.RU

В. А. Исследование представлений о творчестве у студентов


РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЫПУСКА:

ВАСИЛЬЕВ В.Л., ВОЛКОВ И.П., ГАГИН Ю.А., ЛУЩИХИНА И.М., ТУТУШКИНА М.К.

Ответственный за выпуск проф. Ю.А. Гагин

Секретарь В.И. Дворецкая

Компьютерный набор и верстка А.В. Малинин

РЕДАКЦИЯ ВЕСТНИКА:

Главный редактор - И.П. ВОЛКОВ

Зам. главного редактора - М.К. ТУТУШКИНА

Секретарь - Г.А. СТЕПАНОВА


БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Адрес редакции:

198005, Санкт-Петербург,

ул. 2-я Красноармейская д. 4

Кафедра практической психологии

Санкт-Петербургского государственного

Архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ)

тел. (812)259-49-15


Печатается на средства авторов выпуска и

членские взносы ОЛПР БПА

В36 © м.К. ТУТУШКИНА

В 431622014-75

С 96(03)-97 Без объявления

ISBN 5-85029-077-Х

^ ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып. 15-1997

Научное издание Основано в июле 1995 г.

БПА в Санкт-Петербурге

СОДЕРЖАНИЕ:

От редакционной коллегии выпуска 5


^ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ


Тутушкина М.К., Мирошниченко А.Ю. Роль психологической подго­-
товки в развитии индивидуальности в техническом вузе .. 6

Артемьева В.А. Исследование представлений о творчестве у студентов .. 8

^ Байчоров К.У. Новые направления в подготовке специалистов техничес-­
кого профиля 10

Лобанова Ю.И. Влияние особенностей рефлексивного механизма на ус­
пешность решения инженерных задач . 13

^ Мязина М.Б. Особенности возникновения психологического барьера

коммуникативного типа при общении на иностранном языке . 17

Дмитриев СВ. Антропный принцип в онтологии двигательных действий…. 18


^ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Гагин Ю.А. Проблемы и перспективы педагогической акмеологии 23

Кякинен Э.И. Нравственное развитие и личностный рост 30

^ Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И. Исследование психологической готов­
ности детей к обучению в средней школе 34

Форман Н. Образование детей со специальными нуждами, психология и
технология образования в Великобритании: некоторые недавние измене-­
ния 37

^ Остапчук Н.Д. Использование учения Л.С. Выготского о зонах развития в

практике становления и реализации индивидуальности 42

Прохватилов А. Ю., Винокуров Л. В. Методика социально-психологи-­
ческого контроля эффективности экспериментальной работы в школе 46

^ Бондаревская Р.С. Из опыта психолого-педагогического сопровождения

учащихся начальных классов авторской школы-лаборатории 48

Переяславец О.Н. Опыт использования педагогической режиссуры . 53


^ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ПРАВОВОЙ ПСИХОЛОГИИ


Васильев В.Л. Психолого-педагогическое исследование в правовой пси­
хологии 56

^ Романов В.В. Надежность сотрудников правоохранительных органов как

аспект профессиональной подготовки 57

Рыкованов В.А., Ищук Г.Н. Концепция правового образования с учетом

экологического и краеведческого факторов 59

^ Труженикова Н.А. Психологические аспекты преподавания старшекласс-

никам правовых основ хозяйственной деятельности……………………………. 61

Гарскова Г.Г., Руненкова Н.М. Измерение способности конструктивно

критиковать и отвечать на критику 63

Рудкевич Л.А., Ткачева Л. А., Алексеева А. Н. Особенности конститу­
ции и характер правонарушений у подростков 65

Стариченко Н.А. Психологическая коррекция поведения подростков с от­
клоняющимися формами поведения 69


^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ


Гулина М.А. Соотношение социального и психологического знания в ме-­
тодологии социальной работы 72

Ромазан И. В. Психологическое консультирование как форма деятельно­
сти 78

^ Боровикова Н. В., Кораблина Е. П., Посохова С. Т. Адаптация к новому

образу "Я" у беременных женщин 81

Бажерина С. И., Булгакова Е. Г., Слесаренко Ю. В. Исследование осо­
бенностей установок на брак у молодоженов 86

^ ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ

Лущихина И.М. Психологические стереотипы российской рекламы 90

Тарасов С.Г. Психологическая экспертиза рекламы 93

^ Круглова М.А. Этнопсихологические аспекты рекламы в Кыргызстане 97

Шмелева И.А. Современная реклама в России в свете теории когнитивно­
го диссонанса 99

Платонов А.П. О "зрительном шуме" на дорогах 103


^ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:


Товбин Г.М. Итоги 1996-97 учебного года на спецфакультете практиче­
ской психологии БПА 104

Итоги конкурса Отделения личностного и профессионального развития 105


---------------------------------------------------------------------------------

от редакционной коллегии выпуска

Настоящий вестник БПА выпускается отделением личностного и профес­сионального развития. В нем представлены пять основных направлений научных исследований членов ОЛПР БПА.

Первое направление посвящено изучению развития индивидуальности в процессе профессиональной вузовской подготовки. Это направление ведет вице-президент, председатель ОЛПР БПА доктор психологических наук, про­фессор М.К. Тутушкина.

Второе направление представляет научные исследования по развитию индивидуальности детей в системе образования. Этим направлением руково­дит академик БПА, ученый секретарь ОЛПР БПА, доктор педагогических наук, профессор Ю.А. Гагин.

Третье направление посвящено психолого-педагогическим исследова­ниям в правовой психологии. Его ведет академик БПА, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор В.Л. Васильев.

В четвертом направлении представлены исследования по вопросам пси­хологической помощи и консультирования в практической психологии. Этот раздел ведет М.К. Тутушкина.

Пятый раздел посвящается актуальным проблемам психологии рекламы. Этим направлением руководит член-корреспондент БПА, кандидат психологиче­ских наук, доцент И.М. Лущихина.

В этих направлениях отражены актуальные проблемы современной прак­тической психологии и педагогики, развивающие ее теорию и практику.

В нашем вестнике представлены статьи зарубежных авторов: Н. Формана (Великобритания), СИ. Бажериной, Е.Г. Булгакова, Ю.В. Слесаренко (Украина).

В настоящем выпуске вестника подводятся итоги обучения на спецфа­культете БПА по практической психологии, а также ежегодного конкурса по пяти номинациям.

Приглашаем принять участие в совместных научных исследованиях, кон­курсах и творческих встречах.

Желаем всем членам Академии успехов и хорошего настроения!


Руководитель ОЛПР - М.К. Тутушкина

Ученый секретарь Ю.А. Гагин

Секретарь В.И. Дворецкая

^ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

^ Докт. психол. наук М.К.Тутушкина, А.Ю.Мирошниченко, член БПА

Гуманизация технического образования в современных условиях развития нашего общества тесно связана с необходимостью психологической подготовки студентов. Мы выделяем три основных компонента в такой подготовке: форми­рование психологической культуры, психологическая компетентность в профес­сиональной деятельности и умение человека представлять себя на рынке труда.

Психологическая культура продолжает линию физической культуры в плане заботы человека о своем психическом здоровье и включает следующие моменты: познание самого себя, другого человека, культуру поведения и обще­ния.

Психологическая компетентность - комплекс знаний и умений по психо­логии, необходимый для решения профессиональных задач в различных облас­тях деятельности. Для каждой специальности должен быть подготовлен свой комплекс психологических знаний. Особенно это касается подготовки совре­менных специалистов по менеджменту, маркетингу, оценке недвижимости и т.д.

Умение человека представлять себя очень важно в условиях современного общества, когда молодому специалисту приходится самому искать работу после окончания вуза. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые сто­роны своей личности, свой внутренний потенциал, зависит возможность полу­чения творческой, интересной работы по специальности. А этому молодого че­ловека надо научить, используя методы психологических тренингов и ролевых игр.

Нами разработана концепция и определение практической психологии, которую мы понимаем как интеграцию знаний и методов из различных областей психологии с целью практического решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.

Задача практической психологии - помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуа­ций без значительных нервно-психических напряжений.

Практическая психология помогает формировать психологическую куль­туру, компетентность и умение представлять себя. Она состоит из четырех час­тей: психология индивидуальности, психология взаимоотношений и взаимодей­ствия в группе, психология профессиональной и предпринимательской деятель­ности, психология личной и обыденной жизни.

Кафедра практической психологии СПбГАСУ разработала программу психологической подготовки студентов технического вуза и успешно внедрила ее в практику преподавания. Курс состоит из двух частей. Первая часть -"Психология индивидуальности" читается на 1 курсе в виде лекционно-практических групповых занятий весь первый семестр (34 часа). Заканчивается

эта часть написанием студентами самостоятельной зачетной курсовой работы "Мой психологический портрет", в которой они анализируют свойства своей ин­дивидуальности на основе данных, полученных при бланковом и компьютерном тестировании, а также совместно с психологом намечают пути совершенствова­ния и личностного роста.

Вторая часть курса - "Психология взаимодействия в группе, социально-психологические основы управления организацией" читается на 4 курсе также в течение одного семестра (34 часа) и заканчивается зачетом или экзаменом. В эту часть курса на практических занятиях вводятся элементы тренинга по общению и переговорам, а также деловые и ролевые игры.

В качестве примера успешности внедрения курса практической психоло­гии в практику преподавания можно привести результаты исследования, прове­денного нами с целью изучить соотношение различных свойств индивидуально­сти у студентов-первокурсников СПбГАСУ. Было опрошено 150 человек, уча­щихся различных специальностей. Анализ данных, полученных в результате тестирований, собственных наблюдений и характеристик, описанных студента­ми в курсовой работе "Мой психологический портрет", позволяет сделать сле­дующие выводы:

По сравнению со студентами прошлых лет, у нынешних наблюдается бо­лее четко выраженная направленность и мотивация овладения конкретной спе­циальностью.

Достаточно высокая уверенность в себе наблюдается у большинства сту­дентов. Самооценка, выходящая за пределы среднего уровня, (как завышенная, так и заниженная), наблюдается у 30% студентов-юношей и у 50% девушек. Со­ответственно распределяются и показатели уровня тревожности, причем показа­тели личностной тревожности в ряде случаев выше.

Самостоятельная работа над собственными результатами тестирования, анализ свойств своей индивидуальности позволяет студентам более осмысленно взглянуть на свой характер, по-новому увидеть некоторые проблемы в личной жизни, оценить себя в составе нового коллектива - учебной группы. Тренинги и ролевые игры, проходящие в непринужденной, творческой обстановке помогают найти свой стиль общения, взаимодействия, раскрыть новые грани личности.

Опыт преподавания практической психологии в техническом вузе пока­зал, что у студентов возрос интерес к гуманитарным дисциплинам, возникла по­требность в использовании психологических знаний в профессиональной, лич­ной и обыденной жизни, т.е. начинает формироваться определенная психологи­ческая культура, которая способствует гуманизации высшего технического обра­зования.

*Кафедра практической психологии СПбГАСУ

^ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ У СТУДЕНТОВ

(на примере студентов первого курса архитектурного факультета)

В.А. Артемьева –член БПА

Система звезд, прыжок сверчка, Движенье моря и смычка -Все воля творческой руки... Иль вера в Бога пустяки? (Полежаев)

На протяжении всей истории человечества были попытки понять феномен творчества, так еще Аристотель выделял 3 типа "мимеса" в искусстве (4). Но и в наше время осознание творчества, его места в жизни остается не менее актуаль­ным.

Понимание и оценка творчества неоднозначна: это и "ага-переживание", то есть эмоционально яркое осознание нужного решения (К. Бюлер), и "...способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандарт­ных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта" (Э. Фромм), это и "...деятельность есть, в сущности, творение или создание чего-либо нового" (В.М. Бехтерев), но и "...фантасмагория, вызванная великим виртуозом единственно для того, чтобы насладиться собственным волшебным могуществом, собственной необыкновен­ной способностью творить из ничего и разрушать в одну секунду самые яркие образы" (Генрих Гейне), однако, существует мнение, что "...человек одарен ра­зумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал". (А.П. Чехов). И сам процесс творчества может про­ходить довольно рутинно, мучительно: "...приходилось искать и мучиться твор­ческими муками. Работа над собой доходил^ у меня до мании" (КС. Станиславский).

Мы постоянно пользуемся понятиями "творчество", "творческий про­цесс", "творческий человек", "творческая специальность" и т.п., трактуя эти по­нятия далеко не однозначно. Даже выбор так называемой "творческой специаль­ности" (как показали наши исследования) (1) не всегда является показателем творческой направленности личности.

В связи с вышеизложенным, нами было проведено пилотажное исследо­вание, задачей которого явилось изучение представлений студентов о творчест­ве.

В исследовании принимали участие студенты первого курса СПбГАСУ (архитекторы и реставраторы) всего 36 человек.

В данной работе были использованы:

  1. Разработанная нами анкета для изучения представлений о творчестве.

  2. Методика определения понятий.

  3. Метод парных сравнений.

  4. Метод свободных ассоциаций.

  5. Модифицированный опросник Айзенка.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. 95% опрошенных студентов выразили положительное отношение к
    творчеству, 5% - скорее положительное, отрицательного отношения выявлено не
    было.

  2. Среди студентов-"архитекторов":




3. Среди студентов-"реставраторов":

4. Анализ ассоциаций, связанных со словом "творчество" позволил сгруп­
пировать отношения к творчеству по следующим параметрам:

на "внутренний мир" - 40%.

Важно, что прослеживается связь между направленностью ассоциаций студентов и показателями по шкале "интроверсия - экстраверсия" по Айзенку, так среди "интровертированных" студентов группы "архитекторов" 79,0% ассо­циаций направлены на "внутренний мир", 21,0% - на^"внешний мир"; у "интровертированных" студентов группы "реставраторов" - 67,5% и 32,5% соот­ветственно.

  1. Среди опрошенных - 36,0% рассматривают творчество, как нечто, отно­
    сящееся к искусству; 24,0% - как определенного рода работу (умственную или
    физическую); 4,9% - рассматривают творчество, как некий отдых; остальные
    связывают творчество с природой.

  2. Обобщая данные по определению понятия творчества можно выделить
    три основные тенденции:

а - определение творчества как "особого состояния души";

в - "индивидуальная или групповая работа (физическая, умственная или духовная) над созданием чего-либо нового";

с - восприятие результатов творческой деятельности людей, созерцание природы.

Таким образом, полученные нами результаты позволяют, в определенной степени, оптимизировать подачу учебного материала для данной категории сту­дентов; а также определяют направления дальнейшего исследования данного вопроса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемьева В.А., Годлиник О.Б. Мотивация учебной деятельности учащихся творческих специ­
    альностей//Материалы 54-й научной конференции СПбГАСУ, 1997., с. 94-95.

  2. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994, 192 С.

  3. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1990.

  4. Эстетика. Словарь. Под ред. Беляева М., 1989.

^ НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

К.У. Байчоров, член-корр. БПА

В современных условиях профессиональная деятельность специалиста с высшим образованием должна оцениваться не только знаниями и умениями в профессиональной области, но в большой мере развитием творческого потен­циала личности в профессиональной деятельности. Сегодня не только студенты, но и преподаватели не имеют четкого представления о конечных целях специа­листов определенного профиля в вузе, о роли и месте преподаваемой ими дис­циплины в этой подготовке, и поэтому не могут обоснованно, с учетом ценности учебной информации для будущего специалиста, определять содержание обуче­ния по своей дисциплине и соответствующим образом формировать технологию обучения. В этой связи, остро стоит вопрос пересмотра существующих взглядов на профессиональную подготовку специалистов с позиции управления психоло­гией восхождения будущего профессионала.

Решение этих проблем невозможно без адекватного отбора содержания обучения, гармоничного сочетания национально-культурной самобытности с общечеловеческой культурой и профессиональной подготовкой.

Процесс социально-экономического, культурно-этического, нравственно­го и этнического развития людей и общества в целом тесно связан с ростом ин­теллектуальной составляющей в различных сферах деятельности человека и прежде всего в интеллектуально-профессиональной деятельности. Например, назрела необходимость существенной перестройки сложившейся системы под­готовки инженера, и в частности инженера-строителя. В вузах нашей страны, выпускающих специалистов по специальности 2903 "Промышленное и граждан­ское строительство", приоритет отдается технологии строительства. Не умень­шая значения подготовки строителя в технологии строительства, мы считаем, что на строительных факультетах в процессе обучения студенты должны полу­чать значительные знания и в архитектуре. По-видимому, сегодня нельзя при­знать, что учебная программа, направленная на подготовку инженера-строителя, является результативной. Кроме того, престиж данной профессии по данным ан­кетирования идет на снижение. У значительной части (76%) студентов специ­альности 2903 отмечается явное противоречие между значимым рангом профес­сии и желанием заниматься этим видом деятельности. Среди них немало и тех, кто невысоко оценивает общественную значимость этой профессии. Наблюдает­ся увеличение отчислений студентов в процессе обучения, происходит катаст­рофическое снижение мотивации к обучению. В рядах студентов начинают пре-

валировать чисто прагматическая мотивация: направленность на получение ди­плома, как некой "индульгенции" от будущего профессионального роста и со­вершенствования, немало и тех, кто поступил в вуз из-за отсрочки от службы в рядах РА. Нельзя не учесть тот факт, что отчисленные студенты переживают оп­ределенную психическую травму, пополняют ряды неудачников. Решение этих проблем во многом зависит от содержания обучения будущих специалистов, от­чего в значительной мере зависит продолжение периода адаптации молодого специалиста в соответствующей сфере общественного производства, сферы и границы социальной мобильности, возможность и уровень творчества и соци­альная активность. Все это превращает обоснование отбора содержания обуче­ния в высшей школе не только в серьезную комплексную научную проблему, но и в важную социально-экономическую и политическую задачу, с решением ко­торой сталкиваются практически все системы образования. Задача переструкту­рирования содержания образования может быть решена на основе использова­ния образовательных стандартов в качестве базы создания учебных технологий. Такая постановка проблемы требует решения нескольких взаимосвязанных про­блем:

  1. Разработки современного образовательного стандарта инженерно-
    технических кадров, учитывающего как задачи, ставящиеся перед профессио­
    нальной подготовкой, современным этапом общественного развития и культуры,
    так и национально-культурной спецификой студентов.

  2. Разработки на основе стандарта современной обучающей технологии,
    включающей адекватно поставленные и операционализированные цели обуче­
    ния и воспитания, отбор содержания образования и подбор методов, отвечаю­
    щих как поставленным учебным целям, так и национальным особенностям обу­
    чающихся.

  3. Формирования системы процедур, позволяющих оценить как адекват­
    ность содержания обучения образовательному стандарту, так и эффективность
    профессиональной подготовки.

Задача создания нового образовательного стандарта^не может быть реше­на без создания модели подготовки специалиста. Модель подготовки (МП) - это отражение содержания обучения по специальности в учебных программах и дру­гих документах, описывающих и реализующих процедуру подготовки в вузе. В то же время построение модели подготовки специалиста возможно только на ос­нове детального изучения модели деятельности (МД) специалиста данного про­филя. Модель деятельности отражает в основном квалификационные требования к специалистам данного профиля. Соответствие МП и МД обеспечивается адек­ватным переносом содержания деятельности на цели обучения. Ясно, что при построении модели деятельности специалиста надо опираться на какие-то пред­ставления об организации знаний, характеристик понимания, принятия решения, природе компетентности и личностного знания профессионализма как результа­та длительного обучения и большого опыта. Попытки ответить на эти вопросы выводят исследователей далеко за пределы собственно теории педагогики, за­хватывая сразу несколько областей когнитивной психологии. Естественно, что задачи эффективного обучения любой профессии не могут быть решены без от­вета на вопросы "чему учить?", "что является сущностью профессии?", и здесь

психологи сталкиваются с теми же проблемами о структуре знаний, природе по­нимания и т.д.

В последние годы в психологии обучения накоплено большое количество данных и концепций, связанных с ответами на эти вопросы. Одним из предло­жений для развития современных исследований психологии обучения является предложение о различных видах знания, определяющих деятельность профес­сионала и непрофессионала, "эксперта" и "новичка". Предполагается, что в каж­дой предметной области может существовать как минимум два вида знаний: декларативные (пропозициональные) и процедурные. Так "новичок" может знать принципы, правила, терминологию, основные структурные составляющие в сво­ей области, но не знать, не представлять себе условий эффективности примене­ния этих знаний. В противоположность этому, знания профессионала ориенти­рованы на их использование, они функциональны. Более того, знания профес­сионала теснейшим образом связаны с его представлениями о целях деятельно­сти и об общей структуре проблемной области. Новичок и эксперт могут быть равно эрудированы, владеть примерно равным количеством информации, но при этом у профессионала эта информация всегда существует в форме причинно-следственных цепочек, связанных с достижением тех или иных целей или ре­зультатов в деятельности и всегда готова к поддержке действий. Именно в этом смысле говорят о декларативном знании новичка и процедурном знании экспер­та. В современной психологии обучения постулатом считается положение, что важнейшей задачей профессионального обучения является переход от деклара­тивного к функциональному знанию. Однако процедурные знания (знания "как") имеют большую значимость для профессионального функционирования, и именно на процедурных знаниях основано адекватное понимание процессов и правильные решения. И для обучения, и для исследования модели деятельности специалистов разных областей необходимо иметь методы выявления знаний профессионала. Наибольшее количество информации по этой проблеме накоп­лено в исследованиях, связанной с разработкой и созданием экспертных систем.

При конструировании экспертных систем центральной задачей является моделирование деятельности человека-эксперта по решению профессиональных проблем. Те области, для которых создаются экспертные системы, характеризу­ются тем, что либо не существует исчерпывающей причинно-следственной мо­дели проблемной области (как в случае медицинского диагноза), либо такая мо­дель может быть потенциально построена (как в случае технического диагноза), но это связано с колоссальными затратами и трудностями в использовании перед лицом возникающей на практике проблемы. Именно в этих случаях прибегают к использованию экспертных систем и основной задачей становится извлечение знаний у эксперта и передача их программе. Эта задача является чрезвычайно сложной в силу следующих характеристик экспертных знаний:

  1. Экспертные знания в большинстве имплицитны.

  2. Большинство процессов и механизмов высокоавтоматизированы.

  3. Многие составляющие процессов решения задач очень трудно вербали­
    зуются.

Конечно, идеальным решением поставленной проблемы было бы полное раскрытие и изучение закономерностей мыслительных процессов, определяю­щих профессиональную деятельность. Однако в настоящее время до этого еще

12

далеко. В этой ситуации более правильным представляется подход, отвечающий следующим требованиям:

  1. Так как нет адекватных представлений о механизме решения инженер­
    ных задач, не следует заменять их некими упражнениями, логическими схемами,
    "подсовывая" человеку несвойственные ему логику и способы решения задач,
    рассматривать этот механизм как "черный ящик", оперируя только характери­
    стиками входа и выхода. Следовательно, необходимо обеспечить доступный
    ввод в систему характеризующих ситуацию начальных и конечных признаков
    ситуации и решений по их сочетаниям.

  2. Так как основой любой профессии является понимание процессов, сле­
    дует строить модель на более глубоких принципах.

Именно в этом направлении идет современное развитие методологии вы­явления экспертных знаний и построение экспертных систем.

*Карамасво-Чсркесский технологический институт. Кафедра начертательной геометрии и графики

^ ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИВНОГО МЕХАНИЗМА НА УСПЕШНОСТЬ РЕШЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ЗАДАЧ

Ю.И. Лобанова, член БПА

Под термином "рефлексия" в данном исследовании подразумевалась осоз­нанная и специально примененная организация умственных связей между кон­кретной ситуацией и мировоззрением личности с определенными целями (определение или подтверждение личностных смыслов, отношений и образов действий).

В качестве особенностей применения рефлексии рассматривались сле­дующие характеристики:

Основных видов рефлексии выделялось два: предметный (образа дейст­вия), ответственный за определение или подтверждение образов действий, и личностный (в области самосознания), ответственный за определение или под­тверждение личностных смыслов и отношений.

Для определения особенностей применения рефлексии участников экспе­римента использовался специально разработанный автором исследования оп­росник. Опросник позволяет выявить склонность испытуемых к определенному виду рефлексии и частоту использования испытуемым контрольной функции рефлексии.

Для определения успешности профессиональной подготовки участникам эксперимента предлагались задачи, моделирующие конструкторскую и произ­водственную деятельность инженера-строителя, разработанные совместно со специалистами СКФ "Курс".

13

Оценка успешности выполнения испытуемыми конструкторского задания производилась по следующим критериям:

Склонность к определенному виду рефлексии в повседневной жизнедея­тельности сказалось на успешности выполнения конструкторского задания, час­тично моделирующего профессиональную деятельность инженера строителя следующим образом:

В большей мере склонность к детализации в процессе выполнения зада­ния выказали испытуемые, предпочитающие предметный вид рефлексии (коэффициент ассоциации на уровне 0,4 при уровне значимости р = 0,01);

Склонные к предметной рефлексии также были более оригинальны в представлении выполняемого задания, чем склонные к рефлексии в области са­мосознания (коэффициент ассоциации 0,6 при уровне значимости р = 0,001);

В целом, по совокупности критериев, более успешными были испытуе­мые, склонные к предметной рефлексии (коэффициент ассоциации 0,343 при уровне значимости р= 0,01);

На количестве допускаемых при выполнении задания ошибок и уровне сформированности контрольной функции рефлексии профессиональной дея­тельности склонность к определенному виду рефлексии влияния не оказала.

Данное задание предполагало применение только контрольной функции рефлексии профессиональной деятельности. Степень рефлексивности как лич­ностная особенность использования рефлексии оказала влияние только на сфор-мированность контрольной функции рефлексии профессиональной деятельно­сти, а именно: среднерефлексивные продемонстрировали большую степень по­нимания взаимосвязанности между отдельными предметными знаниями, чем низко- и высокорефлексивные (коэффициент контингенции 0,422 при уровне значимости р = 0,05);

Оценка выполнения испытуемыми производственного задания, модели­рующего профессиональную деятельность инженера-строителя, производилась по следующим критериям:

- по сформированности конструктивной функции рефлексии;
Склонность к рефлексии определенного вида оказалась взаимосвязанной

со следующими факторами:

к предметной рефлексии в большей мере связана с относительной сфор-мированностью конструктивной функцией рефлексии профессиональной дея­тельности (коэффициент ассоциации 0,374 при уровне значимости р = 0,001);


voronina-ma-institut-evropi-ran-rgpu-im-gercena-dacinskij-pedagogicheskij-institut-knr-gpz-ussurijskij-im-komarova-dvo-ran-gts-im-komarova-dvo-ran.html
voronkova-lp-kazachinskij-vp-prajs-list.html
voronova-in-reshenie-kvorum-est.html
voroshilova-irina-valentinovna-povishenie-konkurentosposobnosti-proizvodstva-myasa-i-myasnoj-produkcii.html
vorovshikov-s-g-azbuka-logichnogo-mishleniya-uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-starshih-klassov.html
vosem-domov-goryat-v-kostromskoj-derevne-postradavshih-net-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-03052011.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-predstavlyaet-soboj-zafiksirovannie-na-bumazhnom-nositele-pozicii-vzglyadi-studenta-na-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-konkretnih-problem-ogovorennih-variantom-zadaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru
  • notebook.bystrickaya.ru/keywords-sbornik-statej-po-materialam-mezhdunarodnoj-internet-konferencii.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskvichka-16062010-monitoring-smi-god-uchitelya-18-iyunya-25-iyunya-2010-.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-provodimih-v-municipalnom-obrazovanii-gorodskoe-poselenie-zarajsk-v-mae-2012-goda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/funkcionalnaya-anatomiya-centralnoj-nervnoj-sistemi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kak-vizivat-katastrofi-konspekt-knigi-taleb-nassin-nikolas-chernij-lebed-pod-znakom-nepredskazuemosti-m.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kvantovie-kompyuteri-na-ionah-v-mnogozonnih-lovushkah.html
  • report.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nestidlivij-perevodchik.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-6-gosudarstvennoe-regulirovanie-rinka-konspekt-lekcij-po-kursu-ekonomicheskaya-teoriya-tema-predmet-i-metod.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sherbakulskij-licej-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izmenenie-socialnogo-sostava-uchashihsya-zhenskoj-srednej-shkoliministerstva-narodnogo-prosvesheniya-vo-vtoroj-polovine-xix-v-v-.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/balet-na-visshem-urovne-segodnya-v-kinoteatre-hudozhestvennij-projdet-gorodskoe-blagotvoritelnoe-meropriyatie-moya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tekst-vzyat-s-psihologicheskogo-sajta-stranica-35.html
  • turn.bystrickaya.ru/poeziya-v-reklame-isklyuchitelnaya-privilegiya-izvestnih-torgovih-marok-vojni-brendov-devid-d-alessandro.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovoditel-proekta-n-kulagina-literaturnij-redaktor-v-pahalyan-hudozhnik-e-dyachenko-korrektori-v-makosij-n-shelkovnikova-verstka-b-fajzulin-bbk-88-42ya7.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/novij-pdhd-modelyuvannya-zavantazhenost-sql-serverv.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vlozheniya-v-cennie-bumagi-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-3-kvartal-2007g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/proizvoditelnost-truda-v-rossii-i-krupnejshih-stranah-mira-2006-g-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk.html
  • essay.bystrickaya.ru/chelovek-chitayushij-chelovek-uspeshnij-.html
  • composition.bystrickaya.ru/oni-borolis-s-narkotikami-novosti-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-povedeniya-v-klasse.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhat-dannie-svyazannie-s-predpolyotnoj-podgotovkoj-zapuskom-dvigatelej-i-ruleniem-vklyuchaya-rulenie-v-neblagopriyatnih-pogodnih-usloviyah-opisanie-vsego-polyota-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2121-otchet-plenarnomu-zasedaniyu-po-punktu-3-ssilkai.html
  • letter.bystrickaya.ru/normi-ocenki-znanij-umenij-i-navikov-uchashihsya-po-russkomu-yaziku.html
  • writing.bystrickaya.ru/2-obshie-funkcionalnie-trebovaniya-k-oborudovaniyu-i-programmnomu-obespecheniyu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-6-rassmotrennie-sudebnie-dela-i-prinyatie-sudebnie-akti-otchet-o-deyatelnosti-regionalnogo-otdeleniya-federalnoj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-119-kniga-avtora-legendarnogo-koda-da-vinchi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroka-anglijskogo-yazika-v-8-a-klasse-shkoli-12-goroda-ishima-na-temu-who-is-a-successful-person.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ob-ktivna-storona-skladu-zlochinu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-obshestvoznanie-profilnij-naimenovanie-kursa-predmeta-disciplini-10-klass-stranica-12.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-lot-82-dokumentaciya-ob-aukcione-sovmestnie-torgi-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/betoni.html
  • control.bystrickaya.ru/class-team-crew-police-committee-audience-family-band-cattle-the-press-faculty-public-jury-congress-government-army.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.