Учебник по общественно-государственной подготовке для студентов факультета военного обучения мгту им. Н. Э. Баумана. Черноуцян Н.
.RU

Учебник по общественно-государственной подготовке для студентов факультета военного обучения мгту им. Н. Э. Баумана. Черноуцян Н.


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана»


Черноуцян Н.В.


Во славу Отечества


Учебник по общественно-государственной подготовке для студентов факультета военного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.


Черноуцян Н.В. – кандидат философских наук, выпускник педагогического факультета Гуманитарной Академии (военного университета) ВС РФ, старший преподаватель военной кафедры №5, доцент военной кафедры №2.

Оглавление


Глава первая

Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации

§1. Военная безопасность. Задачи государства по ее обеспечению 5

§2. Полномочия органов государственной власти в области обороны 18


Глава вторая

Вооруженные Силы России в структуре государственных

институтов

§1. Вооруженные Силы в структуре государства 24

§2. Руководство и управление Вооруженными Силами 32

§3. Современное состояние и перспективы совершенствования

Вооруженных Сил Российской Федерации 35


Глава третья

Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки

§1. Основные направления военных преобразований XVI-XVIII вв. 40

§2. Военные реформы, проводимые в XIX-XX вв. 48


Глава четвертая

Дни воинской славы – летопись героической доблести российского воинства

§1. Дни славных побед русского оружия 57

§2. История побед российского воинства XII-XIX вв. 59

§3. История морских побед России XVIII-XIX вв. 69

§4. Героизм советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 73

§5. Увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях 83


Глава пятая

Правовой статус военнослужащих

§1. Составные части правового статуса военнослужащих, их содержание 87

§2. Социальная защищенность военнослужащих, содержание и значение 93

§3. Основное содержание федеральных законов «О воинской

обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» 100


Глава шестая

Порядок прохождения военной службы офицерским составом

§1. Основное содержание военной службы, как особого вида

государственной службы 110

§2. Особенности прохождения военной службы офицерским составом 111


Глава седьмая

Международное гуманитарное право о законах войны

§1. Источники международного права о законах войны 130

§2. Понятие коллективной безопасности. Системы коллективной

безопасности: ООН и СНГ 137

§3. Содержание права о законах войны 144

Глава восьмая

Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях

§1. Формирование и развитие единой системы обучения и воспитания

офицеров в русской армии 154

§2. Взгляды военных ученых начала XX века на проблемы обучения,

воспитания и службы офицеров 161


Глава девятая

Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера

§1. Сущность воспитательной работы, методика ее организации

в части, подразделении 167

§2. Основные методы воспитательной работы офицера 180


Глава десятая

Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих

§1. Психология личности военнослужащего. Основные понятия 187

§2. Основные этапы и методы изучения индивидуальных

особенностей военнослужащих 190

§3. Особенности воинского коллектива 193


Глава одиннадцатая

Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях

§1. Назначение, основные задачи и организация общественно

государственной подготовки 199

§2. Основные элементы организации общественно-государственной

подготовки в частях и подразделениях 202


Глава двенадцатая

Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск.

§1. Цель и задачи морально-психологического обеспечения 214

§2. Основные виды морально-психологического обеспечения и его

Особенности 221

§3. Направления совершенствования морально-психологического

обеспечения боевой деятельности войск 245

§4. Формы и методы работы офицеров при приведении частей в

различные степени боевой готовности и в боевой обстановке 246


«У России есть только два верных союзника: её Армия и её Флот»


Александр III.


Глава первая


Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации


Переродятся ли реальные войны в бескровные военные игры? В каком направлении будет развиваться революция в военном деле? Некоторые эксперты с сожалением констатируют: как бы ни развивалась современная техника, вряд ли можно всерьез ожидать, что это произойдет в ближайшее время. А может быть, и никогда? И колесо истории будет катиться дальше по накатанной кровавой колее. В любом случае для грядущей борьбы, - независимо от того, будет ли она вестись с оружием в руках или другими средствами, - требуются, хотя бы перед лицом внешнего мира, «единый братский народ» и большая сильная, мощная армия, руководимая крепкой рукой, исполненная неограниченной веры в свои возможности и руководствующаяся формулой победы.

Сегодня мы начнем рассматривать новую тему - Вопросы государственного и военного строительства РФ. На первом занятии раскроем перспективы развития Вооруженных Сил Российской Федерации и дадим общее представление о ситуации, сложившейся в этой области.


§1. Военная безопасность. Задачи государства по ее обеспечению


Источники военной опасности.

Во все времена военная опасность была определенным состоянием как межгосударственных, так и международных отношений, которые характеризовались угрозой применения военной силы. Она всегда выступала следствием политики тех сил, которые стремились к достижению своих политических, экономических, территориальных, религиозных, идеологических и иных целей средствами вооруженной борьбы.

^ Внешние источники военной опасности.

Все виды военной опасности имеют общий источник, а также общие, особенные и специфические, единичные причины. Их действия обычно бывают совместными, хотя всякий раз на первый план выходят либо общие, либо особенные, либо единичные причины. Они дают о себе знать в случае нарушения установившегося (стабильного) соотношения сил на мировой арене, в том или ином регионе, в первую очередь военно-стратегического равновесия. Учитывая эти обстоятельства, можно полагать, что источники военной опасности для России заключаются в следующем:

- в мире существуют силы, для которых военная мощь по-прежнему остается главным аргументом при решении тех или иных задач. События последних лет показали, что определенные руководители ряда государств пытаются свои гегемонистские, националистические цели осуществлять с помощью силы. У них остаются опасные для других стран и народов политические намерения, опирающиеся на реальную военную мощь. Этому благоприятствует то, что в мировом общественном мнении не утвердилось убеждение о недопустимости решения социальных проблем, международных споров и противоречий общественного развития посредством военной силы, еще продолжает жить представление о том, что война может быть средством политики;

- возможно обострение конфликтов между субъектами международных отношений в регионах, находящихся вблизи границ России и других стран СНГ, что не может не затронуть их интересов. Это относится прежде всего к Ближнему, Среднему и Дальнему Востоку, а также к Европе (Балканы); нестабильность военно-политической обстановки в этих регионах в сочетании с наращиванием военного потенциала всегда были и остаются для нас предметом озабоченности;

- в известных обстоятельствах может произойти столкновение интересов России и других стран, в том числе и тех, которые обладают ядерным потенциалом. Например, в Европе или на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке. В Европе, в первую очередь в Прибалтике, странах бывшего социалистического лагеря, интересы России в определенной мере противоположны интересам других стран, и прежде всего США. Стремление некоторых государств или их коалиций в отдельных регионах и в мире в целом диктовать свою волю, вмешиваться во внутренние дела других стран, способствовать разжиганию внутренних противоречий не может не вызывать беспокойства. На Дальнем Востоке пересеклись интересы России и Японии по территориальным вопросам. Есть спорные проблемы с Китаем и другими странами;

- ряд государств обладает мощными вооруженными силами, высокими мобилизационными возможностями и системами базирования вблизи границ России. К тому же многие военные базы США, созданные в годы «холодной войны» для давления на СССР, до сих пор функционируют. Характерно, что некоторое количественное сокращение вооруженных сил США и НАТО не ведет к снижению их боеспособности, так как восполняется ими за счет оснащения войск новыми, более эффективными видами оружия. В связи с этим не исключено, что для разрешения противоречий и достижения своих военно-политических целей они могут применять военную силу. Об этом свидетельствуют многие военные конфликты, в том числе и война в зоне Персидского залива;

- пять государств обладают мощным ракетно-ядерным потенциалом, уровень которого хотя и снижается, но все же остается достаточно опасным, причем, кроме России и США, ни одна из ядерных держав пока не уничтожила ни одного ядерного боеприпаса. К тому же не остановлен процесс распространения оружия массового поражения и средств его доставки, существует возможность увеличения числа членов «ядерного клуба».

^ Внутренние источники военной опасности.

К ним относятся:

- нестабильность экономических, социально-политических, национально-этнических, религиозных и некоторых других процессов, происходящих в ряде регионов России и других странах СНГ; она уже нашла выражение в многочисленных эксцессах, урегулирование которых требует энергичных действий от политического руководства;

- наличие сил крайней националистической ориентации, сторонников абсолютизации суверенитета, террористических групп и формирований. Эти явления уже привели к ряду вооруженных конфликтов на территории государств, входивших в СССР, в которых применяется военная сила в больших масштабах;

- наличие организованной преступности и ее рост в отдельных регионах и стране в целом.

В зависимости от действия тех или иных факторов в складывающейся обстановке военная опасность бывает трех видов:

- Глобальная, т.е. исходящая от стран, обладающих стратегическим ядерным оружием;

- Региональная - исходящая от сопредельных государств, обладающих массовыми армиями;

- Локальная - исходящая от субъектов РФ и СНГ в связи с возможным обострением между ними противоречий на экономической, территориальной, религиозной и иной основе.

В интересах безопасности России необходимо своевременно определять характер военной опасности, ее источники, вероятность перерастания в военную угрозу и т.д.

^ Политические принципы и основные направления социально-политического обеспечения военной безопасности России.

Военная политика реализует возникшую на стыке общегосударственной политики и военной стратегии деятельность социально-политических сил и специально созданных ими государственных институтов. Она направлена на формирование и использование насильственных средств для ведения войн и военных конфликтов или противодействия им, а также для обеспечения национальной и региональной безопасности.

Таким образом, военная политика - это составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением военных средств для достижения определенных политических целей. Главной целью военной политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для стабильности в обществе, государстве, обеспечение их военной безопасности и защиты жизненно важных интересов.

Соответственно целями военной политики Российской Федерации на современном этапе развития являются следующие:

- предотвращение военных столкновений на мировой арене, содействие прекращению и недопущению вооруженных конфликтов между бывшими республиками СССР, оперативная нейтрализация любых военных провокаций;

- защита независимости России, обеспечение безопасности, суверенитета, неприкосновенности границ, территориальной целостности РФ, сдерживание от развязывания войн и военных конфликтов, направленных против нее;

- выполнение международных обязательств РФ по оказанию военной помощи союзным с ней государствам и участию в операциях по поддержанию мира;

- обеспечение действий Совета Безопасности ООН, других международных организаций по поддержанию мира и безопасности на возможно более ранней стадии развития угрожающей ситуации или конфликта;

- поддержание оборонного потенциала страны на уровне, адекватном существующим и потенциальным военным угрозам с учетом ее социально- экономических и финансовых возможностей.

Направленность военной политики России за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Под воздействием больших социально-экономических и военно-политических перемен в ней преодолена конфронтационность, вызванная противостоянием в период «холодной воины». Военная политика России конца XX - начала XXI века имеет миролюбивый характер, отличается взвешенным и конструктивным подходом к решению наиболее сложных проблем и противоречий, стремлением к достижению позитивных результатов в процессе сотрудничества, в том числе военно-политического, с самыми различными странами.

Конкретное содержание военной политики определяют следующие факторы:

- экономические, политические, национальные и иные интересы Российского государства, составляющих его классов, наций, социальных групп, регионов, выраженные в Концепции национальной безопасности, Военной доктрине, других документах и установках;

- потенциальные и реальные возможности России как субъекта военной политики, позволяющие реализовать эти интересы;

- внутренние и внешние аспекты жизнедеятельности государства и его важнейших институтов, степень угрозы его безопасности.

Итак, что же такое безопасность?

В политологии – состояние отношений между субъектами (личностями, социальными группами, нациями государствами) при которых их существованию, развитию, суверенитету не угрожает военная экономическая и другая опасность. Исторически понятие безопасность возникло с понятием опасности, то есть с появлением человека.

^ Основные принципы обеспечения военной безопасности:

- сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

- эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;

- достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

- соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

- ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

Руководство нашего государства, как и прежде, рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира, в том числе:

- исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;

- рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;

- строго соблюдает действующие договоры в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;

- содействует всемерному расширению мер доверия в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности.

^ Задачи государства в области обеспечения военной безопасности.

Основное содержание обеспечения военной безопасности, связанное с осуществлением военно-политической деятельности, главным образом в сфере внешней политики РФ включает: формирование и реализацию единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности; поддержание внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории РФ; развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседями и другими государствами; создание и совершенствование системы обороны РФ и ее союзников; всестороннее обеспечение и качественное совершенствование ВС РФ, других войск, воинских формировании и органов, поддержание их готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз; защиту объектов и сооружений в Мировом океане, космическом пространстве, на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана; охрану и защиту Государственной границы РФ в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов; поддержку при необходимости политических акций РФ путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, осуществления контроля над взаимным выполнением обязательств в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия; обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.

В то же время возможности политико-дипломатических способов и средств обеспечения военной безопасности не следует преувеличивать. Известно, что в практике межгосударственных отношений они реализуются, как правило, путем преодоления глубоких противоречий, сложных проблем, серьезных разногласий, в течение продолжительного времени, с теми или иными ограничениями, условиями и т.д.

Одной из важнейших задач Российской Федерации в сфере обеспечения международной безопасности является стратегическое сдерживание в интересах предотвращения как обычной, так и ядерной войны, а также осуществления союзнических обязательств. Принципиальное значение при этом, имеет положение об обеспечении военной безопасности Российской Федерации всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.

Для этого Российская Федерация должна обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом ядерное оружие рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

^ Цели, принципы строительства и основы применения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации.

Военная доктрина Российской Федерации называет, что «главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников».

Среди мер по достижению поставленной цели можно назвать:

- комплектование, оснащение, всестороннее обеспечение и подготовка соединений и воинских частей постоянной боевой готовности сил общего назначения для решения задач сдерживания и ведения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах;

- совершенствование системы комплектования войск (сил) с последовательным переходом на контрактно-призывной принцип;

- развитие международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;

- завершение перехода на унифицированную систему бухгалтерского учета и стоимостной учет вооружения, военной техники и военного имущества;

- внедрение казначейской системы исполнения федерального бюджета на всех уровнях финансирования структур Вооруженных Сил Российской Федерации;

- завершение перехода на территориальный принцип в финансировании капитального строительства в военной сфере;

- обеспечение последовательного перехода на централизованное начисление и выплату денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации.

Обеспечение военной безопасности России требует осуществления единой государственной политики в этой области, консолидации усилий всех ветвей и органов власти, концентрации и рационального использования выделяемых сил, средств и ресурсов. В сущности, на доктринальном уровне получила подтверждение и закрепление стратегическая линия, которая была намечена еще в Основных положениях военной доктрины Российской Федерации и рамочно сформирована в Основных направлениях военного строительства. Затем она была уточнена в Концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, детализирована в Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству. Общую политическую платформу для реализации этой линии создает новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

^ Основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.

Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:

- в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

- в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

- во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;

- в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск: стратегические операции, операции и боевые действия - в крупномасштабных и региональных войнах; операции и боевые действия в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах; совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах; контртеррористические операции при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством; миротворческие операции.

Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору.

Основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск можно разделить на следующие группы: по обеспечению военной безопасности; по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и (или) ее союзников; во внутренних вооруженных конфликтах; в операциях по поддержанию и восстановлению мира.

^ Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности.

Главная цель современной военно-технической политики государства заключается в оснащении ВС России приоритетными средствами вооруженной борьбы и поддержании в боеготовом состоянии (готовности к применению) тех существующих систем вооружений, которые в начале XXI века обеспечат возможность выполнения Вооруженными Силами поставленных задач.

^ Приоритетными задачами военно-технического обеспечения военной безопасности являются:

- качественное совершенствование комплекса стратегических вооружений;

- разработка и производство высокоэффективных систем управления войсками и оружием, связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения;

- унификация, стандартизация, сокращение типажа и номенклатуры вооружения и военной техники;

- компенсация отказа от прямого военно-технологического соперничества с наиболее развитыми странами посредством создания «асимметричных» средств вооруженной борьбы, позволяющих поражать наиболее уязвимые функциональные элементы основных систем и ключевых объектов инфраструктуры противника и тем самым существенно обесценить их военно-технические преимущества.

Это предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, поддержку ведущих научных школ, стимулирование привлечения различных негосударственных организаций, фондов коммерческих и других структур, осуществление программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, создание, при поддержке государства, инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

^ Основные направления развития оборонно-промышленного потенциала страны.

Основной целью реформирования и развития ОПК на среднесрочную перспективу является создание оптимальных условий для наиболее полного обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в системах, комплексах и образцах вооружения (в том числе ядерного) и военной техники, определяемых государственной программой вооружения, разработанной в соответствии с военной доктриной и планами военного строительства.

Основными задачами реформирования оборонно-промышленного комплекса являются:

- сосредоточение усилий и ресурсов на разработке и создании высокоэффективных и конкурентоспособных образцов вооружения и военной техники, в том числе за счет прекращения разработок и производства устаревших образцов и сокращения типажа разрабатываемых и выпускаемых образцов вооружения и военной техники;

- оптимизация состава и структуры оборонно-промышленного комплекса путем концентрации военного производства на ограниченном числе научно-производственных комплексов (объединений), контролируемых государством;

- обеспечение устойчивости и развития системы научно-производственной кооперации;

- осуществление мер по стабилизации социально-экономического и финансового положения предприятий и организаций ОПК и формирование необходимой нормативной правовой базы по его реформированию;

- объединение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества, использования технологий двойного назначения для формирования научно-технического задела по созданию перспективных технологий и образцов продукции военного и гражданского назначения;

- создание условий для расширения объемов инвестиций, технического перевооружения производственно-технологической базы, обновления и формирования нового состава и структуры активной части основных производственных фондов;

- реализация государственных социальных гарантий в отношении работников, высвобождаемых в связи с проводимыми мероприятиями по реформированию оборонно-промышленного комплекса, а также мероприятий по подготовке высококвалифицированных молодых специалистов для предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

В результате предусмотренных мероприятий должна быть создана новая структура оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающая его устойчивое функционирование и выполнение основных задач обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Управление государственной собственностью в оборонно-промышленном комплексе должно быть подчинено решению трех основных задач:

1) Трансформация сложившейся отраслевой организационно-технической структуры ОПК в современную продуктово-видовую структуру путем государственного содействия в формировании ограниченного числа крупных межотраслевых и межвидовых научно-производственных комплексов.

2) Создание вертикали управления ходом реализации заданий государственной программы вооружения и крупных экспортных контрактов.

3) Привлечение внебюджетных инвестиций для финансирования проектов реструктуризации, реформирования и развития производственно-технологических комплексов и их кооперационного окружения путем разрешения головным компаниям снижать долю государства в их капиталах путем проведения дополнительных эмиссий акций среди частных инвесторов.

^ Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами: цели, принципы и основные направления.

Принципы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее - военно-техническое сотрудничество или ВТС) должны соответствовать следующим требованиям:

- отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи;

- характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи;

- охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи военно-техническому сотрудничеству как целостному социальному явлению, т. е. иметь общий, а не частный характер;

- отражать специфику военно-технического сотрудничества, его отличие от других видов общественных отношений.

Собственно военно-техническое сотрудничество (система государственного управления) выступает управляющим субъектом, а управляемым объектом являются экономические отношения - внешнеторговая деятельность, связанная с продукцией военного назначения.

Специфика общественных отношений военно-технического сотрудничества заключается также в том, что они затрагивают интересы иностранных государств и опосредуются межгосударственными отношениями в процессе хозяйственного оборота российской военной продукции на мировых рынках вооружений. Вследствие этого самые существенные стороны данных отношений должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права.

В общем виде принципы государственного управления нормативно закреплены в ст. 4 Закона о ВТС, в соответствии с которой к ним отнесены:

1) приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества.

2) государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества.

3) защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения.

4) государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества.

5) недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

6) подконтрольность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве.

7) подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве.

8) принцип исключительного ведения федеральных органов исполнительной власти в данной сфере.

9) принцип недопущения неоправданного вмешательства государственных органов во внешнеторговую деятельность российских субъектов военно-технического сотрудничества.

^ Организация обороны.

Организация обороны включает:

- прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

- разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

- правовое регулирование в области обороны;

- строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

- разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

- планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

- оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

- развитие науки в интересах обороны;

- координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;

- финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

- другие мероприятия в области обороны.

Вполне очевидно, что мирные средства обеспечения военной безопасности могут быть эффективны в том случае, если они подкреплены и опираются на достаточную для защиты страны и ее жизненно важных интересов военную мощь, тем более что пока неприменение силы не стало нормой международных отношений.

И естественно, что ядром военной организации являются Вооруженные Силы РФ, которые составляют основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


§2. Полномочия органов государственной власти в области обороны


Полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Он же является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В его полномочия входит определение основных направлений военной политики, утверждение военной доктрины, общее руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками и федеральными органами, объявление призыва, общей или частичной мобилизации, введение военного положения, курирование других общих вопросов организации защиты Отечества (ст. 10 и 11 Закона РФ «О безопасности», ст. 4 Закона РФ «Об обороне», ст. 4 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты Отечества

Совет Федерации обладает следующими полномочиями в области защиты Отечества:

- рассматривает в рамках федерального бюджета расходы на оборону;

- рассматривает принятые Государственной Думой законы РФ, регламентирующие организацию в области обороны и безопасности страны, деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск и федеральных органов;

- утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

- ратифицирует и денонсирует международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области обороны;

- решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России (ст. 10 и 11 Закона РФ «О безопасности», ст. 4 Закона РФ «Об обороне», ст. 5 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

^ Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума устанавливает расходы на оборону, предлагаемые Президентом РФ в проекте федерального закона о федеральном бюджете на конкретный год, а также принимает федеральные законы в области обороны (ст. 10 и 11 Закона РФ «О безопасности», ст. 5 Закона РФ «Об обороне», ст. 5 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

^ Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны.

- Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов.

- На Правительство РФ возлагается организация разработки и выполнения государственных программ вооружения и развития всего оборонного промышленного комплекса. (Конституция РФ, законодательство РФ и указы Президента Российской Федерации, в том числе ст. 10 и 11 Закона РФ «О безопасности», ст. 5 Закона РФ «Об обороне», ст. 6 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

^ Совет безопасности Российской Федерации.

- Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента России в области обеспечения безопасности.

- Совет безопасности РФ рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности. И несёт ответственность перед Федеральным Собранием Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

^ Совет обороны Российской Федерации.

Основными задачами аппарата Совета обороны являются:

- организационно-техническое обеспечение деятельности Совета обороны по реализации полномочий в области военного строительства и осуществлению важнейших решений Совета безопасности Российской Федерации по стратегическим вопросам оборонной политики;

- информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета обороны по текущим проблемам военного строительства и оборонной безопасности (Указ Президента РФ «О Совете обороны Российской Федерации» от 25. 07. 96 г. № 1102, Положение «Об аппарате Совета обороны Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ от 14. 08. 96 г. № 1174).

Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к воинской службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации;

- обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны;

- организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

- обеспечивают потребности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах в порядке, установленном законодательством в области обороны;

- обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей;

- участвуют в разработке и обеспечивают выполнение планов перевода (мобилизационных планов) органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий (ст. 6 Закона РФ «Об обороне»).

^ Функции предприятий, учреждений, организаций.

Предприятия, учреждения и организации (независимо от форм собственности):

- проводят мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

- при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

- выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов;

- предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные (исполняют военно-транспортную обязанность) и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

- выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

- организовывают и проводят мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

- обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

- осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени;

- создают мобилизационные органы или назначают работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники);

- разрабатывают мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

- осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 8 Закона РФ «Об обороне», ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

- Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

- Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности обязаны предоставить всю информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Только четкое исполнение обязанностей предприятиями и организациями в области обороны наряду с грамотным руководством позволит повысить уровень военной безопасности.

От военно-политического руководства России в решающей степени зависит проведение научно обоснованной, взвешенной военной политики, обеспечение осуществления необходимых мер в области военного сотрудничества с другими странами, оптимизации военной организации государства, создания военной силы, соответствующей современным реалиям.

* * *


Мы закончили изучение вопросов, связанных с военными, политическими, военно-техническими и экономическими основами военной доктрины Российской Федерации, познакомились с основными принципами, целями и тенденциями развития военного строительства.

После краха коммунизма у Востока и Запада сохраняются собственные несовпадающие интересы. Россия остается огромной ядерной державой, у нее есть региональные и стратегические, экономические и политические интересы, которые будут с неизбежностью вступать в противоречие с интересами государств Западной Европы, США и других стран. Россия не может совершить резкий скачок от восприятия Запада как источника абсолютного зла к его восприятию как источнику абсолютного добра: и то, и другое неприемлемо для великой державы. И России, и Западу предстоит еще определить свои интересы и разделяющие их противоречия.


Контрольные вопросы:


1. Внешние и внутренние источники военной опасности.

2. Цели военной политики Российской Федерации на современном этапе развития.

3. Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности.

4. Полномочия органов государственной власти в области обороны.

5. Функции органов исполнительной власти в области обороны.

6. Функции предприятий, учреждений, организаций в области обороны.



uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-laboratornij-praktikum-po-buhgalterskomu-uchetu-skvoznaya-zadacha-po-finansovomu-i-upravlencheskomu-uchyotu-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-lechebnaya-fizicheskaya-kultura-i-massazh-naimenovanie-disciplini.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-leksikologiya-anglijskogo-yazika-napravlenie-031100-62-lingvistika-stranica-5.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-leksikologiya-sovremennogo-russkogo-yazika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-lingvostranovedenie-i-stranovedenie-velikobritaniya-oop-0329a00-russkij-yazik-i-literatura-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-inostrannij-yazik.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-logika.html
  • assessments.bystrickaya.ru/desyataya-glava-sofi-ueston-idilliya-v-oksforde.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-sociolingvistiki.html
  • studies.bystrickaya.ru/kniga-prodolzhaet-seriyu-100-velikih-stranica-53.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshekulturnimi-ok-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-1-080200-menedzhment-1.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nashite-granici-bog-e-zhiv.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-16-prestupleniya-protiv-pravosudiya-gl-31-uk-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovnaya-pravo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-nauka-tehnika-i-kultura-metodicheskoe-posobie-dlya-podgotovki-k-seminarskim-zanyatiyam-po-kulturologii-dlya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ne-shurkova-3-4-petrozavodsk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/puti-povisheniya-effektivnosti-ispolzovaniya-osnovnih-sredstv-prup-tranzistor.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihoanaliz-o-lichnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/36-uborka-pridomovoj-territorii-organizaciya-uborki-territorii-pravila-i-normi-tehnicheskoj-ekspluatacii-zhilishnogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/ravnovesnij-elektrodnij-potencial-okruzhayushij-cheloveka-mir-materialen-i-nesmotrya-na-vse-bogatstvo-ego-proyavlenij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pasport-proekta-tvorcheskij-potencial-programma-razvitiya-centra-detskogo-yunosheskogo-tehnicheskogo-tvorchestva-ohta-2011.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-ekonomiko-matematicheskoe-modelirovanie-dlya-specialnosti-080105-finansi-i-kredit-080102-mirovaya-ekonomika-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistemi-s-fiksirovannoj-periodichnostyu-zakaza-logistika-zakupok.html
  • studies.bystrickaya.ru/iii-ingredienti-rezinovih-smesej-i-fiziko-himiya-fiziko-mehanicheskie-ispitaniya-kauchukov-i-rezin-i-ih-himicheskij-analiz.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prestupnost-v-rossii-i-zarubezhnih-stranah-sravnitelnij-analiz-chast-2.html
  • write.bystrickaya.ru/formi-kontrolya-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utka-cenoj-43-milliarda-rublej-gosduma-rf-monitoring-smi-4-aprelya-2007-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-kursa-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-220400-62-upravlenie-v-tehnicheskih-sistemah-uroven-podgotovki-bakalavr-stranica-19.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sifilis.html
  • composition.bystrickaya.ru/ostanaj-oblisi-bojinsha-memlekettk-krster-departamentn-sarikl-audani-bojinsha-memlekettk-krster-basarmasi-rmm-111600-indeks-ostanaj-oblisi-sarikl-audani-sarikl-k.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-ftora-i-ftorosoderzhashih-soedinenij-na-zdorove-naseleniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-principi-byudzhetnoj-sistemi-respubliki-kazahstan.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mnenie-kak-poznavatelnaya-forma-logiko-epistemologicheskij-analiz-i-t-kasavin-glavnij-redaktor-a-yu-antonovskij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-21-gopi-ocharovani-zvukami-flejti-a-ch-bhaktivedanta-svami-prabhupada-krishna-verhovnaya-lichnost-boga-istochnik.html
  • desk.bystrickaya.ru/otvet-na-zadachu-ii10-metodicheskoe-posobie-v-pomosh-dlya-obucheniya-notariusov-po-teme-sobstvennost-nedvizhimoe-imushestvo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prichudlivij-metod-ucheta-odurachennie-sluchajnostyu-skritaya-rol-shansa-na-rinkah-i-v-zhizni-m-internet-trejding-248-s.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-v-kotoroj-kniga-dlya-teh-kto-hochet-poluchat-otveti-a-maksimov-ne-molchi-ili-kniga-dlya-teh.html
  • report.bystrickaya.ru/harakteristika-strukturi-pochvennogo-pokrova-generalnij-plan-parfenevskogo-selskogo-poseleniya-parfenevskogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-referat-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/financeua-09042011-ukraincam-gotovyat-pensionnuyu-lovushku-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-11-aprelya-2011-goda.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-proektu-razrabotka-innovacionnih-modelej-i-metodologii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-rekomenduemoe-e-a-sorochan-otvetstvennij-ispolnitel-kand-tehn-nauk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.