.RU

УДК 371+37.01+27+241 - Общие вопросы образования 11


УДК 371+37.01+27+241 М. И. Макаров ^ Провиденциалистская идея воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX – первой половины XX в.
Аннотация. В статье рассматривается феномен божественного предопределения и его педагогический смысл, а так­же анализируется влияние идеи божественного предопределения на отечественную педагогику второй половины XIX – первой половины XX вв. Особое место в статье отводится анализу провиденциалист­ской идеи воспитания в тру­дах русских философов и пра­вос­лав­ных педагогов второй половины XIX – первой половины XX в.

^ Ключевые слова: провиденциалистская идея воспитания, принцип богосообразности воспитания, христианские педагогические традиции.

Abstract. Тhe paper considers the phenomenon of divine predestination in its pedagogical sense, analyzes the influence of the above on the domestic pedagogy of the second half of the XIX – the first half of the XX centuries with a particular attention to the analysis of the providential idea of education in the works of Russian philosophers and orthodox teachers of this period.

^ Index terms: providential idea of education, education in compliance with the basic divine principles, Christian educational traditions.
Литература
1. Ав­гус­тин А. О гра­де Божием / сост. и под­гот. текста к пе­ча­ти С. И. Еремеева. СПб.: Алетейя, 1998. 593 с. (Творения).

2. Амвросий (Клю­ча­рев А. И.). О се­мейном счастии и хрис­ти­ан­ском воспитании: духовные поучения. М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 1997. С. 159.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: Изд во УРАО, 1998. 576 с. (Библиотека антропологии).

4. Зень­ков­ский В. В. Проблемы воспитания в све­те христианской антропологии / В. В. Зеньковский. М.: Изд во Свя­то-Вла­дим. братства, 1993. 222 с.

5. Кар­са­вин Л. П. Путь православия. М.: АСТ, 2003. 557 с. (Philosophy).

6. Франк С. Л. Человек и Бог: человек между миром и Бо­гом. М.: Грааль, 2001. 124 с. (Путь жизни).

7. Фур­сов А. П. П. Д. Юркевич о вос­пи­та­нии: для педагогов, родителей и сту­ден­тов педвузов. М.: Шк. пресса, 2004. 187 с. (Золотой фонд педагогики).

^ Консультации УДК 378.11; 159.072.42 Ю. А. Елбаев, Т. В. Киящук, А. А. Киящук Тьюторинг в процессе психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты и ос­нов­ные практические проблемы тьюторинга в про­цес­се психологического сопровождения иностранных студентов в рос­сийском вузе. Показаны возможности реализации теоретических подходов на примере технологии психологического сопровождения обучения в рос­сийском вузе иностранных студентов, испытывающих затруднения в со­ци­окуль­тур­ной и учеб­ной адаптации.

^ Ключевые слова: российский вуз, иностранные студенты, адаптация, служба психологического сопровождения, стратегии работы тьюторов.

Abstract. The paper considers theory and problems of tutoring foreign students in Russian universities, giving an example of psychological support to foreign students having difficulties in socio-cultural and educational adaptation.

^ Index terms: Russian university, foreign students, adaptation, psychological support service, strategies of tutors.

Литература
1. Бе­реж­но­ва Л. Н. Депривация в об­ра­зо­ва­тель­ном процессе: моногр. / Рос. гос. пед. ун т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 167 с.

2. Би­тя­но­ва М. Р. Организация психологической работы в шко­ле. М.: Совершенство, 1998. 298 с.

3. Ка­за­ко­ва Е. И., Га­лак­ти­оно­ва Т. Г. Методическое пособие для тьюторов к УМК для повышения квалификации директоров школ. М.: Нац. фонд подготовки кадров, 2006.

4. Ки­ящук Т. В. Модели службы психологического сопровождения обучения иностранных студентов в рос­сийском вузе // Вестн. Моск. ун та. Сер. Психол. науки. 2008. № 3. С. 59–68.

5. Мераб Константинович Мамардашвили / под ред. Н. В. Мо­тро­ши­ловой. М.: Изд во РОССПЭН, 2009. 438 с. (Философия России второй половины XX века).

6. По­лян­ский М. С. Теоретические основы пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­ко­го сопровождения воинской деятельности: автореф. дис. … д ра пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

7. Сло­бод­чи­ков В. И., Иса­ев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в он­то­ге­не­зе: учеб. пособие. М.: Изд во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. 416 с.

8. Ха­ма­лайнен Ю. Социальное исключение молодежи: его предупреждение – требование общества // Новые ценности образования: забота, поддержка, консультирование. М.: Инноватор., 1996. Вып. 6.

9. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: УРСС, 1997. 444 с.

10. Walgrave L., Berx E., Poels V., Vettenburg N. Belgium. Teoksessa Confronting Youth in Europe, Juvenile Crime and Juvenile Justice. Copenhagen, 1998. S. 55–137.
^ Научная жизнь Информация учреждения Российской академии образования «Уральского отделения» (УрО РАО)
24 июня 2010 г.состоялось очередное заседание Бюро УрО РАО.

Первым в по­вес­тке заседания значился вопрос «Научные школы в кон­тек­сте инновационной стратегии развития образования»: был заслушан и об­суж­дал­ся доклад об основных направлениях и ре­зуль­та­тах на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельской деятельности научной школы доктора педагогических наук, профессора Р. М. Асадуллина. Тематика деятельности школы «Формирование личности будущего учителя как субъекта про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­кой деятельности в ус­ло­ви­ях интеграции образования, науки и прак­ти­ки» обусловлена исторически и свя­за­на с ин­тен­сив­ной модернизацией системы высшего профессионального педагогического образования.

Общей целью исследовательской деятельности научного коллектива является проектирование и ре­али­за­ция непрерывного образовательного процесса подготовки учителя. В раз­ра­бот­ке этой проблемы обозначилось несколько научных направлений:

● разработка те­оре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­чес­ких основ применения в на­уч­но-образовательной практике компетентностного подхода, состоятельность и воз­мож­ность успешного внедрения которого в об­ра­зо­ва­тель­ную практику высшей школы обеспечивается теорией и прак­ти­кой субъектного подхода в про­фес­си­ональ­ном образовании;

● изучение инновационных процессов в об­ра­зо­ва­нии: определены сущность, виды и ти­пы инновации, характер и ус­ло­вия их протекания; разработаны основные принципы и ме­ха­низ­мы управления инновационными процессами в сис­те­ме высшего и сред­не­го профессионального образования;

● исследование теоретических основ и тех­но­ло­ги­чес­ких аспектов развития профессионального образования в ус­ло­ви­ях трансформирующегося регионального образовательного пространства: представлены основы проектирования модели регионального университетского комплекса с уче­том со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких факторов региона; описаны процессы, являющиеся концептуальными основами формирования региональной модели университетского комплекса: прогнозирование развития системы профессионального образования, мониторинг спроса рынка труда, моделирование педагогической оценки качества подготовки специалистов в уч­реж­де­ни­ях профессионального образования;

● развитие исследований по педагогической антропологии как самостоятельной отрасли педагогики, рассматривающей субъект педагогической деятельности как целостность в раз­ре­зе антропоориентированных наук;

● актуализация и обос­но­ва­ние исследований синергетического аспекта в об­ра­зо­ва­нии в ус­ло­ви­ях усложнения струк­тур­но-иерар­хи­чес­кой системы управления в выс­шей школе и ак­ти­ви­за­ции процессов интеграции;

● разработка ор­га­ни­за­ци­он­но-пе­да­го­ги­чес­ких условий управления качеством профессионального педагогического образования на основе закономерностей и ме­ха­низ­мов субъектного развития личности учителя;

● на­уч­но-ме­то­ди­чес­кое обеспечение преемственности про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования в сис­те­ме «школа – педагогический колледж – педагогический вуз – самостоятельная педагогическая деятельность», разработка интегративного образовательного пространства становления педагога.

Научные исследования профессора Р. М. Асадуллина и его последователей строятся на следующих ключевых позициях:

● профессиональная педагогическая деятельность представляет собой многоуровневую, иерархически организованную систему, состоящую из предметной, праксиологической и мыс­ле­де­ятель­нос­тной структур. При этом каждый уровень педагогической деятельности состоит из мо­ти­ва­ци­он­но-ори­ен­ти­ро­воч­ных, про­ек­ти­ро­воч­но-ис­пол­ни­тельских и реф­лек­сив­но-оценочных действий;

● обобщенная субъектная модель личности будущего учителя включает в се­бя два компонента: субъектный, характеризующий базовые основания личности учителя, его профессиональное мышление, пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кие знания, способность к са­мо­ре­али­за­ции, и объ­ек­тный, представляющий собой процесс создания системы педагогической деятельности с ее внешней (предметной) и внут­рен­ней структурами;

● процесс формирования учителя как субъекта профессиональной педагогической деятельности представляется в ви­де системного структурирования педагогических знаний в фор­ме модулей, концентрично построенных в ло­ги­ке развертывания педагогической деятельности студента из ее «генетически исходной клеточки», позволяющих постепенно «переводить» эталонную и ис­пол­ни­тельскую деятельность «по образцу» в ин­ди­ви­ду­аль­ную творческую педагогическую деятельность.

Для научной школы характерен широкий диапазон исследований, затрагивающих философский, методологический и ин­но­ва­ци­он­но-ме­то­ди­ческий аспекты проблем развития личности учителя и раз­лич­ные уровни системы непрерывного про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования.

Представляют интерес результаты деятельности научного коллектива, имеющие научную и прак­ти­чес­кую значимость: разработка оригинальной теории субъектного подхода в фор­ми­ро­ва­нии личности учителя; введение в на­уч­ный оборот понятия «системогенез педагогической деятельности», разработка модели генетического кода профессии учителя, научное обоснование условий и ме­ха­низ­мов интеграции образования, науки и прак­ти­ки, методическое обеспечение непрерывного образовательного процесса становления педагога, разработка модели управления качеством педагогического образования на основе закономерностей субъектного развития личности учителя и др.

На основе теоретических исследований Р. М. Асадуллина и воз­глав­ля­емо­го им научного коллектива была создана модель непрерывного педагогического образования, благодаря реализации которой произошло объединение педагогических колледжей и пе­да­го­ги­чес­ких вузов Башкортостана в Ас­со­ци­ацию «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс». Результаты многолетней на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской работы нашли отражение в го­су­дар­ствен­ной программе «Концепция и прог­рам­ма развития кадров образования в Рес­пуб­ли­ке Башкортостан», программах развития системы образования г. Уфы и Рес­пуб­ли­ки Башкортостан, в мо­ног­ра­фи­ях, учебных пособиях, методических рекомендациях, статьях по актуальным проблемам педагогического образования. Функционирует научная лаборатория по проблеме субъектного развития учителей в сис­те­ме непрерывного про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования. Создана на­уч­но-эк­спе­ри­мен­таль­ная площадка РАО на базе БГПУ им. М. Акмуллы по теме «Региональная модель инновационного развития педагогического вуза».

За время своего существования научная школа стала обладателем премий и гран­тов: АН РБ – № 6/5Г «Педагогические кадры РБ: состояние и пер­спек­ти­вы развития», ГНТП РБ № 6-Г «Особенности и пер­спек­ти­вы со­ци­аль­но-куль­тур­но­го развития народов Башкортостана в ус­ло­ви­ях глобализации» (Договор № 173/3: «Регионализация образовательного пространства про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования»); Федерального агентства по образованию «На­уч­но-ме­то­ди­чес­кое обеспечение формирования социально зрелой личности молодого человека в ус­ло­ви­ях образовательного учреждения», «Модель введения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения в на­чаль­ной школе», «Разработка рекомендаций по развитию новых ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм учреждений дополнительного образования детей»; ГНТП РБ, АПЦ, № 14/6 ф от 23 июня 2008 г.; Президента Республики Башкортостан молодым ученым и мо­ло­деж­ным научным коллективам «Развитие исследовательской деятельности школьников и сту­ден­тов в неп­ре­рыв­ном образовательном процессе» (Постановление Правительства Республики Башкортостан № 26 от 7.02.2007 г.).

Перспективы развития научной школы связаны:

● с рас­ши­ре­ни­ем поля научного исследования (возможности переноса закономерностей субъектного развития педагогов на процессы подготовки специалистов других отраслей);

● развитием международных связей научного коллектива с за­ру­беж­ны­ми научными и об­ра­зо­ва­тель­ны­ми учреждениями и ор­га­ни­за­ци­ями, активизацией процессов обмена опытом с за­ру­беж­ны­ми коллегами;

● разработкой новых подходов к фор­ми­ро­ва­нию на­уч­но-пе­да­го­ги­чес­ких кадров на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов;

● разработкой и внед­ре­ни­ем инновационных механизмов управления качеством подготовки научных кадров в на­уч­ной школе.

Члены бюро Уральского отделения Российской академии образования одобрили на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельскую и ор­га­ни­за­ци­он­но-методическую деятельность научной школы доктора педагогических наук, профессора Р. М. Асадуллина и ре­ко­мен­до­ва­ли научному коллективу расширять и ук­реп­лять научные связи с за­ру­беж­ны­ми учеными и прак­ти­ка­ми, занимающимися исследованиями проблем в сфе­ре про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования. Материалы о де­ятель­нос­ти научной школы предложено опубликовать в сбор­ни­ке «На­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ные школы Урала 2000–2010», издание которого планируется к 10-ле­тию УрО РАО.

По вопросу «^ Роль НИИ УрО РАО в на­уч­ном обеспечении инновационного развития образования» с док­ла­дом «Об основных направлениях и ре­зуль­та­тах деятельности НИИ УрО РАО «Развитие образования в ус­ло­ви­ях Приполярья (ЯНАО)» выступила директор института, доктор педагогических наук, профессор Г. А. Дзида.

НИИ организован сравнительно недавно – в 2005 г. Сформированная на начальном организационном этапе работы структура института за пять лет прошла апробацию и под­твер­ди­ла правильность избранной стратегии.

В струк­ту­ре НИИ функционирует три лаборатории. Научные исследования проводят семь докторов и кан­ди­да­тов педагогических наук. К сов­мес­тной научной работе привлекаются также ученые, работающие в об­лас­ти философских, юридических, экономических, филологических, психологических и ме­ди­цин­ских наук.

С 2005 г. НИИ участвует в Ком­плек­сной программе на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельских работ «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и ин­но­ва­ций». В рам­ках основной темы НИР «Формирование и раз­ви­тие адаптационной готовности молодежи к из­ме­не­ни­ям в со­ци­аль­но-экономической сфере региона» достигнуты следующие результаты:

● определены виды и фор­мы дезадаптации молодого человека, условия и фак­то­ры, способствующие адаптации и де­за­дап­та­ции, возникновению девиантного поведения детей и под­рос­тков, проживающих на Крайнем Севере;

● выявлена роль системы образования, ответственности семьи за профилактику девиантного поведения молодежи с уче­том особенностей региона;

● разработаны модели формирования и раз­ви­тия адаптационной готовности молодежи; взаимодействия учреждений различного уровня по профилактике девиантного поведения молодежи.

Сделаны и со­вер­шен­ству­ют­ся теоретические разработки по развитию и адап­та­ции детей, проживающих в экстре­маль­ных климатических условиях (здоровьесберегающие технологии в ДОУ как основа развития адаптационной готовности детей; адаптационная готовность детей с ог­ра­ни­чен­ны­ми возможностями здоровья к их дальнейшей успешной социализации и др.).

В 2009–2010 гг. теоретические исследования велись по направлениям:

● сохранение жизни, здоровья и фи­зи­чес­кое развитие детей в ДОУ северного города;

● формирование и раз­ви­тие основ методологии научного познания у обу­ча­емых;

● особенности профильного фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­чес­ко­го образования в кон­тек­сте преемственности образования с уче­том потребностей экономики региона;

● правовое и по­ли­ти­чес­кое воспитание молодежи как элементы ее адаптационной готовности;

● со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кое воспитание по развитию адаптационной готовности молодежи в сфе­ре малого бизнеса.

В це­лях успешной адаптации детей, сохранения их здоровья в ус­ло­ви­ях Крайнего Севера на образовательном пространстве региона эффективно применяются инновационные технологии по здоровьесбережению. Сотрудниками НИИ изучен опыт их внедрения в прак­ти­ку образовательных учреждений различного уровня.

Для организации исследовательской работы по изучению состояния образования на территории Яма­ло-Не­нец­ко­го автономного округа, сотрудниками института за отчетный период определено 16 эк­спе­ри­мен­таль­ных площадок: четыре ДОУ, семь общеобразовательных школ, специальная (коррекционная) школа, четыре учреждения профессионального образования.

Коллектив НИИ проводит мониторинг регионального рынка труда и рын­ка образовательных услуг; занимается анализом факторов, формирующих направления и спе­ци­али­за­цию образования, влияющих на конкурентоспособность рынка образовательных услуг; анализом современных методологических, философских, пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­ких исследований, посвященных развитию экономических и об­ра­зо­ва­тель­ных систем; ведет разработку и внед­ре­ние инноваций по совершенствованию образовательного процесса с уче­том территориальной удаленности региона.

Учеными осуществляется теоретическое обоснование развития деятельности образовательных учреждений, оказывается содействие в про­ек­ти­ро­ва­нии и внед­ре­нии программ по адаптации обучающейся молодежи к из­ме­не­ни­ям в со­ци­аль­но-экономической сфере региона.

С этой целью коллектив НИИ уделяет должное внимание развитию социального партнерства, взаимодействует с за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми, оказывающими содействие в про­ве­де­нии научной работы организациями, в том числе: администрацией региона, «Фондом развития предпринимательства», «Фондом развития МО г. Новый Уренгой» и раз­лич­ны­ми биз­нес-струк­ту­ра­ми.

Научное сопровождение и под­дер­жка сотрудников НИИ позволяет инновационным площадкам добиваться успехов в раз­ви­тии творческой активности педагогов, способствует более успешному самоопределению и тру­до­ус­трой­ству молодежи. Коллектив института содействует обеспечению непрерывности подготовки кадров на основе преемственности различных уровней общего и про­фес­си­ональ­но­го образования.

За 2005–2010 гг. защищены четыре кандидатские диссертации. Проведено девять на­уч­но-прак­ти­чес­ких конференций и се­ми­на­ров, в том числе Международная конференция «Крайний Север: особенности труда и со­ци­али­за­ции человека»; Всероссийские на­уч­но-ме­то­ди­чес­кие семинары «Изучение европейских языков в ус­ло­ви­ях глобализации и ин­тег­ра­ции культур» и «Формирование методологических знаний у обу­ча­емых»; региональная конференция «Формирование и раз­ви­тие адаптационной готовности молодежи к из­ме­не­ни­ям в со­ци­аль­но-экономической сфере»; городские конференции «Современные проблемы развития региона» (2005–2010).

Результаты научной работы опубликованы в на­уч­ных статьях на различных уровнях: международном – 25, всероссийском – 41, региональном – 74, муниципальном – 50.

Вместе с тем, в раз­ви­тии НИИ и его прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ной научной деятельности имеются определенные сложности: отсутствует целевое финансирование основных направлений исследования; недостаточна численность сотрудников НИИ.

Выражая мнение о не­об­хо­ди­мос­ти работы института в ус­ло­ви­ях Приполярья, повышения его роли в ин­тег­ра­ции науки и прак­ти­ки в об­ра­зо­ва­тель­ном пространстве Яма­ло-Не­нец­ко­го автономного округа, Бюро одобрило деятельность НИИ УрО РАО «Развитие образования в ус­ло­ви­ях Приполярья (ЯНАО)». Особо была отмечена активная и ре­зуль­та­тив­ная деятельность директора НИИ Г. А. Дзиды, чью научную и ор­га­ни­за­ци­он­ную работу рекомендовано поощрить. Предложено также шире освещать деятельность НИИ в СМИ.

С на­уч­но-теоретическим докладом по этой теме «Инновации в прак­­ти­ке современного образования: научные основания и со­ци­аль­ные модели реализации» выступила доктор педагогических наук, профессор Л. Б. Соколова (Оренбургский государственный педагогический университет).

В док­ла­де была дана характеристика инновационной деятельности, обозначены особенности педагогической инноватики, выделен антропологический подход как методология инновационной деятельности.

Педагогическая инноватика, в от­ли­чие от педагогики, – молодая наука, находящаяся в ста­дии становления и эм­пи­ри­чес­ко­го поиска, изучающая природу, закономерности возникновения и раз­ви­тия педагогических инноваций, их связи с тра­ди­ци­ями прошлого и бу­ду­ще­го в от­но­ше­нии субъектов образования. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и ос­во­ения инноваций в об­ра­зо­ва­нии. Под инновациями здесь понимаются нововведения – целенаправленные изменения, вносящие в об­ра­зо­ва­ние новые элементы и вы­зы­ва­ющие его переход из одного состояния в дру­гое. Образование рассматривается как социально, культурно и лич­нос­тно детерминированная образовательная де­ятельность, в про­цесс изменения (обновления) которой включен субъект этой деятельности.

Предмет педагогической инноватики – система отношений, возникающих в ин­но­ва­ци­он­ной образовательной деятельности, направленной на становление личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).

В на­уках, ориентированных на образование, хотя и с трудом, но все более укореняется антропологическая парадигма – и не только в ка­че­стве нового объяснительного принципа «феномена человека». Антропологический подход в сфе­ре гуманитарного знания – это, в пер­вую очередь, ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее ду­хов­но-ду­шев­но-телесных измерениях; это поиск средств и ус­ло­вий становления человека. Такое виденье позволяет уже теперь в ин­но­ва­ци­он­ном режиме осуществлять целую серию переходов в ре­фор­ми­ру­емом и раз­ви­ва­ющем­ся образовании:

● от ве­дом­ствен­но-от­рас­ле­вой организации образования к сфер­ной – системе куль­тур­но-об­ра­зо­ва­тель­ных процессов, задающих характер общественной жизни региона,

● от учеб­но-вос­пи­та­тель­ных учреждений и за­ве­де­ний, осуществляющих производство социальных функционеров, к об­ра­зо­ва­тель­ным институтам, создающим условия для развития человека как субъекта истории и куль­ту­ры;

● от учеб­но-вос­пи­та­тель­ных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и ад­ми­нис­тра­тив­но­го надзора, к об­ра­зо­ва­тель­ным процессам, реализующим функцию развития способностей, самостоятельной личности в це­лом.

Этот новый образ образования – развивающего, инновационного – требует пересмотра устоявшихся представлений о нем

Про­фес­сор Л. Б. Соколова проанализировала риски инноваций в сов­ре­мен­ной образовательной практике, остановилась на разведении концептов «инновация» и «модернизация», которые часто неверно отождествляются, на определении философских оснований и пе­да­го­ги­чес­ко­го смысла понятий «инновация», «традиции», «инновационные модели», «мониторинг инновации», роль которого на данном историческом этапе исключительна и уни­каль­на. Новизну и прак­ти­чес­кую значимость имеют следующие разработки:

● «Актуализация ресурса самообразовательной деятельности в мно­го­уров­не­вом образовании» (д-р пед. наук, профессор Л. Б. Соколова, докторант Н. М. Миняева);

● «Педагогические основы кре­дит­но-мо­дуль­ной системы организации обучения в ву­зе» (д-р пед. наук, профессор Л. Б. Соколова, канд. пед. наук Р. И. Уразгалиева);

● «Проектирование педагогического дискурса в об­ра­зо­ва­тель­ном про­цессе вуза» (д-р пед. наук, профессор Л. Б. Соколова, д-р пед. наук, доцент Т. В. Ежова);

● «Становление культуры мышления студента в про­цес­се интеграции знаний» (д-р пед. наук, профессор Л. Б. Соколова, канд. пед. наук К. Шураханова);

● «Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики и прог­рам­мно-целевого обеспечения реализации ее концепции» (д-р пед. наук, профессор В. Г. Рындак, д-р пед. наук, доцент И. В. Власюк);

● «Гуманитаризация маркетинговой деятельности образовательного учреждения» (д-р пед. наук, профессор В. Г. Рындак, д-р пед. наук, профессор Е. А. Ганаева);

● «Ан­тро­по-субъ­ек­тный подход моделирования гуманитарной подготовки магистра» (д-р пед. наук, профессор А. Н. Ксенофонтова, докторант Е. А. Мажарова).

Теоретические и ме­то­до­ло­ги­чес­кие основания педагогической инноватики, разрабатываемые научными школами под руководством Л. Б. Соколовой, В. Г. Рындак, А. Н. Ксенофонтовой, реализуются в прак­ти­ке образовательных учреждений.

В док­ла­де были охарактеризованы инновации, реализуемые в об­ра­зо­ва­тель­ных учреждениях Оренбургской области:

● предпрофильная подготовка в про­фес­си­ональ­ное обучение;

● реализация аксиологического подхода в об­ра­зо­ва­нии;

● работа с ода­рен­ны­ми детьми;

● создание системы го­су­дар­ствен­но-об­ще­ствен­но­го управления образовательным учреждением;

● создание модели адаптивной школы;

● создание системы непрерывного образования и граж­дан­ско­го воспитания;

● апробация модели реструктуризации сети ОУ, расположенных в сельской местности, «Школа – социокультурный комплекс».

Инновационная деятельность ведется при непосредственной поддержке Оренбургского государственного педагогического университета и Ми­нис­тер­ства образования Оренбургской области. Оренбургским на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ным центром УрО РАО проделана определенная работа по теоретическому обоснованию и прак­ти­чес­кой апробации инновационных моделей в об­ра­зо­ва­нии. Центром ведутся инновационные разработки по следующим направлениям:

● фундаментализация идей культуры педагогической деятельности;

● разработка инновационных образовательных программ подготовки магистров и ас­пи­ран­тов;

● разработка персонифицированных моделей повышения квалификации работников образования;

● разработка модели креативного образования.

В об­суж­де­нии доклада приняли участие д-р пед. наук, проф. А. С. Белкин (Екатеринбург), д-р филос. наук, проф. Л. А. Беляева (Екатеринбург), д-р. пед. наук, проф. Т. Г. Калугина (Челябинск), д-р пед. наук, проф. Н. Н. Тулькибаева (Челябинск), канд. пед. наук, доцент Н. М. Ми­ня­ева (Оренбург), д-р филос. наук, проф. Л. М. Андрюхина (Екатеринбург).

Бюро Уральского отделения Российской академии образования отметило новизну и прак­ти­чес­кую значимость представленных в док­ла­де теоретических положений и раз­ра­бо­ток в об­лас­ти педагогической инноватики. Про­фес­со­ру Л. Б. Соколовой было рекомендовано подготовить статью по теме доклада в жур­нал «Образование и на­ука».

Бюро Уральского отделения Российской академии образования приняло решение о вве­де­нии в сос­тав Бюро чле­на-кор­рес­пон­ден­та РАО, д-ра физ.-математ. наук, профессора, проректора Пермского государственного университета Е. К. Хеннера.


Ученый секретарь УрО РАО,
д-р филос. наук, проф. Л. М. Андрюхина
^ Памяти Володара Викторовича Краевского
8 ап­ре­ля после тяжелой продолжительной болезни скончался выдающийся советский и рос­сийский педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования Володар Викторович Краевский.

В. В. Краевский родился 23 июня 1926 го­да в Са­ма­ре. Трудовую деятельность он начал учителем средней школы, был школьным инспектором, редактором методического журнала. С 1966 по 1984 г. работал научным сотрудником и за­ве­ду­ющим лабораторией дидактики Института теории и ис­то­рии педагогики Академии педагогических наук, потом заведовал кафедрой педагогики Института повышения квалификации на­уч­но-пе­да­го­ги­чес­ких кадров при АПН СССР. С 1993 по 2004 г. был ака­де­ми­ком-сек­ре­та­рем Отделения философии образования и те­оре­ти­чес­кой педагогики в Пре­зи­ди­уме РАО. В этот период он руководил исследованиями большого научного коллектива, курировал работу трех институтов.

Хо­тя В. В. Краевский широко известен в Рос­сии и за рубежом как один из ведущих специалистов в об­лас­ти методологии педагогики и пе­да­го­ги­чес­кой теории, круг его научных интересов выходил за эти пределы и рас­прос­тра­нял­ся на та­кие сферы, как дидактика, проблемы содержания образования, содержание и ме­то­ды профессиональной подготовки пе­да­го­гов-ис­сле­до­ва­те­лей, проблемы повышения квалификации педагогов, их методологической культуры, профессиональное самосовершенствование преподавателей педагогики в об­лас­ти научной работы. Особенно значителен вклад В. В. Краевского в пе­да­го­ги­чес­кую науку как руководителя и учас­тни­ка разработки в твор­чес­ком содружестве с М. Н. Скат­ки­ным и И. Я. Лер­нером теоретической концепции содержания общего среднего образования и про­цес­са обучения. Сейчас она становится все более востребованной. Самое активное участие в пос­лед­ние годы В. В. Краевский принимал в раз­ра­бот­ке стандартов общего и про­фес­си­ональ­но­го образования. На предложенной им концепции основано определение содержания образования, базовое для принятой министерством стратегии модернизации содержания общего образования.

Володар Викторович оставил после себя богатейшее научное наследие – более 300 на­уч­ных публикаций (в том числе более 30 книг) по вопросам методологии педагогики, дидактики, методики, педагогического образования, многие из которых изданы за рубежом. Им исследовано соотношение педагогики с дру­ги­ми науками, изучена проблема методологической рефлексии в на­уч­ной и учеб­ной работе, обосновано системное представление о свя­зи педагогической науки и прак­ти­ки, раскрыта логика педагогического исследования и раз­ра­бо­та­на система его методологических характеристик, создана концепция формирования педагогической теории. Он выявил состав, функции, структуру и ме­то­до­ло­ги­чес­кие условия научного обоснования обучения, представил характеристики целостного учеб­но-вос­пи­та­тель­но­го процесса и пред­ло­жил принципы его построения; определил общетеоретические и нор­ма­тив­ные основания переподготовки и по­вы­ше­ния квалификации на­уч­но-пе­да­го­ги­чес­ких кадров. Опубликованный в 2005 го­ду и ре­ко­мен­до­ван­ный в ка­че­стве учебника для студентов педвузов труд В. В. Краевского «Общие основы педагогики» служит системообразующим концептуальным основанием для преподавания педагогических дисциплин в ву­зах страны и ме­то­до­ло­ги­чес­ким ориентиром для научной работы в об­лас­ти образования.

Лекции, статьи, книги ученого были проблемными и в то же время гармоничными. Не случайно его называли поэтом методологии.

Шко­ла Краевского существует не в вир­ту­аль­ном официальном пространстве, а в реальности, в на­уч­ных трудах. Его идеи развивают исследователи в раз­ных регионах России и в других странах.

Трудовая деятельность В. В. Краевского отмечена многими наградами и зна­ка­ми отличия: званием «Заслуженный деятель науки РФ», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», «Медалью Ушинского», знаком «Отличник просвещения», еще несколькими медалями.

Та­лант В. В. Краевского не ограничивался только научной сферой. Он заявил о се­бе также как блестящий писатель и са­мо­быт­ный поэт. В 2008 г. в Санкт-Петербурге увидел свет сборник его стихов «Сверху вниз по лестнице». Этим жанром ученый занимался фактически всю свою жизнь наряду с на­уч­ным творчеством. А вско­ре после его кончины была издана автобиографическая повесть «Следы на песке», описывающая страницы жизни и про­фес­си­ональ­ной деятельности автора.

Однако главное, более важное, чем любые научные и дру­гие достижения, – ничем не запятнанная репутация, то, что в не­дав­нем прошлом обозначалось слегка позабытыми сегодня словами «достоинство» и «порядочность». Володар Викторович Краевский был настоящим интеллигентом, всегда настроенным на помощь другим и сот­руд­ни­че­ство. Все, кому приходилось встречаться с ним (а их очень много), высоко ценили его человеческие и де­ло­вые качества – открытость в сот­вор­че­стве и на­уч­ном поиске, внимательность, доброжелательность и тре­бо­ва­тель­ность. Его уважали за принципиальность, в ос­но­ве которой – нравственная позиция, не подверженная колебаниям и ад­ми­нис­тра­тив­но­му давлению. Готовность помочь достойным и не­же­ла­ние, невзирая на лица, поддаваться недостойным, бескорыстность, честность, бескомпромиссность, презрение к конъ­юн­кту­ре – не те качества, которые помогают продвижению по службе и во­об­ще в жиз­ни. Успех и ав­то­ри­тет, достигнутые замечательным ученым и уди­ви­тель­ным человеком, не благодаря, а ско­рее вопреки этим качествам – вот истинный измеритель масштаба личности.

Володара Викторовича еще при жизни называли живым классиком, что ему сильно не нравилось. Несмотря на высокие звания и слу­жеб­ные посты, он был поразительно скромным.

Смерть увела от нас незаурядного Человека, Гражданина, Ученого, но она бессильна перед памятью о нем тех, кто имел счастье учиться у не­го и вмес­те с ним работать.

^ Памяти Виталия Александровича Сластенина
На 80-м году ушел из жизни талантливый ученый, выдающийся классик современной педагогики Виталий Александрович Сластенин. Нет в Рос­сии учителя, преподавателя и сту­ден­та педагогических профессиональных учебных заведений, которые не знали бы этого имени. Нет и ни одного серьезного научного труда, связанного с проб­ле­ма­ми педагогики и об­ра­зо­ва­ния, где бы не упоминались работы Виталия Александровича. Создатель научной школы, он всю свою жизнь посвятил педагогике, воспитанию педагогических кадров, своим ученикам и кол­ле­гам.

В. А. Сластенин родился 6 сен­тяб­ря в г. Гор­но-Ал­тайске Алтайского края. Свою трудовую деятельность после окончания педагогического училища начал учителем начальных классов. Затем после окончания Московского государственного педагогического института (МГПИ) прошел все ступени профессионального становления специалиста: ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой, декан факультета, проректор по учебной и на­уч­ной работе в раз­ных вузах страны. Но основная его профессиональная деятельность все же связана с МГПИ.

Здесь В. А. Сластенин защитил кандидатскую (1956 г.) и док­тор­скую (1977 г.) диссертации. Затем стал академиком Российской академии образования и мно­гих других отечественных и за­ру­беж­ных академий. В 1981 г. стал председателем специализированного совета по присуждению ученых степеней педагогических наук. С 1990 г. был членом и за­мес­ти­те­лем председателя экспертного совета ВАК. В. А. Сластенин создал научную школу, под его руководством защищены многочисленные кандидатские и док­тор­ские диссертации. Уче­ни­ков В. А. Сластенина можно встретить в раз­ных городах России и за рубежом. Он всегда щедро делился знаниями и опы­том. Около его кабинета можно было встретить и на­чи­на­юще­го аспиранта, и мас­ти­то­го ученого, и прос­то студента. Виталий Александрович всегда находил время и си­лы, чтобы поддержать каждого, кто к не­му обращался, советом, одобрением, верой в на­уку и воз­мож­ностью что-то новое в нее привнести.

В. А. Сластенин был генератором научных идей, поэтому не случайно с его именем связано такое слово, как «впервые». Так, под его руководством впервые в Рос­сии была создана кафедра педагогики и пси­хо­ло­гии высшей школы МГПИ. Он был инициатором и бес­смен­ным руководителем Международной академии педагогического образования (МАНПО), филиалы которой находятся в раз­ных регионах страны и Ближ­не­го Зарубежья. Под его руководством стал издаваться журнал «Педагогическое образование и на­ука», который входит в пе­ре­чень журналов ВАК РФ. В этом журнале могли опубликоваться все, чья идея интересна и по­лез­на для педагогики и об­ра­зо­ва­ния.

За выдающиеся заслуги в об­лас­ти педагогики и об­ра­зо­ва­ния В. А. Сластенин награжден золотой медалью МВиССО за научную работу «Педагогические основы краеведения» (1951 г.), в 1996 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», в 1999 г. награжден премией Правительства Российской Федерации.

Вместе с род­ны­ми, близкими, коллегами и уче­ни­ка­ми скорбим о без­вре­мен­ной кончине В. А. Сластенина. Но его книги, изданные в Рос­сии и за рубежом, его идеи являются неиссякаемым источником научных открытий будущих поколений ученых.


Коллектив Уральского государственного
педагогического университета
^ Научно-образовательные школы Урала.
2000–2010 гг. Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение» (УрО РАО)
Учреждение Российской Академии образования «Уральское отделение» приглашает принять участие в го­то­вя­щем­ся издании «На­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ные школы Урала. 2000–2010 гг.». Книга будет издана в 2010 го­ду.

Статьи о на­уч­но-образовательных школах должны быть представлены в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ями к струк­ту­ри­ро­ва­нию и офор­мле­нию текста, обозначенными ниже.
^ Структура текста
Для публикации в сбор­ни­ке УрО РАО «На­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ные шко­лы Урала. 2000–2010 гг.»

1. Наименование школы и ис­то­рия ее создания.

2. Основатель (ли) школы: кратко привести данные (фотографии обязательно отдельным файлом).

3. Состав школы: персоналии, кратко о них.

4. Общая характеристика научной деятельности школы: цель, задачи, концептуальное ядро, особенности.

5. Направления исследований.

Далее текст структурируется по направлениям исследований. Обозначается в за­го­лов­ке тема (направление исследований). В рам­ках каждого из направлений приводится следующая информация:

5.1.Руководитель направления.

5.2. Основные на­уч­но-те­оре­ти­чес­кие и прак­ти­чес­кие результаты исследований.

● На­уч­но-те­оре­ти­чес­кие результаты. Пример: Сформулирована концепция профессионального становления личности, выявлены закономерности и де­тер­ми­нан­ты этого процесса, установлены кризисы профессионального развития и пси­хо­ло­ги­чес­кие барьеры этого процесса, разработаны критерии успешности карьеры и мо­ни­то­ринг профессионализации специалиста. Указываются авторы и ос­нов­ные научные работы, в ко­то­рых представлен этот научный результат.

● Практические результаты:

^ Разработаны стратегические проекты и прог­рам­мы (тема, название проектов и прог­рамм) по заказу…

Проведены исследования по грантам…

Осуществляется научное сопровождение инновационных процессов в об­ра­зо­ва­нии (базовые площадки, семинары, форумы и т. д.)

6. Наиболее значимые результаты деятельности на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ной школы за десять лет.

7. Подготовка молодых ученых: ФИО, тематика защищенных диссертаций.

8. Формы государственного и об­ще­ствен­но­го признания (награды, конкурсы и т.д)
^ Требования к оформлению текста
1. Редактор – MS Word.

2. Гарнитура – Times New Roman.

3. Размер шрифта (кегль) – 14.

4. Межстрочный интервал – 1,5.

5. Межбуквенный интервал – обычный.

6. Абзацный отступ – стандартный (1,27).

7. Поля – все по 2 см.

8. Выравнивание текста по ширине.

9. Переносы обязательны.

10. Межсловный пробел – один знак.

11. Допустимые выделения – курсив, полужирный.

12. Внутритекстовые ссылки на включенные в спи­сок литературы работы приводятся в квад­рат­ных скобках с ука­за­ни­ем номера источника в спис­ке и но­ме­ра страницы источника цитаты.

13. Дефис должен отличаться от тире.

14. Тире и ка­выч­ки должны быть одинакового начертания по всему тексту.

15. При наборе не допускается стилей, не задаются колонки.

16. Не допускаются пробелы между абзацами.

17. Рисунки только чер­но-бе­лые, без полутонов, в век­тор­ных форматах WMF, EMF, CDR, AI, растровые изображения – в фор­ма­те TIFF, JPG с раз­ре­ше­ни­ем не менее 300 то­чек/дюйм, в ре­аль­ном размере.

Диаграммы из программ MS Excel, MS Visio вместе с ис­ход­ным файлом.

18. Фотографии отдельным файлом.

19. Объем статьи не более 15 стра­ниц формата А4.

Тексты представляются до 5 ав­гус­та 2010 в электронном виде ученому секретарю УрО РАО, Андрюхиной Людмиле Михайловне, e mail: andr@urorao.ru

Оргвзнос за публикацию статьи об одной научной школе (до 15 стра­­ниц текста) составляет 3 ты­ся­чи рублей. Оргвзнос перечисляется на реквизиты Уро РАО:

Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»

Россия, 620012, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Маши­но­строителей, д. 11

УФК по Свердловской области (УРО РАО, л/сч 03621057320)

ИНН 6663080273

КПП 667301001

^ ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛ. Г. ЕКАТЕ­РИН­БУРГ

Р/с 40503810400001000060

БИК 046577001

ОКВЭД 73.10, ОКПО 56969032, ОГРН 1026605617191.

Фактический адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 85а

Договор на зам. председателя Шев­чен­ко В. Я., действующего на основании доверенности № 9 от 11.01.2010 г.

Назначение платежа: (57330201010010000130), ин­фор­ма­ци­он­но-кон­суль­та­ци­он­ные услуги, редактирование научных материалов в из­да­нии «На­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ные школы Урала. 2000–2010 гг.»

В слу­чае иной формулировки назначения платежа будет осуществлен возврат денежных средств и ма­те­ри­алов!
^ Екатеринбургская книжная выставка – 2010 6 – 9 октября 2010 г., Екатеринбург
6 – 9 ок­тяб­ря 2010 г., Екатеринбург при поддержке Министерства культуры и ту­риз­ма Свердловской области состоится Екатеринбургская книжная выставка – 2010. Место проведения: ГРВЦ, г. Екатеринбург, ул. Громова, 145.

Выставочное общество «Уральские Выставки» и Свер­длов­ская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского приглашают Вас на 3-ю Екатеринбургскую книжную выставку 2010.

^ Проект «Екатеринбургская книжная ярмарка – 2010» будет проводиться одновременно с выс­тав­кой «Образование и раз­ви­тие» и пред­по­ла­га­ет большую посетительскую аудиторию школьников, студентов, специалистов и дру­гих категорий населения.

^ Цель выставки – представление и прод­ви­же­ние новинок книгоиздательской продукции и из­да­тельских программ для читателей, книжных магазинов и биб­ли­отек; представление технологий, компьютерных программ и обо­ру­до­ва­ния для компаний, обслуживающих интересы современного читателя.

Основные направления выставки:


● Книги:

Научная, на­уч­но-по­пу­ляр­ная, деловая, художественная, учебная, справочная и эн­цик­ло­пе­ди­чес­кая литература;

Книги для детей;

Альбомы по искусству;

Подарочные книги;

Аудиокниги;

Электронные книги.

● Другие издательские продукты:

Карты и ат­ла­сы;

Наглядные учебные пособия;

Периодические издания;

Ноты;

Полиграфическая продукция;

Букинистическая книга

● Книготорговые организации

● Типографское оборудование

● Оборудование, материалы и тех­но­ло­гии для реставрации книг

● Канцелярские товары

● Сувенирная продукция

● Компьютерные просветительские и обу­ча­ющие программы, компьютерные игры

● Ин­тер­нет-из­да­ния

● Ин­тер­нет-биб­ли­оте­ки

● Ин­тер­нет-ка­фе

● Программное обеспечение для чтения электронных книг и до­ку­мен­тов

● Книжная и офис­ная мебель и обо­ру­до­ва­ние


Во время работы выставки состоится Екатеринбургский книжный фестиваль.

О воз­мож­нос­ти участия в фес­ти­ва­ле можно узнать в Биб­ли­оте­ке им. В. Г. Бе­линского по телефону (343)371–26–48 или электронной почте ars-libri@yandex.ru

Стоимость участия в выс­тав­ке в прайс-листах.

^ В сто­имость участия входят: аренда выставочных площадей с ков­ро­вым покрытием; реклама и ох­ра­на выставки; размещение информации об участнике в офи­ци­аль­ном каталоге (1/6 фор­ма­та А4) и 1 эк­зем­пляр каталога; уборка павильона; 1 м фризовой надписи на стандартный стенд или табличка на рабочее место.

Для иногородних участников предусмотрено бронирование номеров в гос­ти­ни­цах (прайс-лист гостиниц Вы сможете получить у ме­нед­же­ра выставки).

^ В прог­рам­ме выставки конкурс на золотую, серебряную, бронзовую медали, дипломы выставки.


ВНИМАНИЕ! Заявка на участие в кон­кур­се аннулируется в слу­чае демонтажа стенда фир­мой-учас­тни­ком до официального окончания выставки.


Регистрация участников: Вы заполняете заявку на участие и нап­рав­ля­ете ее в ад­рес Устроителя по E-mail или факсу. На основании заявки Вам предоставляется счет. Оплата производится предварительным банковским перечислением или за наличный расчет. Расположение стенда на предоставляемой площади гарантируется при оплате не менее 50% по счету в сро­ки, оговоренные Устроителем. Последний срок подачи информации в ка­та­лог за две недели до начала выставки, информация о ком­па­нии участника, поступившая позже указанного срока, попадает в до­пол­не­ние к ка­та­ло­гу.
^ Порядок проведения выставки:

Заезд участников на выставку

5 ок­тяб­ря

c 09.00 до 18.00

Рабочие дни

6–9 ок­тяб­ря

c 10:00 до 18:00

Официальное открытие выставки

6 ок­тяб­ря

в 12.00

Церемония награждения медалями и дип­ло­ма­ми

9 ок­тяб­ря

в 16.00


Россия, 620027, Екатеринбург, ул. Свердлова, 11а, оф. 507, Тел./факс: +7 (343) 355–51–95, 310–03–30

E-mail: vystavka@r66.ru, Http://www.uv66.ru


менеджеры проекта:

Карташова Елена Васильевна, Перевалова Татьяна Михайловна

Тел. +7 (343) 310–03–30, 355–51–95

E mail: kartashova@uv66.ru, perevalova@uv66.ru



vi-1napravlenie-a-m-gorkogo-uralskij-gosudarstvennij-universitet-im-a-m-gorkogo-urgu-klassicheskij.html
vi-analiz-raboti-uchenicheskogo-samoupravleniya-doklad-mou-chatlikovskaya-sosh.html
vi-b-praktikum-po-perevodu-dlya-studentov-inzhenernogo-fakulteta-tver-saharovo.html
vi-budko-menya-vsegda-interesovala-istoriya-igeografiya-interesovala-so-vremenem-etot-interes-pereklyuchilsya-na.html
vi-complete-the-sentences-prakticheskij-kurs-osnovnogo-inostrannogo-yazika.html
vi-derzhite-v-rukah-sbornik-materialov-nauchno-prakticheskoj-konferencii-deyatelnost-shkolnih-bibliotek-konturi-obnovleniya-konferenciya-sostoyalas-v-omske-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/nacistskij-terror-na-okkupirovannih-territoriyah-krah-nacistskoj-imperii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razmer-ustavnogo-kapitala-v-techenie-pyati-poslednih-zavershennih-finansovih-let-v-sootvetstvii-s-ustavom-raven-16-062-mln-rub.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyattya-pro-aberac-monohromatichn-hromatichn-aberac.html
  • college.bystrickaya.ru/3-audit-raschetov-s-podotchetnimi-licami-v-ooo-prioritet-20.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-chast-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-smi-22-2012-7-13-iyulya-oficialnie-novosti-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obman-v-nashej-zhizni-ispolzovanie-individualnih-lichnostnih-osobennostej.html
  • university.bystrickaya.ru/estestvoznanie-proshlo-tri-stadii-i-vstupilo-v-chetvertuyu-1-stadiya-drevnegrecheskoj-naturfilosofii-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-inostrannij-yazik-v-professionalnoj-sfere-anglijskij-napravlenie-podgotovki-100400-62-turizm.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mesto-i-rol-inostrannih-vlozhenij-v-rossii-chast-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/okomissii-po-soblyudeniyu-trebovanij-k-sluzhebnomu-povedeniyu-i-uregulirovaniyu-konflikta-interesov-municipalnih-sluzhashih-administracii-sredneahtubinskogo-municipalnogo-rajona.html
  • education.bystrickaya.ru/-13-ot-05072010-o-vnesenii-izmenenij-v-prikaz-departamenta-zdravoohraneniya-i-farmacii-yaroslavskoj-oblasti-ot-22102008-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-forma-itogovogo-kontrolya-primernaya-programma-disciplini-osnovi-zhurnalistiki-federalnogo-komponenta-cikla.html
  • student.bystrickaya.ru/14-ispolzovanie-stilizovannogo-izobrazheniya-detskoj-pornografii-v-posobii-centra-holis.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lekciya-11-planirovanie-deyatelnosti-kompleksnoj-sistemi-zashiti-informacii.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalnika-partizanskoe-dvizhenie-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zelenomu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plamya-kv.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-031500-iskusstvovedenie-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perevod-sedrik-ivan-erzin-guarda-i-taleann-redaktura-asget-ladorne-liber-primus.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-organizaciya-truda-prakticheskogo-psihologa-ovcharova-r-v-o-35-prakticheskaya-psihologiya-obrazovaniya-ucheb.html
  • spur.bystrickaya.ru/kogda-bi-ne-banya-vse-bi-propali-stranica-10.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-obshesoyuznih-klassifikatorov-tehniko-ekonomicheskoj-informacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/krona-silna-kornyami-narod-istoricheskoj-pamyatyu-kniga-posvyashaetsya-pchelovodam-veteranam.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-i-vernadskij-o-biosfere.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tilovoe-obespechenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-referat-psihologicheskij-praktikum.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornij-vopros-vremya-novostej-21032006-47-str-4-gosduma-rf-monitoring-smi-21-marta-2006-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-sociologii-chast-3.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-vremya-sobirat-kamni-gosduma-rf-monitoring-smi-7-fevralya-2008-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rostovskaya-oblast-s-maya-2010-goda-po-aprel-2011-goda.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-iz-zhbek-zhirina-taldau-zhmisi-sabati-masati.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-trening-vremennoj-perspektivi-dlya-podrostkov-s-ogranicheniyami-v-razvitii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-temi-kontrolnih-rabot-i-metodicheskie-ukazaniya-po-ih-vipolneniyu-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-kontrolnoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekcii-po-toe-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.