.RU

Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к пед н., доцент


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра педагогики и психологии


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по специальности

050706 (031000) - «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»


Учебно-методический комплекс Составитель: к.пед.н., доцент

обсужден и утвержден Гизатуллина К.Х.

на заседании кафедры

«___»_______________2008 г.


Заведующий кафедрой __________к.п.н., доцент Салимова Р.М.


Стерлитамак 2008

СОДЕРЖАНИЕ


^ ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

  2. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

    2. Содержание разделов дисциплины

  3. Методические рекомендации по изучению дисциплины

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

    1. Примерный перечень вопросов к экзамену

    2. Примерная тематика курсовых работ

    3. Примерный перечень вопросов, выносимых на государственный аттестационный экзамен

^ V . Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература

    2. Средства обеспечения освоения дисциплины

    3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

VI. Словарь основных терминов

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

  1. Разделы дисциплины и виды занятий

II. Содержание разделов дисциплины и тем

2.1.Тематика лекций

2..2. Тематика семинарских занятий.

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

    1. Методические указания для преподавателей

    2. Методические указания для студентов

^ IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

4.2. Творческие задания ( вопросы контрольных работ) (если есть )

4.3. Тестовые материалы для проверки остаточных знаний

4.5 . Тематика курсовых работ

4.6. Перечень вопросов к экзамену

^ V. Материалы государственного итогового междисциплинарного экзамена по педагогике и психологии

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

VII. Словарь основных терминов

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ



ДПП.Ф.19

Теория и методика воспитания

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

270



^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра педагогики и психологии


^ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА


для студентов II курса

по специальности

050706 (031000) «Педагогика и психология»


Составитель: к.пед.н., доцент

Гизатуллина К.Х..


Стерлитамак 2008

ВВЕДЕНИЕ


Причиной введения курса «Теория воспитания» является то, что воспитание является одним из главных путей успешной организованной социализации ребенка. Воспитание обеспечивает не только «выход в социум» (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной социализации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы. Подготовка будущего учителя к этой деятельности будет более эффективной, если на одном из этапов обучения будут проанализированы вопросы теории и методики воспитания детей в их современной интерпретации.

Изучение данного курса тесно связано с другими разделами общей педагогики, возрастной педагогикой, основами специальной и коррекционной педагогики, историей педагогики, психологией, антропологией, социальной педагогикой, этнопедагогикой и др. Для изучения дисциплины необходимы знания в области философии, психологии, медицины, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и др.

Программа составлена в соответствии Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.


Программа разработана основе типовой, рекомендованной УМО по специальностям педагогического образования и включает необходимый минимум дидактических единиц, предусмотренных ГОС ВПО (2005г.).

Целью настоящего курса является подготовка будущего учителя к выполнению профессиональных задач по воспитанию учащихся и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

  1. формировать систему педагогических знаний о целостном педагогическом процессе, построенном как субъект-субъектное взаимодействие воспитателей и воспитанников;

  1. ознакомить студентов с основными понятиями, теориями и концепциями воспитания;

  1. формировать у студентов необходимых умений по проектированию, осуществлению, оцениванию и корректированию воспитательного процесса в образовательных учреждениях;

  1. закладывать основы формирования профессионального педагогического общения, педагогической техники и технологии;

  1. сформировать потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании в воспитательной деятельности и в овладении его технологией и др;

  1. выработать гуманной, демократической позиции.

  1. воспитание базовой культуры личности студента в целостном педагогическом процессе


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент должен

знать:

уметь:

владеть навыками:




  1. ^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

124

2, 3

Аудиторные занятия







Лекции

78




Практические занятия (семинары)

12




Лабораторные работы

не предусмотрено




Самостоятельная работа

117




Курсовые работы/рефераты




2, 3

Вид итогового контроля




экзамен



^ II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий


№ п/п

Тематический план

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоятельная работа

1

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

4

2

4

2

Базовые теории воспитания и развития личности.

4

4

4

3

Целеполагание в воспитании.

4

2



4.

Закономерности и принципы воспитания.

4

2




5.

Концепция гуманистического воспитания.

2

4

4

6.

Личность ребенка в воспитательном процессе.

4

4

4

7.

Методы и приемы воспитания.

4

4

4

8.

Средство воспитания как педагогическая категория. Общение как средство воспитания.

2

4

4

9.

Учение как средство воспитания.

2

4

5

10.

Роль игры в воспитании личности.

2

4

5

11.

Труд как средство воспитания.

2

4



12.

Формы воспитания.

2

4




13.

Особенности воспитательного процесса в различных институтах воспитания.

4

-

4

14.

Педагогическое взаимодействие в воспитании.

4

4

4

15.

Коллектив как объект и субъект воспитания.

4

4

4

16.

Приоритетные стратегии воспитания. Воспитание духовно и физически здоровой личности.

4

2

5

17.

Воспитание патриота и гуманиста.

4

4

4

18.

Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности.

4

4

4

19.

Воспитание творчески саморазвивающейся личности.

4

-

4

20.

Современные технологии воспитания.

4

4

5

21.

Функции и направления деятельности классного руководителя.

4

4

5

22.

Психолого – педагогические основы установления контактов с семьей школьника.

4

4

4

23.

Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения

2

-

4

24

Профессиональное искусство педагога.

4

4

4

25.

И Т О Г О

78ч.

76ч.

117


Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий (деловые игры, решение педагогических задач, самостоятельная подготовка студентами рефератов и докладов и т.д.) на историческом, филологическом факультетах и факультете башкирской филологии.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов с рекомендуемой литературой, выполнению индивидуальных заданий. Результативность овладения курсом характеризует подготовка, оформление и защита курсовой работы (8 семестр – факультет русской филологии, 9семестр - факультет башкирской филологии), работа над которой способствует развитию педагогического мышления, формированию у будущих учителей творческих профессиональных способностей и личностно-профессиональной позиции.


^ 2.2. Содержание разделов дисциплины


Тема 1.Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Движущие силы и логика воспитательного процесса


Основные философско – педагогические концепции происхождения воспитания. Основные понятия педагогики. Сущность процесса воспитания. Двусторонний процесс воспитания. Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком. Перевоспитание и самовоспитание. Противоречия как движущие силы воспитания. Оценка результатов воспитания.

^ Тема 2. Базовые теории воспитания и развития личности


Теории развития личности. Классические и современные теории развития личности. Классические концепции воспитания. Современные концепции воспитания(обзор).


^ Тема 3. Целеполагание в воспитании


Цели процесса воспитания. Система целей воспитания. Всестороннее и гармоничное развитие личности – общая цель воспитания. Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада. Общая и индивидуальная цели воспитания. Цель воспитания и содержание образования и воспитания.


^ Тема 4. Закономерности и принципы воспитания


Подходы к обоснованию законов и закономерностей воспитания школьников. Принципы воспитания: природосообразность, ультуросообразность, гуманизация, дифференциация, персонификация. Множество подходов к определению принципов воспитания. Условия реализации принципов воспитания.


^ Тема 5. Концепция гуманистического воспитания


Сущностные характеристики гуманистического воспитания. Цели и задачи гуманистического воспитания. Закономерности, принципы, методы и технологии гуманистического воспитания.


^ Тема 6. Личность ребенка в воспитательном процессе


Личность как объект и субъект воспитания. Культура личности. Соотношение воспитания и развития личности. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Концепция Е.В. Бондаревской).


^ Тема 7. Методы и приемы воспитания


Сущность и классификация методов воспитания. Методы воспитания убеждений. Методы воспитания привычного поведения. Методы формирования эмоционально – волевой сферы личности. Приемы воспитания. Выбор методов и приемов воспитания.


^ Тема 8. Средство воспитания как педагогическая категория. Общение как средство воспитания


Средство воспитания как педагогическая категория. Общение как средство воспитания. Социальная основа общения. Особенности педагогического общения. Педагогическое общение в разные возрастные периоды воспитанников. Реализация основных функций педагогического общения. Этапы структуры педагогического общения. Условия эффективности педагогического общения.


^ Тема 9. Учение как средство воспитания


Базовые компоненты учения. Учение как процесс целенаправленного освоения учеником природного и социального мира. Этапы учения. Виды учения. Обучение как процесс организованного и контролируемого учителем учения. Условия эффективности учения как воспитательного средства.


^ Тема 10. Роль игры в воспитании личности


Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка. Дидактические игры. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками. Условия эффективности игры как воспитательного средства. Классификация игр.


^ Тема 11. Труд как средство воспитания


Труд высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер. Роль физического труда в воспитании. Интеллектуальный труд. Труд душевный. Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности.


^ Тема 12. Формы воспитания


Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы. Проблема выбора форм. Диалоговые формы воспитания. Формы коллективной творческой деятельности. Изучение эффективности и анализ формы воспитательной работы.


^ Тема 13. Особенности воспитательного процесса в различных институтах воспитания


Воспитательный процесс в сельской школе. Организация воспитательной работы с детьми – сиротами. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Воспитание в детских объединениях и организациях.


^ Тема 14. Педагогическое взаимодействие в воспитании


Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей.


^ Тема 15. Коллектив как объект и субъект воспитания


Понятие «коллектив». Реализация воспитательных функций коллектива. Развитие детского самоуправления. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправления.


^ Тема 16. Приоритетные стратегии воспитания. Воспитание духовно и физически здоровой личности


Философско-этические основы российской духовности и культуры. Принципы свободы и вариативности выбора. Этические правила для учителя. Задачи физического воспитания. Педагогические условия, способствующие воспитанию физически и духовно здоровой личности.


^ Тема 17. Воспитание патриота и гуманиста


Понятия «патриотизм» и «гуманизм», их содержание, внутренняя структура. Развитие у учащихся потребностно – мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и гуманизмом. Формирование у учащихся интеллектуально – эмоционального компонента патриотизма и гуманизма. Воспитание взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и гуманизма. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и гуманизма.


^ Тема 18. Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности


Сущность и функции трудового воспитания. Понятие трудолюбие как личностного качества и его внутренняя структура. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия. Педагогические условия, способствующие воспитанию трудолюбивой, конкурентоспособной личности.


^ Тема 19. Воспитание творчески саморазвивающейся личности


Творческое саморазвитие учащихся. Воспитание, ориентированное на творческое саморазвитие личности. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся в процессе воспитания, ориентированного на стимулирование творческого саморазвития учащихся.


^ Тема 20. Современные технологии воспитания


Методики и технология воспитания. Понятие педагогической технологии. Специфика технологий воспитания. Система выборов как основание воспитательной технологии. Три уровня воспитательных технологий. Основные идеи. Примеры современных воспитательных технологий.


^ Тема 21. Функции и направления деятельности классного руководителя


Классный руководитель в системе воспитательной работы школы. Функции классного руководителя. Основные направления деятельности классного руководителя.


^ Тема 22. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника


Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития семьи. Классификация семей. Формы и методы работы с семьей.


^ Тема 23. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения


Формирование культуры межнационального общения как педагогическая проблема. Педагогика межнационального общения: объект и предмет, цель и задачи. Основные черты и критерии культуры межнационального общения. Межнациональное общение в многонациональном коллективе.


^ Тема 24. Профессиональное искусство педагога


Педагог как субъект воспитательного процесса. Профессиональная позиция педагога. Педагог как стратег воспитательного процесса. Поле профессионального внимания педагога. Образ педагога как фактор воспитания детей. Специфическая роль педагога группы общей системе воспитания.


^ III.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Методические рекомендации для преподавателя


Целью настоящего курса является подготовка будущего учителя к выполнению профессиональных задач по воспитанию учащихся и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий (деловые игры, решение педагогических задач, самостоятельная подготовка студентами рефератов и докладов и т.д.) на историческом факультете.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов с рекомендуемой литературой, выполнению индивидуальных заданий. Результативность овладения курсом характеризует подготовка, оформление и защита курсовой работы (8 семестр – факультет русской филологии, 9семестр - факультет башкирской филологии), работа над которой способствует развитию педагогического мышления, формированию у будущих учителей творческих профессиональных способностей и личностно-профессиональной позиции.


^ Методические рекомендации для студентов


1.Выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

2.При составлении план – конспекта внеклассного воспитательного мероприятия и разработки шоу – технологии строго учитывать их основные особенности и механизмы, изученные на теоретических и практических занятиях.

3.При выборе форм и методов воспитательной работы с трудновоспитуемыми детьми учитывать воздействия на детей:

4.Данные, полученные в результате диагностики развития и сплоченности коллектива вашей группы, оформить в виде характеристики на ваш коллектив группы.

5.Модели ученического самоуправления разрабатывать на основе изученной литературы об опорных сигналах и изобразить в виде схемы.

6.При разработке модели воспитательной системы образовательного учреждения:



^ IV. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ


4.1. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов


Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

1. Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание существенные признаки:

 целенаправленность

 строгая регламентация

 наличие какого-либо образца как социально-культурного ориентира

 стихийность

 присутствие определенной системы организуемых влияний

2.В зависимости от философской концепции выделяют направленности теоретических моделей воспитания:

 либеральное

 прагматическое

 аксиологическое

 актуальное

 индивидуалистическое

3. По институциональному признаку выделяют - ... воспитание

 семейное

 свободное

 внешкольное

 конфессиональное

 индивидуалистическое

4. Центральное категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие ....

Правильные варианты ответа: воспитание;

5. Целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становление его как субъекта собственной жизни получила название ....

Правильные варианты ответа: воспитание;

6. Воспитание способствует ... ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления.

Правильные варианты ответа: социализация;

Движущие силы и логика воспитательного процесса

7. Соответствие видов воспитания и признаков, по которым они различаются:

в зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях

гражданское политическое, интернациональное, нравственное и др.

обобщенная классификация

умственное, нравственное, трудовое, физическое

по институциональному признаку

семейное, школьное, внешкольное, по месту жительства

по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками

авторитарное, демократическое, либеральное, свободное

8. Соответствие:

Воспитание в широком социальном смысле

Воспитание как общественное явление, как процесс формирования личности под влиянием всей окружающей социальной действительности

Воспитание в широком педагогическом смысле

Целенаправленный учебно-воспитательный процесс в системе специальных учебно-воспитательных заведений

Воспитание в узком педагогическом смысле

Собственно воспитательная работа, проводимая с конкретной группой воспитанников

9. Правильная последовательность ступеней развития воспитательной ситуации:

1: актуализация ситуации непосредственной природной ориентировки ребенка

2: актуализация оценочной деятельности ребенка

3: целостная ориентировка в мире природы, общества и человека, выработка собственной мировоззренческой концепции

4: ориентировка в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения

5: познание своих сил и возможностей рефлексией, самоосознанием, актуализацией сил саморазвития

10. Правильная последовательность этапов усвоения образца-ориентира :

1: образец-знание

2: образец-действие

3: образец-идеал

4: образец-самовоспитание

11. Составляющими элементами процесса воспитания, который осуществляет учитель, являются:

 формирование знаний о мире

 формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества

 овладение учащимися знаниями о личностных качествах

 упражнение в выполнении учебных действий

 формирование умений, навыков и привычек поведения

12. Особенностями процесса воспитания можно назвать:

 целенаправленность

 субъективность

 многофакторность

 непрерывность

 независимость от процесса обучения

Базовые теории воспитания и развития личности

13. Ведущими факторами развития личности с точки зрения представителей психоаналитической теории (З. Фрейд, Э. Эриксон, П. Симонов и др.) являются:

 эмоции

 опыт раннего семейного общения

 среда

 поощрение социально приемлемого поведения

 удовлетворение желаний социально приемлемыми способами

14. Ведущими факторами развития личности с точки зрения представителей когнитивной теории (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Д. Дьюи и др.) являются:

 мышление

 опыт раннего семейного общения

 познание

 поощрение социально приемлемого поведения

 исследования жизни путем деятельности

15. Ведущими факторами развития личности с точки зрения представителей поведенческой (бихевиористской) теории (Д. Локк, Б. Скиннер и др.) являются:

 мышление

 генетически запрограммированное подражание

 познание

 детское накопление опыта по генетическим программам в наиболее чувствительных (критических) этапах естественного становления

 исследования жизни путем деятельности

16. ... личности - закономерный рост, необратимое по времени количественное и качественное изменение, направленное на продвижение биологических, психологических и социальных структур и свойств человеческого индивида и индивидуальности.

Правильные варианты ответа: развитие;

17.... подход требует отношения к ребенку как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей, а также, чтобы сам воспитанник воспринимал себя личностью и видел ее в каждом из окружающих людей.

Правильные варианты ответа: личностный;

18. Соответствие теории личностного развития авторам:

Биологическая (генетическая)

К. Лоренц, Д. Кеннелл

Культурно-родовая теория

Л.С. Выготский, П.А. Флоренский

Гуманистическая теория

Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили

Когнитивная теория

Ж. Пиаже, Л. Колберг

Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация


19. Соответствие ведущих факторов развития личности и теорий развития личности:

Опыт раннего семейного отношения

психоаналитическая теория

Мышление и познание

когнитивная теория

Потребность в помощи другим, милосердие

культурно-родовая теория

Самостоятельная ориентация в социальном мире

гуманистическая теория


20. Правильная последовательность подструктур структуры личности :

1: Биологически обусловленная подструктура

2: Психологическая подструктура

3: Подструктура социального опыта

4: Подструктура направленности личности

21. Правильная последовательность переходов этапов детства:

1: адаптация

2: индивидуализация

3: интеграция

22. Правильная последовательность этапов социального становления :

1: освоение социального опыта

2: освоение способности обращаться с предметами

3: оценивание своих действий

4: утверждение позиции "Я" среди других

Национальное своеобразие воспитания

23. Правильная последовательность смены ведущего вида деятельности :

1: эмоциональное общение

2: манипулирование, предметная деятельность

3: игровая деятельность

4: продуктивные виды деятельности

5: учебная деятельность

6: общественно-полезная деятельность

7: учебно-профессиональная деятельность

8: общение


24. Закономерности воспитания базируются на ...

 разработках ученых

 повторяемости явлений

 передовом педагогическом опыте

 протекании процессов и явлений в максимальной степени вне зависимости желаний отдельных индивидов

 переходе количественных изменений в качественные

Система форм и методов воспитания

25 Для стиля сотрудничества в педагогическом общении характерно:

 стремление педагога минимально включаться в деятельность

 акцентирование внимания на негативных поступках учащихся

 ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии

 привлечение каждого к решению общих дел

 взаимопринятие и взаимоориентация


26. При авторитарном стиле общения педагог:

 стремление педагога минимально включаться в деятельность

 акцентирует внимание на негативных поступках учащихся

 ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии

 единолично решает вопросы жизнедеятельности классного коллектива

 использует тактику диктата и опеки


27. Правильная последовательность элементов логики педагогического взаимодействия :

1: педагогическая задача

2: система педагогических методов, избранных для решения

3: коммуникативные задачи, решение которых необходимо для реализации методики педагогического взаимодействия

4: педагогическое взаимодействие


28. Непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений получило название ... воздействия.

Правильные варианты ответа: прям#$#;

29. Суть ... воздействия заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение, изменяет обстоятельства жизни ученика.

Правильные варианты ответа: косвен#$#;


30. Соответствие воздействия педагога на ученика и его сути:

преднамеренным

осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения

непреднамеренным

осуществляется ситуативно, как реакция на конкретные обстоятельства

прямым

непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений получило название

косвенным

педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение, изменяет обстоятельства жизни ученика

Понятие о воспитательных системах


31. Соответствие механизмов преднамеренного влияния и их сути:

убеждение

система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает

внушение

основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность ребенка сознательно контролировать поток поступающей информации

подражание

повторение и воспроизведение действия, поступков, намерений, мыслей, чувств


32. Соответствие этапов возрастной периодизации и возрастных кризисов:

Младенческий возраст

Кризис 1 года

Раннее детство

Кризис 3 лет

Дошкольное детство

Кризис 7 лет

Школьный возраст

Кризис 13 лет

Пубертатный период

Кризис 17 лет


33. Правильная последовательность логики представления компонентов воспитательной системы :

1: подсистема целей и идей

2: общность людей, реализующих цели и идеи

3: подсистема деятельности, общения и отношений

4: финансово-материальная база воспитательной системы

5: среда, освоенная школьным коллективом

Коллектив как объект и субъект воспитания

34. Правильная последовательность этапов педагогической технологии "развертывающаяся история" :

1: выявление значения темы

2: поиск бинарных оппозиций

3: перевод содержания в форму рассказа, развертывающейся перед детьми истории

4: заключение

5: оценка


35. Правильная последовательность действий учителя-организатора дискуссии:

1: определение и постановка вместе с участниками предмета обсуждения

2: побуждение группы к конструктивному участию в постановке проблемы, конструктивное формулирование проблемы

3: постановка стимулирующих вопросов, побуждающих к размышлению, поиску

4: завершение обсуждения

5: подведение итогов, анализ

Педагогика межнационального общения

Цель и задачи воспитания культуры межличностного общения

36. Соответствие этапов проведения общеклассного занятия, различающихся по содержанию и методам деятельности и их сути:

вводная часть

педагогическая цель - активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию

основная часть

педагогическая цель - реализация основной идеи занятия

заключительная часть

педагогическая цель - настроить детей на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия


37. Понятия, НЕ относящиеся к многокультурному образованию:

 культура

 национализм

 толерантность

 равенство

 шовинизм


38. Понятию "многокультурная личность" НЕ соответствует :

 понимание и принятие другой культуры.

 утверждение культурных различий.

 нетерпимое отношение к различиям

 уважение культурных различий

 неприятие другой культуры


39.Проблемы межнациональных отношений, связанные с проявлениями взаимной нетерпимости, стали формироваться в ...

 конце XIX века

 начале XIX века

 середине XIX века

 конце XVIII века

 период образования государственности


40. ... есть развитие и проявление у индивида терпимости к культурным различиям.

Правильные варианты ответа: толерантность;


41. ... наступает, когда человек начинает действовать, исходя из своих этнических предпочтений.

Правильные варианты ответа: дискриминация;

Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности

42. Соответствие основных компонентов и элементам воспитательной системы класса и примеров:

Индивидно-групповой компонент

Классный руководитель

Ценностно-ориентационный компонент

Цели и задачи воспитания

Функционально-деятельностный компонент

Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества


43. Патриотизм как качество личности проявляется в ...

 любви к своему отечеству

 нетерпимости к другим

 преданности, готовности служить Родине

 возвеличивании своего отечества любыми способами

 восхвалении всего отечественного


44. В толковом словаре В.И. Даля слово ... означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник".

Правильные варианты ответа: патриот;

45.Ведущими принципами, позволяющими обеспечить продуктивное воспитание патриотизма, можно назвать:

 демократизм

 усиление связи с жизнью и социальной практикой

 научность

 повышение инициативы и дальновидности

 системность


^ 4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс.

  1. Понятие о цели воспитания. Цель и задачи воспитания, Цель и мотив профессиональной деятельности воспитателя.

  1. Понятие о содержание воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.

  1. Развитие, воспитание и социализация личности.

  1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников.

  1. Закономерности и принципы воспитания.

  1. Общее понятие о методах и приемах воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

  1. Методы формирования сознания личности, ее понятий, суждений, оценок, убеждений.

  1. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

  1. Методы стимулирования поведения и деятельности учащихся

  1. Воспитательная деятельность классного руководителя. Проектирование воспитательного процесса классным руководителем как важнейший компонент педагогической деятельности.

  1. Средства и формы организации воспитательного процесса.

  1. Детский коллектив и его роль в функционировании целостного педагогического процесса. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

  1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.

  1. Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.

  1. Разработка теории коллектива на современном этапе.

  1. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива.

  1. Признаки и структура коллектива. Динамика и этапы развития коллектива.

  1. Основные условия развития детского коллектива.

  1. Нравственное воспитание учащихся в целостном педагогическом процессе. Формирование сознательной дисциплины и культуры поведения.

  1. Гражданское воспитание учащихся: современные подходы, методы, формы. Формирование культуры межнационального общения.

  1. Правовая культура и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.

  1. Детские общественные организации в системе воспитания.

  1. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

  1. Эстетическое воспитание школьников. В.А. Сухомлинский и проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения.

  1. Экологическое воспитание школьников.

  1. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

  1. Физическое воспитание школьников. Понятие о педагогической валеологии.

  1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества.

  1. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи. Классификация семей.

  1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.

  1. Взаимосвязь школы, семьи и общества. Роль семьи в формировании активной общественной позиции личности школьника. Искусство общения и взаимопонимания в семье.

  1. Гуманистическая концепция воспитания, ее основные идеи. Тенденции и принципы гуманистического воспитания.

  1. Система педагогического общения, его функции, этапы организации.

  1. Стили педагогического общения, их характеристика.

  1. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Педагогический такт и авторитет учителя-воспитателя.

  1. Виды педагогических конфликтов, пути их предупреждения и разрешения.

  1. Классный руководитель в воспитательной системе школы.

  1. Проектирование воспитательного процесса классным руководителем как важнейший компонент педагогической деятельности.

  1. Виды, структура и форма плана воспитательной работы.

  1. Принцип гуманистической направленности воспитания.

  1. Принцип центрации социального воспитания в развитии личности.

  1. Принцип коллективности социального воспитания в школьном классе.

  1. Принцип диалогичности социального воспитания в школьном классе.

  1. Принцип природосообразности социального воспитания в школьном коллективе.

  1. Принцип культуросообразности социального воспитания в школьном коллективе.

  1. Принцип незавершенности воспитания.

  1. Понятие технологии воспитания и ее особенности. Виды технологий воспитания.


4.3.Примерный перечень вопросов, выносимых на государственный аттестационный экзамен


1 Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности, принципы и этапы педагогического процесса.

2. Сущность процесса воспитания: цели, диалектика, движущие силы, особенности и содержание.

3. Базовая культура личности: умственное, граждаское( патриотическое, правовое, экономическое, поликультурное, интернациональное воспитание с национальным самосознанием); нравственное воспитание эстетическое, трудовое воспитание.

4. Воспитание здорового образа жизни: профилактика наркормании, токсикомании, курение, алкоголизм, физическое, экологическое, половое воспитание.

5. Проблемы семейного воспитания. Типы семей. Затруднения и ошибки родителей в воспитании детей . Формы работы с родителями.

6. Педагогическое общение: понятие, структура, функции, уровни, виды, стили.

7. Воспитание личности в коллективе. Понятие о коллективе, виды, стадии развития коллектива. Ученическое самоуправление.

8. Современные технологии воспитания

9. Диагностика результатов воспитательной работы

10. Формы организации воспитательного процесса


^ V. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПИНЫ


5.1. Рекомендуемая литература


Основная:


  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.- 304с.

  1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь,2005. – 317с.

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. Учреждений сред.проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352 с.

  1. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: уч. пособие. – Ростов н/Д. – 2002.- 352с.

  1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: педагогическое общество России, 2004.- 480 с.

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2000.- 512с.

  1. Сергеева В.П. /Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 3-е изд., допол. – М.- Новгород, 2000 – 192с.

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. /Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2. – 256с.

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.


Дополнительная:


1. Антропова Л.В. От чего устает современный учитель и 10 советов восстановления его сил. – Школьные технологии, №4, 2003. – с. 199 – 203 с.

2. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В.А. Сухомлинского и современная школа. –Уфа, 2002.

3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. – М., 2002.

4. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учебное пособие для студентов вузов /Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия» СПб.: Речь,2004. – 272 с., 2006. -288с.

5. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под. ред. Н.Е.Шурковой. – М., 1998

6. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. – М., 1983.

7. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. – М., 1992.

8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440с.

9. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. – М., 1992.

10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М., 19

11. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов вузов. – СПб.: Речь,2004. – 272 с.

12. Гребенников И.В. Основы семейной жизни.–М., 1991.

13. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов /И.Н. Ерошенков. –М.: гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.-221 с.

15. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.–М., 1999.

16. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии.–М., 1991.

17. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.–М., 1990.

18. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.–М., 1992.

19. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем.–М., 1996.

20. Мавлеткулова Ф.Р. Профилактика школьной дезадаптации учащихся начальных классов. – Уфа: Гилем, 2005. – 123 с.

21. Мавлеткулова Ф.Р. Девиантное поведение школьников: причины возникновения и пути преодоления: Учебное пособие: Для студентов 3-5-х курсов пед. специальностей. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2005. – 107 с.

22.Макаренко А.С. Пед. соч. в 8 т./ Под ред. М.И. Кондакова.–М., 1983-1986.

23. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч. в 8-ми т. Т.1. – М., 1983. – С.267-329

24. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). – М: Педагогическое общество России. -2000.

25.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.:Педагогическое общество России. -1999.

26.Мурашов А. как выделить лидера в ученическом коллективе //народное образование. – 2001. - №8. – С.151-159.

27. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие для сту.высш.уч.заведений /Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

28. Педагогика: Учебник для студ. пед.учебных заведений /В.А. Сластенин и д. – М., 1998.

29. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2000

30. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128.

31. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128

32. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: : В 2 кн. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. –Кн. 2: Процесс воспитания.

33. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.

34. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учебное пособие. – М., Высшее образование, 2006.

35. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность.–М., 1997.

36. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

37. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманитарно-изда­тельский центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

38. Сухомлинский В.А. 100 советов учителю.–Киев, 1998.

39. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. и др.

40. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения: - Монография. – М., 2001. – 168 с.


^ 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Для обеспечения данной дисциплины необходимы: учебно-методическая литература, средства наглядности, учебные планы, программы по педагогике.


^ 5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованная аудитория, технические средства обучения, аудио-, видеоаппаратура.


^ VI. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ


Вид Образовательного Учреждения Организационно-правовая форма образовательного учреждения (государственные, муниципальные, негосударственные: частные, общественных и религиозных организаций.

ВОСПИТАНИЕ Передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

^ Воспитательная система Объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализацию в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду; управление деятельностью по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.

^ Групповая Динамика Одно из направлений социальной психологии в изучении малых групп; в настоящее время под групповой динамикой понимают систему методических принципов, правил и приемов, направленных на повышение эффективности внутригруппового взаимодействия при решении конкретной задачи или достижения поставленной цели.

^ ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Целенаправленная, систематическая деятельность педагога по воспитанию у учащихся долга, ответственности, любви к своей Отчизне, гордости за нее, готовности служить ее процветанию, защищать ее свободу и независимость.

^ Государственная аккредитация образовательных учреждений 1. Процедура признания государственного статуса образовательного учреждения на соответствие его деятельности государственным требованиям к данному типу и виду учебного заведения. Стоимость процедуры определяется государственными органами управления образованием. Все затраты по процедуре оплачиваются самим образовательным учреждением. Оценка уставной деятельности образ, учреждения осуществляется по следующим критериям: соответствие лицензии; соответствие реализуемых программ государственным требованиям; состояние учебно-методического и информационно-технического обеспечения образовательного процесса; осуществление контроля знаний; наличие условий для практических занятий; комплектование научно-педагогическими и руководящими кадрами; состояние и перспективы развития материальной базы: актуальность и новизна программ. 2. Документ, устанавливающий государственные общие требования к различным уровням отечественной системы образования

^ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Система принципов, форм и методов, обеспечивающих первоочередное освоение знаний и умений, необходимых для эффективной и приносящей удовлетворение деятельности в различных областях практической жизни.

Дидактика - (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению), Теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержание образования.

^ Закономерности межличностных отношений Объективно существующие, существенные связи явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающих значительный отпечаток на его характер. Выделяют: закономерность неопределенности отклика; закономерность неадекватности; закономерность искажения смысла информации; закономерность психологической самозащиты.

^ Качества знаний Выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в различных видах деятельности. Понятие качества знаний предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методологические, оценочные знания) с элементами содержания образования и тем самым с уровнями усвоения.

^ Коллектив ученический Объединение учащихся, сплоченных единой целью, общественно полезной деятельностью, дружбой и способных к самоуправлению и сотрудничеству с педагогом.

^ Конфликт Педагогический Столкновение интересов, тенденций, характерных для учебно-воспитательной сферы. Их можно конфликты можно разделить на три большие группы. В первой группе - мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба. Во второй группе - конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе. Третья группа педагогических конфликтов - конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников, Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания (1), реализация (2), затухания (3). Один из эффективных способов «блокировки» конфликта - переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно деятельную (уборка классной комнаты, уборка снега). Тогда отрицательная энергия будет потрачена и не вызовет конфликта.

Личность Ообщежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Метод 1.Путь познания теоретического или исследования практического. 2. Способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения действительности.

^ Метод обучения Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия.

^ Метод проектов Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

^ Объект То, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.

Парадигма (от греческого paradeigma - пример, образец) Система основных научных достижений (теории, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период.

^ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.

^ Педагогический процесс Целенаправленная, взаимосвязанная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на развитие личности.

Приемы обучения Составные части методов обучения (анализ, сравнение, оценка фактов, индукция и дедукция, синтез, систематизация,...)

Принцип 1. Основное исходное положение какой-либо теории. учения, науки, мировоззрения, политической организации. 2. Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

Самовоспитание Сознательная и целенаправленная деятельность человека по самосовершенствованию своей личности.

Система Объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующими им места.

^ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Основной элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные цели. В общем виде термин обозначает совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, которые необходимо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс. 2. Социальный опыт, накопленный обществом и передаваемый от старшего поколения младшему. состоит из следующих основных компонентов: знания о мире; опыт осуществления способов деятельности: опыт эмоционально-ценностного отношения. 3. Совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа или курс образовательного учреждения.

^ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Материальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся. Существует два подхода к определению понятия средства обучения. Согласно первому средство обучение выступает как часть метода обучения (И.Я. Лернер). Согласно второму, средство обучения является категорией, стоящей наряду с другими категориями дидактики, такими как цель, содержание и метод обучения (Т.С. Назарова, Е.С. Полат). Второй подход нам кажется более оправданным, поскольку как метод, так и средства являются инструментами деятельности, в нашем случае – деятельности по приобретению знаний. Поэтому средства обучения должны рассматриваться в рамках целостной системы, структуру которой предложил А.Н. Леонтьев: потребность – мотив – цель – условия, соотносимая с ними конкретная форма и инструменты деятельности – действие – операция – функциональный блок.

Субъект (от лат. subyectum - подлежащее) - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Форма Устройство, структура, внешнее выражение чего-нибудь, связанные с определенным содержанием.

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ »


Кафедра педагогики и психологии


^ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов II курса

по специальности

050706 (031000) «Педагогика и психология»


Составитель: к.пед.н., доцент

Гизатуллина К.Х..


Стерлитамак 2008

^ Пояснительная записка


Причиной введения курса «Теория воспитания» является то, что воспитание является одним из главных путей успешной организованной социализации ребенка. Воспитание обеспечивает не только «выход в социум» (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной социализации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы. Подготовка будущего учителя к этой деятельности будет более эффективной, если на одном из этапов обучения будут проанализированы вопросы теории и методики воспитания детей в их современной интерпретации.

Изучение данного курса тесно связано с другими разделами общей педагогики, возрастной педагогикой, основами специальной и коррекционной педагогики, историей педагогики, психологией, антропологией, социальной педагогикой, этнопедагогикой и др. Для изучения дисциплины необходимы знания в области философии, психологии, медицины, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и др.

Программа составлена в соответствии Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования

Программа разработана основе типовой, рекомендованной УМО по специальностям педагогического образования и включает необходимый минимум дидактических единиц, предусмотренных ГОС ВПО (2005г.).

Целью настоящего курса является подготовка будущего учителя к выполнению профессиональных задач по воспитанию учащихся и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

1формировать систему педагогических знаний о целостном педагогическом процессе, построенном как субъект-субъектное взаимодействие воспитателей и воспитанников

2ознакомить студентов с основными понятиями, теориями и концепциями воспитания;

3формировать у студентов необходимых умений по проектированию, осуществлению, оцениванию и корректированию воспитательного процесса в образовательных учреждениях;

4закладывать основы формирования профессионального педагогического общения, педагогической техники и технологии;

5Воспитать потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании в воспитательной деятельности и в овладении его технологией и др;


^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения курса студент должен

знать:

уметь:

владеть навыками:




^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

124

2, 3

Аудиторные занятия







Лекции

78




Практические занятия (семинары)

12




Лабораторные работы

не предусмотрено




Самостоятельная работа

8




Курсовые работы/рефераты




2, 3

Вид итогового контроля




экзамен



^ I. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ


№ п/п

Тематический план

Лекции

Практи-ческие занятия

1

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

4

2

2

Базовые теории воспитания и развития личности.

4

4

3

Целеполагание в воспитании.

4

2

4.

Закономерности и принципы воспитания.

4

2

5.

Концепция гуманистического воспитания.

2

4

6.

Личность ребенка в воспитательном процессе.

4

4

7.

Методы и приемы воспитания.

4

4

8.

Средство воспитания как педагогическая категория. Общение как средство воспитания.

2

4

9.

Учение как средство воспитания.

2

4

10.

Роль игры в воспитании личности.

2

4

11.

Труд как средство воспитания.

2

4

12.

Формы воспитания.

2

4

13.

Особенности воспитательного процесса в различных институтах воспитания.

4

-

14.

Педагогическое взаимодействие в воспитании.

4

4

15.

Коллектив как объект и субъект воспитания.

4

4

16.

Приоритетные стратегии воспитания. Воспитание духовно и физически здоровой личности.

4

2

17.

Воспитание патриота и гуманиста.

4

4

18.

Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности.

4

4

19.

Воспитание творчески саморазвивающейся личности.

4

-

20.

Современные технологии воспитания.

4

4

21.

Функции и направления деятельности классного руководителя.

4

4

22.

Психолого – педагогические основы установления контактов с семьей школьника.

4

4

23.

Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения

2

-

24

Профессиональное искусство педагога.

4

4

25.

И Т О Г О

78ч.

76ч.


Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий (деловые игры, решение педагогических задач, самостоятельная подготовка студентами рефератов и докладов и т.д.) на историческом, филологическом факультетах и факультете башкирской филологии.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов с рекомендуемой литературой, выполнению индивидуальных заданий. Результативность овладения курсом характеризует подготовка, оформление и защита курсовой работы (8 семестр – факультет русской филологии, 9семестр - факультет башкирской филологии), работа над которой способствует развитию педагогического мышления, формированию у будущих учителей творческих профессиональных способностей и личностно-профессиональной позиции.


^ II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМ


2.1. Тематика лекций



vopros-22-vopros-1.html
vopros-24-ponyatie-otlichitelnie-cherti-i-klassifikaciya-cennih-bumag-grazhdanskoe-pravo-chast-pervaya-konspekt-lekcij.html
vopros-24-zasedanie-centralnoj-konkursnoj-komissii-oao-dalnevostochnaya-generiruyushaya-kompaniya.html
vopros-262-poryadok-razrabotki-i-utverzhdeniya-instrukcij-okazanie-pervoj-pomoshi-postradavshim-prineschastnih-sluchayah.html
vopros-28-ateisticheskij-ekzistencializm-zhp-sartra-vopros-predmet-filosofii-religii-filosofiya-religii.html
vopros-29-voprosi-k-kandidatskomu-ekzamenu-po-specialnosti-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-vse-eti-voprosi-smogla-bi-dat-otvet-kachestvenno-provedennaya-ocenka-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya.html
  • college.bystrickaya.ru/10-innovacionnie-tehnologii-ispolzuemie-v-prepodavanii-disciplini-vneshnetorgovi-transportnie-operacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rak-2206-2207-intellekt-intuiciya-mudrost.html
  • klass.bystrickaya.ru/anatolij-pavlovich-kondrashov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologiya-oblicovki-chetiryohgrannih-kolonn-fasadnoj-karmicheskoj-plitkoj-tehnologiya-okraski-sten.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-organi-o-nadelenii-statusom-gorodskogo-okruga-i-municipalnogo-rajona-municipalnih-obrazovanij-v-samarskoj-oblasti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1-metodicheskie-materiali-utverzhdeni-i-rekomendovani-k-izdaniyu-na-zasedanii-kafedri-ekonomicheskoj-teorii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lechebnoe-pitanie-dlya-bolnih-hronicheskoj-boleznyu-pochek-hbp.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-vneshnih-svyazej-publichnij-doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-proizvedeniya-shuberta-dlya-chetiryoh-ruk-konspekt-i-voprosi-k-zachyotu-sostavitel.html
  • tasks.bystrickaya.ru/155-znakomoe-lico-bernard-verber.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-k-primeneniyu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dejstvie-norm-o-dogovorah-vo-vremeni-chast-9.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-funkcionalnie-narusheniya-serdechno-sosudistoj-sistemi-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-somatopsihologiya-ulyanovsk.html
  • education.bystrickaya.ru/10-izgnannoe-plemya-majkl-badzhent-richard-lej-genri-linkoln-svyashennaya-krov-i-svyashennij-graal.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommentarii-k-materialu-v-n-druzhinin-intellekt-i-tvorcheskie-sposobnosti-kreativnost-testi-kettela-gilforda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshee-opisanie-dokumentov-i-srazu-zhe-voprosi-strannij-podbor-vrachej-stranica-8.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-detstva-v-proizvedeniyah-charlza-dikkensa.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-metodistam-proizvodstvennaya-praktika-yavlyaetsya-odnim-iz-vazhnejshih-etapov-professionalnoj-podgotovki.html
  • write.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-27-iyulya-2006-g.html
  • student.bystrickaya.ru/2-problema-proishozhdeniya-i-istoricheskoj-periodizacii-bilin-b-p-kirdan-russkij-folklor.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zhizn-i-deyatelnost-akademika-grigoriya-alekseevicha-razuvaeva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-funkcionalnoe-programmirovanie-specialnost.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/provedenie-laboratornih-rabot-po-teoreticheskim-osnovam-radioelektroniki-uchashimisya-starshih-klassov-v-kompyuternoj-sisteme-proektirovaniya-elektronnih-shem-electronics-work-bench-metodicheskoe-posobie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-kakovi-vidi-deyatelnosti-kontrolno-schetnih-organov-a-v-korovnikov-doktor-yuridicheskih-nauk-otvetstvennij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-metodi-poiskov-i-razvedki-mestorozhdenij-nefti-i-gaza.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mchs-budet-sotrudnichat-so-skolkovo-internet-resurs-stringerpressru-03082011.html
  • znanie.bystrickaya.ru/85-ne-v-sile-bog-no-v-pravde-zhit-bez-straha-iude.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-rossii-ia-regnum-selskie-bolnici-chuvashii-poluchili-rentgenapparati-na-225-mln-rublej-26102006-g.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-cel-celyu-disciplini-izbrannie-voprosi-v-kurse-elektrodinamiki-srednej-shkoli.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pri-nazhatii-knopki-sohranit-v-fajl-videlennaya-zapis-ili-gruppa-zapisej-budet-zapisana-v-fajl-pdf.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizaciya-kommercheskoj-deyatelnosti-i-puti-ee-sovershenstvovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-kniga-billa-gejtsa-ochen-ubeditelna-i-realistichna-on-obladaya-darom-predvideniya-zaglyadivaet-chutochku.html
  • control.bystrickaya.ru/drugie-socialno-psihologicheskie-faktori-sposobstvuyushie-addiktivnomu-povedeniyu-hrestomatiya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-treniya-nyutona-koefficienti-vyazkosti-vliyanie-davleniya-i-temperaturi-na-vyazkost-nenyutonovskie-zhidkosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.