.RU

Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным «многослойным»







Ю.Г.Волков И.В.Мостовая

СОЦИОЛОГИЯ

Под редакцией проф. В.И.Добренькова

Рекомендовано Министерством

общего и профессионального

образования Российской Федерации

в качестве учебника

МОСКВА 2001


для студентов высших учебных заведений



1

УДК 316(0758) ББК 60.5 В67

Рецензенты.

Д-р социологических наук, профессор Н С Слепцов, д-р философских наук, профессор В.Т Лисовский

Волков Ю.Г., Мостовая И.В.

В67 Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В И. Добренько-ва — М. Гардарики, 2001. — 432 с.

ISBN 5-8297-0061-1 (впер.)

Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным «многослойным» изложением, позволяющим последовательно и углубленно формировать тезаурус в области социологического зна­ния Содержание характеризуется современностью теоретических подходов и до­ступностью изложения сложнейших сюжетов динамично развивающейся науки, опорой на российский социокультурный контекст в области фактов и примеров, органичным включением теоретических достижений современной российской соци­ологии в тематическое изложение курса

В инновационном ключе осуществлено методическое обеспечение текста Б учеб­нике даны списки литературы, «портреты» социологов, представлен словарь специ­альных терминов и предусмотрены механизмы «свернутого» изложения и воспроиз­водства текста (смысловые таблицы)

11редназначен для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заве­дений

УДК 316(075.8) ББК 60.5

В оформлении переплета использован фрагмент картины «Golconde» Рене Магритпга (1953)

ISBN 5-8297-0061-1

©«Гардарики», 1999

© Волков Ю Г, Мостовая И В, 1998

OCR: Мельников А.С. (3.08.06)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленную книгу можно отнести к российским учебникам нового поколения В нем излагается современное социологическое знание, со всеми его сложностями и тонкостями, и в то же время форма изложения материала позволяет осваивать его достаточно легко. Вы увидите, что первые темы курса изложены так просто, что их с удовольствием полного понимания прочтут начинающие, не потеряв интереса. И материал повлечет их за собой, поскольку в тексте есть своя «интрига»: он не просто раскрывает систему понятий и дает практические сведения, но обращает их лично к читателю, живущему в России и получающему высшее образова­ние. Студенты — это ведь тоже «социальная группа», переходная к особому социальному состоянию, в котором знания становятся капиталом, инструментом и профессиональной монополией.

Наступает третье тысячелетие. Во всем мире происходят суще­ственные изменения в сфере труда, информации и власти. Обра­зование становится самостоятельным фактором глубоких социаль­ных и экономических перемен Высокообразованные люди явля­ются теперь не просто носителями лучших образцов национальной культуры, но и особым общественным потенциалом, без которого общество становится неконкурентоспособным.

Нынешние студенты, которые займут особую позицию в буду­щем российском и мировом обществе, должны быть не только профессионально подготовленными в избранной области, но и социально компетентными людьми, знающими законы социальной организации, развития общественных перемен, владеющими азами грамотного общения.

К этому их готовит, в том числе, данный учебник

5

ПРЕДИСЛОВИГ

Б нем реализован поступательный принцип обучения, переход от мнимо-упрощенного текста первых разделов ко все более углубляющимся и теоретически дифференцированным основным частям. Включение в каждую тему вопросов для самоконтроля, списков доступной студентам русскоязычной литературы, ориги­нальных по форме проведения практических занятий позволит существенно улучшить обеспечение учебного процесса и оживить его конкретное проведение.

Учебник имеет модульное построение и вариативный характер изложения. Почти во все темы включены разделы для «продвину­того» обучения. Это программа углубленного освоения истории социологии и триады научно-учебных «новелл», включенных в структуру изложения каждой темы. Большое количество вопросов, содержащихся в тексте, делает изложение по-настоящему про­блемным, заставляет думать, получать инсайты, проигрывать вари­анты развития практических ситуаций.

В учебнике, пожалуй, впервые преодолен барьер безлично-су­хого, чисто «академического» изложения основных тем, включен­ных в государственный образовательный стандарт России. Текст непосредственно апеллирует к личности студента, его социальному опыту, к той социокультурной ситуации, которую научно мы определяем как «актуальную» и «современную». Социология тем самым получает шанс превращения в личностно-ориентирован-ную, индивидуально востребованную и возможно даже любимую учебную дисциплину вузовского гуманитарного цикла.

В этой книге излагаются не столько «сведения», сколько техно­логии и механизмы социального управления, поведения и получе­ния нового знания. Поэтому учебник в хорошем смысле прагма­тичен

Содержание учебника тоже характеризуется инновационнос-тью. Авторы дают множество трактовок социальным процессам и фактам, и студенты имеют возможность прикоснуться к ткани живой научной мысли, а сам текст «играет» разнообразием под­ходов и объяснений. В этом плане можно сказать, что данный учебник отличается от остальных качественных российских и зарубежных пособий по социологии тем, что его высокая инфор­мационная насыщенность обеспечивает не только повышение

ПРЕДИСЛОВИЕ

социологической эрудиции, но и позволяет учиться самостоятельно и критично мыслить, грамотно и всесторонне изучать социальные процессы.

В 90-х гг. в России выпущен целый ряд учебников и учебных пособий по социологии, которые существенно обогащают возмож­ности качественного преподавания этой науки в современном вузе. В первую очередь, существенный вклад внесли переводные изда­ния: многократно апробированные в западных университетах учебники Э. Гидденса (Челябинск, 1991), Н. Смелзера (Москва, 1994), Д. Марковича (Москва, 1995), П. Штомпки (Москва, 1996), хрестоматии по зарубежной социологии (Москва, 1992), тексты американских социологов (Москва, 1994 и 1996), курс истории западной социологии (Санкт-Петербург, 1997), курс лекций по американской социологии (Екатеринбург-Бишкек, 1997). Позднее вышли: великолепно адаптированный и по-новому систематизированный материал в российских учебных пособиях С.С. Фролова (Москва, 1996 и 1997) и А.И. Кравченко (Москва, 1997, плюс хрестоматия и «Парадигмы и темы», в соавт.).

Самостоятельными явлениями в мире учебной социологической литературы стали учебник для вузов под редакцией Г.В. Осипова (Москва, 1996) и Антология русской классической социологии, составленная Д.С. Клементьевым и Л Н. Панковой (Москва, 1995): один из них продолжает ряд позитивных традиций совет­ской социологии и апеллирует в предложенных примерах к рос­сийской современности, а другой способствует возрождению клас­сической русской социологии, которая несмотря на длительный период забвения продолжает оставаться методологически совре­менной.

Среди значительного числа современных учебников и учебных пособий по социологии учебник профессоров Ростовского государ­ственного университета Ю.Г. Волкова и И.В. Мостовой отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным постро­ением текста, современным «многослойным» изложением, позво­ляющим последовательно и углубленно формировать тезаурус сту­дента в области социального знания, современностью теоретичес­ких подходов и умением доступно излагать сложнейшие методо­логические и теоретические сюжеты этой динамично развиваю-

7

ПРЕДИСЛОВИЕ

щеися науки, постоянной опорой на российский социокультурный контекст в области фактов и примеров, органичным включением теоретических достижений современной российской социологии в тематическое изложение материалов курса.

Авторам учебника удалось решить и понятно изложить на дидактическом уровне наиболее сложные и дискуссионные про­блемы науки: ее предмет, методологические парадигмы, познава­тельные возможности разных методов, современные теории обще­ства, социальной организации, личности и социальной культуры. В инновационном ключе решено «аппаратное» обеспечение текста. Помимо вопросов для самоподготовки, списков литературы, «про­двинутых» (учебно-научных) дополнений к основному изложению тем, «портретов» социологов и словника иноязычной социологи­ческой терминологии в учебник включены семь форм проведения практических занятий, расположенные по принципу комплемен­тарное™ к материалам конкретной темы: это коллоквиум по русской социологии, дискуссионный центр, социоматрица, деловая игра, социодрама, семинар и конференция. Все это делает учебник незаурядным, и возможно, наиболее удачным на сегодняшний день.

Декдн социологического факультета МГУ,

доктор философских наук

профессор В И Добрсньков

ВВЕДЕНИЕ

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Органи­зация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об уст­ройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.

Много тысячелетий назад китайские мудрецы советовали своим властителям: «Держи народ в сытости и невежестве — тогда будет процветать государство». Рационалистическое мышление совре­менной цивилизации гораздо более витиеватым и лукавым путем пришло к обоснованию подобного вывода. Великий социолог Т. Парсонс в своей системной модели функционального устройства общества фактически обосновал, что «умные управляют сильны­ми» , т е. те, кто обладает нужными знаниями, распоряжается ресурсами тех, кто владеет навыками и умениями.

Человек, способный осознать и на практике проверить подоб­ный вывод (жизненный опыт многих людей сплошь состоит из таких подтверждений), весьма значимо воспринимает фразу: «Кто владеет информацией — владеет миром». Иными словами, в социологической интерпретации значение гуманитарного обра­зования приобретает особый — весьма прагматический — цен­ностный смысл, а социальная компетентность человека рассмат­ривается как несомненный, чрезвычайно весомый индивидуальный

ВВЕДЕНИЕ

капитал, обладатель которого вооружен магической формулой: Знать — чтобы значить.

Социальная значимость людей является эквивалентом их обще­ственного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей куль­туры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддер­жания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому современная социология такое большое вни­мание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное, и бессознательное поведение подавляющего большинства людей.

Представляя собой обширную, постоянно развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организа­ций, событий и явлений, социология совершенствует искусство познания коллективной человеческой природы, строения социаль­ных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации (объясне­нии, трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика и в разных ее аспектах может рассматриваться как:

наука,

искусство,

технология.

Виртуозы социальных отношений и тем более социальные технологи обладают навыками, которые наиболее высоко ценятся в любом обществе. Зачастую их способности — интуитивный дар, своеобразное проявление гениальности. Однако и гению надо помочь развиться. Учебный курс социологии предназначен для

10

ВВЕДЕНИИ

«начинающих» — только вступающих в мир систематизированно­го научного знания об окружающей социальной реальности, и заинтересованных дилетантов на этом пути ждет множество ин­тересных, а возможно, и полезных для жизни открытий.

Почему социология?

Социология — это тот учебный предмет, по которому, в принци­пе, можно ставить «зачет», еще не начиная курса. Мы впитываем, обобщаем и практикуем социальные знания всю жизнь, делимся ими, строим на них свои жизненные программы. В общем, в душе мы все считаем себя профессорами, а социальное обучение — необязательным занятием, «данью вежливости», "игрой.

Интерес к любым знаниям может формироваться в разных плоскостях: «эстетической» или «прагматической». Те, кто увлечен социальным познанием как искусством, не ждут весомых аргумен­тов о необходимости изучать социологию — им нравится узнавать о мире людей больше. Те, кого привлекает польза от полученных знаний, тоже могут быть спокойны за потраченное время на эти толстые (но нескучные) книжки. Ничего более фундаментального и прагматичного, чем информация о самой актуальной для чело­века среде — общественном пространстве и социальном време­ни, — нельзя и придумать.

Конечно, каждый из нас достигал социальных успехов и без специальной подготовки Но именно такие победы делают людей заложниками выработанных стереотипов и очень часто сталкивают друг с другом «академика по котам» и «академика по китам», которые не готовы оперативно осмыслить и эффективно отреаги­ровать на новые социальные обстоятельства и явления, найти общий язык с партнерами в решении насущных проблем.

Информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь общественные нормы, связи и отношения, по каким правилам строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника. Конечно, мы самостоятельно (в оптимальном случае) определяем, куда держать путь и двигаться ли с места вообще. Мы можем интеллектуально «зажмуриться» и жить по наитию, позволяя обстоятельствам

11

ВВЕДЕНИЕ

играть своей судьбой и не держать ответа за результат. Тогда эта предельно обобщенная и краткая «социология» будет представлять собой всего лишь вспомогательный конспект, который можно с облегчением навсегда закрыть после экзамена.

Человек не может знать все обо всем. Но он может знать достаточно. Социология даже в ее усеченном дидактическом во­площении помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний, которыми посвященные могут распорядиться по-своему. Каждый волен оставаться заложником собственного ограниченно­го пространства, однако желающие могут и испытать «чувство полета», и посмотреть на собственную жизненную траекторию «с птичьего полета» современной социальной теории.

ТЕМА 1

Очень короткая история социологии

История социологии действительно очень коротка — всего полтора века, — и изложена она будет весьма схематично (только чтобы ухватить в общих чертах, как шло дело и почему). Как самостоятельная наука с собственным полем деятельности и оригинальными представлениями о том, каким образом надо изучать свой предмет, социология сформиро­валась относительно недавно. Связано это с тем, что объект новой науки — общество современного (модерного) типа, возникшее и пер­воначально развивавшееся в Европе, совершенно не вписывалось в тра­диционные социально-философские построения и потому его становле­ние не поддавалось рациональной трактовке, необходимому предвиде­нию. С возникновением индустриальной цивилизации изменились образ жизни и привычные связи между общественными группами, произошло перераспределение власти и влияния, коренным образом усложнилась система социального управления. Сложившиеся ранее представления об общественном устройстве были подвергнуты пересмотру.

Хотя древние цивилизации и молодая европейская (античная) куль­тура имели развитые понятийные системы о «правильной» социальной организации и принципах государственности, лишь в Новое время были поставлены вопросы о личности и едином общественном организме, революционным образом переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства. Классические представления о природе человека и социальном устройстве не были опровергнуты новой общест­венной реальностью, но они оказались недостаточными в объяснении этого особого человеческого мира, в котором были установлены неизвест­ные доныне правила игры.

13

ТсM.i 1 ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Наука, которая «неприлично молода»

Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объ­единить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.

Иными словами, социология возникала в претензии: на изуче­ние общества как целостной системы; изучение общества позитив­ным (научно-инструментальным) методом.

Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодей­ствия.

Через довольно короткий период времени социологи (еще в прошлом веке) поняли, что могут:

Почему? Да потому, что до сих нор нет такого компьютера, который удерживал бы в памяти и успевал обрабатывать все социальные события и факты даже в отдельно взятом сообществе, и нет такого научного коллектива, который бы удовлетворительно объяснил, как устроено общество и почему в нем происходят те или иные события. Проще говоря, наши средства и возможности менее развиты, чем наши устремления и познавательные амбиции.

«Гнусные эмпирики, пошлые схоласты»

На проблему «раздвоения цели»: либо сохранить предмет изуче­ния (общество как целостная система), либо — метод (научный анализ и верификация, т.е. практическое подтверждение научных

14

ЗАОЧНЫЙ СПОР О «ЗАКОНАХ ПЕРСПЕКТИВЫ»

выводов), социология отреагировала весьма остроумно: возникли две социологии — академическая (философствующая — именно ее в основном преподают студентам) и прикладная (с научным аппаратом для изучения конкретных социальных событий и фактов). Обывателям лучше известна «вторая» социология — кто же не слышал про «человека с анкетами» и «социологические опросы» ?

«Теоретики» и «прикладники», как и в любой другой науке, относятся друг к другу с непониманием и подозрительностью:

Так прозвучали бы их взаимные оценки в переводе с профес­сиональной гладкой речи на сочный полужаргонный язык профес­сорских «курилок».

Эти две социологии обособленно развиваются до сих пор, и только во второй половине нашего века стали предприниматься серьезные попытки их объединения. Одна из них, можно сказать, завершилась относительно успешно — с возникновением теорий среднего уровня, которые описывают развитие локальных социаль­ных объектов (отдельных процессов и явлений) методом теорети­ческого обобщения накопленных точных фактов.

Заочный спор о «законах перспективы»

Рассматривая социологию как искусство познания социальной реальности, мы не можем игнорировать вопрос о канонах (тради­циях) теоретического отображения накопленных знаний. Тем более что точки в этом историческом споре еще не расставлены.

Социология формировалась, можно сказать, альтернативным путем: отвергая философские методы, она разделяла обобщенный подход к предмету и, отрицая психологические «частности», пере­нимала точный инструментарий исследования человеческих отно-, шений и группового поведения. Новую область знания ученые создавали, отталкиваясь от «недостатков» давно сложившихся наук.

Это было время становления и развития промышленного производства, формирования национальной государственности,

15

Те мл 1 OHFHb КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

гражданского общества в Европе и Америке. Это было время ', социальных революции. На фоне колоссальных перемен в обще­ственном устройстве и образе жизни становилось ясно, как: незначителен и жалок отдельный человек в обществе, где «овцы поедают людей» и падают отрубленные головы монархов Со­циология вырастала на методологических основах социоцент-^ ризма.

«Единица — вздор, единица — ноль...» — так просто и понят­но сформулировал суть социоцентризма В. Маяковский.

Обществоведы обоснованно считали, что предмет их изу­чения — «общество» — больше и важнее «человека», оно опре­деляет его путь и судьбу, а не наоборот Общество (целое) несводимо к своим частям (людям), оно существует и развивается по самостоятельным законам, которые и должна изучать социоло­гия

Но прошло время, и за концептуальным фасадом социоцент-рических теорий обнаружилась пустота и оторванность от реаль­ной жизни: ведь если «единицы» считать «нулями», то теория никогда не сойдется с практикой. Социология стала гуманизиро­ваться, опираясь на человека центрированные подходы.

Этому способствовало изменение самих социальных отноше­ний, которые в современную эпоху выявили прагматическую ценность отдельного человека, рассматриваемого как «важнейший ресурс» общественного (в том числе производственного, экономи­ческого) развития. Нравственная, духовная и творческая значи­мость личности была подтверждена соображениями практической целесообразности — ив стратегиях развития современных соци­альных систем сформировался заказ на «гуманизм», «мягкие» технологии социального управления, «человекоориентированную» идеологию.

О том, что «первично» (более важно): общество или лич­ность, — социологи спорят до сих пор, поэтому надо различать: социоцентрированные теории и человекоцентрированные теории, признавая, что истина лежит, видимо, посередине; просто методы научного абстрагирования не позволяют передать живую и неуло­вимую «светотень» социальной действительности.

16

ДВА УРОВНЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКО10 АНАЛИЗА

Два уровня социологического анализа

Поскольку в недрах академической социологии продолжало суще­ствовать «раздвоение» стихий: «взлетные» исследователи устрем­лялись в социально-философские выси, а «приземленные» углубля­лись в изучение социально-психологических корней, — сформиро­вались два уровня социологических обобщений, которые относи­тельно разделены и в современной науке:

Если попытаться пояснить различие между этими двумя под­ходами, то можно сопоставить их базовые понятия: общество — группа, власть — лидерство, норма — стереотип, революция — девиация и т.п.

Макросоциология и микросоциология изучают соответственно, как живет, по каким законам развивается общество и как живут в нем и влияют на остальных и на все общество в целом люди, объединившиеся друг с другом.

Таким образом, одни социологи, которые мысленным взором «парят» над обществом, изучая его основные пропорции, систем­ные состояния и проблемы, и другие социологи, буквально «ползаю­щие» со своими «социоскопами» по «полю» реальных отношений и взаимодействий, исследуя микроскопическую ткань групповых и межличностных связей общества, выполняют тяжелый, но продук­тивный труд по добыче нового знания о нашем человеческом мире.

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-intermedialnaya-poetika-russkoj-literaturi.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inzhenernaya-zashita-okruzhayushej-sredi.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-issledovanie-operacij-specialnost-050202-65-informatika-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-050201-65-matematika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-issledovanie-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-dizajna-nauki-i-tehniki-obrazovatelnaya-professionalnaya-programma-opp.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran-dlya-studentov-napravleniya-yurisprudenciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iran-poshel-na-neustupku-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/21osobennosti-uchebnoj-deyatelnosti-shpargalka-po-pedagogicheskoj-psihologii-nataliya-aleksandrovna-bogachkina.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-kafedri-matematicheskoe-modelirovanie-processov-i-tehnologij-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realizaciya-obrazovatelnoj-oblasti-hudozhestvennoe-tvorchestvo-v-raznih-vozrastnih-gruppah.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proektirovanie-kurs-lekcij-sostavitel-sorkina-v-e-oglavlenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-transportnoe-obespechenie-v-turizme-100103-65-socialno-kulturnij-servis-i-turizm.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-perevoda-frazeologizmov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/conclusion-p76-primenenie-ikt-v-visshem-obrazovanii-stran-sng-i-baltii-tekushee-sostoyanie-problemi-i-perspektivi-razvitiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nikolaj-ii-poslednij-russkij-car-chast-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-kursu-izuchenie-fizicheskih-yavlenij-i-processov-v-mehanike-gidrostatike-i-molekulyarnoj-fizike-dlya-master-klassa-fizika-i-poznanie-mira.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-veroyatnosti-antikrizisnogo-upravleniya-na-primere-ooo-tomskaya-lesopromishlennaya-kompaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-estestvenno-matematicheskogo-obrazovaniya-licenziya-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-obrazovaniya-i-nauki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-svyashennoe-pisanie-vethogo-zaveta.html
  • writing.bystrickaya.ru/audit-kreditnih-operacij-chast-9.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-odnogo-spektaklya-sergej-yurskij-kto-derzhit-pauzu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-dlya-rieltora-v-v-tkachenko-v-a-zimin-s-v-tkachenko.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anatolij-azolskij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-stranica-14.html
  • studies.bystrickaya.ru/informacionnoe-intervyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/adres-elektronnoj-torgovoj-ploshadki.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-primeneniyu-balno-rejtingovoj-sistemi-ocenki-raboti-studentov.html
  • write.bystrickaya.ru/g-v-osipov-otvetstvennij-redaktor-akademik-ran-doktor-filosofskih-nauk-professor-stranica-24.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-proizvodnie-finansovie-instrumenti.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-o-samoobsledovanii-struktura-podgotovki-specialistov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-10-sentyabrya-2009-g-n-720-ob-utverzhdenii-tehnicheskogo-reglamenta-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-v-red-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-10-09-2010-n-706-stranica-18.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhizn-vne-realnosti-gejl-shihi.html
  • learn.bystrickaya.ru/frazeologiya-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-050300-filologicheskoe-obrazovanie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-poryadok-rascheta-moskomarhitektura-posobie-k-mgsn-01-99-energosberezhenie-v-zdaniyah.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-slovo-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-73-sostavlenie-obosnovanij-polozhenij-shemi-territorialnogo-planirovaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaregistrirovana-otdelom-gosudarstveknnogo-pozharnogo-nadzora-po-g-astrahani.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bersenyova-svetlana-valentinovna.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-igri-inih-nominanti-napremiyudyurandal-zaosveshenie-ri-soobshestva-vsredstvah-massovoj-informacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publika-chto-takoe-yumor-i-pochemu-on-razvilsya-kak-populyarnij-zhanr-v-russkoj-literature-nachala-hh-veka.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-e-hapman-i-a-pogorelova-15-marta-2012-goda-15.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.