.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла опд. Ф. 03 «Базы данных» для студентов специальности


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Кафедра информатики и информационных технологий


Учебно-методический комплекс


по дисциплине цикла ОПД.Ф.03 «Базы данных»

для студентов специальности

– 080801.65 «Прикладная информатика в социально-культурной сфере»



Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальности 080801«Прикладная информатика в социально-культурной сфере» (от 14.03.2000 г.).


УМК обсужден и утвержден

на заседании кафедры ИИТ

02.09. 2010 г.

Протокол № 1


Зав. кафедрой ______________________________ / Гусева В.Е. /


Оглавление


1. Рабочая программа 4

1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта 4

1.2. Цели и задачи дисциплины 5

1.3. Распределение часов по семестрам 7

1.4. Организация учебного процесса 7

1.5.Тематический план дисциплины 8

1.5.1. Темы лекционных занятий 9

1.5.2. Темы практических занятий и СРС (1-й семестр) 11

1.5.3. Темы практических занятий и СРС (2-й семестр) 12

2. Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на занятиях 13

3. Примерные вопросы к экзамену 15

4. Рекомендуемая литература 18

5. Контрольная работа для студентов заочной формы обучения 19

6. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта 22

6.1. Требования к оформлению курсового проекта 23

6.2. Средства и виды обеспечения 23

6.3. Структура пояснительной записки 24

Приложения 26

Приложение 1 (Титульный лист проекта) 26

Приложение 2 (Титульный лист контрольной работы) 27



^ 1. Рабочая программа 1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта
для специальности 080801 «Прикладная информатика в социально-культурной сфере» требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки «Информатика-экономиста»


Индекс

Наименование дисциплин
и их основные дидактические единицы 

ОПД.00.

^ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ОПД.Ф.03
^ БАЗЫ ДАННЫХ
Базы данных (БД). Принципы построения. Жизненный цикл БД.

Типология БД. Документальные БД. Фактографические БД.

Гипертекстовые и мультимедийные БД. XML-серверы. Объектно-ориентированные БД. Распределенные БД. Коммерческие БД.

Организация процессов обработки данных в БД. Ограничения целостности. Технология оперативной обработки транзакции (ОLТР–технология). Информационные хранилища. ОLАР-технология.

Проблема создания и сжатия больших информационных массивов, информационных хранилищ и складов данных. Основы фракталов. Фрактальная математика. Фрактальные методы в архивации. Управление складами данных.



^ 1.2. Цели и задачи дисциплины
Целью курса «Базы данных» является изучение теоретических основ проектирования баз данных, компонентов банков данных, характеристик современных СУБД, современных технологий организации БД, приобретение навыков работы в среде конкретных СУБД.

Задачами курса дисциплины «Базы данных» является:

В результате изучения курса студенты должны:

В качестве базового программного обеспечения используется лицензионное программное обеспечение операционная система Windows 2000.(ХР), пакет Microsoft Office 2007, Microsoft SQL Server Express Edition 2009.

Курс рассчитан на 2 семестра.

^ 1.3. Распределение часов по семестрам



Семестр

Предмет

Объем учебной работы студентов (в час.)

Курсовая работа

Итоговая аттестация

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Всего

Из них

Лекций

Лабораторных работ

Практических занятий

Самостоятельная работа студента

1

Базы данных

108

54

36

0

18

54

-

Экзамен

2

Базы данных

108

54

36

0

18

54

+

Экзамен

КП

ИТОГО

216

108

72

0

36

108









^ 1.4. Организация учебного процесса
Основными видами занятий являются лекционные и практические занятия.

Практические занятия делятся на два типа:

1. Занятия, проводимые без использования компьютеров - семинары (раскрывающие основные понятия, определения, классификацию, описание и т.д.);

2. Занятия, проводимые с использованием компьютеров – практические и лабораторные работы.

Основными видами текущего контроля являются – отчеты по лабораторным работам и тестирование. Итоговый контроль – экзамен. По решению кафедры может проводиться в форме тестирования.

Для сдачи студентом экзамена (зачета) необходимо полное усвоение учебного материала в соответствии с учебной программой дисциплины.
^ 1.5.Тематический план дисциплины





Темы лекций и практических занятий

Все-го

^ Виды занятий

л

с. пр

СРС






Раздел 1. Введение в базы данных

    1. Введение.

    2. Основные понятия. Принципы построения.

    3. Жизненный цикл баз данных. Предметная область.

16

26

12


28



Раздел 2. Организация процессов обработки данных в базах данных.

    1. Ограничения целостности.

    2. Организация ввода данных в базу данных.

    3. Технология оперативной обработки транзакции.

    4. Информационные хранилища.

    5. OLAP- технология.

96

26

12

28



Раздел 3. Сжатие информации.

    1. Проблема создания и сжатия больших информационных массивов.

    2. Основы фракталов. Фрактальная математика.

    3. Фрактальные методы в архивации.

    4. Управление складами данных.

52

20

6

18



Подготовка и защита курсовой работы

20

0

6

34

Всего за учебный год

216

72

36

108
^ 1.5.1. Темы лекционных занятий

1 семестр



^ Раздел 1. Введение в базы данных

Ч

1

Тема 1: «Введение»

Вопрос 1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

Вопрос 2. Роль моделей и методов теории БД в процессах разработки, эксплуатации и развития БД.

6

2

Тема 2: «Основные понятия. Принципы построения»

Вопрос 1. Понятие информации и данных.

Вопрос 2. Классификация баз данных. Компоненты БД.

Вопрос 3. Документальные и фактографические БД.

Вопрос 4. Гипертекстовые и мультимедийные БД.

Вопрос 5. Объектно-ориентированные БД. Коммерческие БД. XML-серверы.

10

3


Тема 3: «Жизненный цикл баз данных. Предметная область»

Вопрос 1. Понятие жизненного цикла.

Вопрос 2. Этапы жизненного цикла БД.

Вопрос 3. Понятие предметной области базы данных.

Вопрос 4. Основные приемы построения моделей предметной области.

Вопрос 5. Модели проектирования базы данных.

10




^ Раздел 2. Организация процессов обработки данных в базах данных




4

Тема 4: «Ограничения целостности»

Вопрос 1. Понятие целостности. Классификация ограничений целостностей.

Вопрос 2. Причины вызывающие нарушение ограничений целостности.

Способы задания ограничений целостности в современных СУБД.

4

5

Тема 5: «Организация ввода данных в базу данных»

Вопрос1. Способы ввода данных в базу данных. Контроль вводимых данных.

Вопрос 2. Табличные языки запросов.

Вопрос 3. Язык SQL.

6

^ ИТОГО за 1-й семестр

36










2-й семестр

^ Раздел 2. Организация процессов обработки данных в базах данных.

1

Тема 6: «Технология оперативной обработки транзакции»

Вопрос 1. Поддержка транзакций. Управление параллельностью.

Вопрос 2. Восстановление базы данных.

Вопрос 3. Улучшение модели транзакций.

6

2

Тема 7: «Информационные хранилища»

Вопрос 1. Введение в хранилища данных.

Вопрос 2. Архитектура хранилищ данных.

Вопрос 3. Инструменты и технологии хранилищ данных.

6

3

Тема 8: «OLAP- технология»

Вопрос 1. Интерактивная аналитическая обработка данных.

Вопрос 2. Технология разработки данных.

4




Раздел 3. Сжатие информации.




4

Тема 9: «Проблема создания и сжатия больших информационных массивов»

Вопрос 1. Принцип сжатия информации и данных.

Вопрос 2. Характеристики алгоритмов сжатия и их применимость.

6

5

Тема 10: «Основы фракталов. Фрактальная математика»

Вопрос 1. Понятие фрактала. Классификация фракталов.


4

6

Тема 11: «Фрактальные методы в архивации»

Вопрос 1. Фрактальное сжатие.

6

7

Тема 12. «Управление складами данных»

Вопрос 1. Архитектура складов данных.

Вопрос 2. Принципы работы системы управления складом данных.

4

ИТОГО за 2-й семестр

36

ИТОГО за учебный год

72
^ 1.5.2. Темы практических занятий и СРС (1-й семестр)





Содержание практических занятий и СРС

пр

СРС

^ 1-й семестр



Тема 2: «Основные понятия. Принципы построения» Понятие информации и данных. Классификация баз данных. Компоненты БД. Документальные и фактографические БД. Гипертекстовые и мультимедийные БД. Объектно-ориентированные БД. Коммерческие БД. XML-серверы.

6

12



^ Тема 3: «Жизненный цикл баз данных. Предметная область» Понятие жизненного цикла. Этапы жизненного цикла БД. Понятие предметной области базы данных. Основные приемы построения моделей предметной области. Модели проектирования базы данных. Работа в Microsoft Visio 2010. Моделирование предметной области по индивидуальному аданию.

6

12



^ Тема 4: «Ограничения целостности» Понятие целостности. Классификация ограничений целостностей. Причины вызывающие нарушение ограничений целостности. Способы задания ограничений целостности в современных СУБД. Нормализация базы данных. Построение модели «сущность-связь».

4

20



^ Тема 5: «Организация ввода данных в базу данных» Способы ввода данных в базу данных. Контроль вводимых данных. Табличные языки запросов. Вопрос 3. Язык SQL. Создание SQL-запросов.

2

10

ИТОГО за 1-й семестр

18

54
^ 1.5.3. Темы практических занятий и СРС (2-й семестр)



Содержание практических занятий и СРС

пр

СРС

^ 2-й семестр



Тема 6: «Технология оперативной обработки транзакции» Поддержка транзакций. Управление параллельностью. Восстановление базы данных. Улучшение модели транзакций.

2

2



^ Тема 7: «Информационные хранилища» Введение в хранилища данных. Архитектура хранилищ данных. Инструменты и технологии хранилищ данных.

2

-



^ Тема 8: «OLAP- технология» Интерактивная аналитическая обработка данных. Технология разработки данных.

2

4



Тема 9: «Проблема создания и сжатия больших информационных массивов»

Принцип сжатия информации и данных. Характеристики алгоритмов сжатия и их применимость.

2

4



^ Тема 10: «Основы фракталов. Фрактальная математика»

Понятие фрактала. Классификация фракталов.


2

4



^ Тема 11: «Фрактальные методы в архивации»

Фрактальное сжатие.

-

2



^ Тема 12. «Управление складами данных»

Архитектура складов данных. Принципы работы системы управления складом данных.

2

4



Защита курсовой работы.

6

34

^ ИТОГО за 2-й семестр

18

54

ИТОГО за учебный год

36

108



^ 2. Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на занятиях
и форма отчета

  1. Понятие информации и данных.

  2. Понятия банка данных.

  3. Инфологическое моделирование.

  4. Сравнение методик ER-моделирования.

  5. ERWin. Виды сущностей и их создание.

  6. ERWin . Виды связей.

  7. ERWin. Особенности построения ER-модели.

  8. Базовая ER-модель. Виды сущностей.

  9. Базовая ER-модель. Виды связей.

  10. Основные понятия: отношение, ключ, вероятный ключ, внешний ключ.

  11. Особенности реляционных моделей

  12. Нормальные формы

  13. Нормализация отношений.

  14. Реляционная алгебра

  15. Алгоритм перехода от ER-модели к структуре реляционной базы данных

  16. CASE -средства проектирования БД

  17. Возможности совместной обработки таблиц в реляционных СУБД

  18. Возможности задания ограничений целостности в современных СУБД.

  19. Ограничения целостности. Понятие и классификация.

  20. Ограничения целостности связи. Понятие. Возможности реализации в современных СУБД.

  21. Задание ограничений целостности в ERWin

  22. Последовательные и списковые структуры.

  23. Двоичные деревья сортировки.

  24. Индексирование.

  25. Хеширование.

  26. Способы организации ввода данных в базу данных

  27. Классификация экранных форм

  28. Задание ограничений целостности в экранных формах

  29. Характеристика генератора экранных форм конкретной СУБД.

  30. Экранные формы для ввода и корректировки данных.

  31. Табличные языки запросов. Общая характеристика.

  32. Классификация запросов.

  33. Особенности обработки полей разных типов. Работа с вычисляемыми полями. Использование агрегирующих функций.

  34. Совместная обработка таблиц

  35. Реализация запросов со сложными условиями в табличных языках.

  36. Корректировка данных с помощью табличного языка.

  37. Язык SQL. Общая характеристика.

  38. Стандарты SQL.

  39. Общая структура команды Select языка SQL.

  40. Вложенные запросы в SQL.

  41. Корректировка данных в SQL.

  42. SQL. Создание объектов.

  43. SQL. Встроенный JOIN.

  44. SQL. Понятие курсора.

  45. SQL. Группировка данных. Использование обобщающих функций.

  46. SQL. Возможности совместной обработки таблиц.

  47. SQL. Упорядочение данных. Операция объединения.

  48. SQL. Возможности задания состава колонок, выводимых в ответ.

  49. SQL. Возможности задания условий отбора.

  50. SQL. Создание и использование представлений.

  51. SQL. Хранимые процедуры и тригерры.

  52. Разновидности и структура выходных документов

  53. Использование экранных форм для вывода данных

  54. Классификация распределенных банков данных.

  55. Особенности проектирования распределенных БД.

  56. Проблемы обеспечения целостности в распределенных БД.

  57. Сравнение централизованных и распределенных систем.

  58. Распределенные БД. Технология клиент - сервер.

  59. Распределенные базы данных. Технология тиражирования.

  60. Сетевые возможности современных СУБД.

  61. Распределенные гетерогенные банки данных.

  62. Проблемы, возникающие при параллельном доступе, и пути их решения.
^ 3. Примерные вопросы к экзамену


  1. Что называется данными?

  2. Что называется базами данных?

  3. Какие модели данных вы знаете?

  4. Дайте характеристику реляционных баз данных?

  5. Какими терминами пользуются специалисты реляционных баз данных при разработке таблиц, строк, столбцов?

  6. Что называется системой управления БД?

  7. Дайте определение СУБД. Какие задачи решает СУБД? Какие функции выполняет СУБД?

  8. Назовите принципиальный состав основных компонент СУБД.

  9. Чем является поле, запись, кортеж, атрибут в таблице?

  10. Какой атрибут в таблице является ключевым?

  11. Зачем используются индексы в базе данных?

  12. Что включают метаданные базы данных?

  13. Назначение и возможности объектов «таблица», «запрос», «форма», «отчет», «макрос» в СУБД Access?

  14. Объясните взаимодействие компонентов в Access.

  15. Что называется сущностью?

  16. Назовите типы сущностей.

  17. Что называется ключом?

  18. Что называется атрибутом?

  19. Назовите типы связей между сущностями и их примеры.

  20. Чем отличается первичный ключ от внешнего ключа?

  21. Что называется доменом?

  22. Назовите правила первоначального этапа построения таблиц.

  23. Дайте определение трем уровням моделей БД.

  24. Дайте характеристику этапам построения реляционных БД.

  25. Дайте определение целостности БД?

  26. Назовите общие правила целостности.

  27. Покажите графическое изображение сущностей.

  28. Объясните алгоритм процедуры проектирования БД.

  29. Какие классы нормальных форм могут быть в базах данных?

  30. Объясните понятие «функциональная зависимость».

  31. Правила формализации функциональных зависимостей.

  32. Что называется полной функциональной зависимостью?

  33. Что называется многозначной функциональной зависимостью?

  34. Что называется транзитивной функциональной зависимостью?

  35. Что называется взаимной функциональной независимостью?

  36. Поясните какие аномалии могут быть в базах данных?

  37. Объясните суть нормализации.

  38. Объясните требования к 1НФ.

  39. Объясните требования ко 2НФ.

  40. Объясните требования к 3НФ.

  41. Объясните требования к НФБК.

  42. Объясните требования к 4НФ.

  43. Объясните требования к 5НФ.

  44. Объясните требования к ДКНФ.

  45. Назовите типы моделей баз данных и дайте им общую характеристику.

  46. Правила построения модели «сущность - связь» по методу Питера Чена.

  47. Нотации построения модели «сущность - связь» по методу Ричарда Баркера.

  48. Соглашения построения модели «сущность - связь» с использованием UML.

  49. Соглашения построения модели «сущность - связь» с использованием ERWin.

  50. В чем отличие моделей «сущность – связь» и семантической объектной модели?

  51. Дайте определения следующих понятий:

    • топология БД, или структура распределенной БД;

    • локальная автономность;

    • удаленный запрос;

    • поддержка распределенной транзакции; презентационная логика;

    • бизнес-логика.

  52. Какие двухуровневые модели вы знаете? Назовите их достоинства и недостатки.

  53. Для чего применяют распараллеливание запросов и какие типы параллелизма вы знаете?

  54. Синтаксис основной инструкции языка SQL. Порядок запросов на выборку в SQL.

  55. Синтаксис основной инструкции языка SQL. Порядок сортировки данных в SQL.

  56. Синтаксис основной инструкции языка SQL. Встроенные функции и группировка в SQL.

  57. Синтаксис основной инструкции языка SQL. Запрос из нескольких таблиц с использованием языка SQL.

  58. Синтаксис основной инструкции языка SQL. Соединение с помощью SQL.

  59. Синтаксис основной инструкции языка SQL. Внешнее соединение в SQL.

  60. Синтаксис основной инструкции языка SQL. Сравнение вложенного запроса и соединения в SQL.

  61. Изменение данных в SQL. Вставка и удаление данных.

  62. Изменение данных в SQL. Модификация данных.

  63. Системы OLAP и OLTP

  64. Проектирование Web – приложений в трехслойной архитектуре “клиент - сервер”.

  65. Развитие технологий БД. Банки данных, хранилища данных, базы знаний.



^


4. Рекомендуемая литература
Основная

  1. Боггс, У. UML и Rational Rose / У. Боггс, М. Боггс. – Москва : ЛОРИ, 2004. – 267 с.

  2. Вендров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем : учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / А.М. Вендров. – Москва : Финансы и статистика, 2005. – 342 с.

  3. Грабер, М. SQL. Справочное руководство / М. Грабер. – Москва : ЛОРИ, 2006. – 431 с.

  4. Диго, С. М. Базы данных. Часть I. Введение в банки данных. Методология проектирования / С. М. Диго; Каф. проектирования экономических информационных систем. – Москва : МЭСИ, 2006. – 157 с.

  5. Диго, С. М. Базы данных: проектирование и использование : учебник / С. М. Диго. – Москва : Финансы и статистика, 2005. – 348 с.

  6. Когаловский, М. Р. Энциклопедия технологий баз данных : энциклопедия / М. Р. Когаловский. – Москва : Финансы и статистика, 2008. – 214 с.

  7. Хансен, Г. Базы данных: разработка и управление / Г. Хансен, Д. Хансен. – Москва : Бином, 2000. – 534 с.

  8. Хорев, П. Б. Технологии объектно-ориентированного программирования : учеб. пособие / П. Б. Хорев. – Москва : Академия, 2008 – 446 с.

  9. Черемных, С. В. Структурный анализ: IDEF-технологии / С. В. Черемных. – Москва : Финансы и статистика, 2003. – 207 с.

  10. Черемных, С. В. Моделирование и анализ систем. IDEF - технологии: практикум / С. В. Черемных. – Москва : Финансы и статистика, 2006. – 453 с .

Дополнительная

  1. Дейт, К. Дж. Введение в системы баз данных, 6-е изд.:Пер. с англ./ Дейт К. Дж. К. – Москва : Вильямс, 2008. – 1327 с.

  2. Кузовкин, А. В. Управление данными : учебник / А. В. Кузовкин. – Москва : Академия, 2010. – 254 с.

  3. Фаулер, М. UML. Основы. : учебник - 3-е изд. / М. Фаулер. – пер. с англ. – Санкт-Петербург : Символ-Плюс, 2004. – 564 с.
^ 5. Контрольная работа для студентов заочной формы обучения
и рекомендации по ее выполнению

Дисциплина: «Базы данных»


  1. Контрольная работа выполняется и сдается на любом цифровом носителе.

  2. Контрольная работа сдается за две недели до сессии (иногородние студенты в первый день сессии).

  3. Контрольная работа состоит из двух частей:

^ Первая часть – теоретическая – это ответы на пять вопросов, которые выбираются из предложенного списка в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Например, №0445 – номера вопросов 5, 15, 25, 35, 45; №2460 – номера вопросов 10, 20, 30, 40, 50.

Ответы оформляются как текстовый документ: (имя файла ОЗО ПИ Фамилия.doc). В документе должен быть оформлен титульный лист (Приложение 2) и оглавление. Текст должен удовлетворять следующим требованиям: шрифт 14 Times New Roman, междустрочный интервал 1,5. Каждый абзац должен начинаться с красной строки.

В тексте должны быть следующие элементы: список, автофигуры в тексте, таблица, рисунок в тексте, номера страниц в нижнем колонтитуле, в верхнем колонтитуле: Ф.И.О., курс и специальность.

Вторая часть – практическая – ^ КУРСОВОЙ ПРОЕКТ – это анализ процессов и структур данных конкретной предметной области, проектирование структуры базы данных, создания, модификации, заполнению, индексированию базы данных. В результате выполнения курсового проекта должно быть разработано приложение базы данных и представлена пояснительная записка (см. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта).


Вопросы для первой (теоретической) части контрольной работы:

  1. Что называется данными?

  2. Что называется базами данных?

  3. Какие модели данных вы знаете?

  4. Дайте характеристику реляционных баз данных?

  5. Какими терминами пользуются специалисты реляционных баз данных при разработке таблиц, строк, столбцов?

  6. Что называется системой управления БД?

  7. Дайте определение СУБД. Какие задачи решает СУБД? Какие функции выполняет СУБД?

  8. Назовите принципиальный состав основных компонент СУБД.

  9. Чем является поле, запись, кортеж, атрибут в таблице?

  10. Какой атрибут в таблице является ключевым?

  11. Зачем используются индексы в базе данных?

  12. Что включают метаданные базы данных?

  13. Назначение и возможности объектов «таблица», «запрос», «форма», «отчет», «макрос» в СУБД Access?

  14. Объясните взаимодействие компонентов в Access.

  15. Что называется сущностью?

  16. Назовите типы сущностей.

  17. Что называется ключом?

  18. Что называется атрибутом?

  19. Назовите типы связей между сущностями и их примеры.

  20. Чем отличается первичный ключ от внешнего ключа?

  21. Что называется доменом?

  22. Назовите правила первоначального этапа построения таблиц.

  23. Дайте определение трем уровням моделей БД.

  24. Дайте характеристику этапам построения реляционных БД.

  25. Дайте определение целостности БД?

  26. Назовите общие правила целостности.

  27. Покажите графическое изображение сущностей.

  28. Объясните алгоритм процедуры проектирования БД.

  29. Какие классы нормальных форм могут быть в базах данных?

  30. Объясните понятие «функциональная зависимость».

  31. Правила формализации функциональных зависимостей.

  32. Что называется полной функциональной зависимостью?

  33. Что называется многозначной функциональной зависимостью?

  34. Что называется транзитивной функциональной зависимостью?

  35. Что называется взаимной функциональной независимостью?

  36. Поясните какие аномалии могут быть в базах данных?

  37. Объясните суть нормализации.

  38. Объясните требования к 1НФ.

  39. Объясните требования ко 2НФ.

  40. Объясните требования к 3НФ.

  41. Объясните требования к НФБК.

  42. Объясните требования к 4НФ.

  43. Объясните требования к 5НФ.

  44. Объясните требования к ДКНФ.

  45. Назовите типы моделей баз данных и дайте им общую характеристику.

  46. Правила построения модели «сущность - связь» по методу Питера Чена.

  47. Нотации построения модели «сущность - связь» по методу Ричарда Баркера.

  48. Соглашения построения модели «сущность - связь» с использованием UML.

  49. Соглашения построения модели «сущность - связь» с использованием ERWin.

  50. В чем отличие моделей «сущность – связь» и семантической объектной модели?



Виды предметных областей для выполнения 2-й части контрольной работы - КУРСОВОГО ПРОЕКТА

  1. Страховая компания

  2. Гостиница

  3. Реализация готовой продукции

  4. Ведение заказов

  5. Бюро по трудоустройству

  6. Фирма по продаже запчастей

  7. Курсы по повышению квалификации

  8. Туристическая фирма

  9. Учет телефонных переговоров

  10. Грузовые перевозки

  11. Учет внутриофисных расходов

  12. Прокат автомобилей

  13. Библиотека

  14. Платная поликлиника

  15. Интернет-магазин

  16. Парикмахерская

  17. Сдача в аренду торговых площадей
^ 6. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта
Курс дисциплины «Базы данных» предполагает выполнение студентами курсового проекта.

Цель выполнения курсового проекта: применение студентом полученных теоретических знаний и практических навыков в проектировании и реализации реляционных БД в конкретной СУБД.

В рамках курсового проекта предполагается выполнение анализа процессов и структур данных конкретной предметной области, проектирование структуры базы данных.

Тематика курсовых проектов связана с проектированием базы данных и приложения для организации доступа к БД. В результате выполнения работы студент должен разработать приложение для работы с БД, реализующих, по меньшей мере, пять типовых запросов с использованием SQL (выборка, поиск, группировка, изменение данных, удаление). Студентам предлагаются темы курсовых проектов, которые можно разбить на группы: 1. Проектирование баз данных для конкретных предметных областей; 2. Проектирование баз данных и разработка приложения для конкретных предметных областей. 3.Сравнительный анализ возможностей СУБД при решении задач для конкретных предметных областей; 4. Сравнительный анализ средств автоматизации проектирования баз данных.

После выбора студентом тема проекта должна быть согласована с преподавателем и зарегистрирована на кафедре информатики и информационных технологий. После выполнения курсового проекта пояснительная записка и носитель с базой данных и полученным приложением должны быть сданы на кафедру информатики и информационных технологий.

^ Название курсового проекта может быть:

  1. Проектирование и разработка приложения БД «Бизнес - партнеры» для организации.

  2. Проектирование и разработка приложения БД «Студенты» для заместителя директора по воспитательной работе.

  3. Проектирование и разработка приложения БД «Пациент» для медицинского пункта академии.

Таким образом, для достижения поставленной цели курсового проекта на протяжении изучения дисциплины «Базы данных» студенту необходимо решить следующие задачи:

Пример оформления титульного листа курсового проекта по дисциплине «Базы данных» приведен в Приложении 1.

В результате выполнения курсового проекта должно быть разработано приложение базы данных, отвечающее следующим требованиям, и представлена пояснительная записка.
^ 6.1. Требования к оформлению курсового проекта
Пояснительная записка к курсовому проекту должна содержать описание предметной области: основные процессы, наличие не менее 2-х входных документов и менее 7-ми выходных документов (отчетов).

Выходные документы должны формироваться при помощи запросов к базе данных не менее пяти типов (выбор, поиск, расчеты, сортировка, группировка, добавление), изменение данных должно выполняться при помощи запросов: удаление, обновление.
^ 6.2. Средства и виды обеспечения
Рекомендуемые технические средства: ПЭВМ типа IBM PC.

Рекомендуемая ОС: MS Windows XP/7.

Рекомендуемые среды проектирования: MS Visio, Bpwin.

Рекомендуемые СУБД, поддерживающие язык SQL: MS Access, Paradox, MS SQL, ORACLE, InterBase.

Инструментальные среды создания приложений, представляющие языки программирования высокого уровня: Borland Delphi, Microsoft Visual Studio.
^ 6.3. Структура пояснительной записки
Пояснительная записка к курсовому проекту должна содержать следующие обязательные разделы:

1. Постановка задачи.

2. Введение.

3. Описание предметной области.

3.1. общее описание предметной области;

3.2. описание входных документов;

3.3. описание выходных документов;

3.4. список ограничений.

4. Инфологическая модель:

4.1. описание сущностей;

4.2. ER-диаграмма.

5. Обоснование выбора СУБД.

6. Логическая модель БД:

6.1. Диаграмма потоков данных (DFD).

7. Физическая модель БД.

8. Реализация приложения БД.

8.1. схема функциональной структуры программной системы;

8.2. схема меню приложения;

8.3. окна приложения;

8.4. запросы;

8.5. функции и процедуры обработки данных.

9. Заключение.

10. Список литературы.

11. Приложения.
^ Приложения Приложение 1 (Титульный лист проекта)

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств
и социальных технологий»


Кафедра Информатики и информационных технологий


^ БАЗЫ ДАННЫХ


Проектирование и разработка приложения БД «__________________»


Пояснительная записка к курсовому проекту


Выполнил(а) студент(ка) группы __________________ _____________ _________________________

(название группы) (подпись) (ФИО)

Работа сдана для проверки «____»_________________201___г.


Работа защищена «____»___________________201___г. с оценкой_____________________________


Руководитель___________________________________ _____________ ________________________

(звание, должность) (подпись) (ФИО)


Тюмень, 201__

^ Приложение 2 (Титульный лист контрольной работы)

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий


Кафедра информатики и информационных технологий

Контрольная работа

по дисциплине «Базы данных»

Вариант ______


Выполнил:

Студент заочного отделения

специальности ___________

_____ курса

№ зачетной книжки_______

Проверил: Ф.И.О. преподавателя


Тюмень, 201_





 Дидактические единицы представлены в документе разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплин.



v-palitru-raznostilya-moskvi-klassicizm-vnyos-svoi-yarkie-kraski-metod-obektivnogo-izobrazheniya-geroya-osushestvlyaemij.html
v-pamyat-ob-uchitele-olege-evgeneviche-ramenskom-stranica-10.html
v-parizh-ama-she-rechete-zasho-pochvam-ot-parizh-zasho-li-da-vi-kazha-ako-byah-pochnal-ptnite-si-belezhki-ot-sofiya-tryabvashe-predi-vsichko-da-kazha-kakvo-znachi-da.html
v-pedagogicheskuyu-praktiku-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-podderzhka.html
v-penze-projdyot-otkritij-seminar-po-thekvondo-vtf-narkokontrol-generala-predstavili-sotrudnikam.html
v-penzenskoj-oblasti-razrabativaetsya-programma-modernizacii-sistemi-zdravoohraneniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strategicheskij-plan-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-na-2009-2011-godi-soderzhanie-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-analiz-dostatochnosti-i-sovremennosti-istochnikov-uchebnoj-informacii-po-vsem-disciplinam-uchebnogo-plana.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-po-kursu-zarubezhnaya-literatura-18-v.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktivizaciya-mislitelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-srednego-i-starshego-zvenev-na-uroke-matematiki.html
  • institute.bystrickaya.ru/ftd-9-koncepcii-istoricheskogo-razvitiya-v-sovremennoj-istoriografii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nikolaj-vasilevich-gogol-zhizn-i-tvorchestvo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-oon-proekt-podderzhki-programmi-sotrudnichestvo-dlya-reabilitacii-core-v-regionah-postradavshih-v-rezultate-katastrofi-na-chernobilskoj-aes-nomer-programmi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/matematika-i-sovremennij-mir.html
  • literature.bystrickaya.ru/erih-mariya-remark-erich-maria-remarque-18981970-semyuel-bekket-samuel-beckett-19061989.html
  • composition.bystrickaya.ru/pismo-priglashenie-dlya-uchastiya-v-zimnej-shkole-po-programmirovaniyu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-030501-65.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/poisk-geneticheskih-markerov-riska-razvitiya-paranoidnoj-shizofrenii-unipolyarnoj-depressii-i-bolezni-parkinsona.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipologiya-partijnih-sistem.html
  • lesson.bystrickaya.ru/seatbelts-essay-research-paper-when-travelling-at.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-elektricheskie-cepi-postoyannogo-toka-programmi-vstupitelnih-ispitanij-po-obsheobrazovatelnim-predmetam.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-m-aslanov-otv-red-a-i-bojcov-otv-red.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-po-russkoj-literature-tema-bardovaya-poeziya-tvorchestvo-b-okudzhavi-i-o-mityaeva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-i-formirovanie-i-nachalo-germano-anglijskih-protivorechij-na-more-1900-1906-gg-.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-obobsheniyu-opita-informacionnih-tehnologij-v-srednem-specialnom-uchebnom-zavedenii.html
  • composition.bystrickaya.ru/pochemu-lev-tolstoj-terpet-ne-mog-shekspira-a-s-pushkin-smeshit-pugat-i-vizivat-slezi-sostradaniya-eto-kino-delaet-luchshe-vsego.html
  • writing.bystrickaya.ru/kormlenie-karlikovih-i-melkih-porod-sobak.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-razrabotana-na-osnove-primernoj-regionalnoj-pogrammi-obzh-dlya-uchashihsya-starshih-klassov-srednih-obsheobrazovatelnih-zavedenij-rt-2007g-sostaviteli.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-nachalnij-kurs-russkogo-yazika-predstavlyaet-soboj-vazhnejshij-komponent-shkolnoj-programmi-poskolku-russkij-yazik-v-shkole-s-russkim-yazikom-obucheniya-yavlyaetsya-ne-tolko-obektom-izucheniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-kazahstana-8-klass-tema-data.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stilistika-anglijskij-yazik-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-tehnicheskie-dannie-ovalnih-soedinitelej-spravochnoe-posobie-avtori-arnopolin-a-g-michkov-v-i-recenzent.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-2009-2010-uchebnogo-goda-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-na-obuchenie-po-magisterskim-programmam-v-20.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specificheskie-osobennostikommunikativnoj-znakovoj-sistemi-predislovie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursa-multimedijnih-urokov-nominaciya-kubanovedenie.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-po-kursu-14-osnovnaya-literatura-14.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-kafedri-astronomii-i-kosmicheskoj-geodezii-fizicheskogo-fakulteta-tgu.html
  • write.bystrickaya.ru/eticheskie-voprosi-sestrinskoj-praktiki.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/registracionnij--201-gkursovaya-rabota.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-28-oktyabrya-2009-g-n-843-o-merah-po-realizacii-stati-6-kiotskogo-protokola-k-ramochnoj-konvencii-oon-ob-izmenenii-klimata.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.