Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным «многослойным»
.RU

Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным «многослойным»







Ю.Г.Волков И.В.Мостовая

СОЦИОЛОГИЯ

Под редакцией проф. В.И.Добренькова

Рекомендовано Министерством

общего и профессионального

образования Российской Федерации

в качестве учебника

МОСКВА 2001


для студентов высших учебных заведений



1

УДК 316(0758) ББК 60.5 В67

Рецензенты.

Д-р социологических наук, профессор Н С Слепцов, д-р философских наук, профессор В.Т Лисовский

Волков Ю.Г., Мостовая И.В.

В67 Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В И. Добренько-ва — М. Гардарики, 2001. — 432 с.

ISBN 5-8297-0061-1 (впер.)

Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным «многослойным» изложением, позволяющим последовательно и углубленно формировать тезаурус в области социологического зна­ния Содержание характеризуется современностью теоретических подходов и до­ступностью изложения сложнейших сюжетов динамично развивающейся науки, опорой на российский социокультурный контекст в области фактов и примеров, органичным включением теоретических достижений современной российской соци­ологии в тематическое изложение курса

В инновационном ключе осуществлено методическое обеспечение текста Б учеб­нике даны списки литературы, «портреты» социологов, представлен словарь специ­альных терминов и предусмотрены механизмы «свернутого» изложения и воспроиз­водства текста (смысловые таблицы)

11редназначен для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заве­дений

УДК 316(075.8) ББК 60.5

В оформлении переплета использован фрагмент картины «Golconde» Рене Магритпга (1953)

ISBN 5-8297-0061-1

©«Гардарики», 1999

© Волков Ю Г, Мостовая И В, 1998

OCR: Мельников А.С. (3.08.06)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленную книгу можно отнести к российским учебникам нового поколения В нем излагается современное социологическое знание, со всеми его сложностями и тонкостями, и в то же время форма изложения материала позволяет осваивать его достаточно легко. Вы увидите, что первые темы курса изложены так просто, что их с удовольствием полного понимания прочтут начинающие, не потеряв интереса. И материал повлечет их за собой, поскольку в тексте есть своя «интрига»: он не просто раскрывает систему понятий и дает практические сведения, но обращает их лично к читателю, живущему в России и получающему высшее образова­ние. Студенты — это ведь тоже «социальная группа», переходная к особому социальному состоянию, в котором знания становятся капиталом, инструментом и профессиональной монополией.

Наступает третье тысячелетие. Во всем мире происходят суще­ственные изменения в сфере труда, информации и власти. Обра­зование становится самостоятельным фактором глубоких социаль­ных и экономических перемен Высокообразованные люди явля­ются теперь не просто носителями лучших образцов национальной культуры, но и особым общественным потенциалом, без которого общество становится неконкурентоспособным.

Нынешние студенты, которые займут особую позицию в буду­щем российском и мировом обществе, должны быть не только профессионально подготовленными в избранной области, но и социально компетентными людьми, знающими законы социальной организации, развития общественных перемен, владеющими азами грамотного общения.

К этому их готовит, в том числе, данный учебник

5

ПРЕДИСЛОВИГ

Б нем реализован поступательный принцип обучения, переход от мнимо-упрощенного текста первых разделов ко все более углубляющимся и теоретически дифференцированным основным частям. Включение в каждую тему вопросов для самоконтроля, списков доступной студентам русскоязычной литературы, ориги­нальных по форме проведения практических занятий позволит существенно улучшить обеспечение учебного процесса и оживить его конкретное проведение.

Учебник имеет модульное построение и вариативный характер изложения. Почти во все темы включены разделы для «продвину­того» обучения. Это программа углубленного освоения истории социологии и триады научно-учебных «новелл», включенных в структуру изложения каждой темы. Большое количество вопросов, содержащихся в тексте, делает изложение по-настоящему про­блемным, заставляет думать, получать инсайты, проигрывать вари­анты развития практических ситуаций.

В учебнике, пожалуй, впервые преодолен барьер безлично-су­хого, чисто «академического» изложения основных тем, включен­ных в государственный образовательный стандарт России. Текст непосредственно апеллирует к личности студента, его социальному опыту, к той социокультурной ситуации, которую научно мы определяем как «актуальную» и «современную». Социология тем самым получает шанс превращения в личностно-ориентирован-ную, индивидуально востребованную и возможно даже любимую учебную дисциплину вузовского гуманитарного цикла.

В этой книге излагаются не столько «сведения», сколько техно­логии и механизмы социального управления, поведения и получе­ния нового знания. Поэтому учебник в хорошем смысле прагма­тичен

Содержание учебника тоже характеризуется инновационнос-тью. Авторы дают множество трактовок социальным процессам и фактам, и студенты имеют возможность прикоснуться к ткани живой научной мысли, а сам текст «играет» разнообразием под­ходов и объяснений. В этом плане можно сказать, что данный учебник отличается от остальных качественных российских и зарубежных пособий по социологии тем, что его высокая инфор­мационная насыщенность обеспечивает не только повышение

ПРЕДИСЛОВИЕ

социологической эрудиции, но и позволяет учиться самостоятельно и критично мыслить, грамотно и всесторонне изучать социальные процессы.

В 90-х гг. в России выпущен целый ряд учебников и учебных пособий по социологии, которые существенно обогащают возмож­ности качественного преподавания этой науки в современном вузе. В первую очередь, существенный вклад внесли переводные изда­ния: многократно апробированные в западных университетах учебники Э. Гидденса (Челябинск, 1991), Н. Смелзера (Москва, 1994), Д. Марковича (Москва, 1995), П. Штомпки (Москва, 1996), хрестоматии по зарубежной социологии (Москва, 1992), тексты американских социологов (Москва, 1994 и 1996), курс истории западной социологии (Санкт-Петербург, 1997), курс лекций по американской социологии (Екатеринбург-Бишкек, 1997). Позднее вышли: великолепно адаптированный и по-новому систематизированный материал в российских учебных пособиях С.С. Фролова (Москва, 1996 и 1997) и А.И. Кравченко (Москва, 1997, плюс хрестоматия и «Парадигмы и темы», в соавт.).

Самостоятельными явлениями в мире учебной социологической литературы стали учебник для вузов под редакцией Г.В. Осипова (Москва, 1996) и Антология русской классической социологии, составленная Д.С. Клементьевым и Л Н. Панковой (Москва, 1995): один из них продолжает ряд позитивных традиций совет­ской социологии и апеллирует в предложенных примерах к рос­сийской современности, а другой способствует возрождению клас­сической русской социологии, которая несмотря на длительный период забвения продолжает оставаться методологически совре­менной.

Среди значительного числа современных учебников и учебных пособий по социологии учебник профессоров Ростовского государ­ственного университета Ю.Г. Волкова и И.В. Мостовой отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным постро­ением текста, современным «многослойным» изложением, позво­ляющим последовательно и углубленно формировать тезаурус сту­дента в области социального знания, современностью теоретичес­ких подходов и умением доступно излагать сложнейшие методо­логические и теоретические сюжеты этой динамично развиваю-

7

ПРЕДИСЛОВИЕ

щеися науки, постоянной опорой на российский социокультурный контекст в области фактов и примеров, органичным включением теоретических достижений современной российской социологии в тематическое изложение материалов курса.

Авторам учебника удалось решить и понятно изложить на дидактическом уровне наиболее сложные и дискуссионные про­блемы науки: ее предмет, методологические парадигмы, познава­тельные возможности разных методов, современные теории обще­ства, социальной организации, личности и социальной культуры. В инновационном ключе решено «аппаратное» обеспечение текста. Помимо вопросов для самоподготовки, списков литературы, «про­двинутых» (учебно-научных) дополнений к основному изложению тем, «портретов» социологов и словника иноязычной социологи­ческой терминологии в учебник включены семь форм проведения практических занятий, расположенные по принципу комплемен­тарное™ к материалам конкретной темы: это коллоквиум по русской социологии, дискуссионный центр, социоматрица, деловая игра, социодрама, семинар и конференция. Все это делает учебник незаурядным, и возможно, наиболее удачным на сегодняшний день.

Декдн социологического факультета МГУ,

доктор философских наук

профессор В И Добрсньков

ВВЕДЕНИЕ

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Органи­зация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об уст­ройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.

Много тысячелетий назад китайские мудрецы советовали своим властителям: «Держи народ в сытости и невежестве — тогда будет процветать государство». Рационалистическое мышление совре­менной цивилизации гораздо более витиеватым и лукавым путем пришло к обоснованию подобного вывода. Великий социолог Т. Парсонс в своей системной модели функционального устройства общества фактически обосновал, что «умные управляют сильны­ми» , т е. те, кто обладает нужными знаниями, распоряжается ресурсами тех, кто владеет навыками и умениями.

Человек, способный осознать и на практике проверить подоб­ный вывод (жизненный опыт многих людей сплошь состоит из таких подтверждений), весьма значимо воспринимает фразу: «Кто владеет информацией — владеет миром». Иными словами, в социологической интерпретации значение гуманитарного обра­зования приобретает особый — весьма прагматический — цен­ностный смысл, а социальная компетентность человека рассмат­ривается как несомненный, чрезвычайно весомый индивидуальный

ВВЕДЕНИЕ

капитал, обладатель которого вооружен магической формулой: Знать — чтобы значить.

Социальная значимость людей является эквивалентом их обще­ственного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей куль­туры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддер­жания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому современная социология такое большое вни­мание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное, и бессознательное поведение подавляющего большинства людей.

Представляя собой обширную, постоянно развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организа­ций, событий и явлений, социология совершенствует искусство познания коллективной человеческой природы, строения социаль­ных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации (объясне­нии, трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика и в разных ее аспектах может рассматриваться как:

наука,

искусство,

технология.

Виртуозы социальных отношений и тем более социальные технологи обладают навыками, которые наиболее высоко ценятся в любом обществе. Зачастую их способности — интуитивный дар, своеобразное проявление гениальности. Однако и гению надо помочь развиться. Учебный курс социологии предназначен для

10

ВВЕДЕНИИ

«начинающих» — только вступающих в мир систематизированно­го научного знания об окружающей социальной реальности, и заинтересованных дилетантов на этом пути ждет множество ин­тересных, а возможно, и полезных для жизни открытий.

Почему социология?

Социология — это тот учебный предмет, по которому, в принци­пе, можно ставить «зачет», еще не начиная курса. Мы впитываем, обобщаем и практикуем социальные знания всю жизнь, делимся ими, строим на них свои жизненные программы. В общем, в душе мы все считаем себя профессорами, а социальное обучение — необязательным занятием, «данью вежливости», "игрой.

Интерес к любым знаниям может формироваться в разных плоскостях: «эстетической» или «прагматической». Те, кто увлечен социальным познанием как искусством, не ждут весомых аргумен­тов о необходимости изучать социологию — им нравится узнавать о мире людей больше. Те, кого привлекает польза от полученных знаний, тоже могут быть спокойны за потраченное время на эти толстые (но нескучные) книжки. Ничего более фундаментального и прагматичного, чем информация о самой актуальной для чело­века среде — общественном пространстве и социальном време­ни, — нельзя и придумать.

Конечно, каждый из нас достигал социальных успехов и без специальной подготовки Но именно такие победы делают людей заложниками выработанных стереотипов и очень часто сталкивают друг с другом «академика по котам» и «академика по китам», которые не готовы оперативно осмыслить и эффективно отреаги­ровать на новые социальные обстоятельства и явления, найти общий язык с партнерами в решении насущных проблем.

Информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь общественные нормы, связи и отношения, по каким правилам строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника. Конечно, мы самостоятельно (в оптимальном случае) определяем, куда держать путь и двигаться ли с места вообще. Мы можем интеллектуально «зажмуриться» и жить по наитию, позволяя обстоятельствам

11

ВВЕДЕНИЕ

играть своей судьбой и не держать ответа за результат. Тогда эта предельно обобщенная и краткая «социология» будет представлять собой всего лишь вспомогательный конспект, который можно с облегчением навсегда закрыть после экзамена.

Человек не может знать все обо всем. Но он может знать достаточно. Социология даже в ее усеченном дидактическом во­площении помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний, которыми посвященные могут распорядиться по-своему. Каждый волен оставаться заложником собственного ограниченно­го пространства, однако желающие могут и испытать «чувство полета», и посмотреть на собственную жизненную траекторию «с птичьего полета» современной социальной теории.

ТЕМА 1

Очень короткая история социологии

История социологии действительно очень коротка — всего полтора века, — и изложена она будет весьма схематично (только чтобы ухватить в общих чертах, как шло дело и почему). Как самостоятельная наука с собственным полем деятельности и оригинальными представлениями о том, каким образом надо изучать свой предмет, социология сформиро­валась относительно недавно. Связано это с тем, что объект новой науки — общество современного (модерного) типа, возникшее и пер­воначально развивавшееся в Европе, совершенно не вписывалось в тра­диционные социально-философские построения и потому его становле­ние не поддавалось рациональной трактовке, необходимому предвиде­нию. С возникновением индустриальной цивилизации изменились образ жизни и привычные связи между общественными группами, произошло перераспределение власти и влияния, коренным образом усложнилась система социального управления. Сложившиеся ранее представления об общественном устройстве были подвергнуты пересмотру.

Хотя древние цивилизации и молодая европейская (античная) куль­тура имели развитые понятийные системы о «правильной» социальной организации и принципах государственности, лишь в Новое время были поставлены вопросы о личности и едином общественном организме, революционным образом переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства. Классические представления о природе человека и социальном устройстве не были опровергнуты новой общест­венной реальностью, но они оказались недостаточными в объяснении этого особого человеческого мира, в котором были установлены неизвест­ные доныне правила игры.

13

ТсM.i 1 ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Наука, которая «неприлично молода»

Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объ­единить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.

Иными словами, социология возникала в претензии: на изуче­ние общества как целостной системы; изучение общества позитив­ным (научно-инструментальным) методом.

Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодей­ствия.

Через довольно короткий период времени социологи (еще в прошлом веке) поняли, что могут:

Почему? Да потому, что до сих нор нет такого компьютера, который удерживал бы в памяти и успевал обрабатывать все социальные события и факты даже в отдельно взятом сообществе, и нет такого научного коллектива, который бы удовлетворительно объяснил, как устроено общество и почему в нем происходят те или иные события. Проще говоря, наши средства и возможности менее развиты, чем наши устремления и познавательные амбиции.

«Гнусные эмпирики, пошлые схоласты»

На проблему «раздвоения цели»: либо сохранить предмет изуче­ния (общество как целостная система), либо — метод (научный анализ и верификация, т.е. практическое подтверждение научных

14

ЗАОЧНЫЙ СПОР О «ЗАКОНАХ ПЕРСПЕКТИВЫ»

выводов), социология отреагировала весьма остроумно: возникли две социологии — академическая (философствующая — именно ее в основном преподают студентам) и прикладная (с научным аппаратом для изучения конкретных социальных событий и фактов). Обывателям лучше известна «вторая» социология — кто же не слышал про «человека с анкетами» и «социологические опросы» ?

«Теоретики» и «прикладники», как и в любой другой науке, относятся друг к другу с непониманием и подозрительностью:

Так прозвучали бы их взаимные оценки в переводе с профес­сиональной гладкой речи на сочный полужаргонный язык профес­сорских «курилок».

Эти две социологии обособленно развиваются до сих пор, и только во второй половине нашего века стали предприниматься серьезные попытки их объединения. Одна из них, можно сказать, завершилась относительно успешно — с возникновением теорий среднего уровня, которые описывают развитие локальных социаль­ных объектов (отдельных процессов и явлений) методом теорети­ческого обобщения накопленных точных фактов.

Заочный спор о «законах перспективы»

Рассматривая социологию как искусство познания социальной реальности, мы не можем игнорировать вопрос о канонах (тради­циях) теоретического отображения накопленных знаний. Тем более что точки в этом историческом споре еще не расставлены.

Социология формировалась, можно сказать, альтернативным путем: отвергая философские методы, она разделяла обобщенный подход к предмету и, отрицая психологические «частности», пере­нимала точный инструментарий исследования человеческих отно-, шений и группового поведения. Новую область знания ученые создавали, отталкиваясь от «недостатков» давно сложившихся наук.

Это было время становления и развития промышленного производства, формирования национальной государственности,

15

Те мл 1 OHFHb КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

гражданского общества в Европе и Америке. Это было время ', социальных революции. На фоне колоссальных перемен в обще­ственном устройстве и образе жизни становилось ясно, как: незначителен и жалок отдельный человек в обществе, где «овцы поедают людей» и падают отрубленные головы монархов Со­циология вырастала на методологических основах социоцент-^ ризма.

«Единица — вздор, единица — ноль...» — так просто и понят­но сформулировал суть социоцентризма В. Маяковский.

Обществоведы обоснованно считали, что предмет их изу­чения — «общество» — больше и важнее «человека», оно опре­деляет его путь и судьбу, а не наоборот Общество (целое) несводимо к своим частям (людям), оно существует и развивается по самостоятельным законам, которые и должна изучать социоло­гия

Но прошло время, и за концептуальным фасадом социоцент-рических теорий обнаружилась пустота и оторванность от реаль­ной жизни: ведь если «единицы» считать «нулями», то теория никогда не сойдется с практикой. Социология стала гуманизиро­ваться, опираясь на человека центрированные подходы.

Этому способствовало изменение самих социальных отноше­ний, которые в современную эпоху выявили прагматическую ценность отдельного человека, рассматриваемого как «важнейший ресурс» общественного (в том числе производственного, экономи­ческого) развития. Нравственная, духовная и творческая значи­мость личности была подтверждена соображениями практической целесообразности — ив стратегиях развития современных соци­альных систем сформировался заказ на «гуманизм», «мягкие» технологии социального управления, «человекоориентированную» идеологию.

О том, что «первично» (более важно): общество или лич­ность, — социологи спорят до сих пор, поэтому надо различать: социоцентрированные теории и человекоцентрированные теории, признавая, что истина лежит, видимо, посередине; просто методы научного абстрагирования не позволяют передать живую и неуло­вимую «светотень» социальной действительности.

16

ДВА УРОВНЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКО10 АНАЛИЗА

Два уровня социологического анализа

Поскольку в недрах академической социологии продолжало суще­ствовать «раздвоение» стихий: «взлетные» исследователи устрем­лялись в социально-философские выси, а «приземленные» углубля­лись в изучение социально-психологических корней, — сформиро­вались два уровня социологических обобщений, которые относи­тельно разделены и в современной науке:

Если попытаться пояснить различие между этими двумя под­ходами, то можно сопоставить их базовые понятия: общество — группа, власть — лидерство, норма — стереотип, революция — девиация и т.п.

Макросоциология и микросоциология изучают соответственно, как живет, по каким законам развивается общество и как живут в нем и влияют на остальных и на все общество в целом люди, объединившиеся друг с другом.

Таким образом, одни социологи, которые мысленным взором «парят» над обществом, изучая его основные пропорции, систем­ные состояния и проблемы, и другие социологи, буквально «ползаю­щие» со своими «социоскопами» по «полю» реальных отношений и взаимодействий, исследуя микроскопическую ткань групповых и межличностных связей общества, выполняют тяжелый, но продук­тивный труд по добыче нового знания о нашем человеческом мире.

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-intermedialnaya-poetika-russkoj-literaturi.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inzhenernaya-zashita-okruzhayushej-sredi.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-issledovanie-operacij-specialnost-050202-65-informatika-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-050201-65-matematika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-issledovanie-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-dizajna-nauki-i-tehniki-obrazovatelnaya-professionalnaya-programma-opp.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran-dlya-studentov-napravleniya-yurisprudenciya.html
  • write.bystrickaya.ru/gazeta-chernogorskij-rabochij-znamenatelnie-i-pamyatnie-dati.html
  • studies.bystrickaya.ru/4-mehanizmi-monitoringa-plan-realizacii-strategii-regionalnogo-razvitiya-avtonomnoj-respubliki-krim.html
  • education.bystrickaya.ru/2-ischeznoveniya-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-professionalno-ekologicheskoj-kompetentnosti-studentov-budushih-specialistov-truboprovodnogo-transporta-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-prinimaem-racionalizatorskie-i-novatorskie-predlozheniya-oplatu-garantiruem.html
  • tests.bystrickaya.ru/mashini-i-mehanizmi-graficheskoe-predstavlenie-i-modelirovanie-4-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/poluchenie-i-ispolzovanie-elektricheskoj-energii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-oficialno-delovoj-perevod.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tajnite-koito-vinagi-ste-iskali-da-znaete-no-sa-bili-skrivani-ot-vas-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-52-konkursi-granti-konferencii-dekabr-2009g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-koronnij-razryad-na-provodah-vozdushnih-linij-elektroperedachi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-realizacii-osnovnih-napravlenij-razvitiya-arhivnogo-dela-v-respublike-tatarstan-za-2011-god-gosudarstvennoe-regulirovanie-razvitiya-arhivnogo-dela.html
  • education.bystrickaya.ru/2-vodnij-zheleznodorozhnij-i-aviacionnij-transport-konspekt-lekcij-po-ekologii-lekciya-1.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/muzei-vladimirskoj-oblasti-chast-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/utv-postanovleniem-gosstandarta-sssr-ot-20-dekabrya-1982-g-n-4909.html
  • uchit.bystrickaya.ru/titulnij-list-programmi-obucheniya-po-discipline-syllabus-forma-stranica-4.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatij-v-otraslevom-razreze-puti-eyo-povisheniya-chast-17.html
  • tasks.bystrickaya.ru/28-30-iyunya-2012-g-kislovodsk-v-programme-sekciya-kosmetologiya-i-esteticheskaya-medicina-master-klass-po-permanentnomu-makiyazhu-slozhnie-pigmenti-novogo-pokoleniya-i-ih-kachestvo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-dlya-studentov-specialnosti-090800-burenie-neftyanih-i-gazovih-skvazhin-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-cel-izucheniya-bzhd.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-rabochij-fajl-s-rezultativnimi-tablicami-i-grafikami-otchet-o-rezultatah-vipolneniya-kompyuternoj-laboratornoj.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/valerij-lejbin-slovar-spravochnik-po-psihoanalizu-izdatelstva-stranica-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-sovmestnoe-ozhidanie-rasskazi-o-luchshem-druge.html
  • klass.bystrickaya.ru/40-let-azimov-a-sami-bogi1972.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnie-posobiya-naznachennie-naseleniyu-so-storoni-gosudarstva-so-statyami-16-i-17-pakta.html
  • spur.bystrickaya.ru/lichnostno-orientirovannij-podhod-ma-pri-obuchenii-inostrannomu-yaziku-v-visshej-shkole-materiali-nauchno-prakticheskoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-zakonodatelstva-altajskogo-kraya.html
  • writing.bystrickaya.ru/epizootologiya-chast-22.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-tekushem-kontrole-znanij-v-hakasskom-politehnicheskom-kolledzhe.html
  • letter.bystrickaya.ru/minekonomrazvitiya-vneslo-novuyu-redakciyu-federalnogo-zakona-o-licenzirovanii-na-rassmotrenie-v-gosudarstvennuyu-dumu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/37-pedagogicheskie-rabotniki-uchrezhdeniya-imeyut-pravo-na-fizicheskaya-kultura.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-podgotovki-uchebnih-posobij-na-2008-god-plan.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-komponenti-mezhsetevih-ekranov-zadachi-disciplini.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-smetanin-pravda-severa-1989-23-dek-s-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-osnovnie-napravleniya-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-tyumenskoj-oblasti-na-2008-2010godi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.