.RU

Урок Тема: Фольклорные традиции в летописных сказаниях


Урок 4.

Тема: Фольклорные традиции в летописных сказаниях.

«Сказание о белгородском киселе» и фольклор.


План урока:

  1. Подход к теме. 6 мин.

  2. Постановка темы, целей урока. 4 мин.

  3. Работа по теме урока (в группах). 25 мин.

  4. Итоги урока. Межгрупповая беседа. 5 мин.

Ход урока:

  1. Подход к теме.

    • Что такое фольклор? Назовите его жанры.

    • Как вы понимаете слово традиция? Подберите синонимы.

    • Что появилось раньше: фольклор или древнерусская литература?

    • Мог ли фольклор влиять на летописца?




  1. Постановка темы, целей урока.

    • Ребята, кто из вас хотел бы стать ученым? Сейчас вам представится такая возможность, так как урок у нас сегодня необыкновенный, урок-исследование. И тема его звучит по - научному: «Фольклорные традиции в летописных сказаниях».

  2. ^ Работа по теме (в группах). - Какие события положены в основу «Сказания о белгородском киселе»: реальные или вымышленные (сказочные)? Сопоставьте древнерусское сказание и русские народные сказки.


1 группа.

    • На какие группы делятся герои русских сказок? Сохранено ли это деление в сказании летописца?

    • Какую сказочную роль играет в древнерусском тексте старец? Приведите примеры волшебных помощников в сказках устного народного творчества.

    • Какие качества русского народа прославил летописец в старце?

2 группа.

    • Сколько дней, по совету старца, горожане удерживают осаду города и не сдаются печенегам? (Три дня).

    • Какое значение имеет число три в сказках русского народа?

    • Почему, как вы думаете, древние славяне и русичи придавали этому числу такое значение?


3 группа.

    • Какое блюдо называли «киселем» в Древней Руси? Что означает выражение «молочные реки, кисельные берега»? Откуда оно пришло?

    • В каких народных сказках упоминается кисель? Приведите свои примеры.

    • Почему именно киселем советует старец наполнить колодцы? О чем это должно было сказать печенегам?


4 группа.

    • Назовите традиционные (повторяющиеся) элементы сюжета сказки. (Зачин, троекратный повтор эпизода, концовка).

    • Какие из этих элементов нашли отражение в древнерусском сказании? Приведите примеры.

    • Кто или что побеждает в «Сказании о белгородском киселе»? Сравните финал сказания со сказочными концовками.




  1. Итоги урока.

    • Имеет ли место фольклорная традиция в древнерусском «Сказании о белгородском киселе»?

    • Что заимствовал летописец в русских народных сказках?



Урок 5.

Тема: Библейская притча о блудном сыне и повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».


План урока:

1.Вхождение в текст повести. Словарная работа. 8 мин.

2. Работа по теме урока. Аналитическая беседа. 25 мин.

3. Итоги урока. Домашнее задание. 7 мин.


Ход урока:

  1. Вхождение в текст повести.

- Стоит где-то на перекрестке дорог небольшая почтовая станция. Здесь и живут герои А. С. Пушкина.

    • Как начинается повесть А. С. Пушкина?

    • Кто такой станционный смотритель? (Словарная работа)

«Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не навсегда»

    • А теперь прочтите эпиграф. Какое отношение автора он передает? (Явную иронию).

    • Почему автор-рассказчик так хорошо знает смотрителей?




  1. Работа по теме урока.

    • Что рассказчик внимательно рассматривает на стенах комнаты станционного смотрителя?

    • Случаен ли намек на блудного сына?

    • Как выглядит сам хозяин? А его дочь?

    • Какое несоответствие скрыто в имени главного героя? (Маленький бессильный человек назван именем библейского богатыря Самсона).

    • Как относится автор к станционному смотрителю? (В имени Самсон Вырин содержится ирония, но она окрашена грустью и состраданием).

    • Что же происходит с героями повести А. С. Пушкина? Перескажите дальнейшие события. (Дуню тайно увозят от отца).

    • Что же самое страшное для отца? (Дочь уехала по своей воле, то есть практически отказалась от отца).

    • Как отец находит свою дочь? Прочтите по тексту первую встречу смотрителя с Минским.

    • Почему у отца появились слезы негодования?

    • Расскажите о второй встрече. Что в ней самое страшное? (Выгнали).

    • С какими словами Минский вытолкнул смотрителя?

    • Кто, по-вашему, настоящий разбойник?

    • Как отец представляет будущее своей дочери?

    • Расскажите о третьей встрече рассказчика со смотрителем. Как пейзаж помогает понять происходящее?

    • Что случилось со смотрителем? (Спился).

    • Расскажите про Дуню. Нашла ли она свое счастье? Почему она плачет?

    • А теперь вернемся к библейской притче о блудном сыне и сравним ее с повестью Пушкина. Одинаковы ли позиции отца в притче и Самсона Вырина?

    • А как ведут себя дети?

    • Кто же оказался счастливее: блудный сын из притчи или Дуня, нарядная, разбогатевшая? (Сын, он успел вернуться к отцу, а Дуня – нет).




  1. Итоги урока. Домашнее задание.

- Подумайте, в чем смысл повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»? Чему она учит? (Спешите сказать родителям, что вы их любите, приносите им радость и счастье, а то как пушкинская Дуня не успеете это сделать). Подумайте об этом…


Урок 6.

Тема: Смысл названия рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

План урока:

  1. Опорное повторение. Подвиги Геракла. 10 мин.

  2. Чтение рассказа в классе учителем. 15 мин.

  3. Беседа с элементами сопоставления. 12 мин.

  4. Домашнее задание. 3 мин.


Ход урока:

  1. Опорное повторение. Подвиги Геракла.

    • Что такое миф? Подберите синонимы к этому слову. (Сказание, легенда).

    • Кто из героев особенно выделяется в греческой мифологии? (Геракл).

    • Что вам о нем известно? (Геракл – самый популярный народный герой Греции. Имя свое он получил из-за преследований Геры. Настоящее имя его Алкид, то есть «сильный». На звездном небосводе существует созвездие Геракла рядом с созвездием Гидры).

    • Давайте расскажем о подвигах Геракла (в группах).

    1. Победа над немейским львом.

    2. Победа над лернейской гидрой.

    3. Стимфалийские птицы.

    4. Керинейская лань.

    5. Эриманфский кабан и битва с кентаврами.

    6. Авгиевы конюшни.

    7. Критский бык.

    8. Кони Диомеда.

    9. Пояс Ипполиты.

    10. Коровы Гериона.

    11. Пес Кербер.

    12. Яблоки Гесперид.

    • Какой из подвигов на вас произвел самое сильное впечатление и почему?

    • Каким вы запомнили Геракла по его подвигам?


2. Чтение рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» учителем.

3. Беседа с элементами сопоставления.

- Каковы ваши впечатления от рассказа Фазиля Искандера?




  1. Домашнее задание. Прочитать рассказ Ф. Искандера еще раз, ответить на вопросы викторины:




«Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый…» (Харлампий Диогенович).


        1. Тихий, скромный, худой, опрятный, веснушчатый…(Адольф Комаров).

        2. Длинный, нескладный…(Шурик Авдеенко).

        3. Бесстрашный…(Малярик).

        4. Неряшливые, слабохарактерные, довольно гениальные…(математики).




  1. Промокашка (Адольфу Комарову).

  2. Блокнотик, четки (учителю).

  3. Зеленая шляпа (директору школы)




  1. - Ну, кто из вас самый смелый? (Докторша).

  2. – Будем вызывать по списку…(Учитель).




«…смотрел краем глаза на доску, ничего сообразить не мог, стал сердито стирать с доски, положил тряпку…» (Рассказчик).



v-bogomolov-moment-istini-v-avguste-44-go-stranica-2.html
v-bogomolov-moment-istini-v-avguste-44-go-stranica-7.html
v-bolnicu-vertoletom-gazeta-vechernyaya-moskva-28032011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-29-marta-2011-g.html
v-borbe-za-mirovoe-gospodstvo-aleksandr-vasilevich-okorokov.html
v-boyu-reshayut-sekundi-a-n-seina-tirazh-30000-ekz-cena-62-kop.html
v-bryanske-otkrilsya-fizkulturno-ozdorovitelnij-kompleks-7-ryazanskaya-oblast-poluchit-iz-fedbyudzheta-250-mln-rublej-na-razvitie-sporta-8-pri-stroitelstve-dvorca-v-krasnoyarske-budet-ispolzovatsya-opit-sochi-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-konkurse-konkurs-provodit-upravlenie-obespecheniya-municipalnogo-zakaza-administracii-purovskogo-rajona-municipalnij.html
  • control.bystrickaya.ru/dvizhushie-mehanizmi-razvitiya-kompanii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-organizaciya-prodazh-v-oblasti-informacionnih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/31-dekabrya-2009-goda-chetverg-nerazgadannaya-tajna-vostoka.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-programma-po-russkomu-yaziku-s-metodikoj-prepodavaniya-sostavlena-na-osnove-uchebnih-programm-po-sovremennomu-russkomu-yaziku-istorii-yazika-teorii-i-metodiki-p.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diagramma-semej-obuchayushihsya-mou-krivosheinskaya-sosh.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b3v2-logopedicheskij-praktikum-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tak-feliks-boyarchik-nezhdanno-negadanno-ugodil-v-plen-hotya-izo-vsej-sili.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-pravoslavnoj-kulture-dlya-10-11-klassov-razrabotana-na-osnove-avtorskoj-programmi-uchebnogo-predmeta-pravoslavnaya-kultura-dlya-srednih-obsheobrazovatelnih-shkol-gimnazij-i-liceev.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yuliana-budai-prezentaciya-master-klassov-tekushego-dnya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oral-exercises-to-the-texts-unit-i.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-56-kapitalnie-vlozheniya-lekciya-5-kapitalnie-vlozheniya-istochniki-i-formi-ih-finansirovaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/beg-na-orientir-voenno-sportivnaya-igra-zarnica-dlya-shkolnikov-bila-chastyu-kompleksnoj-programmi-patrioticheskogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-organizacionnih-meropriyatij-territorialnogo-otdela-upravleniya-rospotrebnadzora-po-respublike-buryatiya-v-barguzinskom-rajone-na-2012-god-.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-rossijskogo-tamozhennogo-tarifa.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/otchyotnost-v-excel.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-i-novgorodcev-ob-obshestvennom-ideale-stranica-20.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kompleksnoe-i-racionalnoe-ispolzovanie-sirya.html
  • spur.bystrickaya.ru/mertvie-partijnie-dushi-socstrah-trebuet-proizvesti-indeksaciyu-detskih-posobij.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-shkala-sobitij-na-aes-magate-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-radiacionnogo-kontrolya-na.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekologicheskie-zapovednie-territorii-i-lyudi.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-5-proekti-sozdaniya-marksistski-orientirovannoj-psihologii-knkornilov-i-lsvigotskij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-ochnogo-otdeleniya-obuchayushihsya-po-specialnosti-0-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nozemn-nvestic-v-ukran.html
  • klass.bystrickaya.ru/average-skolzyashaya-srednyaya-professionalnoe-investirovanie-obichno-svoditsya-k-voprosu-nahozhdeniya-horoshej-stoimosti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-2-deyatelnost-soveta-obshestvennoj-palati-o-deyatelnosti-obshestvennoj-palati-goroda-yaroslavlya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-2000-538-s-seriya-koncepcii-stranica-35.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-ocenki-effektivnosti-proizvodstva-i-realizacii-produkcii-energeticheskogo-mashinostroeniya-chast-11.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-relevantnost-i-socialnaya-nisha-psihologii-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dejstvuyushego-na-osnovanii-ustava-s-drugoj-storoni-dalee-po-tekstu-storoni-zaklyuchili-nastoyashij-dogovor-dalee-po-tekstu-dogovor-o-nizhesleduyushem.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-12-s-otchet-po-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatiyah-gorodskoe-hozyajstvo-fem-tgasu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-x-istorii-kotorih-ne-moglo-bit.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-v-sidorov-buryatskij-nauchnij-centr-sibirskogo-otdeleniya-ran.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-obuchayushiesya-yuzhnogo-federalnogo-universiteta-i-obshie-polozheniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-100-499-ch-programmi-bolee-500-ch-24-programmi-menee-72-ch-art-terapevticheskie-tehniki-v-obrazovatelnom.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-provedenii-konkursa-v-rezerv-professionalnih-direktorov-i-professionalnih-revizorov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.