.RU

Учебник для гуманитарных факультетов - страница 5





Смысл импликации, как одной из логических связок, полностью определен этой таблицей, и ничего другого импликация не подразумевает.

Импликация, в частности, не предполагает, что высказывания А и В как-то связаны между собой по содержанию. В случае истинности В высказывание «если А, то В» истинно независимо от того, является А истинным или ложным и связано оно по смыслу с В или нет. Истинными считаются, например, высказывания: «Если на Солнце есть жизнь, то дважды два равно четырем», «Если Волга - озеро, то Токио - большой город» и т.п. Условное высказывание истинно также тогда, когда А ложно, и при этом опять-таки безразлично, истинно В или нет и связано оно по содержанию с А или нет. К истинным относятся, к примеру, высказывания: «Если Солнце - куб, то Земля - треугольник», «Если дважды два равно пяти, то Токио маленький город» и т.п. В обычном рассуждении все эти высказывания вряд ли будут рассматриваться как имеющие смысл и еще в меньшей степени как истинные.

Очевидно, что хотя импликация полезна для многих целей, она не совсем согласуется с обычным пониманием условной связи. Импликация охватывает многие важные черты «логического поведения» условного высказывания, но вместе с тем не является достаточно адекватным его описанием.

В последние полвека были предприняты энергичные попытки реформировать теорию импликации. При этом речь шла не об отказе от описанного понятия импликации, а о введении, наряду с ним, другого понятия, учитывающего не только истинностные значения высказываний, но и связь их по содержанию.

С импликацией тесно связана эквивалентность, называемая иногда «двойной импликацией».

Эквивалентность - сложное высказывание «А, если и только если В», образованное из высказываний А и В и разлагающееся на две импликации: «если А, то В-» и «если В, то А». Например: «Треугольник является равносторонним, если и только если он является равноугольным». Термином «эквивалентность» обозначается и связка «..., если и только если ...», с помощью которой из двух высказываний образуется данное сложное высказывание. Вместо «..., если и только если ...» для этой цели могут использоваться «... в том и только том случае, когда ... «, «... тогда и только тогда, когда ...» и т.п.

Если логические связки определяются в терминах истины и лжи, эквивалентность истинна тогда и только тогда, когда оба составляющие ее высказывания имеют одно и то же истинностное значение, т.е. когда они оба истинны или оба ложны. Соответственно, эквивалентность является ложной, когда одно из входящих в нее высказываний истинно, а другое ложно.

Обозначим эквивалентость символом , формула ^ А  В может быть прочитана так: «А, если и только если В». Таблица истинности для эквивалентности приводится.

А

В

АВ

И

И

И

И

Л

Л

Л

И

Л

Л

Л
И


С использованием введенной логической символики связь эквивалентности и импликации можно представить так:

«А  В» означает «(А  В) & (В А)».

Например: высказывание «Ромб является квадратом, если и только если все углы ромба прямые» означает «Если ромб есть квадрат, то все углы ромба прямые, и если все углы ромба прямые, то ромб есть квадрат».

Эквивалентность является отношением типа равенства. Как и всякое такое отношение, эквивалентность высказываний является рефлексивной (всякое высказывание эквивалентно самому себе), симметричной (если одно высказывание эквивалентно другому, то второе эквивалентно первому) и транзитивной (если одно высказывание эквивалентно другому, а другое - третьему, то первое высказывание эквивалентно третьему).

В следующей таблице перечислены все шесть связок, которые были введены ранее:

Название

Символ

Истолкование

Отрицание

-

«не»

Конъюнкция

&

«... и ...»

Дизъюнкция в неисключающем смысле

V

«... или ...»

Дизъюнкция в исключающем смысле

V

«либо .... либо ...»

Импликация



«если ..., то ...»

Эквивалентность



«..., если и только если ...»


Следующие примеры показывают употребление данных связок.

А



А А

Аv ~А

А& ~А

~ (А & ~ А)

и

л

И

И

л

И

л

и

И

и

л

И







А

В

А В

(А В) &А

((А  В) &А)  В




И

И

и

и

И




И

Л

л

л

И




Л

И

и

л

И




Л

Л

и

л

И































































































А

В

АВ



(А  В) & ~ В



((А  В) & ~В)  ~А

и

и

и

л

л

л

И

и

л

л

и

л

л

И

л

и

и

л

л

и

И

л

л

и

и

и

и

И



Эти таблицы показывают, что формулы (А  A), (A v ~A), ~ (А&~ А), ((А  В) & А)  В и ((А  В) & ~ В)  ~ А принимают значение истинно при любых значениях входящих в них переменных. Такие формулы называются общезначимыми, или тождественно истинными, или тавтологиями. Более подробно об общезначимых формулах, представляющих законы логики, говорится в главе, посвященной этим законам.


^ 3. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ


И в обычном языке, и в логике употребляется несколько видов высказываний. До сих пор речь шла только об одном из них - об описательных высказываниях. Главной функцией описательного высказывания является описание действительности. Если высказывание описывает реальное положение дел, оно считается истинным, если не соответствует реальности - ложным. Обычно само понятие описательного высказывания определяют в терминах истины и лжи: высказывание есть повествовательное предложение, рассматриваемое вместе с его содержанием (смыслом) как истинное или ложное.

Описательное высказывание чаще всего имеет грамматическую форму повествовательного предложения: «Плутоний - химический элемент», «У ромба четыре стороны» и т.п. Однако описание может выражаться и предложениями других видов; даже вопросительное предложение способно в подходящем контексте выражать описание. Описательное высказывание отличается от высказываний иных видов не грамматической формой, а прежде всего своей основной функцией и особенностями составляющих его структурных «частей».

Описательное отношение высказывания к действительности иногда отмечается словами «истинно», «действительно» и т.п., но чаще всего никак не обозначается. Сказать «Трава зеленая» все равно, что сказать «Истинно, что трава зеленая» или «Трава действительно зеленая».

Всякое описание предполагает следующие четыре части, или компонента: с у б ъ е к т - отдельное лицо или сообщество, дающее описание; п р е д м е т - описываемая ситуация; о с н о в а н и е- точка зрения, с которой производится описание, и х а р а к т е р - указание истинности или ложности предлагаемого описания. Не все эти части находят явное выражение в каждом описательном высказывании. Характер высказывания, как правило, не указывается: оборот «истинно, что ...» опускается, вместо высказываний с оборотом «ложно, что ...» используются отрицательные высказывания. Предполагается, что основания всех описательных высказываний совпадают: если оцениваться объекты могут с разных позиций, то описываются они всегда с одной и той же точки зрения. Предполагается также, что какому бы субъекту ни принадлежало описание, оно остается одним и тем же. Отождествление оснований и субъектов описаний составляет основное содержание идеи интерсубъективности знания - независимости его употребления и понимания от лиц и обстоятельств. Требование совпадения субъектов и оснований описаний предписывает исключать упоминание этих двух частей из состава описания. Вместо того, чтобы говорить «Для каждого человека с любой точки зрения истинно, что Земля вращается вокруг Солнца», мы говорим «Земля вращается вокруг Солнца».

К описательным высказываниям близки так называемые н е о п р е д е л е н н ы е высказывания типа: «Этот дом голубой», «Здесь растет дерево», «Завтра будет солнечное затмение» и т.п. Такие высказывания, взятые сами по себе, не являются ни истинными, ни ложными, они приобретают истинностное значение только в конкретной ситуации, в частности, в результате указания пространственно-временных координат.

Многие высказывания, относимые обычно к несомненно описательным, являются на самом деле неопределенными. Скажем, высказывание «Лондон больше Рима» истинно, но истинно именно теперь: было время, когда Рим был больше Лондона и, возможно, в будущем эта ситуация повторится.

^ Оценочным высказыванием называется высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта, дающее ему оценку. Например: «Хорошо иметь много друзей», «Безразлично, как мы называем свою собаку», «Плохо не выполнять обещания», «Лучше обманывать дальних, чем близких», «Пропускать занятия хуже, чем опаздывать на них» и т.п.

Способы выражения в языке оценочных высказываний чрезвычайно разнообразны. Абсолютные оценки выражаются чаще всего предложениями с оценочными словами «хорошо», «плохо», «безразлично». Вместо этих слов могут использоваться «позитивно ценно», «негативно ценно», «добро», «зло» и т.п. Сравнительные оценки формулируются в предложениях с оценочными словами «лучше», «хуже», «равноценно», «предпочитается» и т.п. В языковом представлении оценок важную роль играет контекст, в котором они формулируются. Можно выделять обычные, или стандартные, формулировки оценочного высказывания, но, в принципе, предложение едва ли не любой грамматической формы способно в соответствующем контексте выражать оценку. Попытка отграничить оценочное высказывание от других видов высказываний, опирающаяся на чисто грамматические основания, не ведет к успеху.

Понятие оценочного высказывания может быть прояснено путем противопоставления его описательному высказыванию.

Оценка является выражением ц е н н о с т н о г о отношения к объекту, противоположного о п и с а т е л ь н о м у, или и с т и н н о с т н о м у, отношению к нему. В случае истинностного отношения утверждения к объекту отправным пунктом их сопоставления является объект, и утверждение выступает как его описание. В случае ценностного отношения исходным является утверждение, функционирующее как образец, план, стандарт. Соответствие ему объекта характеризуется в оценочных понятиях. Позитивно ценным является объект, соответствующий высказанному о нем утверждению, отвечающий предъявляемым к нему требованиям .

Ценностное отношение мысли к действительности чаще всего выражается не с помощью особых оценочных понятий, а высказываниями с явным или подразумеваемым «должно быть»: «Ученый должен быть критичным», «Электрон на стационарной орбите не должен излучать» и т.п.

К выражениям оценочного характера относятся, помимо прямых оценок, также всякого рода стандарты, правила, образцы, утверждения о целях, конвенции и т.д. Очевиден оценочный характер традиций, советов, пожеланий, методологических и иных правил, предостережений и т.п.


Многие понятия как обычного языка, так и языка науки, имеют явную оценочную окраску. Их иногда называют «хвалебными», круг их широк и не имеет четких границ. В числе таких понятии «наука» как противоположность мистике и иррационализму, «знание» как противоположность слепой вере и откровению, «труд», «система» и т.п. Введение подобных понятии редко обходится без одновременного привнесения неявных оценок («Знание - сила», «Труд облагораживает человека» и т. п ).

Не только особые «хвалебные» слова, но и любое слово, сопряженное с каким-то устоявшимся стандартом, способно вводить при своем употреблении оценку Называя вещь, мы относим ее к определенной категории и тем самым обретаем ее как вещь данной, а не иной категории В зависимости от имени, каким она названа, от того образца, под которым она подводится, вещь может оказаться хорошей или же оказаться плохой. Скажем, то, что именуется «древним», представляется прекрасным, но то, что называется «старым», таковым не является. Плохой дом, говорил Б Спиноза, это хорошие развалины

То, что даже слова, кажущиеся оценочно нейтральными, способны выражать ценностное отношение, делает грань между описательной и оценочной функциями языковых выражении особенно зыбкой и неустойчивой. Вне контекста употребления выражения, как правило, невозможно установить, описывает ли оно или оценивает или же пытается делать и то и другое одновременно

В начале века немецкий экономист и социолог М Вебер выдвинул требование свободы социологической и экономической науки от оценок Позднее шведским экономистом Г Мюрдалем был предложен постулат о допустимости в науках об обществе явных оценок ученый вправе делать оценки, но при условии, что он ясно отделяет их от описательных высказывании Очевидно, однако, что ни в сильной, ни в ослабленной форме требование освобождения науки от оценочных высказывании не может быть реализовано Речь должна идти не об отказе ученого от оценок, а о недопустимости субъективизма в оценках, о необходимости их тщательного обоснования


Всякая оценка включает следующие четыре части. С у б ъ е к т оценки - это лицо (или группа лиц), приписывающее ценность некоторому объекту. П р е д м е т оценки - объект, которому приписывается ценность, или объекты, ценности которых сопоставляются. По х а р а к т е р у оценки делятся на абсолютные и сравнительные. И, наконец, о с н о в а н и е оценки - это то, с какой точки зрения производится оценка. Не все «части» оценки находят явное выражение в оценочном высказывании. Но это не означает, что они не обязательны. Без любой из них нет оценки, и, значит, нет фиксирующего ее оценочного высказывания.

^ Оценочное высказывание не является ни истинным, ни ложным. Истина характеризует отношение между описательным высказыванием и действительностью; оценки не являются описаниями. Они могут характеризоваться как ц е л е с о о б р а з н ы е, э ф ф е к т и в н ы е,

р а з у м н е , о б о с н о в а н н ы е и т.п., но не как истинные или ложные. Споры по поводу приложимости к оценочному высказыванию терминов «истинно» и «ложно» во многом связаны с распространенностью двойственных, описательно-оценочных выражений, которые в одних ситуациях функционируют как описания, а в других - как оценки.

^ Нормативное высказывание - высказывание, устанавливающее какую-то норму поведения. Языковые формулировки нормативного высказывания также разнообразны и разнородны. Иногда оно имеет форму повелительного (императивного) предложения: «Закройте дверь!», «Не укради!», «Поспешай, не торопясь!». Чаще нормативное высказывание представляется повествовательным предложением с особыми нормативными словами: «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично». Например: «Обязательно выполнять обещания», «Запрещено разглашать врачебную тайну», «Безразлично, как вы проводите свободное время». Вместо указанных слов могут употребляться также другие слова и обороты: «должен», «может», «не должен», «позволено», «рекомендуется», «возбраняется» и т.п. В языковом представлении нормативного высказывания решающую роль играет к о н т е к с т, в котором выражается норма. Можно говорить об обычных, или стандартных, формулировках нормативного высказывания, но вряд ли можно сказать, что существует грамматическое предложение, в принципе не способное выражать такое высказывание.

Все нормы, независимо от их конкретного содержания, имеют одну и ту же структуру. Каждая включает четыре части: с о д е р ж а н и е - действие, являющееся объектом нормативной регуляции; х а р а к т е р - обязывает норма, разрешает или запрещает она это действие; у с л о в и я п р и л о ж е н и я - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие,

с у бъ е к т - лицо или группа лиц, которым адресована норма. Не все эти структурные элементы находят явное выражение в языковой формулировке нормативного высказывания. Но это не означает, что они не обязательны. Без любого из них нет нормы, и, значит, нет выражающего ее нормативного высказывания.

Область норм крайне широка и разнородна, между нормами и тем, что ими не является, нет ясной границы. Самым общим образом нормы можно разделить на п р а в и л а (такие, как правила игры, грамматики, логики, ритуала и т.п.), п р е д п и с а н и я (например, законы государства, команды и т.п.), т е х н и ч е с к и е нормы, говорящие о том, что должно быть сделано для достижения определенного результата («Чтобы быстро бегать, надо много бегать»). Помимо этих трех основных групп к нормам относятся также о б ы ч а и («Принято приветствовать старших первыми»), моральные принципы («Не будь завистлив») и правила идеала («Солдат должен быть стойким»). Эти три вида норм занимают как бы «промежуточное» положение между главными видами норм.

Нормы можно рассматривать как частный случай оценок, а точнее, как социально апробированные и социально закрепленные оценки. Средством, превращающим позитивную оценку действия в норму, требующую его реализации, является угроза н а к а з а н и я, или с а н к ц и и. «Обязательно действие А» можно определить как «Хорошо делать А и позитивно ценно, что воздержание от этого действия ведет к наказанию». Нормативное высказывание является, таким образом, особым случаем оценочного высказывания.

Нормы, стандартизированные с помощью санкций, являются частным и довольно узким классом оценок Нормы касаются действий или вещей, тесно связанных с деятельностью человека, в то время как оценки могут относиться к любым объектам. Нормы направлены всегда в будущее, оценки могут касаться также как прошлого и настоящего, так и того, что вообще существует вне времени.

Как и всякое оценочное высказывание, нормативное высказывание не является ни истинным, ни ложным. Истина характеризует отношение между описательным высказыванием и действительностью. Нормы не являются описательными, они употребляются для целей, отличных от описания, и описывают постольку, поскольку это необходимо для выполнения основной функции - предписания.

Еще одну группу высказываний составляют высказывания, относимые обычно к бессмысленным. Например: «Простые числа зеленые», «Дом есть цвет» и т.п. Это - правильно построенные предложения, такими же являются, очевидно, предложения «Истинно, что простые числа зеленые» и «Должно быть так, что простые числа зеленые» («Простые числа должны быть зелеными»). Первое предложение претендует на выражение описательного утверждения, но выражаемое утверждение не является ни истинным, ни ложным, поскольку цвета не имеют отношения к числам. Второе предложение выражает, как может казаться, оценочное утверждение, но о нем нельзя сказать по аналогии с обычными оценочными высказываниями, что даваемая им оценка эффективна или целесообразна. Сходным образом обстоит дело с высказываниями «Нынешний король Франции является лысым», «Пегас имеет крылья» и т.п., говорящими о свойствах несуществующих объектов. К бессмысленным иногда относятся также высказывания с туманным смыслом, подобные «Существовать - значит быть воспринимаемым». Нельзя сказать, что бессмысленные высказывания не являются высказываниями, хотя они определенно не относятся ни к описательным, ни к оценочным высказываниям и стоят не только «вне истины и лжи», но также «вне целесообразного и нецелесообразного».

Перечень разных видов высказываний показывает, что область высказываний является разнородной и не имеет четких границ Описательные высказывания - только один из многих видов высказываний.


^ 4. МОДАЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ


Модальными называются понятия, позволяющие охарактеризовать высказывание или описываемую в нем ситуацию с той или иной точки зрения. К модальным относятся такие понятия, как «необходимо», «возможно», «доказуемо», «опровержимо», «хорошо», «плохо», «обязательно», «запрещено» и т.п.

Например, из немодального высказывания «Цирконий - металл» с помощью модальных понятий «необходимо», «доказуемо» и «хорошо» можно образовать модальные высказывания «Необходимо, что цирконий - металл», «Доказуемо, что цирконий - металл» и «Хорошо, что цирконий - металл». В этих высказываниях связь предмета и признака оценивается с трех разных точек зрения.

В общем случае, о предмете ^ S можно просто сказать, что он имеет свойство Р. Но можно, сверх того, используя модальные понятия, уточнить, является ли эта связь S и Р необходимой или же она случайна, доказано ли, что S есть Р , или это только предполагается, хорошо ли, что S есть Р , или это плохо, и т.д. Результатами таких уточнений будут модальные высказывания разных типов. Общая их форма: М (S есть Р); вместо М в эту форму могут подставляться различные модальные понятия.

Модальную характеристику можно дать не только связям предметов и их признаков, но и связям других типов. Например, из сложного высказывания «Если металлический стержень нагреть, он удлинится» можно получить модальные высказывания «Необходимо, что, если металлический стержень нагреть, он удлинится», «Доказуемо, что, если металлический стержень нагреть, он удлинится» и т.п.

Модальное высказывание - это сложное высказывание, слагающееся из какого-то высказывания и его модальной характеристики. Модальное высказывание дает оценку входящего в него более простого высказывания или описываемой в последнем ситуации с той или иной точки зрения.

Например, модальное высказывание «Физически необходимо, что планеты Солнечной системы движутся по эллипсам» оценивает движение планет с точки зрения законов физики. Модальное высказывание «Доказано, что планеты Солнечной системы движутся по эллипсам» оценивает это движение с теоретико-познавательной точки зрения. Данное высказывание истинно с того времен, как И. Кеплер доказал, что траектории движения планет Солнечной системы имеют форму эллипса, а не круга.

Одно и то же высказывание может стать объектом нескольких последовательных модальных оценок с одной или разных точек зрения: «Хорошо, что доказано, что цирконий - металл» и т.п.

Всякое модальное высказывание содержит по меньшей мере одно модальное понятие.

Никакого точного и полного перечня модальных понятий не существует. Их круг постоянно изменяется и не имеет четкой границы. В языке эти понятия могут выражаться в разных контекстах разными словами.

Еще Аристотель отнес к модальным понятия «необходимо», «возможно», «случайно» и «невозможно». Долгое время класс модальных высказываний исчерпывался высказываниями, включающими эти понятия. Уже в нашем веке к модальным были причислены такие понятия, как: «знает», «полагает», «доказуемо», «опровержимо», «обязательно», «разрешено», «хорошо», «плохо» и т.д.

Эти понятия очень различаются по своему конкретному содержанию. Общей для них является та рол ь, какую они играют в высказываниях: конкретизация фиксируемой в высказывании связи, уточнение ее характера, оценка ее с какой-то точки зрения.

Возьмем высказывание: «Металлы проводят электрический ток». Оно допускает двойное уточнение: количественное и качественное. Воспользовавшись словами: «все», «некоторые», «большинство», «только один», «ни один» и т.п., можно уточнить, о всех металлах идет речь или нет, всякого ли рода ток они проводят или же только одну его разновидность и т.д. Это будет количественная конкретизация высказывания: слова, используемые для такой конкретизации, называются кванторами.

Можно также попытаться конкретизировать качественный характер установленный в рассматриваемом высказывании связи. Для этого используются модальные понятия. Результатами их применения будут высказывания: «Необходимо, что металлы проводят ток», «Хорошо, что они проводят ток», «Опровергнуто, что это так» и т.п. Очевидно, что первое из этих модальных высказываний является истинным, а третье - ложным.

Все модальные понятия распадаются на группы. Каждая из них дает характеристику с некоторой единой точки зрения. Так, для теоретико-познавательной конкретизации высказываний используются понятия «доказуемо», «опровержимо» и «неразрешимо», для нормативной - понятия «обязательно», «разрешено» и «запрещено», для оценочной - понятия «хорошо», «безразлично» и «плохо».

Точек зрения на тот или иной факт может быть сколь угодно много. Число групп модальных понятий, выражающих эти точки зрения также в принципе ничем не ограничено.

В логике рассматриваются только наиболее интересные и важные группы модальных понятий. К ним относятся, в частности, логические, физические, теоретико-познавательные, нормативные и оценочные модальные понятия.

В число л о г и ч е с к и х модальных понятий входят: «логически необходимо», «логически возможно», «логически случайно», «логически невозможно» и др. Используя эти понятия, можно сформулировать такие, например, логические модальные высказывания. «Логически необходимо, что человек есть человек», «Логически возможно, что цирконий - металл», «Логически случайно, что Земля вращается», «Логически невозможно, что пять - простое число и пять одновременно не является простым числом». Во всех этих высказывания связи, устанавливаемые в немодальных высказываниях, характеризуются с одной и той же - логической - точки зрения. В чем именно она состоит, выясняет раздел логики, занимающийся изучением логических модальных понятий. Сейчас, не входя в подробности, можно отметить, что все приведенные высказывания являются истинными.

К ф и з и ч е с к и м модальным понятиям относятся: «физически необходимо», «физически возможно», «физически случайно», «физически невозможно» и др. Физические модальные понятия иногда именуются также каузальными или онтологическими (от слова «онтология», означающего общую теорию бытия). С помощью данных модальных понятий можно сформулировать такие, к примеру, физические модальные высказывания'. «Физически необходимо, что металлы пластичны», «Физически возможно, что существуют еще не открытые химические элементы», «Физически случайно, будет ли через год в этот день солнечно» и «Физически невозможно, что вечный двигатель будет создан». Все эти высказывания характеризуют связи, устанавливаемые в соответствующих немодальных высказываниях с некоторой единой точки зрения - физической, или онтологической. Ее смысл уточняет раздел логики, занимающийся изучением физических модальных понятий.

Т е о р е т и к о-п о з н а в а т е л ь н ы е модальные понятия называются также эпистемическими (от греческого слова episteme - знание). Группа этих понятий обширна и распадается на ряд подгрупп.

Можно выделить, в частности, эпистемические модальные понятия, относящиеся к доказуемости: «доказуемо», «опровержимо», «неразрешимо». С их помощью формулируются такие эпистемические модальные высказывания, как: «Доказуемо, что на Луне нет жизни», «Опровержимо, что сумма углов квадрата равна 180°», «Неразрешимо, каким будет автомобиль через сто лет».

Еще одну подгруппу эпистемических модальных понятий составляют понятия, относящиеся к убеждению: «убежден», «сомневается», «отвергает». Доказуемость объективна и безлична, если что-то считается доказуемым, то таковым оно является для каждого. Иначе обстоит дело с убеждениями. Они могут быть разными у разных людей: при разговоре о каких-то конкретных убеждениях надо указывать, кому именно они принадлежат. С помощью понятий «убежден», «сомневается» и «отвергает» можно сформулировать такие, к примеру, эпистемические модальные высказывания:

«Аристотель был убежден, что у женщины меньше зубов, чем у мужчины», «Платон сомневался в жизнеспособности античной демократии» и «Сократ отвергал возможность уклонения от вынесенного ему смертного приговора».

К н о р м а т и в н ы м модальным понятиям относятся «обязательно», «нормативно безразлично», «запрещено» и «разрешено». Они называются также деонтическими понятиями (от греческого слова deon - долг, правильность) и служат для характеристики действий человека с точки зрения определенной системы норм. Например: «Обязательно заботиться о близких», «Разрешено ездить в автобусе», «Безразлично, как человек называет свою собаку» и т.п. Здесь обязанность является характеристикой определенного круга действий с точки зрения принципов морали; разрешение относится к действию, не противоречащему системе правовых норм; нормативное безразличие утверждается относительно достаточно неопределенной системы норм, скажем, совокупности требований обычая, традиции и т.п.

Вместо слов «обязательно», «разрешено», «запрещено» могут использоваться слова «должен», «может», «позволено», «не должен», «необходимо» и т.п.

При употреблении понятий «обязательно», «разрешено» и т.п. всегда имеется в виду какая-то нормативная система, налагающая обязанность, предоставляющая разрешение и т.д. Поскольку существуют различные системы норм и нередко они не согласуются друг с другом, действие, обязательное в рамках одной системы, может быть безразличным или даже запрещенным в рамках другой. Например, обязательное с точки зрения морали может быть безразличным с точки зрения права; запрещенное в одной правовой системе может разрешаться другой такой системой и т.д.

^ Нормативное, или деонтическое, высказывание - это высказывание, устанавливающее какую-то норму поведения.

Чаще всего нормативное высказывание представляется повествовательным предложением с нормативными модальными понятиями. Иногда такое высказывание имеет форму повелительного (императивного) предложения: «Заботьтесь о ближних!», «Учитесь играть в крокет!» и т.п. В языковом выражении норм решающую роль играет контекст, в котором формулируется норма. Можно говорить об обычных, или стандартных, формулировках нормативных высказываний, но вряд ли можно сказать, что существует грамматическое предложение, в принципе не способное в каком-то контексте выразить такое высказывание.

Оценочные модальные понятия характеризуют объекты с точки зрения определенной системы ценностей. Эти понятия делятся, как уже говорилось, на абсолютные оценочные понятия: «хорошо», «(оценочно) безразлично», «плохо» и сравнительные оценочные понятия: «лучше», «хуже», «равноценно».

^ Оценочное высказывание устанавливает абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта..

Основные группы модальных понятий систематизируются следующей таблицей:

Логические

модальные понятия

Логически

Необходимо

Логически

Случайно

Логически

невозможно

Физические

модальные понятия

Физически

Необходимо

Физически

Случайно

Физически

невозможно

Эпистемические модальные понятия

Доказуемо

Убежден

Неразрешимо Сомневается

Опровержимо

Отвергает

Нормативные модальные понятия

Обязательно

(Нормативно)

безразлично

Запрещено

Оценочные модальные понятия

Хорошо Лучше

Безразлично Равноценно

Плохо

Хуже


Модальные понятия, относящиеся к разным группам, имеют разное содержание. При сопоставлении таких понятий (например, «необходимо», «доказуемо», «убежден», «обязательно», «хорошо») складывается впечатление, что они не имеют ничего общего. Однако на самом деле, это не так. Модальные понятия разных групп выполняют одну и ту же функцию: они уточняют устанавливаемую в исходном высказывании связь, конкретизируют ее. Правила их употребления определяются только этой функцией и не зависят от содержания высказываний. Поэтому данные правила являются едиными для всех групп понятий и имеют чисто формальный характер.

Логические связи модальных высказываний изучаются модалъной логикой, рассматриваемой далее.



uchebnik-pod-red-f-k-bea-e-dihtla-m-shvajtcera-per-s-nem-m-infra-m-1999-xvi-928-s.html
uchebnik-pod-redakciej-dejstvitelnogo-chlena-mezhdunarodnoj-akademii-informatizacii-doktora-ekonomicheskih-nauk-professora-ilenkovoj-s-d-moskva-1997-innovacionnij-menedzhment-uchebnik-stranica-19.html
uchebnik-pod-redakciej-doktora-stranica-16.html
uchebnik-pod-redakciej-doktora-stranica-58.html
uchebnik-pod-redakciej-zueva-a-s-vehi-istorii-novosibirsk-infolio-1999-g-10klass-17-chasov-1-chas-v-nedelyu-ipolugodie.html
uchebnik-prednaznachen-dlya-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii-v-vuzah-nii-ministerstva-zdravoohraneniya-osushestvlyayushih-podgotovku-kadrov-dlya-medicinskoj-sluzhbi-grazhdanskoj-oboroni-stranica-14.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-sombelya-2003-nacionalnij-tatarskij-prazdnik-cel-vospitanie-u-uchashihsya-esteticheskogo-vkusa-i-polozhitelnogo-otnosheniya-k-nacionalnim-tradiciyam-razvitie-hudozhestvennih-i-organizatorskih-sposobnostej.html
  • books.bystrickaya.ru/burovskij-andrej-predki-ariev-bbk63-3-stranica-19.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-i-zapryagaev1-v-m-gilev1.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-zanyatiya-kratkij-instruktazh-po-tehnike-bezopasnosti-v-kompyuternom-klasse-1min-rabota-s-uchashimisya-po-prinyatiyu-celi-uroka.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-ateriali-predostavleni-centralno-chernozemnim-upravleniem-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-massovih-kommunikacij-i-ohrane-kulturnogo-naslediya.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-sudebnih-uchrezhdenij-v-rossii-stranica-4.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-politike-vospitaniya-konkretnee-globalnimi-i-regionalnimi-processami-socialnogo-i-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchastie-molodezhnih-i-detskih-obshestvennih-molodezhnaya-obshestvenno-poleznaya-deyatelnost-v-rossii-moskva-2005-molodezhnaya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-10-modul-crt-perechen-lekcij-lekciya-struktura-programmi-na-yazike-turbo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-stranica-12.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplom-o-srednem-professionalnom-obrazovanii-bazovogo-urovnya-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-tura-1-j-den-viezd-iz-moskvi-utrom-s-belorusskogo-vokzala-vremya-i-mesto-sbora-utochnit-v-agentstve-pered-poezdkoj-2-j-den.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolezni-svyazannie-s-nekachestvennoj-vodoj-privodyat-k-prezhdevremennoj-smerti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/l-n-tolstoj-v-chem-moya-vera-stranica-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompleks-po-discipline-psihologiya-i-pedagogika-visshej-shkoli-dlya-aspirantov-obuchayushihsya-po-specialnostyam-22-00-04-socialnaya-struktura-socialnie-instituti-i-processi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmet-socialnoj-filosofii-postanovka-problemi-chast-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnostyam.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sostoyanie-limfocitov-pri-virusnih-gepatitah-v-i-s.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mestnieispolnitelnie-organi-respubliki-kazahstan-iii-tamozhennij-soyuz-eep-novosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2harakteristika-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-magisterskoj-programmi-1504006801metallovedenie-i-termicheskaya-obrabotka-metallov-i-splavov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-lingvisticheskoj-otnositelnosti-sozdannaya-sepirom-i-uorfom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-razvitie-proizvodstvennoj-infrastrukturi-i-ishodnie-faktori-i-usloviya-ekonomicheskogo-i-6-socialnogo-razvitiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sravnitelnaya-harakteristika-forvardnogo-fyuchersnogo-i-opcionnogo-valyutnogo-rinkov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opit-1-opredelenie-aktivnoj-kislotnosti-i-kolloidnaya-himiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mirovie-finansovie-rinki-dlya-napravleniya-080300-68-finansi-i-kredit.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/54-voprosi-k-zachetu-po-elektrotehnike-professionalnogo-obrazovaniya-sterlitamakskaya-gosudarstvennaya-pedagogicheskaya-akademiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zoologiya-bespozvonochnih-sostavitel-k-b-n.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prokurorskij-nadzor.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teplosbit-napominaet-platit-za-teplo-nuzhno-ne-pozdnee-10-go-chisla-kazhdogo-mesyaca.html
  • testyi.bystrickaya.ru/atomnaya-podvodnaya-lodka-k278-komsomolec-igor-anatolevich-muromov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uznaj-lzheca-po-virazheniyu-lica.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-ustrojstve-mira.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temnij-veter-s-zelenih-holmov-stranica-11.html
  • grade.bystrickaya.ru/ngtu-g-novosibirsk-nauchnij-rukovoditel-k-t-n-prof-a-i-kupryuhin-stranica-9.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-razvitiya-programma-razvitiya-shkoli-na-2005-10-g-g-predstavlyaet-model.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.