.RU

В. А. Сухомлинский Если в начальной школе дети мало


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

У УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»


Разработала

учитель начальных классов

Шилина Елена Васильевна


Чебоксары 2009


«Чтение должно стать для ребенка

очень тонким инструментом овладения

знаниями и вместе с тем источником

богатой духовной жизни»

В.А. Сухомлинский


"Если в начальной школе дети мало

читали, мало мыслили, у них складывалась

структура малодеятельного мозга"

В.А. Сухомлинский



Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».

Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Современное общество ушло далеко вперед в развитии технического прогресса. В средствах массовой информации уделяется большое внимание формированию IT-компетентности и взрослых, и детей; в школах повсеместно внедряется раннее обучение компьютерным технологиям. Социологи, исследующие сферу интересов и картину занятости современных детей, утверждают, что телевидение и игры на компьютере – на первом месте в системе приоритетов современных детей. Но, к сожалению, данные технические новинки современного общества не способствуют развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении.

Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге.

Это подтверждает и опрос среди учащихся класса, в котором я работала, проведенный в сентябре 2005 года (2 класс). В анкетировании участвовало 27 учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: гулять – 19% учащихся, смотреть ТВ – 23%, играть в компьютер – 47%, читать книги – 11%.

Кроме того, не способствует развитию чтения и уменьшение количества учебных часов на предмет «Литературное чтение» в начальных классах (1 кл. – 4ч, 2 кл. – 4ч, 3 кл. –3ч, 4 кл. – 3ч в неделю).

Налицо противоречие в педагогической практике: огромные возможности познания нового посредством ЦОР (CD, DVD и т.п), доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.

Понимая огромную роль книг в развитии, как интеллектуальном, так и нравственном, каждого ребенка, мною было решено разработать педагогический проект, способствующий решению данной проблемы.

Проблема:



Социальная значимость проблемы: Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако в этом перечне особую роль, являясь фактически "ключом к веку информации», во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения.
Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д. На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети. Культурная общественность страны уже осознала, что от их решения в большой степени зависит будущее России, ее положение в мире в век информации. Успешная реализация Национальной программы по чтению предполагает дружные совместные усилия всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения.


Основополагающий вопрос:


Этапы работы:


Цель проекта:


Задачи проекта:


Поставив перед собой эти задачи, я познакомилась с трудами таких литературоведов, как О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, Н. Зайцев, Бунеевы. В ходе этой работы я вывела 6 принципов построения своего проекта.


Принципы построения проекта:


– природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет. Исходя из этого, разработан концентрический принцип подбора детских литературных произведений (обучение можно считать природосообразным, если ребенок мотивирован на учебную деятельность (он хочет), эта деятельность ему по силам (он может), процесс деятельности не наносит вреда здоровью ребенка (физическому и психическому).

– преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начальных навыков чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи;

– интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;

– коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими;

– интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков;

– вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных.

Опираясь на труды ведущих литературоведов были выявлены следующие теоретические основы проекта.


Теоретические основы проекта:


- исследования о причинах нарушения чтения у детей, о методах устранения этих нарушений;

- методика развития зрительного восприятия текста, тренировка памяти внимания;

- методика обучения скорочтению;

- система заданий, направленная на формирование умений смысловой обработки текста;

- система упражнений на развитие восприятие текста.


В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.

Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущением жизни и отношением к ней – непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или неприятие его позиции – истинная культура чтения.

Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

Возможно ли это в раннем школьном возрасте? И возможно, и необходимо. Детское «Почему?» - свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически более значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотеками, чтение в семье, литературные праздники. Над проблемой формирования читательского интереса работали и продолжают работать многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова.

Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.

На примерах простых,  доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. ''На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''. И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми  окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтение художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения  из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

Уроки литературного и внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для познавательного развития и творчества детей. Это и обсуждение прочитанного, театрализация, различные конкурсы и викторины. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Огромный вклад в развитие системы внеклассного чтения внесли такие литературоведы, как Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать.

Творческая активность, присущая учащимся младших классов, способствует формированию интереса к чтению. Проведение игр, конкурсов, викторин, театрализованных постановок по литературным произведениям активно должны включаться в работу по решению поставленных задач.

Таким образом, для реализации данного проекта я разработала следующие подпроекты, которые активно использую в своей работе.


Сочетание данных подпроектов является эффективным средством в достижении формирования читательского интереса у учащихся начальных классов. Остановлюсь на этом подробнее.


«Как хорошо уметь читать!»


Цель: формирование у учащихся навыков чтения без насилия над ребенком на основе постоянного роста интереса к чтению


Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Ясно, что ученик, не овладевший техникой чтения, не будет стремиться к самому процессу чтения и, более того, будет испытывать дискомфорт от непонимания смысла прочитанного.

Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает. Человек взрослеет, но читателем не становится.

В связи с этим задача учителя – научить детей читать является первостепенной.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия, которое происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка. Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

- увеличить ширину поля зрения;

- уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста;

- сократить время каждой отдельной фиксации;

- избавиться от регрессий (повторов, возвращений к раннее прочитанному).


^ Упражнения на развитие восприятия текста


  1. Работа по буквенным и числовым таблицам строится в два этапа:

- подготовительный – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы в порядке возрастания или по алфавиту (время выполнения – 30 секунд);

- исполнительный – последовательный поиск всех цифр или букв (найденные цифры или буквы указываются карандашом).

Задание: «напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова или термины)



Е

М

Т

А

Щ

И

Ю

Г

Ш

Р

Х

В

П

Й

З

Э

Е

У

Ф

Б

Я

Ч

Д

Л

К

Ц

С

Н

Щ

Ж

10

19

12

15

11

14

20

18

16

17

13

21




  1. ^ Нахождение слова, идентичного тому, которое расположено в начале строки (автор – американский ученый психолог Ли Кларк)


Вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот

Мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак

Ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка

Маска/манка арка каска пасха маска миска


  1. Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово быстро закрывается карточкой




  1. Чтение с карточкой – для избавления от регрессий. Ученик, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует развитию скорости чтения.


Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, т.к. без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно.


^ Упражнения на повышения уровня внимания


  1. На расширение объема и распределения внимания:


- Подчеркнуть в ряду буквы:

м – а / м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о

у – ы / м с а у с ы м а л е ы и у ы а о д т ж и р


  1. ^ На развитие избирательного внимания (использую методику Мюнстерберга).


- Найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их:

к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т

п р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н

- Найти общее понятие для слов каждого ряда


Память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека. Для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).


^ Упражнения на развитие вербальной памяти детей

Упражнения, предложенные И.Д. Ладановым в книге «Техника быстрого чтения» и О.А. Кузнецовым в книге «Техника быстрого чтения».

  1. ^ Игра «Кто больше запомнит».

Первый участник называет любое слово, следующий повторяет за ним и называет свое, третий – два предыдущих слова и свое и т.д., пока позволяет память детей. Возможно использование на любых уроках (например, на уроке русского языка – имена существительные женского рода)

  1. ^ Игра «Посмотри и запомни»

На столе раскладываются карточки с написанными на них словами, дается время на запоминание. Дети закрывают глаза, учитель меняет карточки местами, дети находят изменения.


Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо быть не только внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами: делить текст на части; выделение основной идеи, значимых слов, предложений; мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.


^ Упражнения на определение смысловой структуры текста


  1. Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается)

  2. Работа с деформированным текстом

- Собери рассыпанные слова в предложение

- собери предложения (пословицы) из частей

3. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой

смысловой части текста.

4.Дополни предложение:

например: На берегу развели костер, чтобы …

Игры-занятия, способствующие обучению чтению

(По материалам сайта http://www.edu.rin.ru. Игры-занятия, способствующие обучению чтению/eduhmao).

  1. След в след.

Учитель читает текст. Дети пальчиком идут след в след за вашим голосом. Начинать нужно с небольшой скорости - чтобы вначале каждый ребенок наверняка был успешен.
Затем говорю: "СТОП!" - и, пробегая между рядами, предлагаю некоторым детям показать пальцем в тексте слово, которое прозвучало последним перед сигналом СТОП, и прошу это слово еще раз прочесть. Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное - он же только что его слышал!
Если я вижу, что детям чересчур легко следить за мной, ускоряю темп чтения, стараюсь применять периодическую смену голоса, интонации или темпа. Угадал очередной ребенок - очко "следопытам" (группе), не угадал - учителю. Игра идет до пяти победных очков. Но стараюсь все же не так часто выигрывать.
Такое совместное чтение снимает страх перед быстрым чтением.

  2. ^ Эхо в горах
Учитель читает текст. Дети храбро читают вместе со мной, только чуть поотстав - эхом. И им уже не так страшно разбираться в незнакомом тексте - потому что они не одни, а вместе с учителем.
Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос - их преодолевать.

  3. В образе
Учитель читает какой-нибудь маленький рассказик, эпизод или вовсе абзац, затем предлагает подумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети выскажут множество версий. Теперь предлагаю "прочитать" эту историю от имени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана, разбойника или ветра... В зависимости от выбранных версий. Обычно читать в образе ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано. Поэтому не страшно. И слушатели не скучают: им предстоит оценить работу - похоже или нет?

  4. Дружба
Чтение по абзацам, предложениям. Традиционная цепочка. Но дети читают текст вдвоем - например, с соседом по парте. Одному читать страшно, а вдвоем – нет! Один споткнется, другой поможет – темп чтения не нарушится, да и слабый проговорит слово, увидев его в тексте.

^ Читательская разминка

(По материалам сайта www.4stupeni.ru Конспект урока: "Согласные звуки [з], [з’], буква з." 1 класс, обучениие грамоте).

  1. Прочитай и повтори чистоговорки или скороговорки несколько раз, увеличивая темп и добавляя нужное слово.

  Шла Саша по шоссе и сосала ... (сушки) .

Шапка да шубка - вот и наш

... (мишутка) .

 

Цапля цыкнула на зайца:

“Отдавили вы мне ... (пальцы)".



  1. «Вспышка» - прочитай (за отведенное время) и запомни слова (предложения, текст)

  2. «Собери словечко» - из заданных букв, слогов или слов собери как можно больше новых слов:

а) Директор – реки, ток, кот, диктор, рот, корт и т.д.

б) Кареч – речка; палам – лампа и т.д.


Вдумчивое чтение








Полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением строю как обобщение, поиск и открытие истин, сотрудничество по схеме:








Во время урока стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств (чтение под музыку, мысленное представление, использование ИКТ и т.п.)

Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический и раздаточный материал (часто изготовленные самими детьми) можно использовать для решения и других учебных задач.


«Книжный дом»


Цель: знакомить учащихся с миром детской литературы, учить осуществлять целесообразный самостоятельный выбор книг для чтения


На вопрос первокласснику «Почему ты не прочитал ту или иную книгу?», часто можно услышать ответ «Не нашел». Дети младшего школьного возраста затрудняются в самостоятельном выборе книг, в силу своей жизненной неопытности часто просто стесняются, боятся прийти в помещение библиотеки (даже если знают, где она расположена) или подойти и поговорить с библиотекарем. Задача учителя, которому дети доверяют и с кем уже близки духовно, стать настоящим проводником детей в богатый мир детской литературы, который всегда представлен в любой библиотеке.

Проанализировав навыки чтения своих учеников уже в 1 классе, пришла к выводу, что 92% учащихся уже в I полугодии нуждаются в дополнительном чтении. Имеющаяся домашняя литература зачастую уже знакома детям, покупка новых книг требует материальных затрат для семьи. Поэтому было принято решение о создании классной библиотеки. Ребята принесли в класс уже прочитанные книги для того, чтобы одноклассники могли воспользоваться этой литературой. Был выбран библиотекарь класса, заведены формуляры на каждую книгу. Понимая всю значимость этой работы, дети несли в класс самые интересные произведения, обращаются с книгами аккуратно и бережно. Так же было принято решение о регулярном посещении и проведении занятий внеклассного чтения в библиотеке. В 1 классе – еженедельное посещение школьной библиотеки, а со 2 класса, кроме того, знакомство с детскими библиотеками города. Регулярное посещение библиотеки стало традицией класса. Здесь ученики не просто обменивают книги, но и в течение часа знакомятся с новинками детской литературы, периодики для детей, читают понравившиеся книги. Мои ученики – частые гости и участники всевозможных литературных конкурсов, праздников, творческих дней, проводимых работниками библиотеки.

В целях популяризации периодических изданий и воспитания у учащихся класса любви к родному краю, родному языку, с 2008 года все ученики класса оформили ежемесячную подписку на журнал «Игрушка» («Тете») учредителем которого является Министерство Культуры, по делам национальностей, информационной политике и архивного дела Чувашской Республики. Материалы из этого издания мы используем на уроках чтения, окружающего мира. Ребята с удовольствием читают произведения, опубликованные в данном издании. В журнале «Игрушка» дети легко могут найти публикации по интересам: тут и викторины, и шарады, и загадки, головоломки. Можно поучаствовать и в оформлении журнала. А можно опубликовать свое стихотворение, сочиненную сказку. Журнал интересен, красочен и содержит много полезной информации для учащихся начального звена. Дети с нетерпением ждут выхода следующего номера этого издания. Я считаю, что данный вид работы успешно дополняет ранее заявленные виды работ по формированию читательского интереса школьников.




Журнал «Игрушка» ученицы 2 «В» класса Шилиной Марии.


 

«Семейное чтение»


Цель: работать над созданием и развитием «читающей» семьи.


Значимость совместных усилий педагога и родителей над формированием читательского интереса у детей очевидна. Традиционные тематические родительские собрания большого результата не приносили. В классе было решено создать Клуб семейного чтения. Однако, в каждом классе найдутся дети, чьи родители не являются примером для ребенка при решении данной проблемы. К сожалению, не редкость, когда родители выражают свое недоумение по поводу совместного чтения книг. Но совместными усилиями родителей и учителя такой клуб был создан на добровольной основе. Девиз: «Если хочешь – скажи!» Занятия проводятся по мере возникновения интереса к прочтению той или иной книги. Если во втором классе (2006-2007 уч. г.) занятия проводились два раза в год, то в четвертом (2007 – 2008 уч. г.) и по сей день – 1 раз в четверть. Собираемся группой ребят и родителей в уютной обстановке, заранее готовим литературные игры, кроссворды. Родители рассказывают свои детские впечатления о прочитанных книгах, читают наиболее интересные отрывки из произведений. Неформальная обстановка, единение мира взрослых и детей, творческая атмосфера создают самое главное, без чего не возникнет желание читать – любопытство и интерес. Некоторые книги были предложены родителями, ведь известно, что книга, с интересом прочитанная в детстве запоминается на всю жизнь.

В класс ребята приносят свои впечатления о прочитанном, саму книгу. Рассказывая о ней, увлекают к прочтению остальных. Определяем срок обсуждения и обмена мнениями о прочитанной книге. Делимся на творческие группы, подбираем задания (вопросы, тесты, кроссворды, загадки, рисунки и т.п.). Практически всегда в обсуждении прочитанной книги участвуют и родители.  




Выступление в «Семейном клубе» семьи Николаевых, 2008 год.

Викторина по произведениям Н. Носова.

В «Клубе семейного чтения» мы используем и творческие виды работ. Учащиеся разгадывают литературные кроссворды, ребусы, загадки.



В классе оформлен сменный стенд «Я советую прочитать», где ребята высказываются об интересных книжных открытиях, оформляется выставка рисунков по прочитанным произведениям.

Предлагая список литературы своим ученикам, я, опираясь на мнение Н.Н. Светловской и О.В. Джежелей, учитываю следующие принципы. Во-первых, объем предлагаемых к прочтению произведений должен соответствовать возрасту учащихся. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В-третьих, актуальность произведения для ребят и для себя. Руководствуясь данными принципами, мною совместно с библиотекарем школы был разработан примерный список детской литературы для чтения дома.


1 класс

1. С.Маршак «Детки в клетке», "Отчего кошку назвали кошкой?"

2. Л.Толстой «Два товарища», "Булька"

3. Б. Заходер «Птичья школа»

4. А. Барто «Катя»

5.Н.Носов «Затейники», "Мишкина каша"

6. Л.Воронкова «Что сказала бы мама?"

7. Русские народные Сказки «Лиса и козел», «Каша из топора»

8. Братья Гримм «Три брата»

9. Н. Сладков «Почему год круглый»

10. М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»

2 класс

1. Даль В. И. «Старик-годовик». «Девочка-Снегурочка». «Лиса- лапотница».

2. Андерсен Г. «Свинопас». «Гадкий утенок». «Дюймовочка».

3. Бианки В. «Плавунчик». «Кто чем поет». «Красная горка». «Аришка – трусишка». «Первая охота».

4. Дурова Наталья. Рассказы о дрессированных животных.

5. Житков Б. «Мангуста». «Про Слона». «Про обезьяну». «Как слон спас хозяина от тигра».

6. Сладков Н. «Всему свое время». «Суд над декабрем». «Лиса плясунья».

7. Сутеев. Рассказы.

8. Заходер Б. «Винни-пух». «Кит и кот». «Серая звездочка».

9. Пермяк Е. «Волшебные краски». «Две пословицы». «Четыре Брата».

10. Носов Н. «Заплатка». «Находчивость». «Замазка». «Незнайка».

11. Алексеев С. Рассказы на Военную тему.

12. Баруздин С. Рассказы на Военную тему.

13. Твардовский А. Рассказ танкиста.

14. Приставкин А. "Портрет отца".

3 класс

1. Русские народные сказки
2. Сказки разных народов, в.т.ч. бывших союзных республик
3. К. Чуковский (сказки)
4. С. Маршак (стихи и сказки)
5. В. Чаплина (рассказы)
6. К. Паустовский (рассказы)
7. И. Крылов (басни).
8. М. Лермонтов «Бородино»
9. С. Могилевская (рассказы)
10. А. Линдгрен «О Малыше и Карлсоне»
11. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
12. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
13. Н. Сладков (рассказы)
14. Н. Носов (рассказы о Незнайке)
15. Б. Житков (рассказы)
16. В. Бианки «Лесная газета»
17. Е. Пермяк «Торопливый ножик»
18. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

19. Э. Успенский « Крокодил Гена и его друзья»
20. Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе»
21. Р. Киплинг «Маугли», сказки и рассказы

22. Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»


4 класс

1. Мифологические сюжеты Древней Греции
2. Русские волшебные сказки и сказки разных народов ( Крошечка-Хаврошечка , Царевна Несмеяна , Летучий Корабль , Финист -ясный сокол, Волшебная лампа Аладдина (арабская сказка), Женщина, которая жила в бутылке (английская сказка))
3. Басни И.Крылова и Н.Михалкова
4. Н. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы
5. Ш. Перро. Рикки с хохолком
6. А. Милнн. Винни-Пух и все-все-все
7. Ю. Коваль. Соловьи
8. Ю. Дмитриев. О природе для больших и маленьких
9. А. Гайдар. Горячий камень. Тимур и его команда.
10. В. Драгунский. Девочка на шаре
11. Л. Петрушевская. Сказки
12. С. Козлов. Сказки
13. Ян Лари. Необычайные приключения Карика и Вали
14. С. Лагерлеф. Путешествие Нильса с дикими Гусями
15. Д. Даррелл. Моя семья и другие звери
16. Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса
17. К. С. Льюис. Лев, ведьма и платяной шкаф
18. Д. Родари. Джельсомино в стране Лжецов. Приключения голубой стрелы
19. Р. Киплинг. Маугли
20. А.Волков. Волшебник Изумрудного города. Семь подземных королей
21. П. Треверс. Мери Поппинс
22. В. Голявкин. Рассказы
23. Ю. Раскин. Когда папа был маленьким
24. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома
25. П. Бажов. Серебряное копытце. Малахитовая шкатулка
26. В. Губарев. Королевство кривых зеркал
27. С. Прокофьева. Ученик волшебника
28. Л. Лагин. Старик Хоттабыч

29. С.Прокофьева. Приключения желтого чемоданчика

30. К.Булычев. Девочка с Земли


«Литературное творчество»


Цель: приобщить детей к чтению книг через театральное искусство

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. Решение поставленной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых Образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребёнка в активный творческий процесс. В частности, это реализуется в Образовательной системе «Школа 2100», одним из принципов которой является принцип креативности.

Выполнение творческой работы,помнению Р.В. Бунеева и Е.В. Бунеевой , требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нем, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д. Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д. Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры- драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель.

Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.

Назову возможные формы драматизаций:

Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы. Именно такой вид деятельности очень интересен ребятам. Применяя различные формы драматизации, провожу один раз в четверть творческое выступление детей перед родителями класса. Очень часто в таких инсценировках принимают участие и сами родители, причем с большим удовольствием.

2007 год – Инсценировка отрывка из сказки А.Толстого «Золотой ключик, или …»

2008 год – Спектакль по собственному сценарию «Зимняя сказка.»

2009 год – Художественное чтение произведений Д. Хармса.



2008 год. Спектакль «Зимняя сказка».



2009 год, художественное чтение стихотворения Д. Хармса «Врун».

«Читательский дневник»

Цель: организация целенаправленной работы по формированию читателя.

Для того, чтобы включить в процесс активного чтения каждого ученика класса, я веду работу по оформлению «Дневника читателя». Идею создания такого дневника я почерпнула у Рыженок  Валентины Алексеевны на сайте festival@1september.ru. Для этого излагаю работу по формированию у учащихся индивидуального опыта самостоятельного чтения. Знакомлю с требованиями к навыку чтения, показываю далекие цели, правила работы с книгой и некоторые приемы чтения. К работе привлекаются родители. Для них провожу консультации по работе с дневником. Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое первоначально находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как они могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. Особое внимание уделяю рубрике “Научись меня читать”, в которой предлагается целенаправленная методика работы по работе с книгой. Такая страничка есть в каждом «Читательском дневнике», для того , чтобы ученик правильно строил работу с книгой.

Просьба книги: научись меня читать

  1. Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.

  2. Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.

  3. Предположи, о чём я тебе расскажу.

  4. Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.

  5. Подумай, почему у меня такое название.

  6. Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

. В первом классе эта работа начинается, во втором – расширяется, а в третьем и четвёртом – совершенствуется. Читая каждый день, ребенок постепенно приобретет навыки читателя, научится ориентироваться в мире книг. Наряду с этими рекомендациями, ученик получает возможность научиться правильно подготовить рассказ о понравившейся книге. Подробный план рассказа предлагаю каждому учащемуся. Для этого также выделена страничка в дневнике.

 Как готовить рассказ о книге?

  1. Запомни автора, название книги.

  2. Выдели самое интересное, на твой взгляд, что понравилось.

  3. Теперь обдумай свой рассказ,

Не заучивая фраз.
И задумайся о нём:
Что рассказано? О чём?
Что за чем произошло
И к чему всё привело?
Прочитай же ещё раз –
И запомни свой рассказ.

  1. Начни свой рассказ со знакомства с автором, названием книги.

  2. Если книга понравилась

Надеюсь, что такая система работы, своевременная поддержка, личная заинтересованность учителя и родителей младшего школьника позволит ребенку:





«Дневник читателя» учащейся 2 «В» класса Николаевой Вали.

Такую форму работы я бы предложила учителям начальных классов, так как при наименьших затратах материальных, психологических достигается высокий результат заинтересованности младшего школьника в чтении. Ведение «Читательского дневника» приводит учащихся к некоторому соревнованию: кто больше книг прочитал за отведенный период времени, кто лучше оформил свой дневник и т. д. Самых лучших читателей награждаем призами и грамотами.




Интернет и чтение
^ Внимание! Внимание! С 1 по 30 ноября на Началке книжкин праздник!
Книжке этой, вернее серии рассказов, аж 50 лет, и ее с равным удовольствием читают бабушки и дедушки, тети и дяди, девочки и мальчики.
Это рассказы о правдивом выдумщике, доверчивом фантазере, который любит висеть на папином колене как белье на заборе, который видеть не может манную кашу, а уж с хреном и подавно. 
Конечно, вы уже догадались, что речь идет о "Денискиных рассказах" В.Ю. Драгунского. Литературный марафон по книге В. Драгунского "Денискины рассказы" проводится для учащихся 1-5 классов.

Вот такой призыв я увидела в Интернете на сайте www.Nachalka.com. Предложила поучаствовать в литературном марафоне ребятам своего 2 «В» класса. Они с радостью согласились. Конкурс проходит в три этапа.

1 этап – регистрация команд и чтение произведений В.Ю. Драгунского.

На этом этапе мы придумали название своей команде и начали знакомство с рассказами писателя. На уроке внеклассного чтения дети по очереди представляли тот рассказ, который понравился им больше всего. Каждый ребенок приводил свои аргументы тому, почему именно это произведение было им выбрано как лучшее.

2 этап – литературная викторина по рассказам В.Ю. Драгунского.

На страничке сайта были опубликованы вопросы по произведениям писателя. Отвечали мы на вопросы все вместе, работали дружно и слаженно. Ответы послали по электронной почте.

3 этап – инсценировка выразительного чтения.

На этом этапе был выбран рассказ «…бы». Подготовлено выразительное чтение по ролям этого произведения учащимися класса. Затем мы отправили звуковое письмо на сайт «Началки». Будем с нетерпением ждать результатов своей работы.

За то время, что мы принимали участие в литературном марафоне, ребята сплотились, стали дружнее. За это время интерес к чтению возрос до максимально отметки. Каждый хотел отличиться – прочитать больше всех, рассказать интереснее всех и т.д. Я считаю такую форму работы очень продуктивной и целесообразной. Ведь мы сейчас все чаще и чаще обращаемся к Интернету. А такая форма работы в нем способствует формированию читательского интереса и читательской активности у учащихся начальных классов. Я решила поддержать и продолжить идею Интернет-общения посредством участия в различных литературных викторинах. Для этого я пользуюсь доступной информацией таких сайтов как www.Сlubook.ru «Успешное чтение», www.erudites.ru и т.д.

Итоги реализации проекта

Уроки рефлексии

Все вышеперечисленные подпроекты , кропотливая, но интересная работа по их материалам, позволяет надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской деятельности успешно реализуется. Чтобы не быть голословной , я хочу рассказать как я провожу анализ своей работы и работы учащихся. Уже два года как я провожу в классе уроки рефлексии. Эти уроки проводятся 1 раз в месяц по предмету «Литературное чтение». Они помогают учащимся:

Цель уроков рефлексии: сформировать у учащихся средства контроля и самооценки.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Для подведения итогов можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Такую таблицу использовал в своей работе Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления.

Я провожу уроки рефлексии следующим образом. Для этого в классе ведутся журналы: «Журнал учебных достижений учащихся» для учителя и «Журнал учебных достижений» для каждого ученика. Учитель в своем журнале регистрирует уровень ЗУНов учащихся как по зачетной системе «+» наличие ЗУНа и «-» его отсутствие, так и по общепринятой в школе пятибалльной системе.





«Журнал учебных достижений» учителя Шилиной Елены Васильевны

Учащиеся в «Журнале учебных достижений» указывают самооценку по предлагаемому ЗУНу. Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Поэтому рядом с графой «самооценка» учитель проставляет свою оценку деятельности ученика. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Итогами своей работы по формированию читательского интереса у учащихся начальных классов считаю следующие результаты:

  1. Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению





  1. Высокий интерес учащихся моего класса к чтению

 

  1. Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения

 

Анкетирование проведено в 2009 году во 2 «В» классе.

  1. Высокий уровень читательской активности учащихся (по данным школьной библиотеки и городской библиотеки )

 

Таким образом, по данным проведенной диагностики прослеживается эффективность педагогического проекта «Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы». Теоретически обосновав проект, используя имевшиеся технологии и методы работы по формированию читательского интереса у школьников, совершенствуя каждый подпроект, я старалась внести что-то свое, новое. В своей работе я достигла наибольших результатов при наименьших затратах материальных, временных и психологических.

^ Использованная литература


  1. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88

  2. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1983

  3. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998

  4. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61

  5. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004

  6. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998

  7. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – с.61

  8. Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март - С.1

  9. Добро пожаловать в «Семейный круг» // Недвижимость нашего района - 2006 - № 14, март-апрель - С.8 (О библиотеке № 29/139)

  10. Быстров Н. «Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми центрами» /Я читаю Настоящее - 2006 - № 14 (3-9.4) - С. 6

  11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения/Н.Н.Светловская – Москва, 1991. – 200с. 

  12. Светловская Н. Законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11–18.

  13. Тихомирова И. И. "В них есть добро, любовь и счастье" (Творческое чтение сказок)/ И Светловская Н. Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению/ Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2005. - N 4. - С.8-15 (Продол. № 5, 6). И. Тихомирова // Начальная школа: плюс до и после. - 2003. - N 8. – С.34

  14. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.

  15. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению/ В.Н.Зайцев – М., Просвещение, 1991 г.

  16. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем/ А.В.Левин – Москва, 1994. – 191с.

  17. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. Методический комментарий/ Т.А.Ладыженская – Москва,1996. – 185с.

  18. По материалам сайта http://www.edu.rin.ru. Игры-занятия, способствующие обучению чтению/eduhmao).

  19. (По материалам сайта www.4stupeni.ru Конспект урока: "Согласные звуки [з], [з’], буква з." 1 класс, обучениие грамоте).

  20. Образовательная программа «Школа 2100»

www.sch549.edusite.ru/programma.html

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    1. www.ezhva-licey.ru/itogi_uroka/
Система работы по выработке сознательного отношения к чтению и повышению качества обучения. Читательский дневник для учащихся 1 класса: «Что и как читать?». festival@1september.ru









votchetnom-godu.html
votinov-a-yaponskij-shpionazh-v-russko-yaponskuyu-vojnu-1904-1905-gg-stranica-3.html
votyaiv-koree-vo-vremya-pereleta-bolee-dovelos-lyubovatsya-krasotami-oblakov-vseh-vidov-i-yarusov-oni-plotno-zakrili-poverhnost-zemli-ne-ostavlyaya-shansov-na-ho-stranica-2.html
vovinamvetvodao-enciklopedicheskij-spravochnik.html
vovremya-predupredit-r-o-lirmyan-redakciya-literaturi-po-medicine-i-fizicheskoj-kulture.html
vozbudimost3-protoplazmi4-kurdyumov-masterstvo-plodorodiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zagryaznenie-territorii-promishlennimii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/profilakticheskaya-rabota-v-poliklinike-rabochaya-programma-po-discipline-hirurgicheskie-bolezni-dlya-studentov-6.html
  • school.bystrickaya.ru/domodedovskaya-zemlya-v-istoricheskom-proshlom.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srok-osvoeniya-obrazovatelnoj-programmi-2-goda-trudoemkost-120-zachetnih-edinic-3672-chasa-trebovaniya-k-abiturientu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-psihogenetika-dlya-specialnosti-011600-biologiya-i013500bioekologiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-tehnika-i-metodika-shkolnogo-fizicheskogo-eksperimenta-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-bakalavriat.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ziyayushie-visoti-stranica-9.html
  • grade.bystrickaya.ru/obespechenie-gotovnosti-regionalnoj-sistemi-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-k-vvedeniyu-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-novogo-pokoleniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka-6-2010-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materialno-tehnicheskaya-baza-torgovli-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-upravleniya-menedzhment-torgovoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazom-prezidenta-rossijskoj-federacii-1340-ot-23-noyabrya-2009g-albekovu-adamu-umarovichu-d-e-n-professoru-pervomu-prorektoru-prorektoru-po-uchebnoj-rabot.html
  • letter.bystrickaya.ru/monografii-knigi-atlasi-karti-preprinti-otchet-o-rabote-bazovih-kafedr-za-2008-god.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-oformlenie-tekstovogo-dokumenta-poyasnitelnoj-zapiski-metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-i-zashite-vipusknih.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-vibor-temi-diplomnoj-raboti-i-ee-utverzhdenie-12-metodicheskoe-posobie-podgotovka-diplomnih-rabot-po.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-postavit-tagi-dlya-chisla-v-ansisring-kak-uznat-iz-programmi-otkuda-ona-zapushena-8-mne-nado-iz-svoej-programmi.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-11-klass-nomer-i-nazvanie-temi-kol-vo-chasov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kara-za-razvrat-monitoring-soobshenij-smi-ob-obshestvennoj-palate-rf-za-aprel-2011-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/access-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyagushkin-vot-tebe-boris-shokoladka-ne-perezhivaj-poyavitsya-moiseev-odno-leto-iz-zhizni-stepana-trofimovicha.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-ne-zhalejte-serdca-klassnij-chas-ne-zhalejte-serdca.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-antinarkoticheskogo-vospitaniya-v-shkole-cherez-uchebnie-predmeti-nachalnaya-shkola.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-k-russkomu-izdaniyu-stranica-30.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-1-slovoobrazovanie-word-formation-programma-distancionnogo-kursa-po-anglijskomu-yaziku-zanimatelnaya-grammatika.html
  • education.bystrickaya.ru/-razpredelenie-na-masivite-za-polzvane-mezhdu-sobstvenicite-iili-polzvatelite-podpisali-predstaveno-sporazumenie-142917-10-2011g-po-chl-37v-al-2-ot-zspzz-za-zemlishe-krushovica-stranica-14.html
  • composition.bystrickaya.ru/pitanie-i-zdorove-naseleniya-1111-dobricina-anna-alekseevna-aspirant-tel-rab-812543-02-64-e-mail-dobranna82mail.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sns-chast-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-obrazovanie-hunnskoj-derzhavi-federalnaya-celevaya-programma-gosudarstvennaya-podderzhka-integracii-visshego.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-sbornika-vadima-viktorovicha-erlihmana-praviteli-mira-hronologichesko-genealogicheskie-tablici-po-vsemirnoj-istorii-v-4-tt-stranica-14.html
  • universitet.bystrickaya.ru/standarti-i-sertifikaciya-programmnaya-inzheneriya-naznachenie-osnovnie-principi-i-ponyatiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-psihologicheskaya-korrekciya-addiktivnogo-povedeniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-fonetika-i-grafika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-burevestnikovskoj.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bashennie-krani-chast-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/znachenie-slova-os.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-issledovanie-mira-snovideni.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-149-prot-13-3-riga-17-fevralya-2009-goda-pravila-o-godovoj-deklaracii-o-dohodah-naseleniya-i-poryadke-ee-zapolneniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.