Учебно-методический комплекс по современному русскому языку (в 3-х частях) - страница 4
.RU

Учебно-методический комплекс по современному русскому языку (в 3-х частях) - страница 4


План

  1. Понятие интонации. Акустические компоненты интонации: мелодика, интенсивность, длительность.

  2. Связь интонации с другими уровнями языка (с фонологией, синтаксисом и др.).

  3. Основные интонационные конструкции в русском языке (ИК).

  4. Тембровые и количественно-динамические средства интонации.

  5. Функции русской интонации: коммуникативная, выделительная, организующая, эмоциональная.


Задание: произведите анализ интонационной структуры текста (А.С. Пушкин «Евгений Онегин» глава I (фрагмент)).

Литература

  1. Учебники.

  2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1983.

  3. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. М., 1977.

  4. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.



^ Занятие № 10

Тема: Фонологический аспект фонетики. Понятие фонетики.

Цель: 1) усвоить понятие фонемы; 2) уметь отличать фонему от

звука и буквы.


План

  1. Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Сигнификативная и перцептивная функции фонемы.

  2. Чередование. Теория чередований. Позиционные (обусловленные и прикрепленные) фонетические чередования.

  3. Непозиционные чередования. Исторические чередования.

  4. Параллельные и перекрещивающиеся фонетические чередования. Нейтрализация фонем.

  5. Фонологические позиции (сигнификативно сильные и слабые и перцептивно сильные и слабые).

  6. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.



Литература

  1. Учебники.

  2. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

  3. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

  4. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

  5. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.

  6. Бодуэн де Куртенэ. Избранные работы по общему языкознанию: В 2 тт. Т.2. М., 1963.



^ Занятие № 11
Тема: Учение о фонеме.

Цель: 1) уметь определять фонему соответственно взглядам МФШ и

СПбФШ;

2) усвоить основные понятия фонологии.

План

  1. Доминанта, варианты, вариации фонемы. Понятие «аллофона».

  2. Слабая фонема и архифонема. Гиперфонема.

  3. Фонологические школы в МФШ и СПбФШ.

  4. Морфофонематический принцип (морфологический критерий в определении фонемы).

  5. Фонематическая транскрипция в разных фонологических школах.


Задание: произведите фонематический анализ по МФШ и СПбФШ слов: домовой, волевой, вокзал, сосна.

Литература

  1. Учебники.

  2. См. литературу к занятию № 10.

  3. Фонин Д.С. Еще раз о фонеме в русском языке // Русский язык в школе. 1994. № 6.

  4. Иванов В.В. Историческая фонология русского языка. М., 1968.

  5. Зиндер Л.В. Общая фонетика. М., 1979.



^ Занятия №№ 12,13

Тема: Фонологическая система современного русского языка.

Цель: 1) усвоить дифференциальные и интегральные признаки фонем; 2) определить функции фонем; 3) состав согласных и гласных фонем русского языка.

План

  1. Фонетическая и фонологическая системы. Синтагматическая и парадигматическая оси фонем.

  2. Чередования фонем. Позиционная мена фонем.

  3. Позиционные изменения звуков как аллофонов фонем.

  4. Позиционная мена и позиционные изменения согласных фонем и аллофонов фонем.

  5. Позиционная мена и позиционные изменения гласных фонем и аллофонов фонем.

  6. Особенности фонологической системы русского языка как языка консонантного типа.

  7. Система и состав согласных фонем современного русского языка.

  8. Система и состав гласных фонем современного русского языка.

  9. Синтагматика и парадигматика фонем русского языка.

  10. Ограничения в парадигматике гласных и согласных фонем, накладываемые синтагматикой.


Литература

  1. Учебники.

  2. См. «Список литературы» к занятию № 10, 11.



Занятие № 1


Тема: Орфоэпия.

Цель: 1) расширять вопрос о развитии русской орфоэпии; 2) усвоить современные орфоэпические нормы; 3) проследить тенденции развития современных произносительных норм.


План

  1. Понятие «орфоэпии» в широком (традиционном) и узком (точка зрения М.В. Панова) смысле.

  2. Значение орфоэпических норм. Орфоэпические варианты как отражение «младшей» и «старшей» норм.

Динамичность орфоэпических норм. Причины отступлений от литературного произношения.

  1. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка: вариантность произношения:

а) гласных звуков,

б) согласных звуков и их сочетаний,

в) звуков в некоторых грамматических формах,

г) звуков в заимствованных словах.

  1. Русское литературное произношение в его историческом развитии. Старомосковское и старопетербургское произношение.

  2. Тенденции развития современных произносительных норм.


Задание: выписать из орфоэпических словарей слова, допускающие вариантное произношение (не менее 10 слов).


Литература

  1. Учебники.

  2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972 (или М., 1984).

  3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Зиндер Л.Р. Стили произношения и типы произнесения // Вопросы языкознания. 1974. № 2.

  4. Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма. Л., 1978.

  5. Львов В.В. О работе по орфоэпии в вузе // русский язык в школе. 1990. № 5.

  6. Панов М.В. история русского литературного произношения XVIII-XX вв. М., 1990.

  7. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

  8. Пименова С.Н. Изучение фонетики по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой // Русский язык в школе. 1993. № 6.

  9. Орфоэпические словари, например:

  10. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцевой В.Н. Изд. 2-е. М., 1990 (М., 1998).



Занятие № 2

Тема: Графика.

Цель: усвоить: 1) понятия графики; 2) значения букв; 3) принципы русской графики (фонематический и слоговой); 4) пополнить знания об алфавитах.


План

  1. Понятие «графики». Графема и буквы.

  2. Графика и алфавиты (греческий, латиница, кириллица). Современный русский алфавит. История русской графики.

  3. Фонематический и слоговой (позиционный, буквосочетательный, силлабический) принципы русской графики. Отступления от слогового принципа.

  4. Значения букв русского алфавита.

  5. Обозначение на письме:

а) фонемы,

б) твердости и мягкости согласных.

  1. Гласные буквы после шипящих и ц.

  2. Графический анализ слова.



Литература

  1. Учебники.

  2. Глинкина А.А. От аза до ижицы. Оренбург, 2000.

  3. Григорьева Т.М. Кто упразднил ять и ижицу? // Русская речь. 1994.

№ 2.

  1. Зинднр Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.

  2. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. 2-е изд. М., 1976.

  3. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963.

  4. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

  5. Моисеев А.И. Буквы и звуки. О современном русском письме. Л., 1969.

  6. Савельева Л.В. Истоки и загадки нашей азбуки // Русская речь. 1994. № 5.

  7. Щерба Л.В. Теория русского письма.




volonterskij-otryad-kak-forma-stanovleniya-grazhdanskoj-otvetstvennosti-podrostkov.html
volosne-upavlnnya-volosnij-sud-po-burzhuaznim-reformam-60-h-rr-19-go-st-chast-2.html
volshebnaya-ekskursiya-po-biblioteke.html
volshebnaya-sila-namereniya-vsem-zabludivshimsya-priunivshim-strannikam-posvyashaetsya.html
volshebnaya-strana-podvodnoe-carstvo.html
volshebnica-zima-vneklassnoe-meropriyatie-utrennik-dlya-uchashihsya-3-klassa-specialnoj-korrekcionnoj-shkoli-viii-vida.html
  • spur.bystrickaya.ru/literaturovedenie-byulleten-novih-postuplenij-za-noyabr-dekabr-2007-goda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-subekti-administrativnogo-prava-bahrah-d-n-rossinskij-b-v-starilov-yu-n-bzo-administrativnoe.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-vneshnetorgovogo-kontrakta-chast-12.html
  • diploma.bystrickaya.ru/voprosi-sintaksicheskogo-analiza-i-punktuacionnogo-oformleniya-predlozhenij-vklyuchayushih-slovo-chtobi-i-sochetaniya-chto-bi.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-rekomendacij-po-ohrane-truda-stranica-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/postdoki-v-zarubezhnom-universitete-mezhdunarodnie-programmi-issledovanij-v-oblasti-gumanitarnih-nauk-oglavlenie.html
  • education.bystrickaya.ru/11-obekti-neobhodimie-dlya-osushestvleniya-polnomochij-organov-gosudarstvennoj-vlasti-respubliki-kareliya-obekti-sozdanie-kotorih-predusmotreno-programmami-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-kareliya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-po-kursu-cerkovnaya-arheologiya-perechen-voprosov-i-zadanij-dlya-samostoyatelnoj-raboti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vazhnoe-reshenie-vstuplenie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nusupbaeva-s-a-1-ibragimova-m-n-2-1.html
  • student.bystrickaya.ru/152-grafik-i-metodicheskie-ukazaniya-po-discipline-grazhdanskoe-pravoch2-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-dlya-studentov-dnevnogo-otdeleniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-programma-opitno-eksperimentalnoj-raboti-otchyot-o-zavershenii-raboti-oep-shkola-socializacii-lichnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompyuternoe-deloproizvodstvo-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-statej-transportnoj-tematiki-za-iii-kvartal-2009-goda.html
  • college.bystrickaya.ru/2-dogovor-ad-dv-17-05-hg-razrabotka-trubchatogo-dizel-molota-c-avtomatizirovannim-upravleniem-energiej-udara-i-zapuskom-iz-nizhnego-polozheniya-zakazchik-oao-strojmash-g-sterlitamak.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-postuplenie-uchashihsya-v-uchebnie-zavedeniya-1-obshaya-harakteristika-shkoli.html
  • lesson.bystrickaya.ru/opredelenie-potrebnosti-v-podemno-transportnom-oborudovanii-oborudovanii-dlya-razgruzki-i-peremesheniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/odin-iz-samih-populyarnih-romanov-znamenitogo-shotlandca-tragikomicheskaya-semejnaya-saga-polnaya-groteska-i-teploj-ironii-nachinayushayasya-vzrivom-i-okanchivayushayasya-v-stranica-15.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chislobog-esli-mi-lyubim-istoriyu-to-ona-ozhivaet-eta-kniga-navernyaka-utolit-zhazhdu-slavyanina-v-istoricheskoj-pravde.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-lizing.html
  • school.bystrickaya.ru/leksikograficheskaya-aktivnost-hhi-veka-sledovanie-lingvisticheskoj-mode-ili-vizov-novogo-vremeni.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uroka-tema-uroka-8-klass.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bankt-baalau-zhnndeg-esepterge-atisti-sinistari.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7posledstviya-dlya-biznesa-doroga-v-budushee.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-kursa-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-yuridicheskogo-fakulteta-finansovoe-pravo-uchebno-metodicheskij.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-proverka-operacij-s-denezhnimi-sredstvami-pri-provedenii-audita.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkij-konspekt-kursa-lekcij-po-kommercheskoj-logistike-probnoe-elektronnoe-ne-formatirovannoe-izdanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-i-kovalevskij-psihiatricheskie-eskizi-iz-istorii-tom-2-stranica-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-avtogidropodyomnika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-za-fevral-2011-ohrana-prirodi-ekologiya-2.html
  • education.bystrickaya.ru/4-issledovaniya-sredi-chitatelej-i-polzovatelej-yunosheskogo-vozrasta-tematika-metodika-osnovnie-rezultati-vivodi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovi-deloproizvodstva-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/izdatelstvo-akademii-nauk-soyuza-ssr-stranica-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-13-maya-subbota-voskresene-viezdnaya-chitatelskaya-konferenciya-po-tvorchestvu-bloka-v-g-kaluge-klub-pisatelej-litinstituta-13-05-2012-tvorcheskij-vecher-vipusknici-vlk-olgi-kuzmichyovoj-drobishevskoj.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-51-imeni-m-z-petrici-goroda-habarovska-za-2010-2011-uchebnij-god-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.