.RU

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ - Выпуск 3 открытое образование екатеринбург кушва



^ УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ


Управление маркетингом является одним из новых направле­ний в деятельности руководителя ДОУ, хотя некоторые его ас­пекты реализуются в детских садах с давних пор. Например, осу­ществление работы с родителями или организация взаимодей­ствия с окружающими организациями. Однако изменение окру­жающей ситуации, преобразование деятельности ДОУ требуют осуществления управления маркетингом, т.е. его планирование, организацию и контроль.

В каждом детском саду осуществляется стратегическое, тактическое и оперативное планирование маркетинга, которое реализуется в тесной взаимосвязи с разработкой планов деятельности ДОУ в целом. Чаще всего в образовательных учреждениях маркетинговые планы не оформляются как отдельные документы, а включаются как направления (разделы) в план развития, годовой и оператив­ный планы работы.


^ Цель маркетинговой деятельности ДОУ № 59:

Реализация системы маркетинговых мероприятий направленных на оказание оздоровительных и образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья ( инвалидам)

Задачи:

- завоевание конкурентных преимуществ на рынке образова­тельных услуг;

- внедрение на рынок новой услуги для детей с ОВЗ;

- выстраивание общей стратегии деятельности по работе с детьми с ОВЗ с головным учреждением ДОУ №9


^ Маркетинговые стратегии ДОУ (разрабатывались исходя из общей стратегии деятельности ДОУ:

Стратегия в области услуг:

- сохранение лидерских позиций на рынке по представлению услуг для детей с ограниченными возможностями (дети-инвалиды);

^ В области ценообразования:

- минимизация средств на продвижение услуг.


Нами был проведен анализ опасностей и возможностей, исходящих от маркетинговой среды ДОУ, позволяющий определить преиму­щества и угрозы, которые несет внешнее окружение, и выявить собственные сильные и слабые стороны.

^ SWOT-анализ услуг ДОУ № 59

Возможности

Угрожающие факторы

^ Слабые стороны

Сильные стороны

1. Выявлен спрос на получение оздоровительных и образовательных услуг детьми-инвалидами и их родителями

1. Отсутствие стабильного финансирования на эту группу детей

Отсутствие помещения – отдельной группы для детей-инвалидов

Имеется возможность для открытия отдельного помещения пребывания детей-инвалидов

2. Желание родителей посещать ДОУ как кратковременно, так и постоянно

2. Основная часть
выявленных детей по состоянию здоровья могут посещать ДОУ только с кратковременным пребыванием

Отсутствие методических рекомендаций по работе с детьми с ограниченными возможностями

Созданы условия для оказания оздоровительных и образовательных услуг детям-инвалидам

3. Создание клуба для родителей детей с ограниченными возможностями




Отсутствие социального педагога

Отсутствие таких услуг в организациях города


В большинстве случаев организация маркетинговой деятель­ности осуществляется посредством включения в их оргструктуру отдела маркетинга, определения должностных обязанностей его членов и механизма координации их работы, взаимодействия с остальными функциональными подразделениями. Но очевидно, что детский сад – достаточно небольшая организация, и создание маркетингового подразделения со штатом служащих в нем невоз­можно по причине расширения масштаба управляемости в ДОУ («разбухания» оргструктуры), усложнения координации работы сотрудников ДОУ и увеличения финансовых затрат.

^ Выходом из сложившегося положения явилось распределение маркетинговых обязанностей между сотрудниками детского сада. Этот управленческий алгоритм нами представлен в форме таблицы, в которой по горизонтали раскрываются основные направления маркетинговой деятельности в ДОУ, а по вертикали – этапы при­нятия решения, что позволило определить степень учас­тия сотрудников ДОУ в осуществлении маркетинговой деятель­ности, механизм координирования их действий.


^ Администрация ДОУ

Воспитатели

Совет ДОУ

Анализ состояния мар­кетинговой среды ДОУ. Подготовка материалов для изучения воспита­телями запросов потре­бителей, их покупа­тельских характеристик

Изучение степени удов­летворения потребите­лей услугами ДОУ, их ожиданий и предпочте­ний

Утверждение результа­тов анализа маркетин­говой ситуации в ДОУ




Определение марке­тинговых целей ДОУ. Разработка альтерна­тивных маркетинговых стратегий ДОУ при участии инициативной группы воспитателей

Обсуждение предло­женных маркетинговых стратегий ДОУ

Рассмотрение и опреде­ление ведущей марке­тинговой стратегии ДОУ

Определение бюджета маркетинга в ДОУ

Разработка конкретно­го плана маркетинго­вых мероприятий (в рамках работы иници­ативной группы)

Рассмотрение проекта маркетинг-плана ДОУ

Согласование марктинг-плана с планами работы ДОУ

Ознакомление с марке­тинг-планом

Утверждение марке­тинг-плана ДОУ (стратегического и тактиче­ского)



^ Маркетинговые функции

Принятие

решения

Подго-товка решения

Участие в подготовке решения

^ Согласование решения

Исполнение решения

Контроль за испол-нением решения

Исследование маркетинговой среды

3

3

СтВ, В




3

СПДОУ

Изучение потребительских характеристик

3

СтВ

В

3

СтВ

3

Разработка по­литики предло­жения услуг

СПДОУ

СтВ

В

3

СтВ

СПДОУ

Разработка новых услуг

СПДОУ

Нр

СтВ, В

3

СтВ, Нр

СПДОУ

Ценообразование

3

3







3

3

Продвижение услуг ДОУ

3

СтВ

В




3

3



Примечание. СП ДОУ – совет педагогов ДОУ; СтВ – старший воспитатель; В – воспита­тель; 3 заведующая ДОУ; Нр – научный руководитель


^ Годовой план работы ДОУ на 2006-2007годы: маркетинговая деятельность



^ Основные задачи

Содержание деятельности

(мероприятия)

Сроки реализации

Ответственный/

участники

Изучить отно­шение родите­лей к деятель­ности ДОУ

Проведение маркетингового исследования (метод – анкетирования)

Ноябрь 2006г

Ст. воспита­тель

Выявить желающих на получение услуг ДОУ среди ро­дителей детей с ограниченными возможностями

Проведение маркетингового исследования (метод – анкети­рование)

Участие родителей и детей в родительской конференции, в новогодних праздниках

Сентябрь-ноябрь 2006г

Декабрь 2006г

Ст.воспита­тель/воспи­татели


Заведующая, ст.воспитатель

воспитатели

Подготовиться к оказанию в ДОУ новых ус­луг –
оздоровительных и развивающих

(создание условий)

Проведение маркетинговых ис­следований, направленных на изучение:

- возможностей ДОУ по ока­занию данной услуги;

- отношения потребителей к данной услуге, ее востребован­ность конкурентной ситуации на рынке, наличия услуги в ассор­тименте конкурирующих ДОУ. Разработка программы, определение потреби­тельских свойств услуги. Создание комплекса продвиже­ния услуги на рынок:

- оформление информацион­но-рекламного стенда;

- проведение презентации ус­луги для родителей; -


Декабря 2006г

Январь-май 2007г


Заведующая/ ст.воспитатель

Разработать комплекс маркетинго­вых меропри­ятий по про­движению оздоровительных и об­разовательных услуг ДОУ

Проведение родительских со­браний. Организация презентаций ос­новных и дополнительных услуг ДОУ. Размещение рекламных объяв­лений о деятельности сада в городской газете.

Связи с общественностью:

Рекламные буклеты в кабинеты детской городской поликлиники, другие ДОУ


В течение 2007-08 г

Ст. воспитатель

воспитатели





^ Контроль за маркетинговой деятельностью в ДОУ

Для успешной организации маркетинговой деятельности, по­мимо ее планирования и организации, я как руководитель детского сада осуществляю контроль. Именно контроль завершает цикл управления и одновременно является началом нового цикла. Кон­троль маркетинговой деятельности ДОУ осуществляется в соот­ветствии с годовым планом и может проводиться по следующим направлениям.

Анализ мнения потребителей и представителей окружения ДОУ

Цель – определить, насколько родители удовлетворены резуль­татами сотрудничества с детским садом, каким образом осуще­ствлялось взаимодействие с ОУ и ДОУ, поликлиникой и др. орга­низациями. Особое внимание уделяется предложениям, замечаниям, вы­рабатываются пути их удовлетворения. Результаты по данному направлению являются одними из ключевых!

В связи с тем что маркетинговая деятельность направлена на обеспечение удовлетворения запросов потребителей и признания ими деятельности ДОУ, очень важно следующее направление.

Анализ показателей продаж

Цель – выявить показатели приобретения родителями различ­ных услуг ДОУ и определить популярность услуг, спрогнозиро­вать изменение ассортиментной политики услуг ДОУ и т.д.

Анализ рыночной доли ДОУ

Цель – изучить конкурентную позиции ДОУ по отношению к другим. Данный показатель позволит определить, насколько уда­лось воспользоваться выгодной рыночной конъюнктурой, улуч­шить или сохранить свои позиции.

Анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж

Цель – оценить окупаемость затрат на организацию маркетин­говых мероприятий (финансовые, временные, человеческие). На­пример, проведение сравнительного анализа затрат на размеще­ние рекламы ДОУ в газете и объемом продаж. В случае если коли­чество родителей, желающих прибегнуть к услугам сада, не уве­личилось, необходимо задуматься о резонности использования данного средства продвижения в дальнейшем.

Анализ эффективности маркетинговой деятельности

Цель – изучить состояние реализации компонентов комплекса маркетинга:

- характеристик оказываемых в ДОУ услуг, определения уров­ня их качества (анализ политики предложения услуг);

Анализ удовлетворенности сотрудников организацией маркетин­говой деятельности ДОУ

Цель – изучить отношение педагогов к осуществлению марке­тинга, выявлять их предложения по его организации. По результа­там контроля маркетинга руководителем ДОУ готовятся отчеты, которые представляются к обсуждению на совете педагогов ДОУ. В последующем на основе материалов контроля разрабатываются планы деятельности ДОУ. Таким образом завершается цикл управления маркетингом и на­чинается новый.


Маркетинг в ДОУ № 59: «вчера, сегодня, завтра»


ОБЪЕКТ

Деятельность ДОУ

СЕГОДНЯ

«Маркетинговый» подход

ВЧЕРА

«Традиционный» подход

Рынок

Постоянно изучается и прогнозируется его развитие. Определяется рыночная доля ДОУ. Обновляется досье рынка

Информация поступала в ДОУ только благодаря приходящей клиентуре и их реакции («вчераш­ний рынок»)

Клиентура

Изучение потребите­лей, активный поиск но­вых покупателей. Рабо­та с ориентацией на це­левой сегмент рынка. Постоянно обновляю­щаяся база данных о родителях

Отсутствуют усилия по формированию контин­гента, ориен­тация на массовую сег­ментацию. Скудные данные о потребительских предпочтениях.

Конкуренты

Изучение конкурентной ситуации на рынке, на­личие досье конкурен­тов, построение профи­ля конкурентоспособно­сти ДОУ

Эпизодическое изуче­ние конкурентов. Информация об их дея­тельности поступала случайно (в результате взаимодействия с роди­телями, органами уп­равления образованием и т.д.)

^ Политика предложения услуг ДОУ

Портфель услуг созда­ется на основе изуче­ния конкурентной ситу­ации, спроса на те или иные услуги. Определяются жизнен­ные стадии, на которых находятся услуги

Портфель услуг форми­ровался случайным обра­зом. Положение услуги на кривой жизненного цик­ла не изучалось

Ценообразование

Установление цен на услуги, исходя из фи­нансовой ситуации на рынке и в ДОУ, а также учет потребительской стоимости услуг. Гибкие формы оплаты услуг клиентами. Нали­чие четкой системы сти­мулирования продаж

При ценообразовании учитывались только раз­мер издержек.

Отсутствовала система финансового стимули­рования продаж.

Коммуникационная

политика

Открытость окружению.

Широкие социальные контакты (образова­тельные, физкультурно-оздоровительные, социокультурные учреж­дения и т.д.). Наличие имиджа и фир­менного стиля ДОУ

Закрытость, нежелание идти на контакт

^ Использование средств продвижения услуг ДОУ на рынок

Стратегия продвижения услуг ДОУ на рынок. Использование комплекса средств продвижения (реклама, сти­мулирование продаж, личная продажа, «паб-лик рилейшнз»). Преобладание личного взаимодействия предста-вителей ДОУ с по­требителем в процессе предложения услуг. Отслеживание эффективности рекламных кампаний

Эпизодическое исполь­зование средств про­движения услуг ДОУ на рынок.

Финансирование про­движения услуг ДОУ по остаточному принципу.

Отсутствие системы оценки результативно­сти рекламных кампа­ний

^ Управление маркетингом в ДОУ

Маркетинг как ведущее направле­ние деятельности. Реа­лизация всех этапов уп­равления маркетингом. Маркетинг-планы различных уровней (стратегический, такти­ческий, оперативный). Включение в маркетин­говую деятельность всех членов педколлектива ДОУ. Распре-деление обязанностей и координация их деятельности. Контроль маркетинговой деятельности ДОУ

Отсутствовало целена­правленное управление маркетингом в ДОУ.

Эпизодически в управ­лении ДОУ руководите­лем использовались эле­менты маркетинга.

^ Специфика маркетинга услуг

Маркетинг услуг как направление начал активно развиваться в мире с середины XX в. Это было обусловлено повышением благосостояния общества, выступившим главным фактором развития сферы услуг. Маркетинг в рассматриваемой сфере имеет ряд осо­бенностей по сравнению с маркетингом в сфере промышленного производства, что определяется сущностью услуги и характерны­ми особенностями рынка услуг.

Услуга — это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном не осяза­ема и не приводит к овладению чем-либо.

^ Основные характеристики услуг:

1) неосязаемость. В отличие от товаров, услуги нельзя увидеть, попробовать, ощутить до тех пор, пока они не будут приобретены. Учитывая данную характеристику, маркетинг направлен на повышение осязаемости услуги, создание материальных доказательств ее полезности и необходимости для потребителя.

Так, в ДОУ, на днях открытых дверей родителям демон­стрируются помещения, где пребывают дети, оказываемые услуги, созданные условия, их знакомят с будущими воспитателями, организуется общение со специалистами, которые работают с детьми. Данные меры с точки зрения маркетинга способствуют снижению неосязаемости при­обретаемой услуги;

2) непостоянство качества, которое у однотипных услуг колеблется в весьма широких пределах, в зависимости от того, кто их предоставляет, когда и где. Поэтому, осуществляя маркетинг услуг, следует обратить особое внимание на то, как организовано взаимодействие между продавцом и покупателем, на компетент­ность, доброжелательность того, кто оказывает услугу. Производитель услуг должен постоянно следить за их качеством посредством организации системы контроля, изучения степени удовлетворенности клиентов;

3) несохраняемость. Услугу в отличие от товара невозможно сохранить, «законсервировать».

Например, в случае непосещения ряда занятий родитель теряет возможность пользоваться образовательной и оздоровительной услугой , по­скольку она имеет ценность только во время проведения процедуры занятий.

^ Маркетинг дошкольного образования

Использование маркетинга в сфере образования началось срав­нительно недавно – на Западе с 60-х гг. XX в., в России – с середи­ны 1990-х. На сегодняшний день отмечается интенсивное разви­тие маркетинга системы образования, в том числе и дошкольно­го, которое обусловлено рядом причин.


^ 1. Изменение нормативно-правовой базы системы дошкольного
образования. В 1990-е гг. в нашей стране была значительно обновлена законодательная база функционирования системы образова­ния (принят Закон РФ «Об образовании», утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» и т.д.).

Анализ данных нормативных актов позволяет определить приори­теты государственной политики в сфере образования:

В связи с этим появились ДОУ разных видов, оказывающие вариативные услуги, а родителям представилась возможность вы­бора на рынке образовательных услуг в соответствии со своими запросами и возможностями ребенка.

^ 2. Изменение демографической ситуации в стране. Снижение рож­даемости обусловило падение спроса на услуги детских садов, сокращение сети ДОУ. Численность детей в 90-е годы в ДОУ сократилась. На сегодняшний день по всей стране наметился рост рождаемости детей, а соответственно и увеличился спрос на дошкольные учреждения. Поэтому большинство руково­дителей стремится к активному использованию маркетинговых ме­роприятий с целью привлечения родителей и ообеспечения конку­рентоспособности ДОУ.

^ 3. Снижение государственных объемов финансирования образо­вательных учреждений, необходимость привлечения дополнитель­ных источников финансирования. Возможности федерального и региональных бюджетов в условиях кризиса российской экономи­ки достаточно ограничены. Рассматриваются различные варианты реформирования и модернизации системы финансирования до­школьных образовательных учреждений. Например, экономичес­кое обеспечение ДОУ на основе внедрения долевых схем финан­сирования образовательного процесса и затрат на содержание ре­бенка: реализация первого за счет бюджета, второго – за счет родителей на нормативной основе при адресной социальной под­держке малообеспеченных семей.

Особенностью современного рынка образовательных услуг ДОУ является оказание дополнительных новых образовательных ус­луг. Проанализировав причины, обусловившие использование мар­кетинга в сфере дошкольного образования, следует определить цель, принципы и функции маркетинговой деятельности ДОУ.

Цель маркетинговой деятельности ДОУ – оказание населе­нию качественных образовательных услуг, направленных на удов­летворение потребностей как клиентов, так и сотрудников ДОУ.

Принципы, на которых основывается современная маркетинго­вая деятельность ДОУ:


Функции маркетинга в ДОУ:

1. Исследовательская функция заключается в изучении макро- и микросреды ДОУ, рынка образовательных услуг, выявлении существующего и потенциального спроса потребителей на обра­зовательные услуги, определении целевого рынка.

2. Организационная функция предполагает разработку по­литики предложения услуг и ценовой политики, т. е. определение реестра услуг ДОУ, установление цены, управление качеством и конкурентоспособностью услуг.

3. Коммуникативная функция осуществляется посредством орга­низации продвижения услуг ДОУ на рынке образовательных ус­луг, установления взаимоотношений с окружением ДОУ.

4. Инновационная функция реализуется в рамках организации научно-исследовательской деятельности по созданию и оказанию услуг-новинок, модификации имеющихся услуг.


^ ЭТАПЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ




Реализация плана исследования (сбор информации и ее анализ)


1. Определение потребности в проведении маркетингового исследования

В последние годы приоритетным направлением работы ДОУ является оздоровительное. Детский сад имеет высокий рейтинг среди родителей микрорайона, не имеет проблем с комплектацией контингента. Однако в связи со спецификой деятельности ДОУ (работа с обозначенным рыночным сегментом) назрела необходимость изучения спроса на новую услугу и последующей работы над ней.

2. Определение проблемы и цели исследования

Маркетинговая проблема : имеется ли в городе потребность в услугах ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов)?

Цели исследования:

В результате проведения маркетингового исследования предполагалось определение форм и видов предоставляемых услуг ДОУ родителям детей-инвалидов.

3. Определение источников информации

В ходе проведения исследования планировалось использование пер­вичной и вторичной информации.

4. Определение методов сбора информации

Для определения форм и видов предоставляемых услуг ДОУ родителям детей-инвалидов нами предполагались следующие методы:

- патронаж семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- анкетирование этих семей на желание получать услуги нашего ДОУ;

- собеседование с родителями об особенностях нашего учреждения;

- приглашение родителей на конференцию в ДОУ;

- оформление информации для родителей: программы, услуги, «специфичность» ДОУ; награды, достижения; стоимость услуг и контингент родителей;

При изучении своеобразия восприятия ДОУ детьми использовались ассоци-ативные методы, приглашение детей на новогодние праздники в ДОУ, рассматривание альбома о детском саде, изготовление подарков детям

  1. Разработка выборочного плана и определение объема выборки

В ходе проведения исследования предполагалось участие заведующей, старшего воспитателя, 5 % членов коллектива ДОУ, а также 10 % родителей и детей не посещающих ДОУ.

6. Анализ собранной информации

После сбора информации проведены коли­чественный и качественный анализ по заданным критериям. И ходе работы информация структурировалась, определился круг данных, позволяющих решить проблему, положенную в основу исследования.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:

Из 10 семей по состоянию здоровья могут посещать детский сад 1 ребенок на полный день и 2 ребенка на кратковременное пребывание, т.е на занятия и праздники. Остальные дети неспособны посещать учреждение по состоянию здоровья. Нами был выявлен ряд позитивных моментов: родители, которых мы посетили, наслышаны о нашем учреждении, о том, что детский сад оздоровительный.

Результаты опроса сотрудников свидетельствуют о необходимости работы по привлечению детей-инвалидов в ДОУ.

^ Результаты опроса родителей


Получали информацию о детском саде от:

Кол-во

родителей,
10 %

Знакомых, дети которых посещают ДОУ № 59

4

Знакомые, которые осведомлены о деятельности ДОУ

2

Сотрудники ДОУ

1

Сотрудники детской поликлиники

1

Представители городского управления образованием

1

Средства массовой информации

1


Детьми, желающими посещать сад, также была дана положительная оценка. Анализ беседы с детьми свидетельствует о преобладании по­зитивных ассоциаций о ДОУ.

Сложившаяся ситуация вывила педагогический коллектив ДОУ на необходимость осуществления рекламных мероприятий. Еще десять лет тому назад перед дошкольным образовательным учреждением не возникала задача рекламирования своей деятельности. Путевки в детские сады распределялись по месту жительства или по месту работы родителей.

В настоящее время все меньше рождается детей, все большее число родителей изыскивают возможности обходиться без детского сада. Появилась конкуренция. Повысились требования, которые предъявляют родители к дошкольному обра­зовательному учреждению. В результате детские сады вынуждены искать пути информирования родителей о том, какую помощь в воспитании и образовании ребенка они могут предоставить. Им приходится учиться заинтересовывать родителей своих потенциальных воспитанников, изучать их потребности и запросы. Иными словами, перед детским садом стоят задачи проведения маркетинга и рекламы оказываемых услуг.

Ясно, что эти задачи новы для дошкольных образовательных учреждений. Маркетинг – экономический термин, обозначающий «комплекс научно обоснованных мероприятий по разработке и внедрению решений в области обеспечения и формирования рынка сбыта». Он включает в себя исследование потребительского рынка, создание самого продукта, его рекламу. В данном случае «продуктом» являются услуги, оказываемые родителям дошкольным образовательным учреждением. Современному заведующему ДОУ приходится углубляться в основы: экономики, чтобы учреждение могло функционировать в новых социально-экономических условиях, составной частью которых и является маркетинг.

Детские сады должны научиться проводить сбор информации о семьях, имеющих детей дошкольного возраста, учитывать социальный заказ на услуги, которые они хотели бы получить от дошкольного образовательного учреждения.

Только тогда оно сможет, исходя из имеющихся ресурсов – наличия педагогических кадров, свободных площадей, материальной обеспеченности образовательного процесса – определить приоритетные направления своей работы и ту группу населения, на удовлетворение потребностей которой предполагает ориентироваться. Здесь чрезвычайно важным становится умение перспективно планировать работу – прогнозировать загруженность ДОУ на несколько лет вперед. Учреждениям, расположенным в небольших населенных пунктах, это нужно для того, чтобы своевременно принять меры по обеспечению наполняемости групп; учреждениям крупных городов – чтобы определить стратегию развития, приоритетные направления деятельности, специализацию, которая позволит данному детскому саду выделяться из общей массы, иметь свое «лицо» в работе и найти стабильного потребителя предлагаемых услуг.

Параллельно учреждению следует узнать, какие организации могут стать его конкурентами, проанализировать их сильные и слабые стороны, продумать, чем можно привлечь родителей.

Для ведения систематического маркетингового мониторинга в детских садах устанавливаются постоянные контакты с женскими консультациями и детскими поликлиниками, которые дают информацию о женщинах, ожидающих рожде­ния ребенка, и о новорожденных. Педагоги детских садов организуют по предварительной договоренности с родителями посещения на дому, приглашают их к себе на занятия в «Школу молодой мамы», проводят консультативные приемы молодых родителей; адресно рассылают информационные письма о работе дошкольного учреждения. Через консультации и поликлиники ведется и наиболее эффективная, конкретно направленная реклама учреждения.

Бесспорно, значимо и сотрудничество ДОУ со службами социальной защиты. Нередко своевременная помощь молодой маме-одиночке, маме-студент-ке, малообеспеченной семье позволяет предотвратить отказ от ребенка, направление его в детский дом. Эти же службы информируют ДОУ о контингенте детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады и воспитывающихся в семьях группы риска. Следует отметить, что создание базы данных о конкретных, уже существующих, и потенциальных клиентах, включая их социологические, психологические, экономические, географические характеристики, считается наиболее перспективным и новым направлением в маркетинговой стратегии.

В настоящее время основными типичными тенденциями являются:


uchebno-metodicheskij-kompleks-k-discipline-trening-professionalnoj-identichnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-k-programme-po-formirovaniyu-zdorovogo-zhiznennogo-stilya-dlya-shkolnikov-1.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-k-seminarskim-zanyatiyam-i-samostoyatelnoj-rabote-po-uchebnoj-discipline-osobennosti-regulirovaniya-truda-otdelnih-kategorij-rabotnikov.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-k-speckursu-psihologicheskie-osnovi-upravleniya-personalom.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-k-speckursu-socialnaya-psihologiya-lichnosti-rostov-na-donu.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-algebra-9-klass-avtori-uchebnika-s-m-nikolskij.html
  • school.bystrickaya.ru/genezis-osnovnih-form-i-napravlenij-blagotvoritelnosti-v-altajskom-krae.html
  • education.bystrickaya.ru/-ibid-s-111-shelling-f-v-j-sh44-sochineniya-v-2-t-per-s-nem-t-2sost-red-a-v-guliga-prim-m-i-levinoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/starshaya-gruppa-obrazovatelnaya-programma-mdou-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-9-zolotoj-ulej-na-2010-2012-gg.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-polozhitelnie-i-otricatelnie-storoni-ispolzovaniya-kompyutera-v-nashej-deyatelnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otkritaya-shkola.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-ministerstva.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obretennoe-vremya-stranica-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/algebra-10-klass-metodicheskoe-obedinenie-estestvenno-matematicheskogo-cikla-dolgova-natalya-viktorovna.html
  • studies.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionnih-kompyuternih-tehnologij-v-korrekcionno-razvivayushem-obuchenii-detej-s-obshim-nedorazvitiem-rechi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tajna-poltergejsta.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-d-ushinskij-rasskazi-i-skazki-k-d-ushinskij-dva-pluga.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-zashite-kursovoj-raboti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-4pravovie-osnovi-rinochnoj-ekonomiki80-chasov-plan-komplektovaniya-uchebnih-grupp-na-2008-god-chast-1.html
  • report.bystrickaya.ru/harakteristika-socialnogo-zakaza-na-obrazovatelnie-uslugi-opisanie-modeli-vipusknika-vitekayushej-iz-socialnogo-zakaza.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-urokah-inostrannogo-yazika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sushestvuet-neskolko-grupp-igr-razvivayushih-intellekt-poznavatelnuyu-aktivnost-rebenka.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zao-demir-kirgiz-interneshnl-bank-spravochnik-opublikovan-pri-podderzhke-proekta-razvitiya-mestnogo-rinka.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-dlya-studentov-napravlenij-150400-150900-220200-230100-i-specialnostej-150401-151001-151002-151003-220301-vseh-form-obucheniya-tula-2007-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lukomore.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-laboratornih-zanyatij-po-obshej-himii-1-kursa-specialnosti-sestrinskoe-delo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/521-nalichie-v-kolledzhe-uslovij-dlya-vneuchebnoj-raboti-s-obuchayushimisya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-finansovom-polozhenii-stranica-11.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-konferencii-budut-obsuzhdatsya-voprosi-podgotovka-dokumentov-territorialnogo-planirovaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-organi-vlasti-hanti-mansijskogo-rajona-gorod-v-licah-datah-i-faktah-istoriya-predpriyatij-i-uchrezhdenij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionno-pedagogicheskie-usloviya-stranica-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhni-bit-obrazno-nejtralnimi-antonyan-enikeev-eminov-psihologiya-prestupnika-i-rassledovaniya-prestuplenij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/teoriya-vospitaniya-a-s-makarenko.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-rabochaya-programma-zhiradkovoj-larisi-ivanovni-uchitelya-geografii-po-kursu-stranovedenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1018-trebovaniya-k-realizacii-produktov-mukomolno-krupyanoj-promishlennosti-rekomendacii-po-ocenke-riskov-vvedenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-rabote-s-glossariem.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-dochernih-kompanij-oao-dgk-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-19-avgusta-2011-goda.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/econimicsmerger-between-aol-and-netscape-essay-research.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-318-s-uglublyonnim-izucheniem-italyanskogo-yazika.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-razvitie-lizinga-v-rossii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-lyuis-kerroll.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.