.RU

Учебное пособие Красноярск 1999 Издательский центр - страница 5



Таким образом, вышеизложенное позволяет охарактеризовать особенности экологических общественных отношений следующим образом:

1. Данные общественные отношения носят исторический характер, поскольку порождены особенностями конкретного исторического периода. Другими словами, они напрямую зависят от уровня развития производительных сил. Чем выше становился уровень развития производительных сил, тем более возрастала техногенная нагрузка на окружающую природную среду. Такое положение вещей потребовало радикальной переориентации способов взаимодействия с природой - с потребительского на охранительный.

2. Данные общественные отношения носят производственный характер, поскольку только в рамках производственных отношений человечество оказывает негативное воздействие на природную среду. А поэтому экологические отношения присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: производстве, распределении произведенной продукции, обращении ее и потреблении.[16] Яковлев В.Н. Экологическое право. Кишинев, 1988. С. 34.

Так, субъекты хозяйственной деятельности обязаны вносить установленные платежи за пользование природными ресурсами, осуществлять за счет своих средств природоохранные мероприятия, возмещать причиненный их действиями ущерб. Поэтому совершенствование экологических общественных отношений осуществляется не только через непосредственное их правовое обеспечение, но и через экологизацию хозяйственной деятельности.

3. В экологических общественных отношениях немаловажную роль играет государство в качестве субъекта. Так, если в имущественных отношениях государство вмешивается лишь в использование наиболее важных для общества имущественных объектов, то в экологических отношениях его присутствие практически постоянно.

4. Экологические общественные отношения всегда имеют многоцелевой характер, отличающий использование природных объектов от хозяйственной эксплуатации имущества. Это:

а) сохранение природных объектов в ходе их использования. Такая цель присуща и хозяйственной эксплуатации объектов имущественного характера, однако, если имущество в ходе его эксплуатации подвергается неизбежному износу, то природные объекты не изнашиваются, а изменяются под воздействием человеческой деятельности. Поэтому понятие "обеспечивать сохранность" применительно к экологическим отношениям означает недопущение необратимых отрицательных изменений природных объектов в результате человеческой деятельности. Например, лов рыбы запрещается в период нереста, так как в противном случае это повлечет за собой истощение рыбных запасов;

б) улучшение природных объектов в ходе их использования. Если применительно к эксплуатации имущества это улучшение выражается в ремонте, замене частей объекта более качественными частями и т.п., то применительно к природным объектам оно выражается в активизации его полезных природных функций и нейтрализации вредных. Например, в ходе эксплуатации земель землепользователи обязаны повышать плодородие земель (то есть активизировать полезную функцию земли) и устранять эрозийные процессы (то есть нейтрализовать отрицательную функцию);

в) восстановление нарушенных природных объектов, то есть принятие таких мер, которые бы обеспечивали восполнение природными объектами их полезных свойств, утраченных в ходе эксплуатации или иного воздействия на них.

Одновременно с вышеперечисленными свойствами экологических общественных отношений эффективное использование природных объектов выражается в двух основных направлениях:

1) в эффективном использовании непосредственно эксплуатируемых природных объектов. Так, при рубке леса лесорубочные делянки должны использоваться полно, без недорубов;

2) в эффективном использовании полезных свойств эксплуатируемых природных объектов. Например, потеря древесины на местах рубок влечет нехватку ее для производственных нужд, что в свою очередь требует расширения объемов лесозаготовок.

Таким образом, приходит к выводу Ерофеев, экологические общественные отношения - это исторически обусловленные производственные отношения, направленные на сохранение, улучшение, восстановление и эффективное использование природных объектов (экосистем) при одновременной их охране в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Определение правовой природы экологических общественных отношений позволяет сформулировать предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды и в интересах настоящего и будущего поколений.

Отличительной особенностью вышеуказанного определения предмета экологического права является обозначенное автором положение государства - быть в качестве третьего лица. Традиционное же определение предмета экологического права и в частности экологических общественных отношений относит государство к одной из сторон таких отношений. Так, по мнению В.В. Петрова, в рамках действия эколого-правовых норм возникают общественные отношения между государством в лице специально уполномоченных органов и природопользователями. Такое распределение ролей, на наш взгляд, наиболее соответствует истине, так как практически сохраняется монополия государственной собственности на природные объекты. И такое положение вещей будет справедливым, если относиться к природе как к национальному достоянию.

Употребление будущего времени здесь не случайно. В силу того обстоятельства, что наша страна переживает глубокий экономический кризис, регионы пытаются привлечь инвестиции в умирающее производство различными способами. Например, как и Красноярский край, объявляя свои территории свободной экономической зоной. Нельзя сказать, что такой шаг является "ноу-хау" в мировом бизнесе, поэтому уже сейчас следует говорить о противостоянии торговли и охраны окружающей среды. Об этой проблеме на международном уровне пишет И.О. Краснова.[17] Краснова И.О. Торговля и окружающая среда: международный аспект // Государство и право. 1996. № 8. Автор данной статьи акцентирует внимание на том, что "сторонники охраны окружающей среды придерживаются точки зрения о том, что свободная торговля по своей сути не может не вызывать ухудшения экологических условий на Земле. В качестве наиболее яркой иллюстрации и доказательства истины этого суждения приводится так называемая проблема Макиладора" - проблема усилившейся деградации окружающей среды в приграничной с США зоне Мексики, возникшей после установления здесь свободной торговли.[18] Программа Макиладора была принята в соответствии с Указом Президента Мексики в 1965 г. Данная программа направлена на обеспечение экономического развития приграничной зоны страны посредством стимулирования иностранных инвестиций. В соответствии с ней иностранным компаниям разрешалось приобретать в собственность мексиканские комплектовочные предприятия, получившие название "макиладерас", и осуществлять экспертно-импортные операции с произведенными на этих предприятиях товарами без таможенной пошлины. Первоначальный эффект превзошел ожидания. Эта деятельность оказалась экономически крайне выгодной для обеих сторон. Мексике она принесла рабочие места, а американским компаниям помогла получить высокие прибыли за счет экономии на дешевой рабочей силе. Kelly M.J. Anovironmental Amplications of the Northern American Yree Yrade Agreement, 3 Andiana Anternational and Comparatioe Law Review, 361 (Spring 1993).

Как характеризуют экологические последствия этой реформы некоторые комментаторы, "американские компании, привлекаемые режимом беспошлинной и бесконтрольной торговли, создали здесь такой экологический хаос, которого не было еще четверть века назад".[19] Rich J.G. Bordering on Jrouble, Jhe Environmental Jorum, May/ June 1991. At 26.

Свободная торговля также открывает привлекательные возможности для экологической экспансии - еще более значительного загрязнения окружающей среды государств с ослабленными экологическими требованиями, которые становятся так называемым экологическим убежищем для грязных производств.[20] Duffy J.P. III, The Environmental Amplications of the North American Yree Yrade Agreement, 10 Hotsfra Labor Law Journal. 561.

Доказательства в перспективе экологически благополучного характера международной торговли приводятся в так называемой концепции о "кривой ". В основе ее лежит мысль о том, что лишь на высоком уровне развития государства становятся политически, морально и экономически подготовленными к охране окружающей среды. Другими словами, международная торговля дает богатство, необходимое для проведения мероприятий по охране окружающей природной среды. Следовательно, чтобы иметь возможность эффективно охранять окружающую среду, надо сначала достичь определенного уровня экономического развития, путь к которому лежит через свободную международную торговлю. Одновременно данная концепция предполагает, что богатство экономически отстающих государств может быть достигнуто прежде всего за счет своих природных ресурсов и сопряженной с этим первоначальной деградацией окружающей среды, которая будет своего рода платой за ожидаемое богатство.[21] Weiss E.B. Environmental and Yrade as Partners in Sustainable Development: A Commentary, 86 American Journal of Anternational Law, 728, 730. 1992.

Таким образом, если согласиться с мыслью о том, что экономическое благополучие облегчает решение экологических проблем, плата в виде добровольно допускаемой деградации окружающей среды в мировом масштабе выглядит достаточно высокой, при условии, что 2/3 всех государств находятся в состоянии кризисного или отсталого экономического развития. Это также означает, что данные государства присоединяясь к системе свободной международной торговли, должны полностью представлять себе экологические последствия, быть готовыми к ним и в итоге должны сделать выбор между ними и экономическими благами, которые они рассчитывают получить.[22] Краснова И.О. Торговля и окружающая среда: международный контекст // Государство и право. 1996. № 8. С. 67. Данный вывод, на наш взгляд, достаточно справедлив - при отсутствии реально действующих правовых механизмов решения экологических проблем, будь то международный или региональный уровень, речь может идти только о выборе, золотая же середина - научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов - задача, на данный момент практически не осуществимая.

Прежде чем перейти к изучению других вопросов экологического права, следует разобраться, что же понимается под природой в рамках правовых категорий.

Ф.Х. Адиханов в своем курсе лекций по экологическому праву для раскрытия данного вопроса использует точку зрения Ф. Энгельса, позволяющую обозначить рамки исследуемого понятия. "По мнению Ф. Энгельса, к природе относится не только то, что находится на земле, но и Солнце, все другие планеты, весь звездный мир, так как они тоже окружающий нас мир". Далее автор курса задается вопросом, справедливо ли говорить о взаимодействии человека с окружающей природной средой в таких пределах". "В век освоения космического пространства этот вопрос не является риторическим. Уже сейчас появилась необходимость охраны околоземного космического пространства, включая Луну и некоторые другие планеты Солнечной системы, от остатков научно-технических экспериментов, от радиоактивного, химического и бактериологического загрязнения и иного антропогенного воздействия, которое может оказаться неблагоприятным".[23] Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть общая. Курс лекций. Барнаул: Изд-во Алтай. ун-та, 1994. С. 4.

Такая позиция автора, на наш взгляд, вполне обоснована. Но реальные границы действия эколого-правовых норм не распространяются так далеко.

"... Когда мы говорим о природе, имеем в виду прежде всего объекты земельные. Они неоднородны и подразделяются на две группы. Первую составляет биосфера, сфера жизнедеятельности человека и живых организмов, а также объекты неживой природы (недра и т.п.) или естественная природная среда. Во вторую группу входят объекты, которые в результате человеческой деятельности "оторваны" от естественной среды и превращены в товарно-материальные ценности: промышленное, техническое и иное сырье в виде добытых полезных ископаемых, срубленного дерева, отстреленного дикого животного, выловленной рыбы и т.д. Такие предметы материального мира перестают быть природными объектами. На них экологическое законодательство не распространяется".[24] Там же. С. 5.

Далее автор закономерно замечает, что определение объектов экологического права не вызывает затруднения, если речь идет о естественных природных объектах.

Но нередко деление предметов окружающего мира на объекты природы и товарно-материальные ценности не является столь очевидным. Здесь, считает Адиханов, уместно обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, для сохранения, восстановления и умножения объектов природы человек, как правило, привносит в природу свой труд, например сажает лес, разводит диких животных и выпускает в места их естественного обитания. Такой лес, животные, по мнению автора, не перестают быть природными объектами. Хотя и затрачен человеческий труд, они не могут быть признаны товаром, так как здесь цикл товарного производства не завершен, объекты природной среды не отделены от естественной среды и возобновляются для осуществления ими экологической функции.

При определении правового статуса природы в качестве объекта экологического права следует учитывать следующие особенности:

1. Природные объекты не имеют стоимости, выраженной в денежном эквиваленте. Их купля-продажа, залог осуществляются по условной цене. Например, покупная (залоговая) цена земли исчисляется в кратном соотношении к земельному налогу за соответствующий участок.

По этой же причине при определении размера причиненного природным объектам вреда обычный способ его определения через стоимости не применим. Поэтому используется специальная таксовая система методики подсчета размера ущерба.

В отличие от товарно-материальных ценностей природные объекты учитываются не в рублях, а в площадях (земельные, лесные участки, водные поверхности) и в единицах (наземные и водные животные).

2. Правовой статус природного объекта, как правило, неоднозначен. Они выступают в двух (а по мнению В.В. Петрова, в трех) качествах. Во-первых, как природные ресурсы и, во-вторых, как составная часть окружающей природной среды.

Профессор Петров наделяет природные объекты, кроме того, тремя титулами: 1) собственно объекта охраны; 2) объекта собственности и 3) объекта хозяйствования.

3. Для природных объектов характерно деление их на возобновимые и невозобновимые (исчезающие). Такая дифференциация обусловливает характер устанавливаемого правового режима.

4. Правовой режим охраны устанавливается в отношении как отдельного природного объекта, так и природных комплексов. Речь идет об особом режиме - особо охраняемых природных территориях. Для того чтобы территория получила данный статус недостаточно простого набора природных компонентов. Необходимо соответствие определенным условиям, например, если это естественная экосистема, уникальный природный объект и т.п. Признаются природные территории особо охраняемыми в установленном законом порядке (Закон РФ об особо охраняемых территориях был принят в 1995 г.).

5. Достаточно условно природа может быть разделена на естественную природную и окружающую среду. Естественная природная среда - это та часть природы, которая не была подвергнута антропогенному воздействию. Имеется в виду, что при таком понимании природы в ней господствуют естественные экосистемы.

В такой среде качество и сохранение экосистемы обеспечивается самой природой. Это отделенные от традиционных мест проживания человека и его хозяйственной деятельности участки.

В наиболее чистом виде естественная природная среда сохранилась, например, в Антарктиде.

В отличие от естественной природной среды окружающая среда - та часть природы, которая подвергается воздействию человека, несет на себе нагрузку прежде всего хозяйственной деятельности человека. Окружающая среда - это в известной мере преобразованная и видоизмененная экосистема, где естественные связи сочетаются со связями социальными. Здесь качество окружающей среды, достаточное для нормального проживания человека, обеспечивается им самим. Примером такой окружающей среды являются населенные пункты и другие хозяйственно обжитые территории.

Однако следует подчеркнуть, что между естественной природой и окружающей средой нет четкой грани, тем более в правовом смысле. Достаточно, что сфера воздействия человека на природу расширяется все больше и больше. Даже природу Антарктиды в полном смысле нельзя назвать естественной средой. Там в крови пингвинов обнаружены остатки вредных веществ, выбрасываемых в отходы за тысячи километров от этого материка.

3. Метод экологического права

Метод правового регулирования - одна из дискуссионных тем в Российской правовой науке. Одни ученые полагают, что каждой отрасли свойственен только один метод правового регулирования,[25] Чхиквадзе В.М., Ямпольская Ц.А. О системе советского права // Советское государство и право. 1967. № 9. другие - несколько методов,[26] Павлов И.В. О системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1958. № 11; Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 178. третьи - что метод имеет характер универсальный, надотраслевой.[27] Райхер В.К. Общественно-политические типы страхования. М., 1947; Яковлев В.Н. Страховые правоотношения в сельском хозяйстве. Кишинев, 1973. С. 86-91. Наиболее удачной Б.В. Ерофеев считает точку зрения о том, что каждая отрасль права имеет комбинацию методов. Такая комбинация методов присуща экологическому праву.

Специфика метода обусловлена спецификой предмета[28] Аксененок Г.А. Методы правового регулирования земельных отношений в СССР // Общая теория советского земельного права. М., 1983. С. 107-108. экологического права, поэтому комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования. Несмотря на свою зависимость от предмета, он обладает определенной самостоятельностью, так как если не будет выявлена специфика метода, то, следовательно, будут отсутствовать основания выделения совокупности правовых норм, в самостоятельную отрасль права.[29] Яковлев В.Ф. Объективное и субъективное в правовом регулировании // Правоведение. 1970. № 6. С. 58.

Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Что это означает? Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.[30] Яковлев В.Н. Экологическое право. С. 37.

Для преодоления этого отрыва в экологическом праве ведущим, по мнению Ерофеева, является метод экологизации. Данное понятие было введено В.В. Петровым. Такой метод правового регулирования направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в правовом регулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности данной экосистемы, но в то же время учитываются и особенности объекта.

Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.

Метод экологизации включает следующие элементы:

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права. Однако всякое содержание имеет свои формы проявления.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется, как и в других отраслях права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и правового статуса субъектов правоотношений.

Императивный подход в определении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и запретов.

Установление обязательных предписаний составляет значительный удельный вес в экологическом праве, поскольку интересы природопользователей не всегда совпадают с экологическими интересами государства. Поэтому природопользователям устанавливаются точные обязанности по целевому использованию природных объектов.

Установление запретов применяется в тех элементах природопользования, где происходит столкновение личных и общественных интересов и без правового вмешательства проблему нельзя решить. Обычно запреты бывают обеспечены к исполнению наличием ответственности за их нарушение.

Диспозитивный подход в установлении правомочий субъектов выражается в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых природопользователем решений и разрешений.

Рекомендации как форма диспозитивного подхода в установлении правомочий субъектов экологических правоотношений выражаются в виде примерных правил, действуют наряду с локальными нормативными актами.

Санкционирование как форма диспозитивного подхода выражается в том, что субъект наделяется правом принимать решения по установленному кругу общественных отношений, но при условии, что юридическая сила этих решений появится с момента утверждения их компетентным органом.

Разрешение как форма диспозитивного подхода выражается в предоставлении права принимать решения по определенному кругу вопросов.

В заключение Ерофеев предлагает использовать следующую схему метода экологического права (рис. 4).


Рис. 4.

4. Система экологического права

Основой экологического права является эколого-правовая норма, представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Общий характер правила, заложенного в эколого-правовой норме, предполагает регулирование не какого-то единичного отношения, а типичных видов отношений. Например, ст. 34 Федерального закона РФ о животном мире, предусматривая возможность использования животных в научных целях, распространяется на все виды научно-исследовательских работ и в отношении всех видов дикой фауны.

Определенный круг лиц, предусмотренный в эколого-правовой норме, имеет то значение, что лица, не указанные в этой норме, не могут быть участниками тех или иных правоотношений.

Неоднократное применение нормы выражается в том, что она может применяться бесчисленное количество раз, если возникают юридические факты, являющиеся основанием для ее применения. Вместе с тем эколого-правовая норма может ни разу не примениться, если таковых фактов не возникало. Так, ответственность за превышение предельно допустимых выбросов должна быть применена всякий раз, как только допущен такой выброс, но если такие выбросы содержали количество веществ, не превышающее предельно допустимого уровня, то такая норма не может быть применима.

Эколого-правовая норма также является системой, состоящей из элементов, то есть своего рода микросистемой, и из таких микросистем состоит экологическое право как отрасль права. Элементами эколого-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это условие, при котором возможно применить правило, закрепленное в эколого-правовой норме. Так, гипотезой нормы, предусматривающей порядок разработки месторождений полезных ископаемых, является признание данной организации недропользователем, поскольку только от недропользователя можно требовать соблюдения правил, указанных в разделе II Закона о недрах (при разработке учитывать состояние запасов полезных ископаемых и т.п.).

Диспозиция эколого-правовой нормы - это само правило поведения субъекта правоотношений, закрепленное в норме. Например, все природопользователи обязаны эффективно и рационально использовать природные объекты и т.п.

Санкция эколого-правовой нормы - это те меры ответственности, которая может наступить за невыполнение или за ненадлежащее выполнение нормы. Законодательством предусмотрены такие виды наказания, как дисциплинарное, административное, уголовное; материальная ответственность в случае причинения ущерба и наступления неблагоприятных для нарушителя последствий (например сокращение или запрет водопотребления в случае перерасхода воды установленного лимита).

Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых отношений объединены в институты (субинституты), которые в свою очередь объединены в изучаемую отрасль права.

Под институтом экологического права понимают совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений. Например, в экологическом праве существует институт права собственности на природные объекты и др.

В зависимости от значимости институты в экологическом праве объединены в общую часть, особенную и специальную. Такова точка зрения Ерофеева. Схематично данная точка зрения на систему экологического права представлена на рис. 5.

Следует отметить следующие особенности данной схемы.

Во-первых, Ерофеев придерживается традиционной структуры системы права, формируя при этом международные нормы в отдельную часть.

Во-вторых, наряду с совокупностью необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования общая часть ориентирована на создание такой системы производственных отношений, которая бы соответствовала объективным законам экосистем.

В-третьих, особенная часть обособляет правовые режимы природных объектов, составляющих национальную экологическую систему России от эколого-правовой защиты отдельных компонентов экологической системы.


1. Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Курс лекций. Изд-во Алтайского ун-та. Барнаул, 1994. С. 11.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы... С. 141.

3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. С. 195.

4. Там же. С. 198.

5. Энгельс Ф. Диалектика... С. 140.

6. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 116.

7. Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть общая. Курс лекций. Барнаул: Изд-во Алтай. ун-та, 1994. С. 12-17.

8. Экологическое право РФ: Курс лекций / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Изд-во ЛЕНЭПУ, 1997. С. 4.

9. Уголовный кодекс РФ // Российская газета. 1996. 25 июня. Ст. 358.

10. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. Т. 1. М., 1995. С.91.

11. Габитов Р.Х. Правовая охрана атмосферы: Учеб. пособие. Уфа, 1996. С. 8.

12. Габитов Р.Х. Указ. соч. С. 10-11.

13. Малышко Н.И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Киев, 1982. С. 40.

14. Детри Ж. Атмосфера должна быть чистой. М., 1973. С. 15.

15. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. Т. 1. М., 1995. С. 94.

16. Яковлев В.Н. Экологическое право. Кишинев, 1988. С. 34.

17. Краснова И.О. Торговля и окружающая среда: международный аспект // Государство и право. 1996. № 8.

18. Программа Макиладора была принята в соответствии с Указом Президента Мексики в 1965 г. Данная программа направлена на обеспечение экономического развития приграничной зоны страны посредством стимулирования иностранных инвестиций. В соответствии с ней иностранным компаниям разрешалось приобретать в собственность мексиканские комплектовочные предприятия, получившие название "макиладерас", и осуществлять экспертно-импортные операции с произведенными на этих предприятиях товарами без таможенной пошлины. Первоначальный эффект превзошел ожидания. Эта деятельность оказалась экономически крайне выгодной для обеих сторон. Мексике она принесла рабочие места, а американским компаниям помогла получить высокие прибыли за счет экономии на дешевой рабочей силе. Kelly M.J. Anovironmental Amplications of the Northern American Yree Yrade Agreement, 3 Andiana Anternational and Comparatioe Law Review, 361 (Spring 1993).

19. Rich J.G. Bordering on Jrouble, Jhe Environmental Jorum, May/ June 1991. At 26.

20. Duffy J.P. III, The Environmental Amplications of the North American Yree Yrade Agreement, 10 Hotsfra Labor Law Journal. 561.

21. Weiss E.B. Environmental and Yrade as Partners in Sustainable Development: A Commentary, 86 American Journal of Anternational Law, 728, 730. 1992.

22. Краснова И.О. Торговля и окружающая среда: международный контекст // Государство и право. 1996. № 8. С. 67.

23. Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть общая. Курс лекций. Барнаул: Изд-во Алтай. ун-та, 1994. С. 4.

24. Там же. С. 5.

25. Чхиквадзе В.М., Ямпольская Ц.А. О системе советского права // Советское государство и право. 1967. № 9.

26. Павлов И.В. О системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1958. № 11; Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 178.

27. Райхер В.К. Общественно-политические типы страхования. М., 1947; Яковлев В.Н. Страховые правоотношения в сельском хозяйстве. Кишинев, 1973. С. 86-91.

28. Аксененок Г.А. Методы правового регулирования земельных отношений в СССР // Общая теория советского земельного права. М., 1983. С. 107-108.

29. Яковлев В.Ф. Объективное и субъективное в правовом регулировании // Правоведение. 1970. № 6. С. 58.

30. Яковлев В.Н. Экологическое право. С. 37.


Тема № 4. Источники экологического права

1. Понятие источников экологического права

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.

В силу объективного закона противоречий между нормой и формой ее выражения - нормативно-правовым актом чаще всего отдельные элементы нормы "расчленены" по различным нормативным актам. Например, если гипотеза правовой нормы, регулирующей право водопользования, закреплена в ст. 25 Водного кодекса РФ, в которой определен круг водопользователей, ее диспозиция - в ст. 40, 46 ВК РФ (права и обязанности водопользователей), то санкция - ответственность за нарушения данной нормы определена в ст. 107-109 ВК РФ, ст. 135, ст. 118-121 КЗоТ РСФСР, в соответствующих статьях КоАП РСФСР и УК РФ.

Необходимо научиться находить эколого-правовые нормы в нормативно-правовых актах. Речь идет о так называемых экологизированных нормативных актах. Например, эколого-правовые нормы содержатся и в Федеральном законе от 21 июля 1994 г. "О Конституционном суде РФ" (эти нормы дают право суду отменять акты органов управления, противоречащие конституционным экологическим нормам),[1] Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. и в Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (ст. 11 обязывает инвесторов принимать участие в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших из-за промышленного объекта, в который вложены инвестиции)[2] Законодательство РСФСР // Сб. нормативных актов. М., 1991. и т.п.

urok-61-chtenie-slov-s-bukvoj-chzakreplenie-process-obucheniya-gramote-po-uchebniku-v-g-goreckogo-i-dr-russkaya.html
urok-69-sochineniya-pobasenki-uroki-65-74.html
urok-7-iyulya-2004-goda-kratkoe-soderzhanie-statej.html
urok-7-klass-tip-gubki.html
urok-7-posobie-po-razvitiyu-rechi-i-obucheniyu-chteniyu-dlya-inostrannih-uchashihsya-podgotovitelnogo-otdeleniya.html
urok-78-samostoyatelnaya-rabota-urok-numeraciya-schet-predmetov-razryadi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rinok-strausinoj-produkcii-strausi-i-perepela-v-pribajkale-tehnologii-hhi-veka-t-t-orlova-strausi-i-perepela.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-fenomenologiya-municipalnih-obrazovanij-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment.html
  • tasks.bystrickaya.ru/131-reformirovanie-obshestva-1-obrashenie-k-akcioneram-predsedatelya-soveta-direktorov-i-generalnogo-direktora-obshestva.html
  • college.bystrickaya.ru/103-tablica-periodichnosti-obsluzhivaniya-rukovodstvo-soderzhit-informaciyu-o-sostoyanii-konvejera-na-moment-postupleniya-v-prodazhu.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-upravleniya-razvitiem-regiona-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-regionalnaya-ekonomika-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meri-po-obespecheniyu-bezopasnosti-detej-dannoe-prakticheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-vpervie-perevedennoe-na.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-pyataya-kornevaya-rasa-p-m-x-etuoter-za-predelami-detej-indigo-novie-deti-i-nastuplenie-pyatoj-eri.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alena-narinyani.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikazivayu-stranica-22.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-18-769-ot-21-maya-2012-g-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvo-i-pravo-yuridicheskie-nauki-bbk-67-byulleten.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-17-aprelya-2008-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nachalnik-chao-skazal-chukotke-chao-zakonopritvorchestvo-21.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-bankovskoj-sistemi-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-shestaya-generiruyushaya-kompaniya-optovogo-rinka-elektroenergii-kod-emitenta-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-vrata-konklava-kniga-chetvertaya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-metodika-prepodavaniya-integrativnogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urokov-po-osnovam-voennih-znanij-tema-organizaciya-priziva-na-voennuyu-sluzhbu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-speckursu-zhilishnoe-pravo-na-2012-2013-uchebnij-god.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-turoperatorskaya-i-turagentskaya-deyatelnost-v-sfere-turizma-zorin-i-v-kvartalnov-v-a-turizm-kak-vid-deyatelnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stilisticheskie-figuri-i-tropi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smi-na-sovremennom-etape-razvitiya-lekcii-po-istorii-zarubezhnoj-zhurnalistiki-antichnost.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-terrore-armyanskij-terrorizm-istoki-i-prichini-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-ekologicheskie-osnovi-prirodopolzovaniya-2014g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-psihologii-kak-samostoyatelnaya-nauka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/alimentarnaya-distrofiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predlagaemaya-rabota-posvyashena-izucheniyu-osnovnih-osobennostej-dogovora-prodazhi-zhilogo-pomesheniya-osoboe-vnimanie-udelyaetsya-ponyatiyu-obekta-dannogo-dogovora-t-e.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-10-11-kl.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekarstva-stanut-dostupnee-monitoring-smi-10-fevralya-2010-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/merab-mamardashvili-estetika-mishleniya-stranica-20.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nenavisti-muzhchina-szhal-pravuyu-ladon-v-kulak-i-tut-zhe-zazhmurilsya-ot-oslepitelno-yarkoj.html
  • education.bystrickaya.ru/23-metodicheskie-rekomendacii-roditelyam-pedagogam-dou-po-obucheniyu-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pravilnomu-proiznosheniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-vnedreniyu-i-ispolzovaniyu-tipovih-konfiguracij-1s-predpriyatiya-2-obnovlenie-razdela-spravochnik-hozyajstvennih-operacij-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitatelnaya-rabota-v-shkole-soglasovano-predsedatel-us-mou-olhovskaya-sosh.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-dlya-polzovatelya-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.