.RU

Учебное пособие Омск Издательство Сибади 2006 - страница 3




Класс консистенции определяют при помощи прибора, который назва- ется пенетрометр (рис. 7.1).

Работа по определению класса консистенции выполняется в следующей последовательности.

Чаша с пластичной смазкой нагревается до 25 °С. Конус прибора подводят к поверхности смазки и опускают в течение 5 с. Индикатором 4 определяют число пенетрации. Например, число пенетрации 270, класс консистенции (густоты) – 2 (см. табл. 7.1).

Основной характеристикой ПС является температура каплепадения. В современном автомобиле с дисковыми тормозами температура передней ступицы может достигать 150 °С. Поэтому солидолы с низкой температурой плавления не применяют, а используют литолы.

Температуру каплепадения определяют на приборе (рис. 7.2). Капсюль^ 3 наполняется пластичной смазкой, соединяется с термометром 1 и устанавливается в пробирку 2. При падении первой капли отмечают температуру каплепадения.

Т
емпература каплепадения должна превышать на 15…20 ºС температуру трущихся деталей.

Пластичные смазки должны быть водостойкими. Если в мензурку с водой поместить кусочек пластичной смазки и кипятить в течение часа или поместить на 24 часа в воду при 20 0С, то:

1. Пластичная смазка водостойкая, если смазка сохранила внешний вид и форму.

Основные виды пластичных смазок (ПС):

1. Кальциевые ПС:

1.1. Солидол С влагостойкий, синтетический, t кипения = 55… 85 °C.

1.2. Графитная смазка УСС - А с добавлением 10 % графита для смазки рессор, болтов крепления. Цвет серебристо-черный.

2. Литиевые ПС водостойкие, термостойкие до 150 °C.

2.1. Литол 24 – для смазки узлов всех типов.

2.2. ШРУС – шарнирные равных угловых скоростей с противозадирной присадкой.

2.3. Смазка №158 – синего цвета с добавлением фтолационина меди С32Н16N6Сu. Применяется в игольчатых подшипниках, в шариковых подшипниках генераторов. Эту смазку иногда называют «вечной» (до 300 км пробега автомобиля).

3. Бариевые ПС.

ШРБ-4 – шарнирная, загущенная бариевым мылом.

4. Углеродистая ПС.

ВТВ (вазелин технический волокнистый).

Характеристики основных ПС, применяемых на автомобилях, приведены в табл. 7.2.


^ Таблица 7.2

Характеристики пластических смазок

Тип смазки
Класс
гус-тоты

Температурный итервал

применения

Коллоидная стабильность

Испаря-емость

Водостой-кость

Смазочные

св-ва

Взаимо-заменя-емость

Солидол

2

-20/65

5

3

4

3

Литол-24

Пресс-солидол

1

-30/50

4

3

4

2

Фиол-1

Графитная

2

-20/60

5

4

3

4

ШРУС-4

Литол-24

3

-40/120

4

4

4

3

ЛСЦ-5

ШРБ-4

2

-40/130

4

4

4

4

ШРУС-4

ШРУС-4

2

-40/120

4

4

5

5

ШРБ-4


Основные эксплуатационные требования к пластичным смазкам:

– коллоидная стабильность (неразделимость масла и загустителя);

– испаряемость (потеря массы при нагревании);

– водостойкость (способность противостоять размыву водой);

– смазочные свойства (способность предотвращать износ и задир трущихся поверхностей);

– прилипаемость к поверхностям трения.

Характеристики ПС в табл. 7.2 оценены по пятибалльной системе: 1 – плохо; 2 – достаточно удовлетворительно; 3 – удовлетворительно; 4 – хорошо; 5 – отлично.

Солидол С синтетический, Литол-24 применяются для смазки узлов трения всех типов; графитная смазка – для рессор, резьбовых соединений; фиол-1 – для гибких тросов; ЛСЦ-15 – для петель дверей; ШРБ-4, ШРУС-4 – для шарниров и шаровых соединений; ВТВ – для клемм аккумуляторных батарей; №158 – для игольчатых подшипников.

^ 8. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТОПЛИВА


В 2000 г. общее количество автомобилей на земном шаре составило 500 млн единиц, из них 100 млн – грузовые. В сутки потребность топлива составляет 870 млн л. За один год из земли выкачивают 3 млрд т нефти. Запасы нефти и газа составляют примерно 50 лет, угля – 300 лет. В США один автомобиль приходится на 2 человека, на земном шаре – 1 автомобиль на 10 человек. Главная проблема человечества – это загрязнение атмосферы и минимальные запасы нефти. В настоящее время в США, Германии, Японии, России ведутся разработки и внедрение альтернативных топлив – водородного, газообразного, спиртов.

Широкое применение в настоящее время получили нефтяной и природный газы. Первый двигатель, работающий на газе, был создан в 1860 г. французом Ленуаром. Основные компоненты сжиженных нефтяных газов (СНГ) – пропан и бутан.


^ 8.1. Сжиженные газы


Автомобильная газобаллонная установка рассчитана на подачу топлива в камеру сгорания под действием давления паров газа в баллоне. В этой связи величина давления насыщенных паров имеет важное эксплуатационное значение. Зависимость давления насыщенных паров пропана и бутана мало изменяется от темперапуры, что позволяет хранить сжиженные газы в баллонах при давлении 1,6 МПа. Для перевода в жидкое состояние пропана и бутана достаточно при 20 °C повысить давление соответственно на 0,8 и 0,2 МПа.

Главным преимуществом пропана и бутана является высокое октановое число, равное 98 единиц по моторному методу.

В соответствии с ГОСТ 20448-90 наша промышленность выпускает две марки сжиженных газов: СПБТЗ – смесь пропана и бутана техническая зимняя, СПБТЛ – летняя (табл. 8.1).

Таблица 8.1

^ Характеристики сжиженных газов

Содержание газов, %

СПБТЗ

СПБТЛ

Пропан

75

34

Бутан

20

60

Метан, этан, этилен

5

6


Ёмкость баллонов равна 50 л, а заполняют их на 45 л, запас 10 %. При изменении t от 0 до 50 °C объем пропана увеличивается с 2 до 2,3 л. Автомобильный баллон для сжиженного газа имеет две трубки: одна для газовой фазы, другая – для жидкой. Газовая – для пуска, жидкая – рабочая. Пропан-бутановая жидкая смесь имеет теплотворную способность ниже, чем бензин, поэтому при переводе двигателя на газ его мощность снижается примерно на 20 %.

На рис. 8.1, а, б показаны принципиальные схемы систем питания газобалонного оборудования при работе двигателя на сжатом и сжиженном газе.

Сжатый газ с давления 20 МПа (рис.8.1а) при помощи двухступенчатого редуктора ^ 11 снижается до атмосферного и поступает в карбюратор-смеситель 17, где смешивается с воздухом, поступает в цилиндр и воспламеняется от электрической искры. Для получения искры используется батарейная система зажигания.

При работе на сжиженных газах запуск двигателя осуществляется на бензине, а после прогрева двигатель переводится на работу на газовое топливо.

В баллон ^ 5 сжиженный газ (рис.8.1б) заправляется через вентиль 4. Наполнение баллона автоматически прекращается при всплытии поплавка 3, который связан с предохранительным клапаном 2.

Через магистральный вентиль 19 газ поступает через электромагнитные клапаны и далее в редуктор 12. В карбюраторе-смесителе происходит снижение давления газа до атмосферного. Для испарения жидкой фазы газ подогревается жидкостью из системы охлаждения. Через дозатор 13 газ поступает в смеситель 15, откуда смесь газа с воздухом поступает в цилиндры.


Преимущества работы двигателя на газе:

1. Срок службы моторного масла увеличивается в 2 … 3 раза.

2. Токсичность отработанных газов снижается в 3 … 4 раза.

3. Уменьшается образование нагара в цилиндропоршневой группе.

Недостатки:

  1. Мощность двигателя снижается до 20 %.

  2. Работа автомобиля на газе требует герметичной системы. Для определения утечки газа в него добавляется этилмеркаптан С2Н5SH с неприятным запахом.

  3. Плохие пусковые качества.

  4. Повышенная пожароопасность.

Снижение мощности двигателя при переходе питания с бензина на газ объясняется следующим образом. Пропан-бутановая смесь имеет теплотворную способность ниже (25,45 МДж/л), чем у бензина (31,57 МДж/л). Если сжечь по 1 л газа и бензина, то первый выделит теплоты на 20 % меньше.





^ 8.2. Применение водорода


В перспективе основным видом топлива может стать водород. При сгорании 1 л жидкого водорода выделяется в 3 раза больше теплоты, чем от бензина. Чтобы водород стал жидким, нужно понизить его температуру до –253 °C. При атмосферном давлении его плотность составляет 0,1 кг/м3.

Более простой путь применения водорода – это использование аммиака, он поступает в цилиндр с выделением водорода. Водород взрывоопасен, его хранение затруднено. При получении водорода его целесообразно сразу направлять в камеру сгорания двигателя и сжигать.

В настоящее время в автомобилях стали использовать топливные элементы, которые позволяют получить электрическую энергию непосредственно из химической энергии без промежуточного образования теплоты.

Если принять в качестве топлива водород, а окислителя – кислород (воздух), то топливный элемент условно можно представить в виде, как показанно на рис. 8.2. Вместо водорода можно подавать газ с большим содержанием водорода, например метан, а вместо кислорода – воздух.




В полость ^ 1 подается водород, который контактирует с пористым анодом 2 (сплав платины с иридием). В полость 3 подается кислород, который контактирует с пористым катодом 4, выполненным из такого же материала, что и анод 2. Между катодом и анодом находится электролит. Водород проходит через поры анода 2 и, соприкасаясь с электролитом, ионизируется. Ионизация в газах – отрыв от атома или молекулы газа одного или нескольких электронов. При этом электроны будут уходить во внешнюю цепь, а ионы водорода поступят в электролит. Затем электроны, пройдя внешнюю цепь (электродвигатель 5), соединяются на катоде 4 с кислородом, образуя ионы кислорода. Далее, ионы кислорода соединяются с водой электролита и образуют гидроксильные ионы, которые после соединения с ионами водорода вновь образуют воду. В результате получим


О2 + 2Н2 = 2Н2О + электроэнергия.


Электроэнергия подается на электродвигатель 5, который может приводить в движение колеса автомобиля.

В настоящее время в ряде стран применяют спирты – метанол и этанол. Главный недостаток спиртов – меньшая теплотворная способность.

Спирты можно использовать в качестве добавки (15 %) к бензинам. В этом случае достигаются следующие положительные результаты:

- не нужно вносить изменения в конструкцию двигателя;

- можно работать на бензине с меньшим октановым числом;

- снижаются токсичность отработавших газов и расход бензина.

Основные характеристики спиртов приведены в табл. 8.2.


^ Таблица 8.2.

Основные характеристики спиртов

urok-razrabotala-uchitel-nachalnih-klassov.html
urok-razvitiya-rechevoj-deyatelnosti-3-klass-tema-sovest.html
urok-razvitiya-rechi-morskie-fantazii.html
urok-razvitiya-rechi-po-russkomu-yaziku-v-6-aklasse.html
urok-razvitiya-rechi-provedennij-v-7-klasse-tema-uroka.html
urok-razvitiya-rechi-tema-podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine-v-a-tropinin-kruzhevnica.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-shpori-dlya-gosekzamena-chast-11.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-povedencheskie-analogii-morali-odin-moj-drug-vzyavshij-na-sebya-trud-kriticheski-prochitat-rukopis.html
  • exam.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-26.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-paribok.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-vedenie-hozyajstvennoj-deyatelnosti-rukovodstvo-po-vojskovomu-korabelnomu-hozyajstvu-v-vooruzhennih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kultura-pervobitnogo-obshestva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-finansovogo-obespecheniya-sistemi-socialnoj-podderzhki-naseleniya-i-rossii-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-5-sotrudnichestvo-69-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/gosduma-mozhet-obyazat-gibdd-okazivat-pervuyu-pomosh-postradavshim-v-dtp-novosti-20.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-bilo-zarabotano-znanie-idris-shah-skazki-dervishej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-razdel-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-sluchayah-ih-ogranicheniya-i-narusheniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/unikalnij-astronomicheskij-obekt-ss-433.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/skazka-v-dvuh-dejstviyah-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-lotov-forma-zayavki-po-lotam-1-2-4-5-6-7-8-9.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yunie-znatoki-anglijskogo-yazika.html
  • education.bystrickaya.ru/1941-1949-novaya-povestvovatelnost-dva-aspekta-kinoyazika-i-dva-napravleniya-razvitiya-kinematografa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/servis-toplivnoj-apparaturi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • school.bystrickaya.ru/business-at-work.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-a-t-mann-life-time-astrology-astrologiya-zhizn-vo-vremeni.html
  • student.bystrickaya.ru/244-selskoe-hozyajstvo-o-sostoyanii-zakonodatelstva-v-ulyanovskoj-oblasti-i-nekotorih-merah-po-ego-dalnejshemu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/estradnij-kollektiv-pod-rukovodstvom-belavina-mb-yavlyaetsya-uchastnikom-rajonnih-rok-festivalej-v-2002-2003-uchebnom-godu-zanyal-ii-mesto-sredi-professionalnih-kollektivov-rabotayushih-pri-domah-kulturi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-resheniyu-zadach-po-bezopasnosti-truda-temi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/psihologicheskie-priemi-pogasheniya-konfliktov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelstva-po-teme-trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-stranica-15.html
  • universitet.bystrickaya.ru/summary-the-problem-of-breath-support-training-while-playing-brass-instruments.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pervij-etap-vzaimodejstviya-obshestva-i-prirodi-kniga-otnositsya-k-chislu-nemnogih-rabot-osveshayushih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-sochinenie-opisanie-po-kartine-v-serova-devochka-s-persikami.html
  • assessments.bystrickaya.ru/docent-kafedri-teorii-i-istorii-prava-i-gosudarstva-rf-rap.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/variativnaya-profilnaya-chast-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-22tokoprovodi-napryazheniem-do-35-kv-1-elektroprovodki-oblast-primeneniya-opredeleniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-tretya-obshestvennaya-pobeda-stiven-r-kovi.html
  • college.bystrickaya.ru/-sostoyalos-vneocherednoe-obshee-sobranie-chlenov-soveta-municipalnih-obrazovanij-rostovskoj-oblasti.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-kommercheskogo-banka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskaya-gosudarstvennaya-akademiya-veterinarnoj-medicini-i-biotehnologii-imeni-k-i-skryabina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.