.RU

Учебное пособие Омск 2010 Рецензенты


СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКИЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


Н.Р. Валитова


Основы теории коммуникации

Часть 2

Учебное пособие


Омск – 2010

Рецензенты


кандидат филологических наук, доцент К.Ю.Симонова

кандидат филологических наук, доцент И.А. Рожнова


Автор – составитель: Н.Р.Валитова

Учебное пособие «Основы теории коммуникации». – 2010. – с.


Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Основы теории коммуникации».

Учебно-методическое пособие содержит разделы, посвященные широкому кругу актуальных проблем современной коммуникативистики; содержание включает историю и современные проблемы теории коммуникации – одной из перспективных отраслей научного знания. Исследуются различные виды и уровни коммуникации.

Для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Связи с общественностью».


Введение

Теория коммуникации – одна из наиболее перспективных отраслей современного научного знания. Коммуникация – явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественно-научного и технического циклов. Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление. Ее возникновение было связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителями средств массовой коммуникации в условиях «информационного взрыва», что обусловило преобладание в этой сфере знания журналистов и лингвистов, а также выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов информационного подхода. Это вызывает необходимость создания теории, интегрирующей и обобщающей достигнутые результаты научных исследований в данной области.

В пособии, представляющем систематизированное изложение основ теории коммуникации:

Структура пособия представляет УМК:

Цель настоящего учебно-методического пособия состоит в том, чтобы дать основы коммуникативного знания студентам, изучающим теорию коммуникации в качестве учебной дисциплины.


РАЗДЕЛ 1. Содержание, средства и язык коммуникации.

ЛЕКЦИЯ 1.

ТЕМА. Содержание и средства речевой коммуникации. Семиотика языка. (4ч.)


1. Содержание и средства речевой коммуникации.

Понятие знака. Типологии знаков. Знак как средство передачи информации различного рода: компоненты значения знака. Символьная коммуникация. Социальные символы (с позитивным знаком–рождение, свобода, истина, справедливость, добро, любовь; с негативным знаком – смерть, рабство, ложь, несправедливость, зло, ненависть).

Содержание и средства речевой коммуникации. Вариативность языка (лингвистическое, информационно-содержательное, коммуникативное).

  1. Семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика.

Синтактика, семантика, прагматика как основные отношения знаков.

Семиотические особенности различных коммуникативных систем. Семиосоиологическая концепция коммуникации.

Кодирование действительности в онтогенезе и филогенезе. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Гуманистическая, ритуальная, манипулятивная коммуникация: цели, социально-психологические механизмы. Индивидуальное и социальное в общении.


^ 1. Содержание и средства речевой коммуникации

Символьная коммуникация определяется как использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения информации об объекте или событии.

Такое широкое определение включает ряд составляющих понятий:

- семантика коммуникаций указывает значение слов и символов;

- синтаксис коммуникаций относится к на взаимосвязи между используемыми символами;

- прагматика коммуникаций раскрывает их результативность и эффективность при достижении определенных целей.

Символы являются посредниками

- между сущностью явлений, смыслом и его образом, идеями, находящимися за пределами чувственного восприятия, с одной стороны,

- и отражением предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств с другой.

Некоторые ученые склонны рассматривать знак как одностороннюю сущность, только в плане выражения, формы (В. М. Солнцев, А. А. Ветров и др.). Австрийский ученый-позитивист Р. Карнап развил логико-математическое направление в семиотике.

Типологии знаков строятся на разных основаниях.

В соответствии с пониманием общей теории знака Ч. Пирс различает три типа знаков:

1) иконический, действие которого основано на фактическом подобии означающего и означаемого (рисунок человека и сам человек)

2) индекс, действие которого основано на реальной смежности означающего и означаемого (дым является индексом огня, бледность лица – индексом недомогания или страха)

3) символ, действие которого основано на условной, установленной «по соглашению» связи означающего и означаемого (кивок головой, как правило, обозначает утвердительный ответ, но у болгар, наоборот, – отрицательный). Символ, скорее всего, обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи.

*Самым простым знаком является иконический; сам по себе он не может передавать информацию и принадлежит прошлому опыту.

*Индекс по своей природе существует в настоящем опыте и способен передавать информацию. Ни иконические знаки, ни индексы не могут утверждать что-либо.

*Лишь символы благодаря своему общему значению, способны образовать суждение и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение партнера, программируя таким образом будущее (действие, реакцию и т. п.).

Важнейшая функция социальной коммуникации – прагматическая.

Знак актуализирует содержание в соотнесенности с подобными себе элементами и в том случае, если он представляет социально установленную (принятую, понятную в данном коллективе) интерпретацию содержания. Или иначе – знак имеет большое значение для реализации целей коммуникации.

*Пражская лингвистическая школа занималась:

*Социологами социальный знак рассматривается как символ, который может быть реализован в предмете, слове, жесте, действии или образе.

*В социальной психологии к символам относят различные условные знаки (например, эмблемы, ордена, значки, кольца), сообщающие информацию о социальном статусе индивида, о его принадлежности к какому-нибудь движению, организации или группе.

Знак, составленный из слова и обозначающий определенные предметы или вещи, может функционировать как социальный символ, и в этой функции он отражает социальные ценности общества.

Социальная интерпретация знака в различных обществах может не совпадать (например, понимание автомобиля как социального символа в нашем и американском обществах).

В качестве социальных символов могут выступать жесты или действия, которые «сигнализируют», сообщают информацию о социальном статусе или социальных ролях коммуникантов.

Социальными символами становятся даже рационально не осознаваемые, но важные для общества события, например, рождение и смерть.

В повседневной деятельности человека в качестве символов выступают высшие социальные ценности общества, такие как свобода, истина, справедливость, добро, любовь.

Семиотика выдвигает постулат о знаке как о материально-идеальном образовании, способном достоверно отображать информацию.

Она представляет знак в виде обобщенного концепта (добро – зло, главный – неглавный).

Ю. С. Степанов, анализируя современное состояние семиотики, дает объяснение, почему «принцип знака» был заменен «принципом высказывания», что позволило разграничить системы, в которых имеются только знаки, но отсутствуют высказывания, как, например, в системе коммуникативных сигналов животных или в системе архитектурных символов, и системы, в которых есть высказывания.

В то же время это приблизило семиотику к проблемам коммуникации в человеческом обществе и позволило вычленить специальную область семиотического исследования – язык и литературу – как вербальные коммуникативные системы.

Проблема заключается в том, как следует понимать высказывание.

Являются ли высказываниями, например, знак «череп и скрещенные кости» или предписывающие и запрещающие дорожные знаки, или актуализированное в речи слово «Берегись!»?

(Конечно, данные знаки не отвечают определению высказывания как «семиотической ячейки», абстрагированной на основе так называемой пропозициональной функции и включающей объективные постоянные компоненты и субъективные переменные компоненты. К первым компонентам относится сама информация, ко вторым – отношение к действительности, оценка достоверности информации, коммуникативная установка, эмоциональное отношение говорящего к информации. (См.: Степанов Ю. С. В мире семиотики. // Семиотика. – М.: Радуга, 1983.-. 5-10.)

Под речевой коммуникацией понимается разговорное общение.

*Общение обозначает и процесс обмена мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников.

*Социология рассматривает общение как социально обусловленный вид деятельности людей.

*Психология исследует процесс установления и развития контактов между людьми с целью обмена информацией.

*Лингвисты процесс общения представляют как актуализацию коммуникативной функции языка в тех или иных речевых ситуациях.

Главным элементом речевой коммуникации является механизм, с помощью которого осуществляется перевод процесса передачи и восприятия информации в социально значимый результат персонального и массового воздействия.

В социолингвистическом аспекте необходимо изучать прежде всего особенности функционирования языка в условиях массовой социальной коммуникации.

Особенности стилей изложения в периодической печати (В. Г. Костомаров, А. Л. Швейцер, В. П. Мурат и др.), радио- и телепередач (Т. 3. Адамъянц, Н. Н. Богомолова, С. В. Светана,М. В. Зарва).

Выбор стиля зависит и от предмета речи, и от общей обстановки, в которой происходит общение. Для привычной, повседневной обстановки характерен нейтральный стиль, для торжественно-приподнятых ситуаций – высокий стиль, в непринужденно-дружеской обстановке применяется чаще сниженный стиль. Единицами языка передается кроме основной и дополнительная информация:

а) о сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилистическое значение);

б) о типах ситуаций, в которых эти единицы чаще всего употребляются (экспрессивно-стилистическое значение);

в) об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистическое значение).

Выявлению механизмов взаимодействия социальных и лингвистических факторов, обусловливающих социальные функции языка в условиях массовой коммуникации рассматривал Шарль Балли – выдающийся швейцарский лингвист, писавший на французском языке.

Он считал, что одной из основных задач стилистики является исследование распределения языковых средств по сферам или средам общения и изучение различных эмоциональных окрасок речи, выражающих различные состояния и чувства людей.

Он описал три источника выразительных, эмоционально окрашенных средств языка:

а) характеризующих эмоциональный оттенок (например, применение слова «щуплый» вместо «худой»);

б) имеющих социальную окраску (например, использование выражений «я накрылся, мне хана», вместо общеязыкового – «я пропал»).


^ 2. Семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика

Для методики исследования массовой коммуникации существенными являются изучение принципов социолингвистических измерений вариативности языка (лингвистического, информационно-содержательного и коммуникативного) и обоснование трехчастной модели измерений (я – другой – третий (кто-то или что-то).

Особый интерес представляет изучение роли устных каналов передачи информации в формировании речевых норм.

Отмеченные проблемы имеют прямую связь с социокоммуникативным аспектом осуществления массовой коммуникации.

В качестве характерных черт массовой коммуникации можно выделить функциональную направленность и тесную связь с прагматикой.

*Первая черта (функциональную направленность) объясняется спецификой коммуникативного процесса – мысль предшествует языковому оформлению, и коммуникативные единицы (высказывание и дискурс), в отличие от языковых единиц – слов (не путать с однословными высказываниями) и словосочетаний формируются в процессе коммуникации. (С этой особенностью коммуникативного процесса связана теория о двухфазовой, в другом варианте трехфазовой коммуникации: докоммуникативной – коммуникативной – посткоммуникативной». (Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – С. 216.))

Границы между фазами условны, так как взаимодействие мысли с коммуникативными средствам ее выражения является достаточно сложным процессом, «отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно – от слова к мысли мысль не выражается в слове, но совершенствуется в слове». (Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.-Л., 1934. – С. 264)

Прагматика, как характерная черта массовой коммуникации, проявляет себя в том, что именно в коммуникации актуализируются две ее базовые функции – взаимодействие и воздействие.

Прагматика – «раздел семиотики, посвященный изучению отношения знаков и знаковых систем и употребляющих их индивидов;

- теория употребления языка;

- совокупность факторов, определяющих использование языка его носителями».(Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 503.)

Термин «прагматика» ввел в научный оборот Ч. Морис.

Прагматические свойства и отношения, существенные для адекватного восприятия и понимания текстов обычно не выразимы средствами рассматриваемой знаковой системы.

Помимо чисто лингвистических и логических методов, изучение прагматических свойств и отношений языка требует применения понятийного и методологического аппарата психологии (в частности, социальной психологии, инженерной психологии) и других наук.

*создание стройной теории понимания языка вызывает необходимость определения соотношения прагматики и семантики.

Семантика, являясь разделом семиотики (также и логики), занимается анализом комплекса связанных между собой понятий.

*Семантика изучает значение единиц языка (слов, словосочетаний).

*По отношению к рассматриваемым объектам ставится вопрос о значении и смысле.

Проблематика семантики выражается в вопросе: «Что означает то или иное понятие (термин), высказывание?».

* Объектом анализа является знак, фрагмент текста.

*Нахождение предметного значения (денотата) для какого-либо имени дает существенную информацию об этом имени, но, тем не менее, не исчерпывает семантической проблематики. Предметное значение указывает объем обозначенного данным именем понятия, но не объясняет его содержания.

Синтактика. Другой раздел семиотики – синтактика рассматривает чисто структурные свойства знаковых систем с точки зрения их синтаксиса (безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем). Формирование упомянутого смысла знаковой конструкции осуществляется с помощью алфавита (совокупность букв, знаков), правил образования и преобразования.

Упомянутые три уровня исследования знаковых систем (прагматика, семантика, синтактика) составляют комплекс научных теорий, исследующий свойства знаковых систем, или систем знаков, каждому из которых определенным образом придается некоторое значение.

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРОВ знаковых систем можно привести естественные (разговорные) языки, искусственные языки, языки-посредники (язык Морзе, другие языки кодов).

В качестве нестрогих знаковых систем можно представить языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки.

Различные знаковые системы могут быть рассмотрены как модели определенных фрагментов внешнего мира, строящиеся в ходе познавательной и практической деятельности людей.

Синтаксические связи в пределах простого предложения строятся как цепочки связанных слов. Такие связи формируются по признакам подчинения и сочинения. Сложные предложения могут строиться одновременно по признакам подчинения и сочинения, или же лишь на основе одного признака (сложносочиненные, сложноподчиненные предложения). Подчинение бывает однородным, когда обе подчиненные части предложения равновесны, или неоднородным, когда несколько подчинительных связей относятся к главному элементу, определяя его по-своему.

В семиосоциологической концепции коммуникации (использование знаков и знаковых систем в общении) понятие «коммуникация» не является синонимом понятия «информационное воздействие».

Более того, реализация идеи «субъект-субъектного» отношения предполагает общение в диалоговом режиме, т. е. наличие обратной связи.

Общение – социально обусловленный процесс взаимосвязи и взаимодействия социальных субъектов групп, личностей).

Процесс общения включает в себя обмен мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. *Опосредующими элементами общения являются идеи, ценности, мысли, идеалы, чувства и настроения.

Воплощение социальных ценностей осуществляется и с помощью материально-вещественных элементов, и в этом смысле материальные ценности также являются посредниками в определенных формах общения.

В процессе общения передаются не только фрагменты информации, но и социальный опыт, происходит изменение сущности взаимодействующих субъектов, социализация личности.

Выбор стиля общения зависит от индивидуально-типологических возможностей людей, вступающих во взаимодействие. Среди них особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми и коллективами.

Среди стилей общения выделяют творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, деловой и др.

*Особое значение в общении имеет устная речь и так называемая паралингвистическая система информации (язык мимики и жестов), в которой фиксируются определенные социальные значения.

*Система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, в соответствии с правилами и нормами речи, принятыми в обществе, называется речевой деятельностью. То есть речевая деятельность предполагает наличие системы действий.

Понятия «речевая деятельность» и «речевая коммуникация» в узком понимании несут одинаковую смысловую нагрузку. Однако эти понятия не являются синонимами, хотя в ряде случаев они взаимозаменяемы.

1. Речевая коммуникация представляет собой процесс, т. е. целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности.

В этом более узком понимании (нами рассматривается и более широкое определение) представляет собой

2. Социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в диалоге или полилоге при помощи вербальных и невербальных коммуникативных средств.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение аудитории коммуникации.

  2. Что такое обратная связь с аудиторией?

  3. Какую роль играет массовая коммуникация в сферах общественных связей и отношений?

  4. От чего зависит эффективность коммуникации?

  5. По каким причинам возникают барьеры коммуникации? Сделайте их классификацию.

  6. Что такое статусный барьер?

  7. Что такое абракадабра?

  8. Приведите примеры семантических и фонетических барьеров речевой коммуникации.

  9. Назовите основные характеристики логического барьера и пути его преодоления.

Литература

Основная

  1. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – 304 с.

  2. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание; ИВЭСЭП, 2001. – 496 с.

Дополнительная

  1. Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломандина Т. О. Организационное поведение: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000. – 220 с.

  2. Логика: Логические основы общения. – М.: Наука, 1994. – 317 с.

  3. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер.с фр. – М.: Прогресс, 1988. – 256 с.

  4. Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У., Томпсон Виктор А.- Менеджмент в организациях. – М.: Экономика, 1995. – 335


РАЗДЕЛ 2. Аудитория коммуникации.

ЛЕКЦИЯ 2.

ТЕМА. Аудитория коммуникации. (4ч.)

1. Обратная связь в системе взаимодействия коммуникатора с массовой аудиторией.

Массовая коммуникация в сферах общественных связей и отношений.

2. Барьеры коммуникации и искажение информации.


^ 1. Обратная связь в системе взаимодействия коммуникатора с массовой аудиторией

Особое значение информация имеет в управленческой деятельности.

Здесь организация ее получения, переработки и использования приобретает специфический, присущий именно этой деятельности характер.

* Информация пронизывает весь процесс управления, все его стадии. Некоторые вообще управленческую деятельность трактуют как переработку информации. *Этот подход особенно присущ специалистам такой отрасли научного знания, как кибернетика (по определению Глушкова В. М., кибернетика является наукой «об общих законах преобразования информации в сложных управляющих системах»). (См.: Виноградова 3. И., Виноградов И. Е., Щербакова В. Е. Логика науки управления. – М.: Мысль, 1998. – 208 с.)

*Включение в структуру социальной системы механизма обратной связи позволяет при появлении негативных тенденций в ее развитии нейтрализовать факторы, вызывающие их.

*В данной системе обратная связь проявляется как реакция на управленческое действие, которое осуществляет субъект управления, в виде системы информации о состоянии управляемого объекта и его изменении в соответствии с заданной программой.

*Наличие такой обратной связи позволяет корректировать упpaвленческие действия в процессе управления социальным развитием. Через обратную связь объект управления воздействует на субъект управления и оперативно оценивается эффективность принимаемых решений. В случае развития социальных процессов в желаемом направлении (наличие положительной обратной связи) субъект управления сохраняет намеченную схему воздействия на управляемый объект.

Одним словом, обратная связь проявляется как реакция получателя на полученное от коммуникатора сообщение.

Положительная обратная связь усиливает результаты функционирования, т. к. сообщает источнику, что желаемое сообщение достигло цели, а отрицательная – ослабляет. В том случае, когда трансформация социальной системы является целью управления, применяется положительная обратная связь. Однако для повышения эффективности коммуникации требуется введение в коммуникативную систему и обратной связи. Отрицательная обратная связь как бы информирует источник информации о том, что желаемый результат не был достигнут, тем самым интенсифицирует управление коммуникативными процессами.

Массовая коммуникация в сферах общественных связей и отношений.

Массовая коммуникация тесно связана с «public relations» (PR) – «связями с общественностью», возникшими в США в 19ОЗ г.

«Сейчас 80 % из 300 крупнейших компаний США имеют отдел «паблик рилейшнз» и одноименный курс преподается в 350 колледжах.

В России эта деятельность получила новый «импульс в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области общечеловеческих социальных ценностей и глобальных проблем, таких как экология, этика, религия, образование, культура и др.»

В понятии «общественные связи и отношения» отражена специфика когнитивного и прагматического уровней деятельности.

Традиционно под PR понимается управленческая деятельность, целью которой является установление взаимовыгодных отношений между государственными или частными структурами и общественностью, от которой во многом зависит успех функционирования этих структур.

В прагматическом аспекте подчеркивается умение воздействовать на общественное мнение в интересах фирмы таким образом, который убеждает потребителя, что деятельность фирмы осуществляется прежде всего ради его благополучия.

*На первый взгляд, связи с общественностью – это рекламная деятельность, направленная на создание имиджа фирмы, т. е. имиджевая реклама.

Другие специалисты утверждают, что PR и реклама связаны лишь функцией воздействия на широкую аудиторию – убеждения во взаимовыгодном и гармоничном сотрудничестве.

Различие состоит в том, что основной функцией PR является управленческая и приоритет отдается межличностной коммуникации.

На отдельных предприятиях для осуществления внутренней коммуникации создаются замкнутые системы радиовещания и телевидения. (См: Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М., 1997. – С. 240)

Результативность коммуникации складывается из многих компонентов. Эффективность коммуникации зависит:

- от выбора слов и речевых образцов, принятых в деловой сфере коммуникации;

- от правильной ориентации на тип коммуникации (межличностной, внутригрупповой или массовой);

- немаловажную роль в речевой коммуникации играет тон (нейтральный, сопереживающий, ироничный, назидательный и т. п.), темп, который должен соответствовать характеру информации.

- Эффективность коммуникации определяется изменениями в знаниях, установках и поведении получателя в результате приема сообщения.

Коммуникативная сфера «связей с общественностью» не сводится к узкому пониманию PR. Она представляет собой «взаимодействие общественных и управленческих структур различного типа (государственных и частных) в областях, связанных с познавательной деятельностью людей, с наивысшими социальными, ценностями общества, определяющими его духовное развитие и технологический прогресс, в частности, в области экологии, этики, науки, культуры и др.

В рамках данной коммуникативной сферы устанавливаются не только взаимовыгодные связи, но и гармоничные общественные отношения, конечной целью которых является социальная интеграция общества и социальные изменения на благо общества».

По мнению известного в стране и за рубежом специалиста в области коммуникации, профессора амстердамского университета Д. Мак-Квейла, такие цели реализуются на уровне массовой коммуникации, функцией рекламы является продвижение товара на рынок и опора на массовую коммуникацию при помощи средств массовой информации; кроме того, каналы финансирования различны.

Итак, в коммуникативной системе связей с общественностью различают два основных направления деятельности – менеджмент и маркетинг.

Управление, понимаемое в широком смысле, предусматривает установление и поддержание оптимальных деловых отношений и творческих связей в иерархической структуре субъекта связей с общественностью.

Маркетинг в системе связей с общественностью рассматривается как деятельность субъектов этих связей, направленная на создание имиджа на рынке на основе тщательного изучения информации и планирование способов воздействия на объект связей с общественностью через формирование общественного мнения и популяризацию созданного имиджа.

Среди разнообразных функций PR важное место отводится коммуникации. Около 80 % рабочего времени руководитель тратит на различные формы общения, и наибольшую долю времени занимает устная форма коммуникации.

*При межличностном общении устраняются пространственные и временные барьеры. Здесь налицо обратная связь, а партнер известен. Также есть возможность использовать целый комплекс коммуникативных средств – вербальных и невербальных, сделать правильную ориентацию на логические или эмоциональные аргументы. Имеются специальные рекомендации для речевого поведения в конфликтных ситуациях, для проведения деловых бесед. (Невзлин Л. Б. «Паблик рилейшнз» – кому это нужно? – М., 1993. –С. 119-120, 130-132.).

В социальном управлении используется двусторонняя коммуникация, осуществляемая с помощью газет, журналов, брошюр, плакатов, являющихся средствами массовой информации. (См. в теме «Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах»).


^ 2. Барьеры коммуникации и искажение информации

Барьеры коммуникации – помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом.

Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

Барьеры возникают как в технической системе, так и в механизме общения.

Барьеры коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех:

  1. Технические помехи. Источником таких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон), когда в канале коммуникации появляются препятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать канал коммуникации, частично искажая информацию или усекая ее.

  2. Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их отношениями к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения.

  3. Психофизиологические помехи возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.

  4. Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации.

  5. Культурно-национальные причины. Особенности межнациональных коммуникаций обусловлены различиями в традициях, Нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.

Целью изучения барьеров коммуникации социологами является выяснение причин возникновения и способов влияния на эффективность информационных связей в социальных системах.

Психологи рассматривают барьеры коммуникации с точки зрения психологии общения, различий психологического восприятия информации.

В различных моделях коммуникации рассмотренные барьеры могут комбинироваться, а также могут возникать и свои собственные, специфические, узкопрофильные барьеры.

Наличие или отсутствие барьеров в каналах коммуникации проверяется путем сопоставления информации на входе и выходе данного канала. Эту информацию не всегда удается проверить. Наличие в коммуникационной системе обратной связи позволяет осуществить такую проверку.

В технических сетях коммуникации устанавливаются специальные приборы, блоки, проводящие такие сравнения и отыскивающие искаженную информацию.

*Препятствия на пути прохождения информации создают серьезные проблемы в коммуникативных отношениях.

Препятствия могут возникнуть на этапах получения, передачи и приема информации.

Или, иначе, люди (или системы), обладающие информацией, которую нужно передать кому-либо, не в состоянии сообщить ее адресату; те, кто должен организовать передачу информации, по тем или иным причинам могут быть лишены возможности сделать это; а те, кто должен получить информацию, также могут оказаться не в состоянии принять и/или усвоить ее.

*Наиболее часто в межличностных коммуникациях возникают языковые барьеры.

Трудности применения языка возникают даже при достаточно хорошем владении одним и тем же языком обеими сторонами. Если одна сторона предполагает, что партнер по общению не понимает специфических терминов, то она заменяет их понятными, а в дальнейшем общении старается их избежать. Официальная речь сильно отличается от повседневной. Военные при вербальном общении используют строго определенные термины, понимаемые ими однозначно. Если предложить философу говорить на том же языке, что и военные, то будьте уверены, что суть философии также может быть выхолощена.

Одним словом, стилистические барьеры, связанные с несоответствием стилей коммуникантов или содержания и стиля, в некоторых случаях могут привести к полному непониманию сторон, участвующих в, языковой коммуникации. Интересный ПРИМЕР по этому поводу, приводится Р. Фишером и У. Юри:

«На собрании практиков (строительных и дорожных прорабов) докладывается результат научной разработки – нового отбойного молотка. После глубоко научного доклада слушатель задал вопрос: «Молоток не сильно трясет?» Ученый-разработчик не понял вопроса. Более опытный представитель науки перевел вопрос на понятный научный язык: «В какой степени одна из важнейших характеристик установки – вибрационная константа – соответствует условиям применения, исключающего негативное воздействие виброфактора на исполнителя?» Ученый-докладчик понял и ответил: «В резульате проведенных экспериментов удалось выяснить, что частотная амплитуда среднеквадратичной погрешности отклонения рабочей поверхности от мнимой геометрической оси совпадает с математическим ожиданием результата, поэтому есть основания предполагать, что данное соответствие действительно имеет место». Теперь не понял практик «от стройки». Переводчик пояснил: «Работать молотком можно» (Фишер У., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. – СПб., 1992.)

Многие семантические проблемы (распознавание значения слов) исчезают, если вступая в общение (устное или письменное), необходимо сделать интерпретацию наименее редко используемых слов и терминов, имеющих двоякое толкование.

Правильное определение свойств знаковых систем (семиотика) также дает возможность специалистам даже используя достаточно сложные знаковые конструкции понимать друг друга и избежать абракадабры. (Здесь термин «абракадабра» используется в значении бессмыслицы, понятного набора слов)

*Семантические барьеры возникают по причине придания неправильного значения используемым в коммуникациях символам (слова, рисунки, действия), т. е. вызваны несоответствием кодов, используемых сторонами коммуникации. Из нескольких возможных значений коммуникатору нужно выбрать одно таким образом, чтобы оно однозначно воспринималось реципиентом.

*Много проблем возникает при осуществлении коммуникации между представителями различных культур. В этом случае обе стороны далеко не всегда знают хорошо значения всех применяемых сторонами слов и выражений, тем более не всегда адекватно интерпретируют их в контексте использования с учетом интонации, громкости, пауз, сопутствующих невербальных жестов.

«Всякий раз, когда мы интерпретируем символ на основе наших предположений, а не фактов, мы делаем умозаключения, которые являются существенной частью коммуникаций. Обычно мы не имеем возможности избежать их, так как работа сознания не может остановиться, дожидаясь получения сообщения в полном объеме и его принятия. Поскольку умозаключения могут дать ошибочный сигнал, нам всегда следует помнить об этом и относиться к ним весьма осторожно. Если воздают сомнения, необходима дополнительная информация».(Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Изд. «Питер». – С. 60.).

Абракадабра получается по двум причинам.

- Во-первых, от неумения правильно применять слова, непонимания их значений, также неумения конструировать знаковые системы, не путая при их формировании грамматические и логические правила.

- Во-вторых, абракадабра может стать результатом переноса в языковую среду устаревших и весьма специфичных формулировок, а также чрезвычайного усердия к максимальной точности формулировок при котором любое упущение или любая ошибка доводит словесно-смысловую конструкцию до абсурда.

В. А. Спивак приводит такой случай. В суде разбиралось дело о причинении тяжких телесных повреждений. Произошло следующее: на стройку пришел работать выпускник средней школы, мальчик из интеллигентной семьи, не имевший представления о специфике такой работы. Его поставили подручным к опытному рабочему. Требовалось выпрямить стойку у балконного ограждения. Рабочий дал подручному кувалду, сам поддел ломом стойку и приказал: «Бей по ребру!» О других ребрах, кроме ребер человека и, может быть, животного, молодой подручный не имел представления. Не поняв смысла, он буквально воспринял приказ и «неумышленно нанес тяжкие телесные повреждения рабочему – кувалдой по ребрам».(Спивак В. А. Корпоративная культура. – СПб.: Изд. «Питер», 2001.-С.240)

Такие почти неправдоподобные случаи проявления семантической проблемы однако довольно часто имеют место на практике.

Ф.И. Шарков, общаясь по междугороднему телефону с молодым аспирантом-заочником, в целях сокращения разговора, используя профессиональный слэнг, попросил его привезти «рыбу» и обещал с ним обсудить исследуемые проблемы. Когда появился незадачливый ученик, на мой вопрос: «Привез рыбу?» он стал доставать из пакета вяленую рыбу. Тут-то стало ясно, что он меня не понял и никакого предварительного варианта диссертации («рыбы») у него нет. (Ф.И. Шарков Основы теории коммуникации. Учебник.-М.:Издательство Дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива»,2002)

*^ Один из барьеров коммуникации в лингвистическом рассмотрении связан с отторжением «мертвых» (не живых) искусственных языков, т. к. «живой» язык – разговорный, – это не только знаковая система, но и отражение принадлежности к определенной нации, этнической, социальной группе.

Письменные тексты существенно отличаются от устных. Если в устной речи собеседник может переспросить, уточнить непонятное слово, то при получении письменного сообщения этого сделать практически невозможно. Несмотря на имеющиеся недостатки дистанционных коммуникаций, осуществляемых с помощью текстов, тем не менее современную цивилизацию без письменных сообщений представить невозможно. Более подробно правила применения семиотики и семантики рассмотрены нами в разделе «Общение как коммуникативный процесс».

*Процесс обмена информацией может быть нарушен по субъективным причинам (склад ума, психологические особенности восприятия и др.). Предвзятость отношения к определенной информации часто приводит к исключению из текста сообщения неприятных для участника коммуникации сведений.

ПРИМЕР Следствием такого отношения к информации, например, явилось поражение союзников в Арденнах в декабре 1944 года. Это случилось именно из-за предвзятого отношения к сведениям, полученным разведывательной службой более низкого уровня и проигнорированным сотрудниками разведки более высокого уровня, так как у них по этому поводу мнение уже сложилось.

Аналогичные препятствия могут возникнуть из-за избегания контакта одним из партнеров.

Нарушения в процессе обмена информацией может также происходить из-за так называемого «эффекта специализации». Группа «узких» специалистов, как правило, предпринимает наименьшее количество действий по отношению к получаемой информации и чаще всего толкует ее с точки зрения приближения к привычной форме, в наименьшей степени желая нарушать сложившиеся представления. Они расшифровывают и используют информацию в рамках средств, находящихся в их распоряжении.

Препятствия при обмене информацией происходят также и из-за различного статусного положения работников. Информация в таких коммуникациях фильтруется как при прохождении снизу вверх, так и сверху вниз. При прохождении информации снизу вверх часто у нижестоящих возникает желание снискать уважение руководителей и по этой причине подчиненные приукрашивают информацию. Они часто говорят руководителю то, что он хочет услышать. Вышестоящие руководители уважительное, вежливое отношение воспринимают как реальное отношение к ним, хотя зачастую такая форма выражает лишь различие должностей по статусу. Стоит только снять руководителя с должности, как внешние проявления отношения большинства бывших подчиненных к нему изменятся.

Одна из основных причин игнорирования сведений, поступающих снизу вверх, заключается в незрелости, амбициозности руководящего персонала. Многие руководители наслаждаются своим правом не слушать или не прислушиваться к мнению подчиненных.

Наличие статусного барьера в коммуникациях имеет и положительные стороны.

Статус ограждает руководителя от возможной траты времени впустую из-за осуществления малоэффективных, дублирующих, малозначимых коммуникаций, которые могут быть реализованы на более низком уровне.

^ Фонетические барьеры возникают на перцептивном (от лат perceptio – «восприятие») и сигнификативном (от лат. significate – «обозначать») уровнях.

Перцептивный фактор (способность быть объектом восприятия) может служить барьером коммуникации из-за неразличимости звуков.

*Сигнификативный фактор (способность различать вышестоящие, значимые единицы – элементы языка: морфемы, слова, предложения) – по причине непонимания обозначенного словами, морфемами, предложениями смысла.

Любые препятствия продвижения информации по каналу коммуникации нарушают работу коммуникативной системы. Поэтому в такой системе должен предусматриваться механизм регулярной диагностики состояния системы, который, в частности, дает возможность определения места возникновения барьеров на ранней стадии. Это позволит минимизировать потери от нарушений в ее работе.

Функциональные нарушения коммуникативной системы могут происходить из-за уменьшения пропускной способности каналов коммуникации, задержки прохождения информации. Наиболее опасно полное «закупоривание» даже одного канала коммуникации, когда прохождение информации по этому каналу в обоих направлениях прекращается.

В этих случаях необходимо производить шунтирование нарушенного канала коммуникации, «прокладывая» канал, параллельный нарушенному участку.

При этом вовсе не обязательно нарушенный канал (или участок) заменять идентичным.

ПРИМЕР. Допустим, агент фирмы, выехал в труднодоступный и слабо обеспеченный средствами коммуникаций регион для уточнения ряда деталей и при положительном исходе подписания договора. Мобильный телефон, являвшийся на данный момент единственным средством связи с руководителем фирмы (канал коммуникации), вышел из строя, т. е. произошло закупоривание канала. В качестве временного шунта к основному каналу коммуникации агент использовал телеграмму, а чуть позже, когда ему удалось найти доступ к электронной почте, т. е. установить более эффективный шунт. Коммуникационный шунт в отличие от параллельного канала коммуникации используется временно на период выхода из строяосновного канала коммуникации.

*Искажение информации достаточно частое явление в системах коммуникации. Искажение появляется при такой передаче информации, когда ее смысл искажается. Потеря информации сопровождается недополучением всего сообщения или ее части.

ПРИМЕР 1.Известно, что даже обычные текущие замечания министра, генерального директора подчиненными пересказываются, истолковываются по-своему, причем порой полностью искажается их смысл. Чем больше ступеней передачи информации, тем больше вероятность искажения информации.

ПРИМЕР 2.Ф.И. Шарковым многократно демонстрировалась в аудитории схема искажения информации при ее передаче через 2-5 ступеней. Даже при пересказе теста, объемом в половину страницы при передаче ее из уст в уста через 5 ступеней содержание текста искажалось до неузнаваемости. При попытке передать содержание 3-4 рисунков, помещенных на одной странице, уже на второй ступени мы сталкивались с препятствиями, вызванными субъективным истолкованием рисунков. При этом студенты часто обращали внимание на несущественные детали, упуская главное. Например, девушки замечали элементы украшений, упуская при этом самых главных участников коммуникации, запечатленных на рисунке. Юноши замечали конфигурации женских тел, или же элементы, демонстрирующие мужскую силу, совсем не замечая при этом элементы окружающего людей ландшафта. Причем, детализация описаний какого-либо элемента полностью соответствовала их интересам, вкусам, потребностям, но ни в коем случае не была обоснована целесообразностью сосредоточиться на главных элементах информации, на которые обращал внимание преподаватель. (Ф.И. Шарков Основы теории коммуникации. Учебник.-М.:Издательство Дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива»,2002)

Итак, в наибольшей степени искажается информация при передаче ее через большое количество ступеней и на большие расстояния.

Однако последнее обстоятельство никоим образом не касается расстояний, мгновенно преодолеваемых техническими средствами. Технические средства помогли преодолеть географическое расстояние и тем самым приблизить субъекты коммуникаций. Это усилило возможности контроля за прохождением информации через каналы коммуникации.

*Однако осуществление коммуникаций посредством технических средств лишает участников коммуникаций эффекта «живого общения».

*Телефон, хотя и является в некоторой степени аналогом непосредственного общения, не дает возможности прочувствовать оттенки «живой речи», мимики, жестикуляции.

*Даже видеоинтерактивная двухсторонняя связь не дает возможность полностью заменить непосредственное публичное общение. Даже если на экране монитора видны лицо и жесты рук собеседника, тем не менее отсутствует ощущение полного контакта, дающего возможность кроме обозначенных элементов почувствовать так называемые флюиды (некое биоэнергетическое поле, излучаемое человеком).

*Вот как описывает эти препятствия технических систем коммуникации Е. Лейм: «Препятствия на пути свободного обмена мыслями довольно трудно преодолеть в одном и том же городе, здании или даже комнате. Они становятся еще более труднопреодолимыми по мере увеличения расстояния между центральным учреждением и отделениями на местах. В одной и той же среде – географической, социальной и профессиональной – общее окружение иногда дает множество подсказок к такому пониманию, которое даже точные слова не могли бы выразить. Такой элемент отсутствует при передаче информации на расстояние. (Latham Earl. The Federal Field Service. – Chicago: Public Administration Service, 1947. – P. 8-9.)

*Письменное сообщение в еще большей степени создает препятствия на пути к взаимопониманию. Если адресаты письменного взаимодействия не знают друг друга, то текст обезличивается полностью. Никакое письмо, даже адресованное близкому человеку, понимающему все оттенки значений написанных слов и выражений, вызывающих воспоминания и представления, не может полностью заменить «живое общение».

*^ Неправильное или неполное понимание содержания сообщения может быть вызвано как недостаточностью, так и избыточностью информации, заложенной в сообщении.

*Недостаточность информации восполняется путем применения повторных запросов или же домысливается, достраивается.

*Избыточную информацию часто не успевают полностью обработать, передать и осмыслить. Избыточность создается из-за повторения одного и того же сообщения в различных формах по многим каналам, повторяя его во времени.

*Сознательное или неумышленное искажение информации происходит при передаче письменных сообщений по вертикали вверх-вниз.

- В документах, предназначенных для передачи вниз по ступени, часть информации, которую руководство считает ненужным разглашать, упускается, часть приукрашивается, а часть комментируется в нужном свете.

- При передаче письменных сообщений вверх негативная информация или упускается, или комментируется в свою пользу; позитивная информация разворачивается под выигрышным углом, усиливается.

*Если же у руководителя появляется подозрение, что получение сообщение имеет элемент предвзятости, то необходимо получить информацию повторно из другого источника, имеющего противоположную точку зрения, с тем чтобы в последующем, сравнив их, определить причину тенденциозности.

*Государственные, военные, правоохранительные учреждения в целях обеспечения своей деятельности преднамеренно создают препятствия на пути продвижения информации. Неограниченное распространение всего потока информации между указанными учреждениями и общественностью могло бы вызвать множество административных сложностей, а в отдельных случаях даже парализовать их работу.

*Многие препятствия на пути прохождения репрезентативной информации, характеризующей желаемый объект или процесс, возникают из-за стремления некоторых работников извлечь из служебного положения личную выгоду.

ПРИМЕР 1. Вот как описывает один из таких примеров упомянутый нами Ли Якокка: «Вспоминаю другой случай многолетней давности, когда Форд привлек в компанию крупного менеджера для налаживания деятельности отдела маркетинга. Его через некоторое время уволили за то, что он сотворил нечто совершенно немыслимое – нанял себе личного помощника по связям с общественностью, а оформил его на должность консультанта. Однако истина очень скоро всплыла наружу. Самой большой заботой этого менеджера являлось проталкивание на газетные страницы сообщений о его успехах. Неудивительно, что он долго не продержался на своем посту». (Ли Якокка. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1991. – С. 83)

ПРИМЕР 2. Ф.И. Шарков обращается к личной практике и рассказывает о другом подобном случае. Руководитель администрации президента одного из субъектов Российской Федерации поставил своей непременной целью стать президентом республики и соответственно начал в пределах его достаточно широких возможностей контролировать поток информации, проходящий как снизу вверх, так и сверху вниз. Определив возможный круг его будущих конкурентов, он внедрил в их подчиненные структуры своих людей и пытался регулировать направление вверх негативной информации об этих людях, зачастую обращаясь к приему инсинуации. Кроме того, пользуясь властью своих корыстных целях, он фабриковал и проталкивал в государственные СМИ порочащую добросовестных работников бездоказательную информацию. При этом в кругу своих друзей он хвастался тем, что знает приемы восприятия информации, согласно которым негативную информацию о руководителях, пусть неверную, можно будет «стереть», лишь приложив десятикратные усилия. Таким образом, регулируемые потоки информации он полностью пытался подчинить своим личным интересам. Естественно, что и чиновник достаточно высокого ранга не удержался на посту, несмотря на поддержку президента. (Ф.И. Шарков Основы теории коммуникации. Учебник.-М.:Издательство Дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива»,2002)

Таким образом, система коммуникации в социальном организме представляется не менее важной, чем нервная система в человеческом организме, а последствия сбоя работы коммуникативной системы не менее страшны, чем результаты нарушения работы нервной системы.

Как отмечают Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитбурт, Виктор А. Томпсон, нервная система «содержит ряд элементов, которые выполняют высокоспециализированные функции: в частности, органы чувств и различные органы мозга. Подобным же образом система передачи информации в организации тоже может иметь специализированные элементы, которые во многом связаны с эффективностью процесса коммуникации». ( Цит. по: Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитбурт, Виктор А. Томпсон. Менеджмент в организациях. – М.: РАГС; Экономика, 1995. – С. 194)

*Особо следует обратить внимание на искажение информации из-за избыточности информации или недостаточной способности системы передачи принять и переработать информацию на входе.

Перегруженные информацией (порой ненужной) потоки создают для системы коммуникации больше проблем, нежели она успевает их решить. Информационные перегрузки особенно усложняют систему управления при многоступенчатой передаче информации.

ПРИМЕР. Допустим, при наличии семи ступеней передачи информации, у каждого линейного руководителя имеется четыре подчиненных. Если каждый работник в этой системе в единицу времени вырабатывает одну единицу информации, то на нижней ступени получается 4096 единиц. Эмпирически установлено, что на каждой ступени руководители отсеивают половину информации, т. е. до верхней ступени дойдет лишь 1,6 % информации, а 98,4 % процента информации отсеется.

*Проблемы информационных перегрузок решаются путем регулирования, фильтрации, постановки на очередь сообщений. Знание способов преднамеренного искажения информации позволяет руководителям вовремя их предотвращать.

*Уменьшению искажения информации способствует также устранение посредников в потоках информации, сокращение числа уровней передачи информации, инспектирование данного вида деятельности вышестоящими руководителями, введение в системы коммуникации «каналов доверия».


Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение аудитории коммуникации.

2 Что такое обратная связь с аудиторией?

  1. Какую роль играет массовая коммуникация в сферах общественных связей и отношений?

  2. От чего зависит эффективность коммуникации?

  3. По каким причинам возникают барьеры коммуникации? Сделайте их классификацию.

  4. Что такое статусный барьер?

  5. Что такое абракадабра?

  6. Приведите примеры семантических и фонетических барьеров речевой коммуникации.

  7. Назовите основные характеристики логического барьера ипути его преодоления.

Литература

Основная

  1. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – 304 с.

  2. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. – 496 с.

Дополнительная

  1. Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломандина Т. О. Организационное поведение: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000. – 220 с.

  2. Логика: Логические основы общения. – М.: Наука, 1994. –

  3. 317 с.

  4. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер.

  5. с фр. – М.: Прогресс, 1988. – 256 с.

  6. Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У., Томпсон Виктор А. Менеджмент в организациях. – М.: Экономика, 1995. – 335 с.


РАЗДЕЛ 3. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах.


ЛЕКЦИЯ 3.



urok-puteshestvie-na-temu-avstraliya-po-geografii.html
urok-puteshestvie-po-matematike-v-5-klasse-tema-ploshadi-i-obemi.html
urok-puteshestvie-po-teme-slozhenie-vichitanie-i-okruglenie-desyatichnih-drobej.html
urok-puteshestvie-v-serebryanij-vek.html
urok-rassuzhdenie.html
urok-razmishlenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prava-i-obyazannosti-pobeditelya-aukciona-v-m-kashin-podpis.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kaliningradskoj-oblasti-na-2007-2016-godi-stranica-13.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervaya-glava-metodologicheskie-podhodi-k-izucheniyu-reformacii-v-anglii-v-sovremennoj-britanskoj-istoriografii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/progulki-s-pticej-mariam-petrosyan-dom.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-ispolzuemih-normativnih-aktov-i-literaturi-nauchno-prakticheskoe-posobie-palamarchuk-anatolij-vladimirovich.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vdoklade-prinyati-uslovnie-oboznacheniya-stranica-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/geologicheskoe-stroenie-klassifikaciya-i-obrazovanie-rossipej-chast-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-frejd-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego.html
  • essay.bystrickaya.ru/dm-derevyanchuk-nv-derevyanchuk-pedagogicheskaya-informatika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/31-principi-cenoobrazovaniya-i-osobennosti-ih-realizacii-v-elektronnoj-ekonomicheskoj-deyatelnosti-sistema-cen-v-setevoj-ekonomike.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplomdi-zh-m-i-s-iondaushi-sulelerd-baittarin-anitau-tsl-orindaan-14-14-tobini-student.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskaya-mnogoprofilnaya-bolnica-2-stranica-14.html
  • student.bystrickaya.ru/-v-moment-otkritiya-stolovoj-perehodit-razdatchikom-na-razdachu-4-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-issledovanie-elektroprivoda-peremennogo-toka-44-stranica-8.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-medikamentoznoe-lechenie-stabilnoj-stenokardii.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-professionalnoe-stanovlenie-budushego-uchitelya-izobrazitelnogo-iskusstva-13-00.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-predmet-makroekonomika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pyatoe-zashishaemoe-polozhenie-innovacionnie-tehnologii-sooruzheniya-geologorazvedochnih-skvazhin-v-slozhnih-geologicheskih.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/religioznaya-sistema-drevnego-egipta-l-s-vasilev-istoriya-religij-vostoka.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-na-luchshuyu-rabotu-po-russkoj-istorii-nasledie-predkov-molodim-2008-nominaciya-istoriya-rusi-dopetrovskaya-epoha.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-ekologicheskie-grazhdanskie-iniciativi-programmi-obucheniya-repressirovannih-36-11-iniciativi-v-sfere-molodezhnoj.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-prohozhdeniya-proizvodstvennoj-praktiki-dlya-studentov-ochnogo-otdeleniya-specialnost.html
  • composition.bystrickaya.ru/parkinsonizm-m-a-palcev-25-avgusta-2000-g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-13-kniga-vtoraya-gnev-drakona.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-municipalnim-obsheobrazovatelnim-uchrezhdeniyam-municipalnogo-obdrazovaniya-gorod-kurort-anapa-v-ramkah.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostoyanie-monoaminovih-sistem-pri-parafiliyah-chast-8.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mirovozzrencheskaya-poziciya-intellektuala-proekta-granta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-teoriya-i-metodika-obucheniya-himii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-050101-65-032300-po-specialnosti-himiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-akusticheskih-nizkochastotnih-metodov-i-razrabotka-usovershenstvovannih-sredstv-defektoskopii-mnogoslojnih-konstrukcij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-seminarskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-po-specialnosti-080105.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-vosstanovit-kartinu-razvitiya-fiziki-v-oblasti-mehaniki-pokazat-etot-process-kak-neobhodimo-obuslovlennij-uyasnit-pochemu-tak-a-ne-inache-shlo-razvitie-fiziki-pokazat-vnutrennyuyu-logiku-razvitiya-nauki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prityanite-bogatstvo-vi-derzhite-v-ruke-velikuyu-tajnu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1332osnovnie-zadachi-kompleksnogo-ekologicheskogo-monitoringa-13-0predlozheniya-po-organizacii-i-vedeniyu-ekologicheskogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.