.RU

Учебник написан коллективом авторов ведущих психологов спорта в соответствии с программой, утвержденной Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту. Учебник содержит 4 раздела: «Общая психология»

психология

Под общей редакцией доктора психологических наук, проф. В. М. Мельникова

Допущено Государственным комитетом СССР

по физической культуре и спорту

в качестве учебника

для институтов физической культуры

МОСКВА

«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ» 1987

ББК 88.4 П86

Мы не говорим педагогам — поступайте так, а не иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и сами натуры воспитанников не походят одна на другую.

К. Д. Ушинский.



Издательство «Физкультура и спорт», 1987 г. t

Рецензенты:

член-корр. АПН проф. А. А. Бодалев и кафедра психологии БГОИФК

Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под П 86 ред. В. М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт 1987. —367 с, ил.

Учебник написан коллективом авторов — ведущих психологов спорта в соответствии с программой, утвержденной Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту. Учебник содержит 4 раздела: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Психология физического воспитания», «Психология спорта».

12—87

ББК 88.4

4128000000—074 009(01)—87

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выбор настоящего эпиграфа не случаен. Он лучше всего определяет задачи, которые стояли перед авторами учебника,— снабдить будущих спортивных педагогов четкими и объективными знаниями по психологии и указать возможные пути использования этих знаний в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Эффективность как учителя физической культуры, так и тренера в значительной степени зависит от наличия у него психологических знаний и умений.

«Проникновение» психологической науки в практику физического воспитания и спорта в последние годы проявилось, в частности, в том, что во многих спортивных обществах и командах рядом с тренерами стали работать психологи и психотерапевты. Число психологических лабораторий в спорте непрерывно растет, так как практика свидетельствует об их полезности и эффективности.

Все это говорит о необходимости систематического изучения психологии как важного предмета для педагогического образования. Вместе с тем преподавание психологии будущим учителям физической культуры и тренерам ведется недостаточно эффективно. Это прежде всего связано с отсутствием современных учебников по психологии для институтов физкультуры. Последний раз такой учебник издавался в 1974 г., т. е. более 10 лет назад. За 10-летний период не только значительно увеличился объем психологических знаний, но и произошли серьезные изменения в их структуре. Настоящий учебник учитывает все эти изменения. Он состоит из 4 разделов: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Психология физического воспитания», «Психология спорта».

Первый раздел — «Общая психология» является базовым. Он содержит материал, необходимый для освоения остальных разделов. Вместе с тем при написании первого раздела учитывалось, что по курсу «Общая психология» имеется довольно много различных учебных пособий, к которым студент и преподаватель могут дополнительно обратиться.

Второй раздел — «Возрастная и педагогическая психология» является непосредственным продолжением курса общей психологии. В нем изложены основные закономерности развития психики

в онтогенезе и возрастные особенности обучения, воспитания и тренировки. Естественно, что раздел содержит не весь объем знаний по возрастной и педагогической психологии, а лишь ту его часть, которая необходима будущим педагогам и тренерам для решения практических задач физического воспитания и спорта.

Третий раздел учебника посвящен психологии физического воспитания. Это совершенно новый раздел учебника. Включение этого раздела диктуется запросами практики. Сегодня делается все необходимое для расширения физкультурной и спортивной работы среди населения. Партия считает, что в «укреплении здоровья населения, подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь» *..

Поэтому необходимость разработки специального раздела по психологии физического воспитания отмечалась многими спортивными психологами и педагогами, но только в новом учебнике это пожелание выполнено.

Самым большим по объему и самым нестандартным по содержанию является четвертый раздел — «Психология спорта». В нем излагаются фундаментальные принципы психологии спортивной деятельности и закономерности их практического использования при подготовке спортсменов высокого класса. Поэтому этот раздел будет представлять интерес не только для студентов, но и для практических работников спорта.

Учебник написан авторским коллективом в составе: доктор психол. наук, проф. И. П. Волков, канд. психол. наук, доц. Г. Д. Горбунов, канд. психол. наук, доц. Л. Н. Данилина, канд. пед. наук, доц. В. В. Медведев, доктор психол. наук, проф. В. М. Мельников, доктор мед. наук, проф. В. И. Некрасов, канд. психол. наук Л. Т. Ямпольский.

Первый раздел ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

1.1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Психология относится к гуманитарным наукам, объектом исследований которых являются человек* и общество. Психология — это наука о психике, о закономерностях ее проявления и развития. В переводе с древнегреческого (psyche — душа, logos — слово) психология означает «слово о душе». Под понятием «душа» мыслится некая нематериальная субстанция, существующая независимо от тела и управляющая его поведением. Само слово «душа» (или «дух») происходит от слова «дыхание», что говорит о древних корнях этого понятия, когда дыхание считалось наиболее характерным признаком, отличающим живое от неживого. Учение о душе является, по выражению П. П. Блонского, «примитивной биологической гипотезой, и, по мере развития наших биологических знаний, эта гипотеза обречена на исчезновение, поскольку ответ: «Живое существо дышит, растет, размножается и движется, потому что у него есть душа» — наивен и пуст для биолога XX века»**.

По мере развития психологической науки объектом изучения стала не сама душа, а ее проявления, так называемые «душевные», или психические, явления. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния (см. схему).

Психические процессы — это разные формы субъективного отражения объективной действительности. Психические процессы называют также психическими функциями. С помощью психических процессов (функций) осуществляются познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение и деятельность. Различают следующие основные виды психических процессов: ощущение, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции), воля, которые группируются в три основных класса — познавательные, эмоциональные и волевые. Психические свойства — это индивидуально-психологические


* Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. — М.: Политиздат, 1986, с. 153.

* Термин «гуманитарные» науки произошел от лат. «Homo Sapiens» — челове^разумный^ ^ ^ ^ ПСИХОЛогические произведения. М., 1964, с. 34.




Психические процессы

Психические свойства личности


Психические явления

Психические состояния

X

и

особенности личности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологические и индивидуальные различия. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.

Психические состояния характеризуют временную динамику психической деятельности. Это важная сторона внутреннего мира человека, оказывающая существенное влияние на успешность обучения и деятельности. Например, тревожность, возбуждение, усталость и апатия значительно влияют на соревновательные результаты спортсменов. Выделяют утомление, эмоциональное напряжение (стресс), монотонию, другие психические состояния.

Все психические явления тесно взаимосвязаны. Так, психические процессы всегда протекают на фоне определенных психических состояний, а индивидуальные различия в течение психических процессов выступают в качестве характеристик психических свойств.

1.2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И СПОРТА

Вероятно, никто не нуждается в психологических знаниях в такой степени, как преподаватели физического воспитания и тренеры. Эти знания нужны им для того, чтобы хорошо разбираться в психической сущности физической подготовки, в индивидуальных психологических особенностях своих воспитанников, а также в методах руководства и управления спортивными коллективами.

Не зная психологии, тренер может допустить ошибки, которые независимо от его истинных намерений чреваты серьезными отрицательными последствиями. Например, стремясь научить спортсменов самоконтролю в условиях соревнований, можно сформировать страх перед соревнованиями, напряженность и скованность в движениях; желая сформировать уверенность и смелость, можно породить беспечность, небрежность и зазнайство; воспитывая настойчивость и упорство, можно непроизвольно создать условия, способствующие развитию упрямства, непослушания, негативизма и других психопатических черт личности.

Знание психологии и грамотное ее использование позволяют не только избежать подобных ошибок, но и значительно повысить эффективность тренировочной и воспитательной работы со спортсменами разного возраста и уровня мастерства.

Специальные психологические знания и навыки необходимы спортивному педагогу в его повседневной профессиональной деятельности. Проводя занятия со спортсменами разной квалификации, он постоянно сталкивается с различными затруднениями: один спортсмен выполняет упражнение не так, как требуется, другой не пришел на тренировку, третий получил травму, четвертый нарушает дисциплину, отвлекает других от занятий и т. п. Кажется, что такие мелкие погрешности бывают всегда и у всех, но именно на борьбу с ними нередко тратятся основные силы педагогов. Сделать так, чтобы эти погрешности не повторялись, возможно лишь при устранении их причин. Причин может быть много, и все причины имеют психологические корни.

В работе тренера возникают и более сложные ситуации. Чаще всего они связаны с тем, что спортсмен не может точно выполнить то или иное движение, необходимое для технического совершенствования. Например, один из тренеров «давал своей ученице раз двадцать подряд одно и тоже указание: «Выноси руки!», т. е. требовал, чтобы прыгунья в момент отталкивания от трамплина «выносила» — поднимала руки как можно выше и лишь после этого начинала переход в сальто. Спортсменка очень хотела выполнить это, в общем простое, требование, но почему-то у нее ничего не получалось»*. Еще большие трудности возникают, когда у спортсмена закрепляются ошибочные реакции: боязнь соревнований, снаряда, определенных противников и т. п. Не зная психологии, справиться с этими трудностями невозможно.

В практике спортивной работы хорошо известны случаи, когда спортсмен, который считался малоперспективным, после перехода к другому тренеру резко улучшал свои результаты или когда перспективный спортсмен менял тренера и его результаты переставали расти. Совершенно очевидно, что и в том и в другом случае причина заключается в мастерстве тренера. Хороший тренер от плохого отличается прежде всего своими психологическими знаниями и умениями.

Хочет тренер или нет заниматься психологической работой со

* Алексеев А. В. Себя преодолеть. — М.: ФиС, 1979, с. 118.

спортсменами, но он по характеру самой деятельности должен изучать психические особенности своих воспитанников. Во-первых, он сам непосредственно общается со спортсменами, наблюдает их на тренировках и соревнованиях, работает с ними. Во-вторых, сейчас к работе со спортсменами все чаще привлекаются психологи и психотерапевты и спортивный педагог должен уметь взаимодействовать с ними и использовать их знания.

Все это делается с одной целью — повысить эффективность педагогической деятельности тренера: помочь избежать ошибок в формировании личности спортсмена и добиться более интенсивного роста спортивных результатов. Психология для того и существует, чтобы ошибок в человеческой деятельности стало как можно меньше, а успехов как можно больше. Поэтому задачи психологии в профессиональной подготовке педагогов в области физического воспитания и спорта сводятся к следующему:

  1. дать преподавателям физического воспитания и тренерам
    необходимые знания по общей психологии, возрастной и педаго
    гической психологии, психологии физического воспитания и спор
    та как основы для формирования профессионально-педагогиче
    ского мастерства;

  2. обучить будущих педагогов использованию в своей работе
    психологических закономерностей для повышения эффективности^
    тренировки и комммунистического воспитания спортсменов;

  3. ознакомить будущих преподавателей физического воспита
    ния и тренеров с основными психодиагностическими методами
    изучения индивидуально-психологических особенностей и спосо
    бами практического применения этих методов в процессе трени
    ровки и воспитания спортсменов;

  4. ознакомить педагогов с основными методами управления
    психическими состояниями спортсменов и навыками дифференци
    рованного использования этих методов в различных ситуациях;

  5. дать преподавателям физического воспитания и спорта зна
    ния, необходимые для понимания взаимоотношений между людь
    ми и управления спортивными группами и коллективами.

Эти задачи определяют необходимость изучения психологии педагогами в области физического воспитания и спорта.

1.3. ПСИХИКА И МОЗГ

Согласно учению марксизма-ленинизма психика — это свойство мозга, которое состоит в его способности отражать окружающую действительность. В. И. Ленин называл философию, которая не учитывает связи психики с мозгом, «безмозглой». Он указывал, что все «психическое... есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека»*. Поэтому, чтобы лучше понимать психические явления и законы функционирования психики, необходимо прежде всего знать, как устроен основной орган психической деятельности человека — головной мозг и как связаны с ним различные психические явления.

* Лени

н В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 43, 239.

В разделе 1.1. говорилось о трех группах психических явлений, подлежащих изучению. Здесь рассматриваются три основных функциональных блока мозга, каждый из которых обеспечивает преимущественно одну из этих групп.

Первый блок — «энергетический». Он обеспечивает регуляцию тонуса коры мозга и поддержание оптимального психического состояния. Регуляция тонуса коры мозга необходима для того, чтобы человек мог нормально воспринимать и перерабатывать информацию, планировать свою деятельность и осуществлять контроль поведения.

Взаимосвязь психических процессов с тонусом коры мозга впервые была описана И. П. Павловым. Он показал, что нервные процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга, подчиняются «закону силы». Согласно этому закону сила и длительность реакции прямо пропорциональны силе и значимости раздражителя. Иными словами, чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее реакция и медленнее ее угасание.

«Закон силы» выполняется только при оптимальном тонусе коры мозга. При снижении тонуса этот закон нарушается и развиваются так называемые тормозные, или фазовые, состояния мозга. Первая фаза тормозного состояния коры характеризуется тем, что сильные и слабые раздражители вызывают ответные реакции приблизительно одинаковой интенсивности. Поэтому данную фазу называют уравнительной.

При углублении торможения коры сильные раздражители усиливают торможение и не вызывают ответных реакций, в то время как слабые раздражители по-прежнему вызывают реакцию. Эта фаза называется парадоксальной в связи с тем, что такое реагирование является неожиданным, противоречащим смыслу.

При дальнейшем углублении тормозного состояния коры любой раздражитель перестает вызывать ожидаемую ответную реакцию и лишь углубляет торможение. Такое извращение реагирования характерно для ультрапарадоксальной фазы.

Описанные фазовые состояния мозга возникают, например, при переутомлении, в стрессовых и просоночных состояниях. Они могут многое объяснить в нарушениях целенаправленности поведения и деятельности, возникающих в этих состояниях.

Все это свидетельствует о важности поддержания оптимального мозгового тонуса для организации сознательной и целенаправленной психической деятельности.

Первый блок мозга расположен в верхних отделах ствола мозга. Здесь имеется особое нервное образование — так называемая сетевидная, или ретикулярная, формация (от лат. «ретикула» — сеточка). В ней возникают импульсы возбуждения, которые питают энергией кору мозга. Стоит прервать этот поток, как тонус коры снизится и человек впадает в просоночное или сонное состояние. Сюда же относится так называемый лимбический мозг, который составляет древнейшую основу мозгового управления поведением. Здесь осуществляется регуляция процессов химического обмена веществ в организме.

В то время как первый функциональный блок только обеспечивает поддержание оптимального уровня активности коры большого мозга, но сам не принимает участия ни в приеме и переработке информации, ни в формировании программ поведения, второй блок — «познавательный» непосредственно отвечает за анализ и синтез сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, т. е. является блоком получения, обработки и хранения информации.

Второй блок мозга располагается на наружной поверхности задних отделов головного мозга, являющихся центральными (корковыми) концами анализаторов, куда непосредственно поступает вся информация от периферических органов чувств.

В отличие от первого второй функциональный блок обладает высокой модальной специфичностью. По существу, он представляет собой объединение центральных (корковых) концов анализаторов различной модальности. Центральный конец зрительного анализатора располагается в затылочной области слухового — в височной, мышечно-двигательного — в теменной и т. д.

Однако, несмотря на различия, связанные с модальной специфичностью, все аппараты этого блока организованы по единым законам. А. Р. Лурия выделяет три наиболее важных закона, описывающих строение не только второго, но и третьего блока головного мозга: 1) закон иерархического строения; 2) закон убывающей специфичности и 3) закон прогрессивной латерализации функций.

1. Закон иерархического строения корковых зон является одним из наиболее важных принципов, характеризующих строение коры большого мозга. Согласно этому закону каждая из мозговых систем состоит из трех надстроенных друг над другом корковых зон: первичной (или проекционной), вторичной и третичной.

В первичных зонах кончаются волокна, идущие от органов чувств (периферических рецепторов). Здесь информация дробится на элементарные компоненты и многократно кодируется с помощью высокоспециализированных нейронов-детекторов, реагирующих только на строго определенные характеристики сигнала, поступающего с рецепторов. Например, в проекционной зоне зрительного анализатора (затылочная область коры) существуют детекторы прямых линий, дуг, углов, движущихся точек и т. п. Аналогичные высокоспециализированные детекторы имеются в проекционных зонах всех органов чувств. Это дает возможность разделять сложные сигналы на элементарные компоненты, превращая их в функциональную мозаику раздражений, пригодную для поэлементного кодирования и дальнейшей обработки.

Над первичными зонами коры надстроены вторичные, или проекционно-ассоциативные, зоны. Отличительной особенностью их является то, что поступающие сюда волокна идут не от периферических рецепторов, а из подкорковых ядер либо из первичных зон коры. Функция вторичных зон коры, по-видимому, заключается в том, чтобы объединять элементарные признаки сигналов, приходящих из нижележащих подкорковых образований и первичных зон коры, в более сложные психические образования.

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-13.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-27.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-7.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-francuzskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-14.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-francuzskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-francuzskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-7.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/arhitektura-italii-v-srednie-veka.html
  • student.bystrickaya.ru/25-dividendi-dividendi-ne-obyavlyalis-i-ne-viplachivalis-26-upravlenie-finansovimi-riskami.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/otchyot-o-vipolnenii-gosudarstvennogo-i-obshestvennogo-zakaza-na-obrazovanie-poluchenie-obshestvennogo-priznaniya-dostizhenij-uchrezhdeniya-stranica-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-russkoj-istorii-stranica-142.html
  • school.bystrickaya.ru/kirling-chast-11.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazaniya-o-korole-arture.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vii2-metodicheskaya-literatura-po-discipline-horovoj-klass-dlya-prepodavatelya-hormejstera.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-kachestva-topliva-na-rabotu-dvigatelya-vnutrennego-sgoraniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-spektralnoe-issledovanie-kratkie-istoricheskie-svedeniya123.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-034300-62.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-dlya-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-5-7-8-9-klassi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-v-vek-prosvesheniya-rossijskaya-imperiya-v-xviii-veke-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-zaochnoj-vechernej.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-velikie-geograficheskie-otkritiya-evropa-vxv-xvi-vv.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-18-den-braun-angeli-i-demoni.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-energetika-ministrlg-atomdi-zhne-energetikpli-adaalau-men-bailau-komitetn-bos-memlekettk-kmshlk-lauazima-ornalasua-zhalpi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-2-klass.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-dekabr-2003-goda.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mogilevskij-oblispolkom-programma-tehnicheskogo-perevooruzheniya-oao-rogachevskij-zavod-diaproektor-na-period-2009-2015.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biblejskij-car-solomon-i-drevnosti-stambula-ierusalima-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-2-informaciya-o-dostignutih-rezultatah-otchet-po-kontrolnoj-i-pravoprimenitelnoj-deyatelnosti-departamenta.html
  • teacher.bystrickaya.ru/federalnij-perechen-uchebnikov-stranica-17.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/t-v-andrienko-2004-g-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-voprosi-programma-podgotovki-aspirantov-po-kardiologii-sostavili-d-m-n-professor-i-i-chukaeva.html
  • writing.bystrickaya.ru/krokodil-gena-i-ego-druzya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dorogie-druzya-publikuya-svoi-povesti-i-rasskazi-na-sajtah-artofwar-ya-ne-raz-poluchal-ot-vas-pisma-v-kotorih-vi-govorili-skladivaetsya-oshushenie-chto-eti-r-stranica-15.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-matematicheskoe-modelirovanie-i-sovremennie-problemi-nauk-omaterialah-i-processah-napravlenie-specialnost-oop.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sochinenie-elishe-mnogokratno-perevodilos-imeyutsya-perelozheniya-na-sovremennij-armyanskij-francuzskij-italyanskij-anglijskij-yaziki-stranica-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-taktika-obiska-i-viemki-zakon-i-pravo-moskva-1999.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/5-gruppovoe-obsuzhdenie-polozhenij-bihevioristov-byudzhetnoe-uchrezhdenie-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mihail-zajcev.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-grizlov-b-v-monitoring-smi-14-noyabrya-2007-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-nejropsihicheskaya-regulyaciya-individualnogo-razvitiya-cheloveka-piter.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-metodicheskie-ukazaniya-rassmotreni-i-rekomendovani-k-izdaniyu-metodicheskim-seminarom-kafedri.html
  • books.bystrickaya.ru/demin-av-prajs-list.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pn-debiettk-ou.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.