.RU

Урок по изучению романа И. А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению образу Обломова (1-8 главы романа)


Представленная мастерская предназначена для 10-го класса общеобразовательной школы. Это второй урок по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению образу Обломова (1-8 главы романа)


Тип урока: мастерская

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия, ленность жизни).

Задачи:

1. Познавательные:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

2. Развивающие:

Развитие внимания.

Развитие мышления.

Развитие воображения.

Развитие устной речи.

3. Воспитательные:

Воспитание любви к урокам литературы.

Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Оборудование: Кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

^ Ход мастерской:

I. Индуктор

Слово учителя: И к нам опять на грани бытия

Приходит сон

Совсем не по заказу

Наш дерзкий друг

Насмешник и судья

Сон угостит сиреневым лимоном

Позволит незнакомку обнимать

Кольнет штыком

Качнет бесцеремонно

Над пропастью

Изменит – не узнать



Говорят, что человек более трети своей жизни проводит во сне. Так что же такое СОН? Что он значит для человека?

Задание: написать несколько ассоциаций со словом СОН



Ученики, самостоятельно распределившиеся по группам, работают с ассоциациями.

Идет обсуждение ассоциаций, обмен мнениями.

-Беседа (о традиции использования сна в литературе): Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева.

«Баллады» В. Жуковского.


Да, вы абсолютно правы. А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

А давайте подумаем, в чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

2.Реконструкция (из полученных разрозненных частей создается целое новое явление. представление, которое необходимо предъявить всем участникам мастерской

-Давайте и мы с вами перенесемся в тот благословенный уголок земли. Из начала 9 главы выпишите , пожалуйста, эпитеты и ключевые слова, которые могут характеризовать Обломовку и авторское отношение к ней.

Ученики выделяет эпитеты и значимые слова, остальные дополняют его: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

3. Социализация.

Ученики обсуждают выписанные ими эпитеты и слова, высказывают свое мнение и жизни в Обломовке. Группы разделяются во мнениях на два полярных лагеря: одни считают, что жизнь в Обломовке скучна и монотонна, другие – жизнь в Обломовке спокойствие и радость.

4. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем)

- Просмотр отрывков из кинофильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

- Дайте каждому эпизоду название

Любопытство Илюши.

Бесхозяйственность обломовцев.

Всеобъемлющий сон подобный смерти.

Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Молитва.

5 «Разрыв»

Ученикам предлагается нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а другой – моментов негативных, отрицательных. А для того, чтобы им легче было выделять аспекты, учитель предлагает обратить внимание на 3 сферы:

Картина мира.

Философия жизни.

Воспитание ребенка.

Социализация. Каждая группа, опираясь на текст произведения, пытается доказать свою точку зрения.

«+» обломовской жизни

«-» обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»



Общая рефлексия.

Мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете

.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Предлагается ответить на этот вопрос 2-мя способами:

-написание синквейна «Обломовка»

-Опираясь на статьи критиков, ответить на вопрос: «Обломовка будет стоять вечно?»

бломовка" синквейна "а этот вопрос 2-мя способами:

е новых проблем)ке скучна и монотонна, другие - жизнь и авторское

urok-razvitiya-rechi-provedennij-v-7-klasse-tema-uroka.html
urok-razvitiya-rechi-tema-podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine-v-a-tropinin-kruzhevnica.html
urok-razvitiya-rechi-v-5-klasse-klass-s-etnokulturnim-komponentom-obucheniya.html
urok-razvitiya-rechi-v-6-klasse-tema-sochinenie-opisanie-s-elementami-povestvovaniya-tvorcheskaya-laboratoriya.html
urok-razvitiya-rechi-v-8-klasse.html
urok-razvivayushego-obucheniya-po-teme-drevnyaya-finikiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/simvoli-i-metafori-v-poezii-sh-bodlera-chast-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uvazhaemaya-redakciya-izvestiya-21122005-233-str-6-pervij-kanal-novosti-20-12-2005-neroznak-vsevolod-09-00-13.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-proektnie-predlozheniya-po-socialno-ekonomicheskomu-razvitiyu-rajona-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-truda-dolzhen-imet.html
  • reading.bystrickaya.ru/krishi-promishlennih-zdanij-mezhduetazhnie-perekritiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-oop.html
  • write.bystrickaya.ru/fond-ocenochnih-sredstv-po-uchebnoj-discipline-epidemiologiya.html
  • student.bystrickaya.ru/22-detskaya-bednost-po-dohodam-otchet-o-podgotovke-doklada-o-polozhenii-detej-v-rossii-etap-1.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-nato-po-katalogizacii-stranica-14.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizkulturno-ozdorovitelnij-kompleks-vse-uslugi-platnie-poetomu-nashimi-uchashimisya-malo-poseshaemij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tamozhennaya-stoimost-chast-9.html
  • reading.bystrickaya.ru/mchs-gotovitsya-k-pavodku-informacionnoe-agentstvo-yarnovosticom-16022011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-17-fevralya-2011-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-strategicheskie-napravleniya-celi-i-zadachi-celevie-indikatori-meropriyatiya-i-pokazateli-rezultatov-deyatelnosti-apparata-akima-akmolinskoj-oblasti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-filosofiya-na-temu-filosofiya-krug-ee-problem-i-rol-v-zhizni-obshestva.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shema-regulirovaniya-podachi-4h-stupenchatogo-kompressora-s-vklyucheniem-tehnologicheskogo-oborudovaniya-posle-2-oj-i-4-oj-stupenej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-2-predposilki-lisenkovshini-i-formirovaniya-sovetskoj-sistemi-upravleniya-naukoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyazi-naseleniya-kubani-i-chernomorya-s-yuzhnimi-slavyanami-v-konce-xviii-nachale-xx-vekov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhiznennaya-perspektiva-i-cennostnie-orientacii-lichnosti55-e-i-golovaha-lev-kulikov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-kursadiscipliniyunita-obshaya-harakteristika-uchebnoj-programmi-po-specialnosti-5v071300-transport-transportnaya.html
  • bystrickaya.ru/vidi-administrativnih-vziskanij-chast-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prognoziruemie-rezultati-programma-razvitiya-mou-sosh-4-mo-verhnij-tagil-na-2008-2013-god.html
  • notebook.bystrickaya.ru/heposredstvennaya-amortizaciya-1-obshie-principi-psihologicheskoj-borbi-legkie-dlya-ponimaniya-i-primeneniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-izdanie-6-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe-rostov-nd-feniks-2003-576-s-seriya-visshaya-shkola-bbk-a5ya72-1-stranica-28.html
  • writing.bystrickaya.ru/avdonin-viktor-vasilevich.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-mehanizm-upravleniya-realizaciej-programmi-opisanie-sistemi-upravleniya-i-monitoringa.html
  • education.bystrickaya.ru/21-metodologiya-vopts-pilotnaya-programma-adaptacii-k-izmeneniyu-klimata-komponent.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskij-otchet-ob-ispolnenii-programmi-razvitiya-obrazovaniya-v-altajskom-rajone-na-2006-2010-gg-utverzhdena-24-dekabrya-2006-goda-reshenie-137-celevie-indikatori-i-pokazateli-programmi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-reklamnim-materialam-original-maketam-predostavlyaemim-dlya-publikacii-v-izdaniyah-izdatelstva-domino.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12informacionnie-seti-klassifikacii-i-harakteristiki-hosti-sistemi-i-tehnologii-kollektivnogo-dostupa-k-informacionnim.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-naperegonki-so-smertyu-viktor-yurevich-kuvshinov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/restateru-ot-20012011-v-2010-godu-chislennost-kompanij-chlenov-gud-uvelichilas-na-20.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-regionalnoj-sessii-prakticheskogo-konsaltinga-innovacionnij-biznes-i-venchurnoe-finansirovanie-put-k-razvitiyu-i-uspehu.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-10-elektronnaya-podpis-posvyasheniya-i-blagodarnosti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskie-sredstva-obucheniya-i-d-dolgij-avtomatika-svyaz-informatika-2010-c-25-27.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.