.RU

Урок по изучению романа И. А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению образу Обломова (1-8 главы романа)


Представленная мастерская предназначена для 10-го класса общеобразовательной школы. Это второй урок по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению образу Обломова (1-8 главы романа)


Тип урока: мастерская

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия, ленность жизни).

Задачи:

1. Познавательные:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

2. Развивающие:

Развитие внимания.

Развитие мышления.

Развитие воображения.

Развитие устной речи.

3. Воспитательные:

Воспитание любви к урокам литературы.

Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Оборудование: Кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

^ Ход мастерской:

I. Индуктор

Слово учителя: И к нам опять на грани бытия

Приходит сон

Совсем не по заказу

Наш дерзкий друг

Насмешник и судья

Сон угостит сиреневым лимоном

Позволит незнакомку обнимать

Кольнет штыком

Качнет бесцеремонно

Над пропастью

Изменит – не узнать



Говорят, что человек более трети своей жизни проводит во сне. Так что же такое СОН? Что он значит для человека?

Задание: написать несколько ассоциаций со словом СОН



Ученики, самостоятельно распределившиеся по группам, работают с ассоциациями.

Идет обсуждение ассоциаций, обмен мнениями.

-Беседа (о традиции использования сна в литературе): Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева.

«Баллады» В. Жуковского.


Да, вы абсолютно правы. А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

А давайте подумаем, в чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

2.Реконструкция (из полученных разрозненных частей создается целое новое явление. представление, которое необходимо предъявить всем участникам мастерской

-Давайте и мы с вами перенесемся в тот благословенный уголок земли. Из начала 9 главы выпишите , пожалуйста, эпитеты и ключевые слова, которые могут характеризовать Обломовку и авторское отношение к ней.

Ученики выделяет эпитеты и значимые слова, остальные дополняют его: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

3. Социализация.

Ученики обсуждают выписанные ими эпитеты и слова, высказывают свое мнение и жизни в Обломовке. Группы разделяются во мнениях на два полярных лагеря: одни считают, что жизнь в Обломовке скучна и монотонна, другие – жизнь в Обломовке спокойствие и радость.

4. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем)

- Просмотр отрывков из кинофильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

- Дайте каждому эпизоду название

Любопытство Илюши.

Бесхозяйственность обломовцев.

Всеобъемлющий сон подобный смерти.

Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Молитва.

5 «Разрыв»

Ученикам предлагается нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а другой – моментов негативных, отрицательных. А для того, чтобы им легче было выделять аспекты, учитель предлагает обратить внимание на 3 сферы:

Картина мира.

Философия жизни.

Воспитание ребенка.

Социализация. Каждая группа, опираясь на текст произведения, пытается доказать свою точку зрения.

«+» обломовской жизни

«-» обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»



Общая рефлексия.

Мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете

.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Предлагается ответить на этот вопрос 2-мя способами:

-написание синквейна «Обломовка»

-Опираясь на статьи критиков, ответить на вопрос: «Обломовка будет стоять вечно?»

бломовка" синквейна "а этот вопрос 2-мя способами:

е новых проблем)ке скучна и монотонна, другие - жизнь и авторское

urok-razvitiya-rechi-provedennij-v-7-klasse-tema-uroka.html
urok-razvitiya-rechi-tema-podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine-v-a-tropinin-kruzhevnica.html
urok-razvitiya-rechi-v-5-klasse-klass-s-etnokulturnim-komponentom-obucheniya.html
urok-razvitiya-rechi-v-6-klasse-tema-sochinenie-opisanie-s-elementami-povestvovaniya-tvorcheskaya-laboratoriya.html
urok-razvitiya-rechi-v-8-klasse.html
urok-razvivayushego-obucheniya-po-teme-drevnyaya-finikiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-prikaz-13-07-2006-490-ob-utverzhdenii-i-vvode-v-dejstvie-standarta-oao-rao-ees-rossii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-dokumentalnom-oformlenii-komandirovki-obshie-polozheniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predstavlenie-dannih-v-evm-konspekt-lekcij-elektronno-vichislitelnie-mashini-i-kompyuternie-seti-po-kursu-organizaciya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-s-chabanova-l-l-malkova-nauchnij-k-e-n-docent.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vozzvanie-gorodskogo-komiteta-oboroni-vozglavlyaemogo-sekretarem-stalingradskogo-obkoma-tovarishem-chuyanovim-a-s.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-7planirovanie-kontrol-i-organizaciya-marketinga-marketingovaya-sreda-kak-predmet-issledovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regionalnij-predstavitel-g-orenburg-grafik-obrazovatelnih-meropriyatij-sentyabr-dekabr-2010-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/ramowy-program-zaj-z-pnjr-i-i-ii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-16-8-novie-fizkulturno-sportivnie-vidi-gidroaerobika-specialnost.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-prednaznacheno-dlya-psihologov-socialnih-pedagogov-psihiatrov-i-teh-kto-interesuetsya-ih-deyatelnostyu-oglavlenie-stranica-24.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovi-tilovogo-obespecheniya-tankovih-chastej-i-podrazdelenij-chast-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-v-raj-dyavola-istennie-gallyucinacii-ili-bil-o-neobiknovennih-priklyucheniyah-avtora-v-dyavolskom-rayu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/iskusstvo-drevnego-egipta-novoe-carstvo.html
  • report.bystrickaya.ru/i-analiz-sostoyaniya-turizma-tyumenskoj-oblasti-strategiya-razvitiya-turizma-na-territorii-tyumenskoj-oblasti-na-period.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-s-holzakov-gosudarstvennij-nauchno-issledovatelskij-institut-sistemnogo-analiza-schetnoj-palati-rossijskoj-federacii.html
  • university.bystrickaya.ru/geoinformacionnaya-sistema-kontrolya-i-upravleniya-obektami-i-territoriyami-gosudarstva-kudelkin-v-a.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-predmet-i-metod-ekonomicheskoj-istorii-mesto-ekonomicheskoj-istorii-v-sisteme-ekonomicheskih-disciplin-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-tretej-stupeni-obucheniya-socialno-ekonomicheskij-profil-10-klass-a-.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-metodika-ocenki-kachestva-obrazovatelnoj-deyatelnosti-rabotnikov-prikaz-ot-2-noyabrya-2009-goda-902-ob-utverzhdenii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/testi-po-discipline-sebestoimost-perevozok-na-zheleznih-dorogah-dlya-studentov-5-kursa-specialnosti-ztb.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odesskih-katakomb-stranica-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/mnsterstvo-osvti-nauki-ukrani.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-obnaruzheniyu-i-oboznacheniyu-rajonov-podvergshihsya-radioaktivnomu-himicheskomu-biologicheskomu-i-inomu-zarazheniyu-krasnoyarsk-2008-god.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskoe-vremya-vechernyaya-moskva-02082010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-2-avgusta-2010-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-naimenovanie-kursa-predmeta-disciplini-11-klass-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nashego-uroka-russkaya-kultura-v-pervoj-polovine-hih-v-chast-materiala-budet-izlozhena-mnoyu-chast-dokladchikami.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-kaznachejskoj-sistemi-ispolneniya-byudzheta-chast-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/let-20-23-odet-v-rvanie-modnie-dzhinsi-s-pugovicami-na-zadnih-karmanah-i-v-chernuyu-futbolku-na-nej-risunok-karti-metropolitena-g-moskvi-krossovki-kachestvennie-no-ne-ochen-dorogie-neglamurnij-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-francuzskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/toponimi-kak-sredstva-stilistiki-anglijskogo-yazika-chast-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-sohraneniya-energii-v-termodinamike-pervij-zakon-termodinamiki-zakon-sohraneniya-energii-dlya-teplovih-processov-ustanavlivaet-svyaz-mezhdu-kolichestvom-teplotiq.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-organam-mestnogo-samoupravleniya-po-realizacii-federalnogo-zakona-ot-6-oktyabrya-2003-g-n-131-fz-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/normativnie-postanovleniya-verhovnogo-suda-respubliki-kazahstan-stranica-31.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-4-obezbolivanie-v-terapevticheskoj-stomatologii-dlya-internov-chast-i-terapevticheskaya-stomatologiya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ved1-ayauli-altin-stazim-sostavili-iskandirova-t-n-direktor-oblastnogo-doma-detej-i-yunoshestva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.