.RU

Урок исследование в 10 классе


Многообразие морских биогеоценозов.


Урок – исследование в 10 классе.


З а д а ч и :


образовательные: познакомить учащихся с многообразием морских биогеоценозов ; с основными представителями живых организмов и их ролью в морских биогеоценозах, Мировом океане и биосфере в целом;

развивающие: продолжить работу по развитию умений работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли, находить ответы на вопросы; составлять цепи и сети питания;

воспитательные: продолжить работу по формированию экологических понятий.

Форма проведения урока : групповая самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала.


Оборудование: таблица «Биосфера», на столах у учащихся : конверты с карточками с изображением организмов, алгоритмы действий, краткие описания организмов, словари биологических терминов.

Компьютер. Мультимедиапроектор.


Ход урока.


  1. Актуализация знаний.

Каково значение Мирового океана? (Слайд -3)


  1. Изучение нового материала.



  1. Многообразие природных сообществ биосферы. Гидроценозы.


( Лекция )

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – исследование. Мы отправимся в экспедицию по изучению Мирового океана.

Все многообразие природных сообществ биосферы можно разделить на две группы (Слайд - 4)

Экосистемы



^ Водные Сухопутные

Гидроценозы ( 70 % ) Биогеоценозы ( 30 % )


В океанах с морями и их бассейнами содержатся разнообразные экосистемы, характеризующиеся своими абиотическими и биотическими особенностями. Поскольку установлено, что жизнь зародилась в воде, море – среда появления в древности первичных экосистем.

Поэтому морские организмы проявляют огромное разнообразие приспособлений, позволяющих им не только жить и перемещаться в водной среде, но и находить энергетически ценную пищу в огромном морском разнокачественном пространстве. (Слайд - 4)
Гидроценозы

Морские Пресноводные




Прибрежные Открытых вод Реки Озера Пруды

Болота


В водоемах существуют различные зоны жизни, населенные различными организмами и их сообществами.

^ Экологическая зональность водоемов (слайды - 5,6)обусловлена сменой условий существования организмов от поверхности в глубину водоема и от побережья к его открытым частям. В основе экологической зональности водоема лежат изменения факторов внешней среды (температура, освещенность, гидростатическое давление, газовый режим, рельеф дна, удаленность от берегов, трофические условия ) обусловливающие возможность выделения таких зон.

Для населенного организмами дна океанов и морей принято название бенталь, для толщи воды – пелагиаль, для приливно - отливной зоны – литораль.

Теперь мы отправимся с вами в экспедицию по изучению экологических зон Мирового океана. Ваша задача собрать необходимый материал и обработать его. Класс разделим на три группы. Каждая группа будет исследовать определенную экологическую зону. Группа, изучающая пелагиаль, по желанию может разделиться на подгруппы.


  1. ^ Изучение экологических зон Мирового океана.

( Групповая самостоятельная работа )


Алгоритм действий.


  1. Внимательно изучите предложенный вам теоретический материал об определенной экологической зоне. Запишите в тетрадь основные понятия.

  2. Вытащите из конверта 10 карточек с изображением организмов данной экологической зоны.

  3. Рассмотрите «выловленные» вами образцы организмов и познакомьтесь с их кратким описанием.

  4. Попытайтесь составить классификацию ваших образцов организмов.

  5. Составьте пищевую сеть данного биоценоза.

  6. На основании изученного вами материала сделайте вывод о роли «выловленных» вами организмов жизни данного биоценоза, а также о значении в Мировом океане и биосфере в целом.

  7. Используя изображения и краткие описания организмов, выясните приспособления к жизни в данных условиях.

  8. Составьте краткий отчет для выступления .




  1. Обсуждение и сравнение результатов работы разных групп.

( Выступления учащихся. Демонстрация слайдов )


Представители каждой группы дают краткий отчет о проделанной работе.

Отвечают на дополнительные вопросы:

  1. Какие антропогенные факторы влияют на жизнь обитателей поверхностного слоя воды?

  2. Какой образ жизни могут вести придонные животные? До какой глубины в группе бентоса могут встречаться растения?




  1. Почему гиганты киты приспособились питаться мелким планктоном?




  1. Десятки, сотни тысяч лет литоральная фауна приучалась переносить воздушную среду, приспосабливалась к существованию в ней. Но многие группы морских животных так и не смогли приспособиться к жизни на литорали. Почему?




  1. ^ Задание на дом. Выставление оценок.


Изучить «Многообразие водных биогеоценозов» стр. 107 – 110


Учебник. «Биология». 10 класс. Авторы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина. Москва. «Вентана - Граф». 2008 год.


Литература


  1. Биологический энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия» 1989 г

.

  1. Краткий зоологический словарь. Крапивный А.П., Радкевич В.А. Минск. «Вышэйная школа» 1982г.




  1. Жизнь животных. Т. 1,2,3,4 М. «Просвещение» 1968г.




  1. Общая биология. Учебник. 10 класс. Авторы: И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лющинина. М. «Вентана - Граф» 2002 г.




  1. Экология животных. 7 класс. В.Г. Бабенко . М. «Вентана - Граф» 2002 г.




  1. «Планктон». Янушкевич Л.В. Газета Первое сентября. Биология. 17, 18/ 1998

umk-anglijskij-v-fokuse-dlya-59-klassov-sostoit-iz-sleduyushih-komponentov.html
umk-dlya-gumanitarnih-specialnostej-ggpi-stranica-4.html
umk-himiya-filial-mou-sosh-26-p-kropachyovo-2010-2011-uchebnij-god.html
umk-mou-sosh-26-pgt-kropachyovo-na-2010-2011-uchebnij-god-stranica-2.html
umk-mou-sosh-26-pgt-kropachyovo-na-2010-2011-uchebnij-god.html
umk-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-49-na-2011-2012-uchebnij-god-stranica-3.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-tretego-soveshaniya-gruppi-druzej-sopredsedatelej-po-voprosam-otvetstvennosti-i-vozmesheniya-v-kontekste-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti-vvedenie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-1-tema-uroka-znakomstvo-so-sredoj-obektno-orientirovannogo-programmirovaniya.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennim-kazennim-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-realizuyushij-osnovnie-professionalnie-obrazovatelnie-programmi-sr.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mbou-gimnaziya-16-francuzskaya-stranica-10.html
  • writing.bystrickaya.ru/dvenadcatij-urok-i-a-koh-scenicheskoe-fehtovanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-iv-respublikanskoj-diagnostiki-obrazovatelnih-dostizhenij-uchashihsya-vipusk-4-izdatelstvo-biro-stranica-14.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dobrij-den-dorogie-rebyata-vi-rastete-poznayote-mir-i-u-vas-voznikaet-mnogo-voprosov-otkuda-zachem-pochemu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povishenie-stavki-zarabotnoj-plati-privelo-k-snizheniyu-predlozheniya-truda-domashnimi-hozyajstvami-eto-mozhet-imet-sleduyushie-prichini.html
  • desk.bystrickaya.ru/opasnij-metod-a-dangerous-method.html
  • writing.bystrickaya.ru/dizartriya-chast-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/praktika-sozdaniya-strategicheskih-alyansov-v-rossii.html
  • esse.bystrickaya.ru/prokuratura-v-primore-proveryaet-soobsheniya-smi-o-pozhare-v-zakaznike-leopardovij-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-22032012.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-discipline-ekonomicheskaya-teoriya-vklyuchayut-perechen-voprosov-po-osnovnim-razdelam-i-temam-prakticheskie-zadaniya-dlya-vipolneniya-na-seminarskih-zanyatiyah-v-pervom-semestre.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-265-tk-v-celom-povtoryaet-st-175-kzot-s-nekotorimi-redakcionnimi-izmeneniyami-i-utochneniyami-tak-upominaya-raboti-na-kotorih-zapreshaetsya-trud-nesovershennoletnih.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-territorialnie-finansi-uchebnoe-posobie-chast1-tambov-2004-udk.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-semejnogo-priema-igra-v-kegli-stranica-11.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-25-avgusta-2009-g-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-fizika-11-klass-bazovij-uroven-stranica-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-matematike-dlya-postupayushih-v-fgou-spo-kurskij-mediko-farmacevticheskij-kolledzh-ministerstva-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-rf.html
  • crib.bystrickaya.ru/klub-rolevih-igr-kentavr.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-venskij-kruzhok-uchebnoe-posobie-vvedenie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/ravnovesnoe-sostoyanie-zhelezouglerodistih-splavov-v-zavisimosti-ot-soderzhaniya-ugleroda-i-temperaturi-opisivaet-diagramma-sostoyaniya-zhelezo-uglerod-na-diagramm.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-kitajskij-dvorik.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-uroka-i-organizacionnij-moment-na-interaktivnoj-doske-pervaya-stranica-flipcharta-s-temoj-uroka-uchitel.html
  • student.bystrickaya.ru/4-dogovora-o-sotrudnichestve-gosudarstvennih-struktur-i-religioznih-obedinenij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-domashnee-zadanie-prezentaciya-po-biologii-na-zadannuyu-tematiku-15.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-festival-krapivi-ezhegodno-v-nachale-leta-v-sele-krapivna-chto-nedaleko-ot-tuli-provoditsya-mezhdunarodnij-festival-krapivi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-po-discipline-informatika.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhenshina-vesna-lyubov-prazdnichnoe-shou-k-8-marta-scenarii-k-prazdniku-8-marta.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-konferenciya-storon-stokgolmskoj-konvencii-stranica-18.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-kabardino-balkarii-podderzhali-detej-invalidov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-teme-deyaniya-apostolov-i-poslaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xvi-1-obshie-voprosi-mezhdunarodnoj-pravosubektnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/russkie-kalendarnie-vesennie-i-letnie-obryadi-i-prazdniki.html
  • tests.bystrickaya.ru/kollektivno-dolevoe-selskohozyajstvennoe-predpriyatie-seliger-fondi-arhiva-na-01-10-2011-g-po-spisku-fondov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blizkoe-opyanyayushee-yurij-grigorevich-yakovenko-raskopki-v-budushem-kto-idet-na-smenu-cheloveku-razumnomu-nauchno-fantasticheskaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.