.RU

Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины) для студентов стоматологического факультета




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ


(История мировой медицины)


для студентов стоматологического факультета


Владикавказ - 2012 г.


Составители: зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук профессор Аликова З.Р., ассистенты Джиоева И.А., Кабулова И.У.


Рецензенты:

Зав. кафедрой ортопедической и терапевтической

стоматологии ГБОУ ВПО СОГМА д.м.н. Дзгоева М.Г.;

зав. кафедрой микробиологии ГБОУ ВПО СОГМА проф. Плахтий Л.С.


Методическое пособие по учебной дисциплине «История медицины» составлено на основе примерной Программы по истории медицины для студентов медицинских вузов (2011), утвержденной Минздравсоцразвития РФ. Изложен раздел дисциплины, отражающий историю развития мировой медицины от первобытного общества до начала ХХ столетия. Предназначается для студентов стоматологического факультета.


Утверждено ЦУКМС ГОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития РФ

Протокол №


ВВЕДЕНИЕ


История медицины - наука, изучающая закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры. Она дает возможность на основе изучения прошлого медицинской науки и практики правильно оценить достижения современной медицины, чтобы предвидеть ее развитие в будущем.

Еще древние греки утверждали, что «ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Изучение истории науки как нельзя лучше способствует воплощению в жизнь этой благородной идеи.

История медицины, как предмет преподавания, является научным профессиональным введением в специальность. Изучение истории медицины имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, исторического мышления, расширения теоретических знаний будущего

врача, воспитания у него чувств гуманизма, интернационализма, патриотизма. Вместе с тем, знание истории помогает проследить преемственность поколений в медицинской науке и практике.

Историю медицины делят на общую и частную. В задачу общей истории медицины, составляющей самостоятельный раздел преподавания, входит изучение вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие тенденции и направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера. Общая история медицины является связующим звеном между всеми предметами, которые изучаются в медицинском вузе. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, биографии

ученых, их вклад в науку, формирование и развитие научных школ, историю медицинских учреждений и т.д. Вопросы частной истории медицины различных медицинских специальностей изучаются на соответствующих медико-биологических и клинических кафедрах. Преподавание современной истории медицинских дисциплин – это задача соответствующих кафедр.

На примерах ошибочных воззрений отдельных ученых, неправильной трактовки и интерпретации фактов, односторонних теоретических построений – воспитывает критическое суждение, способствует осмыслению современного состояния науки – ее достижений и недостатков.

Сравнение исходных позиций с современными достижениями выясняет огромные возможности, имеющиеся в распоряжении врача, и в то же время ясно показывает, наиболее неисследованные области, нуждающиеся в незамедлительной научной разработке, в принятии неотложных организационных или социальных мер для ее внедрения.

Преподавание общей и частной истории медицины составляет систему историко-медицинского образования будущего врача, в которой заключается смысл непрерывного исторического образования в медицинском вузе.


^ 1. Цели и задачи дисциплины:

Цель - изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

Задачи:

- обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

- показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

-  раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

-  показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

-  воспитать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

- расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.

^ 2. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен и до нашего времени;

- отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);

- достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;

- вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества.

Уметь:

- анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

- понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;

- использовать в своей врачебной деятельности и общения с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения;

- достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Владеть:

- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.


^ Тематика практических занятий (семинаров)


п/№

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость (час)



История медицины как наука. Медицина в первобытном обществе.

2



Медицина Древнего Востока

2



Медицина Древней Греции и Древнего Рима

4



Медицина Средневековья

2



Медицина эпохи Возрождения

2



Медицина Нового времени (XVII-XVIII вв.)

2



Развитие медицины в XIX в.

4



Медицина Киевской Руси и Московского государства (IX-XVII вв.)

2



Развитие медицины в России в XVIII в.

2



Медицина России в I-ой половине XIX в.

4



Медицина России в II-ой половине XIX в.

4



Становление и развитие отечественной медицины и стоматологии в ХХ в.

4




Итого

34

uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-dlya-specialnosti-050706-65-pedagogika-i-psihologiya-razrabotano-utverzhdeno-stranica-10.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-dlya-studentov-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-po-otraslyam-chelyabinsk-2009.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursam-effektivnoe-upravlenie-nko.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-ekspluataciya-i-remont-stankov-po-specialnosti-050502-tehnologiya-i-predprinimatelstvo-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavitel.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-filosofiya-dlya-studentov-vseh-specialnostej-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/primeneniesravnitelnaya-terapevticheskaya-i-ekonomicheskaya-effektivnost-antimikrobnogo-preparata-farmazin-pri-lechenii-bronhopnevmonii-u-telyat-primenyaemogo-razdelno-i-v-sochetanii-s-autogemoterapiej-v-s-chast-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-v-respublike-kazahstan-do-2010-goda-astana-2004-god-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-razdel-obshie-trebovaniya-predmet-aukciona-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nravstvennoe-vospitanie-detej-cherez-rolevuyu-igru.html
  • literature.bystrickaya.ru/chislovie-znacheniya-napolnyaemosti-parka-laip-na-1000-chel-naseleniya-po-razlichnim-variantam-prognoza-87.html
  • control.bystrickaya.ru/chetvertaya-chast-upanishadi-perevod-i-predislovie-a-ya-sirkina.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-17-byudzheti-gosudarstvennih-vnebyudzhetnih-fondov-byudzhetnij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kompensiruyushego-vida-454-zelenogradskogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya-do-goroda-moskvi-za-2010-god.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhurnal-nash-buhgalter-dopolnitelnie-materiali-dlya-podpischikov-uchet-aktivov-i-obyazatelstv-v-inostrannoj-valyute-pbu-32006.html
  • student.bystrickaya.ru/32-nalog-na-pribil-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-myasokombinat-ulyanovskij-kod-emitenta.html
  • spur.bystrickaya.ru/krizis-russkogo-prosvesheniya-4060-hgodov-xixv-sravnitelno-s-krizisom-francuzskogo-prosvesheniya-xviiiv.html
  • studies.bystrickaya.ru/ballistika-chast-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-razvit-nuzhnie-kachestva-vstuplenie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zapadnij-opit-vnedreniya-distancionnih-obrazovatelnih-tehnologij-v-sportivnoe-obuchenie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-dlya-muzhchin-srednego-i-pozhilogo-vozrasta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tvervodokanal-mozhet-stat-municipalnoj-sobstvennostyu-informacionnoe-agentstvo-regnum-23082011.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stabilizacionnaya-politika-v-otkritoj-ekonomike.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postroenie-planov-skulptur-rukovodstvo-po-primeneniyu-fotogrammetricheskih-metodov-dlya-sostavleniya-obmernih-chertezhej.html
  • control.bystrickaya.ru/doklada-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-nizhegorodskoe-obshestvo-prav-cheloveka.html
  • report.bystrickaya.ru/kakie-partijnie-i-gosudarstvennie-posti-zanimali-g-m-malenkov-ji-p-beriya-n-s-hrushev-pri-zhizni-stalina.html
  • tests.bystrickaya.ru/lyuboj-uvazhayushij-sebya-narod-obyazatelno-imeet-svoi-svyatini-dlya-narodov-strani-nosivshej-kogda-to-gordoe-imya-sssr-a-do-togo-nazivavshejsya-rossijskoj-imperiej-ta-stranica-11.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-deti-v-sisteme-otpravleniya-pravosudiya-po-delam-nesovershennoletnih-tretego-gosudarstvennogo-periodicheskogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-razvedka-mestnosti-prepyatstvij-i-zagrazhdenij-orientirovanie-opredelenie-koordinat-obnaruzhennih-obektov-celeukazanie-92.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shema-analiza-sochetanij-slov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-a-b-l-i-c-a-12-klassifikaciya-investicionnih-processov-monografiya-moskva-2008.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-23-iyulya-2007-g-969-r-1-kratkaya-informaciya-o-tverskoj-oblasti-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshee-predstavlenie-o-vnimanii-teorii-vnimaniya-metodicheskoe-posobie-po-discipline-psihologiya-i-pedagogika-moskva-2011-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-ltti-ii-men-haliarali-iti-araatinasi-basimdiliti-aliptasu-mseleler-astana-eu-rbb-2010-300-b.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-19-den-braun-utrachennij-simvol.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-pedagogicheskogo-kollektiva-na-fevral-201112-uchebnogo-goda-ponedelnik.html
  • tasks.bystrickaya.ru/18-msfo-22-obedinenie-kompanij-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-v-02-mezhdunarodnie-standarti-buhgalterskogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-zadachi-i-etapi-razrabotki-finansovogo-plana-predpriyatiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/nekotorie-opredeleniya-anni-bezant.html
  • education.bystrickaya.ru/-142-dopolnenie-s-infinitivom-otpechatano-s-gotovih-diapozitivov-zakazchika-v-tipografii-izdatelstva-belorusskij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/taktika-i-napravlennost-strategij-politicheskih-partij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.