.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогика и психология высшей школы дисциплина входит в цикл днм. В


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»


Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики


Учебно-методический комплекс по дисциплине


ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ


Дисциплина входит в цикл ДНМ.В

профессионально-образовательной магистерской программы

«Физика конденсированного состояния вещества»

направление подготовки 010700(510400) Физика


Кемерово

2011


СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Декан физического факультета

Титов Ф.В._____________________

«_____»__________________ 20__г.

Проректор по учебно-организационной работе КемГУ

Семенкова Т.Н ________________

«_____»__________________ 20__г.

УМК обсужден и одобрен

Ученым советом физического факультета

Протокол №___ от «___»_________20__г.

Председатель ученого совета факультета,

декан физического факультета

Титов Ф.В.__________________

«_____»__________________ 20__г.

УМК обсужден и одобрен

Научно-методическим советом КемГУ

Протокол №___ от «___»_________20__г.

Председатель НМС, проректор по учебно-организационной работе КемГУ

Семенкова Т. Н.___________________

«_____»__________________ 20__г.




ОБСУЖДЕНО:

РАССМОТРЕНО:

Зав. кафедрой

Касаткина Н. Э._________________

«_____»__________________ 20__г.

Председатель методической комиссии

Золотарев М.Л. ________________

«_____»__________________ 20__г.

УМК обсужден и одобрен

На заседании кафедры

Протокол №___ от «___»_________20__г.

Зав. Межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики

Касаткина Н. Э ______________________

«_____»__________________ 20__г.

УМК обсужден и одобрен

Методической комиссией физического факультета

Протокол №___ от «___»_________20__г.


Оглавление



  1. Рабочая программа дисциплины

Пояснительная записка

Тематический план

Содержание программы

Вопросы для зачёта

Литература по курсу «Педагогика высшей школы»

  1. Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей

  2. Учебно-методические материалы для преподавателя

  3. Словарь терминов по курсу «Педагогика высшей школы»



УМК расположен на сайте Физического факультета КемГУ:

http://physic.kemsu.ru/viewpage.php?page_id=179

decan (логин)  decan123 (пароль)
^

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»


Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики


«Утверждаю» Декан физического факультета ______________________ «___» ___________ 200_ г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине


«ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»


программы «Физика конденсированного состояния вещества» направление 010700 (510400) ФИЗИКА




Практические занятия 18 час.

Самостоятельная работа 18 час.

Всего часов 36



Зачет




Составитель: канд. пед. наук, доцент Солодова Г. Г.


Кемерово 2009

Рабочая программа составлена на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специальностям для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ___ от «___» ________ 200__ г.

Зав. кафедрой _________________/^ Касаткина Н. Э./

(подпись, Ф.И.О.)


Одобрено методической комиссией

Протокол № ___ от «___» ________ 200 __ г.

Председатель___________________/Золотарев М.Л./

(подпись, Ф.И.О.)

Пояснительная записка


Подготовка к педагогической деятельности и проблема её совершенствования выступает значимым компонентом в профессиональном развитии личности. Предлагаемый курс направлен на знакомство слушателей с научными подходами в организации педагогического процесса, проблемами развития личности студентов, саморазвития и самовоспитания, факторами и условиями, возрастными и индивидуальными характеристиками, ведущими характеристиками и принципами педагогической деятельности.

Целью данной программы является подготовка преподавателя высшей школы к следующим видам педагогической деятельности:

- реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающим принятым образовательным стандартам высшего профессионального образования;

- разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки студентов и целей обучения;

- выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, возможностей использования собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;

- формированию профессионального мышления, воспитанию гражданственности, развитию системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию и демократизацию общества;

- проведению исследований частных и общих проблем в сфере преподавательской деятельности.

Задачи, реализуемые в процессе изучения курса, способствуют развитию таких важных характеристик педагогической позиции, как:

- представление о педагогической деятельности, её содержании и особенностях как о сложной профессиональной деятельности; о выполнении профессиональных обязанностей, которые требуют от педагога разнообразных знаний о человеке, обществе, процессе познания и т.п. – только на этой основе могут сформироваться умения разбираться во всех нюансах человеческих отношений, организовывать эти отношения, разрешать конфликты и противоречия, воспитывать, то есть помогать студенту раскрывать свою индивидуальность;

- умение проследить жизненный путь личности, увидеть обусловленность достигнутых ею ситуаций успеха и счастья личностными качествами;

- умение анализировать педагогические ситуации, выявлять противоречия в процессе развития личности; формулировать задачи развития личности и определять пути и средства их решения;

- умение оценивать педагогические воздействия (их содержание и формы), заранее продумывать, к каким результатам они могут привести (умение прогнозировать);

- умение анализировать и обосновывать свои суждения о целесообразности педагогических действий, используя знания о процессе развития личности в студенческом возрасте;

- умение осмысливать свои собственные действия при организации педагогического процесса, (насколько это будет возможным), не допускать импульсивности, стихийности и случайности в организации воспитательно-образовательного процессе (в рамках преподаваемого предмета)

Сферой профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы являются:

- высшие учебные заведения;

- техникумы, лицеи, гимназии, колледжи и другие образовательные учреждения;

- организации и предприятия, деятельность которых связана с различными

аспектами преподавания.

Преподаватель высшей школы должен знать:

- фундаментальные основы, основные достижения, современные проблемы и тенденции развития соответствующей предметной и научной области, её взаимосвязи с другими науками;

- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы процессов обучения и воспитания в высшей школе, психологические особенности юношеского возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;

- основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики высшей школы, современные подходы к моделированию педагогической деятельности.

Преподаватель высшей школы должен уметь:

- использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами;

- использовать при изложении предметного материала взаимосвязь научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;

- использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания студентов;

- создавать творческую атмосферу образовательного процесса.

Преподаватель высшей школы должен владеть:

- методами научных исследований в сфере основной научной подготовки, методами организации коллективной научно-исследовательской работы;

- основами научно-методической работы в высшей школе, навыками самостоятельной методической разработки профессионально-ориентированного материала (трансформация, структуирование и психологические грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование);

- основами учебно-методической работы в высшей школе, методами и приёмами составления задач, упражнений, тестов по разным темам, систематикой учебных и воспитательных задач;

- способами создания требовательно-доброжелательной обстановки образовательного процесса, разнообразными образовательными технологиями, методами и приёмами устного и письменного изложения предметного материала;

- методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей студентов;

- культурой жизненного и профессионального самоопределения, деловым профессионально-ориентированным языком.

Виды контроля знаний - зачёт по итогам лекционных занятий.

Критерии оценки знаний - результаты итоговой работы оцениваются как «зачтено» (или «не зачтено») на основании учёта следующих показателей:

- слушатель посетил все занятия по данному курсу;

- принимал участие в анализе дискуссионных вопросов;

- проявил умение высказывать собственную точку зрения, анализировать формы и методы учебной работы в соответствии и целями и задачами конкретного занятия;

- проявил заинтересованность в анализе перспектив развития вузовского образования, в обосновании изменений содержания учебного предмета с учётом задач профессионального развития личности будущего специалиста.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


__________________________________________________________________

Количество часов

№ Темы занятий -------------------------------------

Лекции ! Самост. работа

____________________________________________________________________


Раздел 1.

Психолого-педагогические основы процесса

развития личности


1. Проблема человека и процесс его развития 1 1

2. Сущность процессе развития личности 2 2

3. Особенности развития юношеского возраста.

Социальная ситуация развития личности

студента 4 4


Раздел 2.

Цель воспитательно-образовательного процесса в вузе


1. Цель как категория педагогическая 1 1

2. Характеристики личности студента и их

отражение в воспитательно-образовательном

процессе вуза 2 2

3. Целеполагание в деятельности педагога 2 2


Раздел 3.

Дидактика высшей школы


1. Сущность воспитательно-образовательного

процесса в вузе 2 2

2. Характеристика педагогической деятельности 2 2

3. Содержание вузовского образования.

Единство общего и профессионального образования

в современном вузе 4 4

4. Формы и методы обучения в вузе 6 6

5. Контроль и оценка знаний студентов 2 2

6. Процесс самообразования 2 2


Всего: 30 30

___________________________________________________________________


Содержание программы

Раздел 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

^ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Проблема человека и процесс его развития

Соотношение понятий «человек» - «личность» - «индивидуальность». Проблемы биологического и социального, общественного и индивидуального в человеке. Личность и общество. Личность и время. Развитие личности как процесс становления гражданина, профессионала, семьянина, мужчины и женщины, становление нравственного и эстетического начала.

Социальная и индивидуальная сущность понятия «личность». Философские и психологические концепции в изучении личности и их значение для педагогики: марксизм, бихевиоризм, фрейдизм, прагматизм, экзистенциализм, культурно-исторического развития личности (Л.С.Выготский), «Я – ребёнок – взрослый – родитель» (Э.Берн) и др.

Философские и педагогические аспекты проблемы свободы и дисциплинированности в развитии личности современного человека. «Свободная» личность и проблемы её формирования в воспитательно-образовательном процессе вуза.

Формирование «конкурентноспособной» личности как проблема современного общества. Нравственность и интеллигентность в современном обществе. «Вечные» ценности и социальные проблемы общества, их отражение в развитии, самовоспитании и воспитании личности.

Психолого-педагогические аспекты проблемы «Я» и возможности воспитательно-образовательного процесса вуза в процессе его развития.

Уровни развития личности: социальная зрелость и инфантильность. Жизненная позиция, индивидуальность, разносторонность (всесторонность) как показатели развития личности.

Ценности-цели в воспитательно-образовательном процессе вуза.

Сущность процесса развития личности

Формирование и развитие: особенности, движущие силы, направленность. Основные формы развития личности: рост, созревание, подражание, научение, самовоспитание, эмансипация, социализация, идентификация, индивидуализация и др., их отражение в воспитательно-образовательном процессе вуза.

Самовоспитание как высшая форма развития личности: сущность, содержание и формы. Саморегуляция и самостоятельность как показатели развития личности. Самопознание, самоосознание, самоопределение, саморефлексия, самоутверждение как основные компоненты становления личности, возможности их проявления и развития в воспитательно-образовательном процессе вуза.

Разносторонность и гармоничность как характеристики современного специалиста, возможности их развития в условиях вуза.


Особенности развития личности в юношеском возрасте.

Жизненный путь личности. Личностный и профессиональный рост. Значимость юношеского возраста в социальном и профессиональном развитии личности.

Социальная ситуация развития личности юношеского возраста. Ситуация перехода в новую возрастную группу.

Потребность в жизненном и профессиональном самоопределении как психическое новообразование возраста, условия его возникновения и формирования. Готовность к самоопределению: показатели её сформированности. Кризис выпускника школы: причины его проявления и условия разрешения. Проблемы юношеского возраста: максимализм, эгоцентризм, инфантилизм, идеализация и др., возможности их разрешения в воспитательно-образовательном процессе.

Социальная ситуация развития личности студента. Жизненное и профессиональное самоопределение как ведущие характеристики возраста. особенности профессионального самоопределения студентов в современных условиях. Этапы и показатели профессионального самоопределения студентов в условиях вуза. Показатели социальной зрелости студента. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса вуза в целях жизненного и профессионального самоопределения студентов.

Самопознание человеком возрастных этапов своего развития и самовоспитание как возможность целесообразной организации образа жизни и жизнедеятельности студента как будущего профессионала.

Раздел 2. ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

^ ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Цель как категория педагогическая

Соотношение понятий «цель развития» и «цель воспитания»: общее и особенное. Самовоспитание личности как целенаправленный процесс созидания свое личности.

Понятие о цели как идеале и о цели как модели развития личности. Роль идеала в процессе развития личности. Профессия как исторически фиксированная реальность и её отражение в целях образовательного процесса вуза.

Социальные стереотипы и юношеская субкультура, их влияние на формирование образа жизни будущего профессионала.

Характеристики личности студента и их отражение в

воспитательно-образовательном процессе вуза

Проблемы и ведущие тенденции развития общества, их отражение в содержании воспитательно-образовательного процесса вуза. Мировоззренческие, социальные, культурные, интеллектуальные ценности общества и их отражение в учебных планах и программах вузовской подготовки.

Жизненное и профессиональное самоопределение личности как ориентация на проблемы общества (группы) и требования будущей профессиональной деятельности. Профессионально-квалификационные характеристики в системе вузовской подготовки будущего специалиста. Профессиональные компетенции и профессиональная компетентность будущего специалиста. Необходимость самопознания студентом личностных характеристик и особенностей в соответствии с требованиями будущей профессии (места работы).

Теория разностороннего развития личности и её значение для формулирования содержания цели и задач воспитательно-образовательного процесса вуза. Задачи развития гражданского, нравственного, умственного, эстетического, физического и других сторон развития личности в условиях вуза. Структурно-системный подход в их понимании и их отражение в педагогической деятельности.

Единство общего и профессионального развития как принцип вузовской подготовки.

Целеполагание в деятельности педагога

Целеполагание как начальный этап педагогической деятельности. Отражение в цели развития и воспитания студентов профессионально- и личностно значимых характеристик. Цель как установка в деятельности педагога.

Логика педагогического процесса: «цель – средство – результат». Отражение целей развития личности студента в содержании, формах и методах воспитательно-образовательного процесса.

Проблемы реализации целей и задач воспитания и обучения в практической деятельности педагога.

^ Раздел 3. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Сущность воспитательно-образовательного процесса в вузе

Общее понятие о процессе обучения. Процесс обучения и процесс научного познания. Психологические и естественнонаучные основы познавательной деятельности. Этапы познавательной деятельности в процессе обучения. Этапы процесса обучения и их реализация в учебных ситуациях.

Развивающий и воспитывающий характер обучения в условиях вуза. Понятие о закономерностях, принципах и правилах процесса обучения.

Дидактические принципы процесса обучения в высшей школе: научности, систематичности, последовательности, связи теории с практикой, активности и самостоятельности студентов в процессе познания и др. Учёт индивидуальных особенностей студентов.

Исследовательский подход в познавательной деятельности студентов. Основы проблемного обучения в вузе. Алгоритмизация и программированное обучение в практике современной вузовской подготовки.

Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность как средство организации и осуществления педагогического процесса, характеристика его основных этапов: подготовки, осуществления педагогических воздействий и взаимодействий, анализа результатов.

Понятие «принцип» и «правило» в педагогической деятельности: классификация и общая характеристика.

Понятие о «педагогической системе». Учебно-методические комплексы (УМК) и их значение для организации воспитательно-образовательного процесса.

Ведущие тенденции в организации педагогического процесса и педагогической деятельности: авторитарный и свободный характер развития личности – цель, направленность, сущность и принципы.

Педагогическая позиция личности педагога: психолого-педагогические знания в обосновании взглядов и убеждений. Требования к личностным качествам вузовского преподавателя.

Проблема совершенствования педагогического процесса. Авторские программы. Авторские учебники и учебные пособия.

Содержание вузовского образования

Понятие о содержании образования. Виды образования: общее и профессиональное образование в подготовке современного специалиста. Системный подход к соде6ржанию образования.

Общественные, профессиональные и культурологические требования к содержанию образования. Научные требования к содержанию образования. Цели профессионального образования и их отражение в вузовской системе подготовки специалистов. Педагогические теории отбора содержания образования в деятельности преподавателя.

Знаниевый и культурологический подходы в содержании вузовской подготовки.

Учебный план. Учебная программа. Государственный стандарт в вузовском образовании. Критерии разработки учебной программы.

Качества знаний студента: полнота, глубина, оперативность, гибкость, свёрнутость, развёрнутость, системность, систематичность и др. Виды знаний и уровни их сформированности в процессе изучения учебных дисциплин.

Формы и методы обучения в вузе

Особенности организации познавательной деятельности в вузе: познание новых фактов, формирование понятий, познание закономерностей и систематизация знаний, переход от теории к практике, выполнение творческо-практических заданий и др.

Классификация организационных форм обучения в вузе. Индивидуальное и групповое обучение.

Лекция как ведущая форма вузовской подготовки. Виды и типы лекций. Проблемная лекция и современные требования к её организации. Диалог как основа вузовского процесса обучения. Современные формы лекционных занятий: лекция-дискуссия, лекция-провокация, лекция-пресс-конференция и др.

Лабораторно-практические занятия: основные формы и требования к их организации. Современные формы.

Классификация методов обучения в вузовской дидактике: наглядные, словесные и практические, особенности их применения в процессе преподавания.

«Нетрадиционные» методы обучения в вузе: «мозговой штурм», метод инверсии, метод эмпатии и др.

Понятие о педагогической технологии как системности в воспитательно-образовательном процессе вуза.

Контроль и оценка знаний студентов

Образовательное и воспитательное значение контроля и оценки знаний студентов. Специфические особенности организации контроля знаний студентов в условиях вуза. Критерии оценки знаний.

Зачёты и экзамены: особенности их проведения. Коллективные, групповые и индивидуальные формы проверки знаний, умений и навыков. Коллоквиум и формы его проведения.

Дидактические тесты и разработка тестового задания. Обработка результатов тестового задания. Средства технического контроля.

Процесс самообразования

Понятие о процессе самообразования. Формирование мотивации к самообразованию. Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности студентов. Роль преподавателя в развитии индивидуальных форм самостоятельной познавательной деятельности.

Формы самоконтроля.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЁТА


  1. Какую роль играет общее образование в профессиональной подготовке современного специалиста?

  2. Чем вызвана модернизация содержания образования в подготовке современных специалистов и как она осуществляется?

  3. Назовите особенности учебных планов и учебных программ в вузе?

  4. В каком соотношении находятся знания, умения и навыки?

  5. Что такое профессиональная компетентность специалиста? В чём её отличие от понятия «профессиональные компетенции»?

  6. Почему нельзя противопоставлять процессы преподавания и научение (учение)? Какую роль играет каждый из этих видов деятельности в современном процессе обучения студентов?

  7. В чём Вы видите сходство и различие научного и учебного познания?

  8. Каким образом проявляется соотношение между закономерностями, принципами и правилами обучения?

  9. В чём заключаются особенности исследовательского подхода в познавательной деятельности студентов?

  10. Приведите примеры проблемной постановки вопросов и создания проблемных ситуаций в учебной работе по Вашему предмету.

  11. Почему потребность в самообразовании рассматривается как высший уровень развития познавательных интересов у студентов?

  12. Какое значение имеет формирование у студентов системы приёмов умственной деятельности?

  13. Каковы достоинства и недостатки алгоритмизации и программирования в процессе познавательной деятельности студентов?

  14. От чего зависит выбор метода обучения?

  15. В чём Вы видите ценность и особенности применения наглядных методов обучения?

  16. Каковы достоинства и недостатки словесных методов обучения?

  17. В какой взаимосвязи находятся практические методы обучения со словесными и наглядными?

  18. Каковы дидак4тические требования подготовки к лекционным и практическим занятиям?

  19. Изложите основные педагогические требования к контролю успеваемости студентов.

  20. Дайте характеристику экзаменов и зачётов как методов проверки знаний студентов.

  21. Какие виды контроля применяются в высшей школе?



^ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

«ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»


Список основной литературы


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.

  2. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М., 1968.

  3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.

  4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань, 1988.

  5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.

  6. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей: Монография. – М.; Воронеж, 2000.

  7. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. – Минск, 1986.

  8. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989.

  9. Баранов С.А. Сущность процесса обучения. – М., 1981.

  10. Батракова С.Н. Педагогический процесс как явление культуры (методологические проблемы): Монография. – Ярославль, 2003.

  11. Батракова С.Н. Методологические основы педагогического процесса: Учебное пособие. – Ярославль, 2001.

  12. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. – Краснодар, 2001.

  13. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1996.

  14. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

  15. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов/Д., 1983.

  16. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М., 1998.

  17. Брушлинский В.А. Проблемы психологии субъекта. – М., 1994.

  18. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучения. – М., 1991.

  19. Валицкая Н.П. Современные стратегии образования: варианты выбора //Педагогика. – 1997. - № 2.

  20. Вербицкий В.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.

  21. Вузовская педагогика в информационном обществе. – М., 1998.

  22. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. – М., 1994.

  23. Володарская И.А., Митина А.М. Проблема целей обучения в современной педагогике. – М., 1989.

  24. Гавриленко В.А. Педагогическое мастерство в высшей школе //Вопросы организации учебно-воспитательной работы со студентами. Труды МВТУ. – 1976.

  25. Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен. – М.; Уфа, 2000.

  26. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. – М., 2002.

  27. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.

  28. Грановская В.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

  29. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга. – М., 2000.

  30. Гуманитарное знание: сущность и функции. Межвуз. Сб. /под ред. Г.А.Подкорытова. – СПб., 1991.

  31. Деловые игры в учебном процессе. – М., 1985.

  32. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М., 2001.

  33. Дьяченко М.И., Кандыбович А.А. Психология высшей школы. – Минск, 1978.

  34. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. – М., 1975.

  35. Загвязинский В.И. Теория обучения: современные интерпретации. – М., 2005.

  36. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1982.

  37. Запесоцкий А.С. Образование в условиях формирования культуры нового типа. – М., 2002.

  38. Захаров Ю.А., Касаткина Н.Э., Невзоров Б.П., Чурекова Т.М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного педагогического образования /отв. ред. Н.Э.Касаткина. – Кемерово, 1996.

  39. Ильин Г.Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. Тексты лекций. – М., 1992.

  40. Инновационное обучение: стратегия и практика /под ред. В.Я.Ляудиса. – М., 1994.

  41. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы. – М., 2005.

  42. Как построить своё «Я»? /под ред. В.П.Зинченко. – М., 1991.

  43. Климов Е.А Психология профессионального самоопределения. – М., 1996.

  44. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993.

  45. Клинберг Л. Проблемы теории обучения /пер. с немец. – М., 1984.

  46. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. – М., 1984.

  47. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

  48. Кригова Н.Б. Культурология образования. – М., 2000.

  49. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М., 2000.

  50. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория качества подготовки специалистов образования. – М., 2001.

  51. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. – Л., 1972.

  52. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990.

  53. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М., 1989.

  54. Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. – М., 1976.

  55. Карлинская Л.И., Никандров Н.Д. Обучение как специально организованный процесс. – М., 1987.

  56. Кульневич С.В. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. – Воронеж, 1997.

  57. Левина М.М. Технологии профессионально-педагогического образования. –М., 2005.

  58. Меретукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал. – Учебное пособие. – Майкоп, 1999.

  59. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.

  60. Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. – Кемерово, 1996.

  61. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

  62. Модульно-рейтинговая система. – Новосибирск, 1997.

  63. Мощевитина Л.Я. Профессиональное воспитание студентов в процессе обучения. – Кемерово, 1990.

  64. Наука в культуре /под ред. В.Н.Порус. – М., 1998.

  65. Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Монография. – М., 2002.

  66. Новые ценности образования: тезаурус. – М., 1995.

  67. Новые ценности образования: антропологический, деятельностный и культурологический подходы. – М., 2005.

  68. Образование в изменяющемся мире. Материалы IV научно-практ. конференции /под ред. С.В. Тарасова. – СП., 1998.

  69. Образование в поисках человеческих смыслов /под ред. Е.В.Бондаревской. – Ростов/Д., 1995.

  70. Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты /под ред. В.Н.Шубинского. – М., 1994.

  71. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 1996.

  72. Огнев А.С. Субъектно-генетический подход в обучении. Учебное пособие. – Воронеж, 1998.

  73. Оконь В. Введение в общую дидактику /пер. с польск. – М., 1990.

  74. Орлов А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества образования //Педагогика. – 2002. - № 10.

  75. Основы андрогогики /под ред. А.И.Колесниковой. – М., 2003.

  76. Основы педагогического мастерства /под ред. И.А.Зязюна. – Киев, 1987.

  77. Основы педагогики и психологии высшей школы /под ред. А.В.Петровского. – М., 1986.

  78. Петровский А.В. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы //Прогрессивные формы обучения. – Волгоград, 1978.

  79. Педагогика высшей школы. Учебное пособие /под ред. Н.Д.Никандрова. – Л., 1974.

  80. Педагогическое образование в XXI веке. – М., 1994.

  81. Перцева Е.В. Развивающий характер модели позиционного обучения //Современное педагогическое образование: личностно-ориентированный подход. – Красноярск, 2000.

  82. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении. – М., 1980.

  83. Пинский А.А. Образование свободы и несвобода в образовании. – М., 2001.

  84. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. – М., 2004.

  85. Практикум по педагогике и психологии высшей школы /под ред. А.К Ерофеева. – М., 1991.

  86. Проблема измерения и оценки качества психологической подготовки. – Тула, 1992.

  87. Практическая психология для преподавателя /под ред. М.К. Тутушкиной. – М., 1997.

  88. Пряжников Н.С. Методы активизации личностного и профессионального самоопределения. – М.; Воронеж, 2002.

  89. Платов В.Я. Деловые игры. – М., 1991.

  90. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания /пер. с англ. – М., 1993.

  91. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. – СПб., 2001.

  92. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М., 1985.

  93. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.

  94. Рувинский А.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.

  95. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  96. Семёнова Г.В. Толерантность в преподавании культурологии. – М., 2001.

  97. Сенько Ю.В. Гуманистические основы педагогического образования. – М., 2000.

  98. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. – Волгоград, 1994.

  99. Сигов И.И. Проблемы разработки конкретного содержания модели специалиста широкого профиля //Научно-методологические проблемы разработки конкретного содержания модели специалиста. – Л., 1974.

  100. Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. Учебное пособие. – М., 2004.

  101. Сластёнин В.А., Чижова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М., 2005.

  102. Современное педагогическое образование: личностно-ориентированный подход. – Красноярск, 2000.

  103. Современные тенденции развития образования в ведущих странах мира //Высшая школа: сравнительные исследования. Зарубежный опыт. – Вып. 1-2. – М., 1995.

  104. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. Учебное пособие. – М., 1995.

  105. Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. – М.; Белгород, 2000.

  106. Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практической психологии общения. – М., 1990.

  107. Спирин Л.Ф. Профессиограмма педагогическая. – М., 1997.

  108. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека. – М., 2000.

  109. Стёпин В.С. Теоретическое знание. Структура, история эволюции.- М., 2000.

  110. Строгалов А.С. Интеллектуальная деятельность, обучение, образование. – М., 2000.

  111. Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-акмеологический практикум /состав. А.А.Деркач, О.В.Москаленко, В.А.Пятин. – Астрахань, 2000.

  112. Трещев А.М. Профессионально-субъектная позиция учителя: Монография. – Астрахань, 2000.

  113. Фейгенберг И.М. Роль учебной лекции в подготовке к деятельности и приобретению знаний. – М., 1990.

  114. Философия гуманитарного образования. – М., 1993.

  115. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного «круглого стола» //Вопросы философии. – 1995. - № 11.

  116. Философия образования для XXI века. – М. 1992.

  117. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. – М., 2005.

  118. Формирование учебной деятельности студентов /под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1989.

  119. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

  120. Халпери Д. Психология критического мышления /пер. с англ. – СПб., 2000.

  121. Хёйгинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

  122. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М., 2003.

  123. Цукерман Г.А., Матросов Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

  124. Человек как субъект культуры /под ред. Э.В.Сайко. – М., 2002.

  125. Чистяков Н.Н. Проблемное обучение в системе формирования познавательной самостоятельной деятельности студентов //Проблемное обучение и методы организации познавательной деятельности в общей системе обучения в вузе. – Кемерово, 1989.

  126. Чернова Ю.К. Системное формирование педагогических функций человека. – Саратов, 2002.

  127. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М., 1993.

  128. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1985.

  129. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. – М., 1996.

  130. Шилина А.Н. Философские основы образования. – Воронеж, 1999.

  131. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. – М., 1993.

  132. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. – М., 2001.

  133. Эриксон Э. Личность: Юность и Кризис /пер. с англ. – СПб., 1996.

  134. Юдина Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагога //Человек. – 1998. – 3 4.

  135. Юсупов И.М. Профессиональное самосознание педагога //Советская педагогика. – 1989. - № 12.

  136. Ядов В.А. Личность в условиях модернизации //Человек. – 1991. - № 3.

Список дополнительной литературы

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982.

  2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики /пер. с польск. – М., 1986.

  3. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 1974.

  4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.

  5. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения?. – М., 1982.

  6. Лихачёв Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. – М., 1982.

  7. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Межвузовский сборник /под ред. Н.Н.Обозова. – Л., 1985.

  8. Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение преподавателей вузов при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Свердловск, 1994.

  9. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.

  10. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.; Воронеж, 1994.

  11. Шилина А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. – М., 1981.

  12. Ясаревская О.Н. Учебный текст как фактор стимуляции процессов профессионального самоопределения. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1992.

  13. Яшкова А.Н. Психологические условия развития субъектности специалиста в педагогическом вузе. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2003.

Сведения о переутверждении РП на текущий учебный год и регистрация изменений


№ измене-

ния

Учебный год

Содержание

изменений

Преподаватель – разработчик программы

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

^ Внесенные изменения утверждаю:

Декан факультета













Протокол №

“ “ 200 г.


“ “ 200 г.














Протокол №

“ “ 200 г.


“ “ 200 г.














Протокол №

“ “ 200 г.


“ “ 200 г.




^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ


__________________________________________________________________


Слушателям данной учебной дисциплины следует, прежде всего, иметь чёткие представления о роли педагогической науки при овладении педагогической деятельностью и повышении квалификации. Методологическое знание позволяет осмысливать значимость педагогических знаний для овладения педагогической практикой.

Педагогика высшей школы является профилирующей дисциплиной и занимает ведущее место в общей структуре учебного процесса. В процессе изучения педагогической науки слушатель овладевает знаниями о педагогической деятельности. Развитие конкретных педагогических умений и навыков происходит непосредственно в деятельности, когда слушатель занимает позицию педагога и оказывается в ситуациях необходимости решать конкретные педагогические задачи.

Теоретические знания, которыми овладевает слушатель, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать свою педагогическую позицию. Теоретическая подготовка предполагает знакомство с педагогическим опытом многих поколений педагогов-практиков, осмысление его целесообразности для решения задач развития личности студента как будущего профессионала. Поскольку смысл педагогической деятельности – содействовать (помогать) развитию личности, то без знаний философских, психологических и педагогических основ процесса развития становится невозможным понимание его проблем, противоречий и перспектив, становится невозможным грамотная организация педагогического процесса в различных типах учебных заведений и его совершенствование в изменяющихся социально-экономических условиях жизнедеятельности личности.

Одним из важных условий в процессе овладения педагогическими знаниями является необходимость их соотнесения с жизненным и профессиональным опытом преподавателя. Изучение научных основ педагогического процесса позволит сверить свои представления и убеждения с теми теориями и взглядами известных педагогов и психологов, которые сформировались у них в ходе их многолетней практической и научно-исследовательской деятельности.

Овладение педагогическими знаниями делает необходимым учёт специфики педагогического знания.

1. Педагогическая наука обобщает теоретический и практический опыт многих поколений, что значительно расширяет кругозор личности педагога и выступает важным условием для обоснования и принятия решений в конкретной педагогической ситуации. Изучение курса «Педагогика высшей школы» поможет включить свой житейский и личный профессиональный опыт и наблюдения в систему научных педагогических знаний, обогатив их теоретическими идеями и опытом экспериментальной работы педагогов-новаторов.

2. Педагогическое знание включает в себя знание многих наук о человеке, которые служат для неё обоснованием. Выводы и рекомендации, которые составляют смысл педагогического знания, базируются на результатах исследований других наук о человеке, а потому при отсутствии необходимого опыта и знаний, недостаточного уровня духовности и общеобразовательной подготовки многие педагогические идеи и теории могут оставаться непонятыми, что приводит к формированию упрощённых представлений о труде педагога. В нашем курсе слушатель найдёт ссылки на идеи и теории, которые изучались в курсах философии и психологии.

В связи с этим следует понять, что педагогика, как и любая наука, - это всегда творческий поиск ответа на вопросы, которые возникают в процессе развития, воспитания и обучения человека. Педагогическая наука – это результат теоретической и практической деятельности людей, это опыт достижений и ошибок, находок, заблуждений и разочарований. В нашем курсе мы считаем нужным познакомить слушателей с этим опытом, сориентировать в нём, научить его анализировать и оценивать, вызвать к нему интерес с тем, чтобы они могли обратиться к конкретной литературе и изучить этот опыт подробнее.

3. В педагогической деятельности первостепенную роль играет личность самого педагога, его педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство – это комплекс умений и навыков педагога по реализации в педагогическом процессе своих нравственных, научных, эстетических и др. знаний, убеждений, личностных качеств, необходимых для достижения задач развития личности студента. Педагогическое мастерство – это умение педагога реализовать потенциал своей личности в целях развития своих студентов. Конечно, реализовать этот потенциал, изучая только педагогику, невозможно, но познание сущности педагогического процесса, его требований, условий эффективности поможет понять, какие личностные качества педагога являются объективно-необходимыми, без которых педагогический процесс не может состояться и задачи профессионального развития личности будущего специалиста не смогут быть решены.

Планируя наш курс, мы попытались помочь слушателям увидеть себя в свете требований педагогического процесса, чтобы понять, каким надо быть, чтобы стать мастером своего дела; выработать индивидуальный стиль своей педагогической деятельности, ориентируясь на те условия, в которых их индивидуальность будет проявляться.

Мы видим значение нашего курса в целенаправленном созидании своей личности как педагога, формировании у себя оценочных суждений, взглядов, установок, позиции – всего того, что определяет профессиональное поведение специалиста. Изучение нашего курса должно помочь каждому слушателю сформулировать задачи профессионального самовоспитания, познать особенности своей личности в соответствии с требованиями педагогической деятельности с учётом новых социокультурных условий.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


________________________________________________________________


Преподавание курса «Педагогика высшей школы» предполагает создание определённых условий.

Данный курс должен рассматриваться как создание условий для анализа и оценки педагогического опыта каждого из присутствующих слушателей. Следует отметить, что усвоение педагогических знаний позволяет задуматься о личностных особенностях, соотнести свой опыт с характеристиками и требованиями педагогического процесса, вытекающими из его сущностных характеристик. В этом случае следует представить педагогическое знание как критерий в оценке и осмыслении педагогической деятельности, формировании мотивации на изменение, корректировку личности.

Теоретическая функция присуща каждому педагогу-практику в той мере, в какой у него развиты аналитические способности, сформирована педагогическая позиция. Именно данное положение должно быть осмыслено слушателями в целях снятия противоречия в восприятии педагогической науки как две не взаимосвязанные формы – педагогическая наука и педагогическая практика.

Следует особо выделить особенности педагогического знания, представленного в категориях «должного» и «сущего». Педагогическое знание, представленное в категории «должного», выявляет сущностные характеристики педагогических процессов и явлений, обосновывает педагогический идеал, показывает необходимость движения педагогической реальности к значимым формам. Педагогическое знание, представленное в категории «сущего», представляет педагогическую реальность, акцентируя внимание на проблемах и противоречиях. Исследуется проблема педагогической деятельности как поиска условий, адекватных для реализации сущностных характеристик в процессе развития личности студента как будущего профессионала.

Процесс преподавания курса может быть эффективным в плане повышения квалификации и овладения педагогической деятельностью, если преподаватель учитывает особенности слушателей. Так, на лекционно-практических занятиях присутствуют слушатели разных категорий:

во-первых, педагоги со стажем и молодые (начинающие) преподаватели;

во-вторых, педагоги из разных типов учебных заведений – вузовское, начальное и среднее профессиональное образование;

в-третьих, учителя из общеобразовательных школ.

Каждая категория слушателей требует конкретизации задач.

1. Для слушателей, чей педагогический опыт уже сложился, возникает проблема осмысления его целесообразности с точки зрения современной социокультурной ситуации; возникает необходимость переосмысления собственного опыта, снятия социокультурных стереотипов, выявление «сильных» и «слабых» сторон.

2. Для молодых слушателей, чей педагогический опыт ещё складывается, важно осмыслить именно те вопросы, в которых отражаются сущностные характеристики педагогической деятельности. Восприятие информации следует направить не на копирование чужого опыта, а на осмысление особенностей своей личности, выработку собственного стиля педагогической деятельности. Для этой категории становится важным переосмысление студенческого опыта, его «преломление» при формировании педагогической позиции.

3. Для учителей общеобразовательных школ знание основ педагогики высшей школы оказалось востребованным при переходе на профильное обучение, а потому вопросы общего и профессионального развития могут быть полезны в плане подготовки старшеклассников к поступлению в профессиональные учебные заведения.


^ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


ПО КУРСУ


«ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»


АКСЕЛИРАНТЫ:

Раносозревающие юноши и девушки, имеющие ярко выраженные черты, характерные для своего возраста, опережающие нормы физического и психического развития. Подростки и юноши, у которых проявляются высокие темпы физического и психического развития.

^ ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ:

«Проявляется как избирательное отношение личности к воздействиям среды в зависимости от опыта, ценностных ориентаций, мотивов и т.п.» (Л.С.Выготский).

^ ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ:

«Новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Л.С.Выготский).

ВОСПИТАНИЕ:

«Процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу» (Г.И.Щукина).

«Это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимого для обеспечения дальнейшего развития общества» (Т.А.Ильина).

«Специальное развитие, культивирование способностей» (Гегель).

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Человек, призванный или обязанный передавать опыт поколений.

ВОСПИТАННИК:

Человек, принимающий и усваивающий опыт предшествующих поколений.

ВОСПИТАННЫЙ:

Человек, успешно освоивший опыт.

ВОСПИТАННОСТЬ:

Качество личности, отражающее высокую степень усвоения опыта поколений.

ВОСПИТУЕМОСТЬ:

Предрасположенность человека к восприятию и усвоению опыта.

^ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:

Влияние, направленное на развитие.

«Процесс, в соответствии с целями и задачами.., совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности» (Г.И.Щукина).

^ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ:

«Это состояние процесса воспитания в какие-то моменты педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемых в определённых отрезках времени в конкретных объективных и субъективных условиях. Она является фазой в ходе процесса воспитания и выполняет в нём специфическую функцию» (В.С.Безрукова).

^ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

«Разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания. образования, обучения (В.А.Сластёнин).

^ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА:

Это единство системы дидактической и системы воспитательной работы, которая включает: «комплекс воспитательных целей; общность людей, их реализующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности;; а также ту часть окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей» (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).

^ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Деятельность воспитателя по организации и реализации целей воспитательного процесса; осуществляется во взаимодействиями воспитателя с воспитанниками (складываются воспитательные отношения) в целях их развития и формирования; проявляется в создании воспитательных ситуаций, выступает как элемент воспитательной системы.


^ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ:

Проявляется как «смена центральной и побочной линий развития при переходе от одного возраста к другому» (Л.С.Выготский).

ИДЕНТИФИКАЦИЯ:

(от лат. «отождествление») «в социальной психологии отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом своей тождественности (похожести) с этим человеком. В ходе идентификации приобретаются или усваиваются ценности, нормы, идеалы, роли и нравственные качества другого лица» (Психологический словарь, 1983).


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ:

Форма развития как проявление и совершенствования в процессе развития личности её индивидуально-типологических свойств и характеристик.


ИНФАНТИЛИЗМ:

«Сохранение у взрослого физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность, подчинённость» (Психологический словарь, 1983).


^ КОНЦЕПЦИЯ (от лат. Concetio - понимание):

«Определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности» (Энциклопедический словарь, 1982).


^ КРИЗ В РАЗВИТИИ:

Форма протекания переломного периода в жизни ребёнка. Естественный переход на новую ступень в развитии, не сопровождается конфликтами и особыми трудностями; проявляется как адаптация личности к новым условиям её жизнедеятельности (Л.С.Выготский).


^ КРИЗИС РАЗВИТИЯ ВОЗРАСТНОЙ:

«Своеобразный переломный пункт в развитии личности. Фаза интенсивных перестроек… Проявляется как дисгармония в развитии и взаимосвязи отдельных функций» (Л.С.Выготский).


ЛЕКЦИЯ:

«Цельное, логически стройное и дидактически обоснованное взаимодействие двух видов деятельности – обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов в структуре целостного учебного процесса вуза» (С.И.Архангельский).


^ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ:

«Личность ребёнка изменяется как целое в своём внутреннем строении и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части… определяет перестройку всей личности ребёнка на этой основе» (Л.С.Выготский).


^ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ПОБОЧНАЯ:

«Все другие частные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, существуют в структуре целостных изменений, но могут вызревать на предыдущем этапе возрастного развития с тем, чтобы на последующем этапе стать центральной линией развития» (Л.С.Выготский).

^ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ:

Это действия воспитателей и воспитанников, посредством которых передаётся и принимается содержание воспитательно-образовательного процесса, на основании чего становится возможным личностное развитие ребёнка.


^ НАУЧЕНИЕ (УЧЕНИЕ):

«Приобретение личностью знаний, умений, навыков, формирование собственной позиции в познании окружающего мира».


ОБРАЗОВАНИЕ:

«Образовывать – улучшать духовно, просвещать (В.И.Даль).

«Образование в обширном смысле… составляет совокупность всех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения» (Л.Н.Толстой).

«Это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития всех творческих сил и способностей… Образование человека – это результат не только обучения, но и самообразования, и воздействия средств массовой информации» (Т.А.Ильина).


^ ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ:

«Это процесс и результат овладения основами наук, необходимыми для формирования научного мировоззрения и важнейших качеств человека, подготовки его к участию в общественной и профессиональной деятельности, к получению профессионального образования» (М.Н.Скаткин).


^ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ:

«Это процесс и результат овладения основами наук, развитие тех сторон и качеств личности, которые дают возможность успешно заниматься определённым видом труда» (С.Я.Батышев).


^ ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК:

Человек как носитель определённого уровня образованности, достаточный для того, чтобы максимально реализовать себя в познании и профессиональной деятельности, в общении с другими людьми, выполнении свои социальных обязанностей. Образованный человек – «человек, в котором доминирует образ человеческий» (А.в.Луначарский).


ОБУЧЕНИЕ:

«Это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся» (Ю.К.Бабанский).

«Упорядоченный во времени ход событий, включающий действия учителей и учащихся, направленные соответствующими целями и содержанием, а также учитывающий такие условия и средства обучения, которые служат проявлению требуемых изменений учащихся» (В.Оконь).

«Процесс непосредственной передачи и приёма опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся» (В.С.Безрукова).


^ ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ:

«Такой вид обучения, при котором преподавателем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой студенты усваивают новые знания, умения, развивают исследовательские общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения» (П.И.Пидкасистый).

^ ПОВЕДЕНИЕ ДИВИАНТНОЕ:

Поведение, отклоняющееся от общепринятых форм психического здоровья или отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого поведения и проявляющееся в различных формах социальной патологии – алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество. Выделяется деликвентное поведение – правонарушения, не влекущее за собой уголовной ответственности, и криминальное поведение – поведение, наказуемое в судебном порядке.


^ ПОВЕДЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ:

Поведение, для которого характерны действия, направленные на лишение себя жизни.


ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ:

Основные идеи, следования которым помогает наилучшим образом достигать поставленные цели.


РАЗВИТИЕ:

«Необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состав и структура» (Энциклопедический словарь, 1985).

«Наличие качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и всякий раз требуют особой меры» (Л.С.Выготский)

«Это череда следующих друг за другом рождений» человека (М.Монтессори).

«Это процесс, имеющий определённые, от воли людей не зависящие, внутренние закономерности» (Ж.Пиаже),

«Развитие ребёнка – это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов… как процесс физического, умственного и нравственного созревания.., по существу, означает превращение ребёнка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества» (Т.А.Ильина).

«Развитие личности – это совокупность процессов качественного изменения психологической целостности человека, усовершенствование его функциональной готовности, формирование операционных систем и таких психологических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы» (Г.Н.Филонов).


^ РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНОЕ:

Те изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности относительно замкнутого периода жизни ребёнка; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований.


РЕТОРДАНТЫ:

Медленно созревающие юноши и девушки, для которых характерно сохранение черт детскости, признаки их «нового» возраста (например, при половом созревании) выражены не ярко или полностью отсутствуют.


САМОВОСПИТАНИЕ:

«Целенаправленная деятельность человека по саморазвитию своей личности».

Высшая форма саморазвития личности, когда оно становится ведущим фактором развития человека.


САМООПРЕДЕЛЕНИЕ:

«как процесс формирования индивидуального стиля жизни,.. как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы… разделения труда – с другой … Самоопределение есть одновременно и самоограничение…» (И.С.Кон).


^ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ:

«Самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации» (Е.А.Климов).


^ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ и ОБРАЗОВАНИЯ:

Это часть опыта поколений, которая передаётся детям для достижения поставленных целей (В.С.Безрукова).


СОЦИАЛИЗАЦИЯ:

«Процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве полноправного члена общества» (Энциклопедический словарь, 1985).

«Процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте» (А.В.Мудрик).

^ СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ:

Проявляется как готовность человека самостоятельно выполнять социальные роли и функции; как самостоятельность суждений, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; как проявление чувства ответственности и т.д.

^ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ:

«Своеобразное, специфически для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительность, прежде всего социальной… Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода» (Л.С.Выготский).

«Взаимодействие человека с… обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности» (Б.Г.Ананьев).


СПОСОБНОСТИ:

«индивидуально-типологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности… Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности» (Психологический словарь, 1983).


^ СРЕДСТВА воспитательно-образовательного процесса:

Это материализованные предметные способы передачи общественного опыта. К средствам воспитания и обучения можно отнести: книги, произведения искусства, природу, компьютер и т.п.


^ ФАКТОР РАЗВИТИЯ:

(от лат. «делающий», «производящий») – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты (Энциклопедический словарь, 1985).

^ ФОРМЫ воспитательно-образовательного процесса:

Это внешнее выражение согласованной деятельности воспитателя и воспитанника, осуществляемой в установленном порядке и определённом режиме (Ю.К.Бабанский).


^ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ:

Это те обстоятельства, которые создаются педагогом в целях благоприятного развития личности ребёнка (например, такими условиями могут быть новые учебные программы, новая структура урока, тип обучения и т.п.).


^ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ:

Начальный компонент воспитательно-образовательного процесса, в котором находит отражение его конечный результат. Формулировка цели придаёт воспитательному процессу смысл и направленность.


ЭМАНСИПАЦИЯ:

«Освобождение от зависимости, подчинённости, угнетения, предрассудков… предоставление равноправия» (Психологический словарь, 1983).

Форма развития, которая проявляется как приобретение личностью самостоятельности, автономности, что выступает одним из важнейших показателей уровня её развития.

vigiliya-vosmaya-ernst-teodor-amadej-gofman-zolotoj-gorshok-skazka-iz-novih-vremen.html
vigonka-sireni.html
vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka-stranica-25.html
vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka-stranica-54.html
vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka-stranica-64.html
vigrigorev-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-uchenih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-produktivnosti-i-kreativnosti-mishleniya-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-dialogicheskogo-stilya-pedagogicheskogo-vzaimodejstviya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-i-prokopcov-nauchnij-rukovoditel-mezhvuzovskogo-uchebno.html
  • nauka.bystrickaya.ru/variant-1-voprosi-k-ekzamenu-po-filosofii-filosofiya-kak-nauka-i-mirovozzrenie-predmet-funkcii-i-osnovnoj-vopros-filosofii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-mehanizma-koncessionnih-otnoshenij-v-infrastrukturnih-otraslyah-ekonomiki-rossii-08-00-01-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-kudin-chlen-kpss-kandidat-filosofskih-nauk-zhenskij-obraz-vechnie-voprosi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-n-chupis-otvetstvennij-ispolnitel-nachalnik-otdela-stranica-5.html
  • write.bystrickaya.ru/genrih-byoll-glazami-klouna-stranica-14.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sozdanie-internet-magazina.html
  • education.bystrickaya.ru/24-alen-de-benua.html
  • tasks.bystrickaya.ru/150811g-58-golosov-a-l-ul-lavochkina-dajdzhest-dlya-glavi-gorodskogo-okruga-po-kriticheskim-zamechaniyam.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-monitoring-okruzhayushej-sredi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teoriya-gei-zemli-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-izdanie-6-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe-rostov-nd-feniks-2003-576-s-seriya-visshaya-shkola-bbk-a5ya72-1-stranica-33.html
  • studies.bystrickaya.ru/45-vzaimodejstvie-s-pedagogicheskoj-obshestvennostyu-naseleniem-oblasti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchenik-5-klassa-lihosherst-maksim-2013-god.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-pismennih-ispitanij-v-pomosh-postupayushemu-v-moskovskij-gosudarstvennij-gumanitarnij-universitet-imeni-m-a-sholohova-2009-g.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-myasopererabativayushij-kombinat-padunskij-za-2009-god.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-ftd-6-russkie-narodnie-muzikalnie-instrumenti-dlya-specialnosti-071401-socialno-kulturnaya-deyatelnost.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstvo-energetiki-rf-19-iyunya-2003-g-stranica-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinaya-rossiya-virabativaet-sverdlovskogo-gubernatora-ekonomika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-karabashskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-24-fevralya-2012g-174-g-lipeck-ob-organizacii-raboti-po-realizacii-postanovleniya-administracii-lipeckoj-oblasti-ot-13-fevralya-2012-goda.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukreplenie-doveriya-obshestva-k-vlasti-zalog-uspeshnogo-razvitiya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-ukraini.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhtektura-hh-hh-stolt-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/istochnik-itar-tass-kuban-10052011-gosduma-prinyala-zakon-ob-usilenii-otvetstvennosti-za-narushenie-trebovanij-pozharnoj-bezopasnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/13-tehnologiya-razvitiya-navikov-i-umenij-chteniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kandidatskogo-ekzamena-po-kursu-i-storiya-i-filosofiya-nauki-filosofiya-estestvennih-nauk.html
  • institut.bystrickaya.ru/substantivnie-opredeleniya-v-povesti-paustovskogo-o-zhizni-chast-12.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/4-tipi-i-vidi-voprosov-socialnoe-planirovanie-socialnie-pokazateli-73-glava-chetvertaya-80-organizaciya-i-provedenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pushkin-i-masoni.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-mezhdunarodnaya-koreevedcheskaya-konferenciya-4-7-oktyabrya-2010-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kondensatori-capacitor.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologiya-vnimaniyapod-redakciej-yu-b-gippenrejter-sh-v-ya-romanova-m-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.