebnoe-posobie-dlya-uchenika-didakticheskij-material.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-lipin-bor-2010-2011-uchebnij-god-obshie-svedeniya-ob-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii-stranica-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-spravochnaya-literatura-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-14-tehnicheskie-trudnosti-koncepciya-kognitivnoj-triadi-12-struktura-depressivnogo-mishleniya-13-nepravilnaya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-matematika-2-klass-uchitelya-nachalnih-klassov-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/agressiya-chast-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/neftyanaya-promishlennost-v-meksike.html
  • teacher.bystrickaya.ru/goda-203-ob-elektronnom-monitoringe-biblioteki-shkoli-na-federalnom-portale-rshba-www-rusla-ru-na-osnovanii-pisma-rshba-ish-1004-03.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/moskva-chast-2.html
  • exam.bystrickaya.ru/zakon-rsfsr-o-milicii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-38-perechen-oformlyaemoj-proizvodstvennoj-dokumentacii-pravila-proektirovaniya-stroitelstva-i-ekspluatacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/417rashodi-vedushij-yuriskonsult.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sbornik-statej-mezhdunarodnogo-simpoziuma-zhidkoe-sostoyanie-metallov-i-ih-splavov-m-1967-21-stranica-7.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-smelij-zamisel-mihail-vasilevich-vodopyanov-valerij-chkalov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vedomstvennie-znaki-otlichiya-v-trude-uchitivaemie-pri-prisvoenii-zvaniya-veteran-truda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mesto-provedeniya-praktiki-i-balans-rabochego-vremeni-metodicheskie-ukazaniya-po-prohozhdeniyu-preddiplomnoj-praktiki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-sovremennij-russkij-yazik-leksika-morfologiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spravedlivost-sili-stranica-35.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/cerkovnaya-reforma-i-lichnosti-ee-uchastnikov.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-priemi-rasskaz-uchitelya-kommentirovannoe-chtenie-beseda-po-voprosam-hod-uroka.html
  • crib.bystrickaya.ru/italian-centre-of-solidarity-last-updated-june-10-2002.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-41pruzhinnij-mayatnik-metodicheskie-ukazaniya-k-virtualnomu-laboratornomu-praktikumu-vologda.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-istochniki-zemelnogo-prava-programma-disciplini-zemelnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.