.RU

Учебник по природоведению А. А. Плешаков, Н. И. Сонин «Природоведение. 5 класс», «Дрофа», 2005г. Общая характеристика учебного предмета




П+ 

Пояснительная записка
Для составления примерной рабочей программы явились:

1.Федеральный компонент государственного Стандарта основного общего образования по природоведению на базовом уровне (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. № 1089). Приказа МО и Н РФ от 3.06 2011 № 1994 «О внесении изменений Федеральный Базисный учебный план(БУП) и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденная приказом МО и Н РФ от 9.03 2004 № 1312».

2.Примерные программы по учебным предметам с учетом учебного плана школы для основного общего образования по природоведению. Базовый уровень.- Природоведение 5 класс : рабочая программа по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина /авт.-сост. Е.Ю.Щелчкова.-Волгоград:Учитель, 2010.39с.
.

3.Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Институт развития образования республики Татарстан». «Особенности преподавания учебного предмета «Биология» в 2014\2015 учебном году». Методические рекомендации. Казань, 2014год. ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2014год.
4. Учебный план МБОУ «Больше-Фродовская ООШ Буинского муниципального района РТ» на 2014-2015уч.год.

5.Учебник по природоведению А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение. 5 класс», «Дрофа», 2005г.

Общая характеристика учебного предмета

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы»

.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2учебных часа в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  2. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  1. практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  2. развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  1. работа в группах (2-4 человек);

  2. проектная работа;

  3. подготовка сообщений, рефератов;

  4. исследовательская деятельность;

  5. информационно-поисковая деятельность;

  6. выполнение практических работ.


Результаты обучения

  1. Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

  2. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

  3. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

  4. Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

  5. Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

  6. Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  7. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

  8. Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

  9. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

  10. Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

  11. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

Методические аспекты преподавания курса природоведения

В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).

Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения природоведения ученик должен:

знать / понимать:

  1. естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

  2. многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;

  3. как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

  4. строение живой клетки (главные части);

  5. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  6. беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

  7. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  8. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  9. как человек появился на Земле (на уровне представлений);

  10. как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

  11. изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  12. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  13. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  3. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  8. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  10. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  11. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  2. измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  5. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Программа рассчитана на 70 часов, выполняю программу за 68 часов, 1 сентября объявили не учебным днём,поэтому объединяю уроки №6 и 7; урок № 46 попадает на 23 февраля, поэтому объединяю с уроком №47


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных  учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005;

а также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений Природоведение 5 кл . Биология 6-11 класс Москва Дрофа 2010

2) Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных  учреждений с электронным учебником/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа,2011;

3) Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-й кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» : метод. пособие . – М.: Экзамен, 2005.


 

Тематическое планирование
Введение-1

Вселенная-14 +1

Земля-19

Жизнь на Земле-14

Человек на Земле-16 Изучение природы-3

Всего 68+2

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс


uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-marketing-turistsko-rekreacionnih-territorij.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-osnovi-marketinga-po-praktikoorientirovannoj-obrazovatelnoj-programme.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-pravovoe-regulirovanie-organizacii-i-provedeniya-sportivnih-meropriyatij-stranica-5.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-sertifikaciya-i-licenzirovanie-uslug.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-strategicheskij-i-innovacionnij-menedzhment-po-praktikoorientirovannoj-obrazovatelnoj-programme.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-teoreticheskie-osnovi-tehnologij-moyushego-dejstviya-i-modifikacii-poverhnostnih-svojstv.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iskusstvo-byulleten-novih-postuplenij-2009-god.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-28.html
  • reading.bystrickaya.ru/kultura-epohi-ellinizma-filosofiya-nauchnaya-sistema-grecii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-informacionnih-tehnologij-v-dizajne-po-napravleniyu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/evolyuciya-na-zemle.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kaskad-kaliningrad-n005-1722009-str-iz-monitoring-regionalnih-smi-po-teme-obrazovanie-period-na-17.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcionnij-kompleks-tezisi-lekcijillyustrativnij-i-razdatoch-nij-material-spisok-literaturi.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-ii-informatika-tema-7-apparatnoe-i-programmnoe-obespecheniya-pevm.html
  • desk.bystrickaya.ru/planeta-zemlya-kak-rezonansnaya-sistema-yu-v-mazurin-nad-gornimi-hrebtami-horvatii-okraini-avstro-vengerskoj-imperii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-12-pribavochnij-produkt-kak-osnova-socialno-klassovoj-differenciacii-apologiya-kapitala-politicheskaya-ekon-omiya-tvorchestva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskie-novosti-v-oblasti-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-za-period-s-31-05-2010-po-04-06-2010.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchnaya-i-uchebnaya-rabota-na-kafedre-gidrobiologii-nauchnie-znaniya-dlya-celej-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-i-bezopasnosti-rossii-stranica-14.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-uchebno-issledovatelskih-rabot-tri-stranici.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yazikov-narodov-prozhivayushih-v-g-kazani.html
  • college.bystrickaya.ru/1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-obsheobrazovatelnoj-deyatelnosti-geologicheskogo-fakulteta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-zachatiyu-soveti-supruzheskim-param.html
  • abstract.bystrickaya.ru/102-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-d-specialnost-080105-finansi-i-kredit.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-specialnosti-140601-elektromehanika-centra-distancionnogo-obrazovaniya-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/penzenskie-stradaniya-sem-professionalnih-granej-zhurnalista-tv.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-po-viboru-studentov-predprinimatelskie-riski.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-uchrezhdenij-v-kotorie-bilo-postavleno-novoe-oborudovanie-muzikalnie-instrumenti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-numeraciya-schet-predmetov-razryadi-stranica-9.html
  • college.bystrickaya.ru/13predotvrashenie-rtutnogo-zarazheniya-v-rezultate-rastekaniya-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5postupayushie-vne-konkursa-ob-obrazovanii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pervoe-uprazhenie-yu-l-kapten-osnovi-meditacii-vvodnij-prakticheskij-kurs.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rinok-cennih-bumag-i-birzhevoe-delo-chast-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalo-hristologicheskih-sporov-istoriya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soglasovano-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ugolovnoe-pravo-uchebnik-pod-red-ld-gauhmana-sv-maksimova-m-elit-2007.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-si-101-finansovij-analiz-kommercheskih-investicij-v-nedvizhimost-kontaktnie-dannie-nacionalnogo-uchebnogo-centra-rieltorov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostej-shkolnikov-sredstvami-izobrazitelnogo-iskusstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/stolici-russkoj-slavi.html
  • klass.bystrickaya.ru/4slovo-o-pogibeli-russkoj-zemli-d-s-lihachev-i-g-p-makogonenko.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sake-komacu-gibel-drakona-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-predmet-osnovnie-ponyatiya-i-sistema-disciplini-sudebnie-i-pravoohranitelnie-organi-respubliki-uzbekistan-stranica-28.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    Тема урока

    Дата

    Кол-во часов

    Тип урока

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    Формы контроля

    Оборудование. Лабораторные работы.

    Домашнее задание

        Примечания

    План

    факт

    1

    Природоведение – комплекс наук о природе 


    1.09




    1

    Вводный




    Уметь работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать.

    Вводный

    Таблицы, рисунки, изображающие явления природы;

    Упр. В раб. Тетради. Написать 2-3 предл об одной науке.

     

    Тема 1. Вселенная – 14 часов.

    2

    Что такое вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

     


    3.09

     

    1

    Комбинированный

    Вселенная. Небесные тела (солнце, планеты). Представления древних индейцев, шумеров, греков о Вселенной. Строение вселенной по Аристотелю и Птолемею. Взгляды Аристарха Самосского.

    Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индейцы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

    Уметь самостоятельно работать с учебником; природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу.

    Фронтальный.

    Глобус Земли, рисунки, иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной.

    Провести наблюдение за одним из живих и неживых тел. Подготовить устный рассказ.

     

    3

    Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

     


    8..09

     

    1

    Комбинированный

    Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Черты сходства и различия между моделями Вселенной.

    Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель и Птолемей.

    Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечая на них; оформлять сообщения и рефераты.

    Индивидуальный.

    Портрет Аристотеля и Птолемея; выполненные учащимися таблицы «Система мира по Аристотелю», «Система мира по Птолемею».

    Найти в дет. Лит-ре описание наблюдений за объектами живой и неживой природы

     

    4

    Николай Коперник и его модель Вселенной.

     


    10.09

     

    1

    Комбинированный

    Модель вселенной по Н.Копернику. Шарообразная форма Земли. Кругосветное путешествие Ф.Магеллана.

    Знать особенности модели Вселенной созданной польским астрономом Н.Коперником.

    Уметь сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

    Фронтальный.

    Портреты Аристотеля, Птолемея, Коперника.

    С.10. подготовить устный рассказ

     

    5

    Дж.Бруно и Г.Галилей. их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника

     


    15.09




    1

    Комбинированный

    Взгляды Дж.Бруно о строении Вселенной. Вклад Г.Галилея в изучении вселенной. Модель Вселенной предлагаемая современной наукой.

    Знать заслуги Д.Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строения Вселенной, внесенный Г.Галилеем; современные представления о строении вселенной.

    Уметь самостоятельно работать с учебником как источником знаний и извлекать из него нужную информацию; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Индивидуальный.

     

    С. 10-15 подготовить краткий рассказ об ученых

     

    6

    Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.

     


    17.09

    22.09

    1

    Комбинированный

    Сравнение моделей Вселенной Коперника и современной науки. Солнечная система. Две группы планет. Планеты земной группы. Спутники планет земной группы.

    Знать состав солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики.

    Уметь логически мыслить; анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию.

    Фронтальный.

    Схема Солнечной системы.

    С.16. Выполнить задание рубрики «Подумайте», с.20

     

    7

    Планеты-гиганты

    22.09

    22.09

    1

    Комбинированный

    Планеты группы планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Общие черты этих планет. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Водород составляет основу атмосферы планет-гигантов. Плутон входит в состав карликовых планет. 

    Знать планеты-гиганты и их характеристики; карликовую планету – Плутон.

    Уметь работать самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

    Индивидуальный.

    Схема Солнечной системы.

    С. 17-21 Прочитать текс

     

    8

    Спутники планет.

     


    24.09




    1

    Комбинированный

    Спутники планет. Спутник Земли – Луна. Спутники Марса (Фобос, Деймос).юпитер – 16 спутников; Сатурн – 17 спутников; Уран – 15 спутников; Нептун – 8 спутников.

    Знать спутник Земли – Луну и её характеристики; спутники других планет Солнечной системы.

    Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

    Индивидуальный.

    Фотографии луны.

    Подготовить рассказ об одном из спутников

     

    9

    Астероиды. Кометы.

     


    2909




    1

    Комбинированный

    Астероиды. Кометы. Ядро кометы, хвост кометы.

    Знать, что астероиды и кометы – небесные тела, входящих в состав Солнечной системы; их характеристики.

    Уметь  самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради.

    Фронтальный.

    Схема Солнечной системы, фотографии комет и астероидов.

    С.28 конспект в тетради

     

    10

    Метеоры. Метеориты.

     


    1.10




    1

    Комбинированный

    Метеорит. Метеор. Строение метеоритов.

    Знать, что представляют собой метеоры и метеориты.

    Уметь  самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

    Индивидуальный.

    Схема Солнечной системы, фотографии и рисунки метеоритов.

    Подготовить сообщение о метеоритных дождях

     

    11

    Звезды.   Солнце – ближайшая к нам звезда.

     


    6.10




    1

    Комбинированный

    Звезды. Солнце самая близкая звезда. Температура солнца. Значение Солнца для нас.

    Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

    Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию.

    Индивидуальный.

    Рисунки, иллюстрирующие внешний вид Солнца; фотографии звезд.

    С.29

     

    12


    Многообразие звезд.

     

    Созвездия.

     Практическая работа. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды или местных признаков.


    8.10





    1


    Комбинированный

    Комбинированный.

    Расстояние между Солнцем и Землей. Различие звезд между собой по размерам (сверхгиганты, гиганты, карлики); цвету (белые, голубые, желтые, красные). Солнце – желтый карлик.

    Созвездия: Большая и Малая Медведицы, Кассиопея, Персей, Пегас, Близнецы. Самая яркая звезда созвездии Большая Медведица – Арктур; Малой Медведицы – Полярная звезда.

    Знать, что звезды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты; многообразие звезд и их характеристики.

    Уметь самостоятельно работать с текстом учебника.

    Знать, что представляют собой созвездия.

    Уметь находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи.

    Индивидуальный.

    Фронтальный.

    Карта  звездного неба.

    Карта звездного неба.

    С.34-39


     

     

    14

    Галактики.
    Световой год.

     


    13.10

     

    1

    Комбинированный

    Галактика Млечный Путь. Открытие Галилео Галилей. Строение Млечного Пути. Расположение Солнца В Галактике Млечный путь. Световой год.

    Знать, что представляют собой Галактика Млечный Путь; её характеристики; астрономическую единицу длины – световой год.

    Уметь находить в ночном небе Млечный Путь.

    Фронтальный.

    Карта звездного неба; фотографии галактик.

    С.40-45

     

    15

    Многообразие  галактик.

     


    15.10




    1

    Комбинированный

    Различие галактик вселенной. Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы облака. Галактика Андромеда. Современные телескопы.

    Знать о множестве галактик во Вселенной; методы их изучения.

    Уметь выполнять логически мыслительные операции; анализировать, сравнивать, обобщать.

    Индивидуальный.

    Схема Солнечной системы, рисунки и фотографии галактик.

    С.42-45Выполненияезаданий по проверке знаний

     

    16

    Контрольная работа по теме: «Вселенная»

     


    20.10




    1

    Применение знаний и умений

    Вселенная. Небесные тела (солнце, планеты). Представления древних индейцев, шумеров, греков о Вселенной. Строение вселенной по Аристотелю и Птолемею.  Модель вселенной по Н.Копернику. Планеты земной группы. Планеты группы планет-гигантов. Галактики.

    Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика.

    Уметь самостоятельно работать с учебником, извлекать из него информацию; совершать логические мыслительные операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

    Фронтальный.

    Таблицы «Система мира по Птолемею»; «Система мира по Копернику»; схема Солнечной системы, карта звездного неба; фотографии небесных тел.

    Индивидуальное задание