.RU

Урок по русскому языку Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»


Открытый урок

по русскому языку


Сочинение по картине

И.И. Шишкина

«Утро в сосновом лесу»





4 класс

Система: Л.В. Занкова

Учитель: Т.Б. Тарасова


СОЧИНЕНИЕ

По картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»


Цели:

  1. Обучать сочинению по картине по коллективно составленному плану.

  2. Развивать речь учащихся, способствовать развитию чувств и эмоций.

  3. Познакомить с творчеством И.И. Шишкина, воспитывать эстетический вкус.

^ ПЛАН УРОКА.

1. Подготовка к восприятию картины.

- Сегодня мы будем писать сочинение по картине известного русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина. В своих произведениях художник выразил огромную любовь к русской природе. Он сумел показать нам всю красоту, своеобразие, прелесть русского леса.

- Какие картины И.И. Шишкина вы можете назвать? («Рожь», «Корабельная роща» и др.)

-Кто из вас бывал ранним утром в лесу? Что особенно интересного вы там заметили? Представьте, что вы находитесь в густом лесу утром. Опишите ваше настроение и то, что вы видите вокруг. (Ребята делятся своими впечатлениями).

^ 2. Рассматривание картины.

На экране репродукция картины. Дети внимательно молча рассматривают её. (Можно под музыку Э.Грига).

3. Работа над заголовками.

Многие знают название картины, но предлагают свои заголовки: «Рассвет в лесу», «Веселая семейка», «Секреты старого леса», «Сказка старого леса», «Утренние игры медвежат» и т.д.

^ 4. Беседа по содержанию картины.

а) сравнение изобразительных средств художественного произведения и изобразительных средств живописи.

- Что вас привлекло, что заинтересовало в этой картине? (Медвежата, семья медведей, старый сосновый бор).

- Приходилось ли вам видеть медвежат? Опишите их. (Ребята рассказывают о своих впечатлениях).

Учитель читает отрывки из рассказов В. Бианки «Медвежонок» и Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство».

…«Медвежата веселые, борются по клетке лазят, барахтаются, кричат, пыхтят – мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые.»

…«Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка. Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки… Медвежонок тянет ней лапу. Лягушка делает в сторону большой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, медвежонок суёт туда лапу, отдергивает, трясет ею и с удивлением смотрит, куда же девался его новый приятель…

Я не могу оторвать глаз – до чего же хорош. Такой с виду мягонький, толстый неповоротливый… Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с кутенком. Не вериться, что это дикий зверь…»

- Какими вы представляете медвежат после чтения этих отрывков? (Веселые, неугомонные, наблюдательные, мохнатые, косолапые, неповоротливые…)

_ А теперь посмотрите, какими их изображает художник. Где они играют? Что делают? (Ребята делятся своими впечатлениями).

- А сейчас открою я вам секрет. Шишкин замечательный художник-пейзажист. А вот нарисовать медведей у него никак не получалось. Животных рисуют художники специальные. Как их называют? (художники-анималисты). Так вот помог Шишкину нарисовать мишек его друг - художник Савицкий.

б) работа над образом соснового леса.

- Давайте посмотрим, где играют медвежата. Каким художник показывает нам лес? (Медвежата играют на старой сосне, ей сломало бурей, ствол расщеплен, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор.)

- Послушайте описание соснового леса у И. Соколова-Микитова.

- Постарайтесь запомнить слова, которые помогут вам описать лес на картине Шишкина.

… «Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь, бывало, по старому сосновому бору – точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головою стволы старых деревьев. Через высокие, унесшиеся в небо, зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землею. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, прогремит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины».

- Что общего и чем отличаются сосновый бор у И.Соколова-Микитова и И.Шишкина? (Высокие вершины, унесшиеся в небо, солнечные лучи, которые играют на стволах старых сосен, тишина в старом бору).

- А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? (Здесь могут играть беззаботно медвежата, сюда не ступала нога человека).

- Что вас поражает в этом лесу? (Сосны высокие, могучие, у них прямые стволы, покрытые серой корой. Ветки – раскидистые, похожи на зеленый шатёр).

На доске записываются имена прилагательные, характеризующие лес и сосны:

^ Лес – густой, непроходимый, таинственный, сказочный.

Сосны – вековые, раскидистые, могучие, прямые, уставшие, золотистые.

- В какое время дня художник изобразил медвежат? (В раннее солнечное утро) – запись на доске.

- Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине?

^ Небо. Покрыто нежными розовыми облаками.

Лучи солнца. Первые лучи солнца освещают вершины сосен и золотят их.

Заря. Розовеет заря.

Туман. Беловатый туман поднимается из оврага.

в) работа по выявлению настроения, вызванного картиной.

- Какие чувства вызывает у людей раннее солнечное утро в лесу? (Чувства радости, бодрости, спокойствия, прилив сил).

- Как художник показал это в своей картине? Какие цвета, теплые или холодные преобладают в картине? (Все оттенки теплых цветов вызывают чувство радости).

5. Коллективное составление плана сочинения.

Учащиеся предлагают свои варианты плана. После их обсуждения план записывается на доске.

ПЛАН.

  1. Наступление утра в сосновом бору.

  2. Лесная глушь.

  3. Мохнатая семейка.

  4. Моё отношение к картине.


6. Составление устного рассказа по плану.

На картине Шишкина я вижу утро в сосновом лесу. Утро раннее солнечное. Поднимается беловатый туман. Солнце золотит верхушки деревьев. Лес густой и непроходимый. Некоторые сосны нежат на земле. Их сломала буря.

В центре картины трое медвежат и мама медведица. Медвежата шаловливые, маленькие, мохнатые веселятся на дереве. А один из них смотрит куда-то вдаль. Он самый любопытный. И т.д.

7. Работа над раскрытием замысла картины.

- Внимательно посмотрите ещё раз на картину. Перечитайте слова на доске.

- А как вы думаете, что же главное в этой картине?

(Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн).

8. Написание сочинений на черновике.

9. Сбор сочинений и редактирование учителем.

uroki-otca-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
uroki-otvazhnogo-uroki-otvazhnogo-24.html
uroki-penzenskih-uchitelej.html
uroki-po-istorii-horeograficheskogo-iskusstva.html
uroki-proforientacii-dlya-studentov-i-shkolnikov.html
uroki-publicisticheskogo-masterstva-marietti-shaginyan-chast-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/moralnaya-statistika-ili-statistika-prestupnosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-dolzhen-bit-napisan-svoimi-slovami.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prodolzhaem-gosudarstvennij-kredit.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauka-znajka-na-lune-bibliograficheskij-ukazatel-prednaznachen-kak-dlya-specialistov-tak-i-dlya-shirokogo-kruga.html
  • report.bystrickaya.ru/kinotorgovaya-kompaniya-volga-predstavlyaet-film-mishelya-hazanavichyusa-artist.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-outline-3d-dlya-ustanovki-programmnogo-obespecheniya-vam-neobhodimo-ustanovit-programmu-directx-eyo-mozhno-besplatno-skachat-s-sajta.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponyattya-vidi-pravovih-norm-chast-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/politicheskaya-ekonomiya-v-dejstvii-tri-klyuchevie-zadachi-iz-m-m-nazarov-massovaya-kommunikaciya-v-sovremennom.html
  • grade.bystrickaya.ru/novie-vpechatleniya-kniga-kotoruyu-vi-chitatel-derzhite-v-rukah-posvyashena-opisaniyu-nablyudenij-za-povedeniem-delfinov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sut-reklami.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-analiz-deyatelnosti-priemnih-otdelenij-klinik-okazivayushih-medicinskuyu-pomosh-bolnim-s-ekstrennoj-patologiej.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/troe-detej-pogibli-pri-pozhare-v-zapertom-dome-v-chelyabinskoj-oblasti-informacionnoe-agentstvo-susanin-23012012.html
  • turn.bystrickaya.ru/operaciya-realizaciya-nezhilogo-pomesheniya-ili-kvartiri-poluchennogo-po-dogovoru-prostogo-tovarishestva.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-uroka-taras-grigorevich-shevchenko-i-russkaya-kultura.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-priglashenie-kraevogo-festivalya-konferencii-novij-uchitel-novaya-shkola-26-aprelya-2012-g.html
  • bystrickaya.ru/vidi-effektov-nemnogo-teorii.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-nauka-v-rossii-xx-stoletiya-problemi-teorii-i-istorii-stranica-44.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kazachya-vera-klejmenovih-shegolkovih-ih-zemlyakov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-elektronnaya-plata-v48k151-3-kniga-predstavlyaet-soboj-horosho-strukturirovannoe-posobie-spravochnik-dlya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-upravleniya-innovacionnimi-proektami.html
  • school.bystrickaya.ru/dostizheniya-pedagogicheskih-rabotnikov-publichnij-doklad-municipalnogo-avtonomnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-ege-po-matematike-za-5-let-programma-razvitiya-shkoli-shkola-stanovleniya-vsestoronnej-lichnosti-rebyonka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nazvanie-territorii-sovetskij-obshee-kolichestvo-obrazovatelnih-uchrezhdenij-osnovnogo-i-srednego-obrazovaniya-12.html
  • books.bystrickaya.ru/elektronnie-tablici-excel.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-prilozheniya-obshej-teorii-organizacii-monografiya-posvyashena-razvitiyu-i-sistematicheskomu-izlozheniyu.html
  • composition.bystrickaya.ru/pesn-dvenadcataya-dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-disciplinarnih-prostupkah-i-vziskaniyah-i-polozheniya-obshie-st-1-7.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-2-finansi-rabochaya-programma-disciplini-modulya-finansi-i-kredit.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-ob-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-akcionernie-obshestva--1-osnovnie-polozheniya-ob-akcionernih-obshestvah.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/69-obyavlenie-nachalnika-policii-bezopasnosti-isd-o-rasstrele-krestyanina-roberta-brakmanisaza-proslushivanie-radioperedachi.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-prestuplenie-ili-vopros-stroitelstva-oboronitelnih-rubezhej-pod-kazanyu-1941-1942-gg-kazanskij-obvod-chast-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zapadno-sibirskij-bank-maryanovskoe-otdelenie-n-2479-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2003-goda.html
  • bystrickaya.ru/vopros-proshu-okazat-yuridicheskuyu-konsultaciyu-nuzhna-li-licenziya-rabotniku-prinimaemomu-na-sklad-gde-hranyatsya-medikamenti-otvet.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-akcii-45-rub-dohodnost-risku-investirovaniya-v-akciyu-15-viplachivaetsya-dividend-2-rub-temp-prirosta-dividenda-postoyannij-opredelit-temp-prirosta-dividenda-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.