Урок по изучению романа И. А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению образу Обломова (1-8 главы романа)
.RU

Урок по изучению романа И. А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению образу Обломова (1-8 главы романа)


Представленная мастерская предназначена для 10-го класса общеобразовательной школы. Это второй урок по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению образу Обломова (1-8 главы романа)


Тип урока: мастерская

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия, ленность жизни).

Задачи:

1. Познавательные:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

2. Развивающие:

Развитие внимания.

Развитие мышления.

Развитие воображения.

Развитие устной речи.

3. Воспитательные:

Воспитание любви к урокам литературы.

Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Оборудование: Кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

^ Ход мастерской:

I. Индуктор

Слово учителя: И к нам опять на грани бытия

Приходит сон

Совсем не по заказу

Наш дерзкий друг

Насмешник и судья

Сон угостит сиреневым лимоном

Позволит незнакомку обнимать

Кольнет штыком

Качнет бесцеремонно

Над пропастью

Изменит – не узнать



Говорят, что человек более трети своей жизни проводит во сне. Так что же такое СОН? Что он значит для человека?

Задание: написать несколько ассоциаций со словом СОН



Ученики, самостоятельно распределившиеся по группам, работают с ассоциациями.

Идет обсуждение ассоциаций, обмен мнениями.

-Беседа (о традиции использования сна в литературе): Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева.

«Баллады» В. Жуковского.


Да, вы абсолютно правы. А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

А давайте подумаем, в чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

2.Реконструкция (из полученных разрозненных частей создается целое новое явление. представление, которое необходимо предъявить всем участникам мастерской

-Давайте и мы с вами перенесемся в тот благословенный уголок земли. Из начала 9 главы выпишите , пожалуйста, эпитеты и ключевые слова, которые могут характеризовать Обломовку и авторское отношение к ней.

Ученики выделяет эпитеты и значимые слова, остальные дополняют его: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

3. Социализация.

Ученики обсуждают выписанные ими эпитеты и слова, высказывают свое мнение и жизни в Обломовке. Группы разделяются во мнениях на два полярных лагеря: одни считают, что жизнь в Обломовке скучна и монотонна, другие – жизнь в Обломовке спокойствие и радость.

4. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем)

- Просмотр отрывков из кинофильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

- Дайте каждому эпизоду название

Любопытство Илюши.

Бесхозяйственность обломовцев.

Всеобъемлющий сон подобный смерти.

Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Молитва.

5 «Разрыв»

Ученикам предлагается нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а другой – моментов негативных, отрицательных. А для того, чтобы им легче было выделять аспекты, учитель предлагает обратить внимание на 3 сферы:

Картина мира.

Философия жизни.

Воспитание ребенка.

Социализация. Каждая группа, опираясь на текст произведения, пытается доказать свою точку зрения.

«+» обломовской жизни

«-» обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»



Общая рефлексия.

Мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете

.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Предлагается ответить на этот вопрос 2-мя способами:

-написание синквейна «Обломовка»

-Опираясь на статьи критиков, ответить на вопрос: «Обломовка будет стоять вечно?»

бломовка" синквейна "а этот вопрос 2-мя способами:

е новых проблем)ке скучна и монотонна, другие - жизнь и авторское

urok-razvitiya-rechi-provedennij-v-7-klasse-tema-uroka.html
urok-razvitiya-rechi-tema-podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine-v-a-tropinin-kruzhevnica.html
urok-razvitiya-rechi-v-5-klasse-klass-s-etnokulturnim-komponentom-obucheniya.html
urok-razvitiya-rechi-v-6-klasse-tema-sochinenie-opisanie-s-elementami-povestvovaniya-tvorcheskaya-laboratoriya.html
urok-razvitiya-rechi-v-8-klasse.html
urok-razvivayushego-obucheniya-po-teme-drevnyaya-finikiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhregionalnaya-associaciya-obshestvennih-obedinenij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vospominanie-bojca-viktor-verstakov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-16-ekonomicheskaya-sistema-smelzer-n-sociologiya-s50-sociologiya-per-s-angl.html
  • report.bystrickaya.ru/httplib-strangereality-info-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/arhmed.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-attestacionnoj-komissii-dlya-provedeniya-gosudarstvennojitogovoj-attestacii-vipusknikov-kornouhovskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-obshie-polozheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-muzikalnoj-kulturi-hakasii-ee-vzaimodejstvie-i-vzaimoobogashenie-s-russkoj-muzikalnoj-kulturoj-chast-14.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/-2tehnicheskoe-osvidetelstvovanie-tehnicheskij-reglament-ekspluatacii-atomnih-stancij.html
  • institut.bystrickaya.ru/tovarovedcheskaya-harakteristika-i-potrebitelskaya-ocenka-meda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovnie-tendencii-i-mehanizmi-razvitiya-nachalnogo-i-srednego-zhenskogo-obrazovaniya-v-zapadnih-guberniyah-rossijskoj-imperii-vtor-pol-hih-v-1917-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/kulturno-obrazovatelnaya-deyatelnost-otchet-o-rabote-permskogo-kraevogo-muzeya-za-2007-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-uspevaemosti-za-2009-2010-uchebnij-god-sravnitelnij-analiz-kachestvennoj-uspevaemosti-po-uchitelyam-za-3-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-obucheniya-inoyazichnoj-elektronnoj-kommunikacii-na-osnove-telekommunikacionnih-proektov-v-neyazikovom-vuze.html
  • znanie.bystrickaya.ru/78-muzika-chvash-knizhnaya-respublikin-5-2011-letopis.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-trebovaniya-k-proizvodstvennim-zdaniyam-i-sooruzheniyam-gosudarstvennaya-sistema-sanitarno-epidemiologicheskogo-normirovaniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/papessa-ioanna-leo-taksil.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tyumenskaya-oblast-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metallurgicheskaya-promishlennost-finlyandii-harakterizuetsya-visokoj-stepenyu-pererabotki-sirya-ee-konechnoj-produkciej-yavlyayutsya-glavnim-obrazom-visokotehnologich.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klerkru-22032011-uchastie-v-nakopitelnoj-sisteme-pensij-mogut-sdelat-dobrovolnim.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-andersena-snezhnaya-koroleva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-v011700-aza-tl-men-debiet-mamanditarina-arnalan.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-upravlenie-prirodopolzovaniem-i-ohranoj-okruzhayushej-sredi.html
  • report.bystrickaya.ru/kartinka-12-bitie-svatovstvo-drevnih-evreev-dmitrij-bajda-elena-lyubimova-biblejskie-kartinki-ili-chto-takoe.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-3-klassa-po-proektu-perspektivnaya-nachalnaya-shkola-edalinoj-tatyani-anatolevni-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/podgruppa-ugleroda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obyazatelstva-storon-stranica-9.html
  • lesson.bystrickaya.ru/patopsihologicheskie-sindromi-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-3-alhimiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-mozhet-li-sbitsya-filosofskij-razum-kulturi-dialogika-poznayushego-razuma.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-ch2-276-82-voprosa-90-rublej-ishite-testi-ne-tolko-po-nazvaniyam-no-i-po-soderzhaniyu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-18-osobennosti-voli-umstvenno-otstalih-shkolnikov-praktikum-po-psihologii-umstvenno-otstalogo-rebenka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mihail-tumanishvili-stranica-14.html
  • nauka.bystrickaya.ru/umberto-eko-mayatnik-fuko-stranica-47.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-tvorcheskih-rabot-yantarnie-zvezdi-yurij-gagarin-pervij-kosmonavt-planeti-zemlya.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezotericheskoe-rassuzhdeniya-o-karme-otdelnogo-cheloveka-i-chelovecheskogo-razvitiya-znachenie-okolozemnih-nebesnih-tel-dlya-zhizni-cheloveka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.