.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине Теоретические основы прогрессивных технологий (физика, химия и биотехнология) - страница 14


ЗАДАЧИ

101. Относительный удельный вес нефти 0,89. Определить плотность нефти в СИ. Ответ: =890 кг/м3 =90,6 кгсс2/м4.

102.Определить плотность воздуха при вакууме 440 мм.рт.ст. (58,6 кПа) и температуре

-400С. Атмосферное давление в данном случае принять равным 750 мм.рт.ст. (99,97 кПа). Ответ: 0,615 кг/м3.

103. Найти мольную массу и плотность водяного газа при t=900С и Рабс=1,2 кгс/см2. Состав водяного газа Н2=50%, СО=40%, N=5%, СО2=5% (по объему). Ответ: М=15,8; =0,616 кг/м3.

104. Определить плотность диоксида углерода при t=850С и Ризб=2 кгс/см2. Атмосферное давление 760 мм.рт.ст. Ответ: 4,43 кг/м3

105. Состав продуктов горения 1 кг коксового газа (в кг) СО2=1,45, N2=8,74, Н2О=1,92. Найти объемный состав продуктов горения. Ответ: 0,74 л, 6,94 л, 2,37 л.

106. Объем газа при 230С и давлении 103,3 кПа равен 250 л. Найти объем газа при

а) нормальных условиях, б) стандартных условиях. Ответ:235 л, 257 л.

107. Даны 480 л газа при 170С и 104 кПа. Приведите объем газа к нормальным условиям: 00С и 101,3 кПа. Ответ: 464 л.

108. Даны 600 м3 газа при 70С и 100 кПа. Вычислите объем газа при -130С и 80 кПа.

Ответ: 696 м3.

109. Какова масса 200 л хлора при 00С и 101,3 кПа? Ответ: 633,2 г.

110. Вычислите массу 1,8 л Н2S если объем газа измерен при 170С и 98,64 кПа.

Ответ: 2,51 г.

111. Какой объем при нормальных условиях займет 380 мл кислорода, измеренного при 210С и 104,5 кПа. Ответ: 363 мл.?

112. Сколько молей и молекул содержится в 1 м3 любого газа при нормальных условиях. Ответ: 2,691025молекул, 44,6 моль

113. Для определения содержания кислорода в воздухе 200 мл его смешали с 100 мл водорода (избыток) и смесь взорвали. После окончания реакции и конденсации паров воды объем газов составил 171 мл. Определите содержание кислорода в воздухе (% по объему). Ответ: 21,5%

114. Плотность газа по воздуху равна 22. Определить молярную массу газа.

Ответ:44 г/моль.

115. Найти плотность газа А по водороду и по воздуху А=N2, Cl2, CH4, O3, NH3, HCl, CO, CO2, He.

116. Какой объем ацетилена теоретически можно сжечь в 1 м3 воздуха? Какой объем СО2 получится при этом? Ответ: 84 л, 168 л.

117. Сколько молекул содержится в 1 мл газа при -230С и 2,53 кПа. Ответ: 7,31017.

118. Какой объем Н2S можно сжечь в 800 л воздуха? Определите объем SО2, который получится при этом. Ответ: 112 л.

119. Вычислите объем воздуха (21% О2, 101,3 кПа), теоретически необходимый для превращения 1 т кокса в генераторный газ. Вычислите объем получающейся смеси газов, ее процентный состав. Ответ: 4440 м3, 5380 м3, 34,7% СО.

120. Какой объем воздуха (21% О2) необходим для сжигания 42 л водорода. Ответ: 100 л.


^ Материальный баланс химических процессов.


Пример:

Сколько потребуется тонн 85% известняка СаСО3. если необходимо получить при его обжиге 1000 т негашеной извести СаО?

Решение:

Подсчитаем молекулярные массы:

М(СаСО3)=100

М(СаО)=56

М(СО2)=44

Следовательно, для получения 1000 т СаО необходимо взять

56 - 100

1000 – х т. 100% СаСО3 или

т 85% известняка.

121. Метаарсенит кальция получается растворением As2O3 (белого мышьяка) в известковом молоке. Вычислите расход извести и белого мышьяка As2O3, необходимых для получения 1 т готового продукта. Ответ: 0,22 и 0,78 т.

122. Сколько тонн нитрата аммония следует смешать с 1 т сульфата аммония для получения удобрения, содержащего 30% азота. Ответ: 1,76 т.

123. Сколько килограммов раствора аммиака с содержанием 20% NH3 получается при коксовании 1 т угля, содержащего 1% азота, если 20% последнего образует аммиак.

Ответ: 12,1 кг.

124. На тонну сульфата аммония практически расходуется 0,97 т 78%-ной серной кислоты и 0,27 т аммиака. Вычислите выход сульфата аммония по отношению а) к расходуемой кислоте, б) к расходуемому аммиаку. Ответ: 98% и 95,4%

125. Завод вырабатывает в сутки 120 т нитрата аммония. Какова ежесуточная потребность завода в аммиаке (в м3, при 00С и 101,3 кПа) и 60% азотной кислоте (в т)? Ответ: 33600 м3, 158 т.

126. Какой объем азота (00С и 101,3 кПа) и сколько килограммов карбида кальция необходимо для получения 1 т. технического цианамида кальция, содержащего 60% СаСN2? Ответ: 168 м3, 480 кг.

127. Состав стекла выражается формулой Na2OСаО6SiO2. Вычислите теоретический расход сырья – соды, известняка и кремнезема на 1 т стекла. Ответ: 222,209 кг, 753 кг.

128. Какой объем воздуха необходимо подать в известково-обжигательную печь, в которой загружена шихта, состоящая из 1 т СаСО3 и 120 кг угля? Каковы объем (00С и 101,3 кПа) и процентный состав газовой смеси, получающейся при обжиге этой массы?

Ответ: 10663, 1290 м3, 34,7% СО2, 65,3% N2.

129. При растворении 0,5 г известняка в соляной кислоте получено 75 мл СО2

(230С и 104 кПа). Вычислите процентное содержание СаСО3 в известняке. Ответ: 63,4%

130. Сколько килограммов ортоборной кислоты Н3ВО3 и какой объем 23% раствора Na2CO3 (=1,25) необходимо затратить для получения 1 т буры Na2В4О710Н2О. Ответ: 649 кг, 967 л.

131. Какое количество технического цинка, содержащего 96% Zn и 27,5%-ного раствора HCl, должно быть израсходовано для получения 1 т 45%-ного раствора хлорида цинка? Ответ: 225 кг и 876 кг.

132. Сколько килограммов гидрида кальция следует разложить водой, чтобы получить 1680 м3 водорода (00С им 101,3 кПа). Ответ: 1575 кг.

133. Какой объем СО2 (270С и 81 кПа) получится при нагревании 1,4 т NaНСО3? Сколько тонн кальцинированной соды получится при этом? Ответ: 256 м3, 0,883 т.

134. При промышленном получении медного купороса медный лом окисляется при нагревании кислородом воздуха и полученный оксид меди (II) растворяется в серной кислоте. Вычислите теоретический расход меди и 80%-ной Н2SO4 на 1 т СuSO45Н2О.

Ответ: 255 кг и 491 кг.

135. Какое количество железных стружек следует сплавить с 1 кг природного серного колчедана, содержащего 80% FeS2 для перевода последнего в сульфид железа. Ответ: 373 г.

136. Зола водорослей содержит в среднем 0,3% йода. Сколько тонн золы следует переработать для получения 12 кг йода? Ответ: 4 т.

137. Солевая масса, полученная из вод Балтийского моря, содержит в среднем 84,7% NaCl и 9,7% MgCl2. Сколько тонн солевой массы следует подвергнуть переработке для получения 1 т хлора. Ответ: 1,7 т.

138. Морская вода содержит в среднем 3,5% различных солей, из которых около 80% приходится на долю NaCl. В каком количестве воды содержится 1 т NaCl? Ответ: 35,7 т.

139. Морская вода содержит в среднем 410-3% брома. Из какого количества морской воды можно получить 100 кг брома? Ответ: 2500 т.

140 Сколько килограммов плавикового шпата содержащего 97,5% СаF2 и сколько литров 98%-ной Н2SO4 (=1,84) потребуется для получения 1 кг НF? Ответ: 2 кг, 1,36 л.


Химический процесс. Термохимия и химическое равновесие.

Скорость химических реакций.


Технико-экономический уровень химического производства определяется совокупностью технико-экономических показателей, среди них особенно важны такие как выход готового продукта и степень превращения сырья, селективность и скорость химического процесса, протекающего в реакторе.

Под химическим процессом в реакторе понимают химическую реакцию и сопутствующие ей явления массо- и теплопереноса. В химическом реакторе можно условно выделить три зоны: зону подвода реагирующих веществ в зону химических реакций, зону химических реакций и зону отвода продуктов из зоны химических реакций.

В первой и третьей зонах реактора протекают физические процессы подвода и отвода веществ, подчиняющиеся общим законам массопередачи. Во второй зоне химического реактора протекает ряд химических реакций, каждая из которых характеризуется скоростью (кинетический фактор) и состоянием равновесия в системе (термодинамический фактор). Следовательно, для оценки протекающих в этой зоне явлений необходимо исследовать влияние различных факторов на скорость химической реакции и полноту протекания ее, т. е. состояние равновесия в системе.

Для необратимых гомогенных реакций:

аА+вВ=dD±H

cкорость химической реакции, описывается уравнением:

=k СаАСвВ, (10)

где k – константа скорости.

Следует иметь в виду, что общая скорость химического процесса в реакторе определяется скоростью наиболее медленной стадии его (в кинетической или диффузионной области), которая называется лимитирующей.

^ Выход готового продукта определяется как отношение массы полученного продукта к массе сырья, затраченного на его производство. Для одностадийного процесса, протекающего по схеме АВ выход равен (11)

Если в основе процесса лежит химическая реакция, описываемая конкретным уравнением, то для необратимых реакций выход определяется как отношение массы, полученной на практике mВ(пр) к массе, теоретически возможной по стехиометрическому уравнению mВ(теор).

(12)

Выход для обратимой реакции определяется как отношение практически полученной массы продукта к максимально возможной массе его, которая может быть получена в данных условиях производства.

^ Степенью превращения сырья называется отношение массы сырья, вступившего в химическое превращение за время , к исходной массе его (mао).

(13)

где ma - количество сырья, не вступившего в реакцию превращения за время .

Выход продукта и степень превращения выражаются в долях единицы или процентах.

Для оценки состояния равновесия в реакторе обычно используют равновесную степень превращения (равновесный выход продукта).

^ Степень превращения в равновесных условиях определяется из равновесного закона действующих масс.

Например, для реакции:

аА+bВ=сС+dD

согласно равновесному закону действующих масс имеем:

(14)

где Кс – константа равновесия, а [A], [B], [C], [D] – равновесные концентрации соответствующих веществ.

Знание равновесной степени превращения и ее зависимости от различных факторов химического процесса позволяет рассчитывать равновесный состав продуктов процесса, оценивать влияние различных условий на состояние равновесия системы в химическом реакторе, определять тепловой режим и другие параметры процесса.


Пример: Вычислите равновесные концентрации веществ и степень превращения в реакции СО+Н2О(г)=СО2+Н2 при 1023 К, если Кс=1, а исходные концентрации ССО=3 моль/л, Сн2о=3 моль/л.

Решение Так как концентрации продуктов реакции не указаны, то считаем, что они были равны нулю: Ссо2=0 и Сн2=0.

  1. Константа равновесия реакции (при Кс=1 и Т=1023К):



2. Принимаем, что концентрация вещества СО2 в ходе реакции увеличилась на х молей, соответственно [СО2]=0+х=х.

По уравнению реакции на столько же увеличилась концентрация водорода [Н2]=0+х=х и уменьшилась концентрация СО, т.е. [СО]=3-х и [Н2О]=3-х.

3. Подставим равновесные концентрации в уравнение закона действующих масс:



Отсюда 9-6х+х2=х2, т.е. х=1,5 моль/л

Соответственно [СО]=1,5 моль/л, [Н2]=1,5 моль/л, [Н2О]=3-х=1,5 моль/л, [СО]=3-х=1,5 моль/л.

Для определения степени превращения сырья необходимо сравнить начальное количество исходного вещества (СО или Н2О) с количеством СО, вступивших в реакцию, иными словами сравнить начальную и равновесную концентрации этих веществ. Используя уравнение (13), имеем или 50% - степень превращения.

Аналогично по уравнению (14) находим равновесную степень превращения:

т.е. 50%.


141. Исходя из тепловых эффектов реакций С+О2=СО2 Н=-393 кДж

СаСО3=СаО+СО2 Н=180 кДж

вычислите теоретическое количество угля, которое следует добавить к 1 т известняка для возмещения теплоты, затрачиваемой на его разложение. Ответ: 54,9 кг.

142. В системе N2+3Н2=2NН3 равновесие установилось при следующих концентрациях [Н2]=3 моль/л, [N2]=2 моль/л, [NН3]=4 моль/л. Определить константу равновесия и равновесную степень превращения сырья.

143. В системе N2+3Н2=2NН3 равновесие установилось при следующих концентрациях [Н2]=3 моль/л, [N2]=2 моль/л, [NН3]=4 моль/л. Определить степень превращения азота и водорода.

144. Определите константу равновесия реакции и равновесную степень превращения получения метанола из оксида углерода и водорода при 298 К. СО+2Н2=СН3ОН(ж). Ответ: Кс=105 М-3.

145. Один из вредных компонентов двигателя внутреннего сгорания – оксид углерода. Его можно нейтрализовать окислением СО+1/2О2=СО2. Если в системе установится равновесие, то какие внешние воздействия будут способствовать нейтрализации СО?

146. Углекислота Н2СО3 способствует химическому разрушению (коррозии) металла. Она может быть удалены из воды путем разложения по реакции Н2СО3(р)=СО2+Н2О(ж), (Н0). Если система находится в равновесии, то какие внешние воздействия будут способствовать разложению Н2СО3?

147. При сгорании топлива содержащего серу, образуется диоксид серы. Возможно ли самопроизвольное окисление диоксида серы до SO3 при стандартных условиях и при 298 К?. Ответ подтвердите расчетами.

148. Для процесса 2С(т)+О2(г)=2 СО Н0=-221 кДж, G0=-275 кДж. Благоприятствует ли энтропийный фактор самопроизвольному протеканию процесса? Ответ подтвердите расчетами.

149. Константа равновесия реакции С2Н4+Н2=С2Н6 при некоторой температуре равна 10 кПа-1. В каком направлении идет реакция при следующих парциальных давлениях веществ: этилен-1 кПа, водород-2 кПа, этан-3 кПа. Определить выход продукта реакции.

150. В каком направлении сместится равновесие системы N2+3Н2=2NН3 Н0=-192 кДж/моль, при понижении температуры? Как объяснить, что на практике синтез аммиака ведут при повышенной температуре (не ниже 400-5000С)?


Электрохимические процессы. Выход продукта, выход по току (к.п.д.)


151. Алюминий получают электролизом раствора глинозема в расплавленном криолите. Сколько алюминия получится при электролизе 1 т глинозема, содержащего 94,5% Аl2О3, и какова продолжительность электролиза при силе тока в 30000 А, если коэффициент использования тока составляет 95,5%. Ответ: 0,5 т, 52 ч.

152. Какое количество электричества (в Ач) потребуется для получения 1 т КОН при электролизе КСl, если к.п.д. тока составляет 0,955? Какие объемы водорода и хлора (при н.у.) выделяются при этом на электродах. Составьте электродные процессы. Ответ: 5105 Ач, 200 м3 Н2 и Сl2.

153. При электролизе хлорида натрия током 1050 А в течение суток выделилось 30,5 кг хлора. Вычислите коэффициент полезного действия тока (выход по току). Ответ 91,5%.

154. Фтор получают электролизом раствора КF в безводной плавиковой кислоте. Какова суточная производительность в м3 (при 00С и 101,3 кПа) электролитической ванны, работающей при нагрузке 1200 А с коэффициентом использования тока 96%? Ответ: 11,5 м3.

155. Какова продолжительность электролитического окисления 1 т 70%-го раствора NaClО3 в NaClО4, если сила тока 12000 А, а коэффициент использования тока 96%?

Ответ: 30,6 ч.

156. Окислительно-восстановительный потенциал системы ReO4-+8Н++4еRe3++4Н2О составляет 0,422 В. Можно ли получить хлор действием концентрированной НСl на КReO4? Ответ: нет.

157. Окислительно-восстановительные потенциалы систем

Со3++еСо2+; [Со(NH3)6]3++е[Со(NH3)6]2+ соответственно равны 1,842 и 0,1 В. В каком виде Со (III) более стабилен и в каком проявляет более сильные окислительные свойства?

158. При электролизе водного раствора хлорида натрия в течение 6 часов при силе тока 1000 А получено 70 л 10,6%-го раствора NaOH (=1,12). Вычислите к.п.д. тока (выход по току). Ответ: 92,8%.

159. Сколько минут следует пропускать ток силой 5 А чтобы получить 1,5 л гремучего газа (200С и 98,64 кПа)? Ответ 26 минут.

160. Рассчитайте равновесные концентрации и степени превращения в системе, содержащей кристаллический йод и ортомышьяковистую кислоту, начальная концентрация которой С=0,1 моль/л. Ответ: 96,9%.


Растворы. Равновесия в растворах. Способы выражения концентраций.


Содержание вещества в растворе, отнесенное к массе или объему растворителя, называют концентрацией раствора.

Рассмотрим наиболее употребляемые способы выражения концентрации раствора.

^ Массовая доля () – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора (выражают в долях или процентах).

%

^ Молярная концентрация С – отношение количества вещества  (моль), содержащегося в растворе, к объему этого раствора V, л.

, т.к.

,то



Нормальная концентрация () – это отношение количества вещества (в молях) эквивалента, содержащегося в растворе к объему этого раствора (в литрах).



где Э – эквивалент элемента.

На практике часто приходится встречаться с необходимостью приготовления растворов заданной концентрации. Подобного рода задачи легко решаются при помощи простого приема – диагональной схемы, называемой также “правилом креста”, способ применения которой рассматривается на примере.

Пример 1. Имеются два раствора КОН: 60%-ный и 10%-ный. Из этих растворов необходимо приготовить новый раствор, содержащий 45% едкого калия.

Решение: 100 г первого раствора содержит КОН в избытке против требуемого на

60-45=15 г. Второй раствор дает недостаток в КОН равный 45-10=35 г. Отсюда следует, что для приготовления 45%-ного раствора КОН имеющиеся растворы необходимо смешивать в отношении 35:15.

Расположив исходные и полученные данные по диагональной схеме так, как показано ниже



  1. 3

    5 вес.ч.

4

5

  1. 15 вес.ч.

заметим, что каждое число в правой части схемы представляет собой разность между числами, расположенными с ним на одной диагонали:


60-45=15;

45-10=35

(всегда из большего числа вычитают меньшее). Следовательно, для приготовления 45%-ного раствора КОН на 35 вес.ч. (г, кг и т.д.) 60%-ного раствора надо взять 15 вес.ч. (г, кг и т.д.) 10%-ного раствора.


Гетерогенные равновесия трудно растворимых электролитов (например, СаСО3) описываются константой равновесия, называемой произведением растворимости.

ПРсасо3=[Са2+][СО32-]=4,810-9

Зная ПР малорастворимой соли можно вычислить ее растворимость (имейте ввиду, что ПР характеризует насыщенный раствор).


Пример 2. Вычислить растворимость (в молях на литр и в граммах на литр) и молярные концентрации ионов в насыщенном растворе Ва3(РО4)2.

Решение: Ва3(РО4)23Ва2++2РО43-

ПР=[Ва2+]3[РО43-]2

Если S – растворимость Ва3(РО4)2 моль/л, то по уравнению реакции [Ва2+]=3S, [РО43-]=2S

ПР=[3S]3[2S]2=108S5=6,310-39.

Отсюда находим S.

моль/л.

Молекулярная масса Ва3(РО4)2=602 а.е.м. молярная масса=602 г/моль, следовательно S=602910-9=5,4210-6 г/л.

Концентрация ионов бария составляет - 910-93=2,710-8 моль/л, а ионов

РО43- - 910-92=1,810-8 моль/л.

161. Рассчитайте молярную концентрацию 0,9%-ного раствора хлорида натрия (=1 г/мл).

162. Мочевину массой 3 г растворили в 200 г воды. Вычислите моляльную концентрацию раствора.

163. Вычислите молярную долю хлорида натрия в системе, которая состоит из 0,2 моль NaCl и 8 моль Н2О.

164. Какая соль железа гидролизуется сильнее: FeCl2 или FeCl3 и почему?

165. Будет ли выпадать осадок сульфида цинка при смешении 0,2 л раствора сульфата цинка с концентрацией 0,02 моль/л и 0,6 л раствора сульфида натрия с концентрацией 0,008 моль/л ПР(ZnS)=1,110-21?

166. Сколько литров раствора серной кислоты с массовой долей Н2SO4 10% и плотностью 1,07 требуется для нейтрализации гидроксида натрия массой 16 кг?

167. При упаривании раствора хлорида натрия массой 500 г с массовой долей NaCl - 1% получен новый раствор массой 180 г. Какова массовая доля (в %) полученного раствора?

168. Вычислите рН растворов, в которых концентрации ионов ОН- (в моль/л) равны:

а) 6,510-6 б) 910-9 в) 1,410-3.

169. Из образца каустической соды, содержащего 12% посторонних примесей, необходимо приготовить 30%-ный раствор NaОН. В каком соотношении нужно брать каустическую соду и воду?

170. Сколько процентов едкого натра содержит 2н раствор с плотностью 1,08 г/см3?


^ Экология. Способы умягчения воды.


171. На титрование воды объемом 0,2 л, содержащей гидрокорбанат кальция была израсходована соляная кислота С(НСl)=0,001 моль/л объемом 0,08N. Определите временную жесткость воды. Ответ: 0,4 мг-экв/л.

172.Определите общую жесткость воды объемом 4 л, в которой содержится Са(НСО3)2 массой 220 мг и Mg(HCO3)2 массой 160 мг.

173. Определите жесткость воды, в 100 л которой содержится 20,4 г СаSO4.

174.Сколько граммов соды Na2СО3 надо прибавить к 500 л воды, чтобы устранить ее жесткость равную 5 мг-экв/л?

175. Катионитовым фильтром объемом 75 м3 умягчили 1,5 м3 воды с первоначальной жесткостью 10 мг-экв/л. Какова объемная емкость катионита?

176. В сточные воды, поступающие с целлюлозного комбината, попадает полиакриламид с концентрацией 2,5 г/л, применяемый для коагуляции примесей. Максимальный расход полиакриламида 600 см3/мин. Рассчитайте необходимое количество полиакриламида для коагуляции примесей в течение часа, а также стоимость его в течение суток, если цена полиакриламида – 20 руб за 1 кг. Ответ: 3,6 л/час; 2 руб. 16 коп.

177. Цистерна емкостью 60 т после слива мазута содержала остаток 0,5 т мазута. Сколько надо горячей воды для отмывки цистерны, если вода вливается слоем толщиной в 1 см2, а грамм мазута выносится 1 м3 воды? Ответ: 500000 м3

178. Сточные воды травильного цеха содержат серную кислоту в количестве 4,5 г/л. Сколько негашеной извести нужно для нейтрализации кислоты? Ответ: 2,5448 г/л.

179. Рассмотрите основные способы очистки сточных вод.

180. Дайте сравнительную характеристику аэрозолей и суспензий. Укажите основные направления их использования в народном хозяйстве и влияние на экологию среды.


^ ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ И ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

Студенты — заочники выполняют курсовую работу, тема которой определяется в соответствии с последней цифрой своего шифра.

Курсовая работа оформляется в виде отдельных листов формата А4, объемом не менее 20 печатных или рукописных листов.

Курсовая работа должна состоять из:


1. Ультразвуковая дефектоскопия пути:

а) физические основы акустики

Литература: 1, Трофимова Т.И. Курс физики. — М.: Высшая школа, 1985, 2000, гл. 19. 2. Детлаф А.А. Курс физики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000,ч.5.гл.35,36

б) ультразвуковая дефектоскопия

Литература: 1. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий. Справочник. /Под ред. проф. В.В. Клюева. В 2 т. — М.: Машиностроение, 1986. 2. Неразрушающий контроль. /Под ред. проф. В.В. Сухорукова. В 5 кн. — М.: Высшая школа, 1992. Кн. 2: Акустический кон­троль. 3. Алешин Н.П., Лупачев В.Г. Ультразвуковая дефектоскопия. Справочное пос. - Минск: Высшая школы, 1987. 4. Алешин Н.П., Щербинский В.Г. Радиационная ультразвуковая и магнитная дефектоскопия металлоизделий. — М.: Высшая школа, 1991. 5. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. — М.: Изд-во "Большая российская энциклопедия", 1995.

^ 2. Ультразвуковая дефектоскопия стальных конструкций:

а) физические основы акустики

1. Трофимова Т.И. Курс физики. — М.: Высшая школа, 1985, 2000, гл. 19.

2. Детлаф А.А. Курс физики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000,ч.5,гл.35,36

б) ультразвуковая дефектоскопия

1. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий. Справочник. /Под ред. проф. В.В. Клюева. В 2 т. -- М.: Машиностроение, 1976, 1986. 2. Неразрушаю­щий контроль. /Под ред. проф. В.В. Сухорукова. В 5 кн. — М.: Высшая школа, 1992. Кн. 2: Акустический контроль.

2.Алешин Н.П., Лупачев В.Г. Ультразвуковая дефектоскопия. Справочное пос. — Минск: Высшая школы, 1987.

3.Алешин ЯП., Щербинский В.Г. Радиационная ультразвуковая и магнитная дефектоскопия металлоизделий. — М.;Высшая школа, 1991. 5. Железнодорожный транспорт. Энцик
лопедия. - М.: Изд-во "Большая российская энциклопедия",1995.]

^ 3. Радиационные методы дефектоскопии:

а) распространение проникающих излучений

1. Трофимова Т.И. Курс физики. - М.: Высшая школа, 1985, 2000, гл. 32, 33,

2. Детлаф А.А. Курс физики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000, ч.5, гл.35,36


б) радиационная дефектоскопия

1. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий. Справочник. /Под ред. проф. В.В. Клюева, В 2 т. — М.: Машиностроение, 1986. 2. Неразрушающий контроль. /Под ред. проф. В.В, Сухорукова. В 5 кн. — М.: Высшая школа, 1992. Кк, 4: Контроль излучениями. 3. Гурвич A.M. Физические основы радиационного контро­ля и диагностики, Энергоатомиздат. 1989; 4. Алешин Н.П., Щербинский В.Г, Радиационная ультразвуковая и магнит­ная дефектоскопия металлоизделий. -- - М.: Высшая школа, 1991. 5. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. — М.: Изд-во "Большая российская энциклопедия", 1995.

^ 4.Поездная связь:

а) распространение радиоволн

1. Трофимова Т.И. Курс физики. — М.: Высшая школа, 1985, 2000, гл. 17, 20. 2. Детлаф А.А. Курс физики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000,ч.4, гл.32-34.

б) прием и передача сигналов

1. Робертсон Б. Современная физика а прикладных на­уках. —• Мир, 1985. 2. Железнодорожный транспорт. Энцик­лопедия. — М.: Изд-во "Большая российская энциклопедия", 1995. 3. Зражевский Г.Н. Поездная и станционная радиосвязь. -- М.: "Транспорт", 1978. 4. Рамлау П.Н. Радиосвязь на железнодорожном транспорте. — М.: Транспорт, 1980. 5. Сергеев И.С. Поездная радиосвязь. — М.: Транспорт, 1983. 6. Танцюра А.А. Радиостанция типа ЖР-ЗМ. - - М.: Транспорт, 1979.]

^ 5. Оптоволоконная связь;

а) геометрическая и волновая оптика

1. Трофимова Т.И. Курс физики, -- М.: Высшая школа. 1985, 2000, гл. 21. 2. Детлаф А.А. Курс физики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000, ч.4.гл.27-31.

б) прием и передача сигналов в оптическом волокне (в волоконных световодах)

1. В. Глазер. Световодная техника. — М.; Энергоатомиз-дат, 1985; 2. Гроднев И.И. Волоконно-оптические линии связи.— М.: Радио и связь, 1990, 3. Дональд Д.С. Волоконная оптика. - - М.: Лори, 1998. 4. Бутусов С,М,, Верник С.Л. и др. Волоконно-оптические системы передачи, — М,: Радио и связь, 1992. 5. Верник С.Л., Дикий В.Я., Иванов B.C. Оптические кабели связи, — М.: Радио и связь, 1988. 6. Гроднев И.И. и др. Оптические кабели,— М.: Энергоатомиздат, 1991. 7. Железнодорожный транспорт. Энциклопе­дия. - - М,: Изд-во "Большая российская энциклопедия", 1995. 8. Робертсон Б. Современная физика в прикладных науках. - - М.: Мир, 1990.

^ 6. Тепловизионный контроль температуры:

а) законы теплового излучения. Фотоэффект

1. Трофимова Т.И. Курс физики. — М.; Высшая школа, 1985, 2000, гл. 26. 2. Детлаф А.А. Курс физики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000, ч.6, гл.36-38.

б) принцип работы тепловизора

[Робертсон Б. Современная физика в прикладных науках. — Мир, 1985; 2. Железнодорожный транспорт. Эн­циклопедия. — М.: Изд-во ''Большая российская энциклопедия", 1995.]

^ 7. Применение лазеров в технике и технологии:

а) физические основы работы лазера

1.Трофимова Т.И. Курс физики. — М.: Высшая школа, 1985, 2000, гл. 29. 2. Детлаф А.А. Курс физики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000, ч.6, гл.39,40.

б) лазерные технологии

1. Робертсон Б. Современная физика в прикладных науках. - Мир, 1985. Журнал "PC Magazine"(pyсская версия) № 2 1991. 2. Журнал "Железные дороги мира" № 2, 2001. 3. Журнал "Вестник ВНИИЖТ". -- М.; 1998. 4. Л.В. Тарасов. Знакомьтесь — лазеры- — М.: Радио и связь, 1993.

5. Тарасов Л.В. Лазеры — действительность и надежды, — М.: Наука, 1985. 6. Реди Дж. Промышленное применение лазеров. — М.: Мир. 1991. 7, Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - - М.: Изд-во "Большая российская энциклопедия", 1995.]

^ 8. Полупроводники и их применение:

а) полупроводники

1.Трофимова Т.И. Курс физики. — М.: Высшая школа, 1985, 2000, гл. 31. 2. Детлаф А.А. Курс физики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000, ч.3, гл.16

б) применение полупроводников

1.Либерман Ф.Я. Электроника на железнодорожном транспорте. — М.: Транспорт, 1991. 2. Овечкин Ю.А. Полу­проводниковые приборы. М.; Высшая школа, 1991. 3. Федотов Я.А. Основы физики полупроводниковых приборов. -- М.: 1992. 4, Ступелъман В.Ш., Филаретов Г.А. Полупроводниковые приборы. - - М.; 1992. 5. Пасынков В.В. Полупроводниковые диоды. — М.; 1993. 6, Робертсон Б. Современная физика в прикладных науках- М.: Мир, 1985. 7, Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. — М.: Изд-во"Большая российская энциклопедия", 1995.]

^ 9. Высокоскоростные монорельсовые дороги:

а) магнитные поля

1. Трофимова Т.И. Курс физики. — М.: Высшая школа, 1985, 2000, гл. 14. 2 Детлаф А.А. Курс физики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2000, ч.3, гл. 22-26

б) физические принципы движения по монорельсовым орогам

1. Журнал "Железные дороги мира" № 2, 2001. 2. Журнал "Вестник ВНИИЖТ". — М.: 1998. 3, Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. -- М.: Изд-во "Большая российская энциклопедия", 1995. 4. Робертсон Б, Современная физика в прикладных науках. — М.: Мир, 1985.

^ 10. Шум и вибрация на транспорте:

а) физические основы акустики

1. Трофимова Т.И. Курс физики. -- М.: Высшая школа. 1985, 2000, гл. 19

б) принципы защиты от шума и вибрации

1. Вибрация в технике. /Под ред. К.В. Фролова) Справочник Т. 6. — М.: Машиностроение, 1981. 2. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий. Справочник. /Под ред. проф. В.В. Клюева. В 2 т. — М.: Машиностроение, 1986. 3. Неразрушающий контроль. /Под ред. проф. В.В. Сухорукова. В 5 кн. — М.; Высшая школа, 1992. Кн. 2: Акустический контроль. 4. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред С.В. Белова. — М.: Высшая школа, 2000. 5. Шум и вибрация на транспорте, -- М.: Транспорт, 1995. 6. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. — М.: Изд-во "'Большая российская энциклопедия", 1995.


vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-stranica-7.html
vkonce-sedmogo-dnya-predislovie-stranica-6.html
vkonferencii-planiruetsya-osvetit-sleduyushie-voprosi-izmeneniya-zakonodatelstva-v-sfere-ekspertizi-proektnoj-dokumentacii.html
vkonkurse-mogut-uchastvovat.html
vkonkurse-prinyali-uchastie-pedagogi-i-obrazovatelnie-uchrezhdeniya-iz-sleduyushih-territorij.html
vkonkursnoj-programme-prinyali-uchastie-255-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-i-351-uchashijsya-vsego-bolee-600-chelovek.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kyuhelbeker-vk-katalog-materialov-v-pomosh-uchebno-vospitatelnomu-processu.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-uroven-zhizni-punkti-13-stati-27-rassmotrenie-doklad.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-poshlin.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-mou-sosh-pos-zhilino-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tamozhennij-kontrol-i-oformlenie-otvetstvennosti-v-sfere-vneshnih-ekonomicheskih-otnoshenij.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-4-ch-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-geografii-6-9-klassi-avtori-a-i-alekseev-o-a-klimanova.html
  • education.bystrickaya.ru/2-predmet-dogovora-sroki-ispolneniya-obyazatelstv-poryadok-oplati-11.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14prochie-polozheniya-direkciya-po-upravleniyu-sportivnimi-sooruzheniyami.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-metodi-i-tehniki-ekzistencialnoj-psihoterapii-dlya-napravleniya-030300-68-psihologiya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-legkoj-aviaciej-uchastilis-tyazhelie-katastrofi-gazeta-kommersant-22082011.html
  • control.bystrickaya.ru/bergson-anri-izbrannoe-soznanie-i-zhiznanri-bergson-ran-in-t-filosofii-in-t-nauchnoj-informacii-po-obshestven-naukam-redkoll-l-v-skvorcov-predsed.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskazannie-poka-varilsya-kofe.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-obshaya-harakteristika-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-ostrovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-osobennosti-raspolozheniya-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-bespredmetnie-dejstviya-s-v-gippius-trening-razvitiyakreativnosti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-mikroprocessornie-informacionno-upravlyayushie-sistemi-i-ustrojstva-nazvanie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-teorii-organizacii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-3-razdel-priglashenie-k-uchastiyu-v-otkritom-konkurse-stranica-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-sovetskih-voennosluzhashih-pogibshih-v-finskom-plenu-v-1941-1944g-data-pechati-27-12-2008-12-29-00-pm-data-sozdaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klyuchi-k-oprosniku-roditelskih-ustanovok-i-reakcij-diagnosticheskaya-i-korrekcionnaya-rabota-psihologa-po-zashite.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskij-rinok-cennih-bumag-sbornik-zadach-i-uprazhnenij-za-1997-god.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glavred-05112010-uchenie-ekonomisti-prezentovali-v-glavrede-svoe-videnie-pensionnoj-reformi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/utverzhden-postanovleniem-rosstata-ot-20-11-2006-68-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-provedenii-i-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nasledie-siriusa-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/direktor-mu-cbs-g-fryazino-vasilenko-l-n-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-gruppa-vvedenie.html
  • report.bystrickaya.ru/ip-gordeev-mihail-viktorovich.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-uhod-1-kurs.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-snip-05-05-84.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-povestka-vosemnadcatogo-zasedaniya-gagarinskoj-rajonnoj-dumi.html
  • student.bystrickaya.ru/1-harakteristika-kompetentnostnogo-podhoda-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-obucheniya-specialistov-v-rossijskih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/igra-va-bank-krupnejshie-sotovie-operatori-rk-protiv-potrebitelya-3-rost-tarifa-elektrosetej-almati-na-41-s-proshlogo-na-sleduyushij-god-uzhe-predopredelen-chto-delat-6-nahimichili-vernite-dengi-13-iz-pervih-ruk-14.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-sociologii-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-disciplina-serdechno-sosudistaya-hirurgiya-napravlenie-podgotovki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priem-dokumentov-na-pervij-kurs-ochnogo-i-zaochnogo-otdeleniya-s-20-iyunya-po-25-iyulya-vkachestve-vstupitelnih-ispitanij-v-zabai-prinimayutsya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.