Учебное пособие к проведению практических занятий и самостоятельной работы по эпидемиологии студентами V vi курсов лечебного факультета
.RU

Учебное пособие к проведению практических занятий и самостоятельной работы по эпидемиологии студентами V vi курсов лечебного факультета


Пензенский государственный университет

Медицинский институт

кафедра микробиологии, эпидемиологии, инфекционных болезней

( заведующий – действительный член РАЕ Н.И.ХОТЬКО)


Учебное пособие к проведению практических занятий и самостоятельной работы по

эпидемиологии

студентами V – VI курсов лечебного факультета

медицинского (института)





Пенза, 2003/2004


УДК 614.4 + 616.9 – 036.21 (075.8)


Учебное пособие к проведению практических занятий по эпидемиологии студентами V-VI курса лечебного факультета составлено в соответствии с программой по эпидемиологии (М.,2002 г.). В нем представлены тематическая характеристика эпидемиологических понятий, структура эпидемического процесса, специфическая профилактика, дезинфекция, дезинсекция, дератизация а также организация противоэпидемических мероприятий в очагах наиболее распространенных в России инфекционных заболеваний, в том числе тема санитарной охраны территории.К работе с пособием следует приступать после изучения теоретического материала и прослушивания лекций.

Издание проиллюстрировано графиками, таблицами, содержит контрольные вопросы, тесты и задачи, касающиеся различных эпидемических ситуаций, Приведены образцы ответов.


Рецензенты: Ю.Ю.Елисеев – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕ, проректор по науке СГМУ

Dr. Med^ . D. Drancin, professeur, Allemagne

А.П.Дмитриев – главный Государственный санитарный врач по Пензенской области, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой гигиены и экологии ПГМИ

От автора


Предлагаемое издание является итогом многолетней педагогической деятельности на кафедрах инфекционных болезней и эпидемиологии Саратовского государственного медицинского университета, Пензенского мединститута, медицинской подготовки Саратовского военного института ВВ МВД РФ.

Подготовка лекций и практических занятий всегда сопряжена с необходимостью в различного рода пособиях. Далеко не всегда они существуют в готовом виде, изданными центральными методическими органами или отвечают тем условиям, которые имеются на базе конкретного ВУЗа. Значительную их часть нам приходится разрабатывать и создавать самим. С годами эта схема претерпевает изменения и совершенствуется. В первую очередь это связано с появлением новых фундаментальных данных, новых диагностических приемов и аппаратов, а также с обновлением арсенала фармакологических и биологических средств лечения и профилактики

Подготовка настоящего издания потребовала трехлетней интенсивной работы. Но даже и за этот сравнительно небольшой промежуток времени многое менялось и совершенствовалось, материал приходилось дорабатывать и отбирать по-новому. Так создавалась оптимальная, на наш взгляд, методика подачи учебного материала. Она отражает постоянное стремление преподавателей донести до студентов учебный материал наиболее доходчивым образом. Материал представлен в таком виде, в каком выкристаллизовался сейчас на кафедре педагогический процесс.

Умение организовать и осуществить противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционных больных, а также выполнить профилактическую работу в лечебно-профилактическом учреждении (на врачебном участке) является составной частью общемедицинской деятельности врача. В пособии представлены материалы и проблемы, содержащие различные ситуации в которых врач лечебного профиля должен принять конкретное решение. При работе с пособием следует уяснить значимость темы, изучить соответствующий учебный материал. Т.е. методика проведения занятий предусматривает предварительную самостоятельную работу студентов над книгой и прослушивания лекций. На самом занятии выясняется исходный уровень студентов, для чего предлагается использовать тесты 1 и 2 уровня усвоения. По каждой теме сформулирована цель занятия. Даются план и краткие его указания по методике отработки отдельных элементов плана. Степень усвоения учебного материала может быть определена по тестам 3 уровня (нетиповые задачи). Оценка знаний проводится по коэффициенту успешности, определяемому как частное от деления количества правильных ответов на число заданных вопросов. Положительной считается оценка при К= 0,7-1,0. По каждой теме дан примерный перечень наглядных пособий и рекомендуемая литература.

Количество часов по частной эпидемиологии меньше того количества, которое требуется для отработки тем по частной эпидемиологии данных эпидемиологических указаний (темы 7-14). Пособие позволяет выбрать темы, наиболее актуальные в данных условиях. Может быть проведена профилизация преподавания.

Издание рассчитано, в равной мере как на студентов, так и на самих преподавателей, в особенности начинающих.

Настоящее учебное пособие не претендует на окончательное решение вопросов методики проведения занятий, которые должны совершенствоваться с учетом практического применения.


^ Профессор Н.И.Хотько

Тема 1. Больной человек и носитель как источники инфекции и меры по их обезвреживанию.

Цель занятия: Определить роль больного человека и носителя как источников инфекции. Работа в кабинете инфекционных заболеваний поликлиники. Знакомство с организацией выявления больных и носителей и мерами по их обезвреживанию.

Продолжительность занятий 2 часа.

^ Программа занятий.

  1. Во введении преподаватель раскрывает значение выявления источников инфекции в общей системе мероприятий по ликвидации эпидемических очагов.

  2. Работа подразумевает предварительную подготовку студентов дома к занятию по соответствующим разделам учебников. На занятиях проводится (само)проверка знаний студентов с использованием тест-страниц.

  3. Преподаватель излагает особенности выявления инфекционных больных и носителей, рассказывает о работе кабинетов инфекционных заболеваний.

  4. Студенты работают в кабинете инфекционных заболеваний. Разбившись на группы, принимают инфекционных больных, диспансеризации переболевших, делают записи в журнал регистрации, амбулаторные карты, карты диспансерного наблюдения, участвуют в текущей дезинфекции в кабинете.


^ Тесты усвоения.


Уровень

Вопрос

Эталон ответа

I

II


III


1Укажите, что представляет собой:

1) эпидемический, 2)эпизоотический,

3) инфекционный процесс.

а) распространение заболеваний среди животных;

б) наличие возбудителей в воздухе;

в) состояние зараженности организма человека;

г) зараженнолсть возбудителями переносчиков;

д) распространение болезней среди людей;

е) заражение воды возбудителями

2. Какие источники инфекции при антропонозах вы знаете?

а) больной

б) носитель

в) грызуны

3. Какие формы заболевания наиболее опасны?

  1. тяжелые

  2. среднетяжелые

  3. легкие, атипические

4. Какой вид носительства наиболее опасен в эпидемиологическом отношении?

  1. инкубационное

  2. транзиторное

  3. носительство переболевших

5. Каковы эпидемиологические показания для диспансеризации переболевших инфекционными болезнями?

  1. возможность рецидива

  2. возможность исхода в носительство

  3. тяжелое течение болезни

  4. возможность исхода в хроническую форму

1. В какие периоды болезни может быть заразен инфекционный больной?


2.Какие виды носительства вы знаете?


3.Какие противоэпидемиологические мероприятия проводятся в отношении больного в эпидемическом очаге?

4. Какие мероприятия проводятся в отношении носителя в очаге?

5.Какие контингенты подлежат обследованию на носительство?

1. Из инфекционного стационара выписаны следующие больные: Иванов И.П., переболевший сыпным тифом, Петров И.Т., переболевший брюшным тифом и Никифоров И.С., переболевший инфекционным гепатитом. Необходима ли диспансеризация этих переболевших если да, то почему?


2.При бактериологическом обследовании контактных в очаге брюшного тифа у Кузнецова И.Г. из фекалий выделена палочка брюшного тифа. Последующие бак. исследования кала, мочи, желчи - отрицательные. Какой вид носительства здесь имеет место?




    1. д

    2. а

    3. в



а), б)

в)

в)

а), б), г)


а) в конце инкубации

б) в период клинических проявлений заболеваний

в) в период реконвалесценции

а) инкубационное

б) носительство переболевших

в) транзиторное

а) выявление

б) экстренная сигнализация

в) регистрация в журнале регистрации инфекционных заболеваний

г) изоляция

д) этиотропное лечение при некоторых инфекциях

е) соблюдение правил выписки

ж) диспансеризация при наличии некоторых эпидемиологических показаний

а) выявление

б) сигнализация

в) регистрация

г) санация

д) ограничительный режим

е) диспансерный учет

д),е) –при некоторых инфекциях

а) переболевшие брюшным тифом, паратифами, дизентерией, холерой

б) контактные в этих очагах

в) поступающие и работающие в эпидемиологически важных объектах

Иванов И.П. диспансеризации не подлежит, так как нет эпидемиологических показаний. Петрова И.Т. необходимо взять на диспансерный учёт, так как возможен в течение трёх месяцев рецидив инфекции и возможен исход в носительство. Никифоров И.С. подлежит наблюдению, так как возможно хронически рецидивирующее заболевание


Здоровое (транзиторное) носительство




Наглядные пособия к занятию.

  1. Журнал регистрации инфекционных заболеваний.

  2. Карты экстренных извещений.

  3. Карты диспансерного наблюдения.

  4. Прочие учетные формы и отчетная документация КИЗ.



Рекомендуемая литература

  1. Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М.: Медицина, 1993

  2. Ющук Н.Д. и др.: Эпидемиология: сборник тестов, задач - М.: Медицина, 1997

  3. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология - М.: Медицина, 1989.

  4. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х..: Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. - М.: Медицина, 2001

  5. Покровский В.И., Пак С.Г. и др.: Инфекционные болезни и эпидемиология – ГЭОТАРМЕД, 2000

Дополнительная литература

1. Эпидемиология. Под ред. И. И. Елкина. М., 1979.

2. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии. Под ред. И. И. Елкина. М., 1975.

3. Подлевский А.Ф. Кабинет инфекционных заболеваний. Л., 1978.


Больной человек и носитель как источники инфекции и меры по их обезвреживанию.






Тема 2. Животные как источники инфекции. Меры борьбы с грызунами.


Цель занятия: Дать понятие о зоонозах (зооантропонозах), эпидемической роли различных животных. Ознакомить студентов с некоторыми биологическими особенностями грызунов и их эпидемическим значением. Обучить мерам борьбы с грызунами.

Продолжительность занятия 2 часа.

^ Программа занятий.

  1. Во введении преподаватель раскрывает значение животных как источников инфекции при зоонозах и принципы борьбы с источниками инфекции при этих заболеваниях.

  2. Студенты дома готовятся к занятию по соответствующим разделам учебников. На занятиях проводится проверка знаний студентов с использованием тестов 1-2 уровня.

  3. Отработка вопроса «животные как источники инфекции» ведется путем собеседования по эпидемиологии и эпизоотологии некоторых зоонозов. Разбираются механизмы заражения человека.

  4. Изучение мер борьбы с грызунами. Студенты изучают орудия отлова грызунов, образцы дератизационных препаратов.

  5. Итоговый контроль усвоения осуществляется путем решения задач 3 уровня.


^ Тесты усвоения


Уровень

Вопрос

Эталон ответа

I.

II.


III.


1. Назовите источники инфекции при зоонозах?

  1. животные

  2. человек

2. Какие птицы представляют опасность для человека как источники инфекции?

  1. перелетные

  2. домашние

  3. декоративные

3. Какие виды диких грызунов могут быть источниками инфекции?

  1. суслик

  2. сурки

  3. песчанки

  4. бобры

4. Какие инфекционные заболевания передаются человеку от домашних животных?

  1. бешенство

  2. лептоспироз

  3. грибковые заболевания

  4. дизентерия

  5. скарлатина

  6. токсоплазмоз

5. Назовите инфекционные заболевания, источником которых являются овцы

  1. бруцеллез

  2. сибирская язва

  3. ящур

  4. сап

  5. лептоспироз

  6. туберкулез

6. Назовите инфекционные заболевания, источником которых являются лошади

  1. сыпной тиф

  2. клещевой энцефалит

  3. сибирская язва

  4. сап

  5. сальмонеллез

  6. дифтерия

7. Какие заболевания относятся к природно-очаговым?

  1. лептоспироз

  2. брюшной тиф

  3. туляремия

  4. чума

  5. дифтерия

  6. клещевой энцефалит


1. Назовите основные источники при бешенстве


2. Какие инфекции могут переда­ваться человеку от сельскохозяйст­венных животных?

3. Укажите возможный источник сальмонеллезной инфекции.


4. Назовите инфекционные болез­ни, источником инфекции при которых являются свиньи.


5.Какие химические препараты ис­пользуются в дератизационной прак­тике?


6. Дайте определение понятию: природно-очаговые инфекции.

1. Зоологическим обследованием на территории района установлены следующие виды животных: бурундуки, белки, водяные крысы, рыжие полев­ки, волки, кабаны, лисы, енотовидные собаки, бобры, лоси.

Укажите, наличие каких природно-очаговых инфекций можно предполо­жить на данной территории. Какие из перечисленных видов животных явля­ются источниками при данной инфек­ции?


2. В лесостепном районе, издавна неблагополучном по туляремии, в этом году наблюдается чрезвычайно высокая численность полевых грызу­нов — в первую очередь обыкновен­ной полевки и полевых мышей. Име­ется опасность проникновения этих грызунов в массовом количестве в населенный пункт. Укажите необхо­димые меры истребительной дерати­зации. Метод подачи отравленных приманок.


а)


а), б), в)

а), б), в)


а), б), в), е)

а), б), д)


в), г), д)


а), в), г), е)



  1. собаки

  2. волки

  3. лисы

  4. кошки


а) Бруцеллез.

б) Сибирская язва.

в) Туберкулез.

г) Сальмонеллез.

д) Ку-лихорадка.

е) Лептоспироз.

ж) Сап.

з) Яшур.

и) Листeриоз.

а) Больной человек и носитель.

б) Животные (коровы, свиньи, лошади).

в) Птицы (утки, гуси, куры, индюшки).

г) Грызуны.

а) Бруцеллез.

б) Сальмонеллез.

в) Сибирская язва.

г) Лептоспироз.

а) Крысид.

б) Фосфид цинка.

в) Ратиндан.

г) Зоокумарин.


Природно - очаговыми называются инфекцион­ные заболевания, кото­рые существуют в природе независимо от че­ловека среди диких жи­вотных и птиц, распрост­раняются преимущест­венно посредством кро­вососущих членистоно­гих.

Туляремия (водяные крысы).

Бешенство (волки, ли­сы) .

Клещевой энцефалит (рыжие полевки, бурундуки).

Геморрагическая ли­хорадка (рыжие полевки, водяные крысы).

Можно применить фос­фид цинка в пищевых приманках, а также для опыливания нор, троп, по которым передвигаются грызуны.



Наглядный материал к занятию

1. Образцы дератизационных средств.

2. Орудия отлова грызунов.

3. Чучела наиболее часто встречающихся грызунов.

4. Таблица с указанием ареала распространения живот­ных, имеющих наибольшее эпидемиологическое значение.

Рекомендуемая литература

  1. Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М.: Медицина, 1993

  2. Ющук Н.Д. и др.: Эпидемиология: сборник тестов, задач - М.: Медицина, 1997

  3. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология - М.: Медицина, 1989.

  4. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х..: Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. - М.: Медицина, 2001

  5. Покровский В.И., Пак С.Г. и др.: Инфекционные болезни и эпидемиология – ГЭОТАРМЕД, 2000

.

Дополнительная литература

  1. Руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней. Т. 6. М., 1964.

2. Эпидемиология. Под ред. И. И. Елкина. М., 1979.

3. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии. Под ред. И.И. Елкина. М., 1975.


Животные как источники инфекции










^ Животные как источники инфекции Меры борьбы с грызунами








Тема 3. Живые переносчики возбудителей инфекционных болезней и меры борьбы с ними.

Цель занятия. Дать понятие о членистоногих как фак­торах передачи возбудителей инфекционных болезней, пока­зать некоторые биологические особенности и эпидемическое значе­ние различных членистоногих; научить студентов мерам борь­бы с ними.

Продолжительность занятия 2 часа.


^ Программа занятий

  1. Во введении преподаватель раскрывает цель занятия, показывает значение членистоногих в распространении возбу­дителей инфекционных болезней и мер борьбы с ними.

2. Выявление исходного уровня и отработка вопроса «Живые переносчики врзбудителей инфекционных болезней» проводятся с использованием тест-лестниц I и II уровней.

3. Изучаются различные дезинсекционные средства кон­тактного, кишечного и дыхательного действия, а также аппа­ратура, применяемая при дезинсекции.

4. Итоговый контроль усвоения осуществляется путем ре­шения задач III уровня.


^ Тесты усвоения



Уровень

Вопрос

Эталон ответа

I.


II

III


1. Каков механизм заражения пла­тяной вошью?

а) Специфическая инокуляция.

б) Специфическая контаминация.

b) Механическая контаминация.

2. Каков механизм заражения блохами?

а) Механическая контаминация.

б) Специфическая инокуляция.

в) Специфическая контаминация.

3. Каков механизм передачи ин­фекции комнатной мухой?

а) Специфическая контаминация.

б) Механическая контаминация.

4. Какие средства обладают кишечным действием на насекомых?

а) Пиретрум.

б) ДДТ.

в) Борная кислота.

г) Бура.

д) Гексахлоран.

5. Какие средства являются инсек­тицидами дыхательного действия?

а) Арcмаль.

б) Парижская зелень.

в) Сольвент.

г) Хлорпикрин.

д.) Сернистый ангидрид.

6. Из перечисленного списка выбе­рите репелленты:

а) Пиретрум.

б) Хлорофос.

в) Диметилфталат.

г) Гексахлоран.

д) ДЭТА.

1. Назовите виды членистоногих, являющихся переносчиками возбудителей болезней человека.


2. Какие заболевания передаются мухами?

3. Назовите заболевания, которые передаются головной и платяной вша­ми.


4. Какие инфекции передаются ко­марами?


5. Назовите инсектициды контактного действия.

6. Из каких элементов складывают­ся профилактические мероприятия в борьбе с переносчиками заразных бо­лезней?

7. Что такое репелленты?

1. С поезда снята больная Ф., 65 лет, в тяжелом состоянии, с розеолезно-петехиальной сьшъю на теле, рез­кой головной болью, спутанным со­знанием. Серологически подтвержден диагноз сыпного тифа. У больной об­наружен педикулез. Где и каким об­разом провести обработку больной от вшей?

2. В.общежитии для строительных рабочих необходимо провести сани­тарную обработку по поводу случая заболевания сыпным тифом. Вместе с больным в одной комнате находятся 18 человек. Помещение площадью 40 м2 содержится в неудовлетвори­тельном состоянии. Дезинфекционной камеры в поселке нет.

Требуется указать необходимое дез­инсекционное средство, пригодное для обработки помещения и верхней одежды, его концентрацию и количе­ство рабочего раствора, способы об­работки постельных принадлежно­стей, белья и носильного платья.

3. В целях борьбы с малярийным комаром необходимо произвести об­работку поверхности открытого во­доема площадью 350 м2. Требуется указать дезинсекционное средство, пригодное для обработки водоема, его необходимое количество.


б)

б), в)

б)


в), г)

в), г), д)

в), д)


а) Вши.

б) Блохи.

в) Мухи.

г) Комары.

д) Клещи.


а) Брюшной тиф и паратифы А и В.

б) Дизентерия.

в) Амебиаз.

г) Вирусный гепатит.

д) Лямблиоз.

е) Глистные инвазии.


а) Эпидемический сып­ной тиф.

б) Возвратный тиф.

в) Волынская лихо­радка.


а) Малярия.

б) Туляремия.

в) Японский энцефа­лит.

г) Желтая лихорадка,


а) Пиретрум,

б) Гексахлоран.

в) Хлорофос.

г) Препарат К (бис-этилксантоген).

д) ДДТ.

а) Рациональная за­стройка и содержание жилищ, своевременный сбор, вывоз и обеззара­живание различных не­чистот и отбросов (мухи, тараканы, блохи).

б) Соблюдение личной гигиены (вши).

в) Мелиорация, бони-фикация (комары).


Средства, отпугиваю­щие членистоногих.


1. В приемном покое инфекционного стациона­ра.

2. Волосистую часть головы для уничтожения вшей и гнид обработать эмульсией мыла ДДТ, а затем 15% раствором ук­сусной кислоты.

3. Вещи, снятые с боль­ной, направить в горяче-воздушную камеру для дезинсекции сухим го­рячим воздухом.


Для обработки белья, одежды и постельных принадлежностей можно использовать 10% дуст ДДТ (150 г для вещей каждого человека, всего 2 кг 700 г). Для дезин­секции 40 м2 помещения можно применить суспен­зию дуста ДДТ. Для приготовления 40 л сус­пензии необходимо взять 800 г 10% дуста ДДТ (на 1 м2 помещения — 2 г АДВ). На обработку очага потребуется 3,5 кг 10%: дуста ДДТ.


Для обработки можно применить 50% эмульсию дихлофоса из расчета 2 кг препарата на 1 га поверхности открытого водоема.




^ Наглядный материал к занятию:

1. Набор дезинсекционных средств.

2. Дезаппаратура, применяемая для дезинсекции.

Рекомендуемая литература:

  1. Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М.: Медицина, 1993

  2. Ющук Н.Д. и др.: Эпидемиология: сборник тестов, задач - М.: Медицина, 1997

  3. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология - М.: Медицина, 1989.

  4. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х..: Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. - М.: Медицина, 2001

  5. Покровский В.И., Пак С.Г. и др.: Инфекционные болезни и эпидемиология – ГЭОТАРМЕД, 2000

Дополнительная литература:

1. Эпидемиология. Под ред. И. И. Елкина. М., 1979.

2. Руководство к практическим замятиям по эпидемиологии. Под ред. И. И. Елкина. М., 1975.

3. Руководство по медицинской энтомологии. Под ред. В. П. Дербеневой-Уховой. М., 1974

^ Живые переносчики инфекционных болезней




Меры борьбы с живыми переносчиками инфекционных болезней






Тема ^ 4. ХИМИЧЕСКАЯ И КАМЕРНАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ (МЕТО­ДЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ)

Цель занятия. Ознакомиться с видами и мето­дами дезинфекции, обучиться проведению химической и камер­ной дезинфекции.

Продолжительность занятия 2 часа.

^ Программа занятия

  1. Во введении преподаватель раскрывает цель занятия и обосновывает необходимость изучения темы для врача, орга­низующего проведение дезинфекции в очаге инфекционного заболевания силами населения или в лечебном учреждении — младшим медицинским персоналом. Материал данного заня­тия будет использован при изучении частной эпидемиологии.

  2. Исходный уровень знаний выявляется с помощью тест-лестниц I и II уровней.

  3. На занятия выделяются наборы образцов химических дез­инфекционных средств и формы таблиц, которые студенты заполняют. В таблицу следует записать физико-химические свойства дезинфекционных средств, при каких инфекциях, для обработки каких объектов, в каком виде и в какой кон­центрации их можно применять.

  4. Студенты изучают устройство дезинфекционных камер по моделям и письменно составляют характеристику камер (тип камеры, основные детали устройства, действующий агент, порядок работы, экспозиция, какие вещи нельзя обрабаты­вать).

  5. Итоговый контроль усвоения осуществляется путем ре­шения задач III уровня усвоения.



uralpriborkomplekt.html
uralskaya-golgofa-i-ee-fon.html
uralskaya-magistral-transport-osnova-ekonomiki-26032010-tk-yamal-region-informacionnaya-programma-vremya.html
uralskie-vodoemi-stali-opasni-mchs-informacionnoe-agentstvo-novij-region-rossiya-08112011.html
uralskij-biatlonist-zanyalsya-blagotvoritelnostyu-agentstva-socialnoj-informacii.html
uralskij-ekonomicheskij-rajon-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-200503-65-standartizaciya-i-sertifikaciya-specializaciya-standartizaciya-i-sertifikaciya-v-pishevoj-promishlennosti.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcij-62-chasa-prakticheskih-zanyatij-492-chasa-samostoyatelnaya-rabota-277-chasov-fakultativ-54-chasa-otchetnost.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-prakticheskih-zanyatij-uchebno-metodicheskaya-literatura-spisok-ekzamenacionnih-voprosov-ulyanovskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-nash-kraj-v-godi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-uchenika-11-klassa-partizanskoj-oossh.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mektep-zhasina-dejng-balalardi-mektepke-dejng-blmmen-amtu-mseles-lpbek-a-z-tautaeva-g-b.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-080504.html
  • znanie.bystrickaya.ru/54rezhim-nastrojka-i-programmirovanie-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-22-moe-pervoe-tyuremnoe-zaklyuchenie-i-rabota-sredi-molodezhi-i-s-prohanov-v-kotle-rossii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/subekti-rf-budut-publikovat-dannie-o-cenah-monitoring-smi-4-8-oktyabrya-2010-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-bezopasnost-instrukciya-po-ekspluatacii-kompaniya-po-proizvodstvu-specialnih-stroitelnih-mashin-syujgun.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-19-720-30-maya-2011-g-stranica-30.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kompleksnoj-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-leninsk-kuzneckogo-gorodskogo-okruga-stranica-42.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13pravovoe-regulirovanie-kreditnih-otnoshenij-teoreticheskie-aspekti-kreditovaniya-fizicheskih-lic-v-rossii-7.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-i-oformleniyu-referata.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alyans-civilizacij-v-opredlenii-novogo-mirovogo-upravleniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnaya-programma-prilagaetsya-v-programme-konferencii-podarki-ot-izvestnih-firm-kofe-brejk-adres.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-o-realizacii-v-kamchatskom-krae-v-2011-godu-meropriyatij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/harakteristika-administrativno-pravovogo-statusa-pravitelstva-rf.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-oon-po-okruzhayushej-srede-yunep-bazelskaya-konvenciya-o-kontrole-za-transgranichnoj-perevozkoj-opasnih-othodov-i-ih-udaleniem-bazelskaya-konvenciya-stranica-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/pyatnadcat-lekcij-i-odno-soobshenie-dlya-rabotayushih-na-stroitelstve-gyoteanuma-v-dornahe-s-stranica-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-istorii-ukraini-v-8-klasse-yazik-prepodavaniya-russkij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sklerodermiya-d-g-zharov-sekreti-girudoterapii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-20062007-uch-g-specialnost-060812-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatiyah-svyazi-1-j-kurs-semestri-1-j-2-j-stranica-7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-i4-obrazci-form-i-dokumentov-konkurs-provodit-gosudarstvennoe-uchrezhdenie-alatirskij-leshoz-ministerstva.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/banket-po-sluchayu-priema-visokogo-gostya-s-polnim-obsluzhivaniem-oficiantami-na-30-person-chast-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razyasnenie-metodov-108-chto-nazivaetsya-cigunom-nishih-cigunom-prosyashego-milostinyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-i-zastrojki-rajona-sviblovo-na-2011-god.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-tema-stranica-45.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ugolovno-processualnoe-pravo-ugolovnij-process-specialnost-yurisprudenciya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/resheniem-soveta-deputatov-karaginskogo-rajona-85.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-spori-po-voprosam-socialnogo-obespecheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravo-socialnogo.html
  • college.bystrickaya.ru/11-pokoleniya-evm-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika-kaliningrad-2001.html
  • klass.bystrickaya.ru/baza-dannih-gis-gidrati-gaza-v-nedrah-mirovogo-okeana-sovet-molodih-uchenih-i-specialistov-pri-fgup-vniiokeangeologiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dzhonatan-straud-poslednyaya-osada.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.