.RU

Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс - страница 12


Системы психофизической тренировки. В качестве основных научно обоснованных и верифицированных по оздоровительному эффекту систем психофизической тренировки можно указать:

- программы психофизической редукции стресса О.Евдокимовой (1993);

- метод спортивной софропедагогики, или динамической релаксации (Gane P., 1991);

- интегрированный психофизический тренинг (ИПФТ) П.В. Бунзена (1992).

Принципиальной теоретической проблемой, решение которой определяет особенности синтеза интегрированных систем психофизической тренировки, является познание особенностей взаимодействия (взаимосодействия) биологических и собственно психических механизмов, которые обеспечивают комплиментарный эффект физических упражнений и психотренинга. Специальное изучение этого вопроса в рамках разработки и практического применения методов ИПФТ позволяет прийти к следующим основным выводам.

Во-первых, в условиях систематического ИПФТ имеет место совершенствование механизмов психосоматической регуляции (саморегуляции активационно-релаксационных механизмов) и целенаправленное развитие психических качеств, что в совокупности существенно повышает уровень психической самозащиты личности.

Во-вторых, важным механизмом комплиментарного эффекта физического и ментального тренинга на укрепление психического здоровья является их аддитивное воздействие на повышение активности психотропного опиоидного пептида (бета-эндорфина) при одновременном снижении активности стрессорных гормонов.

И, наконец, в-третьих, основу мобилизации психических резервов и качественного изменения психического здоровья личности под воздействием ИПФТ, как свидетельствуют результаты исследований, составляют расширение диапазона саморегуляции "состояний сознания" и использование так называемого альтернативного состояния сознания для самостоятельного позитивного саморазвития.

Разработка технологии ИПФТ и проверка ее эффективности были проведены в 1992-1995 гг. на широком контингенте населения - учащихся общеобразовательных и профессиональных школ, училищ олимпийского резерва, студентах вузов, занимающихся в спортивных секциях и клубах. Показано, что ИПФТ приводит к достоверному усилению оздоровительного эффекта физических упражнений, изменению восприятия субъектом тяжести физической нагрузки, повышению психической устойчивости и снижению донозологических нарушений психоэмоционального статуса. При этом крайне важно подчеркнуть, что ИПФТ, помимо укрепления психического здоровья, приводит к расширению ценностных ориентации личности и ее самореализации в жизни и профессиональной деятельности.

Таким образом, применение на практике технологии ИПФТ позволяет, как свидетельствуют результаты исследований, подойти к решению ключевой психопедагогической задачи, непосредственно сопряженной с оздоровительным эффектом, - росту духовно-деятельного потенциала личности.

В настоящее время можно считать общепризнанной точку зрения, что эффективность оздоровительного эффекта, как физических упражнений, так и интегрированных технологий психофизической тренировки, определяется степенью индивидуализации и персонификации программ тренировки в зависимости от физической подготовленности, состояния психосоматического здоровья и индивидуально-типологических особенностей личности.

Решение указанной проблемы осложняется в настоящее время тем обстоятельством, что за последние годы произошло не только серьезное ухудшение уровня здоровья населения России, но, что более существенно, изменились структура и специфика факторов риска нарушений состояния здоровья. В частности, значительно возросло число здоровых людей с генетически детерминированными и приобретенными факторами риска, значительно расширилась группа лиц с донозологическими нарушениями состояния здоровья. Так, например, уровень донозологических изменений нервно-психического статуса в группе "здоровых" достигает 45%, уровень факторов риска дистресса - 64%. Еще более серьезные изменения претерпевает состояние психического здоровья детей. Каждый пятый ребенок рождается с нервно-психическими расстройствами, около 30% школьников имеют нарушения психоэмоционального статуса. Неудовлетворенность жизнью у школьников 7-11 лет в России в четыре раза выше, чем в странах Западной Европы.

Важно подчеркнуть, что данные, полученные в ходе скрининговых исследований здоровья населения Санкт-Петербурга (научный отчет за 1995 год), также свидетельствуют о высоком проценте факторов риска снижения иммунологической защиты, что, видимо, объясняется напряженностью механизмов психоиммуномодуляции.

Все вышеуказанное требует существенного углубления дифференцированного подхода (а в ряде случаев именно персонификации) при назначении рекомендаций по укреплению психического здоровья5.

В последние годы в спортивной медицине и психологии наметилось несколько направлений работ в рамках разработки дифференцированного подхода к укреплению психического здоровья населения:

- создание автоматизированных диагностико-консультационных систем по укреплению физического состояния и психосоматического здоровья населения, которые обеспечивают формирование индивидуальных оздоровительных рекомендаций;

- совершенствование методов диагностики донозологических изменений состояния психосоматического здоровья и факторов риска нарушений нервно-психического статуса;

- разработка специальных методов ментального тренинга, позволяющих осуществлять персонификацию методов психической самозащиты личности в условиях интегрированной психофизической тренировки.

Анализируя проблему индивидуализации и персонификации рекомендаций по укреплению здоровья в условиях интегрированного психофизического подхода, следует специально остановиться на вопросе об особенностях восприятия личностью интенсивности физических нагрузок.

К сожалению, несмотря на ряд оригинальных отечественных исследований, приоритет экспериментальной разработки данной проблемы принадлежит шведским специалистам [38] и активно используется специалистами, работающими в учреждениях Американского колледжа спортивной медицины. С точки зрения обсуждаемых проблем, принципиальное значение имеет тот факт, что у лиц с донозологическими изменениями нервно-психического статуса наблюдаются выраженные изменения восприятия интенсивности физических нагрузок. При этом важно, что особенности восприятия интенсивности физических нагрузок зависят от синдромальной специфики изменений нервно-психического статуса (астения, тревога, ипохондрически-депрессивная направленность).

Учитывая выявленные закономерности, а также несомненную связь донозологических изменений психического здоровья с так называемыми "энергодефицитными состояниями", становится очевидным, что "передозировка" физических нагрузок способна не только усугубить нарушения нервно-психического статуса, но и практически разрушить мотивацию к занятиям физическими упражнениями (см. выше).

Все вышеизложенное, как и результаты исследований, освещенные в первом разделе статьи, послужило основанием синтеза комплекса рекомендаций, наиболее оптимальных, с нашей точки зрения, для укрепления психического здоровья при донозологических изменениях нервно-психического статуса.

К общим положениям относятся:

1) использование умеренных и постепенно возрастающих по интенсивности аэробных нагрузок;

2) обязательное включение в комплекс упражнений дыхательной направленности, которые способны в значительной степени компенсировать явления энергодефицита;

3) использование в комплексе физических упражнений на развитие гибкости, равновесия, статокинетической устойчивости с целью их влияния на такие психические качества, как уверенность в себе, спокойствие, а также на личностную самооценку;

4) применение комплексов релаксационных упражнений, медитативных поз, упражнений для коррекции осанки, для нормализации процессов кортико-висцеральной саморегуляции и потенцирования психической релаксации.

Кроме общих положений программы физических упражнений для лиц с донозологическими изменениями нервно-психического статуса, как показывает опыт работы, должны содержать частные рекомендации, учитывающие специфику доминирующего синдрома. Так, лицам с астеническим синдромом рекомендуется использовать физические упражнения в воде и силовые упражнения, что способствует тренировке и усилению процессов активного торможения, восстановлению и упорядочению возбудительного процесса, повышению эмоционального тонуса.

Лицам с высоким уровнем тревожности следует включать в программу оздоровительной физической тренировки упражнения на координацию и равновесие, так как они способствуют формированию сосредоточенности, концентрации внимания, снижению различного рода фобий. Упражнения с сопротивлением имеют целью сформировать установку на преодоление трудностей, уверенность в достижении успеха. В случаях доминирования ипохондрической и депрессивной симптоматики следует признать целесообразным широкое использование игр, эстафет, упражнений, развивающих качества скорости и ловкости, элементов хатха-йоги, что способствует повышению эмоционального фона, развитию коммуникабельности и формированию социальной поддержки среди занимающихся.

В то же время следует подчеркнуть, что восстановление психического здоровья при донозологических изменениях нервно-психического статуса, несомненно, требует сочетания использования, как методов физической тренировки, так и ментального тренинга. При этом если при состоянии психического здоровья комплиментарный эффект физической тренировки и ментального тренинга нацелен главным образом на повышение духовно-деятельностного потенциала личности, то в данном случае целевой задачей являются совершенствование и восстановление механизмов психической саморегуляции.

Отличительными особенностями программ ментальной тренировки, которые рекомендуется использовать при донозологических изменениях нервно-психического статуса, являются:

- обязательное овладение техникой ментальной тренировки с вхождением в так называемое "альтернативное состояние сознания";

- освоение техники образных представлений (имагинации);

- обучение технике целенаправленного создания "позитивных образов состояния и будущего" для совершенствования процессов психической саморегуляции и развития психической самозащиты.

Как и методы физической тренировки, программы ментального тренинга должны быть дифференцированы в зависимости от специфики донозологических изменений нервно-психического статуса и тем самым потенцировать своей спецификой процессы "перекодирования" психофизического состояния .

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время известен ряд психотехник. которые используют феномен перекодирования функционального состояния. Это, например, метод словесно-образных кодов, метод образно-волевых настроев.

Принципиальное значение при выборе метода психокорригирующего воздействия, используемого в оздоровительной системе тренировки, имеют, по-видимому, два обстоятельства: во-первых, научно-практическая верификация метода по эффективности; во-вторых, открытость метода для самостоятельного использования. Последнее и определяет, с нашей точки зрения, широту сферы социального эффекта от использования, как самого психотехнического метода, так и оздоровительной технологии в целом, в состав которой данный психотехнический метод интегрирован.

Таким образом, процесс синтеза оздоровительных технологий для укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья связан с определенными требованиями и ограничениями, которые предъявляются, с одной стороны, к отдельным компонентам, входящим в систему психофизического тренинга, а с другой - к системе в целом. Основные и наиболее существенные из них мы попытались проанализировать в настоящей работе, используя опыт, накопленный в отечественной и мировой науке.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М.: Медицина, 1993. - 398 с.

  2. Аминев Г.А., Аминев Э.Г. Профилактическая работа психологов среди населения в условиях экологической катастрофы //Теория, методы и организация вопроса судебно-психологической экспертизы. - Уфа: БГУ, 1990. - С. 90-91.

  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Медицина, 1987. - 63 с.

  4. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. - 1996, №2. - С. 9-14.

  5. Балков В.А., Уразаева Ф.Х. Влияние промузлов и городов на водную экологию рек Урала //Методические аспекты гидрологии и водной экологии Урала. - Пермь, 1990. - С.41-43.

  6. Барабой В.А. Механизмы стресса и перекисное окисление липидов //Успехи совр. биол. - 1991. - Т.111. - N 5. - С. 922-930.

  7. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. - 1996, №2. С. 4-8.

  8. Белов В.И. Психология здоровья. - СПб, 1994. - 272 с.

  9. Белоцерковский М.Ю., Белякова Т.М., Беркович К.М. Экологическая напряженность России (факторы, их оценка и районирование). - М.: МГУ, 1993.- С.93-100.

  10. Большаков В.Н. Популяционная экотоксикология. - М.: Наука, 1994. - 81с.

  11. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л., 1997. = 125 с.

  12. Бундзен П.В. Интегрированный психофизический тренинг для укрепления здоровья // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. - СПб.,1994. - С. 123-124.

  13. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб, 1993. - 269 с.

  14. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону. – 1997. - Вып.3. С. 16-23.

  15. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 1997. - Вып.3. - С. 420-429.

  16. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И., Матвеев Л.Т., Орлов В.Г. Охрана окружающей среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1991.- 423 с.

  17. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. - СПб, 1995. – С. 81-97.

  18. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология. - 1996, №2. - С. 15-20.

  19. Глазачев О.С., Бадиков В.И., Федянина Н.Г. Влияние гипоксических тренировок на здоровье школьников, проживающих в экологически неблагоприятных районах //Физиология человека. -1996. - Т.22. - №1. - С.88-93.

  20. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. - Кишинев, 1991. -С. 19-39.

  21. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. - 1997, №1. – С. 146-151.

  22. Дерябина О.М. Экология и здоровье детей. - М.: АОЗТ « Два мира», 1995. -168 с.

  23. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экология педагогики и психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с.

  24. Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. - М., 1997. - 63 с.

  25. Залевский Г.В. Подпрограмма «Образование Сибири, Дальнего и Севера» //Российское образование. - № 3 – 4. - 1996. - С. 72.

  26. Заставный В.Д. Дыхание - исцеление - самопознание. - М.: ИРИП ТОО "Деловая жизнь", 1993. - 64 с.

  27. Иванов А. В., Яхин К.К., Шакулова О. Р., Титова А.А. Анализ влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на психоэмоциональную сферу детей младшего школьного возраста //Казан. мед. журн. - 1999. - 80. - N 1. - C. 33-36.

  28. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. - 1982. - Т.45, №1. – С. 49-58.

  29. Ингель Ф.И., Прихожан А.М. Связь эмоционального стресса у жительниц г. Чапаевска с токсикологическими и генетическими показателями. //Гигигена и санитария. - 2002. - № 1. - С. 13- 19.

  30. Казачкова В.И., Литвинов Н.Н., Гасимова З.М. Антропогенные факторы окружающей среды малой интенсивности и проблема старения организма //Интегральное исследование индивидуальности. - Пермь: ПГПИ, 1990. - С.28-29.

  31. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М., 1982. - 40 с.

  32. Лихачев Т.Б. Подпрограмма «Экологическое образование» //Российское образование. - 1996. - № 1-2. - С. 33-34.

  33. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1998. - 688 с.

  34. Оксенгендлер Г.И. Яды и организм: Проблемы химической опасности. - СПб.: Наука,1991. - 320 с.

  35. Панов В.И. Экопсихология: сознание, развитие, детство //Вестник РГНФ. - 1997. - №3. - С.227-234.

  36. Пивень Б.И. Экологическая психиатрия и некоторые итоги исследования в этой области //Социальная и клиническая психиатрия. -1993. - №3. - 4. - С.29-37.

  37. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на -Дону, 2003. С. 132-133.

  38. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. - СПб, 1997. – С. 204-206.

  39. Ревелль Ч. Среда нашего обитания: в 4-х книгах. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живем. - М.: Мир, 1995. - 291 с.

  40. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. – 207 с.

  41. Саноцкий И.В., Каган Ю.С., Красовский Г.Н. Токсикометрия химических веществ, загрязняющих окружающую среду. - М.:ГКНТ, 1986. - С.334 -376.

  42. Селье Г. На уровне целого организма. - М.: Наука, 1972. -122 с.

  43. Семенов В.С. Культура и развитие человека // Вопросы философии. - 1982. - №4. - С. 15-29.

  44. Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004, №3. - С. 56-61.

  45. Слободская Е.Р., Савина Н.Н., Старкова Н.Н.. Исследование социальных и психофизиологических факторов приспособленности и психического здоровья школьников //Педагогические и медицинские аспекты валеологии. - Новосибирск, 1999. - С. 338-340.

  46. Софронов Г.А., Меницкий Д.Н., Суворов Н.Б., Карпов Д.А. Актуальные вопросы экологической физиологии //Медицинский академический журнал. -2001. - Т.1. - №2. - С. 3-13.

  47. Сухачева И.Ф., Рахаева И.В., Орлова Л.Е. Состояние здоровья населения в связи с антропогенным химическим загрязнением водоисточников в Поволжье //Тез. докл. респ. конф. - Ангарск,1993. - С.131-133.

  48. Травин Ю.Г., Карапетян Г.М., Авенесян Г.М. Влияние экологической катастрофы на физическое развитие и психофизиологический статус детей 6-8 лет //Физиология человека. - 1990. - №3. - С.163 - 164.

  49. Труфанова О.К. К вопросу о психологической характеристике состояния соматического здоровья // Психологический вестник РГУ. - 1998, №3. - С.70-71.

  50. Фархутдинов Р.В., Лиховских В.А., Шакиров Д.Ф. Проблемы охраны здоровья в регионах с развитой нефтехимической промышленностью //Экология человека. -1996. - №1. - С.42-44.

  51. Филатов А.С. Новое мышление в экологической деятельности /К экологической цивилизации. РАН Ин-т философии. - М., 1993. - С.41-54.

  52. Хомская Е.Д. Анализ последствий Чернобыльской катастрофы с позиции экологической нейропсихологии //Психологический журнал. - 1997. - №6. - С 6-18.

  53. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. - 1997, №2. - С. 3-14.

  54. Черноушек М. Психология жизненной среды. - М.: Мысль, 1989. – 174с.

  55. Чесноков В.А., Легеза В.И., Куценко С.А. Методологические особенности медико-экологической оценки сочетанного действия радиационного и химического факторов внешней среды на состояние здоровья //Медицина труда и промышленная экология. - 1993. - № 7-8. - С. 25-37.

  56. Шагун Г.Р., Павлов В.И., Рыженков П.Е. Исследование экологического сознания детей и подростков //Психологический журнал. - 1994. - №1. - С.41-49.

  57. Эйхлер В. Яды в нашей пище - М: Мир, 1993. - 189 с.

  58. Эхкольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. - М.: Прогресс, 1980. -187 с.

  59. Юрченко В.А., Ильницкий А.П. Образование канцерогенных N-нитрозосоединений в экосистемах. - Киев: 1990. - С. 61 - 62.

  60. Яковлев Ю.Г. Мониторинг состояния здоровья населения Нижнего Поволжья //Тез. докл. междунар. раб. совещ. - Тольятти, 2002. - С.202-204.

  61. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - Ярославль, 1998. - Т.4. - Вып.2. - С. 364-366.

  62. Evdokimova 0. Rated of perceived exertion by the subjects with various level health related fitness and prescription of Mental Training //Mental Training for Sport and Life in Russia. - Orebro, Sweden, 1994. - Р.20-23.

  63. Gane P. Sofrapedagogics. - Canada, 1991.


vopros-3-etapi-proektirovaniya-informacionnogo-obespecheniya-s-ispolzovaniem-subd.html
vopros-3-kakova-rol-pravovogo-vospitaniya-v-processe-sociokulturnoj-adaptacii-migrantov-i-prinimayushego-obshestva-v-usloviyah-rk.html
vopros-3-osobennosti-sozdaniya-naruzhnoj-reklami-uchebno-metodicheskoe-posobie-yaroslavl-2009-skopin-a-a-razrabotka.html
vopros-3-virazitelnost-reklamnoj-fotografii-uchebno-metodicheskoe-posobie-yaroslavl-2009-skopin-a-a-razrabotka.html
vopros-31-stih-i-proza-problemi-specifiki-stihotvornoj-rechi-literatura-vid-iskusstva-ona-sozdaet-esteticheskie.html
vopros-35-osnovnie-etapi-sozdaniya-ekonomicheskogo-i-valyutnogo-soyuza-es.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovaniya-luni-lunnaya-gonka-1-reformi-mejdzi-politicheskoe-sobitie-i-socialno-ekonomicheskie-preobrazovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/164-dela-o-vziskanii-zadolzhennosti-po-kreditnomu-dogovoru-s-zaemshika-i-poruchitelya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-m-yu-kondratev-kollektiv.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-sistemnoj-raboti-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-markovskaya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strugackij-za-milliard-let-do-konca-sveta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23tehnicheskie-harakteristiki-versiya-programmi-or4t31-4-pribor-priemno-kontrolnij-ohranno-pozharnij-orion-4t.html
  • crib.bystrickaya.ru/knigi-misli-i-serdce-stranica-7.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-kakovi-dopolnitelnie-dohodi-postavshika-pri-faktoringovom-obsluzhivanii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nikaragua-na-yuge-s-panamoj-na-zapade-severnaya-chast-tihogo-okeana-na-vostoke-karibskoe-more.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lichnaya-kartochka-forma-t-2-stranica-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sladkaya-zhizn-tolko-dlya-konditerov-monitoring-pechatnih-smi-za-period-iyul-2009g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-eto-ne-to-chto-bilo-eto-to-chto-mozhet-bit-potomu-chto-bilo-odnazhdi-stranica-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/28688-ohrana-zhivotnih-9-literatura-universalnogo-soderzhaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kogda-pal-hersones-antonin-ladinskij-stranica-10.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-audita-effektivnosti-oblastnoj-celevoj-programmi.html
  • urok.bystrickaya.ru/prepodavanie-informatiki-i-ikt-v-profilnih-klassah.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-mutaciya-cherep-mutanta.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasputin-valentin-zhivi-i-pomni-stranica-8.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofskie-aspekti-matematicheskogo-modelirovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sudebnoe-krasnorechie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-7-elektrooborudovanie-specialnih-ustanovok-rekomendacii-po-proektirovaniyu-montazhu-i-ekspluatacii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vidacha-uchetno-kontrolnih-marok-na-alkogolnuyu-produkciyu-stranica-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-iskusstvo-instruktivno-metodicheskoe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/245-poisk-vseh-kornej-stepennogo-mnogochlena-uchebnoe-posobie-pod-obshej-redakciej-prof-v-p-dyakonova.html
  • books.bystrickaya.ru/dzh-r-hiks-stoimost-i-kapital-chast-i-teoriya-subektivnoj-stoimosti-glava-ii-teoriya-potrebitelskogo-sprosa.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-vipusknikov-srednih-professionalnih-uchebnih-zavedenij-po-profilyu-sokrashenie-obucheniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protokol-publichnih-slushanij-po-proektu-vneseniya-izmenenij-v-pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-v-gorode-gorno-altajske.html
  • education.bystrickaya.ru/1-v-hh-om-dvadcatom-veke-zhili-i-rabotali-tri-russkih-kompozitora-kotorie-znameniti-svoim-novatorstvom-v-mire-muziki-igor-stravinskij-sergej-prokofev-i-dmitrij-shostakovich.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-niyau-mifi-po-napravleniyu-podgotovki-230700-prikladnaya-informatika-magisterskaya-programma-korporativnie-informacionnie-sistemi-upravleniya-v-naukoemkih-otraslyah.html
  • education.bystrickaya.ru/25-predlagaemie-priznaki-bolshoj-i-slozhnoj-sistemi-sformulirovani-avtorom-putem-agregirovaniya-izlozhennih-v-56-s-celyu-pridaniya-im-bolshego-sootvetstviya-celyam-i-zadacham-nastoyashej-raboti.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyatie-socialnoj-reklami.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkoe-populyarnoe-izlozhenie-stranica-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/gordeev-m-n-evtushenko-v-g-tehniki-gipnoza-stranica-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/dogovor-v-kappele-istoriya-hristianskoj-cerkvi.html
  • spur.bystrickaya.ru/kvalifikacii-rabotnikov-obrazovaniya-posobie-dlya-provedeniya-uchebnogo-zanyatiya-kvn-shutka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.